К 1784-1798 гг. относится 1-я документально известная самостоятельная работа К. как архитектора. В это время он совместно с др. учеником М. Ф. Казакова, И. В. Еготовым, работал в подмосковной усадьбе М. М. Голицына Кузьминки. Там осуществлялась перестройка в новых формах ц. Влахернской иконы Божией Матери, возведенной в 1759-1761 гг. И. С. Жеребцовым, вероятно, по проекту С. И. Чевакинского в стиле барокко. Компактный центрический 2-светный объем, в плане представляющий собой квадрат со скругленными углами, увенчан мощным световым барабаном на 4 столбах. Источником этого необычного типа центрической постройки был проект церкви Фонтанного подворья в С.-Петербурге П. А. Трезини (храмы такого типа часто возводили в Подмосковье и провинции во 2-й пол. XVIII в.). Изначально фасады Влахернской ц. были богато украшены лепниной в духе «стиля Растрелли». К. срубил лепнину и придал зданию более строгий классицистический облик, украсив все 4 фасада одинаковыми 4-колонными тосканскими портиками. О стиле барокко напоминают лишь круглые окна верхнего света. На место прежнего восьмерика был водружен цилиндрический световой барабан под купольной кровлей, увенчанной фонариком-беседкой с легкой колоннадой. Причем в основании барабан имел дополнительный свод, прорезанный 4 световыми арками и окулусом посередине (сложная конструкция уничтожена при переделках советского времени и не полностью воссоздана в 2000-х). Рядом с основным объемом К. возвел отдельно стоящую 2-ярусную колокольню (позднее она была соединена с храмом небольшим переходом). Цилиндрический объем, в обоих ярусах украшенный тосканскими колоннами и завершенный куполом с фонариком, аналогичным тому, что на храме, напоминает колокольню московской ц. Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке, построенную в 1783-1791 гг. Баженовым. Влияние Баженова на К. сказывалось не только в том, что на этом строительстве он давал своему ученику консультации практического характера (что известно документально). Уже в архитектуре Влахернской ц. и особенно в последующих постройках К. становится заметной черта, роднившая его с Баженовым в большей степени, чем с М. Ф. Казаковым,- пристрастие к ордеру, обильное использование колонн. Помимо церкви К. был причастен и к др. сооружениям в Кузьминках. В 1783-1789 гг. он реконструировал старинный барский дом (сгорел в 1916), флигеля и людскую «слободку». Им же были спроектированы хозяйственные здания т. н. садоводства. При этом все же трудно отделить работу К. от работы его конкурента Еготова, первоначально бывшего на 2-х ролях, но возглавившего работы после смерти К.

http://pravenc.ru/text/1319794.html

Начальник французов чрез несколько времени велел ударить в барабан. Солдаты собрались, стали в ширинки: одного нет! Немного подождали; пробили в барабан еще: опять нет того же. Ударили в третий: нет. Тут зашумели французы. Собрали, сколько могли мужиков; чрез переводчика растолковали, что одного солдата нет. Требовали: отыскать его живого или мертвого, или выдать его убийцу. Иначе грозили – село сжечь, а их всех перебить. Мужик, убивший француза, как то проговорился. Это узнано: и – его несчастного хотели выдать французам. Мужик догадался: бежал в лес и скрылся. Французам мужики сказали: «точно, один из ваших убит нашим мужиком; но мужика мы выдать не можем: он скрылся». Французы, погрозив, вышли из нашего села. Пошли в соседнее (Козлове), а там в деревню (Скирмоново). Эту деревню, обобрав, французы хотели зажечь. Мужики вышли против них с дубинами, пиками и ружьями: началась битва. – 75– Накануне сегодня, когда французы были еще в нашем селе, дано было знать отряду казаков, стоявших в г. Волоколамске, что у нас французы. Казаки обещались приехать. Они приехали. Мужики ударили в набат в соседних селах: и тучами хлынули наши бородатые воины на битву, а именно к той деревне Скирмонову. Французы, завидев несметное число мужиков, большею частью на лошадях и изрядно вооруженных, оробели, построились в каррэ (ибо на них со всех четырех сторон нападали) и стали мерно отступать к нашему селу. Казаков приехало 17 человек. Они скрылись в сенном сарае, стоявшем на ровном лугу. Казаки дали приказ мужикам, чтоб французов теснить к сему сараю. Приказание исполнено: французы уже близко подошли к сараю. Вдруг растворяются двери: казаки вереницею, как стрела, тотчас врезались в каррэ французов. Французы сейчас – пардон! Тут нахлынули мужики и начали терзать безоружных французов. Казаки едва отбили мужиков нагайками. Всех французов убито около 30 и, кажется, почти все в то время, как они сказали пардон. Эта битва была в виду из нашего села, мы смотрели и все видели. Бедняжек французов, уже пленных, обобранных, привели к нам в село. Помню, я видел того молодого офицера, что говорил по-русски. Он был уже в изорванном мужицком кафтанишке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Изолированные углы в Мирожском соборе не расчленяют пространство, а, напротив, создают возможность его зрительного объединения. В интерьере доминируют огромный крест и кажущиеся еще большими барабан и купол. Впечатлению величия венчающей зоны способствует необыкновенная для новгородских церквей приближенность верха балдахинной структуры здания к западному входу, особенно по высоте ибо постройка почти в два раза ниже новгородского стандарта. К тому же рядом приемов верхней зоне придан нарочитый размах и особая внутренняя емкость и значительность. Так центральное подкупольное пространство акцентировано пониженными относительно сводов подпружными арками, протяженностью гибких парусов и обилием света, льющегося из восьми окон барабана. Особый мотив, выявляющий начало центральной осеняющей структуры, – выходящие из массива столпов в самой верхней зоне раздваивающиеся консоли-лопатки, увенчанные капителями (они служат пятами подпружных арок). Точки опоры огромного балдахина конструктивно эффектно подчеркнуты: стенки-перегородки здесь словно «набухают», расширяются капителями, открывая находящийся внутри их столп. Барабан, и так значительный, увеличен после выведения барабанного кольца за счет сужения толщины стенок. Вертикально строение барабана необычно: его скуфья (покрытие) отстоит от завершения окон на большую высоту, рождая ощущение масштабности верха и вместе с тем таинственной глубины и непостижимости купольной зоны. Этот особый эффект создается в куполе пониженным размещением световых проемов, он же повторен в рукавах креста. Окна здесь (до надкладки угловых ячеек) помещались перекрестно на каждой из сторон и гораздо ниже уровня пят сводов. В результате величина верхней зоны сводов из-за затененности казалась еще величественнее, а скрещивавшиеся под темными, нависающими сводами потоки света придавали объемам рукавов креста почти драматическую выразительность. Величие и грандиозность верха последовательно подчеркивались ростом всех форм по мере движения вверх (высоко поднимающиеся над арками своды, увеличивающиеся в замковой части арки и расширяющиеся углом капители лопаток), побуждая осознавать не только осеняющий космический характер завершения, но и его осязаемую мощь и грозную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сильно выступающая апсида имеет сложную конфигурацию. Храм типа " восьмерик на четверике " завершен световым восьмигранным барабаном с ажурной коронообразной главкой на белокаменном восьмигранном основании. Примыкающий к четверику выступ апсиды равен ему по объему. Прямоугольная трапезная вытянута по оси " север-юг " , с запада примыкает колокольня. Колокольня трехярусная, причем нижний ярус квадратный, а два верхних имеют скошенные углы с колонками; завершает колокольню глухой граненый барабан с луковичной главкой. Наружное убранство храма решено в стиле петровского барокко, отличающегося скромностью и графичностью декоративных элементов. Простенки обработаны пилястрами - тосканского ордера в первом ярусе, и во втором ярусе - ионическими. Капители украшены растительным орнаментом. В венчающем фризе триглифы чередуются с розетками. Тимпан фронтона акцентирован круглым ложным окном. Восьмерик храма обработан по углам пилястрами, капители которых украшены розетками. Грани восьмирика расчленены окнами в прямоугольных рамках-наличниках, а по сторонам света сделаны ложные окна с полукруглым завершением. Антаблемент с гладким фризом имеет профилированный архитрав и карниз. Фасад апсиды решен, как продолжение фасада четверика нижнего яруса храма. Фасады северного придела решены в том же стиле, что и основной четверик. Архитектурное убранство колокольни выдержано в позднеклассических традициях. Внутреннее убранство храма типично для своего типа: переход от четверика к восьмиреку осуществляется при помощи ступенчатых ртомпов. Сомкнутый свод с отверстием, открывающемся в восьмигранный барабан. В юго-западном углу четверика лестница, ведущая на хоры. В целом храм хорошо сохранил первоначальную архитектуру и декор. Пристройки XIX в. также сохранились почти без изменений… " . Расположен храм в очень живописном месте, на высоком берегу пруда, возможно ста-рицы реки Моча. Вблизи располагалась усадьба, от которой остались фрагменты, некогда богатого парка и до 70-х годов XX в. оставались развалины флигеля.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Покровский храм высокий, к тому же на высоком фундаменте. Стоит на возвышенности, в центре Южной площади. Место это выбрано отнюдь не случайно. Выбирал его один известный в свое время схимник Киево-Печерской Лавры. На это место снисходит небесная благодать. Верующие утверждают, что в храме они ощущают особую легкость, душевный комфорт. Строили храм, приглашенные церковные мастера, а подсобными рабочими были молодые люди из местных. Дядя сторожила Каневской Василия Стефановича Святого в возрасте 20 лет, долгое время помогал строителям храма. Остались воспоминания его о строительстве. По его рассказу, требования к качеству были очень высокие. Подрядчик на стройке находился неотлучно, И если случался брак, он устранялся немедленно. И вообще отношение строителей к сооружению храма было особое, трогательно-ответственное. Хотя от разных людей, в разное время, слышал я одну и ту же причту. Якобы подрядчик - обрусевший индиец, по образованию архитектор, был плутоват. При закладке сумел каким-то образом уменьшить размеры храма. Когда это стало выясняться, он побоявшись, что лишний кирпич подтвердит обман, «погнал» храм вверх. При обсуждении ситуации «гласные» станичного правления, остановились на том что: «Хай вин будэ высокый, зато издали видно». Храм крестовокупольной конструкций, в виде креста, с главным барабаном, увенчанным одноглавым куполом в виде луковицы. Небольшие луковки башенок яруса крыши храмовых приделов, носят чисто декоративный характер. Важным элементом конструкции является звонница, представляющая круглый барабан с открытыми боковыми проемами. Она, как и главный купол увенчана православным крестом. Кресты были легкими, из дерева, с медной, наружной, позолоченной обшивкой. Устремившийся ввысь главный барабан, заполнен стрельчатыми узкими окнами, расположенными по окружности. Нижняя часть барабана без окон и опирается на крышу боковых приделов. Наружный, ажурный декор отделки создает неповторимую красоту. Окна барабана обеспечивают естественное освещение храма.

http://sobory.ru/article/?object=26762

Опричь матери родной вся родня в полку (братья, дяди и пр.) . Солдатам, что малым ребятам, и барабан в потеху. Солдат да малых ребят Бог бережет. Чу, теленок замычал (барабан) . Стой, не шатайся; ходи, не спотыкайся; говори, не заикайся; ври, не завирайся! Коленей не подгибай, да брюха не выставляй, да не относи заду. Не выпячивайся, не осаживайся и в середке не мотайся. Тянись да примись, а в бок не задавайся. Смерть русскому солдату свой брат. Солдатская душа застрахована. Пьяный солдат перейдет (по льду), а собака провалится (былой случай) . Где коза прошла, там и солдат пройдет. Где щель, там солдат пролезет; где свалится, там и спит. Где тесно, там-то солдату и место. Солдат шилом бреется, дымом греется. У солдата шило бреет, а шубы нет, так палка греет. Дурак любит красно, солдат любит ясно. Часовой летом зной, зимой стужу стережет. Казаки – глаза и уши армии (Суворов) . Казаки обычаем собаки. Казак – глазастая собака. Казак донской, что карась озерной: икрян (и прян) и солен. У наших казаков обычай таков: где просторно, тут и спать ложись. Казак и в беде не плачет. Еще казацка матка (сабля) жива (или: не умерла. Богд. Хмельницкий) . Казаки все наголо (поголовно все) атаманы. Казаки, что дети: и много поедят и малым наедятся. Без коня не казак. Казак без коня, что солдат без ружья. Казаку конь себя дороже. Казак сам голодает, а лошадь сыта. Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает. Казак и гривки прихватит (с пикой, чтобы сильнее ударить) . Откуда берутся эти солдаты? – сказала баба. – Вестимое дело, – отвечал служивый, – солдат солдата родит. Где ни пожил солдат, там и расплодился. Солдатская голова, как под дождичком трава. У нашего брата везде свои ребята. У солдата везде ребята. Солдату в походе все новый дом (что день, то новоселье). Русский солдат, куда ни пришел, всё дома. Служивый, что муха: где щель, там и постель, где забор, там и двор. Коли не дашь солдату кольев в стену набить, так ему и не квартира. Солдат в отпуску – рубаха из порток. Стрелец стреляет, да и мошну не забывает (грабит) .

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

— Что ж, так тому и быть, — объявил Самый Главный Достопочтенный Мышан. — Ты умрёшь, не очистив своего сердца. Где Ниточных дел мастер? Пусть несёт сюда нить! Десперо изумлялся собственной храбрости. Собственной решимости. Но тут, читатель, он потерял сознание. Глава одиннадцатая. Тех же ниточных дел мастер Очнувшись, Десперо услышал барабанную дробь. Его отец выбивал мелодию, в которой бум-бум было куда больше, чем там-там. Лестер и его барабан играли что-то зловещее. Бум-бум-бум-там. Бум-бум-бум-там . — Дорогу нити! — кричал Ниточных дел мастер, кативший через толпу деревянную катушку с красными нитками. — Дорогу нити! Бум-бум-бум-там — продолжал выбивать барабан Лестера. — В подземелье! — дружно орали мыши. Десперо лежал на спине и моргал. Когда же, в какой момент всё пошло наперекосяк? Разве любовь — не самое прекрасное, что есть на земле? В сказке, которую он читал в библиотеке, любовь была настоящим чудом. Рыцарь смог спасти прекрасную девушку именно потому, что очень её любил. И они стали жить-поживать. И добра наживать. Так было написано в книге. В самом-самом конце. Последние слова на последней странице. Жить-поживать и добра наживать. Десперо был уверен, что именно так и заканчивалась книга. И никак иначе. Он лежал на полу. И тут — под барабанную дробь, угрожающие возгласы мышей и покрикивания Ниточных дел мастера — его пронзила страшная, до озноба страшная мысль: а вдруг какие-то мыши пришли и съели страницу с настоящим концом? И на самом деле рыцарь с принцессой не стали жить-поживать? Читатель, а ты веришь в счастливые концы? Ну… в то, что герои станут жить-поживать и добра наживать? Или, подобно Десперо, уже начал прикидывать, что шансов на счастливый конец практически нет? — И добра наживать, — тихонько прошептал Десперо. — Стали они жить-поживать… Катушка меж тем остановилась прямо около него. — Нить! Нить! — пронеслось в толпе. — Ты уж прости, приятель, — обратился к Десперо тот, кто прикатил катушку, — но тебе придётся встать. Я должен делать свою работу.

http://azbyka.ru/fiction/priklyucheniya-...

5) Дамара – бубенчик, составленный из двух сосудцев, для выражения той мысли, что мир небесный и земной (саба шими иртынцу) взаимно связуются и что совершаемое на земле отзывается небесах и обратно. 6) Кенгерге – большой, плоский барабан. 7) Дударма – малый барабан. 8) Селнины и цаны составляют род тимпанов, производящих звук, одни при их потрясении, другие при взаимном ударении. 9) Укырь-буре, труба-корова, вполне соответствующая своему имени. 10) Ганлин употребляется при ночных призывах духов и вообще при священнодействии по обрядам зотчинским. Она делается из ручной или ножной человеческой, а иногда и медвежьей кости. Голос этой трубы самый пронзительный. 11) Бискур, род пискливой флейты. 12) Миган и лимбо – свистки, похожие один на другой. Их употребляют наиболее при ночных оргиях, для возбуждения ужаса. 13) Джуру и Шуглу – трубы, отзывающаяся диким птичьим голосом и с виду на птиц похожие. 14) Гандун – роговидная небольшая труба, оканчивающаяся изображением драконовой головы. 15) Тунра подражает лаю собаки и даже представляет подобие ее пасти и языка, постоянно движущихся при игрании. 16) Деншик – малые тарелки; они сходствуют с цанами и употребляются для призыва блудящих духов, известных под именем: якчис, ракчис, асори, гандари, гароди, чинари, махораки, маноки, лус, будинер. При призыве которого-либо из сих духов вместе с деншиком может употребляться и хонхо, но никакое другое орудие. Самые же обряды сего призыва известны под именем: часом, усун балин, сабдак, чабдор. И как все помянутые духи считаются несчастными, то призыв их не другую имеет цель, как оказание им утешения и внимания к судьбе их. Наконец заметим, что всех музыкальных орудий считается 24, и делятся они на четыре разряда: 1) духовые – улгекуй, 2) бряцательные – делеткуй, 3) звенящие (при ударении) куделгекуй, 4) струнные – чибакдасутан. См. Боди мурун дзерге m.II. л. 40. 103 Дни седмицы или недельные носят следующие названия: Бимба – суббота, Адиа – воскресенье, Сомая – понедельник, Ангирак – вторник, Согира – среда, Бот – четверг, Брахасвади – пятница.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Объемная композиция церкви отличалась хорошо выверенным соотношением архитектурных масс храмовой части и колокольни. Каждая грань пятиглавого, покрытого восьмигранным куполом храмового четверика завершалась лекально изогнутым щипцом с ложным окном-квадрифолием. Над углами четверика поднимались высокие в один со щипцами уровень фигурные фронтоны – люкарны с ложными круглыми окнами. Вместе с щипцами они образовывали сложную композицию храмового венчания. Центральная глава храмового пятиглавия была установлена на трехъярусный восьмигранный барабан. Его основанием служила восьмигранной формы трибуна – выложенный из кирпича объем, перебивавший свод четверика. Особую выразительность силуэту барабана центральной главы придавала вычурная колоколообразная форма его купола и фигурные кронштейны-волюты, оформлявшие каждую из его граней. Такими же кронштейнами-волютами были обработаны и грани восьмигранных барабанов периферийных глав храмового венчания, установленных на объемы фронтонов - люкарн. Фасады четверика завершались широкими сильного выноса мелкопрофилированными карнизами, повторявшими сложный абрис щипцов. Углы четверика закреплялись лопатками, пластически обработанными в нижней зоне рустовкой, в верхней - накладными фигурными досками. Двухъярусный восьмерик высокой (около 33 метров) колокольни покоился на двухэтажном четверике и перекрывался высоким восьмигранным сводом, скрытым металлическим куполом. Грани яруса звона (по сторонам света) завершались фигурными полуглавиями с ложными окнами круглой формы. Пластичные формы полуглавий обеспечивали визуальную слитность объемных форм восьмигранного яруса колокольни с ее куполом. Объем колокольни завершался массивным восьмигранным барабаном, ребра которого были обработаны кронштейнами-волютами с сильно развитым низом. Барабан нес небольшую граненую главку на фигурной шее. Ребра восьмигранных объемов колокольни были обработаны огибающими их лопатками, по которым раскреповывались мелкопрофилированные карнизы. Углы четырехгранных объемов колокольни имели различную пластическую обработку: в нижнем ярусе – рустом, во втором ярусе – лопатками с наложенными на них фигурными филенками.

http://sobory.ru/article/?object=52883

После внешнего осмотра я направился в штаб Северного флота, с тем, чтобы представиться командующему флотом, доложить о моем задании и высказать ряд просьб, с тем, чтобы можно было немедленно приступить к работе. Командующий сразу же принял меня. Мой спутник А.И. Карась не присутствовал на встрече, так как поселился отдельно от меня, и я еще не знал его адреса. Слева направо: командующий СФ адмирал А Г. Головко, помощник командира ПЛ З. М. Арванов,военком С. А. Лысов, командир ПЛ «К-21» Герой Советского Союза капитан 2 ранга Н. А. Лунин А.Г. Головко оказался очень интеллигентным и приятным человеком. Выслушав меня, он спросил, как я устроился и что мне нужно для начала работы. Я попросил на первое время предоставить в мое распоряжение пятерых краснофлотцев для вскрытия ящиков, листов 10 бумаги и карандаши для регистрации содержимого ящиков. Он сразу же распорядился выделить просимое. На следующее утро мы приступили к работе. День был прекрасный. Ярко светило солнце, а так как база подводных лодок находилась за Северным полярным кругом и уже был конец апреля, то светить ему предстояло непрерывно в течение нескольких месяцев. Значит, можно работать хоть 24 часа в сутки. Последующие пять дней каждое утро после завтрака я и мои краснофлотцы были на пирсе. Один за другим вскрывали ящики, а я регистрировал их содержимое (которое было довольно разнообразным) и думал о его назначении. Были обнаружены два электрогенератора с бензомоторами небольшой мощности, многочисленные принадлежности для фотолаборатории. Среди них несколько рулонов широкой ленты фотобумаги, большой барабан с приводом, очевидно для протягивания фотоленты, 15 флюксметров – приборов, предназначенных для регистрации величины магнитного поля. Также были вскрыты ящики с приспособлениями для образования тонких световых лучей и направления их на зеркальца флюксметров, которые должны отражать лучи на барабан с фотолентой и фиксировать на ней показания флюксметров. Помимо оборудования, перечисленного выше, было зарегистрировано много вспомогательного. К пятому дню мне стало ясно, что оборудование предназначалось для автономной контрольно-измерительной станции для определения магнитных полей кораблей.

http://pravmir.ru/komandirovka-so-specza...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010