I. Вместо предисловия 1 Пирогов говорил, что «университет барометр общества»... 2 Это верно. Но ещё в гораздо большей степени «барометром общества» может служить общий характер публицистики той или иной эпохи. Какова же наша современная «публицистика»? Основная и характернейшая её черта – неопределённость. Отсутствие «лица» и строго выраженного направления. В идейном отношении: беспринципность; в волевом: ничего, мол, определённо не хочу, ничего определённо не желаю... Русская общественная мысль как бы переживает все неизбежные фазы диалектического развития. И нельзя спрашивать, что лучше – тезис или антитезис: и то и другое необходимое условие синтеза. Но как ни безотрадно «безличие» нашей публицистики, ему можно «радоваться», если видеть в нём один из симптомов новой жизни, на рубеже которой мы живём. Сколько ясности, благородной определённости, пуританской честности было в старом направленстве! Общество имело своих властителей дум, знало, к чьему голосу ему прислушиваться, видело в Добролюбове, Писареве, Михайловском, Шелгунове, Гольцеве – выразителей лучших своих стремлений. Эти люди знали, чего хотели. Имели яркую публицистическую индивидуальность, отчётливо сознавали те принципы, во имя которых борются, и потому ревниво оберегали свои издания от всего «чуждого», что могло бы затемнить основные общественные идеалы. Как много говорили эти имена и уму, и сердцу прежних поколений. Это было не только имя – это было знамя! И вот теперь мы: с нашими Бердяевыми, Трубецкими, Милюковыми, Булгаковыми, Чуковскими, Пильскими, Дорошевичем, Амфитеатровым, Минским и пр., и пр., и пр. Вопрос не в талантливости. Вопрос в том: хотят ли все эти люди чего-нибудь и знают ли определённо сами-то, чего хотят? Русская современная публицистика так же безлична, так же расплывается в серые пятна, как и вся жизнь. «Массовая» общественная волна стёрла резкие грани, уничтожила былую дифференциацию. Нет волевого творчества. Бранд ушёл из русской жизни один в свою высокую снежную церковь . Из туманных далей появились как-то серые люди, которые спутали, перемешали, свалили всё в одну кучу.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

XXI. Великий пост и Праздник Пасхи В эту главу войдет описание того, как мы проводим время в промежуток от масляницы до Пасхи включительно; буду описывать только те выдающиеся дни, которые мы проводили особенно. К числу таких дней можно отнести и последний день масляной, канун Великого поста. После ужина мы, воспитанники, собираемся в общий зал, куда приходят все члены трудового Кресто-Воздвиженского Братства и Попечитель школы, добрый друг наш Николай Николаевич. Собрание начинается с того, что мы стараемся подготовить себя к таинству молитвы, стараемся собрать мысли и чувства, чтобы затем отдаться всем существом общему молитвенному порыву к Богу. Нас стараются воспитать людьми добрыми, честными, в сознательной вере и сознательной любви к Господу Богу и всем Его созданиям, стараются приучить относиться ко всему активно – с полным сознанием того, что мы делаем; так как с этого дня мы начинаем поститься в память сорокадневного поста Христа-Спасителя в пустыне, в память этого Божественного примера смирения, то Николай Николаевич и объясняет нам в этот вечер жизненное значение поста, как средства достижения торжества духа над телом, значение искушений, как испытания и утверждения нашей веры и силы любви, как барометра, ясно показывающего насколько мы живем с Богом или без Бога. С этого дня мы начинаем ежедневно утром и вечером читать молитву Св. Ефрема Сирина , потому и её Николай Николаевич вкратце объясняет. Горячие, полные любви к Богу и к людям слова Н. Н. глубоко западают в души слушателей, глубоко, иногда до слез трогают они детские сердца и возвышают их до молитвенного настроения; когда мы становимся на молитву, и Н. Н. с глубоким сознанием и глубоким чувством читает молитвы, или когда наш школьный хор поет Божественные песни, мы единодушно отдаемся порыву этой святой молитвы, с любовью устремляем сердца наши к Богу Живому, Первоисточнику силы и любви, просим Его «посетить нас Благодатию Своею, придти и вселиться в нас, да будем храмом Его». Близко зная всех молящихся, я считаю себя вправе сказать, что громадное большинство чувствует в это время таинственное причастие Духа Святого Господа Животворящего. Тоже могу сказать я и о тех счастливых часах, которые мы проводим ежедневно небольшими партиями (Старший с порученными ему младшими) в течение всего великого поста в молельне у Николая Николаевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

     В недавно вышедшей книге «Валаамские светильники духа. XX век» на основе архивных материалов собрано и систематизировано духовное наследие старцев. К нему принаждежит и сборник монаха Иосифа (Шорина), небольшой отрывой из которого представлен ниже. Взирая на святой Крест, благодушествуй о Господе «Приидите весело, целуем вси живоносное древо на нем же распростреся, Христос избавление» (стихиры на стиховне, глас 2, подобен: Доме Евфрафов. 15 сентября). Святая Церковь, торжествуя радостно Воздвижение Животворящего Креста, приглашает верные чада своя к радости, и ты не скорби, брат! Празднуя этот праздник упованием и верою в Божию помощь, гони далеко всякий бесовский помысел уныния и малодушия от души твоей, говори: Господь на Кресте совершил мое спасение, о чем буду печалиться и смущаться? Вся Вселенная веселится о Кресте Христовом, какое смущение может огорчить мою душу? Господь отъял всякую скорбь от верующих чад Своей Церкви, я ли один обделен Его милостью? Радуйся, душа моя, о Господе, Спасе твоем, и покланяйся с любовью Кресту Его, на немже Он как Бог и Владыка упразднил всю вражью власть и силу. О живоносное трилюбезное Древо, обагренное Христовою кровью, сохрани меня от всех вражьих помыслов уныния и малодушия силою Твоею. 15 сентября 1910 г. Побеждай зло силою благодати Чувства неприязни, нелюбви к другим деспотически заявляют свои права, чувствуется, будто они не могут перейти в противоположные чувства любви и благорасположения к ближнему. Какое омрачение! Не злоба ли человекоубийцы-диавола это устрояет? Избави, Господи, от всякой злобы и даруй любовь даже к ненавидящим и зло творящим. 16 сентября 1910 г. В любви и смирении — рай, но в злобе и гордости сущий ад, между тем последнее преодолевает первое, кто это устрояет? Не древняя ли злоба и гордость, противящаяся всегда доброму и смиренному? Испытывая это, понеси спокойно гнев, злобу, расстройство брата, не враг ли его искушает и расстраивает? Человек подобен барометру, то поднимающемуся, то опускающемуся: то добр, то зол; то щедр, то скуп; то кроток, то гневен. Поэтому со смирением нужно всегда молиться ко Господу, чтобы избавил нас от всего худого, греховного, неугодного Ему и помог делать все доброе и спасительное, что благоугодно Его святой и благой о нас воле и Промыслу.

http://pravoslavie.ru/82488.html

Анатолий Степанов " Православным средствам массовой информации не хватает духа единства и корпоративности, – заявил Анатолий Степанов. – Отсутствие этого духа особенно проявилось в период межпатриаршества. Дискуссии порой велись совершенно недопустимыми методами, заведомо ставилась цель – создать напряженность. Мы должны осудить такую практику информационной кампании, когда мирянин позволяет себе публично оскорблять архиерея, когда откровенно политтехнологическими методами навязываются какие-то взгляды, когда журналисты вместо объективного освещения кампании занимаются поиском врагов и пр. К сожалению, во время межпатриаршества произошло серьезное разделение между нами, образовались своего рода партии. И, очень прискорбно, – разделение не закончилось. Я наблюдаю продолжение борьбы, к примеру, на форуме " Русской линии " . Конечно, форум, по замыслу представляет собой безответственную болтовню в кулуарах, и редакция РЛ старается минимально вмешиваться в эту болтовню, проводя в отношении форума совершенно либеральную политику, позволяя многое из того, что мы не позволим в публикациях. Но в тоже время форум является своего рода барометром настроений в церковной среде. Так вот там до сих пор я вижу последствия той полемики, которая развернулась в СМИ, градус полемики не снижается... Позиция редакции " Русской линии " проста. Состоялось избрание Святейшего Патриарха. До этого у нас могли быть разные мнения на счет того, кто может возглавить Церковь. Мы спорили, доказывали свою точку зрения. Это было нормальной дискуссией, за исключением случаев, о которых я говорю, когда агрессивно навязывалось " единственно верное мнение " . Но сейчас, после Поместного Собора, подобные дискуссии уже бессмысленны. Но мы пожинаем плоды той безответственной информационной кампании, которую проводили некоторые православные публицисты и СМИ. Нам необходимо преодолеть дух противоборства и разделения, который имел место в период межпатриаршества. Я думаю, что мы должны принять какую-то резолюцию (пусть в ней не будут называться имена и издания), которая осудила бы ту практику настоящих информационных войн, которая допускалась в этот период. Необходимо осудить эту практику и призвать наших коллег к единству. Это очень важно. Мы не должны допустить, чтобы партийное разделение православных СМИ, которое возникло в период межпатриаршества, продолжилось в период нового Патриаршества " .

http://religare.ru/2_62561.html

Глава II. Оппозиция католическому духовенству в Англии до реформации Во всех католических странах непосредственным орудием власти римского первосвященника, проводником его волн и естественным защитником того, что разумелось обыкновенно под именем прав и интересов католической церкви, был конечно класс духовенства, включая сюда и высших прелатов и простых священников, и белое духовенство и монахов. Общественное положение, занимаемое этим классом в той или другой католической стране, большая или меньшая степень его нравственного в ней авторитета и влияния служат всегда так сказать барометром, по указаниям которого можно составить понятие и о том, насколько высоко и прочно в этой стране положение самой католической системы, представителем которой является духовенство. Желая по возможности уяснить себе положение католической церкви в Англии до реформации, нельзя поэтому не обратить некоторой доли внимания на судьбы здесь католического духовенства. В продолжение пяти веков, предшествовавших реформации, католическое духовенство Англии, по крайней мере в значительной своей части, не было сословием национальным. Оно состояло из людей по своему происхождению чуждых большинству населения, не имевших со своею паствою внутреннего нравственного единства, и потому интересы этого сословия не только не были одинаковы с интересами других сословий, но часто даже составляли с ними диаметральную противоположность. Правда, таким характером отличалось по преимуществу духовенство высшее; но оно, как более заметное и более сильное, налагало свой отпечаток и на все сословие. Чрез пять лет после Гастингской битвы, Вильгельм Завоеватель налагает свою тяжёлую руку и на церковь Англии. По соглашению с папою Александром 2–м и при содействии его легатов, он низлагает все высшее духовенство англо–саксонского происхождения, возводя на епископов и аббатов разного рода обвинения, заключая их в крепости или монастыри, или вынуждая их искать спасения в бегстве. На место изгнанных и низложенных саксонцев выступают норманнские соотечественники Вильгельма предводимые норманном–Ланфранком, новым архиепископом Кентерберийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Детство Никиты - Толстой А.Н. Детство Никиты - Толстой А.Н. Толстой Алексей Николаевич Одна из самых светлых в русской литературе повестей о детстве перенесёт читателя в Сосновку - дворянскую усадьбу, где сам Алексей Толстой " в созерцании, в растворении, среди великих явлений земли и неба " провёл ранние годы. • Солнечное утро • Аркадий Иванович • Сугробы • Таинственное письмо • Сон • Старый дом • У колодца • Битва • Чем окончился скучный вечер • Виктор и Лиля • Елочная коробочка • То, что было привезено на отдельной подводе • Елка • Неудача Виктора • Что было в вазочке на стенных часах • Последний вечер • Разлука • Будни • Грачи • Домик на колесах • Необыкновенное появление Василия Никитьевича • Как я тонул • Страстная неделя • Дети Петра Петровича • Твердость духа • Весна • Поднятие флага • Желтухин • Клопик • В купальне • Стрелка барометра • На возу • Отъезд • Комментарии Солнечное утро Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза. Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене. Открыв глаза, Никита вспомнил, что вчера вечером плотник Пахом сказал ему: - Вот я ее смажу да полью хорошенько, а ты утром встанешь,- садись и поезжай. Вчера к вечеру Пахом, кривой и рябой мужик, смастерил Никите, по особенной его просьбе, скамейку. Делалась она так: В каретнике, на верстаке, среди кольцом закрученных, пахучих стружек Пахом выстрогал две доски и четыре ножки; нижняя доска с переднего края - с носа - срезанная, чтобы не заедалась в снег; ножки точеные; в верхней доске сделаны два выреза для ног, чтобы ловчее сидеть. Нижняя доска обмазывалась коровьим навозом и три раза поливалась водой на морозе,- после этого она делалась, как зеркало, к верхней доске привязывалась веревочка - возить скамейку, и когда едешь с горы, то править. Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: " Если, говорит, что я сказал - закон, сделаю " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4262...

Закрыть Мегаполис – капкан для Русского мира Как отзовется в провинции Валдайская речь Владимира Путина? 01.11.2022 882 Время на чтение 6 минут Фото: Из личного архива автора Все еще продолжаются отклики на выступление Владимира Путина перед мудрецами «Валдайского клуба» Президент не впервой справедливо критиковал однополярный мир, который пытается навязать свои «правила поведения» всему человечеству, а также глобализм, который старается все унифицировать, подчинить себе. Повторил, опять же не впервой, тезис о приверженности России традиционным ценностям. Слушал я внимательно и ловил себя на мысли: «Все правильно Вы говорите, уважаемый Владимир Владимирович. И политологи, как повелось, начнут дружно, на все лады хвалить вашу очередную речь, называть ее исторической. Я не спорю, речь, действительно важная. Но поймите же: без конкретных, системных действий на внутреннем фронте слова ваши воспринимаются народом, не взыщите уж с провинциала за сермяжную правду-матку, с изрядной долей скептицизма. У меня, в небольшом русском городке на западе зажатой между двумя мегаполисами и обескровливаемой ими Тверской области, «барометры перемен», что называется, под боком. По ним вполне можно судить, как слово сверху отзовется внизу. А оно, скажем прямо, практически никак не отзывается. Продолжает вымирать и уезжать в крупные города население. От былых в советскую пору 10, 5 тысячи жителей скоро, глядишь, не останется и 6 тысяч. Земля зарастает. Лес истребляется лесными арендаторами. Массового индустриального развития не видно. Из-за несменяемости власти (глава Николай Баранник сидит в своем кресле без малого четверть века!) установилась, по моему разумению, клановая феодальщина, приведшая к интеллектуальной и нравственной деградации кадров. Гляжу в окно, а там маячит штампованное сердце в «комфорте», являющее пример той самой унификации, об опасности который говорил президент (местная же чиновница сказала мне о штамповке, что «это круто»). В тихий и светлый праздник дня Преображения Господня чиновники с умилением смотрели, как возле этого символа глобализма (являющего собой, по существу, власть антихриста), под песенки с упоминанием сатаниста Элвиса Пресли и «хряпнем по сто грамм» дрыгали упитанными телесами местные обывательницы. Все также исправно действует ночная корчма, где современные янкели с благоволения чиновников спаивают остатки городской молодежи. В то же время, в городе нет ни кинотеатра, ни тира, ни даже танцевальной площадки с эстрадой (ту, что была в городском парке, снесли), ни футбольной или хоккейной команды.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/01/me...

Митрополит Лонгин: Как относиться к грехам священников РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_96656.html 12 сентября 2012 Кирилл Миловидов Митрополит Лонгин: Как относиться к грехам священников Источник:  Нескучный сад Когда стоит сообщить епископу о нарушении священника, а когда не спешить жаловаться, а сперва восполнить пробелы в собственном образовании, какую опасность для молодого иеромонаха таит назначение на приход в Москве, почему у греческого сельского батюшки лучшая машина в деревне, а архиереи порой ездят на подержанных " рабочих лошадках " , – обо всем этом рассказывает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. – Как реагировать на то, что священник совершил грех? – Святитель Игнатий Брянчанинов, отвечая на либеральную критику Церкви, очень хорошо сказал: " Монашество барометр, который, стоя в уединенной комнате, со всех сторон замкнутой, с точностью показывает состояние погоды на улице " . Эти слова можно отнести и к Церкви в целом. Церковь – это тоже часть общества. Люди, которые составляют Церковь, и клирики и миряне, не появляются с другой планеты. Это люди, которые выросли рядом с нами, воспитывались таким же образом, как и все остальные. И они болеют теми же болезнями, что и все общество. Единственное, что их отличает от общества нецерковного – это то, что они свое состояние осознали и пришли в больницу. Как относиться к тому, что в больнице кто-то исполняет предписания врача, а кто-то не исполняет, а пьет и курит, или вообще сбегает оттуда? Закрыть больницу, сказать, что медицина как наука несостоятельна и ничего хорошего от нее ждать не приходится? Конечно, нет. – Но разве Церковь не призвана быть другой, не такой, как общество? – Церковь призвана быть другой. Действительно, мы призваны к святости. Абсолютно все. Но, видите ли, путь к святости даже у великих святых был непростым. Люди не могут измениться в одночасье: сегодня человек один, а завтра совсем другой, и таким уже останется до смерти... Человек интересное создание: он поднимается на какую-то высоту, но стоит ему задержаться и констатировать, какой он молодец и насколько он сегодня лучше, чем вчера, как он тут же падает ниже прежнего. Это закономерность духовной жизни. А Церковь принимает абсолютно всех, со всеми их недостатками. Поэтому в этом смысле Церковь действительно – срез нашего общества. Не секрет, что с каждым годом гедонизм утверждается в нашем обществе в качестве господствующей идеологии, и люди приходят в Церковь со все более заметными " родимыми пятнами " : внутренними проблемами и ранами. Даже если человек от этой идеологии убежал, он все равно не смог полностью освободиться от ее влияния.

http://religare.ru/2_96656_1_21.html

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Печать гения» Памяти Ивана Петровича Кулибина Валерий Габрусенко   13:00 11.08.2023 822 Время на чтение 5 минут 12 августа (н. ст.) исполняется 205 лет со дня смерти Ивана Петровича Кулибина (род. в 1735 г.) – выдающегося механика, автора многих знаменитых изобретений. Сын мелкого нижегородского купца, он ещё в юности увлёкся часовым делом, конструируя часы с самыми затейливыми механизмами. В 1767 году он изготовил уникальные карманные часы размером с куриное яйцо. Каждый час в них открывалась дверца, и крошечные фигурки людей под музыку разыгрывали представление. Часы, подаренные Екатерине II в дни её пребывания в Нижнем Новгороде, привели ту в восторг, и в 1769 году она предложила Кулибину заведовать мастерскими Академии наук. «Инструментальная, токарная, слесарная, барометренная палаты», работавшие под его руководством, снабжали всю страну разнообразнейшими приборами – навигационными, геодезическими, астрономическими, физическими и мн. др. Иван Петрович не только руководил исполнением, но и разрабатывал конструкцию приборов, да к тому же постоянно заботился не только об обучении, но и о воспитании своих учеников и помощников. Правда, императрица назначила ему жалование на 2000 руб. меньше положенного – ведь не иностранец же!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/11/pe...

Гуманитарные науки являются чутким барометром и своеобразным компасом общественного сознания и духовного мира личности, социально-психологической атмосферы в общеобразовательной и профессиональной школе и, особенно, вузовской жизни. Главные вызовы сегодня, как и всегда, и выстраданные ответы на них, проходят на мировоззренческой, духовно-идеологической глубине. Поиск и обретение духовно-нравственных ориентиров и социально-политических координат, адекватных социально-экономическим отношениям и жизненным стратегиям наиболее динамично и активно происходит именно в студенческой среде, особенно на переломном этапе общественного строя жизни людей. Не следует забывать, что на конец прошлого века приходился пик догматизма в общественных науках и негативного отношения студентов к их преподаванию, демонстративного бойкота и формального отношения к их изучению, накала политической «температуры» и социально-психологической атмосферы в вузах. И никакая методическая и псевдо воспитательная изощрённость не спасала обществоведение от острокритического и негативного отношения к нему в первую очередь студентов и самих педагогов. В ход был запущен весь арсенал сопротивления: протесты, бойкоты, отказы от сдачи экзаменов по марксизму, вплоть до демонстративного сожжения учебников. И всё же из такого бурного «штурма и натиска» кафедры гуманитарных дисциплин и сами студенты сумели достойно выйти. В течение буквально нескольких лет была осуществлена серьезная работа по обновлению, обогащению и актуализации содержания гуманитарных дисциплин, уточнению их перечня и определению тематики, структуры и логики изучения (т.н. дидактических единиц), обеспечению целостности преподавания и формирования заинтересованности студентов в их изучении. Вернулись доступные ранее лишь немногим духовные сокровища русской и мировой классики. Вопреки наплыву и насаждению западных учебных пособий усилиями патриотически настроенных ученых и педагогов началась активная разработка и издание нового поколения учебной литературы. Перед мыслящим взором студентов начал раскрываться в своем величии исторический ранг России в области религии и культуры, государственности и хозяйства, социального устроения общества, образ мыслей и деяний святых, подвижников, героев России, творцов отечественной культуры, будь то наука, философия, литература и искусство, хозяйство и социальное поприще. Смута в умах рассеивалась, как болотный туман в солнечное утро. Юность - важнейший социально-демографический ресурс и стратегический рубеж общества, демаркационная линия в духовно-нравственном становлении личности и зрелости подрастающего поколения. И сдавать передовую линию духовной обороны народа, страны, государства, своего будущего - преступно и гибельно.

http://ruskline.ru/analitika/2018/03/19/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010