601 Этот выпад направлен, главным образом, против Овидия, по «Фастам» которого (с некоторыми отступлениями и дополнениями) составлена эта глава. 602 Средняя линия мира – небесный экватор. Исидор начинает перечисление созвездий Зодиака, начиная с точки пересечения эклиптики и небесного экватора, то есть с весеннего равноденствия. Из-за прецессии земной оси даты нахождения Солнца в созвездиях Зодиака в древности существенно отличались от современных. Это выглядит как медленное смещение точки, например, весеннего равноденствия назад по эклиптике. При этом полный круг совершается за 25729 лет. Так, во времена Платона и Аристотеля это точка находилась в созвездии Овна, на рубеже эр она перешла границу Овна и Рыб и сегодня находится в Рыбах, а после 2600 года н. э. перейдет в созвездие Водолея. Поскольку Овидий жил на рубеже эр, то он был совершенно прав, говоря, что Солнце вступает в созвездие Овна около дня весеннего равноденствия. Зато не прав был Исидор, когда утверждал то же самое. Для этого было достаточно оторваться на время от переписывания старых рукописей и просто взглянуть на небо. Современные астрологи прекрасно осведомлены об этом явлении (прецессии), открытом еще Гиппархом, поэтому в их терминологии «вступление Солнца в знак Зодиака» и «вступление в созвездие Зодиака» – понятия разные и отличающиеся почти на целый знак. 603 Овен. Этимология названия этого созвездия указана Исидором по неизвестному источнику и с ошибкой. Среди богов египтян бараньи рога имел не Амон, а Хнум; баран же был священным животным Амона в Фивах, а не самим этим богом. Общепринятая же античная версия состояла в том, что на небо был вознесен златорунный баран Гермеса, который увез Фрикса, сына Афаманта, в Колхиду (Ovid., Fast., III, 851 – 876: 23 марта; Apoll., Bibl., I, 9, 1). По-шумерски оно называлось Лу-хун-га («наемный работник»). Греки включали в него 13 звезд. 604 Телец – это Критский бык. См. Ovid., Fast., IV, 717–720апреля; V, 604–620; Apoll., Bibl., III, 1, 1. У вавилонян – Гу-анна («бык небес»). Состоит из 32 звезд, видимых невооруженным глазом.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

(23) Ведь первый знак, Овен (Aries), который, как и Весы, говорят, [находится] на средней линии мира 602 , они называли из-за Амона-Юпитера потому что, на его голове, создавая призрачный образ (simulacrum) [этого бога], они выдумали бараньи рога 603 . (24) Этот знак язычники потому установили первым среди знаков, что, говорят, в марте месяце, который есть начало года [у римлян], Солнце направляет свой путь в этот знак. (24) Но и самого Тельца (Taurus) 604 среди созвездий помещают в честь Юпитера потому, что, согласно мифу, он превратился в быка, когда похитил Европу. (25) Также Кастора и Поллукса, [говорят,] после смерти поместили среди созвездий: этот знак называют Близнецами (Gemini) 605 . (26) Затем говорят о Раке (Cancer) 606 потому, что когда к этому знаку Солнце приходит в месяце июне, оно начинает двигаться вспять на манер рака, делая дни короче. Неясно ведь, где у этого животного передняя сторона, то есть он направляет свой шаг в обе стороны, так как [у него] передняя сторона – это задняя, и задняя – это передняя. (27) Огромного Льва (Leo) 607 в Греции убил Геркулес, и он был помещен среди двенадцати знаков из-за своей мощи. Когда Солнце касается этого знака, оно отдает миру чрезмерно много тепла и производит ежегодные этесийские ветры. (28) Знак же Девы (Virgo) 608 был размещен среди звезд ввиду того, что в те дни, в которые Солнце движется по этому [знаку], выжженная солнечным жаром земля не рождает [плодов]. Ведь это время каникулярных дней. (29) Весы (Libra) 609 же названы так от равенства своего месяца, ибо в VIII день до октябрьских календ (24 сентября) Солнце, двигаясь в этом знаке, совершает равноденствие. Поэтому и Лукан [говорит]: …По Весам времена уравнявши (Lucan., Phars., IV, 58). (30) Скорпион (Scorpio, Scorpius) 610 же и Стрелец (Sagittarius) 611 названы так из-за молний в своих месяцах. Стрелец – это человек с ногами в форме лошадиных, которому добавили стрелы и лук, поскольку в его месяце были видны молнии. Потому и наречен Стрельцом. (31) Знак Козерога (Capricornus) 612 поместили среди звезд из-за козы 613 , кормилицы Юпитера. Ее задней части потому придали вид рыбы, что на те же времена [года] определяли дожди, которые в этом месяце преимущественно бывают наибольшей силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Тем временем Авессалом направил в земли всех колен Израиля гонцов, чтобы они передали его сторонникам, что по условленному сигналу нужно начать трубить в шофары и, всеми силами демонстрируя радость, провозглашать: “Авессалом воцарился в Хевроне!” В эти минуты рассеянные среди народа соглядатаи должны были внимательно следить за тем, как люди реагируют на данное известие — чтобы учитывать настроение масс в будущем. Вслед за этим Авессалом расставил на всех дорогах страны трубачей — как только вызванный им из Гило в Хеврон Ахитофел проведет церемонию его помазания на царство, эти трубачи должны были начать трубить в шофары, передавая таким образом всем коленам сообщение о воцарении сына Давида. Проделав все эти приготовления, Авессалом в сопровождении огромной толпы вышел из Иерусалима в Хеврон. Значительную часть этой толпы составляли преданные мятежному царевичу люди, посвященные в его замыслы. Однако немало (по меньшей мере двести человек) в ней было и тех, кто понятия не имел об этих планах и покинул Иерусалим без всякого злого умысла, исключительно ради участия во всегда сопровождавшемся обильным угощением жертвоприношении, да и просто для того, чтобы приобщиться к “святому делу”. В итоге в Хевроне собрались тысячи сторонников Авессалома, и вспыхнувший здесь жертвенный огонь был одновременно и пламенем мятежа. Как только прибывший из Гило Ахитофел провозгласил Авессалома царем, трубачи затрубили в витые бараньи рога. За ними начали трубить стоявшие на дорогах гонцы, и вскоре уже в сотнях сел и городов страны звучали шофары и их старейшины провозглашали: “Авессалом воцарился в Хевроне!” Воодушевленные предчувствием грядущих перемен, в Хеврон для принесения присяги Авессалому прибыли тысячи людей. Теперь у Авессалома была своя армия, во главе которой он мог начать поход на Иерусалим. “И пришел к Давиду вестник, и сказал: сердца исраэльтян расположены к Авшалому. И сказал Давид всем слугам своим, которые были с ним в Иерушалаиме: поднимайтесь и убежим, ибо не будет нам спасения от Авшалома; спешите уйти, чтобы он не опередил и не застиг нас и не навел на нас беды, и не перебил бы жителей города острием меча…” ( 2Цар. 15:13-14 ).

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/4

Я даже заткнула уши. Конечно, против голоса внутри это был не слишком действенный способ, и он начал громко и зло петь у меня в голове «Я люблю тебя, Дима». Пусть, пусть разоряется, ногам-то пение не мешает. Только ни на что не отвлекаться, ни на витрины, ни на машины… Ой!.. Красный свет! Нет, на машины как раз отвлекаться надо. И надо быть предельно внимательной! Я словно в бой иду, вот что. Через минные поля… На невидимой войне. Мне показалось, что солнце, которое снаружи, заглянуло куда-то внутрь меня, легло солнечным зайчиком, и вдруг там мигнул огонек. Ура! Значит, я на верном пути! И вот он, собор. Так-то, поганый, не увел ты меня на сей раз! Надо только найти вход. Так, с этой стороны, где высокий памятник из пушек, входа нет. Пойду с этой стороны. Нет, и тут нет. Стройка, все перегорожено…Огромный какой собор! Белый, с колоннами, на древнегреческий храм похож. Наверху колонн будто бараньи рога закругляются — такие колонны называются коринфскими, мы проходили… А еще есть ионические и дорические, интересно, может, и тут, на соборе, они есть? Обойду, пожалуй, погляжу… Нет, других колонн нет, только коринфские… А-а-а! Это что ж такое?! Я сюда что, колонны разглядывать пришла?! Ну-ка, быстро внутрь! Да. Только где вход-то? Я обошла собор еще раз: со стороны Измайловского проспекта входа нет, там и двери нет никакой. Со стороны рынка все заложено стройматериалами. Дальше ограда из сетки. Дальше — дверь есть, но на ней написано «входа нет». Может, маленькая дверь какая-нибудь есть? Пойду опять кругом, делать нечего… На третьем витке вокруг собора я почувствовала подвох. Какой-то чересчур бодрый шаг у меня. Марширую как на параде. А я же не на параде, я на войне…Я скомандовала себе идти медленно и смотреть внимательно. Подозрительно мне это отсутствие входа. Может, он есть, просто я его не вижу? Как в прошлый раз самого собора не видела? Господи, Боже мой! Просвети же тьму мою! Неужели я опять в ловушке?.. Огонек внутри меня мигнул, и я увидела вход. Огромная дверь между колонн, а к ней дорожка, которая начинается от калитки в заборе. Все прекрасно видно! Спасибо, Боженька, значит, можно попробовать войти!

http://azbyka.ru/parkhomenko/sekretnaja-...

Ряд 2-этажных зданий связан с архитектурными традициями сер.- 2-й пол. XVII в. Преображенский храм (1696) в с. Спас-Загорье (Малоярославецкий р-н), в вотчине князей Лыковых, построенный «кораблем», с асимметричным сев. приделом, обладает чертами нового стиля «в самих пропорциях… капризности силуэта» ( Николаев. 1970. С. 41; см. также: Преображенский. 1891. С. 70-71. Табл. Х). В главном храме сохранился первоначальный высокий 5-ярусный иконостас, выполненный скорее всего артелью московских иконописцев ( Першина. 2010. С. 50-51). Более скромную объемную композицию и скупой фасадный декор имеет Никольский храм (1696, главы четверика не сохр.) в с. Никольском, возведенный по заказу И. И. Бутурлина (Бабынинский р-н). Церковь Знамения в Трубине. 1692 г. Фотография. 2003 г. Церковь Знамения в Трубине. 1692 г. Фотография. 2003 г. В структуре нек-рых сооружений соединились старые и новые принципы. У 3-главой с боковым сев. гульбищем на аркадах Знаменской ц. (1692) в с. Трубине, построенной по заказу кн. К. Ю. Щербатова (Жуковский р-н), средний, повышенный объем увенчан ярусной композицией из 2 восьмериков, из к-рых нижний - ярус звона ( Николаев. 1970. С. 44-47). По заказу кн. Щербатова в кон. XVII в. в Пафнутиевом Боровском мон-ре воздвигли 5-ярусную колокольню, по формам отчасти напоминавшую колокольню московского Высокопетровского мон-ря: 2 верхних яруса - восьмерики, ребра к-рых ориентированы по сторонам света, и 3 нижних - четверики, первоначально имевшие открытые аркады (заложены). В с. Подкопаеве под Мещовском по заказу Лопухиных на рубеже XVII и XVIII вв. в комплексе, первоначально предназначавшемся для небольшого мон-ря, возвели надвратный храм во имя свт. Алексия, митр. Московского, с шатровой колокольней ( Преображенский. 1891. С. 72-73. Табл. 11; Шорбан. 2008. С. 60). В белокаменные завершения оконных наличников включены «бараньи рога» - обращенные внутрь спиралевидные завитки. В усадебном строительстве в 90-х гг. XVII в. появился столичный тип бесстолпного храма - «восьмерик на четверике».

http://pravenc.ru/text/1320155.html

В точности неизвестно, какой именно из двух Патриархов Калл истов является автором «Наставления». Оба они жили в XIV в. и подвизались на Св. Афонской Горе. Патриарх Каллист I-й был учеником преп. Григория Синаита и написал впоследствии его житие. Он взошел на престол Вселенских патриархов в 1350 г. при Императорах Иоанне Кантаказине и Иоанне Палеологе и пробыл на нем до 1354 г. В 1355 г. он вторично занял первосвятительский престол и управлял Церковью до 1363 г., когда, будучи отправлен с посольством к Сербской Царице Елене, скончался по пути в городе Фераху. Память его 20 июня. Свт. Феофан Затворник придерживался мнения, что именно он был автором «Наставления». Святейший Патриарх Каллист II-й был избран на Константинопольский престол в 1397 г. и святительствовал при Императоре Мануиле Палеологе. Удалившись с кафедры, он нашел единомышленника по имени Игнатий и вместе с ним подвизался в умной молитве. Свой духовный опыт подвижники изложили в ста главах, которые вошли в Добротолюбие. Память его 22 ноября. – 18, 86, 316, 319. Каллист – иеромонах, строитель Площанской пустыни, † 1840. В мире Козьма Саввич Кочетков. Родом из Орла, из купеческого звания. Поступил в Площанскую пустынь из Белобережской, строителем был менее года (в 1813), встретив недостаток средств к перестройкам. Оставил вклад на вечное поминовение 1000 руб. ассигнациями. Скончался и похоронен в Симоновом монастыре. – 23. Каллист – монах Оптиной Пустыни. 1825 † ? В мире Кондрат Никанорович Сергеев. Из государственных крестьян Щигровского уезда. В число братства определен 25 апреля 1852 г., рясофором накрыт 24 марта 1853 г., в монашество пострижен 14 августа 1860 г. Нес послушание пономаря, просфорника и при больничной церкви. В 1863 г. выбыл в Корейскую Богородицкую пустынь. – 297, 298. Капитолина – монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря. В мире Вера. – 180. Карп – Оптинский схимонах, † 13 марта 1866. В мире Алексеев. Из государственных крестьян деревни Бараньи Рога Масальского уезда Калужской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

VI. И снова спросил я: Господи, что сделаешь Ты тогда? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда явится Супостат 274 , во мрак изверженный, коего зовут Антихристом. И снова сказал я: Господи, открой мне, каков он. VII. И услышал я голос, говоривший мне: Лицом он мрачен, волосы на голове его остры словно стрелы, брови его – как у зверя, глаз его правый – как звезда, восходящая утром, а другой – как у льва, уста же его – в локоть шириной, зубы его – в пядь длиной, пальцы его – словно серпы, след ноги его – в две пяди, а на челе его – надпись «Антихрист». До неба возвысится он, и до ада опустится, творя ложные знамения, И тогда сделаю Я небо медным, дабы не давало оно влаги земле, и укрою облака в скрытых местах, дабы не посылали они влаги на землю, и удержу ветра в рогах, дабы не дул ветер по земле. VIII. И снова спросил я: Господи, сколько лет будет он на земле? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Три года продлятся те времена, и сделаю Я три года как три месяца, а три месяца – как три недели, а три недели – как три дня, а три дня – как три часа, а три часа – как три мгновения, по слову пророка Давида: Престол его наземь низверг Ты, сократил дни времени его, позором покрыл его. И пошлю Я тогда Еноха и Илию для обличения его, и покажут они, что лжец он и обманщик, и убьет он их на жертвеннике, по слову пророка: Тогда принесут на жертвенник Твой тельцов. IX. И снова спросил я: Господи, а что должно свершиться после того? И услышал голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда исчезнет всякое естество человеческое, и не будет человека нигде на земле. И снова спросил я: Господи, что сделаешь Ты после того? И услышал голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда пошлю Я ангелов Моих и поднимут рога бараньи, лежащие на облаке, и выйдут за пределы неба, и вострубят Михаил и Гавриил в рога эти, как предрекал пророк Давид, гласом трубы роговой. И донесется глас трубный до пределов вселенной, и от гласа трубы той сотрясется вся земля, как предрекал пророк: И от гласа воробьиного восстанет всякая трава, – то есть от гласа архангела восстанет всякое естество человеческое.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

V. И спросил я: Господи, когда свершится это, и в чем отличие тех времен? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Будет в то время изобилие хлеба и вина, какого не было на земле и не будет никогда, пока не придут те времена. Тогда колос хлебный произведет полхиникса, а гроздь виноградная – полкувшина вина. А в следующий год не найдется нигде на всем лице земли ни полухиникса хлеба, ни полукувшина вина 395 . VI. И снова спросил я: Господи, что сделаешь Ты тогда? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда явится Супостат, во мрак изверженный, коего зовут Антихристом. И снова сказал я: Господи, открой мне, каков он 396 . VII. И услышал я голос, говоривший мне: Лицом он мрачен, волосы на голове его остры словно стрелы, брови его – как у зверя, глаз его правый – как звезда, восходящая утром, а другой – как у льва, уста же его – в локоть шириной, зубы его – в пядь длиной, пальцы его – словно серпы, след ноги его – в две пяди, а на челе его – надпись «Антихрист». До неба возвысится он, и до ада опустится 397 , творя ложные знамения. И тогда сделаю Я небо медным, дабы не давало оно влаги земле, и укрою облака в скрытых местах, дабы не посылали они влаги на землю, и удержу ветра в рогах, дабы не дул ветер по земле 398 . VIII. И снова спросил я: Господи, сколько лет будет он на земле? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Три года продлятся те времена 399 , и сделаю Я три года как три месяца, а три месяца – как три недели, а три недели – как три дня, а три дня – как три часа, а три часа – как три мгновения, по слову пророка Давида: Престол его наземь низверг Ты, сократил дни времени его, позором покрыл его. И пошлю Я тогда Еноха и Илию 400 для обличения его, и покажут они, что лжец он и обманщик, и убьет он их на жертвеннике, по слову пророка: Тогда принесут на жертвенник Твой тельцов. IX. И снова спросил я: Господи, а что должно свершиться после того? И услышал голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда исчезнет всякое естество человеческое, и не будет человека нигде на земле. И снова спросил я: Господи, что сделаешь Ты после того? И услышал голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда пошлю Я ангелов Моих и поднимут рога бараньи, лежащие на облаке, и выйдут за пределы неба, и вострубят Михаил и Гавриил в, рога эти, как предрекал пророк Давид, гласом трубы роговой. И донесется глас трубный до пределов вселенной, и от гласа трубы той сотрясется вся земля, как предрекал пророк: И от гласа воробьиного восстанет всякая трава, – то есть от гласа архангела восстанет всякое естество человеческое.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

2. И взяв меня, отнес он меня туда, где утверждено небо и где была река, которую никому не пересечь 132 – ни одному странствующему дуновению, из всех, что создал Бог 133 . И взяв меня, отнес он меня к первому небу и показал мне превеликие врата 134 . И сказал мне: «Войдем через них». И вошли мы словно на крыльях, преодолев расстояние примерно в тридцать дней пути. И показал он мне равнину, бывшую внутри этого неба, и были люди, жившие на ней: лица – бычьи, рога – оленьи, ноги – козьи, а чресла – бараньи. И вопросил я, Варух, ангела: «Возвести мне, прошу тебя, какова толщина неба, где мы держим путь, и каково расстояние его от земли и что это за равнина, – чтобы и я мог возвестить это сынам человеческим». И сказал мне ангел, которому имя было Фамаил 135 : «Врата, которые видишь ты, ведут на небо, и сколько от земли до него, такова и толщина его, и каково 136 , такова длина равнины, которую ты увидел». И снова говорит мне ангел сил: «Се, покажу я тебе и большие тайны». Сказал же я: «Прошу тебя, объясни мне, что это за люди?» И сказал он мне: «Это – те, кто построили богопротивную башню 137 , и за то удалил их Господь». 3. И взяв меня, отнес меня ангел Господень ко второму небу. И показал он мне и там врата, подобные первым, и сказал: «Войдем через них». И вошли мы, поднятые на крыльях, преодолев расстояние в шестьдесят дней пути, и показал мне он там равнину, и была она полна людей, видом же они походили на собак, а ноги – оленьи. И вопросил я ангела: «Прошу тебя, господин, скажи мне, кто эти люди?» И сказал он: «Это – те, кто дали совет построить башню. Сами они, кого ты видишь, выгнали множество мужчин и женщин для изготовления кирпичей. Женщине одной, делавшей кирпичи, когда пришло ей время родить, не позволили они уйти, но, делая кирпичи, родила она и ребенка своего носила в полотенце, и делала кирпичи. И явившись им, Господь изменил языки их, когда башня достигала высоты в триста шестьдесят три локтя. И взяв бурав, стали они стараться пробуравить небо, говоря: «Посмотрим, глиняное небо, медное или железное». Увидев это, Бог не позволил им, но поразил их слепотой и разноязычием и оставил их как ты их видишь 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

Исх.25:5 .  и кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерева ситтим, Кожи бараньи красные – сафьян. Кожи «тахаш», – от какого животного, дельфина, тюленя или морской породы, они добывались, неизвестно. Несомненно одно, что, предназначенные служить верхним покрывалом скинии ( Исх. 26:14 ), они отличались прочностью и непромокаемостью. Дерево «ситтим», аравийская акация, отличалось твердостью и легкостью, и потому было самым подходящим для устройства переносной скинии. Исх.25:6 .  елей для светильника, ароматы для елея помазания и для благовонного курения, Ароматы для елея помазания перечислены в Исх. 30:23–25 ; для благовонного курения – в Исх. 30:34–36 . Исх.25:7 .  камень оникс и камни вставные для [ефода] и для наперсника. Камни «шогам», оникс или аквамарин; «камни вставные», которые нужно вставить в оправе в облачение первосвященника ( Исх. 28:17–20, 39:10–13 ). Исх.25:8 .  И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; Исх.25:9 .  всё [сделайте], как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте. Как видно из Исх. 25:40 , Деян. 7:44 , Евр. 8:5 , Моисею даны были не только словесные наставления относительно устройства скинии и ее принадлежности, но и были показаны самые образцы здания и находящихся в нем предметов. Исх.25:10 .  Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; Исх.25:11 .  и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец [витый]; Сделанный из аравийской акации, длиной около 30 вершков (локоть – около 3/4 аршина), шириной и высотой около 18 вершков, ковчег завета снаружи и изнутри был обложен золотыми листами. На самом ли верху, или же ниже шел венец, текст не говорит. Исх.25:12 .  и вылей для него четыре кольца золотых и утверди на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его, два кольца на другой стороне его. Четыре золотых кольца были приделаны по два на каждой стороне ковчега, вероятно на поперечной, но не продольной ( 3Цар. 8:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010