Церковь – столп и утверждение сербского народа HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Церковь – столп и утверждение сербского народа Церковь – это столп и утверждение сербского народа на этих территориях. Когда политика не могла сохранить народ и его самобытность, тогда это сделала Церковь. Это она делала и в наше время и будет делать в будущем. Поэтому Православная Церковь в Республике Сербской свободна и пользуется уважением общества. В мае 2005 года закончилось восстановление крупнейшей святыни сербского народа в долине реки Неретвы – монастыря Житомислич, который в июне 1992 года был сожжен, а затем взорван хорватскими формированиями. По случаю этого торжественного события, произошедшего в мае 2005 года, корреспондент газеты Сербской Патриархии «Православие» встретился с президентом Республики Сербской (Босния и Герцеговина) господином Драганом Чавичем и задал ему несколько вопросов. Монастырь Житомислич / - Господин Президент, какое значение для Республики Сербской и сербского народа в Боснии и Герцеговине, в особенности в долине реки Неретвы, имеет воскрешение Житомислича и восстановление этой древней святыни? - Пожалуй, лучше всего это можно проиллюстрировать словами Преосвященного владыки Афанасия (Евтича) из его обращения ко всем присутствующим на торжественном собрании в Житомисличе. За плечами у нас разрушение человека, а последствием разрушения человека стало разрушение религиозных объектов, таким образом, и разрушение Житомислича. Сегодня мы возрождаем Житомислич и возрождаем человека. Возрождение Житомислича – лучшее свидетельство для людей, живущих в долине Герцеговины, что Церковь здесь. И что, несмотря на всю Голгофу, продолжавшуюся здесь достаточно долго, сейчас создаются условия для того, чтобы люди вернулись к своим очагам и снова здесь жили. - Вы знаете, в Баня-Луке коммунисты разрушили единственный соборный храм. Тогда это был храм Святой Троицы. Шестьдесят три года спустя, в прошлом году, в Баня-Луке мы совершили первое архиерейское богослужение – Божественную литургию.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Зубовка. Воскресенско-Мироносицкий женский монастырь. Карта и ближайшие объекты В 1910-1912 годах в Золотозубовке был построен Воскресенско-Мироносицкий женский монастырь. Женщин в монастыре было около 300 человек, занимались животноводством, огородом, садом, шитьем. При монастыре был детский приют. После революции и гражданской войны монахини разъехались, на территории монастыря был организован детский дом. В 1887 г. в общине был освящен первый храм в честь святых Жен Мироносиц. К 1897 г. на территории бывшего имения были возведены следующие постройки: двухэтажный каменный корпус, флигели, избы для рабочих, конюшня, тёплый погреб, баня. Была построена церковь в честь Жён Мироносиц. 8 сентября 1902 г. состоялось официальное открытие монастыря. При этом событии присутствовали епископ Астраханский и Енотаевский Георгий и благотворители общины - купцы Иван Губин, Георгий Куликов и Иван Цветков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский трижды посещал монастырь: 11 июля 1902 г. благословил место, выбранное под храм Святой Живоначальной Троицы, ровно через год принял участие в церемонии закладки храма, а в 1906 г. освятил вновь построенный храм. Монастырский храм в честь Святой Живоначальной Троицы пятиглавым, высотой почти 35 метров. Храм был построен в византийско-русском стиле. К 1908 г. в монастыре была построена колокольня. В 1922 г. был разрушен монастырский собор. До наших дней сохранилась часть монастырской стены, сестринские корпуса и церковь в честь святых Жен Мироносиц, в которой в советское время располагался сельский клуб. 26 апреля 2015 года состоялось архиерейское богослужение, приуроченное к началу возрождения Воскресенско-Мироносицкого женского монастыря. В настоящее время обитель имеет статус подворья Христорождественского женского монастыря. Воскресенско-Мироносицкий женский монастырь Ахтубинской епархии Русской Православной Церкви расположен в селе Зубовка Черноярского района Астраханской области. В 50-х годах XIX века в соседней с селом Зубовка Старицкой станице возникла женская община, сестры которой хлопотали о ее формальном признании и создании женского монастыря, но тогда успехом это начинание не увенчалось.

http://sobory.ru/article/?object=40551

Церковное предание хранит в своей сокровищнице не только догматические и экзегетические труды отцов Церкви, но и святоотеческие катехизисы, чтение которых позволяет нам прикоснуться к живой реальности огласительной практики древней Церкви. Это анонимный памятник«Дидахе» (I – II вв.), «Изложение апостольской проповеди» св. Иринея Лионского (130–202) и «Апостольское предание» его ученика св. Ипполита Римского (170–236), «Педагог» Климента Александрийского (150 – 215),«Поучения огласительные и тайноводственные» св. Кирилла Иерусалимского (315–387), «Большое огласительное слово» св. Григория Нисского (335–394), «О таинствах» св. Амвросия Медиоланского (333–397), «Слова огласительные» св. Иоанна Златоуста (347–407), «О символе к катехуменам» блж. Августина Иппонского (354–430), «Сокращенное изложение божественных догматов» блж. Феодорита Кирского (393–457) и еще несколько произведений менее известных отцов и церковных авторов. Все они согласны в том, что принятие Крещения без предварительной подготовки противоречит смыслу таинства и заповеди Спасителя ,учившего, что кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк. 16:16 ). По мысли святых отцов, вера в то, что Иисус есть Сын Божий, не может существовать отдельно от покаяния и изменения всей жизни в соответствии с учением Христа. Веровать – значит быть верным Господу во всем, и переориентация воли человека от греха к Божьей правде должна совершиться еще до участия в таинстве. Только в этом случае таинство Крещения, как обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа ( 1Петр. 3:21 ). Св. Григорий Нисский уже в IV веке писал о необходимости обращать внимание на то, «что оставляют в небрежении многие из приступающих к благодати крещения, самих себя вводя в обман и почитаясь только возрожденными, а не действительно таковыми делаясь» – на покаяние, предшествующее таинству. «Итак, если, по слову пророка, измывшись в этой таинственной бане, стали мы чисты произволениями,смыв лукавства от души ( Ис. 1:16 ), то соделались лучшими и претворились в лучшее. Если же баня послужила телу, а душа не свергла с себя страстных нечистот – напротив того, жизнь по тайнодействию сходна с жизнью до тайнодействия, то, хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таких вода остается водой, потому что в рождаемом нимало не оказывается дара Святого Духа…» . Св. Григорию вторят свв. Кирилл Иерусалимский , Иоанн Златоуст , Амвросий Медиоланский и блж. Августин. Возможная модель катехизации в современных условиях

http://azbyka.ru/katehizacija/programma_...

архим. Мефодий (Алексиу) Слово второе в защиту священнобезмолвствующих. О молитве Большинство дарований Святого Духа подаются достойным во время молитвы. Это признает всякий разумный человек. Ведь Господь сказал: «Просите и дастся вам» ( Мф. 7:7 ). Тех, кто искренно молится, Бог иногда выводит за пределы их «я» и неизреченным образом восхищает их на Небо. А иногда, когда они не выходят из пределов своего «я», Он Сам сверхъестественным и непостижимым для мудрецов мира сего образом действует в них. И действительно, когда апостолы некогда пребывали в усердной молитве и молении, Святой Дух, посетив их, не вывел восхитил их на Небо, но дал их устам языки огненные. Моисей, хотя и молчал перед Богом, услышал от Него: «Что ты вопиешь ко Мне?» ( Исх. 14:15 ). Это слово Бога показывает, что Моисей, молча устами, но молясь при этом изо всех сил своей души, находился в подлинном общении с Богом и даже не слышал криков народа. Конечно же, никто из людей, облечённых в тело, не способен находиться в таком состоянии постоянно. Насколько нам известно, люди, достигающие подобного состояния, крайне редки. Таким образом, мы должны знать, что люди по большей части молятся, находясь во плоти и одновременно с молитвой ощущая в себе страсти. Но вместе с тем, они вкушают и священные плоды молитвы, которые делают их совершеннее и возводят к Небу. Начало всего есть страх Божий. Он рождает спасительное умиление и блаженную скорбь, за которыми идёт баня оставления грехов, которая омывает человека слезами покаяния – возрождением его в Боге. Боголюбивая и очистительная слеза окрыляет душу, и, согласно со словами отцов, будучи соединена с молитвой, просвещает умные очи. Согласно святому Богослову Григорию, молитва со слезами призывает вернуться отступившую от человека Божественную благодать. Поэтому она называется этим святым отцом «баней священного возрождения и божественным погружением». Конечно, это крещение слезами болезненнее первого. Но при этом оно ничуть не ниже его, а можно сказать что и выше, как ясно свидетельствует некто из отцов, говоря: «Выше крещения – открывающийся после крещения источник слёз». Итак, эти слёзы, очищающие, восхищающие от земного к небесному, возводящие к Богу, соединяющие с благодатью возрождения в Боге – эти слёзы обоживают того, у кого они есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Слово на поклонение животворящему Кресту. Св. Иосифа, архиепископа Фессалоникийского 17 Ныне совершается празднество Кресту: да радуется лик ангельский! Предстоит зрелище Креста: да покланяется сонм смертных! Веселится Божественная сила Креста: да бежат далеко полки демонов! О, Божественный Кресте, неизреченное созерцание ангелов, похвала земнородных, скипетр царей! Как с живым хочу говорить с тобою, виновником радости и победным оружием нашего спасения. Тобою отверзаются заключенные врата райские, тобою сокрушается держава смерти, чрез тебя ад лишается добычи, чрез тебя умершие получают жизнь, чрез тебя разбойник радуется в раю, чрез тебя небесное сочеталось с земным, тобою ниспослано познание истины, тобою дарована баня возрождения, тобою приобретено для земнородных оставление грехов, тобою запечатлен дар Святого Духа, ознаменованные тобою церкви именуются домами Божиими, чрез тебя мы восприемлем Тело и Кровь Христовы, тобою мы удостоиваемся быть сынами Божиими и наследниками царства небесного, чрез тебя совершаются ежегодные празднества и просветляются торжества наши. Но какой язык может изобразить, сколько благ и какие Христос Бог чрез тебя даровал человеческому роду? Зная все это, чистыми очами воззрим на чтимое и животворящее древо, на котором был пригвожден Христос Бог наш и прободены гвоздями святые длани Его, на котором богоубийцы пронзили копьем божественные ребра Его, и поднесли для пития уксус, смешанный с желчью, – при чем мимо ходящие кивали главами своими и со изумлением говорили: уа, ины спасе, Себе ли не может спасти ( Марк. 15:29, 31 )? Аще Сын есть Божий, да снидет ныне со креста, и веруем в Него ( Матф. 27:40, 42 ). Это говорила нечестивая и слепая толпа иудеев, усладившаяся благодеяниями Его Божественных чудес! Мы же, верные, воспоем животворящие страсти Господа, пригвождение ко кресту, Его погребение, тридневное восстание из мертвых, дабы вместе с Ним совоскреснуть и сопрославиться с Ним, если состраждем, как предуказал сосуд избранный, божественный Павел ( Рим. 8:17 ). и как, наконец, к этому приглашает нас святейший Крест, праздник которого мы ныне совершаем. Итак, если мы желаем, чтобы сей крест был верным стражем и помощью в нашем спасении, будем всегда желать носить с собою Его знамение, дабы не оскорбить его худыми и нечистыми делами, постыдными и скверными словами, вследствие чего виновник и изобретатель зла действует свободнее и смелее и с большими силами влечет нас в бездну погибели. Но, подкрепленные силою Животворящего Креста, со всяким тщанием будем отгонять его – виновника зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

На Балканах прошли концерты Московского Синодального хора Белград, 17 сентября 2010 г. 16 сентября 2010 года концертом в Белграде завершилось триумфальное турне Московского Синодального хора по странам бывшей Югославии. Это событие стало частью программы Дней русской духовной культуры на Балканах, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Концерты хора прошли в городах: Баня-Лука (Республика Сербская), Загреб (Хорватия), Скопье (Македония), Белград (Сербия). Везде выступления российских певчих вызывали большой интерес и встречали восторженный прием у публики. Зрители благодарили участников хорового коллектива, отмечая, что русское церковное пение, основанное и выросшее на общей для нас Православной вере, открывает им духовную глубину русского народа, является зримым подтверждением  возрождения и духовного подъема в России. Концерты Московского Синодального хора в рамках Дней русской культуры на Балканах, прошедшие под знаком человеческого взаимопонимания, мира и духовного единения, стали ярким событием в современной культурной жизни этих стран. Синодальный хор, один из старейших профессиональных хоров России, был создан в Москве в 1721 году. Основой Синодального хора послужил хор Патриарших певчих дьяков, возникший в конце XVI века. Первоначально в состав Патриаршего хора входили только певцы-мужчины духовного звания. До середины XVII века пение было одноголосным, позже хор начал исполнять многоголосные партитуры, в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты). С упразднением патриаршества в 1700 году певчие стали именоваться «соборными» и были прикреплены к Успенскому собору Кремля. После учреждения Святейшего Синода в 1721 году они были переведены в его ведомство и стали называться синодальными. На протяжении XVII-XVIII веков патриаршие певчие и в дальнейшем Синодальный хор по уровню и мастерству исполнения соперничали и как бы составляли «московскую» параллель хору государевых певчих дьяков, переименованному при Петре I в Придворную певческую капеллу и переведенную в Петербург.

http://pravoslavie.ru/39202.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кафоликон мон-ря Моштаница. XVI в. Мон-рь во имя арх. Михаила Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви. Находится на р. Моштаница, в 12 км от г. Козарска-Дубица (Республика Сербская, Босния и Герцеговина). Согласно преданию, обитель была основана в XII в., потом пришла в запустение. Возрождение М. относят к 1526 г. (а возведение храма - к 1538) или к периоду после обновления Печской Патриархии (1557). Считается, что возобновлению М. способствовал игум. Гавриил (Предоевич), брат или близкий родственник Хасан-паши Предоевича, принявшего ислам серба, к-рый сделал военную карьеру в Османской империи в 60-70-х гг. XVI в. Первое письменное упоминание о М. относится к 1579 г., когда при игум. Григории здесь был написан «Отечник» (Отачник). Вероятно, в М. действовал скрипторий: здесь в 1607 г., при игум. Серапионе, мон. Феодор переписал Евангелие, в 1635 г. иером. Гавриил - «Златоуст» ( Т. Српско рукописно од 1557. г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 153). Впосл. обитель неоднократно подвергалась нападениям, но после разрушений восстанавливалась. В 1638 г., после нападения турок, большинство монахов ушли в мон-рь Марчу , часть - в Лепавину . В 1642 г. ген. В. К. Франкопан сообщал, что в его генералитете поселились ок. 100 монахов из М. и мон-ря Рмань . Во время австро-тур. войны 1683-1699 гг. братия М. вместе с митр. Дабро-Босанским Афанасием (Любоевичем) переместилась на земли Габсбургской монархии, где, по одной из версий, обновила мон-рь Комоговина . В 1699 г. обитель была возрождена. В XVIII в. ее несколько раз поджигали турки. В 1792 г. ремонтные работы провел игум. Вениамин (Влаинич). Братия М. агитировала местное население поддержать 1-е серб. восстание, но в 1809 г. участники выступлений были репрессированы, а монахи во главе с игум. Геннадием перешли на освобожденные во время восстания серб. земли. В тот период М. покинул и Аввакум Диакон , который в 1814 г. принял мученическую кончину в Белграде и впосл. был канонизирован.

http://pravenc.ru/text/2564260.html

Митрополит Кирилл встретился с Президентом Республики Сербской 20 февраля 2004 г., Москва 20 февраля 2004 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл встретился с Президентом Республики Сербской (Босния и Герцеговина) Драганом Чавичем, находящимся в Москве по приглашению мэра Москвы Ю.М.Лужкова. Обсуждались вопросы политической ситуации на Балканах, сотрудничества Русской и Сербской Православных Церквей, сербского и российского народов. Д. Чавич рассказал об успешном взаимодействии правительства Республики Сербской с находящимися на ее территории епархиями Сербской Православной Церкви, о восстановлении храмов и системы религиозного воспитания, особенно отметив, что уже с 1992 года Закон Божий является обязательным предметом в средних школах Республики. Президент Республики Сербской рассказал также о ходе восстановления храма Христа Спасителя в Баня-Луке, разрушенного в годы Второй мировой войны, указав, что лично руководит восстановительными работами, которые ведутся при участии мастеров, работавших над воссозданием храма Христа Спасителя в Москве, и с использованием сходных технологий. Восстановленный храм станет символом возрождения многострадального сербского народа. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и при содействии мэра Москвы Ю.М.Лужкова в работах над интерьером храма примет участие Художественно-производственное предприятие Московского Патриархата " Софрино " . Митрополит Кирилл выразил глубокое удовлетворение теплыми и сердечными отношениями, которые сложились между Русской Православной Церковью и боснийскими епархиями Сербской Православной Церкви, засвидетельствовав готовность к дальнейшему развитию этих отношений. " Солидарность Русской Православной Церкви с сербским народом была и остается неизменной " , - подчеркнул Владыка. Особо было отмечено, что Русская Православная Церковь полностью разделяет сожаление Святейшего Патриарха Сербского Павла по поводу печальных событий во время рождественских праздников в городе Пале (Республика Сербская). В письмах, которые Святейший Патриарх Павел 18 февраля направил Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану, Высокому представителю ООН в Боснии и Герцеговине Пэдди Эшдауну и командующему СФОР в Боснии и Герцеговине генералу Вирджилу Пакету, выражена глубокая озабоченность в связи с обысками православного храма в Пале, а также квартир местных священников в ночь с 10 на 11 января 2004 года, проведенными военнослужащими СФОР с целью поимки и ареста лиц, подозреваемых в военных преступлениях, и их соучастников.

http://pravoslavie.ru/40570.html

Митрополит Кирилл встретился с Президентом Республики Сербской (версия для печати)/Православие.Ru Митрополит Кирилл встретился с Президентом Республики Сербской Православие.Ru , 21 февраля 2004 г. 20 февраля 2004 г., Москва 20 февраля 2004 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл встретился с Президентом Республики Сербской (Босния и Герцеговина) Драганом Чавичем, находящимся в Москве по приглашению мэра Москвы Ю.М.Лужкова. Обсуждались вопросы политической ситуации на Балканах, сотрудничества Русской и Сербской Православных Церквей, сербского и российского народов. Д. Чавич рассказал об успешном взаимодействии правительства Республики Сербской с находящимися на ее территории епархиями Сербской Православной Церкви, о восстановлении храмов и системы религиозного воспитания, особенно отметив, что уже с 1992 года Закон Божий является обязательным предметом в средних школах Республики. Президент Республики Сербской рассказал также о ходе восстановления храма Христа Спасителя в Баня-Луке, разрушенного в годы Второй мировой войны, указав, что лично руководит восстановительными работами, которые ведутся при участии мастеров, работавших над воссозданием храма Христа Спасителя в Москве, и с использованием сходных технологий. Восстановленный храм станет символом возрождения многострадального сербского народа. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и при содействии мэра Москвы Ю.М.Лужкова в работах над интерьером храма примет участие Художественно-производственное предприятие Московского Патриархата " Софрино " . Митрополит Кирилл выразил глубокое удовлетворение теплыми и сердечными отношениями, которые сложились между Русской Православной Церковью и боснийскими епархиями Сербской Православной Церкви, засвидетельствовав готовность к дальнейшему развитию этих отношений. " Солидарность Русской Православной Церкви с сербским народом была и остается неизменной " , - подчеркнул Владыка. Особо было отмечено, что Русская Православная Церковь полностью разделяет сожаление Святейшего Патриарха Сербского Павла по поводу печальных событий во время рождественских праздников в городе Пале (Республика Сербская). В письмах, которые Святейший Патриарх Павел 18 февраля направил Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану, Высокому представителю ООН в Боснии и Герцеговине Пэдди Эшдауну и командующему СФОР в Боснии и Герцеговине генералу Вирджилу Пакету, выражена глубокая озабоченность в связи с обысками православного храма в Пале, а также квартир местных священников в ночь с 10 на 11 января 2004 года, проведенными военнослужащими СФОР с целью поимки и ареста лиц, подозреваемых в военных преступлениях, и их соучастников.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Софрониева пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Софрониева Пустынь была основана в конце XIX века архимандритом Софронием (Смирновым, 1828-1921), в бытность его настоятелем Арзамасской Высокогорской Пустыни: в одной из лесных дач, принадлежавших монастырю. В архивных данных Высокогорской Пустыни за 1891 год говорится, что у обители имелись 2 лесных дачи: Абрамовская в 6 верстах от Пустыни и Никольская в 35 верстах. В других документах они фигурируют под названием «ближний»и «дальний» лес. В «дальнем» лесу старец построил небольшой домик. Указом Духовной Консистории от 16 ноября 1907 года архимандрит Софроний уволился на покой от должности настоятеля Высокогорской Пустыни, и с начала 1908 года поселился в лесной глуши. Рядом со старцем поселились его 4 послушника, а немного поодаль был построен корпус с домовым храмом, где жили 12 девушек, в основном дочери его духовных чад, впоследствии принявшие иночество. 26 июля 1908 года в Пустыни состоялось освящение храма в честь Господа нашего Иисуса Христа. После кончины старца в 1921 году, преосвященным Михаилом, епископом Арзамасским, официально здесь была образована Иверско-Софрониева община в честь иконы Божией Матери «Иверская» и святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского. Иверско-Софрониева община просуществовала до 1929 года. Еще при жизни о.Софроний предсказывал, что на месте пустыньки будет большой монастырь. В начале 1990-х годов по инициативе жителей близлежащих сел обитель начала возрождаться. Селяне разбирали старые покинутые дома и перевозили в пустынь. Из них были построены церковь, часовня, 2 дома, скотный двор, баня. В возрождении святыни принимали участие предприятия города, и района, но к концу 1990-х годов процесс затих. К 2000 году женский скит Валаамского монастыря был преобразован в мужской. Создавшейся к этому времени женской общине было предложено найти другое подходящее место для его размещения. После некоторых поисков нового пристанища стало известно о существовании и возможности поселиться в Софрониевой Пустыни, где в то время проживало лишь несколько трудников-сторожей. Через год после новоселья общину постигло новое испытание: из-за неисправности печных труб случился пожар, в результате которого полностью сгорел молитвенный дом, использовавшийся как храм. Спасти удалось лишь Святые Дары, богослужебные сосуды из алтаря и местночтимую икону «Утоли моя печали» висевшую когда-то в храме в обители о. Софрония.

http://sobory.ru/article/?object=15340

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010