Монастырь ставропигиальный. В братстве насчитывается до 20 иноков. В главном монастырском храме хранится чудотворный образ Божией Матери XI века с надписями на грузинском языке. У противоположной стены покоится скончавшийся в 1957 г. Экзарх Болгарский Стефан . Здесь же похоронен и скончавшийся в 1971 г. Святейший Патриарх Кирилл. По преданию, хранимому Болгарской Православной Церковью, в этом монастыре в заточении окончил свои дни угодник Божий Патриарх Тырновский св. Евфимий. «Банковский монастырь, — читаем в одном из болгарских изданий, посвященном данной обители, - это религиозный центр с редкой по своему разнообразию историей. На протяжении своего существования ему приходилось быть символом... борьбы за правду» . Троянский монастырь, расположенный на реке Осым в восьми километрах юго-восточнее Трояна, является третьим по величине монастырем Болгарии после Рыльского и Бачковского. Согласно монастырской летописи, здесь около 1600 года подвизался некий монах — «старый духовный отец» со своими учениками. Вскоре один иеромонах, направляясь из Св. Горы в Валахию, посетил это место и оставил подвижникам принесенную им из Хилендарского монастыря копию чудотворной иконы Божией Матери «Троеруица». Когда возле «старого духовного отца-пустынника» собралось еще братии, была построена деревянная церковь и несколько келий. Все нынешние строения монастыря относят к 1835 -1865 гг. Троянский монастырь как памятник эпохи болгарского возрождения представляет собой большой духовный и культурный центр. Во второй половине XIX века и в первые десятилетия XX монастырь являлся средоточием письменности и просвещения. С 1919 по 1934 гг. в монастыре помещалось специальное монашеское училище, в котором преподавалось немало общеобразовательных предметов. Монастырь не стоял в стороне и от народных стремлений к свободе: в 1872 г. здесь был основан комитет, в который входила почти вся братия. Во главе с игуменом архимандритом Макарием (1831 - 1906) монастырь принимал участие в переходе русских освободителей через Троянский проход. В дни лютой зимней стужи 1878 г. оказывалась помощь по прочистке пути и доставке провизии. В монастыре был устроен и лазарет. В 1974 г., согласно решению Священного Синода Болгарской Православной Церкви, в Троянском монастыре открыт барельеф архимандрита Макария.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

— Это был Ваш старший брат? — Старший, на три года старше меня, да. И когда у меня уже исполнился возраст, позволяющий пойти в семинарию учиться, она только один раз мне сказала, что есть, потому что я даже не знал, что такое семинария. В то время было такое замалчивание информации о Церкви. Я дома знал, что есть только храм, а что есть организация как Церковь, этого, конечно, не знал. И не знал, что есть семинария. И она это говорила. Как только она сказала, что «есть семинария, может быть, ты хочешь учиться там?» Я сразу сказал: «Да». И вот так. Конечно, были трудности, пытались мне не дать возможности пойти в семинарию. Ее запугивали, что снимут с работы, она смеялась даже: «Ну, если хотите, вы уволите меня, это меня не пугает». — Сколько лет Вам тогда было? — 14 лет было. И в семинарию пришел, и там потом познакомился со своим духовным отцом. Конечно, раньше немножко, потому, что он из нашего края, он приходил служить в храмах недалеко от места, где мы жили. Тогда был архимандрит Герасим, я с ним познакомился, и, когда он потом был игумен, наместник Бачковского монастыря, я пошел к нему, и уже на каникулах в семинарии я уже не ходил домой, не возвращался домой, а служил, так сказать, уже как послушник, в Бачковском монастыре. И потом он меня постриг в монахи, уже как епископ Герасим, и потом меня рукоположил. И так мое служение продолжалось. — Скажите, а вот есть в Вашей жизни какой-то святой, который для вас особо близок, дорог, который дает вам силы, помогает? — Это Святой Кирилл, славянский просветитель. Но, прежде всего, это Божия Матерь. И так получалось, что где я ни служил, храмы или монастыри были посвящены Успению Божией Матери. Вот сам Бачковский монастырь посвящен Успению Божией Матери. Потом я был в Греции, учился, потом меня направили в Московскую духовную академию, в аспирантуру, и после этого даже во время еще аспирантуры меня назначили представителем Патриарха Болгарского при Патриархе Московском. Я служил в Болгарском подворье в храме Успения Божией Матери в Гончарах, на Таганке. Там тоже храм Успения Божией Матери. И когда вернулся в Болгарию, Священный Синод меня назначил игуменом Троянского монастыря. Он тоже празднует свой праздник в день Успения Божией Матери. И вот почти везде, и даже вот сейчас в Варне кафедральный собор тоже посвящен Успению Божией Матери. И с помощью Атонского Балканского Сдружения, с председателем Андреем Кристовым успели принести несколько икон Матери Божией в Болгарию. Прежде всего, это копии чудотворной иконы, доставленные с Афона. Ее поставили в Храме Александра Невского. Как раз перед кончиной Патриарха Максима эту икону принесли, он поцеловал ее, и через несколько дней после этого скончался. Как бы передал Болгарскую Церковь в руки Матери Божией. И мы надеемся, что Она и впредь будет заступаться и молиться о Болгарской Церкви и о болгарском народе.

http://pravmir.ru/arxipastyr-mitropolit-...

1436 Афонский типик 1046 г. постановил, что инока, вышедшего из монастыря, не властно принимать другое братство без ведома и согласия прежнего его игумена и братства. 1437 Византийские киновии обыкновенно имели определенный штат братства. С монастырским штатом мы встречаемся в самом начале X в. Евфимий, патриарх Константинопольский, определил, чтобы в его монастыре γαθο монахов было 12 человек. 1438 Вероятно, эта же цифра была назначена для братства и другого его монастыря – Псамафии. 1439 Св. Афанасий Афонский определил штат лавры в 120 иноков, с включением сюда 5 келлиотов, 1440 патриарх Алексей – от 40 до 50, «кроме сущим по селом», 1441 а Михаил Атталиот нашел возможным поместить в своем монастыре только 7 монахов вместе с игуменом, экономом и привратником; впрочем, он сделал оговорку, что братство может со временем увеличиться, если позволят средства обители. 1442 В Бачковском монастыре Богородицы Петрицонитиссы штат был назначен в 50 человек, кроме игумена, но с включением сюда 26 должностных лиц. Игумены ни в каком случае не должны были уменьшать это количество. 1443 Императрица Ирина поместила в своем монастыре 24 монахини. В случае увеличения монастырских имений это число могло подняться до 30 и даже 40, за исключением игуменьи, двух девочек, которые должны быть воспитываемы в монастыре с тем, чтобы после принять пострижение, и 6 прислужниц. Но больше 40 инокинь в монастыре не должно быть даже и в том случае, если бы материальные средства монастыря позволили сделать прибавку к этой цифре. С другой стороны, число 40 установлено с тем условием, чтобы монахини сохраняли киновию и жили в мире и согласии; если же увеличение штата вредно отразится на быте и дисциплине монастыря, то его должно было сократить, так как у императрицы Ирины, по ее замечанию, на первом плане стояли киновия и дисциплина монахинь, а не их число. 1444 Император Иоанн Комнин предписал, чтобы в его монастыре Пантократора жили 80 монахов, кроме 50 священно- и церковнослужителей. Определенное число иноков полагалось и в монастырях, подчиненных Пантократору, а именно: в монастыре Носсиев – 12, Мо- нокастана – 16, Анфимия – 12, Мидикария – 6, Галакринского- 6, Сатира – 18. 1445

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Иерарх Русской Православной Церкви принял участие в праздновании 1070-летия со дня преставления преподобного Иоанна Рыльского 20 августа 2016 г. 17:47 18 августа 2016 года, в день памяти преподобного Иоанна Рыльского, Болгарская Православная Церковь празднует 1070-летие со дня преставления святого. В самый день праздника Божественную литургию в Рыльском монастыре возглавил Святейший Патриарх Болгарский Неофит . Его Святейшеству сослужили представители Поместных Православных Церквей: митрополит Нилупольский Геннадий (Александрийский Патриархат), митрополитт Филадельфийский Венедикт (Иерусалимский Патриархат), митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим (Грузинская Православная Церковь), епископ Вранский Пахомий (Сербская Православная Церковь), епископ Горлинский Паисий (Польская Православная Церковь). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русскую Православную Церковь на торжествах представлял епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков . Предстоятелю Болгарской Церкви также сослужили члены Священного Синода Болгарской Православной Церкви митрополит Ловчанский Гавриил, митрополит Доростольский Амвросий, митрополит Западно- и Среднеевропейский Антоний, Неврокопский Серафим, митрополит Русенский Наум; епископ Адрианопольский Евлогий, игумен Рыльского монастыря, епископ Величский Сионий, игумен Троянского монастыря, епископ Браницкий Григорий, викарий Софийской митрополии, епископ Главинецкий Иоанн, епископ Белоградчишский Поликарп, викарий Видинской митрополии, главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви архимандрит Герасим (Георгиев), настоятель Никольского храма-Подворья архимандрит Филипп (Васильцев), представитель Румынской Православной Церкви ставрофорный священноэконом Нелуц Опря, архимандрит Симон, игумен Бачковского монастыря и братия монастыря в священном сане. За богослужением молились глава Дирекции вероисповеданий при Совете министров Республики Болгарии Э. Велинов и мэр г. Кюстендила П. Паунов. После отпуста Божественной литургии Святейший Патриарх Неофит обратился к молящимся с Первосвятительским словом. Затем были провозглашены уставные многолетия, сообщает сайт подворья Московского Патриархата в Софии. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4589356.ht...

Публикации Иконография Изображения прп. Евфимия Святогорца сохранились в нескольких средневековых настенных росписях (костница Бачковского (Петрицонского) монастыря, вторая половина XII века - датировка Э. Бакаловой; конец XI - haчaлo XII века - датировка Д. Мурики; церковь Богородицы монастыря Ахтала, 1205-1216; церковь Крестового монастыря в Иерусалиме, XVII век), а также на миниатюрах греко-грузинской рукописи, т. н. Афонской книги образцов . Евфимий Святогорец представлен вместе с другими святыми Грузинской Православной Церкви - преподобными Георгием и Иоанном Святогорцами и Иларионом Грузином . Иконография прп. Евфимия Святогорца следует традиции создания образов преподобных, типичной для восточнохристианского искусства: в монашеском одеянии, седовласый, с непокрытой головой, с седой длинной остроконечной бородой, с крестом (Ахтала) или со свитком (Крестовый монастырь) в руке. В образах старца прослеживаются определенные портретные черты (аскетическое удлиненное лицо). Отличительной чертой ранних изображений является прическа: волосы разделены на две части пробором и забраны за уши, на лбу ложатся двумя полукружиями. Изображения Евфимия Святогорца снабжены титлами, исполненными древнегрузинским письмом - асомтаврули. На миниатюрах в греко-грузинской рукописи надписи выполнены по-гречески. Иконографические черты Евфимия Святогорца и надпись: " Святой Евфимий " - на фреске XI века, украшающей софит центральной арки трапезной пещерного монастыря Удабно в Гареджи, дали повод отождествить образ с образом Евфимия Святогорца. В Житии прп. Георгия Святогорца описывается икона, созданная по заказу грузинского епископа в Константинополе вскоре после смерти прп. Георгия для гробницы преподобных Евфимия Святогорца и Георгия, на которой они изображены молящимися перед Пресвятой Богородицей. Литература Использованные материалы   ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 60   Мачханели. 1982. С. 96   ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52-54   ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 60-61   ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 69   НЦРГ. A 97, A 193, H 2211; Hieros. Patr. 24; Sinait. Iber. 4

http://drevo-info.ru/articles/13680585.h...

Бачковский монастырь HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Николай Петров Бачковский монастырь Бачковский монастырь находится в горах Родопы, на левом берегу Чепеларской реки, в 11 км. от города Асеновград. Монастырь основан 1083 византийским полководцем грузинского происхождения Григорием Бакуриани и его братом Абазием, которые оставили свое завещание на строительство монастыря. / Бачковский монастырь находится в горах Родопы, на левом берегу Чепеларской реки, в 11 км. от города Асеновград. Монастырь основан 1083 византийским полководцем грузинского происхождения Григорием Бакуриани и его братом Абазием, которые оставили свое завещание на строительство монастыря. К сожалению, с момента основания до нашего времени сохранилась только двухэтажная костница (находящаяся на высоте около 300 метров от настоящего монастыря). Костница – уникальный исторический объект, сохранивший древние стенописи – одни из самых ценных произведений православного искусства XIX-XII вв. Во время Второго Болгарского Царства монастырю покровительствует Царь Иван Александр, о чем свидетельствует его изображение в арках притвора костницы, как знак благодарности за его вклад в восстановление здании. Как и в других монастырях того времени, в конце XI века в Бачковской обители тоже создана просветительская школа. Любопытный факт состоит в том, что после падения Болгарии под Османским игом в конце XIV века, в Бачковский монастырь был сослан патриарх Евфимий. Ссылка, однако, не остановила патриарха в его трудах, и он со своими учениками развивал активную религиозную и просветительскую деятельность в стенах обители. Вопреки тому, что Бачковский монастырь сохранился при первоначальном вторжении турецких войск, позже его постигла судьба большинства православных монастырей Болгарии земле: он был разграблен и разрушен. Монастырь был реконструирован в конце XV века, монастырская столовая в 1601-1603 гг., а сохранившаяся до сегодняшнего дня главная церковь «Святой Богоматери» – закончена в 1604 году (стенопись датируется 1643 и 1850 гг.). В главной церкви хранится чудотворная икона Богоматери Елеуса в серебряном окладе (1310 г.) Кроме главной церкви, монастырский комплекс включает в себя еще два храма – церковь Святых Архангелов (13-14 в), находящуюся в северном дворе рядом с главной церковью, и в южном дворе церковь Святого Николы, воздвигнутую с 1834 по 1837 гг. Церковь Св. Николы впечатляет своими стенописями от 1840-1841 гг. принадлежащими известнейшему мастеру Захарию Зографу. Иллюстрации к евангельским притчам и композиция «Страшный суд» имеют не только художественную, но и документальную ценность. Между портретами первых людей Пловдива, Захарий Зограф рисует и изобразил и себя. У Бачковского монастыря есть свой музей, в котором хранится церковная утварь разных периодов, а также другие художественные и исторические ценности (среди которых меч Фридриха Барбароссы), накопленные в течение девяти веков существования обители. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Церковь святителя Николая интересна не только как один из редких двухэтажных памятников — она совершенно уникальна по решению своей нижней части — высокой и открытой во все четыре стороны, не имеющей параллелей не только в Грузии, но и в других странах греко-восточного мира. Среди памятников Грузии можно найти всего лишь несколько примеров церквей с двухэтажным решением: это упомянутый выше Мартвили, Шорети, Марткопи, Лагами, Лехтаг—Ламариа около Местии и Загер в Цвирми эпохи зрелого средневековья. Первые этажи названных церквей, за исключением Мартвили, представляют собой замкнутые в стенах помещения. В Мартвили и Гелати нижний этаж открыт арками, наверху возведен купольный храм, в то время как все остальные примеры поверху имеют зальные пространства. Несмотря на ряд общих черт с мартвильской двухэтажной церковью, гелатский храм по пропорциональному соотношению верхней и нижней частей и по решению второго этажа носит отличительный характер. Беглый просмотр материала двухэтажных храмов разных стран (Пастушья и Грузинская церкви в Ани, Нораванк, Тегер — Армения; костница Бачковского монастыря, церковь Бояна и Асенева церковь — Болгария; Золотые ворота в Киеве, надвратная церковь Киево-Печерского монастыря, а также двухэтажные церкви Херсонеса, Константинополя, церкви-капеллы Франции и Германии и т. д.) показал, что эти сооружения по решению нижнего этажа представлены в двух вариантах: замкнутые помещения или открытые арками этажи, причем последние встречаются довольно редко. А. Грабар, разрабатывая вопрос о происхождении двухэтажных церквей, находит их истоки в древнейших мартириях с открытыми алтарями над гробами мучеников. Эти здания позднее оформились в двухэтажные сооружения с погребениями внизу и часовнями на втором этаже. Среди памятников Грузии, нижняя часть которых отведена под крипты, можно назвать миниатюрную, квадратную в плане и открытую арками на четыре стороны постройку в Череми, древнейшую церковь монастыря в Некреси (третья четверть IV века), для VI—VII веков Малый храм Джвари во Мцхета, Кацхи, Зегани, Икалто — VIII век, Кабени Ксанский, Биети — IX век, Табакини, Касагина — X век и ряд других. Крипты в этих памятниках либо полностью находились под землей, но чаще для них были возведены невысокие субструкции, с использованием при этом уклона почвы для устройства входа в наиболее пониженной ее точке. Крипты устраивались под церквами зального типа (Малая церковь Джвари, Кацхи), под трехцерковными базиликами (Зегани), а также под купольными храмами (Икалто). Второй этаж представлял либо удлиненный зал, либо купольное здание («свободного креста», креста, вписанного в прямоугольник, здания с четырьмя подкупольными устоями).

http://sobory.ru/article/?object=05396

– Рыльская обитель, основанная преподобным Иоанном Рыльским. Это огромный архитектурный комплекс. Высота каменных стен, окружающих монастырь, местами достигает 24 м. Главными святынями монастыря являются мощи прп. Иоанна Рыльского и святая чудотворная икона Божией Матери Одигитрии (XII в.); – Бачковский монастырь (о котором уже упоминалось в главе «Грузинская Православная Церковь ). Основан в 1083 г. полководцем Григорием Бакурианис-дзе, грузином по национальности. В написанном им Уставе (Типике) монастырь объявлен грузинским. На протяжении длительного времени монастырь продолжал оставаться грузинским. После покорения Болгарии турками хозяевами монастыря стали греки. В 1894 г. монастырь был отдан в ведение Болгарской Православной Церкви. Монастырь ставропигиальный; – Троянский монастырь (на р. Осым), в 8 км юго-восточнее Трояна, является третьим монастырем по величине в Болгарии после Рыльского и Бачковского. По монастырским летописям, ок. 1600 г. здесь подвизался некий «старый духовный отец» с учениками. Вскоре один иеромонах, направляясь со Св. Горы в Валахию, посетил это место и оставил подвижникам копию чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица» из Хиландарского монастыря. Тогда на этом месте была построена деревянная церковь и несколько келий. Из святых Болгарской Церкви можно назвать князя Бориса, крестителя болгар (память 2 мая), равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности (память 11 мая), Климента Охридского, ученика Кирилла и Мефодия (память 27 июля и 25 ноября), Наума, друга св. Климента, организатора Преславской литературной школы (память 27 июля), преподобного Иоанна Рыльского, основателя Рыльской обители (память 18 августа и 19 октября) и др. Структура управления . Главой Болгарской Церкви является Патриарх (носитель высшей исполнительной власти). Высшая административная духовная власть принадлежит Священному Синоду (входят все митрополиты во главе с Патриархом); кроме того, существует Малый Синод (4 избираемых митрополитов), работающий постоянно. Высшей законодательной властью в Церкви обладает Церковно-Народный Собор, куда входят все служащие архиереи и светские лица. При Священном Синоде имеется также Высший Церковный Совет (состоит из 2 священнослужителей, 2 мирян и 2 заместителей под председательством Патриарха), занимающийся хозяйственными и финансовыми вопросами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пока непонятно, как грабители проникли в монастырь. Полиция опросила всех монахов и служителей монастыря, у всех находившихся в ночь ограбления в монастыре людей взяты отпечатки пальцев. 27 января. ПРАВМИР. С воскресенья 25 января полиция не допускает посетителей в средневековую обитель.  Столь строгие меры были приняты после того, как около 7 утра в субботу, 24 января, было обнаружено, что неизвестные лица проникли в игуменские покои и перевернули там все верх дном, — сообщает Седмица.Ru  со ссылкой на болгарское издание «Стандарт Ньюз». Список похищенного пока не опубликован. По неофициальным сведениям, речь может идти о краже около 10 тысяч левов (около 5 тысяч евро) церковных денег. Пока непонятно, как грабители проникли в монастырь. Он находится под охраной, ворота закрываются на ночь и открываются утром перед службой. Полиция опросила всех монахов и служителей монастыря, у всех находившихся в ночь ограбления в монастыре  взяты отпечатки пальцев. Среди версий происшедшего есть и весьма оригинальная: в покои проник один из насельников монастыря и инсценировал ограбление с целью  отомстить за скандальное отстранение от управления монастырем предыдущего настоятеля епископа Бачковского Бориса (Добрева). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 октября, 2021 24 апреля, 2021 17 апреля, 2024 2 апреля, 2024 28 августа, 2023 16 марта, 2023 3 сентября, 2022 11 апреля, 2022 29 декабря, 2021 7 октября, 2021 24 апреля, 2021 17 апреля, 2024 2 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-bolgarii-ograblen-zn...

В 1375 году на Соборе болгарского духовенства Евфимий был избран Тырновским патриархом . Управляя Болгарской Церковью, Евфимий следовал за церковной политикой Константинопольских патриархов-исихастов Каллиста I и Филофея Коккина , строго следил за чистотой Православия и вел борьбу с разными ересями, в т. ч. и с поздними формами богомильства . В синодик царя Борила   были внесены анафемы против мон. Феодосия (Фудула) и учителя его Пиропула, однако неясно, в чем состояла их ересь.  Патриарх Евфимий заботился о нравственном состоянии паствы, запретил четвертый брак, осуждал неблагочестивые обычаи населения. Православные славяне и румыны уважали патриарха Евфимия и обращались к нему за разъяснением церковных канонов и правил. В 1393 году в отсутствие болг. царя Иоанна Шишмана он разделил с паствой тяготы осады и падения болгарской столицы, репрессии и выселение захватчиками. Григорий (Цамблак)  намекает на какое-то противодействие туркам знатных граждан города, за что все 110 чел., в т. ч. и патриарх Евфимий, были приговорены к казни. Как описано в Похвальном слове, когда патриарх Евфимий, ожидая казни, положил голову на плаху, внезапно рука палача онемела. Турецкие власти испугались и заменили казнь ссылкой в т. н. Македонию - топоним, который в XIV веке воспринимался весьма широко и иногда охватывал и Фракию . По всем данным патриарх был сослан в Бачковский монастырь . В монастыре он продолжил книжную деятельность. Патриарх Евфимий был известен красноречием, его современник митр. Иоасаф Бдинский  писал в 1396 году, что " тогда… говорили многие: «Лучше бы солнце угасло, но не замолкал бы Евфимиев язык!» " Точных сведений о времени и месте смерти патриарха Евфимия не сохранилось. Возможно, он скончался 10 января , как указано в заглавии единственного молдавского списка Похвального слова Григория Цамблака. 20 января  как день его памяти появился в русских списках в XVI и XVII веках по аналогии с днем памяти прп. Евфимия Великого. Многочисленные легенды о последних годах его жизни были собраны в конце XV-XVI веков в " Ловчанском сборнике " (сохранилась фотокопия XIX века). Одна из приписок к сборнику сообщает о тайном погребении патриарха (здесь он уже назван святым, что указывает на его почитание) в Богородицкой церкви Бачковского монастыря , которая в момент составления сборника уже была разрушена. Это свидетельствует о том, что в конце XV века место захоронения было неизвестно. В настоящее время могила патриарха Евфимия считается утраченной. В начале XX века в монастыре были открыты гробницы: близ западного входа в главную церковь (XVII века) и под сводами церкви арх. Михаила (XI в.), в одной из которых, возможно, был погребен патриарх, но исследователи считают эти могилы " благочестивой фальсификацией " . Наиболее вероятно, что патриарх Евфимий был похоронен в одной из 17 гробниц, которые находились в притворе старого кафоликона (XI в.), разобранного при строительстве нового в 1604 году  .

http://drevo-info.ru/articles/13679897.h...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010