Видимое действие посвящения совершается через особое узаконенное поставление, без совершения которого не мыслимо получение священства 493 , – совершается людьми 494 , и именно в христианской церкви епископами, преемниками апостольскими 495 . – Если соединить все доселе сказанное, то оказывается, что по учению Оригена , Бог дарует благодать священства поставляемым в иерархические степени, вдыхает в них Духа св. не непосредственно, а в видимом акте посвящения. Правда, по мнению Оригена , некоторые удостаиваются епископства непосредственно от самого Бога, хотя бы они и не были посвящены людьми, через что, по-видимому, умаляется значение видимого акта посвящения, но этот случай может быть рассматриваем как исключение из общего правила, нисколько не подрывающее значения этого последнего подобно тому, как аналогический случай отлучения от церкви тайного грешника, непосредственно самим Богом, не исключает власти иерархии вязать и решить. Есть у Оригена одно место, которое содержит неясный, впрочем, намек на тесную связь благодати священства с видимым действием посвящения. В комментарии на Матфея он ставит следующий вопрос: «почему Павел желает, чтобы никто из церковных (клириков), получивший как бы в символах некоторое преимущество сравнительно с народом, не пытался вступать во второй брак» 496 . Что разумеется здесь под символами? Нельзя под символами разуметь здесь народного избрания, или свидетельства от внешних, народного голосования, равно как понимать это выражение в смысле обозначения им просто степеней диакона, пресвитера и епископа 497 , а нужно разуметь, по связи речи, такое священнодействие, которое имеет высший, таинственный смысл, и именно смысл обручения этих лиц с Богом, подобно тому, как евхаристия есть символ небесной жертвы, приносимой небесным Первосвященником на небесном жертвеннике, не переставая и сама в себе быть истинным телом и кровью Христовою, или как баня возрождения есть символ очищения души, не переставая в тоже время «и сама в себе быть началом и источником божественных даров» 498 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Здание разве делается безопаснее от золота? Нет. Разве конь бывает лучше от такой узды, или слуга – от такой одежды? В этом случае бывает все напротив. Для чего же вы показываете такое невежество во всем этом? Вы, конечно, скажете, что чрез это приобретаете себе большую славу. Но разве вы не слышали в начале нашей беседы, что все это – не слава человека, а напротив бесчестие его, бесславие, осуждение и унижение? Отсюда приходит зависть, клевета и бесчисленное множество зол; и чем огромнее стяжания, тем продолжительнее осуждение; эти обширные и великолепные дома, и по смерти владельцев, громко говорят против них, как самые злые обвинители. Тело их предано земле, но вид зданий не позволяет, чтобы вместе с телом была погребена и память об их любостяжании; каждый прохожий, при взгляде на высоту и величие обширного и великолепного дома, скажет себе или ближнему: скольких слез стоило построение этого дома? Сколько ограблено сирот? Сколько обижено вдов? Сколько людей лишено платы? Таким образом, для тебя выходит противное: ты желал приобресть славу при жизни, но и по окончании жизни не избавляешься от обвинителей и, как медный столб, этот дом передает твое имя и заставляет даже тех, которые не видели тебя при жизни, осыпать тебя бесчисленными укоризнами. 4 . Итак, если чрезмерное честолюбие не приносит даже и такой пользы, то будем убегать, возлюбленные, будем убегать этой болезни и не будем свирепее бессловесных животных. У них все общее – и земля, и источники, и пастбища, и горы, и леса, и ни одно из них не имеет больше другого; а ты человек, кротчайшее животное, делаешься свирепее зверя, заключая в одном своем доме пропитание тысячи и даже многих тысяч бедных, между тем, как у нас одна, общая природа и многое другое, кроме природы: общее небо, солнце, луна, хор звезд, воздух, море, огонь, вода, земля, жизнь, смерть, юность, старость, болезнь, здоровье, потребность пищи и одежды; также общие и духовные блага: священная трапеза, тело Господа, честная кровь Его, обетование царствия, баня возрождения, очищение грехов, правда, освящение, искупление, неизреченные блага, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» ( 1Кор. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

А чтобы у молодых добровольцев не осталось впечатления, что за 10–20 дней на Севере они будто бы ничего не сделали, лучше приурочивать приезд волонтеров к каким-либо значимым событиям. Например, местные жители изготовили у часовни крыльцо и вместе с волонтерами забили последний гвоздь. Местные жители отремонтировали потолок и пол в храме, а волонтеры в довесок ко всему изготовили в алтарь престол для служения Литургии или подвесили колокола на звонницу. Выходит, чтобы молодежные труды по возрождению храмов состоялись, до приезда добровольцев кому-то из местных мастеров надо уже изрядно потрудиться и создать для молодежи такую площадку строительных экспериментов, на которой волонтеры могли бы работать без вреда для себя и объекта. Тогда, сделав последний штрих, каждый из добровольцев уедет с сознанием выполненного великого дела. Создание такой почти что «творческой мастерской» при деревянном храме – достаточно деликатное и дорогостоящее дело, ведь необходимы спасательные работы на реальном объекте, позволяющие обезопасить труд молодежи. Поэтому, хотя мы многое говорим о некоей реставрации, фактически «реставрация храмов» – это только знамя, флаг, за которым идут молодые и отважные герои нашего времени. Большая же часть строительно-монтажных работ выполняется совсем другими людьми. Одновременно есть нечто, что на первый взгляд остается за кадром, – далеко не строительные работы. И именно это для нашей миссии является самым главным. Но об этом речь пойдет дальше. Прежде всего – быт В тех деревнях, где мы бываем, молодежь учится жить в простых, а иногда и не очень простых бытовых условиях. Спят в спальниках на деревянном полу или на старых кроватях, пружины которых прогибаются до пола. Повсюду – мошки и комары. Комаров порой много, но к третьему дню к ним привыкаешь. Туалет с выгребной ямой на улице. Нет душа, в лучшем случае – баня. При этом баню надо заранее затопить, воду принести, после мойки в бане хорошенько убраться. В деревне гендерные теории забываются: попробуй-ка сплавлять бревна или поднять балки на крышу женскими руками

http://pravoslavie.ru/96484.html

Св. Златоуст о сем так богомудрствует: «Петр трижды отрекся после участия в таинствах, но слезами загладил все. Павел был гонитель, богохульник и обидчик, гнал не только Распятого, а также и всех последователей Его; но раскаялся и стал апостолом. Бог требует от нас только малого повода, и дарует нам отпущения многих грехов». «Притча о блудном сыне служит подтверждением того, что отпускаются грехи, сделанные после крещения, если мы будем внимательны. Блудный сын представляет собою образ падших после крещения, он называется сыном, а сыном никто не может назваться без крещения. Он и жил в доме отеческом, и получил долю во всем отеческом имуществе, а прежде крещения нельзя воспользоваться отеческим достоянием, ни получить наследство. Таким образом все это указывает нам на общество верных. Притом блудный сын был братом жившего честно, a братом не мог быть без духовного возрождения. Этот блудный сын, дойдя до крайней степени порока, говорит: «возвращусь опять к отцу моему». Отец для того и отпустил его и не помешал ему уйти на чужую сторону, чтобы он опытом узнал, сколько получал благодеяний, живя дома. Когда же блудный сын, дознавши опытом, как гибельно удаление из дома отеческого, возвратился – отец не позлопамятствовал, но принял его с распростертыми руками. Отчего же так? Оттого, что он был отец, а не судья. И вот уже ликования, и пиршества, и праздники, и светел и радостен стал весь дом! Что говоришь? Это ли плата за порок? Не за порок, человек, но за возвращение в дом; не за грех , но за покаяние, не за худые дела, но за исправление. Когда нужно спасти погибшего, то тут время не суда, но только человеколюбия и прощения. Если кто имеет и множество ран, но покается и сделает доброе дело, то Бог так заглаждает их, что не остается ни следа, ни признака грехов» 12 . «Бог дал (христианину) покаяние, как очистительную воду. Если в чем прегрешим, им омываемся. У нас есть баня не только пакибытия, но и обновления ( Тит.3:5 ). Если в чем согрешим, омывшись покаянием, делаемся чистыми» 13 , – учит о покаянии св. отец Ефрем Сирин .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Вода, как главное вещество при Таинстве Крещения, послужила поводом для многочисленных символических выражений. Церковные писатели означают иногда самое Таинство словом: вода, το δωρ , aqua. Св. Иустин говорит: „Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились, т. е. омываются тогда водою во имя Бога Отца и Владыки всего и Спасителя нашего Иисуса Христа и Духа Святаго“ 70 . В другом месте он называет Крещение водою жизни; откуда произошло на надписях выражение δωρ τς ζως . Другое выражение: δωρ ζ ν , заимствовано из Апокалипсиса ( Откр.22:17 ): „и хотяй да приимет воду животную туне“): „κα θλων λαμβνετω τ δωρ ζως δωρεν“. Если вода получила символическое значение Таинства Крещения, то и слово „источник“: πηγ , fons получил одинаковое значение, и на этом основании Гарруччи предлагает поместить на символической надписи Пектория, на том месте, где часть надписи повреждена, слово πηγ в смысле крещения 71 . Наконец, и слово колодец: το φραρ , puteus, cisterna, упоминаемое в Апокалипсисе ( Откр.3:15–16 ), толкуется в смысле крещения. Ко всем этим символическим выражениям надо присоединить ещё слово: баня, λουτρν 72 в том смысле, как оно объяснено в послании к Ефесянам ( Еф.5:26 ): „да освятит ю очистив банею водною в глаголе“), и в особенности в послании к Титу ( Тит.3:5 ): ...но по Своей Его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго (δι λουτρο παλιγγενεσας κα νακαινσεως πνεματος γου“). Ту же мысль развивает св. Иустин на основании слов Спасителя: „если не родитесь снова, то не войдёте в Царство Небесное“ ( Ин.3:3–5 ), причём доказывает необходимость возрождения посредством Таинства Крещения. Окончательное развитие этой же мысли изложено у Григория Богослова : „Писание показывает нам троякое рождение: рождение плотское, рождение чрез Крещение и рождение чрез Воскресение“ 73 . После такого толкования понятно, что новокрещённые сравнивались с новорождёнными детьми и носили символические названая: θεο τκνον, λοπαις 74 , puer, infans et fidelis 75 . О последнем выражении „fidelis“ надо заметить, что оно употреблялось не только в смысле человека верующего, но означало также христианина, как лицо, принявшее крещение. Такое же двойное значение имели слова: πιστς и γιος.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если же кто- нибудь покушается отнять что-либо и обратить в свою собственность, то происходят распри, как будто вследствие того, что сама природа негодует, что в то время, когда Бог отовсюду собирает нас, мы с особенным усер­дием стараемся разъединиться между собой, отделиться друг от друга, образуя частное владение, и говорить эти холодные слова: «то твое, а это мое». Тогда возникают споры, тогда огорчения. А где нет ничего подоб­ного, там ни споры, ни распри не возникают. Следовательно, для нас предназначено скорее общее, чем отдельное владение вещами, и оно более согласно с самой природой. Отчего никто не заводит никогда тяжбы о владении площадью? Не потому ли, что она принадлежит всем? Между тем, видим, что о домах, об имениях все заводят тяжбы. И несмотря на то, что необходимое находится в общем владении всех, мы не наблюдаем общения во владении даже ничтожнейшими предметами. Между тем, для того-то Бог и дал нам первое в общее употребление, чтобы мы научились из этого, что и последние должны быть у нас общими со всеми» 165 . Подобная мысль не раз высказывалась св. Иоанном, причем он, подоб­но св. Амвросию, даже в жизни природы и неразумных животных видел доказательство того, что нормальный порядок людских взаимоотношений предполагает равенство имущественных прав. «Не будем, – поучает св. отец, – свирепее бессловесных животных. У них все общее: и земля, и источники, и пастбища, и горы, и леса; и ни одно из них не имеет больше другого; а ты, человек, кротчайшее животное, делаешься свирепее зверя, заключая в одном своем доме пропитание тысячи и даже многих тысяч бедных, между тем, как у нас одна, общая природа и многое другое, кроме природы, общее: небо, солнце, луна, хор звезд, воздух, море, огонь, вода, земля, жизнь, смерть, юность, старость, болезнь, здоровье, потребность пищи и одежды. Также общие и духовные блага: священная трапеза, Тело Господа, честная Кровь Его, обетование Царства, баня возрождения, очи­щение грехов, правда, освящение, искупление, неизреченные блага...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Между тем многие сектанты склоняются к тому мнению, будто возрождение человека совершается чрез одно лишь научение его истине, и что крещение есть обряд или совершенно излишний, или нужный только для внешнего представления перемены, произведенной в человеке слышанием Слова Божия. Эти сектанты и ссылаются на слова ап. Иакова: породи нас словом истины. Но ап. Иаков, говоря о слове истины, не отрицает ни воды, ни Духа; он указывает одну из причин, содействующих возрождению человека, но не отвергает и прочих. Ап. Павел говорит, что не слышателие закона, – но творцы закона, сии оправдятся ( Римл. 2:13 ); а как я могу быть творцом закона, если я не еже хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сие содеваю (7, 19)? Очевидно, мне нужно обновиться всем существом, мне необходима баня возрождения и обновления Святым Духом (Тим. 3:5). Ст. 27. Вера чиста, и нескверна пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их, и нескверна себе блюсти от мира. Это место хотят, истолковать в свою пользу те, которые считают маловажным делом заблуждение в отношении истин веры и признают важными только дела милосердия и непорочную жизнь: следовательно, хотя бы кто-нибудь и погрешал в учении, но если он не делает худого, то, говорят, его вера чиста и непорочна. Но ап. Иаков говорит здесь собственно не о вере: по-русски здесь стоит слово «благочестие», по-гречески υρηοχεα, что значит «служение Богу», «религиозность». Это служение, действительно, может быть чисто и нескверно тогда, когда выражается в делах милосердия и в соблюдении себя от скверны мира. Вера и благочестивая жизнь, или дела, суть предметы хотя и тесно связанные, но различные. Достоинство веры заключается в истинности, а достоинство жизни в святости или непорочности. Нельзя спастись без добрых дел, хотя бы и при истинной вере, потому что отсутствие дел показывало бы, что вера бездействует, как мертвая, но нельзя спастись и без веры, потому что вера указывает нам путь, которым мы приходим к Богу ( Евр. 11:6 ). Недостаточность одной веры без дел для спасения или оправдания человека ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Вместе с тем, Отцы и Учители сего периода с таким же единодушием учили и о невидимой таинственно-благодатной стороне крещения. Не говорим о том, что многие из них достаточно ясно обозначили ее одними, усвояемыми ими крещению, особыми характерными наименованиями, каковы были: купель или баня пакибытия и возрождения 932 , купель спасительная 933 и таинственная 934 , священный источник 935 , таинство нового рождения 936 , великое таинство 937 и т. п. Но они это же самое высказывали еще яснее и определеннее, прямо касаясь внутреннего существа крещения и его спасительных плодов. «Когда ты будешь сходить в воду», говорит, например, св. Кирилл Александрийский , «то не одну воду представляй себе, но ожидай спасения от действия Св. Духа, потому что без того и другого невозможно тебе достигнуть совершенства. Не я говорю это, но Господь Иисус Христос, имеющий над сим власть. Он говорит: аще кто не родится свыше, и присовокупляет к сему: водою и Духом, не может внити в царствие Божие ( Ин. 3:5 )... Дерзновенно слово сие, но не мое; ибо так определил Иисус» 938 . По Василию Великому , «поскольку в крещении предположены две цели: истребить тело греховное, чтобы оно не приносило уже плодов смерти, и ожить Духом, чтобы иметь плод во святыне; то вода изображает собою смерть, принимая тело, как бы во гроб, а Дух сообщает животворящую силу, возводя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь, – что и значит родиться свыше водою и Духом» 939 . То же повторяет Григорий Богослов , говоря: «Поскольку мы состоим из двух естеств, то есть из души и тела, из естества видимого и невидимого, то и очищение двоякое, именно: водою и Духом, и одно приемлется видимо и телесно, а другое, в то же время, совершается нетелесно и невидимо; одно есть образное, а другое истинное и очищающее самые глубины» 940 . Григорий же Нисский, по поводу недоумений некоторых: каким образом от видимой и вещественной воды можно родиться духовно, дает следующий, весьма замечательный ответ: «Я спрошу у них одного... как делается человеком то, что полагается в основу состава живого существа?..

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Ты был пронзен в ребра ( Иоан. 19, 34 ), но и Мое сердце было тогда пронзено вместе с Тобою; вместе с погребением Твоим отдаю Себя гробу. О, что Мне жизнь, когда Тебя нет со Мною, о, Творец Мой и возлюбленнейший Сын! Но где сонм учеников, чтобы вместе со Мною, скорбящей, восплакать? Поражен был Пастырь и овцы разсеялись ( Матф. 26, 31 ). Голова спит, и руки и ноги пребывают без деятельности! И другие умирающие склоняют головы, но это происходит тогда, когда сначала уйдет дух человека; Ты же, наоборот, сначала склонил голову, затем велев смерти придти, предал Твой дух ( Иоан. 19, 30 ). И колени Твои не были перебиты, потому что и в древности у приносимаго в жертву агнца никакая кость не была переломлена ( Иоан. 19, 36 ; Исх. 12, 46 ). Покланяясь Страстям Твоим, Я с благоговением лобызаю Твое Тело. Я принимаю воду, истекшую из Твоего пронзеннаго ребра ( Иоан. 19, 34 ), которой означается для меня баня пакибытия (возрождения) ( Тит. 3, 5 ). Я принимаю также и кровь Твою, истекшую вместе с нею, в силу которой и в силу тайны, изображается крещение; которая своим окроплением освятила Благоразумнаго Разбойника и самого крестившагося тем крещением, которое приключилось Тебе ( Марк. 10, 38 ). О, горькое оное вкушение от древа (познания добра и зла) ( Быт. 3 гл.), которое привело к тому, что сущие от земли возвратились в землю. Но Ты же не от земли был создан не из глины был сотворен, ни совершил греха преступления (Божией заповеди). Потому что Ты – Сам Создатель, Сам – Творец; Сам – Установивший закон для твари. И что общаго между Тобою и смертью ? Какое может быть сочетание между гробом и Самой Жизнью? Что есть средняго между престолом на небесах, и гробом на земле? Там Ты возседаешь вместе с Отцем ( Марк. 16, 19 ; Кол. 3, 1 ), а здесь погребаем бываешь вместе с сотворенными. За добро Тебе воздал злом сей род прелюбодейный ( Матф. 12, 39; 16, 4 ; Марк. 8, 38 ). Ныне Жемчужина повержена пред свиньями ( Матф. 7, 6 ). Ныне Святыня предоставлена псам ( Матф. 7, 6 ). Ныне древо влагается в Божественный Хлеб ( Иер. 11, 19 ). О, неистовство сребролюбия, которым заболел Иуда: ибо не серебренники он приобрел, a – человеконенавистничество. И если он любил деньги, то зачем же пришел к Ублажающему бедных ( Матф. 5, 3 ; Лук. 6, 20; 16, 20 и сл.)? И зачем, представляется, смешал в одно те положения, которыя не смешиваются? О, неизреченная икономия Твоя, Владыко 3 ! Кто достойно воспоет Тебя как Бога? Кто как Мертваго подобающе оплачет? Но созижди в течение трех дней – как Ты сказал – Храм Твой, который разорил ( Иоан. 2, 19–22 ). И поскольку Я не могу принести Тебе ни достойных воспеваний, ни подобающих надгробных сетований, то пусть во главе Моих слов стоит следующее: величаю дела Твоя, потому что в премудрости Ты творишь все ( Пс. 103, 24 ). (S. Mariae Planctus. Migne. Patrologiae Graecae tomus 114 col. 209–217).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Metafra...

349 Следствием домостроительных дел Спасителя было и более глубо­кое знание о Боге: «Через вочеловечение Господа люди в первый раз узнали, что в Боге Три Лица», Изъяснение. Гл. 12//PG Т. 150. Col. 392 . Русск. пер. С. 320. 357 «То, чего человек должен был достигнуть, восходя к Богу, осуще­ствляет Бог, снисходя к человеку. Вот почему тройная преграда, отделяющая нас от Бога – смерть, грех и природа, непреодолимая для человека, – будет преодолена Богом в обратном порядке, начиная с соединения разделенных природ и кончая победой над смертью» – см. Lossky V. Essai sur la Théologie mystique de l’Eglise d’Orient. Aubier, 1944. P. 132. «Бесконечное расстояние между бытием сотворенным и несотворенным, природное разделение между человеком и Богом» (Там же. Р. 131). 359 Жизнь. Сл. 3, § 11. См. также Изъяснение. Гл. 13. С. 328–329. «После того, как Христос разрушил Крестом Своим средостение ограды между Богом и нами, подобало еще соединить и привлечь в общение тех, которые были удалены друг от друга... а это и совершено Сошествием Святого Духа на апостолов». 375 Там же. Сл. 6, § 12. Далее, в § 22, Кавасила замечает, что на такую любовь, самоуничижение и пр. способен только Сын Божий. 380 См. службу на Рождество Христово, 1-я стихира на «Господи, воззвах» – «средостение градежа разрушися». 382 Там же. Сл. 3, § 10. Кавасила сравнивает обожение человеческой природы с превращением сосуда, содержащего миро, в миро, которое в этом случае уже больше не может остаться несообщимым вовне. 391 Там же. Сл. 7, § 34–37. См. также Сл. 7, § 125: «Спаситель и Тело предал и Душу за свободу нашу: Тело – смерти, а Душа скорбела не только в то время, когда убивали Тело, но и прежде ран: ...душа Моя скорбит смертельно» ( Мф. 26:38 ). 416 Там же. Сл. 1, § 65. См. также Изъяснение. Гл. 19//PG Т. 150. Col. 409 . Русск. пер. С. 340: «Радость принес нам один Христос, и если кто на земли радовался прежде, чем Он пришел, то радовался, быв по­священ в Его тайны». 437 Там же. Сл. 1, § 24. Кавасила, желая лучше выяснить значение таинства крещения, приводит и объясняет многие из его наименований: рождение, возрождение, воссоздание, печать, одеяние, помазание, дар, просвещение, купель, баня (пакибытия) и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010