Летом 1790 г. марта 28 дня на большой линии братских келий, случился пожар, вся кровля сгорела и по ограде кровля на 50 сажен, и деревянная светелка с чуланом, за братскими кельями в углу в ограде баня, все сгорело. Относительно позднейшей истории монастыря имеются следующие немногие сведения. В период времени между 1815 и 1834 гг. монастырь был по частям возобновляем. Обвалившаяся во многих местах монастырская стена была исправлена; в 1815 г. сделаны были контрфорсы, т. е. подпорки для поддержки здания; в Благовещенской церкви устроен иконостас; в Троицком соборе переделаны окна; на паперти и под ризницею устроены своды; гумно перенесено на другое место, разобран скотный двор, устроены флигели для штатных служителей, приспособлен для жилья стоявший пустым каменный флигель и пр. Все эти постройки докончены и произведены вновь архимандритом Кириллом, которому «за неусыпные труды и попечение о вверенной ему обители, которую он привел в отличное по всем частям устройство», объявлено архипастырское благословение. Действительно, время от 1815 по 1834 гг. должно считать временем как бы возрождения зданий Зеленецкой обители. И к этому времени относится также постройка новых настоятельских келий над бывшими св. вратами, переделка старых келий под гостиные для богомольцев, построение четырех угловых башен, приобретение за 8 500 руб. колокола в 294 пуда и нескольких колоколов «зазвоных». 3 февраля 1747 г. монастырь посетила императрица Елизавета Петровна. Дорога от монастыря была расчищена на довольно дальнее расстояние; близ монастыря, на столах, украшенных пеленами, стояли: на одном на блюдах, накрытых воздухами, крест со св. мощами, образ Живоначальной Троицы и освященная вода с кропилом; на другом - на блюдах три хлеба простые: один в пуд, с врезанною в него солонкой и два в 30 фунт. каждый. Государыню встретили Зеленецкие иноки с крестами, иконами, кадилами, фонарями и пр. При входе в церковь государыня трижды поклонилась раке преподобного. Обитель чрезвычайно понравилась императрице, которая осматривала все с любопытством, очень хвалила колокольный звон, прикладывалась в соборе ко всем иконам.

http://sobory.ru/article/?object=02428

То, что пытаюсь выразить, поможет высказать утренняя молитва, в которой слова прямо ко мне относящиеся: «Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому». А уж и поработал, аз грешный, этому льстивому. Когда, в чем? Да во всем. Но книга моя не церковь, читатель не священник, а я не на исповеди. Грешил и цеплялся для оправдания за слова: «Все грешат». Но то-то и оно, что не все, то-то и оно, что за других с нас не спросят – спросят отдельно с каждого. «И другие грешили? А что тебе до других? Их тоже спросят. Ты отвечай, почему именно ты грешил». Вот, вырвался в Никольское. Тридцать пять лет назад, когда впервые его увидел, было село, сейчас часть города, называется это: зона ближайшего Подмосковья. Спасли мои полдомика соседняя церковь и кладбище при ней – спасибо могильным крестам. И уже лет двадцать в округе ревут бульдозеры, ухает ночами забивание свай, горят в ночи огни высоченных кранов, рвут тишину и портят воздух цементовозы. Но другого пристанища для убегания из нервной трясучки Москвы на день, на два уже не будет. Тут и скворчики мои, тут и цветы-кусты, тут и баня. Тут и диван. На котором лежу и протягиваю наугад руку к книжным полкам. Северянин. Никак не соберусь написать о нем, уже и не соберусь – по слабости своей наобещал статей и предисловий. «Когда мадеру дохересит… когда свой херес домадерит», – умел Северянин заставлять существительные работать. И вот в его стиле написалось и у меня такое на тему своей жизни: Как будто и не жил – натурил, И свое счастье упустил. Сам виноват – литературил: Рассказничал, миниатюрил, Рецензичал и предисловил, И постоянно празднословил, Статейничал и повестил, И ни семьи не осчастливил, И состоянья не скопил. Что ж, присно каюсь – сам виновен, Что гибну под лавиной строк. Но, может, путь мой был духовен, И, даст Бог, оправдает Бог? Вот только на это и надеюсь – на оправдание. Жизнь моя так крепко срослась с жизнью России, что я не могу уже ни о чем писать, кроме как о своем Отечестве. Но так может писать и историк, и философ, а я-то числюсь по разделу изящной словесности. Да, кажется, есть чем отчитаться перед Всевышним: боролись за чистоту российских вод, за спасение русского леса, за то, чтоб не было поворота русских рек на юг, за преподавание основ православной культуры… Боролись же! Крохотны результаты, но уходило на борьбу и здоровье, и сама жизнь. Обозначено же в алтаре храма Христа Спасителя то, что и аз, грешный, начинал возрождение его. Вот и награда Церкви – орден. И можно внукам показать.

http://pravoslavie.ru/48911.html

Это уже – не органическое тело, возглавляемое самим Инсусом Христом, Богочеловеком, и одушевляемое Духом Святым, но просто совокупность людей, псповедующих одну веру и подчиняющихся одним главным правилам религиозной жизни. А так как такое понятие о Церкви совершенно равнозначительно отрицания Церкви, то в глазах православного христианина всякий пересмотр церковных таинств есть дело в высшей степени не правое, противное не только его религиозному чувству, но и разумному пониманию христианства. Прибавим к этому, что, с отрицанием существенного свойства Церкви, в ней не мыслимы никакие тайнодействия, и протестантство, отвергая одни таинства и удерживая другие, или поступает непоследовательно, или удерживаемые таинства не признает тем, чем их называет. Крещение есть баня покибытия, или духовного возрождения и обновления нашего: это понятно, когда мы веруем в Церковь , как в живое тело Христово, к которому присоединяется крещающийся, потому что, присоединяясь к телу Христову, человек становится причастником его жизни, усвояет себе не только имя, но и силу Христову и внутренне преобразуется. Но, как скоро Церковь есть только со6рание единиц, не имеющих органической связи между собой, то и присоединение к ней есть не более, как внешнее действие, совершенно сходное со вступлением в какое-нибудь человеческое общество, и крещение обращается в простой символический знак, или в обряд, не заключающий в себе ничего тайнодейственного 3 . Тоже должно сказать и о таинстве причащения. В этом таинстве хлеб и вино пресуществляются в тело и кровь Христову. Но кто без прямого, непосредственного уполномочения от самого Господа, дерзнул бы почитать себя в праве и в силе совершать такое тайнодействие? Спаситель сделал домостроителями своих тайн Апостолов ( 1Кор.4:1 ),от Апостолов друг-друго-приимательно, через таинство священства, сообщается право и сила такого же служения пастырям Церкви. А где нет непрерывного преемственного, от самого Главы Церкви исходящего, посвящения на это служение, где поставление в священнослужителей есть только обрядовое действие, там никто не может считать себя уполномоченным на тайнодействия от Самого Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

- Так нас Господь благословляет, - улыбается епископ Иаков. И направляется по снежной целине, проваливаясь по колена, к увенчанной крестом деревянной пирамидке. Она указывает место, где стояла соборная Преображенская церковь - главный и последний из действовавших некогда в Пустозерске пяти храмов. У памятного знака и проходят теперь дважды в год молебны на испрошение помощи в совершении Божьих дел, знаменуя возрождение православной жизни на Крайнем Севере. Значение главного транзитного пункта на пути в Сибирь Пустозерск начал терять после того, как с покорением Казанского ханства для Московского государства открылись более удобные пути за Урал. Во второй половине XVIII века, когда по указу Сената оборонительные деревянные сооружения крепости «за ветхостью их» были разобраны и пущены «в топление казенных покоев», закончилась и военная история Пустозерска. Однако городок держался еще долго. Последний дом перевезли отсюда в соседнюю деревушку Устье в 1962 году. Пятиглавая Преображенская церковь, построенная в 1837 году из лиственничного леса, продержалась до 1953-го. Куполов и колокольни она лишилась гораздо раньше. Новая советская власть приспособила просторное здание, ничем больше не напоминавшее храм, под школу, потом - под Народный дом. Затем его перенесли в Устье, устроили там склад, а со временем - конюшню. Сейчас церковь реставрируется. Но даже воссозданная в первозданном виде, она останется в Устье, пусть даже и считается памятником архитектуры. На Пустозерском городище уже ничего никогда не появится. - Пустозерск - исторический памятник федерального значения. Законом об охране объектов культурного наследия здесь строжайше запрещено любое строительство, - рассказывает директор музея-заповедника «Пустозерск» Андрей Торопов. - Можно только проводить археологические раскопки. А вот в Устье, где создается музейно-туристический комплекс «Пустозерье», работа кипит. Уже к концу года там должна быть воссоздана усадьба жителя Пустозерской волости конца XIX - начала ХХ веков. На Большой земле срубят типичный для пустозеров деревянный двухэтажный дом с хозяйственной постройкой, доставят в Устье и соберут на месте как конструктор. По такой же схеме к концу 2015-го должны построить уменьшенную копию Пустозерского острога, каким он был в XVII веке: бревенчатые стены с въездной башней, а внутри крепости - дом воеводы, амбар с мягкой рухлядью, съезжая изба, баня, лабаз. Почти окончены работы по созданию для удобства туристов пяти смотровых площадок по периметру акватории Пустого озера (ныне - Городецкое. - В.К. ). Проект амбициозный и дорогой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

На сие вы можете сказать: почему же и не поздравить себя с блаженством возрождения, когда мы рождены водою и духом в святом крещении? Вот мысль, достойная внимательного исследования, в учении о возрождении. Различим крещение водою и крещение Духом, как различает их Сам Иисус Христос в Своем изречении к апостолам: «Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым» ( Деян.1:5 ), и спросим; крещение, которого мы сподобились, есть ли только крещение водою? Нет, без сомнения. Если бы оно было только крещение водою, то почти не разнилось бы от простых очистительных омовений, употреблявшихся во времена Ветхого Завета, или было бы обрядом и не заслуживало бы наименования таинства, которое отличительно дает оному Церковь ; владычественное имя Отца и Сына и Святого Духа представлялось бы в крещении странно бездейственным; утверждать, что мы крестились во имя Святого Духа, но не крестились духом, было бы непримиримое само в себе противоречие. «Елицы бо во Христа крестистся, сказует апостол, во Христа облекостеся». ( Гал.3:27 ). Без сомнения, сего не может сделать вода, но разве дух. Если же крещение наше есть более нежели крещение только водою, то нельзя не признать, что оно есть крещение водою и духом, и, по выражению апостола, «баня пакибытия» ( Тит.3:5 ), одним словом, возрождение. Итак, подлинно во святом крещении мы сподобились возрождения; «порождени, как изъясняет апостол, не от семене истленна, но неистленна, словом живого Бога и пребывающа во веки» ( 1Пет.1:23 ), силою имени Отца и Сына и Святого Духа. Что ж? Итак, подлинно есть Царствие Божие внутрь нас? Должно быть так. Итак, мы блаженны? Пусть и сие скажет о себе кто может; а я не смею, потому что вижу слишком много такого, что сему противоречит; вижу более явлений и дел человека не возрожденного, ветхого, нежели возрожденного, нового, более бедности Адамовой, нежели блаженства Христова. Посмотрите, какими чертами описывает истинно возрожденных Священное Писание. «Всяк рожденный от Бога греха не творит, яко семя Его в нем пребывает, и не может согрешати, яко от Бога рожден есть» ( 1Ин.3:9 ). То есть благодать Божия, семя, начало новой жизни в человеке, одушевляя его верою и любовию к Богу, непрестанно производит в нем добрые помышления, намерения и дела; и потому совсем не сродно ему делать грех и находить в нем удовольствие. Всякий ли из нас, прощенных, отважится сказать о себе, что он таков?

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Крещение, которого мы сподобились, есть ли только крещение водою? — Нет, без сомнения, если бы оно было только крещение водою, то почти не разнилось бы от простых очистительных омовений, употреблявшихся во времена Ветхого Завета; оно было бы обряд, и не заслуживало бы наименования таинства, которое отличительно дает оному Церковь; величественное имя Отца и Сына и Святого Духа представлялось бы в крещении странно бездейственным Если же крещение наше есть более, нежели крещение только водою, то нельзя не признать, что оно есть крещение водою и духом и, по выражению апостола, баня пакибытия   , одним словом, возрождение. Итак, подлинно в св. крещении мы сподобились возрождения, «порождени, — как поясняет апостол, — не от семени нетленна, но неистленна, словом живаго Бога и пребывающа во веки»   , силою имени Отца и Сына и Святаго Духа   . Откровение имени Божия людям рассматривается святителем Филаретом как важнейший акт божественного домостроительства. Само Боговоплощение, само пришествие на землю Иисуса Христа, — считает он, — произошло ради того, чтобы людям было явлено имя Божие: Великое для нас благополучие на земли, великая надежда блаженства на небеси, что мы можем по вере именовать имя Господне. Божественный Спаситель наш почти все дело спасительного посольства Своего с неба на землю заключает в том, что сделал человеков способными именовать имя Господне. Приближаясь к пределу Своего земного поприща, Он взывает в молитве к Отцу Небесному: «Дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю». Какое дело? — «Аз прославих Тя на земли»; или иначе: «явих имя Твое человеком, ихже дал еси Мне от мира»   . Большое внимание уделяется святителем Филаретом теме имени Иисусова. Это имя благодаря кенозису, истощанию, «умалению» Иисуса Христа, благодаря Его искупительном подвигу, сделалось объектом вселенского поклонения: Люди, пристрастные к великости земной, нередко соблазнялись умалением Иисуса Христа. Но когда уже опытом столь многих веков дознано и то, что Бог Его превознес, что пред именем Его действительно преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних   , ибо со дней воскресения и вознесения Его, тысячи свидетелей видели, как небесные силы раболепно исполняли Его повеления, как, напротив, адские силы Его именем низвергаемы были в бездну; земнородных же миллионы в поклонении Его имени находят свое блаженство; после сего и пред людьми для того и собравшимися, чтобы преклониться пред именем Иисуса, мы можем освободить себя от труда защищать и оправдывать Его умаление; и ничто не препятствует нам взирать на Его умаление с таким же благоговением, как и на Его величие   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Еще во время земной жизни Христа круг обитателей Царства расширился и вышел за пределы Палестины. Крещение Христово и новообращенных усилило действие небесного света, а Фаворский свет Преображения завершил дело освящения. Появились первые отпрыски очищенных стихий, воды, земли как органическая почва Царства. Невидимый мир Царства испытал новое приращение, когда был низведен на обновленную землю небесный Огонь, «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он возгорелся!» ( Лк. 12, 49 ). Огонь возгорелся в сердцах обращенных и растопил плотяные и каменные сердца, и этот факт прошел незамеченным для духовно ослепших вождей Израиля. Фарисейская жестоковыиность и садцукейское узколобие как будто признало себя побежденным. Временная реакция обреченного «мира сего» в виде беснования Ирода с избиением вифлеемских младенцев и с головой Иоанна на блюде не изменила положения. Чудеса нового пророка Христа угрожали разрушению всего строя мира сего. Ярость владык мира сего, архонтов, космократоров (миродержателей) и князей мира сего, ярость и адский скрежет зубов их земных слуг после вербного дня привела к Голгофе. Адский треугольник – Каиафа, Иуда Искариот и бесноватая, когда-то облагодетельствованная Христом, чернь, – сделал свое дело: «Распни, распни Его… Кровь Его на нас и на детях наших» ( Мф. 27, 26 ). Перед сплоченной силой «власти тьмы» склонилось миродержавие Рима в лице Понтия Пилата. Кровь Христа и мучеников утучнила духовную ниву Царства и дала всходы на столетия и тысячелетия. Много видела и пережила земля, но скорбного возгласа Распятого не выдержала, заколебалась и открыла гробы умерших святых, которые воскресли и вернулись к родным. Разодралась завеса храма Иерусалимского, и кто был в это время в храме, слышал звуки удаляющихся шагов и возглас: «Уйдем отсюда» – Бог Саваоф покинул Свое земное жилище навсегда. «Померкло Солнце». Земная тьма собрала всю свою силу, чтобы покрыть величайшее преступление человечества. Воскресение и Вознесение Логоса с пребыванием одесную Отца утвердило Царство на развалинах и полуразвалинах враждебного «мира сего». Евангелие Царствия дано не только как «баня пакибытия», очищения и возрождения, но и как «камень претыкания и камень соблазна», по словам ап. Петра (1-е, 2, 7). Симеон Богоприимец в день сретения яснее формулировал это положение:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

В 20-е гг. XVIII в. монастырь приписывается к Палеостровскому монастырю, к середине 40-х гг. в нем прекращаются службы и, наконец, после упразднения обитель передается сенногубскому приходу. Возрождение монастыря началось в 30–40 гг. XIXb., интенсивное строительство связано с его припиской к Архиерейскому Дому. С 1834 по 1844гг. вокруг церквей (Троицкой, Никольской и церкви Захария и Елизаветы) сооружается около шести жилых и хозяйственных построек; за пределами монастыря появляются конюшня, баня, рига; по северной границе монастырской усадьбы строятся флигель и амбар. Формируется вид с юга, со стороны Онежского озера, где возводятся Архиерейский корпус и каменная ограда. Общий вид монастыря довершает надвратная каменная колокольня (1853г.). Восстанавливается и вновь освящается (1840г.) каменная церковь Захария и Елизаветы. В 1857г. расписываются ее стены и своды. Но уже к концу столетия, как свидетельствует опись монастыря, она в некоторых местах отсырела. В 1906г. Климецкий монастырь, за несколько месяцев до его преобразования в женский, посетил М. Пришвин, который оставил описание монастыря. В частности о том, что «стенная живопись изображает между прочим чертей в аду; сам Иона, сложив руки, молится под водой». Но эти сюжеты до наших дней не сохранились. Остатки стенной росписи наблюдаются лишь в алтарной части. Статус самостоятельного монастырь обрел в 1860г. По описи 1898г. комплекс монастыря включал более 10 строений: три церкви, Архиерейский корпус, колокольню и достроенную в 1780г. в юго–восточном углу ограды башню–келью (по южной границе); двухэтажный братский корпус на каменном фундаменте (1879–1880 гг.) (по восточной); кроме вышеупомянутых флигеля и амбара, еще один флигель и погреб (по северной границе). За пределами монастыря возводятся скотный двор, амбар и другие хозяйственные постройки. В 1899г. у самой окраины леса, за пределами северной границы монастыря, строится четвертая деревянная церковь пр. Ионы на каменном фундаменте. Благодаря своему отдалению она не пострадала от пожара 1906г., уничтожившего деревянные Троицкую и Никольскую церкви.

http://sobory.ru/article/?object=25610

Нелегко об этом думать в наши дни, современный человек в значительной мере растерял чувство святыни. Впрочем, свято место пусто не бывает. Потому святое место в жизни современных людей часто занимают ложные святыни, идолы. Уже в эпоху Средневековья легкомысленные затейники из католической Западной Европы порой позволяли себе карнавальное осмеяние христианских святынь, в другие дни те же люди поклонялись этим святыням. Впоследствии радикальные протестантские движения с энтузиазмом попирают католические алтари, полагая, что тем самым они утверждают веру в Библию. С эпохи Возрождения происходит смещение религиозных интересов, становится модным поминать полузабытые имена древних олимпийских богов, а святые для христиан имена произносятся с заметным оттенком уничижения. Профанация христианских святынь с эпохи Просвещения облекается в научные ризы: «Наука доказала, что бога нет, Евангелия исторически недостоверны». И опять свято место не остается пустым. Радикальные идеологи Просвещения ниспровергают христианские святыни, объявляют их смехотворными предрассудками и воздвигают свою собственную святыню, вернее, идол – человеческий разум. До того обожествляется разум, что лишь кровавая баня французской революции, русской революции и немецкого тоталитаризма заставляет думающих людей отказаться от идолопоклонства перед разумом. Многих думающих людей, впрочем не всех. И до сих пор звучат застарелые революционные призывы: «Свобода (от христианской религии), равенство (феминисток с занявшими высокие посты мужчинами), братство (без веры в общего небесного Отца)». В наши дни революционные лозунги, давно утратившие актуальность, обновляют, дописывают к ним свежеиспеченные слова: вместо «разоблачения поповских чудес» говорят про десакрализацию культовых объектов, вместо «бога нет» говорят, что «бог – это симулякр». Нам хорошо знакомы программы десакрализации, запущенные в масштабе огромной страны. Партия Ленина-Сталина добилась впечатляющих результатов по части принудительной десакрализации, десятки тысяч православных храмов были разграблены святотатцами, превращены в хозяйственные постройки. Пишут, что перед войной в Русской Церкви оставалось около сотни действующих храмов. С трудом верится в реальность этой чудовищной статистики. Как выстояла наша Церковь под таким жесточайшим натиском? Слава Богу, выстояла и даже вернула многим своим святыням надлежащий вид.

http://pravoslavie.ru/55794.html

В конце 19 века на старом каменном подклете 17 века, напротив Спасо-Преображенского храма был возведен деревянный дом настоятеля. В 1899 году ремонтные работы на территории монастыря были продолжены старанием и усердием самой братии во главе с настоятелем архимандритом - Николаем. Богослужение в храмах Спасо-Мирожского монастыря совершались в следующем порядке: в Преображенском храме, который не отапливался, службу вели от Пасхи до Воздвиженья, а в Стефановском теплом храме - от Воздвиженья до Пасхи. В 1914 году, при монастыре, числилось удобной и неудобной земли - 93 десятины, 1437 кв. сажень, в том числе: пустошь Ново-Степаново в Псковском уезде, в 30 верстах от монастыря, подаренная Яковом Ивановичем Ларионовым; пустошь Перино в Лагозовской волости Псковского уезда, в 7 верстах от монастыря; пустошь Гайково в 4 верстах от монастыря на территории Псковского уезда; пахотные земли монастыря рядом с монастырем у реки Мирожи. Земли Ново-Степанова и Перино с разрешения епархиального начальства сдавались в аренду. Землю у монастыря обрабатывали сами. Садоводством, огородничеством и пчеловодством братия обители не занималась. На территории монастыря размещался скотный двор, по недостатку собственного корма и выгона обитель содержала скота самое малое количество для питания братии. При скотном дворе находился одноэтажный дом из плиты для прислуги. На хозяйственном дворе были построены: житница, ледник, каретный сарай. В юго-западном углу монастырского двора была построена из плитняка баня с деревянным предбанником. В южной части монастырского двора стояли два деревянных сарая - один для дров, другой - для сена. На всем протяжении своей многовековой истории Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь, упраздненный большевиками и возрожденный в 1994 году, является средоточием истинных православных святынь и святых, воплощавших в жизнь Божьи заповеди и являвших собой пример миллионам людей. P.S. В 1918 году помещения монастыря были переданы для проживания в нем погорельцев. 8 марта 1921 года коллегией подотдела искусств губернского отдела народного образования было принято решение об открытии в Пскове экскурсионной станции.

http://pravoslavie.ru/149225.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010