Исследования М. в области церковной архитектуры обобщены в неск. публикациях. С докладом о визант. архитектуре после Х в. М. выступал на 4-м Международном конгрессе византинистов в Софии (1934). На 5-м Международном конгрессе византинистов в Риме (1936) он представил доклад о появлении и эволюции крестово-купольного типа церквей в византийской архитектуре. В своих работах М. пытался определить различие между памятниками храмовой архитектуры болг. земель и архитектурным наследием Византийской империи. Тогда же М. ввел понятие «византийский стиль», уточнив, что этим термином обозначается архитектурный стиль не только Византии, но и Армении, Грузии, Болгарии, Сербии, Румынии и др. М. уделял внимание внешнему декору церквей, на разнообразном материале Византии и Балкан уточнил границы появления и масштаб развития его различных форм. В обобщающем труде М. «Древнеболгарское искусство» (1959-1966) представлено искусство болгарских земель до образования Болгарского гос-ва (681), 1-го Болгарского царства (681-1018), времени византийского владычества на болг. землях (1018-1185) и 1-го века существования 2-го Болгарского царства (кон. XII-XIII в.). В 1-м томе М. рассмотрел фракийские гробницы и произведения торевтики, рим. и раннехрист. искусство на болг. землях, архитектуру Плиски, произведения из керамики и золота. Особое внимание было уделено церковной архитектуре Болгарии после Крещения болгар и анализу храмов в Плиске, Преславе, на территории совр. Республики Македонии (Охрид, Прилеп) и Греции (Кастория); исследовал скульптурный и керамический декор церквей, настенную живопись. Второй том охватил период визант. господства в Болгарии (с 1018); он посвящен архитектуре и настенной живописи сохранившихся церквей на территории современной Зап. и Юж. Болгарии (Земен, Бояна, Кюстендил, Мелник, Несебыр) и Республики Македонии (Велюса, Горно-Нерези). М. тщательно изучал фрески в костнице Бачковского монастыря и в ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези. Из искусства времени 2-го Болгарского царства представлены церкви его столицы Тырново. Особо рассмотрены фрески в ц. 40 мучеников Севастийских в Тырново, в ц. вмч. Пантелеимона в Бояне и в Боянской во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского церкви . Фрескам последней М. посвятил монографию (1972), в которой рассмотрел этапы строительства храма, выделил 2 живописных слоя в росписи, признав основным слой 1259 г. М. считал боянские фрески произведением т. н. Тырновской художественной школы, связанной со столицей 2-го Болгарского царства. В этом исследовании М. также попытался определить особенности болг. средневек. искусства, отделив его от искусства Византии, ввел термин «славянское искусство» в границах средневек. христ. гос-в Болгарии и Сербии.

http://pravenc.ru/text/2561158.html

Троянский монастырь является третьим по величине монастырем Болгарии после Рыльского и Бачковского. Согласно монастырской летописи, здесь около 1600 г. подвизался некий монах со своими учениками. Вскоре один иеромонах, направляясь из Св. горы в Валахию, посетил это место и оставил копию чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица». Была построена деревянная церковь и несколько келлий. В первой половине XVIII b. монастырь расширился и экономически окреп. В это время в нем открылось училище, которое продолжало свою работу и после освобождения Болгарии от турок. Троянский монастырь был убежищем для борцов за свободу Болгарии. В 1872 г. здесь был организован тайный монашеский комитет во главе с игуменом Макарием. Все нынешние строения монастыря относят к 1835–1865 г.г. В монастыре есть богатейшая коллекция икон. Батошевский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы (возле г. Севлиево) основан в XIII b. После завоевания Тырнова турками монастырь был разрушен и восстановлен лишь в 30-х г.г. XIX ст. Петропавловский женский монастырь возле села Лясковца основан в правление династии Асенов (1186–1350). В годы турецкого господства на Балканах монастырь дважды разрушался, но заботами ревнителей православного монашества был восстановлен. В 1874 г. здесь было открыто первое болгарское Духовное училище. Просуществовало оно здесь 12 лет — до 1886 г., затем было переведено сначала в Тырнов, а постом в Самоков. Женский монастырь Пречистая Богородица Витошская, расположенный у горы Витоши, основан в 1345 г. болгарским властителем Иваном Александром. После разрушения турками монастырь был восстановлен около 1469 г. и с тех пор оставался одним из культурно-просветительных центров болгарского народа. С того же года в монастыре имеется храм во имя Успения Божией Матери. После освобождения от византийского господства и особенно в XIII и XIV b. в. в Болгарии снова по желанию и при поддержке болгарских царей и феодалов возникают монастырские обители в районах Старапланины, Рилы, Витоши, Родоп и особенно возле Тырново.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

15–16). 52 Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М., 1947. – С. 32; Толстой И. и Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. Вып. 6. СПб., 1899. – С. 136–137. 54 Там же. – С. 143–144; Лазарев В. Н. Там же. – С. 66. Не исключено, что изображение Петра Александрийского есть и в новгородском храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Аркажах (Бахтель Г. С. Новые данные о фресках церкви Благовещения в Аркажах/Древнерусское искусство. Художественная культура в домонгольской Руси. М., 1972. – См. вкладку между с. 252–253). 55 Бакалова Э. Фрески церкви-гробницы Бачковского монастыря и византийская живопись XII в./Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. М., 1973. – С. 222. 59 История русского искусства. Т. II. – С. 256; Лазарев В. Н. Указ. соч. – С. 121.Не является ли тематика этих изображений причиной помещения в летописях XVI–XVII вв. (ПСРЛ. Т. XXII. – С. 269; Т. XXXI. М., 1968. – С. 21) повествования “о Арии еретице”, где говорится о видении Христа священномученику Петру в темнице? 62 Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. Атлас снимков. Ч. 1. СПб., 1906. – C. CLII, 265. 63 Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Николаем Михайловичем Постниковым. М., 1888. – С. 9. 64 Подлинник иконописный. М., 1903. – С. 43; Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. – 25 ноября. Последняя таблица приложения (Великие Минеи четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. Вып. 9. Ч. 2. Тетрадь 1. – С. 32) представляет миниатюру из Менология Василия II (976–1025), хранящегося в Ватикане. На ней изображена кончина святителя Петра (New catholic encyclopedia. Vol. XI. – С. 209). 66 Труды Святителя помещены в Патрологии Миня на греческом и латинском языках (PG 18, 467–522). Перевод с греческого см. в Приложении I. Правила святого Петра перепечатаны из книги “Правила святых Отец с толкованиями” (изд. Московского ОЛДП. М., 1884. – С. 23–75) с опущением толкования на них. 67 Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец. – С. 454–475; Правила святых Отец с толкованиями. – С. 23–75. Текст их см. в Приложении I.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Болгарский журнал «Вера и жизнь» также с воодушевлением подчеркивал, что советская власть и большевизм не смогли уничтожить христианство, и оно одержало победу, но отмечал, что при обсуждении случившихся перемен нужно проявлять осторожность и сдержанность. [xxv] Проживавший в то время в Москве известный болгарский коммунист, политэмигрант К.Ф. Луканов, так прокомментировал 8 сентября изменение религиозной политики СССР и встречу Сталина с руководством Русской Церкви: «Огромное положительное значение этого приема для Болгарии неоспоримо. Почти все высшее духовенство Болгарии воспитывалось в русских духовных академиях (главным образом в Киевской) и многие руководители Болгарской Церкви связаны с видными деятелями Православной Церкви в СССР. Среди руководящего духовенства Болгарии имеется довольно сильная прорусская прослойка во главе с митрополитом Софийским Стефаном. Эти сторонники Стефана, выступая довольно последовательно против гитлеровского господства в Болгарии, все же не вели энергичной борьбы с руководящей верхушкой Священного Синода, где преобладают явные агенты Германии. Прием митрополитов т. Сталиным, образование Синода и избрание патриарха — все это усилит позиции антигерманских элементов среди болгарского духовенства. Болгарская Православная Церковь всегда больше тяготела к русскому патриарху, чем к патриарху Вселенскому. Это в особенности относится к рядовому духовенству, среди которого крепко держатся прорусские позиции. Прием митрополитов укрепит это тяготение среди болгарского духовенства. Наше болгарское радио намерено призвать своих слушателей в Болгарию, требовать посылки на предстоящий Собор русских епископов делегата православной Болгарии». [xxvi] Через несколько месяцев Болгарская Церковь уже, по сути, занимала антигерманскую позицию. В аналитической записке от 31 марта 1944 г. референт германского МИДа Колреп писал, что БПЦ после выборов Московского Патриарха полностью изменила свой прежний антибольшевистский курс церковной политики и сейчас в ней господствуют просергианские и, таким образом, пробольшевистские настроения. Митрополит Врачанский Паисий во время встречи в ноябре 1943 г. с настоятелем монастыря прп. Иова архимандритом Серафимом в резких словах осудил резолюцию Венской конференции архиереев РПЦЗ о непризнании выборов Патриарха Сергия и их, по его мнению, «германофильскую позицию». В этом Владыка Паисий нашел одобрение у других болгарских архиереев. Колреп сообщал также, что советский посол А. Лаврищев посетил в Бачковском монастыре митрополита Пловдивского Кирилла и в продолжительной беседе с ним особенно интересовался возможностью признания выборов Московского Патриарха со стороны Болгарской Церкви. Владыка заверил посла, что оно последует, и другие архиереи выразили согласие с такой позицией. Лаврищев просил также помочь в возвращении и ремонте используемой болгарами русской церкви в Софии. Митр. Кирилл согласился это сделать в случае, если советское правительство пришлет в Софию священника. [xxvii]

http://bogoslov.ru/article/600839

Григорий, сказано в этом рескрипте, с того времени, как сделался патриархом народа ромеев, которые суть райя и подданные султана, поступал с верностью, справедливостью и требуемою приветливостью и, под сенью управления султана, заботился о средствах для поддержания мира и спокойствия народа и о самом лучшем управлении народными делами, за что ему благодарны все митрополиты и прокриты народа. Все это сделалось известным султану. Посему состоялось милостивое его соизволение, в силу которого Григорий объявляется полновластным в своем служебном звании, в прономиях и руководственных указаниях, подробно перечисленных в султанском берате. А что касается избрания архиереев и исполнения остальных религиозных дел, то весь народ должен признавать его в этом полновластным, причем никто, посредственно или непосредственно, не должен вмешиваться в религиозные вопросы и в остальные обычные дела патриархии 3 . Пользуясь правами патриаршей власти, Григорий VI старался утвердить греческий пароль в верноподданстве султану и водворить среди него гражданский мир. После вступления на престол он, извещая об этом афонский кинот, писал (23 ноября 1835 г.), между прочим, и о том, чтобы иноки хранили верность правительству 4 . В таком же роде было послание и монахам Бачковского монастыря, близь Филиппополя 5 . А 14 февраля следующего года он извещал кинот об отправлении на Афон, в звании патриаршего экзарха, номофилакса Илариона, на которого возложено исследовать господствующее среди монахов верноподданническое настроение 6 . В виду распоряжения правительства об удалении из пределов Турции подданных греческого королевства, которые навлекали на себя подозрение в политической пропаганде, патриарх в сентябре 1836 года писал инокам Неа-Мони на Хиосе, чтобы они изгнали из обители всех иностранцев, состоявших в братстве 7 . В октябре 1837 года, когда среди греческого населения Турции, под влиянием большого несоответствия между льстивыми обещаниями султана, сделанными во время путешествия по империи, и действительным, крайне тяжелым положением христиан, началось политическое брожение, патриарх признал необходимым во все епархии отправить послание, призывавшее народ к послушанию и верноподданническому повиновению Порте 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

107 В болгарском народе распространились слухи, будто Россия требует, чтобы князь Фердинанд перешел в православие. Телеграммой из С.-Петербурга в венскую официозную газету «Politische Correspondenz» это было, однако опровергнуто. Действительно, навязывать религиозные убеждения болгарскому князю и неудобно и бесполезно, если нет на это его собственного соизволения… Другое дело – дети болгарского князя. Эти – все без исключения, а не как теперь только старший его сын должны бы креститься православными, как это в Греции, где король-отец – протестант, а все дети православные. Только таким путем князь Фердинанд укрепит свою династию на прочных началах в стране, и Болгария может сказать, что имеет народную династию. Да и семейные интересы самого князя болгарского требуют, чтобы его дети исповедовали одну религию; только тогда возможно будет, воспитывать их одинаково, как болгарских принцев. Но опять-таки это – дело доброй воли самого князя Фердинанда. С мая до июля 1898 г. происходили в г. Софии обычные летние заседания болгарского Св. Синода. 108 Между дру- —103— гими делами Св. Синод занят был благоустройством ставропигиальных монастырей: рыльского, бачковского и троянского, а также самоковского духовного училища. Св. Синодом выработана и утверждена программа трехклассного училища в рыльском монастыре. В семь училище предположено дать более широкое место богословским предметам. Учениками будут приниматься лица, изъявившие желание отсюда поступить в послушники и в число братии трех вышеназванных ставропигиальных монастырей. Приняты соответствующие меры для упорядочения счетоводной и хозяйственной частей в сих монастырях, сделано несколько перемещений монашествующей братии из одного монастыря в другой. 109 – Что касается самоковского духовного училища или точнее семинарии, то Св. Синод решил переместить его с августа 1898 года из г. Самокова в с. Княжево близь г. Софии. Назначены были некоторые новые учителя и управитель пансиона при училище. 110 На первое время решено было поместить училище в казенном здании бывшего ремесленного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архив Пн Предстоятели Русской и Болгарской Православных Церквей совершили Божественную литургию в кафедральном Александро-Невском соборе Софии 4 марта 2018 г. 15:43 4 марта 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Болгарский Неофит совершили Божественную литургию в Патриаршем кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского в Софии. Предстоятелям Русской и Болгарской Церквей сослужили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий , митрополит Сливенский Иоанникий, митрополит Ловчанский Гавриил, митрополит Великотырновский Григорий, митрополит Пловдивский Николай, митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн, митрополит Видинский Даниил, митрополит Доростольский Амвросий, митрополит Западно- и Среднеевропейский Антоний, митрополит Русенский Наум, митрополит Старозагорского Киприан, митрополит Неврокопский Серафим, митрополит Врачанский Григорий, главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Мелнишский Герасим, епископ Величский Сионий, епископ Адрианопольский Евлогий, епископ Знепольский Иоанн, епископ Белоградишский Поликарп, епископ Константийский Иаков. В числе сослуживших были протосингел Софийской митрополии архимандрит Василий (Савов), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков . Также среди сослуживших: представитель Румынской Православной Церкви при Болгарском Патриаршем престоле ставрофорный священноэконом Нелуц Опря, представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров) , ректор Софийской духовной семинарии архимандрит Пахомий (Лозанов), игумен Бачковского монастыря архимандрит Симон (Бодуров).

http://patriarchia.ru/db/text/5156395.ht...

Православная Церковь в Америке прощается со своим старейшим иерархом 20 июня 2007 г. 15:20 В пятницу 22 июня состоится погребение архиепископа Питтсбурга, Западной Пенсильвании и Болгарского диоцеза Кирилла, скончавшегося 17 июня после продолжительной болезни . Как сообщает официальный сайт Православной Церкви в Америке , прощание с усопшим архиереем пройдет в среду 20 июня с 14 до 21 часа в соборе Святого Георгия в городе Россфорд, штат Огайо — кафедральном храме Болгарского диоцеза ПЦА. В 19.00 будет совершена панихида. В четверг прощание продолжится в соборе св. Александра Невского в городе Эллисон-Парк, штат Пенсильвания, с 14.00 до 21.00. В 19.00 будет совершено отпевание почившего владыки. В пятницу 22 июня в 10.00 в соборе начнется архиерейская Божественная литургия. Архиепископ Кирилл будет погребен в Преображенском монастыре в Эллвуд-Сити, штат Пенсильвания. Заупокойные богослужения возглавит Предстоятель Православной Церкви в Америке Митрополит Герман в сослужении членов Священного Синода епископов ПЦА. Архиепископ Кирилл, в миру Илья Йончев, родился 26 февраля 1920 года в историческом городе Панагюриште (Болгария). В 1940 году окончил богословскую семинарию преподобного Иоанна Рыльского в Софии. 19 января 1941 года пострижен в монашество с наречением имени Кирилл, на следующий день рукоположен во иеродиакона, а в апреле 1943 — во пресвитера. В 1944 году отец Кирилл окончил Богословскую школу святителя Климента Охридского и был назначен преподавателем богословия в семинарии города Пловдива. В тот же год он стал настоятелем Бачковского монастыря, где в годы второй мировой войны он вместе с другими видными светскими и духовными деятелями Болгарии спасал евреев от рук нацистов. В 1946 отец Кирилл продолжил изучение богословия и философии в Берне (Швейцария). В 1950 году эмигрировал в США, где вскоре стал настоятелем болгарской церкви Святого Георгия в Толедо, штат Огайо. 6 декабря 1959 года возведен в сан архимандрита, а в 1963 году назначен управляющим Болгарского диоцеза в США. 9 августа 1964 года хиротонисан во епископа Толедского и Торонтского и Болгарского диоцеза США и Канады. 20 декабря 1976 года епископ Кирилл присоединил Болгарский диоцез к автокефальной Православной Церкви в Америке. В октябре 1977 года назначен временно управляющим Питтсбургской архиепископией, а в 1978 избран правящим архиереем архиепископии Питтсбурга и Западной Пенсильвании. На этой кафедре владыка Кирилл пребывал в течение 29 лет вплоть до своей кончины, одновременно оставаясь управляющим Болгарским диоцезом ПЦА с центром в городе Толедо. В 1992 году возведен в сан архиепископа. Владыка Кирилл был членом Малого Синода епископов ПЦА и состоял в нескольких церковных комитетах, включая Комиссию по канонизации и Совет по богословскому образованию. Также он был попечителем Свято-Владимирской православной богословской семинарии в городе Крествуд, штат Нью-Йорк. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/260007.htm...

Моя мечта о путешествиях обернулась созданием паломнической службы. Я поняла, в чём смысл путешествий. Поездки по святым местам помогают быть ближе к Богу, умиротворяют душу, напоминают, как много было в истории настоящих подвижников. Самое большое желание чтобы как можно больше людей открыли для себя веру, почувствовали эту основу жизни. Поэтому мы старались построить маршруты так, чтобы люди могли, не спеша, побывать в святых местах, помолиться, подышать нашим горним отечеством. Очень важно, чтобы и бабушки, и немощные по здоровью вернулись не выжатыми от бесконечных переездов, где все впечатления сливаются в калейдоскоп, а наполненными новыми силами и с внутренними ответами от Господа. Такое, конечно, должно быть без суеты. Прошлой зимой мы решили поехать в Россию на нашей болгарской машине. Через три месяца по таможенным правилам нам нужно было возвращаться на ней обратно. А весной уже был разгар украинских событий, и ехать нам пришлось через Европу. Как всё устраивает Господь! Мы въезжали в Болгарию со стороны Софии, а именно в этом регионе сосредоточены самые известные монастыри. Решили, что будем останавливаться в них, знакомиться с настоятелями, узнавать подробности для размещения паломников. На Вербное воскресенье мы были в великолепном Рильском монастыре, потом ночевали в Бачковском, созданном для уединения и молитвы. Поднимались в густом тумане, когда уже стемнело, по крутому серпантину в Сокольский монастырь , ночевали в традиционном домике в горах. Мы были потрясены невероятным горным воздухом. Слышали о нём много, но наяву он оказался неописуемо хорош! Потом мы поехали по намеченному маршруту в Поморие, в монастырь святого Георгия . Шла вторая неделя нашего путешествия и переезда, мы устали и спросили о возможности ночёвки. Нас встретил управитель, как это у них называется, с интересным именем Пламен, в крещении Серафим. Нас разместили, и мы пошли на вечернюю службу. Там мы и увидели игумена Йеротея молодого, со звучным голосом и волевым профилем. Старинный храм, чудотворная икона святого Георгия, целебный источник, тихий двор… Как-то сразу почувствовалось успокоение, усталость долгого пути прошла. Мы решили побыть здесь дня три как минимум. После службы к нам подошел игумен с сияющими, искрящимися юмором глазами и сказал, что машину можно поставить на парковке на территории монастыря, что ворота закроют, а калитка открыта всю ночь для паломников и странников. «Можете гулять, сколько хотите», сказал он дружелюбно, чем нас немало удивил. А когда мы пошли гулять, то поразились полноте жизни в городе. Шли праздничные дни, на площадях танцевали традиционный танец «хоро», звучали болгарские фольклорные песни.

http://azbyka.ru/way/skazhi-mne-gospodi-...

Arhiva Întâistttorii Bisericilor Ortodoxe Rus i Bulgar au svârit Dumnezeiasca Liturghie în catedrala episcopal „Sfântul Alexandru Nevski” din Sofia 4 martie 2018 15:43 4 марта 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Болгарский Неофит совершили Божественную литургию в Патриаршем кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского в Софии. Предстоятелям Русской и Болгарской Церквей сослужили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий , митрополит Сливенский Иоанникий, митрополит Ловчанский Гавриил, митрополит Великотырновский Григорий, митрополит Пловдивский Николай, митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн, митрополит Видинский Даниил, митрополит Доростольский Амвросий, митрополит Западно- и Среднеевропейский Антоний, митрополит Русенский Наум, митрополит Старозагорского Киприан, митрополит Неврокопский Серафим, митрополит Врачанский Григорий, главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Мелнишский Герасим, епископ Величский Сионий, епископ Адрианопольский Евлогий, епископ Знепольский Иоанн, епископ Белоградишский Поликарп, епископ Константийский Иаков. В числе сослуживших были протосингел Софийской митрополии архимандрит Василий (Савов), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков . Также среди сослуживших: представитель Румынской Православной Церкви при Болгарском Патриаршем престоле ставрофорный священноэконом Нелуц Опря, представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров) , ректор Софийской духовной семинарии архимандрит Пахомий (Лозанов), игумен Бачковского монастыря архимандрит Симон (Бодуров).

http://patriarchia.ru/md/db/text/5156780...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010