V. И спросил я: Господи, когда свершится это, и в чем отличие тех времен? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Будет в то время изобилие хлеба и вина, какого не было на земле и не будет никогда, пока не придут те времена. Тогда колос хлебный произведет полхиникса, а гроздь виноградная – полкувшина вина. А в следующий год не найдется нигде на всем лице земли ни полухиникса хлеба, ни полукувшина вина 395 . VI. И снова спросил я: Господи, что сделаешь Ты тогда? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда явится Супостат, во мрак изверженный, коего зовут Антихристом. И снова сказал я: Господи, открой мне, каков он 396 . VII. И услышал я голос, говоривший мне: Лицом он мрачен, волосы на голове его остры словно стрелы, брови его – как у зверя, глаз его правый – как звезда, восходящая утром, а другой – как у льва, уста же его – в локоть шириной, зубы его – в пядь длиной, пальцы его – словно серпы, след ноги его – в две пяди, а на челе его – надпись «Антихрист». До неба возвысится он, и до ада опустится 397 , творя ложные знамения. И тогда сделаю Я небо медным, дабы не давало оно влаги земле, и укрою облака в скрытых местах, дабы не посылали они влаги на землю, и удержу ветра в рогах, дабы не дул ветер по земле 398 . VIII. И снова спросил я: Господи, сколько лет будет он на земле? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Три года продлятся те времена 399 , и сделаю Я три года как три месяца, а три месяца – как три недели, а три недели – как три дня, а три дня – как три часа, а три часа – как три мгновения, по слову пророка Давида: Престол его наземь низверг Ты, сократил дни времени его, позором покрыл его. И пошлю Я тогда Еноха и Илию 400 для обличения его, и покажут они, что лжец он и обманщик, и убьет он их на жертвеннике, по слову пророка: Тогда принесут на жертвенник Твой тельцов. IX. И снова спросил я: Господи, а что должно свершиться после того? И услышал голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда исчезнет всякое естество человеческое, и не будет человека нигде на земле. И снова спросил я: Господи, что сделаешь Ты после того? И услышал голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда пошлю Я ангелов Моих и поднимут рога бараньи, лежащие на облаке, и выйдут за пределы неба, и вострубят Михаил и Гавриил в, рога эти, как предрекал пророк Давид, гласом трубы роговой. И донесется глас трубный до пределов вселенной, и от гласа трубы той сотрясется вся земля, как предрекал пророк: И от гласа воробьиного восстанет всякая трава, – то есть от гласа архангела восстанет всякое естество человеческое.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

2. И взяв меня, отнес он меня туда, где утверждено небо и где была река, которую никому не пересечь 132 – ни одному странствующему дуновению, из всех, что создал Бог 133 . И взяв меня, отнес он меня к первому небу и показал мне превеликие врата 134 . И сказал мне: «Войдем через них». И вошли мы словно на крыльях, преодолев расстояние примерно в тридцать дней пути. И показал он мне равнину, бывшую внутри этого неба, и были люди, жившие на ней: лица – бычьи, рога – оленьи, ноги – козьи, а чресла – бараньи. И вопросил я, Варух, ангела: «Возвести мне, прошу тебя, какова толщина неба, где мы держим путь, и каково расстояние его от земли и что это за равнина, – чтобы и я мог возвестить это сынам человеческим». И сказал мне ангел, которому имя было Фамаил 135 : «Врата, которые видишь ты, ведут на небо, и сколько от земли до него, такова и толщина его, и каково 136 , такова длина равнины, которую ты увидел». И снова говорит мне ангел сил: «Се, покажу я тебе и большие тайны». Сказал же я: «Прошу тебя, объясни мне, что это за люди?» И сказал он мне: «Это – те, кто построили богопротивную башню 137 , и за то удалил их Господь». 3. И взяв меня, отнес меня ангел Господень ко второму небу. И показал он мне и там врата, подобные первым, и сказал: «Войдем через них». И вошли мы, поднятые на крыльях, преодолев расстояние в шестьдесят дней пути, и показал мне он там равнину, и была она полна людей, видом же они походили на собак, а ноги – оленьи. И вопросил я ангела: «Прошу тебя, господин, скажи мне, кто эти люди?» И сказал он: «Это – те, кто дали совет построить башню. Сами они, кого ты видишь, выгнали множество мужчин и женщин для изготовления кирпичей. Женщине одной, делавшей кирпичи, когда пришло ей время родить, не позволили они уйти, но, делая кирпичи, родила она и ребенка своего носила в полотенце, и делала кирпичи. И явившись им, Господь изменил языки их, когда башня достигала высоты в триста шестьдесят три локтя. И взяв бурав, стали они стараться пробуравить небо, говоря: «Посмотрим, глиняное небо, медное или железное». Увидев это, Бог не позволил им, но поразил их слепотой и разноязычием и оставил их как ты их видишь 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

И [он] убьёт их у жертвенника 735 , как сказал пророк: тогда возложат на алтарь Твой тельцов ( Пс 50 /51:21). (9) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда умрет вся природа человеческая и не останется живого человека на всей земле 736 . И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда пошлю ангелов Моих принести бараньи рога, лежащие на облаках. И спустятся с небес, и вострубят Михаил и Гавриил в рога те, как предрёк пророк Давид: при звуке трубы роговой ( Пс 97 /98:6). И будет слышен звук трубный от [одного] конца до [другого] конца вселенной. И от звука труб тех сотрясется вся земля, как предрёк пророк, и от звука малой птицы восстанет всякое растение; то есть от гласа архангельского воскреснет вся природа человеческая. (10) И ещё спросил: Господи, умершие от Адама и доныне, и которые пребывают в аде от [начала] века, и которые умрут при кончине века, как воскреснут? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, вся природа человеческая воскреснет в тридцатилетнем [возрасте] 737 . (11) И ещё спросил: Господи, мужской и женский пол умерший, одни в старости, другие в молодости, другие во младенчестве, как восстанут в воскресении? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, ибо как пчёлы не различаются между собою, но все вместе единый вид и возраст имеют, так будет в воскресении с каждым человеком; не будет ни белого, ни красного, ни черного, и не будет никакой смуглости в лице, но все восстанут в едином образе и возрасте. Вся природа человеческая воскреснет бесплотной, как и прежде говорил вам; ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах ( Мф. 22:30 ). (12) И ещё спросил: Господи, как же в мире том узнают друг друга брат брата, любящий любимого, отец детей своих и дети своих родителей? И услышал голос, говорящий мне: слушай, Иоанн, праведники узнают родных, грешники же никоим образом, и в воскресении силы не узнают друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

В точности неизвестно, какой именно из двух Патриархов Калл истов является автором «Наставления». Оба они жили в XIV в. и подвизались на Св. Афонской Горе. Патриарх Каллист I-й был учеником преп. Григория Синаита и написал впоследствии его житие. Он взошел на престол Вселенских патриархов в 1350 г. при Императорах Иоанне Кантаказине и Иоанне Палеологе и пробыл на нем до 1354 г. В 1355 г. он вторично занял первосвятительский престол и управлял Церковью до 1363 г., когда, будучи отправлен с посольством к Сербской Царице Елене, скончался по пути в городе Фераху. Память его 20 июня. Свт. Феофан Затворник придерживался мнения, что именно он был автором «Наставления». Святейший Патриарх Каллист II-й был избран на Константинопольский престол в 1397 г. и святительствовал при Императоре Мануиле Палеологе. Удалившись с кафедры, он нашел единомышленника по имени Игнатий и вместе с ним подвизался в умной молитве. Свой духовный опыт подвижники изложили в ста главах, которые вошли в Добротолюбие. Память его 22 ноября. – 18, 86, 316, 319. Каллист – иеромонах, строитель Площанской пустыни, † 1840. В мире Козьма Саввич Кочетков. Родом из Орла, из купеческого звания. Поступил в Площанскую пустынь из Белобережской, строителем был менее года (в 1813), встретив недостаток средств к перестройкам. Оставил вклад на вечное поминовение 1000 руб. ассигнациями. Скончался и похоронен в Симоновом монастыре. – 23. Каллист – монах Оптиной Пустыни. 1825 † ? В мире Кондрат Никанорович Сергеев. Из государственных крестьян Щигровского уезда. В число братства определен 25 апреля 1852 г., рясофором накрыт 24 марта 1853 г., в монашество пострижен 14 августа 1860 г. Нес послушание пономаря, просфорника и при больничной церкви. В 1863 г. выбыл в Корейскую Богородицкую пустынь. – 297, 298. Капитолина – монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря. В мире Вера. – 180. Карп – Оптинский схимонах, † 13 марта 1866. В мире Алексеев. Из государственных крестьян деревни Бараньи Рога Масальского уезда Калужской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Ряд 2-этажных зданий связан с архитектурными традициями сер.- 2-й пол. XVII в. Преображенский храм (1696) в с. Спас-Загорье (Малоярославецкий р-н), в вотчине князей Лыковых, построенный «кораблем», с асимметричным сев. приделом, обладает чертами нового стиля «в самих пропорциях… капризности силуэта» ( Николаев. 1970. С. 41; см. также: Преображенский. 1891. С. 70-71. Табл. Х). В главном храме сохранился первоначальный высокий 5-ярусный иконостас, выполненный скорее всего артелью московских иконописцев ( Першина. 2010. С. 50-51). Более скромную объемную композицию и скупой фасадный декор имеет Никольский храм (1696, главы четверика не сохр.) в с. Никольском, возведенный по заказу И. И. Бутурлина (Бабынинский р-н). Церковь Знамения в Трубине. 1692 г. Фотография. 2003 г. Церковь Знамения в Трубине. 1692 г. Фотография. 2003 г. В структуре нек-рых сооружений соединились старые и новые принципы. У 3-главой с боковым сев. гульбищем на аркадах Знаменской ц. (1692) в с. Трубине, построенной по заказу кн. К. Ю. Щербатова (Жуковский р-н), средний, повышенный объем увенчан ярусной композицией из 2 восьмериков, из к-рых нижний - ярус звона ( Николаев. 1970. С. 44-47). По заказу кн. Щербатова в кон. XVII в. в Пафнутиевом Боровском мон-ре воздвигли 5-ярусную колокольню, по формам отчасти напоминавшую колокольню московского Высокопетровского мон-ря: 2 верхних яруса - восьмерики, ребра к-рых ориентированы по сторонам света, и 3 нижних - четверики, первоначально имевшие открытые аркады (заложены). В с. Подкопаеве под Мещовском по заказу Лопухиных на рубеже XVII и XVIII вв. в комплексе, первоначально предназначавшемся для небольшого мон-ря, возвели надвратный храм во имя свт. Алексия, митр. Московского, с шатровой колокольней ( Преображенский. 1891. С. 72-73. Табл. 11; Шорбан. 2008. С. 60). В белокаменные завершения оконных наличников включены «бараньи рога» - обращенные внутрь спиралевидные завитки. В усадебном строительстве в 90-х гг. XVII в. появился столичный тип бесстолпного храма - «восьмерик на четверике».

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Я даже заткнула уши. Конечно, против голоса внутри это был не слишком действенный способ, и он начал громко и зло петь у меня в голове «Я люблю тебя, Дима». Пусть, пусть разоряется, ногам-то пение не мешает. Только ни на что не отвлекаться, ни на витрины, ни на машины… Ой!.. Красный свет! Нет, на машины как раз отвлекаться надо. И надо быть предельно внимательной! Я словно в бой иду, вот что. Через минные поля… На невидимой войне. Мне показалось, что солнце, которое снаружи, заглянуло куда-то внутрь меня, легло солнечным зайчиком, и вдруг там мигнул огонек. Ура! Значит, я на верном пути! И вот он, собор. Так-то, поганый, не увел ты меня на сей раз! Надо только найти вход. Так, с этой стороны, где высокий памятник из пушек, входа нет. Пойду с этой стороны. Нет, и тут нет. Стройка, все перегорожено…Огромный какой собор! Белый, с колоннами, на древнегреческий храм похож. Наверху колонн будто бараньи рога закругляются — такие колонны называются коринфскими, мы проходили… А еще есть ионические и дорические, интересно, может, и тут, на соборе, они есть? Обойду, пожалуй, погляжу… Нет, других колонн нет, только коринфские… А-а-а! Это что ж такое?! Я сюда что, колонны разглядывать пришла?! Ну-ка, быстро внутрь! Да. Только где вход-то? Я обошла собор еще раз: со стороны Измайловского проспекта входа нет, там и двери нет никакой. Со стороны рынка все заложено стройматериалами. Дальше ограда из сетки. Дальше — дверь есть, но на ней написано «входа нет». Может, маленькая дверь какая-нибудь есть? Пойду опять кругом, делать нечего… На третьем витке вокруг собора я почувствовала подвох. Какой-то чересчур бодрый шаг у меня. Марширую как на параде. А я же не на параде, я на войне…Я скомандовала себе идти медленно и смотреть внимательно. Подозрительно мне это отсутствие входа. Может, он есть, просто я его не вижу? Как в прошлый раз самого собора не видела? Господи, Боже мой! Просвети же тьму мою! Неужели я опять в ловушке?.. Огонек внутри меня мигнул, и я увидела вход. Огромная дверь между колонн, а к ней дорожка, которая начинается от калитки в заборе. Все прекрасно видно! Спасибо, Боженька, значит, можно попробовать войти!

http://azbyka.ru/parkhomenko/sekretnaja-...

— Ты зачем сюда приехала? Я же просил тебя не приезжать! Нечего здесь делать девочкам. Тут и заколдовать могут. — А вас не заколдовали? — спросила Алиса. И увидела, что профессор поднял руку к палатке на голове, словно хотел проверить, хорошо ли она держится. — Меня не заколдовали! — воскликнул профессор. — Кто посмеет меня заколдовать? И если заколдовали, то чуть-чуть. — Что значит чуть-чуть? — спросила Алиса. Профессор не успел ответить, как в комнату ворвался песик Дружок и кинулся к профессору. Он прыгал вокруг, махал хвостом и лаял. Очень радовался, что наконец-то увидел хозяина. — А ты что здесь делаешь? — спросил профессор. — Ну почему никто меня не слушает? Я серьезно говорю — почему никто меня не слушается? Тут Дружок подскочил так высоко, как собаки и подскакивать не умеют, и вцепился зубами в край палатки. Профессор и ахнуть не успел, как палатка слетела с его головы, и Алиса чуть на пол не села от удивления: на голове профессора красовались могучие завитые бараньи рога. — Сидор Гаврилович, — воскликнула Алиса. — У вас на голове рога. — Неужели? — сказал профессор и пощупал рога руками. — А я думал, что они уже отвалились. Кстати, Алисочка, поскреби немножко мой рог на это стеклышко, я хочу посмотреть на него под микроскопом. Алиса подчинилась профессору, а пока она соскребывала с рога немного пыли, профессор ей все объяснил: — Как только я увидел этого, так называемого колдуна, я понял, что он обычный жулик. — Но это он вас заколдовал? — спросила Алиса. — Значит, он не совсем жулик? — Он колдует по шпаргалкам, — возразил профессор. — Он списал все заклинания у отличников в своем классе, а сам ничего не помнит — память дырявая. Без шпаргалок он полный нуль! Вот именно! — Но эти рога, они тяжелые? — спросила Алиса. — Эти рога самые обыкновенные. Каждый баран их всю жизнь носит и не жалуется. Неужели я, взрослый человек, академик и профессор, буду жаловаться? Но преступление этого негодяя заключается не только в моих рогах… — А на вид он такой безобидный, — сказала Алиса.

http://azbyka.ru/fiction/povesti-ob-alis...

Не слушая его, ключница пробормотала еще одну молитву и, явно надсмехаясь над новым рабом, сказала: — Ты, миленький, будешь служить в этом доме там, где пожелает управляющий, мать Публия и я! Удивившись тому, что ключница назвала первым не жену, купившего его господина, а перса, Эвбулид ворчливо посоветовал: — Не бери на себя слишком много, женщина! Это мы еще посмотрим, кто окажется ближе к господину — я, грамматик, который сделает из его сына великого ученого или философа, или ты, только и умеющая, что ворочать ключами! В запале Эвбулид забыл рассказы своих приятелей, что нет на свете более мстительных и умеющих плести интриги рабов, чем дорожащие высокой милостью господ ключницы. Иначе бы он заметил, как тревожно и вместе с тем злобно блеснули ее глаза, и непременно почувствовал бы опасность, идущую от ее, казалось бы, приветливого и вкрадчивого голоса, каким она вызвала привратника и велела отвести нового раба Афинея в комнату для рабов-мужчин. В этой небольшой, душной комнатушке, с наваленным в углу тряпьем, ножницами, которыми обычно стригут овец, Эвбулиду отрезали пышные, волнистые волосы, чтобы он больше не был похож на свободных людей. Выдали вместо изорванного, окровавленного хитона короткий шерстяной, оставляющий открытым правую руку и часть груди, надели на голову шапочку из собачьей кожи. — Будет холодно ночью — укроешься этим! — сказал привратник, бросая в угол на тряпье две сшитых бараньи шкуры. — Здесь будет твое место! — Для грамматика сына госпожи можно было бы найти место и получше! — заметил Эвбулид. — Какой там госпожи! Эвдема! — поправил его привратник и протянул ячменную лепешку и горсть дурно пахнущего чеснока. — На лучше, подкрепись! — Это что — завтрак? — охотно надкусил лепешку Эвбулид, не притрагиваясь к чесноку, вызвавшему у него отвращение. — Или обед?! — И ужин тоже! — грустно усмехнулся привратник. — Привыкай к такой жизни, эллин, — Ахей, Беот, или как там тебя? — Афиней! — с набитым ртом пояснил Эвбулид. — Во-во! И отдыхай, если, конечно, не попадешь на глаза этой старой карге-ключнице! Публий — бараньи рога ему в душу! — уехал на охоту в горы, так что сегодня можешь спать спокойно!

http://azbyka.ru/fiction/kolesnica-gelio...

Это и есть истина в её практическом смысле, то есть сердце милующее – это то, что делает вас свободными. Познание истины – это приобретение, развитие в себе способности миловать и любить. Странная, кстати, вещь, почему Христос уподобляет праведников овцам или баранам, а грешников – козлам. Почему странно? Потому что и те, и другие животные – это чистые животные. Если бы Христос хотел показать нам, что одни праведники, а другие грешники, Он бы, наверное, праведников сравнил бы с овцами, а грешников – со свиньями, с нечистыми животными. Но и те, и другие животные были чистыми, их приносили в жертву. Я, опять же, пользуюсь своим подходом – истина на поверхности. В Евангелии не надо глубоко копать, потому что какие-то вещи очевидны. Чем чисто визуально отличаются бараны от козлов? …У козлов прямые острые рога, у баранов – завитые в спираль. И вот, мне кажется, Христос уподобляет праведников вот этим баранам, потому что справа от Него оказываются те, кто сумел свои острые рога в течение жизни скрутить в бараний рог, чтобы не ранить своего ближнего. Это большая такая серьезная работа, которая каждому из нас предстоит» . Во-первых, о «баранах» Христос ничего в Евангелии не говорит. В греческом тексте Евангелия от Матфея 25:32-33 использовано слово «το πρβατο» (то провато) – овца. А у овец рога совсем маленькие, на закрученные бараньи совсем не похожие. Образ овечки связан с образами смирения и послушания, это главное. Во-вторых, хотя христиане действительно призваны скручивать свои страсти в бараний рог, образ барана в данном контексте недопустим. Ведь диакон Илья свидетельствует: « Вообще эта лекция рассчитана на нецерковную молодежь». Неужели он не понимает, что образ барана может вызвать неадекватное восприятие? С овцами – другое дело. Пастырь в евангельские времена искал овцам пропитание, лечил раны, заботился о своих овцах. В Евангелии Господь говорит о Себе: «Я есть пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей».

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/22/...

Уже начало собрания открылось признаками шума, тревоги и беспокойства: многие боги толпились по углам залы —402— собрания и что-то страшное шептали друг другу в уши. Причина этого поведения богов заключалась в том, что многие существа полубожественного достоинства и вовсе лишенные права на него, пробрались на Олимп, участвуют в общей трапезе богов и считают себя равными с древними греко-римскими богами. Поднимался действительно серьезный для всех присутствовавших и чужестранных богов вопрос, кто из них имеет право на почетное звание божества, и будет ли это право признано общим собранием 2760 . Докладчиком выступает Мом (бог ночи). Он поражен, усматривая, что в число богов не только втиснулись прежде бывшие простыми людьми, но и участвуют в равной чести с богами, сидят за общим столом и внесли себя в списки богов, но и привели с собой на небо всю свою свиту, желая и ее возвысить в одинаковые права. Вот Пан, Силен 2761 , Сатир 2762 , – какое неуклюжее общество. Один имеет рога и половиной своего туловища напоминает козла; другой с плетью на голове и вздернутым носом, всегда сидит на осле; третий – простой мужик из Фригии с высоко заостренными ушами и с небольшими бычачьими рогами на лысой голове. Смотри, как машет хвостами вся эта компания! И мы должны ли удивляться тому, что люди не имеют к нам никакого уважения, когда видят, что боги представляют собой столь чудовищных и смешных существ? 2763 Вот мидянин Митра в его кафтане и с тиарой на голове – он тоже впутался в нашу среду; да ведь он ничего не понимает по-гречески и не умеет вести себя прилично в обществе богов! «А ты, Анубис, с —403— собачьей головой, завернутый в пеленки египтянин! Как ты, мой друг, и каким образом ты можешь быть богом с твоим собачьим лаем? И чего хочет от нас этот пестрый Мемфисский бык, заставляющий поклоняться себе, изрекающий оракулы и имеющий своих жрецов? Мне стыдно говорить вам о собаках, обезьянах, козлах и еще более отвратительных существах, каким-то непонятным образом забравшихся на небо. И как вы, боги, терпите, что эти чудовища пользуются одинаковым с вами почитанием? А ты, Юпитер, как ты можешь выносить те бараньи рога, какие тебе насадили на лоб?» 2764 Добрый Юпитер, председатель собрания, на этот последний упрек, прямо направленный по его адресу, ограничивается только простым замечанием: «Это все – таинственные символы, не посвященным в которые смеяться не позволяется» 2765 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010