К подростковому возрасту ребенка надо начинать готовиться с самого рождения и даже с зачатия. И, прежде всего, это должна быть подготовка духовная. Чем целомудреннее, добрее, благочестивее будут сами родители, тем легче пройдет период взросления детей. Первое, что необходимо родителям, особенно верующим, это не врать своей жизнью детям. Дети очень чувствительны ко лжи, а подростки в стократ чувствительней. Мама может сколько угодно объяснять сыну, что блуд – это плохо, но если сама ведет неправедную жизнь или сожительствует, то сами понимаете… Если все свободное время родители проводят за телевизором,  но твердят своему чаду о пользе чтения, не ждите, что он станет усердным читателем. Если верующая мать учит ребенка заповедям Божиим, но сама не следует им, то неудивительно, что верующий ребенок в подростковом возрасте превратится в неверующего подростка. Ваш подросток покажет вам,  чего стоят ваши теоретические назидания о нравственности, когда научится размышлять об этом и высказывать свои мысли вслух. Подростковый возраст – это барометр, который определяет, насколько честно перед Богом живут родители подростка. Чем честнее, тем проще проходит период взросления у детей.  Подростковый возраст детей обязательно покажет нам наше собственное лицо, и это, поверьте, не всегда лицо приятное и благообразное… Второе, на что, мне  кажется, необходимо обратить внимание в семье, чтобы подростковый возраст прошел без сильных потрясений, это правильная иерархичность семьи . Да простят меня недолюбливающие домострой, но видится мне, что половина наших проблем с детьми в подростковом возрасте, это изначальное неправильное устроение нашей семьи, где ведущую роль играют женщины. Это женское желание, порой неосознанное, покомандовать всем и вся, и уж тем более теми, кто всегда под боком. Один мудрый человек дал мне в свое время хороший совет: матушка, да вы не беспокойтесь, пусть сыновей отец воспитывает, а вы их всех утешайте: пирожки там разные, котлетки, компотик. А ведь как часто мать не доверяет своему мужу, отцу наших детей: а вдруг он «переборщит» в своем воспитании, а вдруг он слишком мягок. Чаще всего матери сами отстраняют своих мужей от воспитания еще с раннего возраста, часто делая недвусмысленные намеки на то, что в воспитании они ничего не смыслят. И в подростковом возрасте, когда дети нуждаются в сильном отце, во многих семьях его в худшем случае, вовсе нет, а в других случаях, он безволен и порабобщен, не боюсь этого слова, собственной женой. А ведь как много Бог говорит о воспитании сыновей именно с отцом, а  не матерью! Лучше всего может научить послушанию отец. И именно у отца есть особая власть над сыном, которой нет у матери. А матери дана другая сила – сила утешения и любви, прощения и вдохновения. Женщина может вдохновить и мужа, и сыновей своей мягкостью, добротой. Почаще надо нам взирать на образ Пресвятой Богородицы, которая удостоилась Такого Сына благодаря своему целомудрию, кротости и смирению…

http://azbyka.ru/deti/zametki-materi-per...

Этот высший мистический момент богоподобия со всею отчетливостью формулирован тем отцом Церкви, который выше всего вознес человека в его «богоподобии», а именно Григорием Нисским . Он рассуждает так: образ должен иметь в себе все существенные черты прообраза; но для Бога существенна непостижимость его сущности, это должно отображаться в непостижимости самого человека, как образа Божества. «Кто познал ум Господень?» 655 – говорит Апостол; «я же добавлю к этому, – говорит Григорий Нисский , – кто постиг свой собственный ум?» Таинственность и непонятность «умной» личности состоит в ее сложном многообразии и вместе с тем в простоте и «несоставности» ее последнего единства. Здесь-то и лежит подобие в непостижимости: «наша духовная природа, существующая по образу Творца, ускользает от постижения и в этом имеет полное сходство с тем, что лежит выше нас; в непостижимости себя самой обнаруживая отпечаток природы неприступной». 656 Глава XII. Паскаль 1. Бесконечно великое и бесконечно малое. Границы разума He случайность, что я избрал темою этой главы имя Паскаля. Глубочайшие философские и мистические переживания этого гениального человека касаются проблем современной экзистенциональной философии, – другими словами, они в высшей степени актуальны. Если мы поставим вопрос: «почему?» на него следует ответить так: «потому что в них дело идет об основной идее современной философии – об идее трансцендентности». Но вместе с этим понятием мы входим в философию современного экзистенциализма. Проблему эту ставит Николай Гартман, Гейдеггер, Ясперс, Сартр. He нужно пугаться этого страшного слова «трансцендентность». «Нет ничего потустороннего!» – сказала мне однажды скептически и материалистически настроенная дама. По поводу этого утверждения можно многому научиться у Паскаля. Паскаль в детстве своем был ясно выраженным гениальным ребенком. Когда ему было 12 лет, он сам, без помощи учителя и к великому удивлению своего отца, проработал геометрию до 32-й теоремы Эвклида. Ему не было 17 лет, когда он опубликовал свою работу по геометрии, что привело в изумление Декарта. Через год после этого он изобрел первую счетную машину. Далее следуют его сделавшие эпоху физические открытия о давлении воздуха, о барометрических изменениях и т. д. Так он и остается до своей смерти одним из величайших математиков своей эпохи. Его математические изыскания содержат уже идею дифференциального и интегрального исчисления. Научное творчество составляет одну из основных задач всей его жизни. За два года до своей смерти для развлечения он производит труднейшие математические исчисления в области вопросов, касающихся вращения тел.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Не можешь ли ты это сделать, в виде исключения? Уж очень скверно они поступили, выслав ее, когда у нее нет ни гроша и нет пристанища, а жизнь сейчас так дорога! Какие у тебя сведения относительно английского морского сражения – ужасно хотелось бы знать, был ли Джорджи также на “Новой Зеландии”, и какие английские корабли потоплены. Поезда Марии и Бэби отправлены в Псков; Ольга говорит, что у нее сейчас много работы, снова много раненых. Как жаль, что у тебя опять такая масса дела! Были в лазарете на операции. Зизи у нас завтракала, сейчас жду Мекка с докладом и потому должна кончать письмо. Благословляю и нежно целую, мой дорогой ангел. Твоя. Ц. ставка. 21 мая 1916 г. Моя любимая! Нежно благодарю тебя за твое дорогое письмо. Теперь они приходят до 12 часов. Сегодня погода теплая, барометр падает, – возможно, что будет гроза. Как хорошо, что ты видела Иедигарова и других! Я принимал Трепова, только что вернувшегося с Кавказа. Он был на фронте и в Трапезунде и видел Николашу. Впечатление он вынес о нем хорошее, как вообще обо всей стране. Тамошние жители говорили Тр., что местные племена стали гораздо лояльнее, чем были прежде, и они это приписывают влиянию высокого кузена. Тем лучше, если это так. Сегодня вечером я приму Штюрмера. Я записал все вопросы. Вчера я принял Наумова, который путешествовал на востоке и юге. Лагиш уезжает в город, так как он сменен, – точнее он и старый По, – новым генералом Жанэн, любимцем Жоффра. Старый По должен полечиться перед возвращением во Францию. Мы все хотим, чтоб он отправился в Севастополь, но он боится уехать так далеко. Тогда ему остается только Старая Русса. Теперь пора кончать. Да хранит Бог тебя и девочек! Моя дорогая, моя единственная и мое все, моя нежно любимая женушка, страстно и нежно целую тебя, не отнимая губ. Навсегда твой Ники. Ц.С. 22 мая 1916 г. Мой родной, милый! От всего моего любящего сердца шлю тебе спасибо за твое дорогое письмо, так мне дорого все, что ты пишешь! Я тоже жажду милых ласк моего мужа и его нежных горячих поцелуев! Тепло, пасмурно, и собирается дождь.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-nikolaja-...

Зарождаются желания - и ничего с ними не поделаешь: давай и давай. И добро бы это однажды так, а то почти что ни час. Отчего это? Расплылась госпожа наша - воля. Посмотрите еще, сколько у нас есть пришлых возбудителей желаний: гнев, ненависть, зависть, скупость, тщеславие, гордость и подобные. Источником желаний должны быть естественные потребности сложившейся жизни семейной и общественной, а в этих всех что есть естественного? Они только расстраивают естество и все порядки жизни. Откуда же это варварское нашествие? Оставлю это Вам на рассуждение, а сам поспешу к концу. Сторона чувства - сердце. Важное значение сердца в жизни человека. Влияние страстей на сердце Святитель Феофан Затворник Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? 8 Сторона чувства - сердце. Важное значение сердца в жизни человека. Влияние страстей на сердце      Сторона чувства - сердце. Кто не знает, сколь великое значение имеет в жизни наше сердце. В сердце осаждается все, что входит в душу совне и что вырабатывается ее мыслительною и деятельною стороною; чрез сердце же проходит и то все, что обнаруживается душою вовне. Потому оно и называется центром жизни.      Дело сердца - чувствовать все касающееся нашего лица. И оно чувствует постоянно и неотступно состояние души и тела, а при этом и разнообразные впечатления от частных действий душевных и телесных, от окружающих и встречаемых предметов, от внешнего положения и вообще от течения жизни, понуждая и нудя человека доставлять ему во всем этом приятное и отвращать неприятное. Здоровье и нездоровье тела, живость его и вялость, утомление и крепость, бодрость и дремота; затем что увидено, услышано, осязано, обоняно, вкушено, что вспомянуто и воображено, что обдумано и обдумывается, что сделано, делается и предлежит сделать, что добыто и добывается, что может и не может быть добыто, что благоприятствует нам или не благоприятствует - лица ли то или стечение обстоятельств,- все это отражается в сердце и раздражает его приятно или неприятно. Судя по сему, ему и минуты нельзя бы быть в покое, а быть в непрерывном волнении и тревоге, подобно барометру пред бурею.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В школах Ленинградской области будут преподавать курс по основам Православия Москва, 13 августа 2009 г. Соглашение о сотрудничестве подписано 12 августа между отделом религиозного образования Санкт-Петербургской и Ладожской епархии и комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, сообщает Патриархия.ru . Это первый подобный документ, готовившийся задолго до принятого недавно президентом России решения о проведении эксперимента по преподаванию предмета «Основы православной культуры» в российских школах. Документ отвечает требованиям Конституции, законам РФ «Об образовании», «О свободе совести и о религиозных объединениях» и будет способствовать реализации предстоящего эксперимента. Стороны констатируют «свободное и добровольное приобщение детей к ценностям и традициям православной культуры». Преподавать курс дополнительного образования будут только желающим учащимся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Епархиальный отдел будет содействовать повышению квалификации педагогов, даст рекомендации желающими преподавать данный предмет. Соглашение предусматривает сотрудничество в экспертизе учебников и образовательных материалов, в проведении научно-практических и просветительских конкурсов, конференций для учащихся и педагогов, в том числе на базе религиозных организаций Русской Православной Церкви в Санкт-Петербурге и области. Стороны планируют исследовать запросы жителей области на изучение их детьми предметов по православной культуре и культуре других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Исследование станет своеобразным барометром для родителей: желают ли они хранить традиционные семейные ценности, противостоять все более распространяющимся среди детей и подростков социальным отклонениям наркомании, алкоголизму, половой распущенности, преступности, экстремизму, бродяжничеству. Библиотеки Ленобласти будут пополняться книгами, наглядными пособиями и материалами по духовно-нравственной тематике.

http://pravoslavie.ru/31560.html

Вечер прошел оживленно и уютно. Владимир Федорович, которого все знали только по сцене, оказался весьма умным и зорким наблюдателем жизни и очень интересным собеседником. Был он в тот вечер, что называется, в большом ударе. Оно и понятно. Попасть в зиму 20–го года из нервной, тесной, грязной Москвы, опозоренной человеконенавистническими плакатами и декретами, в тихие, чистые снега, в просторный деревенский дом, в дружеский круг сплоченной интеллигентной семьи, было все равно, что во сне очутиться в старой дореволюционной России. Характерно, что как раз в Ивановке не столько теоретически, сколько практически «приявшей», как стали говорить впоследствии, революцию, живее и дольше сохранялся облик дореволюционной России, чем где бы то ни было по соседству. Те из помещиков, что упорно отказывались хоронить старый мир, лишались и возможности наследовать ему. Особенно был поражен духом и обиходом нашей деревенской жизни мой сослуживец по Государственному показательному театру Василий Григорьевич Сахновский. Времени его приезда я точно не помню. Помню только, что это было летом и в большой праздник. Скорее всего, Сахновский был у нас на Троицу в 1921–м году. Ждал я Василия Григорьевича, с которым очень сдружился, с радостью и нетерпением. Часто поглядывал на барометр. Хотелось, чтобы Ивановка как раз ему, тонкому ценителю скромной красоты среднерусской природы и любителю деревенской жизни, улыбнулась своею самою милою улыбкой. На счастье утро приезда Сахновского выдалось на редкость душевное: влажное после ночного дождя, с золотистым туманом в ложбине над речкой. Запрягая уже отъевшуюся в ночных лугах лошадь в нашу самодельную двуколку, я хозяйственно наслаждался починенной Николаем Сергеевичем сбруей и новыми вожжами, которые я ради торжественного выезда принес с чердака. В широко разъезженных колеях и еще не просохших лужах лежали плотные куски бирюзового неба. Молодая, недавно вымененная на бриллиантовое кольцо, лошадь чувствовала себя так же счастливо, как и я. Бодро пофыркивая, она весело оглядывалась по сторонам. Ей, очевидно, нравилась ее новая деревенская служба.

http://azbyka.ru/fiction/byvshee-i-nesby...

После долгого осторожного стука мужики вчетвером переступили Юркин порог и демонстративно выражали смущение. Несмотря на его приглашение, столь подчеркнутая деликатная осторожность не была излишней. Капитан Семенов свою жену заслуженно боялся больше, чем минное поле, тщательно скрывая это от всезнающего гарнизона. Но сегодня, по такому случаю, Ленка дала “добро”. И десять лет Афгана стали, как десять секунд и тысяча лет. Время, вошедшее навечно в офицерские сердца, то вспыхивало крепким мужским смехом, то закручинивалось капнувшей скупой слезой в стакан, стоявший у фото улыбчивого Вальки. “А помнишь?..” Уходили в бой однополчанами, возвращались братьями. Пусть ты уже не жил — твоя жизнь, отданная за мою, стала нашей одной для меня и моих стариков. — А помнишь?.. Из тысяч дорог в Афгане для Юрки и Димки в тот миг высветились две главные: одна шла в рай, другая — в ад. После того боя, не то скоротечного, не то длиной в сто лет, они стали единокровными братьями. Димка тащил Юркуволоком по мокрому грязному склону, где выли все — и пули, и разъяренные на радостях “духи”: “Русские не уйдут!” Он, трижды раненный, выволок друга оттуда, где явно виделся “тот свет”. Оба так перемазались кровью, что, где своя, где чужая, понять было невозможно. Юрка, бывший летчик, однажды сбитый под Джелалабадом, покинул кабину кувыркающегося в беспорядочном падении СУ-25-го уже у самой земли. Он, успев приготовиться к катапультированию, все же получил такой пиротехнический пинок под зад, что первый раз за свои грешные тридцать лет перекрестился на купол парашюта, раскрывшегося в метре от земли. Потом он уже авианаводчиком рождался еще 76 раз, уходя в разведку по принципу: 76-ти смертям не бывать, а одной не миновать. Мать под Омском 76 раз сглатывала живой воздух, когда ее колотящийся сердечный материнский барометр насмерть держал сыновьи ноги строго на отметку “жизнь”. — Ну, третий… За тысячи в Валькином лице и вечную память. Рулетка Аллаха В модуле у авианаводчиков запахло жареным. Пришедший из бани люд позволил себе вкусить деликатеса — жареной картошки.

http://azbyka.ru/fiction/zhivyj-v-pomosh...

– Ну, ну, – сказала она. – Не торопитесь! Сядьте, поговорим. – Он все не отпускал ее. – Но ведь вы даже не знаете, одна я тут или нет. – Одна, – ответил он уверенно. – И думаю только о вас? – Она легонько освободилась от его рук. – Постойте-ка, художественная часть потом. Рассказывайте про себя. – Она встала, прошлась по комнате, подошла к барометру. – Великая сушь, – прочитала она. – Значит, живете, работаете и, как говорит ваш директор, закапываете в землю казенные деньги. До того уж докопались, что вас таскают в милицию и отбирают подписку, – дальше-то теперь что? – Он сделал какое-то движение. – И хорошо, тут вы, положим, ни при чем. За это ответит директор, но вы что? Решили здесь осесть? Остаться навсегда в этой комнате? – Почему? – спросил он. – Нет, это я вас спрашиваю почему. Это что – ваше жизненное назначение – грызть эти холмы? А? Он пробормотал: – Не знаю. А что? Она рассмеялась. – Да нет, опять-таки ничего. Просто я как-то совсем не того ожидала от вас. – Она посмотрела на него. – Я ведь очень, очень часто вспоминала вас. Он встал, подошел к чайнику, пощупал его ладонью и снова заходил по комнате. Ему надо было собраться с мыслями. – Раскопки ведутся дилетантски, – сказал он наконец. – Непоправимо дилетантски. Ни я, ни тем более Корнилов не знаем, что творим. Даже какой объект раскапываем, и то не знаем. Если бы здесь появились настоящие ученые, они не взяли бы нас даже в препараторы. Это так. Она слегка неожиданно развела руками. Он мельком взглянул на нее и продолжал: – Да, вряд ли взяли бы даже в препараторы. Впрочем, Корнилова, вероятно, взяли бы. Он окончил что-то археологическое. А меня бы, конечно, погнали в шею. Я же даже не историк, и сидеть бы мне да сидеть над изучением первоисточников по истории античного христианства. Вот тогда бы я был действительно на своем месте. Но что делать? Мы хоть понимаем, с чем мы имеем дело. И если что-нибудь не знаем, то уж не знаем по-научному. А здесь просто никто ничего не знает, и все. До сих пор раскопки вели учитель французского языка, статистик, землемер, гидротехник, чиновник особых поручений. Это если брать весь Казахстан в целом. Здесь же вообще, кроме кладоискателей, никого не было. Если нам и далее повезет так же ослепительно, как повезло этим неизвестным – я говорю о золоте, – то уже в будущем году сюда приедет экспедиция Эрмитажа и нас всех разгонит. Да еще обзовут, поди, за то, что мы натворили. Но дело-то уж будет сделано. Так что меня как раз интересует не это.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Когда я приехал в Архангельскую область, то почувствовал некий дискомфорт. Я не мог свои обязанности выполнять так же, как привык раньше на Сахалине, потому, что это физически невозможно было сделать. Там у меня было пятьдесят приходов, здесь сто пятьдесят шесть. Но дело даже не в количестве, а в их разбросе. Пять областей, которые граничат с Архангельской областью, в совокупности по площади меньше, чем она одна. На Сахалине я несколько раз в году бывал во всех приходах. Знал священников и прихожан, их проблемы. Здесь так работать не получается. Меня убеждали: «Это нормально, владыка Тихон так жил, не переживайте. Здесь есть приходы, в которых вообще никогда не ступала нога епископа». Но я все равно ощущал дискомфорт. И вот при встрече с Патриархом я поделился с ним этими мыслями. И, как оказалось, попал в точку. Он мне сказал: «У вас правильно работает барометр вашего сердца, так и должно быть». Паства должна знать епископа в лицо. Если ты взял такое стадо, которое не можешь контролировать, то какие-нибудь овечки будут теряться и их могут съесть. Проведу аналогию с медициной. Моя сестра в Новосибирске работает участковым врачом. По нормативам у нее есть примерно 15 минут на больного. Это ненормально. Что можно за это время сделать? Пожилая бабушка — пока она вошла, села, начала говорить... А врач должна за это время уже успеть выслушать, поставить диагноз и назначить лечение. В церковной жизни у нас, слава Богу, такого нет и быть не должно. С помощью епархий мы теперь сможем охватить самые отдаленные населенные пункты нашего огромного региона. — Вы сказали, что поиск кандидатов на должность епископа — это право и привилегия митрополитов. Почему ваш выбор остановился именно на архимандрите Иакове ? — Я до сих пор не определился с тем, кто будет Котласским епископом. Что касается назначения в Нарьян-Мар, я долго не раздумывал. Отца Иакова я знаю давно, мы познакомились еще в семидесятых. Это сильный и всесторонне развитый человек. Он служил офицером в Вооруженных силах. Имеет прекрасное богословское образование. Вместе с тем по светскому образованию он филолог и до сих пор эту специальность не оставил — занимается исследованиями, написанием книг и статей. Увлекается фотографией. Его альбом о жизни на Сахалине и Курилах высоко оценил Патриарх.

http://patriarchia.ru/db/text/2060021.ht...

Сегодня коснёмся температуры. Ребёнок, особенно новорождённый, быстро перегревается и так же быстро теряет тепло. По сравнению со взрослым у него очень высок коэффициент отношения поверхности тела к его массе, и он моментально охлаждается. Поэтому температурный режим тут очень важен. Создать этот режим - значит обеспечить полноценный уход за ребёнком. Надо следить за тем, чтобы младенец не терял тепло. С другой стороны, маленького часто перекутывают - как бы не простудился. Если у младенца немножко холодные нос или пятки, родители уже пугаются. Если всё тело тёплое, а холодные только нос и пятки или даже кончики пальцев, то это нужно считать нормой. Более того, желательно достигать именно этого состояния. То есть младенца с самых первых дней жизни нужно чуть-чуть закаливать. Мы часто создаём ребёнку парниковые условия и тем самым лишаем, его возможности приобрести те защитные реакции, которые понадобятся ему в жизни. Если у ребёнка высокая температура, то этого не надо пугаться. Первое, что обычно делают родители в этом случае, - дают жаропонижающее средство, думая, что этим лечат ребёнка. Это не так. Высокая температура - не причина болезни и не само заболевание. Это защитная реакция, которая нужна организму для выздоровления. Это своего рода барометр, показывающий, что организм сопротивляется болезни, и все обменные процессы протекают в нём с высокой степенью интенсивности. Дети переносят температуру гораздо легче, чем мы. Взрослый лежит пластом, ребёнок же в подобном случае может бегать по комнате. Единственное, что нужно, - контролировать её высокие цифры. Для маленького ребёнка это в среднем где-то 39 град. Вот и постарайтесь удерживать её на самом высоком уровне, который ребёнок выносит без особых страданий. Конечно, если температура очень высокая и состояние явно ухудшается, нужно постараться её погасить, иначе это может привести к возникновению патологических синдромов. У маленьких детей центр терморегуляции ещё недостаточно устойчив. В возрасте, до года, реже в 3, в 5 лет, на высоте температуры может возникнуть судорожный синдром, который проявляет себя подёргиванием ручек, ножек, подбородка и сопровождается выраженным беспокойством младенца. Родители должны знать, как вести себя в этом случае.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2012...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010