Разрешив виновных в своеволии, постановляет: «ни игумен, ни братия не должны иметь ничего своего; не должны ни есть, ни пить у себя по кельям; одежду необходимую должны брать у игумена, при том одежду простую, из обыкновенных, а не из немецких сукон, шубы бараньи и без опушки; обувь, онучи, брать у игумена: лишнего платья не иметь». Такое установление оправдывает он затем словами Василия в., Ефрема, лествичника и других. 433 К празднику Богоявления (1382 г.) прибыл он в Суздаль и затем был в Нижнем. В любимой Печерской обители своей оплакал он кончину великого старца Павла, подвижника учительного. 434 В. князь увидал теперь достоинства блаж. Дионисия и в июне 1383 г. отправил его в Константинополь, для поставления в митрополита, на место Пимена, доставшего себе высокий сан помимо великого князя. Достоинства Дионисия известны были в Константинополе и потому там согласились исполнить просьбу о нем великого князя, если полномочные собора найдут дело Пимена неправым. Блаженный Дионисий, возвращаясь в Россию через Киев, задержан был здесь литовским князем Владимиром Ольгердовичем. Князь литовский объявил, что если московский князь по своей воле изгнал из Москвы Киприана, митрополита всей России, то князь киевский, следуя ему, задерживает Дионисия. По отношению к св. церкви это означало, что произвол человеческий вводит с собою в св. церковь только страдания и неустройства. По отношению к блаж. Дионисию это значило, что Господь еще раз и уже в последний подвергает его очистительным скорбям. «Господь кого любит, учить св. писание, того наказывает: биет всякого сына, о котором благоволит» ( Евр.14:6 ). – «Благо мне, что я страдаю, дабы научился уставам твоим ( Псал.118:71 ), исповедует священный певец. Блаж. Дионисий в пещерной келлии проводил время в молитве и сокрушении сердечном. 435 Подвижник–пастырь скончался в киевской пещере 15 октября 1384 г. 436 Тело же его, говорят летописи, и доныне цело и нетленно». 437 По древним памятникам называется он чудотворцем. 438 В печерском каноне молятся святителю Дионисию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

кирпичным чаем, вечным напитком бурят. Вокруг огня, на таком ограниченном пространстве, помещается вся семья бурят, – почти всегда многочисленная; на разостланных войлоках лежат целыми группами, греются, коптятся и провяливаются, как лещи или селёдки, вокруг огня. От постоянного дыма, копоти и скверного их табаку, от нечистоты, неопрятности и тесноты атмосфера в юртах самая удушливая. Большие из бурят носят на себе, исключая летних жаров, и дома, и на улице, бараньи тулупы, которые надевают они прямо на тело. От постоянной испарины эти тулупы издают смрадный запах; а маленькие из них, мальчики и девочки, бегают совершенно нагие. Среди таких-то грязных картин и людей, по несносному радушию Тайши, я должен быль провести две недели. Признаюсь, мне это так надоело, что я считал тот день большим праздником для себя, когда вырвался из этого общества бурят. Впрочем, у Тайши есть и русский дом, который мне показался раем после дымных и душных юрт. Но у моего хозяина, несмотря на то, что он очень хорошо знаком со всеми удобствами, живёт в юрте и вместе со своими родовичами кочует по здешним пустыням и охотно переносит все неприятности такой бродяжнической жизни. Дом у него только для приличия и для русских гостей. Но если, с одной стороны, так грязны и несносны буряты, то, с другой стороны, у них много и хорошего. Буряты вообще добры, хотя и любят денежки, очень радушны: чрезвычайно довольны русским правительством и жалеют о монголах, что они не под властью Вечного Царя, а изнемогают под игом Богдыхана. Наш Государь для них – существо какое-то божественное; по его слову они, кажется, готовы сделать всё; сверх того, они расположены к христианству; многие из них крестятся, – ходят в церковь поют молебны и кланяются иконам. Множество лам ещё их удерживает в язычестве, – но они сами не слишком к тому расположены, потому что этих лам чрезвычайное множество, и все они, как пиявицы, высасывают последнюю кровь у них. Можно надеяться, что буряты, при благоразумном, действии и поощрении со стороны светской

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда Моисей водружал на земле скинию во образ небесного, тогда все приносили, что было им велено. А доброхотные подаятели (мужи и жены) — одни золото, другие серебро и дорогие камни для верхней ризы, другие виссон сканый и червленую шерсть; одни багряницу, кожи бараньи красные, другие самое худшее, козью шерсть (Исх. 25:35); каждый и каждая, что имели у себя на тот раз, все приносили в дело скинии, и никто из самых бедных не остался без приношения. Так и мы в честную Божию скинию этой церкви, которую воздвиг Господь, а не человек (Евр. 8:2), в скинию, созидаемую из различных украшений добродетели, хотя один меньше, а другой больше, но все будем вносить одинаково, при строительстве Духа слагаемые и сочетаемые в дело совершенно, в жилище Христово, в храм святой. Без сомнения же, не внесем столько, сколько получили, хотя и все внесем. Ибо и то от Бога, что мы существуем, знаем Бога и имеем, что внести. Но всего прекраснее и человеколюбивее то, что Бог измеряет подаяние не достоинством подаваемого, но силами и расположением плодоносящего. Итак, не медли сделаться щедрым, но будь им теперь, и по недостатку достойного, не отказывай во всем. Напротив, одно внеси, другое пожелай внести, а об ином молись, чтобы Бог даровал прощение немощи. Он говорит: пусть не являются передо Мною с пустыми руками (Исх. 23:15). Никто да не будет тощ и бесплоден; ни одна душа не окажется лишенной плодородия и чадородия. Всякий да плодоносит Богу, что у него есть и составляет его собственность: согрешающий — исправление, текущий подвигом добрым — неослабность; юный — воздержание; седина — благоразумие; богатый — щедрость; бедный — благодарность; начальствующий — некичливость; судья — кротость. Священники облекитесь (или, правильнее сказать, облечемся) правдой (Пс. 131:9). Не будем расточать овец паствы, не погубим тех, за кого положил душу Пастырь добрый, Который знает Своих и Своими знаем, зовет по имени (Ин. 10:3), вводит овец и изводит их из неверия в веру, из настоящей жизни в будущее упокоение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

– К сожалению, светским людям нравятся Митяи – люди ловкие и лёгкие, для которых благочестие – дело неважное. – Митяй избран в митрополита. Любимец вел. князя не соблюдал даже приличий в новом своём счастье. Он вёл себя так гордо и заносчиво, что, не посвящённый в сан святителя, облекался в митрополичью мантию, носил белый клобук, обращался с духовенством властительски и брал себе доходы первосвятителя 217 . Он просил вел. князя, чтобы посвящение его совершилось в Москве. Великий князь пригласил епископов для посвящения Митяя. Блаженный Дионисий, явясь к вел. князю, смело сказал: «кто это учит тебя, государь, переменять закон по своему усмотрению? Не следует быть тому, чего желают от тебя и от нас». Великий князь отказался от своего желания. Митяй сильно оскорбился разрушением мечты своей и кипел досадой на Дионисия. «Почему ты, сказал он Дионисию, не был у меня до сего времени и не принял моего благословения?» Дионисий отвечал: «оттого, что я – епископ, а ты священник, – ты не имеешь права благословлять меня». Митяй задрожал от гнева, грозил с криком, что лишит Дионисия священства и своими руками сдерёт скрижали с мантии его. После того Митяй поспешил в Цареград. Дионисий отправился туда же, потому что его вызывал к себе патриарх, да и надобно было искать себе защиты. Это было в 1380 году 218 . Снабжённый патриаршими грамотами, блаж. Дионисий в конце 1381 г. возвратился в Россию. Он был в Новгороде и Пскове и успел сильно потрясти там тлетворную ересь стригольников 222 . В это же время он установил общежитие в Псковском Светогорском монастыре. – «При Божией помощи, писал он в грамоте монастырю, как заповедал мне святейший вселенский патриарх, заботливый о спасении душ и обращении заблудших, возвращаю я на верный путь, к иноческому общежитию, уклонившихся от него». Разрешив виновных в своеволии, постановляет: «ни игумен, ни братья не должны иметь ничего своего; не должны ни есть, ни пить у себя по кельям; одежду необходимую должны брать у игумена, при том одежду простую, из обыкновенных, а не из Немецких сукон, шубы бараньи и без опушки; обувь, онучи брать у игумена; лишнего платья не иметь».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Точно по безмолвному уговору, никто не возвращался к эпизоду в монастыре, и вся эта поездка как будто выпала у всех из памяти и забылась. Однако было заметно, что она запала глубоко в сердце слепого. Всякий раз, оставшись наедине или в минуты общего молчания, когда его не развлекали разговоры окружающих, Петр глубоко задумывался, и на лицо его ложилось выражение какой-то горечи. Это было знакомое всем выражение, но теперь оно казалось более резким и… сильно напоминало слепого звонаря. За фортепиано, в минуты наибольшей непосредственности, в его игру часто вплетался теперь мелкий перезвон колоколов и протяжные вздохи меди на высокой колокольне… И то, о чем никто не решался заговорить, ясно вставало у всех в воображении: мрачные переходы, тонкая фигура звонаря с чахоточным румянцем, его злые окрики и желчный ропот на судьбу… А затем оба слепца в одинаковых позах на вышке, с одинаковым выражением лиц, с одинаковыми движениями чутких бровей… То, что близкие до сих пор считали личной особенностью Петра, теперь являлось общей печатью темной стихии, простиравшей свою таинственную власть одинаково на своих жертв. – Послушай, Аня, – спросил Максим у сестры по возвращении домой. – Не знаешь ли ты, что случилось во время нашей поездки? Я вижу, что мальчик изменился именно с этого дня. – Ах, это все из-за встречи со слепым, – ответила Анна Михайловна со вздохом. Она недавно еще отослала в монастырь две теплые бараньи шубы и деньги с письмом к отцу Памфилию, прося его облегчить по возможности участь обоих слепцов. У нее вообще было доброе сердце, но сначала она забыла о Романе, и только Эвелина напомнила ей, что следовало позаботиться об обоих. «Ах, да, да, конечно», – ответила Анна Михайловна, но было видно, что ее мысли заняты одним. К ее жгучей жалости примешивалось отчасти суеверное чувство: ей казалось, что этой жертвой она умилостивит какую-то темную силу, уже надвигающуюся мрачною тенью над головой ее ребенка. – С каким слепым? – переспросил Максим с удивлением. – Да с этим… на колокольне… Максим сердито стукнул костылем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Палеолог начал действовать круто. За смертью бывшего патриарха Арсения, нового Феодора Студита , против унии образовалась сильная объединенная оппозиция. Арсениты соединились с иосифлянами. Было очевидно, что большинство архиереев не примут унии. Царь убеждал их и лаской и угрозами. Чем вредно признание папы, разве приедет он к нам через море? Что значит поминать его? Не только отцы ваши, но и Сам Христос прибегнул к «экономии», приняв крест за наше спасение. Вы же затеваете раскол и порицаете меня. Великий эконом Кенфилин, полагаясь на свою старость и близость к царю, умолял его на коленях не возбуждать внутри империи церковного и гражданского междоусобия ради избежания войны с внешним врагом. Царь приказал покорному духовенству составить «том», или исповедание, в смысле унии; в конце приведен был стих: «Благословляющие Тебя благословенны будут, и проклинающие Тебя прокляты будут». Этот «том» разносили по домам и отказывавшихся подписать его заставляли, описывая все ценное в доме, вносить наемную плату за дом за 13 лет со времени взятия столицы, так как дома-де принадлежат царю по праву завоевания. Непокорных увозили в ссылку на приготовленных кораблях; множество было сослано на острова Архипелага, в Никею, некоторые сами уехали, многие подчинились при посадке на корабли. Духовенство и монахи были созваны во дворец, между ними – упомянутый ритор Церкви Оловол, начальник школы грамматиков в Орфанотрофии. Он подал голос против унии. Поднялся крик «Он тайный враг царя, недаром у него урезан нос!» Вне себя, Оловол ответил, что он был изувечен за Иоанна Ласкаря. Придворные хотели разорвать его на куски, но царь сдержал их и велел сослать Оловола в никейский монастырь Иакинфа. Через несколько времени его привезли обратно, и по царскому приказанию Оловола вместе с одним из Иаситов и восемью другими палачи били и провели по городу, повесив на них окровавленные грязные бараньи внутренности, которыми били Оловола по лицу. Позорное наказание подействовало. Высшее духовенство более не противилось. Обеспечено было признание трех пунктов унии: папского верховенства (примата) над всею христианскою Церковью, папского верховного канонического суда (апелляция в Рим) и, наконец, поминания папского имени на церковном богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

м.; при этом далматинские епископы могли возглавлять кафедры и выполнять указания митрополита только с одобрения властей. В 1791 г. митр. Стефан основал гимназию в Сремски-Карловци, а в 1794 г.- Карловацкую богословию (семинарию), где учились правосл. юноши из Габсбургской империи, с османских земель, впосл. из освобожденной Сербии, а также греки с Ионических о-вов. Он оказывал помощь в открытии епархиальных школ и создал фонд для оплаты обучения юношей из бедных семей. Все школы митрополии признавались гос-вом, их выпускники могли поступить в любое высшее учебное заведение. Также владыка боролся за сохранение сербских привилегий и противостоял навязыванию сербам унии, заботился о дисциплине среди священнослужителей и об улучшении их материального положения. По инициативе владыки Стефана в 1826 г. в Пеште была основана орг-ция «Матица Сербская» , к-рая впосл. стала крупнейшим культурным серб. центром в Австрийской империи и действует до наст. времени. В XIX в. духовными, политическими и культурными центрами для сербов стали мон-ри, прежде всего обители на Фрушка-Горе . Вмешательство властей в работу выборного Собора, который в сент. 1842 г. не смог единогласно, как того требовал устав, избрать нового митрополита, поэтому император утвердил митрополитом Иосифа (Раячича) , поставило под сомнение главную привилегию сербов. Но митр. Иосиф действовал не учитывая мнения властей и во время революции 1848-1849 гг., когда Венгрия пожелала выйти из состава Австрийской империи, а страна ожидала федерализации, на Всесербской майской скупщине 1848 г. провозгласил создание автономной Сербской Воеводины на землях Срема, Баната, Бараньи и Бачки, включая области Военной границы. В том же 1848 г. митр. Иосиф был провозглашен Сербским патриархом, т. к. К. м. считалась преемницей упраздненной Печской патриархии. Несмотря на подавление революции, в 1849 г. император одобрил создание Воеводины, но в иных границах (были выделены Тамишский Банат и нек-рые участки Военной границы) и с др. центром (Темешвар вместо Нови-Сада).

http://pravenc.ru/text/1681083.html

Здесь на одном и том же озере один город имеет климат не теплее нашего полтавского, а другой тут же в каких-нибудь в пятидесяти верстах от него теплее Одессы. Здесь можно беспрестанно любоваться костюмами швейцарок. Почти в каждом городе все розные и все так хороши и так ловко сидят на них, как на картинках. Вчера я был в Фернее и посетил Волтера. Видел его дворец, куда приезжали короли и принцы. К нему ведет прекрасная каштановая аллея в три ряда. Перед домом маленькая церковь, с надписью: Волтер богу! Комнаты его в том же виде. В спальне его перестлана даже кровать с тем же самым одеялом, которым он укрывался, которому уже почти сто лет. Те же картины висят. Путешественники до сих пор стекаются толпами. Сад прекрасен, тени много; на одной стороне его сделана из подстриженных деревьев стена с арками. Сквозь эти арки виден вдали Монблан, синеющие горы Савойские, деревни и мызы. Женева хотя велик и хорош город и можно в нем провести время веселее нежели в других окружных местах, но не по мне, ветров много и слишком ощутительна сырость в воздухе. Прощайте, почтеннейшая маминька, до следующего письма. Целуя вас, остаюсь ваш признательный сын Николай. Балабиной М. П., 12 октября 1836 30. М. П. БАЛАБИНОЙ. Веве. Октябрь 12 1836. ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ЛОЗАННЫ В ВЕВЕ. Хотя вы, милостивая государыня Мария Петровна, не изволили мне описать вашего путешествия в Антверпен и Брюссель и хотя следовало бы и с моей стороны сделать то же, но, несмотря на это, я решаюсь описать вам путешествие мое в Веве, во-первых, потому что я очень благовоспитанный кавалер, а во-вторых, потому что предметы так интересны, что мне было бы грех не писать о них. Простившись с вами, что, как вы помните, было в исходе 1-го часа, я отправился в hôtel du faucon обедать. Обедало нас три человека. Я посереди, с одной стороны почтенный старик-француз с перевязанною рукою, с орденом, а с другой стороны почтенная дама, жена его. Подали нам суп с вермишелями. Когда мы все трое суп откушали, подали нам вот какие блюда: говядину отварную, котлеты бараньи, вареный картофель, шпинат со шпигованной телятиной и рыбу средней величины к белому соусу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Дионисий отправился туда же, потому что его вызывал к себе патриарх, да и надобно было искать себе защиты. Это было в 1380 году 700 . Снабженный патриаршими грамотами, блаженный Дионисий в конце 1381 года возвратился в Россию. Он был в Новгороде и Пскове и успел сильно потрясти там тлетворную ересь стригольников 704 . В это же время он установил общежитие в псковском Снетогорском монастыре. «При Божией помощи, – писал он в грамоте монастырю, – как заповедал мне святейший Вселенский патриарх, заботливый о спасении душ и обращении заблудших, возвращаю я на верный путь, к иноческому общежитию, уклонившихся от него». Разрешив виновных в своеволии, постановляет: «Ни игумен, ни братья не должны иметь ничего своего; не должны ни есть, ни пить у себя по кельям; одежду необходимую должны брать у игумена, притом одежду простую, из обыкновенных, а не из немецких сукон, шубы бараньи и без опушки; обувь, онучи брать у игумена; лишнего платья не иметь». Такое установление оправдывает он затем словами Василия Великого , Ефрема, Лествичника и других 705 . К празднику Богоявления (1382 г.) прибыл он в Суздаль и затем был в Нижнем. В любимой Печерской обители своей оплакал он кончину великого старца Павла, подвижника учительного 706 . Великий князь увидал теперь достоинства блаженного Дионисия и в июне 1383 года отправил его в Константинополь для поставления в митрополита, на место Пимена, доставшего себе высокий сан помимо великого князя. Достоинства Дионисия известны были в Константинополе, и потому там согласились исполнить просьбу о нем великого князя, если полномочные собора найдут дело Пимена неправым. Блаженный Дионисий, возвращаясь в Россию чрез Киев, задержан был здесь литовским князем Владимиром Ольгердовичем. Князь литовский объявил, что, если Московский князь по своей воле изгнал из Москвы Киприана, митрополита всей России, то князь Киевский, следуя ему, задерживает Дионисия. По отношению к святой Церкви это означало, что произвол человеческий вводит с собою в Святую Церковь только страдания и неустройства. По отношению к блаженному Дионисию это значило, что Господь еще раз и уже в последний подвергает его очистительным скорбям. «Господь кого любит, – учит Священное Писание, – того наказывает: бьет же всякого сына, которого принимает ( Евр. 12, 6 ). Благо мне что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим ( Пс. 118, 71 ), исповедует священный певец. Блаженный Дионисий в пещерной келье проводил время в молитве и сокрушении сердечном 707 . Подвижник-пастырь скончался в Киевской пещере 15 октября 1384 года 708 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда Моисей водружал на земле скинию во образ небесного, тогда все приносили, что было им велено. А доброхотные подаятели (мужи и жены) — одни золото, другие серебро и дорогие камни для верхней ризы, другие «виссон тканый» и «червленую шерсть»; одни «багряницу, кожи бараньи красные», другие самое худшее, «козью шерсть» (Исх.25:35); каждый и каждая, что имели у себя на тот раз, все приносили в дело скинии, и никто из самых бедных не остался без приношения. Так и мы в честную Божию скинию этой церкви, «которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр.8:2), в скинию, созидаемую из различных украшений добродетели, хотя один меньше, а другой больше, но все будем вносить одинаково, при строительстве Духа слагаемые и сочетаемые в дело совершенно, в жилище Христово, в храм святой. Без сомнения же, не внесем столько, сколько получили, хотя и все внесем. Ибо и то от Бога, что мы существуем, знаем Бога и имеем, что внести. Но всего прекраснее и человеколюбивее то, что Бог измеряет подаяние не достоинством подаваемого, но силами и расположением плодоносящего.    Итак, не медли сделаться щедрым, но будь им теперь, и по недостатку достойного, не отказывай во всем. Напротив, одно внеси, другое пожелай внести, а об ином молись, чтобы Бог даровал прощение немощи. Он говорит: «пусть не являются передо Мною с пустыми руками» (Исх.23:15). Никто да не будет тощ и бесплоден; ни одна душа не окажется лишенной плодородия и чадородия. Всякий да плодоносит Богу, что у него есть и составляет его собственность: согрешающий — исправление, текущий подвигом добрым — неослабность; юный — воздержание; седина — благоразумие; богатый — щедрость; бедный — благодарность; начальствующий — некичливость; судья — кротость. «Священники облекитесь» (или, правильнее сказать, облечемся) «правдой» (Пс.131:9). Не будем расточать овец паствы, не погубим тех, за кого положил душу «Пастырь добрый», Который знает Своих и Своими знаем, «зовет по имени» (Ин.10:3), вводит овец и изводит их из неверия в веру, из настоящей жизни в будущее упокоение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010