Клирики и миряне не согласны с результатами выборов в Болгарской Православной Церкви 21 ноября, 2013. Новостная служба Результаты выборов породили недовольство среди клириков и мирян епархии, считающих, что до голосования часть избирателей была подкуплена. Болгарские СМИ публиковали различные, противоречащие друг другу сообщения о факте самоотвода епископа Игнатия. Фото: wikipedia.org 21 ноября. ПРАВМИР. Избраны два кандидата на Варненскую митрополию Болгарской Православной Церкви, сообщает Седмица.ru . Это епископ Агатонийский Борис (Добрев) и епископ Проватский Игнатий (Карагьезов). Епархиальные выборы состоялись в Варне, тайно проголосовали 30 избирателей от 5 духовных околий. За епископа Бориса отдали голоса 17 человек, за епископа Игнатия – 16. Результаты выборов породили недовольство среди клириков и мирян епархии, считающих, что до голосования часть избирателей была подкуплена. Болгарские СМИ публиковали различные, противоречащие друг другу сообщения о факте самоотвода епископа Игнатия. Митрополит Доростольский Амвросий отказался комментировать ситуацию в епархии, однако поделился мнением, что выборы прошли согласно Уставу БПЦ, и что погибший 9 июля этого года митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл, который «сейчас смотрит на всех из Царствия Небесного, не допустил бы, чтобы на Варненскую кафедру пришел недостойный человек». Епископ Проватский Игнатий родился в 1972 г. в Сливене. Окончил строительный техникум, потом Православный факультет университета в Велико-Тырнове. В 1998 г. пострижен в монашество, в 1999 г. назначен протосинкелом Сливенской митрополии, в 2001 г. возведен в сан архимандрита. В 2004-2010 г. — настоятель подворья БПЦ в Москве. 6 апреля 2008 г. хиротонисан во епископа. С 2010 г. викарий Сливенского митрополита. Епископ Агатонийский Борис родился в 1953 г. в Русе, окончил Софийскую Духовную академию. В 1989 г. пострижен в монашество. Также был настоятелем подворья БПЦ в Москве, с 2001 г. главный секретарь Синода, с 2003 г. — настоятель Бачковского монастыря. В 2008 г. хиротонисан во епископа Агатонийского.

http://pravmir.ru/obyavleny-kandidaty-na...

Из уставов, написанных после святых Пахомия и Василия, известны следующие: 1) Иерусалимский, составленный св. Саввой Освященным († 532); 2) Студийский, получивший начало от прп. Феодора Студита († 826); 3-5) 3 афонских устава, из к-рых 1-й (971/2) был написан Евфимием, игум. Студийского мон-ря, и утвержден имп. Иоанном Цимисхием, 2-й принадлежит устроителю афонского иночества св. Афанасию († ок. 1000), а 3-й (1045) составлен в царствование и по повелению имп. Константина IX Мономаха мон. Космой Цинцулуком; 6) устав Константинопольского патриарха Алексия, написанный им между 1034 и 1043 гг. для своего мон-ря во имя Успения Богоматери; 7) устав Михаила Атталиата 1077 г., употреблявшийся в основанном им М. в К-поле; 8) устав груз. мон-ря Пресвятой Богородицы Петрицонитиссы в Бачковском (Петрицонском) мон-ре близ совр. Асеновграда (Болгария), данный в 1083 г. ктитором его Григорием Пакурианом ; 9) устав св. Христодула, данный в 1091 г. мон-рю св. Иоанна Богослова на Патмосе; 10) устав имп. Ирины, супруги Алексея I Комнина, написанный ок. 1114 г. для женского мон-ря Пресвятой Богородицы Благодатной; 11) устав царского мон-ря Пантократора, данный в 1136 г. визант. имп. Иоанном II Комнином ; 12) устав Льва, еп. Нафплийского и Аргосского, написанный в 1143 г. для монастыря Богоматери в Арии; 13) устав, составленный в 1158 г. Афанасием, игум. мон-ря вмч. Маманта в К-поле, находившегося под покровительством придворного Георгия Мистика; 14) устав честного мон-ря τν Ηλου Βμων или τν Ελεγμν (метох вифинского мон-ря Элегмон), находившегося в К-поле, данный имп. Мануилом I Комнином в 1162 г.; 15) устав мон-ря свт. Николая в Казоле (Юж. Италия), написанный в 1174 г. игуменом его Николаем; 16) устав св. Саввы Сербского, данный афонскому Хиландарскому мон-рю; 17) устав Махерасского мон-ря на о-ве Кипр, данный (1201-1210) иеромонахом (впосл. епископ Тамасский) Нилом. Перечисленными памятниками далеко не исчерпывается то количество уставов, которое существовало в действительности и применялось к жизни визант. М. в IX-XII вв. ( Соколов. 1894. С. 318-319).

http://pravenc.ru/text/2564106.html

  Преподобный Андрей Критский в своем Великом каноне говорит о «лествице деятельного восхождения души». В этом же каноне вспоминается праведный Иов, как пример оправдания на Суде Божием: «Иова на гноище слышавши, о душе моя, оправдавшегося, того мужеству не поревновала еси». В результате чего тот, кто раньше был на престоле, – «иже первее был на престоле», – «наг на гноище гноен», а тот, кто имел, множество домочадцев и был прославлен, – «безчаден и бездомок», его палаты превратились в гноище, а сокровища – «бисерие» – в «струпы». Вспомним в этой связи, что Иов изображен сидящим под троном сатаны, а недалеко от него расположено изображение богача На рубеже тысячелетий складывается тот иконографический канон Страшного суда, которому суждено будет существовать затем, по крайней мере, еще семь веков. Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций Страшного суда, было Житие Василия Нового (Х в.). В XI–XII вв. одновременно на обширной территории христианского мира был создан целый ряд значительнейших образов Страшного суда. Наиболее известные из них – росписи церкви Панагии Халкеон в Салониках, 1028 г., фрески Сант Анджело ин Формис, две иконы с изображением Страшного суда из монастыря святой Екатерины на Синае XI–XII вв., две миниатюры Парижского Евангелия (Национальная библиотека в Париже, gr. 74), пластина слоновой кости из музея Виктории и Альберта в Лондоне, грандиозная мозаика базалики Торчелло в Венеции, фрески церкви Мавриотиссы в Кастории, росписи Бачковской костницы в Болгарии и гигантские мозаики пола собора в Отранто, 1163 г., и близкого по времени Трани Страшный Суд. Синай, монастырь св. вмц. Екатерины В центре композиции изображается Христос – Судия мира. Ему предстоят Богоматерь и св. Иоанн Предтеча – ходатаи за род человеческий. У их ног Адам и Ева – первые люди на земле. По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шести с каждой стороны) с открытыми книгами в руках. За апостолами ангелы, стражи Небесные. С четырьмя великими архангелами – Михаилом, Гавриилом, Рафаилом и Уриилом, которые впервые упоминаются вместе в апокрифической «Книге Еноха», часто связывается эсхатологическая тематика. Они должны трубным гласом воззвать всех мертвых на Страшный Суд, и они же ограждают Церковь и каждого верующего от сил тьмы Под апостолами изображены идущие на Суд народы. Справа от Христа – праведники, слева – грешники. Среди последних в поздних композициях изображены с соответствующими подписями: немцы, русь, ляхи, эллины, эфиопы (обратим внимание, что в число грешников попадают отнюдь не по признаку национальной принадлежности). Иногда изображены группы людей, обращающиеся к Судии со словами, по Евангелию, «когда мы видели Тебя алчущим» и прочее.

http://pravmir.ru/ikonografiya-strashnog...

Настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии принял участие в торжествах в честь 20-летия возрождения Доростольской митрополии 11 октября 2021 г. 19:40 10 октября 2021 года настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария) архимандрит Вассиан (Змеев) по приглашению иерарха Болгарской Православной Церкви митрополита Доростольского Иакова принял участие в торжествах, посвященных 20-летию возрождения Доростольской митрополии. Божественную литургию совершил владыка Иаков в сослужении митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина ( Украинская Православная Церковь ), митрополита Старозагорского Киприана, митрополита Врачанского Григория, епископа Тульчинского Виссариона ( Румынская Православная Церковь ), наместника Троянского и Бачковского монастырей епископа Величского Сиония, игумена Рильского монастыря епископа Адрианопольского Евлогия, викарного архиерея Сливенской митрополии епископа Агатопольского Иерофея, протосингела Доростольской митрополии протопресвитера Добрия Чакова, протосингела Софийской митрополии архимандрита Василия (Савова), архимандрита Вассиана (Змеева), духовенства Доростольской митрополии. По окончании Литургии архимандрит Василий (Савов) огласил приветственное слово Святейшего Патриарха Болгарского Неофита по случаю 20-летия возрождения Доростольской митрополии. Митрополит Белоцерковский Августин поздравил митрополита Доростольского Иакова с праздником и вручил ему отличительный знак Белоцерковской епархии — медаль Рудосельской иконы I степени, а также преподнес в дар копию Почаевской иконы Божией Матери и факсимильное издание Луцкого Евангелия XIV века. Затем была совершена заупокойная лития по приснопамятным Доростольским митрополитам Илариону и Амвросию. В тот же день митрополитом Доростольским Иаковом был дан официальный праздничный прием, на котором присутствовали приглашенные иерархи, представители светской власти и многочисленные гости. В память о 20-летии возрождения Доростольской епархии владыка Иаков подарил архимандриту Вассиану (Змееву) крест с украшениями. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5851715.ht...

Иерарх Русской Православной Церкви принял участие в праздновании Дня города Видина в Болгарии 27 октября 2015 г. 20:01 26 октября 2015 года, в день памяти святого великомученика Димитрия, состоялись торжества по случаю Дня города Видина. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению иерарха Болгарский Патриархата митрополита Видинского Дометиана в празднествах принял участие архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий . В самый день праздника Божественную литургию в видинском кафедральном соборе во имя великомученика Димитрия возглавил митрополит Нилопольский Геннадий ( Александрийский Патриархат ) в сослужении митрополита Видинского Дометиана, архиепископа Виленского и Литовского Иннокентия, епископа Тимочского Илариона ( Сербский Патриархат ), архиепископа Михаловско-Кошицкого Георгия ( Православная Церковь Чешских земель и Словакии ), игумена Троянского монастыря епископа Величского Сиония, викария Видинской митрополии епископа Белоградчишского Поликарпа, а также игумена Бачковского монастыря архимандрита Симона (Бодурова), представителя Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрита Серафима (Шемятовского), представителя Румынской Православной Церкви в Болгарии ставрофорного священноэконома Нелуцы Опри, духовенства Видинской митрополии. Подворье Патриарха Московского и всея Руси представлял его настоятель архимандрит Филипп (Васильцев) . После отпуста Божественной литургии митрополит Видинский Дометиан тепло приветствовал прибывших на праздник представителей Поместных Православных Церквей, представителей болгарских государственных институций, общественных и культурных организаций. Затем перед входом в кафедральный собор епископ Белоградчишский Поликарп совершил чин освящения флагов видинских общеобразовательных школ. Праздник завершился литийным шествием от кафедрального собора великомученика Димитрия к центральной площади Видина, где состоялись праздничное общегородское собрание и концерт, посвященный дню города, сообщает  сайт Подворья Русской Православной Церкви в Болгарии. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

На образе – два оклада, серебряный и золотой, – земная оценка ее духовной значимости. С какого времени икона хранится в Бачковском монастыре, точно неизвестно. Но в начале XIV века она уже находилась здесь. По мнению одних, образ был подарен братии грузинами Игнатием и Афанасием, другие же считают, что он «улетел» из одного грузинского монастыря, где к нему относились с небрежением, и «приземлился» здесь, в месте под названием Клувия. При его «приземлении» вспыхнул неопаляющий огонь, и свет от него сиял так сильно, что «превратил ночь в день». Два пастуха, брат и сестра, три ночи подряд наблюдали негаснущее пламя и решили подойти и посмотреть, что же это за чудесный огонь. Так чудотворная икона оповестила людей о своем прибытии. Дали знать об этом в монастырь, и братия с литией перенесла икону в церковь Пресвятой Богородицы и поставила ее в иконостас. Но, ко всеобщему удивлению, наутро ее место оказалось пустым. Икона «убежала» в Клувию. Ее вернули в монастырь, но в течение следующих дней чудесное бегство повторялось еще дважды. Один от монахов рассказал недоумевающей братии, что ему явилась во сне Богородица и сказала, что останется в монастыре, если ей отведут специальное место справа от входа в храм, чтобы она могла видеть, кто с каким сердцем входит в Божий дом, и каждый год на второй день Пасхи будут возвращать ее на старое место. Так и сделали: поставили икону в церкви справа от главного входа, где она находится и по сей день. На второй день Пасхи ее ежегодно относят с литией в Клувию, где служат молебен. В Клувии, на месте «приземления» образа Божией Матери, из-под скалы забил источник со сладкой целебной водой. Вверху на скале была написана копия иконы. Узкая лестница круто поднимается вверх, до иконы на скале, перед которой постоянно зажжена лампада. Неподалеку построена часовня святого архангела. Сильная вера ведет пожилых женщин и матерей с детьми подниматься по крутой лестнице и ставить свечи перед Богородицей. Об этом рассказывают много чудесных историй. Раз одна девочка упала с крутой лестницы, но родители нашли ее целой и невредимой, играющей на траве у ручья. В другой раз кормящая мать, стоя на самой верхней ступеньке лестницы, выронила из рук младенца. В ужасе она сбежала вниз и увидела свое дитя спокойно спящим на полянке. Благодарная мать сняла с шеи ожерелье из золотых монет и повесила его на икону Пресвятой Богородицы. В водах целебного источника у монастыря люди, страдающие от болезней и недугов, получают исцеление. Тысячи верующих круглый год, особенно на Богородичные праздники, посещают монастырь, с верой рассказывают перед иконой Богородицы Бачковской о своих болях и страданиях и возвращаются домой духовно окрыленными. Использован материал портала Двери.Бг и журнала " Църковен вестник " 9/2007

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Государство формируется с VII века в результате смешения пришедших на Балканы тюрок, давших новому народу своё имя, и осевших здесь прежде славян, давших Болгарии свой язык. Христианство принято в 865 году при царе Борисе (852–888 гг.). Это время начала Первого Болгарского царства (8601018 гг.). После периода византийского господства (1018–1185 гг.) в ходе восстания возникло Второе Болгарское царство (1185–1396 гг.). Большая часть памятников церковного зодчества Первого Болгарского царства концентрируется в главных его центрах – Преславе и Плиске, а позднесредневековые памятники – в основных городах Второго Болгарского царства – Велико Тырново и Месемврия (современный Несебар). Территория славянской Македонии с городами Охридом и Скопье некоторое время входила в состав Болгарского государства, но после возникновения Второго Болгарского царства и Патриаршества Охридская Архиепископия осталась подчинённой Константинополю. В более позднее время эта область была уже органичной частью Сербского государства. Особое значение имеет монументальная живопись этого региона, относящаяся к переходному времени от средне- к поздневизантийскому периоду, заполняющая вакуум, образовавшийся из-за латинского господства в Константинополе. В период Первого Болгарского царства известны монументальные дворцы, базилики и крестово-купольные храмы, принятые как итог развития в Византии крестово-купольного строительства. К периоду византийского владычества относятся такие памятники церковного зодчества, как гробничная церковь Бачковского монастыря и храм монастыря Земен. Круг памятников Второго Болгарского царства открывает церковь Петричской Божией Матери – кирпично-белокаменной, вытянутой композиции с колокольней – в Асеновграде (по имени братьев Асеней, поднявших восстание и правивших после освобождения), а наиболее ярко этот период представлен трёхапсидными крестово-купольным храмами с узорчато инкрустированными фасадами с сильно обозначенной продольной осью плана – храмы св.Иоанна Алитургита и Архангелов Михаила и Гавриила.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

В рукописях встречаются и др. песнопения Е. В., не вошедшие в совр. издания богослужебных книг: канон, составленный гимнографом Иосифом, 2-го гласа, с акростихом Δησιν οκτρν, Εθμιε, προσδχου, Ιωσφ (Моление жалостное, Евфимий, прими. Иосиф), ирмос: Εν βυθ κατστρωσ ποτε (        ), нач.: Διανσας δρμον τν καλν φθασας τν λυπον (Окончив течение доброе, достиг беспечального) (Ταμεον. Σ. 156); канон, нач.:        седален ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 47). А. А. Лукашевич Иконография Е. В. как один из наиболее почитаемых святых часто изображался в искусстве различных регионов Византии, Балкан и на христ. Востоке. Его древнейшие образы сохранились в мон-рях св. Иеремии в Саккаре (VI в.) и Бауит в Египте (VI в.), в приделе Сорока мучеников ц. Санта-Мария Антиква в Риме (705-707). Прп. Евфимий Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 338) Прп. Евфимий Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 338) Иконография Е. В., как и большинства преподобных, сложилась к концу иконоборческого периода - к IX в.: седовласый старец с высоким открытым лбом и с большими залысинами, со впалыми щеками и с длинной узкой бородой, раздвоенной на конце, облаченный в традиц. монашескую мантию с параманом. В правой руке Е. В. обычно держит крест, левая - перед грудью в жесте принятия благодати. Таким он представлен в большинстве визант. храмов: в кафоликоне монастыря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.); в нартексе ц. Св. Софии в Фессалонике (40-е гг. XI в.); в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06); в верхней церкви Бачковского (Петрицонского) мон-ря, Болгария (кон. XI - нач. XII в.); в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164). Иногда его волосы разделены на прямой пробор, как на мозаике собора монастыря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056). Удлиненный овал лица и длинная узкая борода стали узнаваемыми чертами Е. В. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) святой описан как «старец плешивый, с длинною бородою до бедер» (Ч. 3. § 13. 2). Он может изображаться и в позе оранта, как на миниатюре из Минология Василия II (Vam. gr. 1613. P. 338, 976-1025 гг.), а в поздневизант. и поствизант. период - со свитком или с посохом в руках. На иконе XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае он представлен в молении к Богоматери с Младенцем.

http://pravenc.ru/text/187761.html

Моисей Хоренский († V в.) в “Истории Армении”, ссылаясь на труд Фирмилиана, епископа Кесарии Каппадокийской, рассказывает о кончине Петра Александрийского 46 . Как замечает по этому поводу Н. Марр, “факт этот армянскому историку мог быть известен из других источников, и не только из Церковной истории Евсевия но из самого «Мученичества Петра Александрийского», дошедшего до нас в переводе расцвета (V в.) армянской литературы” 47 . Таким образом, древнее жизнеописание Петра Александрийского, составленное, несомненно, раньше, уже имелось в V в. в переводе в далекой Армении 48 . В VI в. на Шестом Вселенском Соборе Правила святого Петра получают общецерковное каноническое достоинство 49 . Архиепископ Сергий (Спасский) в своем труде “Полный Месяцеслов Востока” указывает наиболее чтимых святых в VII–VIII вв. Среди них он называет под 25 ноября Петра Александрийского 50 . В IX в. священномученику Петру был составлен канон с краегранесием: “Восхваляю трибогатого Петра”. Автором его является Феофан Начертанный, скончавшийся в 845 г. митрополитом Никейским. Этот канон можно встретить в славянских Минеях XI в. 51 . Самое раннее изображение Петра Александрийского на Руси, известное нам, датируется XII веком и происходит из Спасо-Нередицкого храма в Новгороде. Как отмечают исследователи, это изображение символично. Святитель, проливший кровь за Христа, никогда при жизни не садился на Горнее место. Об этом и напоминает фреска всем находящимся в алтаре 52 . Причем писали фреску местные новгородские живописцы, а следовательно, именно эти мастера и вложили в нее такой высокий смысл 53 . В 30-х гг. XX столетия в Михайловском храме Сковородского монастыря в Новгороде были расчищены фрески в куполе. На одной из них оказалось изображение Петра Александрийского 54 . Почти современно спасонередицкой фреске изображение святого Петра в храме-усыпальнице Бачковского монастыря в Болгарии 55 . С XIV в. в росписи греческих храмов появляется новая тема: “Вселенские Соборы” 56 . В связи с иконографией Первого Вселенского Собора появляются фрески “Видение Петра Александрийского” 57 . На них изображен двенадцатилетний Христос, явившийся Петру в хитоне, “раздранном Арием”. Подобные изображения известны нам по фреске в сербском монастыре Манассии (Рисова), по фреске древнерусского изографа Дионисия в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре начала XVI в. 58 , по миниатюрам в новгородских Софийских таблетках XV–XVI вв. 59 , по фреске XV в. на Афоне 60 и греческой фреске XVIII в. 61 . По замечанию В. Лазарева, такой иконографический сюжет — большая редкость.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pe...

Офеня-картинщик со своим снаряжением. Может быть, такие же типы занимались и торговлей иконами? 78. Фрагмент печатного лубка «Московский сбитенщик и ходебщик». 1858. Так как суздальское иконное дело было тесно связано со старообрядчеством, офени доходили до староверческих поселений в Финляндии, Польше, Румынии и Сербии. Проследовав избранными офенскими маршрутами, мы без труда узнали мстерские и холуйские «краснушки» в староверческой деревне Липовени близ румынского монастыря Драгомирна, а также в староверческих церквах г. Яссы. Попадая за границу, эти иконы «рассеивались» на локальных пространствах, проникая в местные православные храмы и монастыри. Те же самые «краснушки» мы нашли в молдавских монастырях Нямц, Агапия («Николай Чудотворец», инв. 11), в экспозиции Православного музея Клужского епископата г. Клужа («Иоанн Предтеча», инв. 4 и др.), в церкви св. Димитрия в Сучаве («Троица Новозаветная»), во множестве – в коллекции Института истории и археологии в Яссах. Их же мы обнаружили в некоторых церквах Софии, а также в Бачковском монастыре, в собрании Национального музея в Белграде и в некоторых сербских и черногорских монастырях на Адриатическом побережье. Наконец, «краснушка» ХХ в. из депозитария Национальной художественной галереи в Софии – «Воскресение Христово и Сошествие во ад, с праздниками» (инв. 836) – содержит на тыльной стороне доски интересную надпись: «донесено от Гроба Господня. Беньо Христов (1824–1898)». Это значит, что торговые пути суздальских офеней, возможно, достигали Иерусалима (Тарасов, 1990, с. 49–70). Все эти находки отвечают документам, которые нам говорят, что суздальские иконы возили продавать за границу по крайней мере с начала XVIII в. В 1705 г. десять палехских крестьян, с разрешения своего помещика Бутурлина, обратились в Посольский приказ с просьбой выдать им проезжую грамоту в Волошскую и Сербскую земли «для промена» икон. Учитывая количество («несколько тысяч»), можно заключить, что то были иконы массового производства, т.е. «расхожие». Через три года палешане вновь оказались там же; и это несмотря на то, что русское правительство направило киевскому губернатору специальный указ о закрытии границы для офеней и запрещении им торговать святыми образами на землях Турецкой империи (Богоявленский, 1947, с. 243–244).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010