Слово на поклонение животворящему Кресту. Св. Иосифа, архиепископа Фессалоникийского 17 Ныне совершается празднество Кресту: да радуется лик ангельский! Предстоит зрелище Креста: да покланяется сонм смертных! Веселится Божественная сила Креста: да бежат далеко полки демонов! О, Божественный Кресте, неизреченное созерцание ангелов, похвала земнородных, скипетр царей! Как с живым хочу говорить с тобою, виновником радости и победным оружием нашего спасения. Тобою отверзаются заключенные врата райские, тобою сокрушается держава смерти, чрез тебя ад лишается добычи, чрез тебя умершие получают жизнь, чрез тебя разбойник радуется в раю, чрез тебя небесное сочеталось с земным, тобою ниспослано познание истины, тобою дарована баня возрождения, тобою приобретено для земнородных оставление грехов, тобою запечатлен дар Святого Духа, ознаменованные тобою церкви именуются домами Божиими, чрез тебя мы восприемлем Тело и Кровь Христовы, тобою мы удостоиваемся быть сынами Божиими и наследниками царства небесного, чрез тебя совершаются ежегодные празднества и просветляются торжества наши. Но какой язык может изобразить, сколько благ и какие Христос Бог чрез тебя даровал человеческому роду? Зная все это, чистыми очами воззрим на чтимое и животворящее древо, на котором был пригвожден Христос Бог наш и прободены гвоздями святые длани Его, на котором богоубийцы пронзили копьем божественные ребра Его, и поднесли для пития уксус, смешанный с желчью, – при чем мимо ходящие кивали главами своими и со изумлением говорили: уа, ины спасе, Себе ли не может спасти ( Марк. 15:29, 31 )? Аще Сын есть Божий, да снидет ныне со креста, и веруем в Него ( Матф. 27:40, 42 ). Это говорила нечестивая и слепая толпа иудеев, усладившаяся благодеяниями Его Божественных чудес! Мы же, верные, воспоем животворящие страсти Господа, пригвождение ко кресту, Его погребение, тридневное восстание из мертвых, дабы вместе с Ним совоскреснуть и сопрославиться с Ним, если состраждем, как предуказал сосуд избранный, божественный Павел ( Рим. 8:17 ). и как, наконец, к этому приглашает нас святейший Крест, праздник которого мы ныне совершаем. Итак, если мы желаем, чтобы сей крест был верным стражем и помощью в нашем спасении, будем всегда желать носить с собою Его знамение, дабы не оскорбить его худыми и нечистыми делами, постыдными и скверными словами, вследствие чего виновник и изобретатель зла действует свободнее и смелее и с большими силами влечет нас в бездну погибели. Но, подкрепленные силою Животворящего Креста, со всяким тщанием будем отгонять его – виновника зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Таким определением она ставится в противоречие с разумом, с истинною природою вещи. С одной стороны в объективном, простом, естественном свойстве воды есть что-то особенное, а с другой – в ней нет ничего, она – просто произвольное средство Божией благодати и всемогущества. От этих и других невыносимых противоречий (продолжает Фейербах) мы освободимся и укажем истинное значение крещению только тогда, когда станем смотреть на него как на указание значения самой воды. Крещение представляет нам чудесное, но вместе естественное действие воды на человека. Вода на самом деле имеет не только физическое, но и нравственное, интеллектуальное влияние на людей. Она очищает нас не только от нечистот телесных, но и прогоняет слепоту очей; после умовения человек видит светлее, мыслит яснее, чувствует себя свободнее; вода угашает огонь похотей. Как иного было святых, прибегавших к естественным качествам воды за помощию для угашения в себе разжений диавольских! В чем отказывала им Божья благодать, то давала природа. Вода принадлежит не только диететике, но и педагогике. Очищение, омовение, есть первая, хотя и самая обыкновенная добродетель. В холодной воде угасает жар чувственной похоти. Вода есть самое близкое и первое средство для примирения с природой! Водная баня подобна химическому процессу, в котором разрешается наше я в объективную сущность природы. Вышедший из воды человек, бывает новым, возрожденным... Вода есть самое простое средство, благодатное и врачебное от болезней душевных и телесных. Но она действует тогда только, когда пользуются ею часто и умеренно. Крещение, как однажды употребленный акт, или совершенно бесполезен и лишен значения, или, если соединяют с ним какие-нибудь реальные действия, есть суеверное установление. Разумное, заслуживающее уважения установление напротив есть то, которое наглядно представляет пред нами моральные и физические действия воды и природы вообще. Но таинство воды требует еще несколько слов. Вода, как всеобщий элемент жизни, напоминает нам о первоначальном нашем происхождении из природы,– происхождении общем у нас с растениями и животными.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

17 . Философ прибавляет себе еще третье свидетельство: «Высшее молитвенное состояние в том, что ум встает вне плоти и мира и пребывает совершенно невещественным и безвидным» 294 , стало быть, заключает он, в таком состоянии он будет вне всех этих телесных страстей. Но в таком состоянии, насколько нам известно, непрерывно не бывает никто из существ, облеченных телом, кроме разве этого нового учителя крайней молитвы; очень редки даже редко в нем бывающие. Поэтому обычно все молятся, оставаясь во плоти и одновременно ощущая все свои страсти, тем более – чистые и рожденные святой молитвой страсти, которые и совершенствуют и поднимают и делают духовными тех, в ком действуют, а ничуть не тащат к земле, не опустошают, не губят. Потому что есть и род добрых страстей, не только священных, но и природных. Это мы можем понять даже на примере наших ощущений, которые становятся более совершенными, находясь в страдательном состоянии под действием внешних впечатлений: здесь как бы образ даруемого Духом свыше богодейственного совершенства. Его начало – страх Божий, от которого страстная способность души не умерщвляется в своем свойстве, как подумал и как стал учить философ, а поднимаясь до действия божественной любви, рождает спасительное уязвление и благословенную скорбь, за которой идет баня отпущения грехов, новое рождение в Боге, то есть слезы покаяния. Эти полные любви к Богу очистительные слезы, «окрыляющие молитву» 295 по отеческому слову, в сочетании с молитвой просвещающие глаза души, берегущие благодать, когда она дается через эту божественную баню, по Григорию Богослову 296 , а после ее ухода снова призывающие, становящиеся поэтому " баней святого возрождения» ( Тит.3:5 ) и, как говорит Григорий, вторым божественным крещением, которое труднее, но ничуть не ниже, а даже выше первого по ясному слову одного из отцов: «Выше крещения открывающийся после крещения источник слез» 297 , – эти, говорю я, слезы, очищающие плачущего, отрывающие его от земли, поднимающие к небу, сочетающие с благодатью рождения в Боге, а через нее обоживающие, разве они не общее действие тела и страстной силы души?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

На Балканах прошли концерты Московского Синодального хора 17 сентября 2010 г. 15:09 16 сентября 2010 года концертом в Белграде завершилось триумфальное турне Московского Синодального хора по странам бывшей Югославии. Это событие стало частью программы Дней русской духовной культуры на Балканах. Концерты хора прошли в городах: Баня-Лука (Республика Сербская), Загреб (Хорватия), Скопье (Македония), Белград (Сербия). Везде выступления российских певчих вызывали большой интерес и встречали восторженный прием у публики. Зрители благодарили участников хорового коллектива, отмечая, что русское церковное пение, основанное и выросшее на общей для народов России и Балкан православной вере, открывает им духовную глубину русского народа, является зримым подтверждением возрождения и духовного подъема в России. Концерты Московского Синодального хора в рамках Дней русской культуры на Балканах, прошедшие под знаком человеческого взаимопонимания, мира и духовного единения, стали ярким событием в современной культурной жизни этих стран. Синодальный хор, один из старейших профессиональных хоров России, был создан в Москве в 1721 году. Основой Синодального хора послужил хор Патриарших певчих дьяков, возникший в конце XVI века. Первоначально в состав Патриаршего хора входили только певцы-мужчины духовного звания. До середины XVII века пение было одноголосным, позже хор начал исполнять многоголосные партитуры, в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты). С упразднением Патриаршества в 1700 году певчие стали именоваться «соборными» и были прикреплены к Успенскому собору Кремля. После учреждения Святейшего Синода в 1721 году они были переведены в его ведомство и стали называться синодальными. На протяжении XVII-XVIII веков патриаршие певчие и в дальнейшем Синодальный хор по уровню и мастерству исполнения соперничали и как бы составляли «московскую» параллель хору государевых певчих дьяков, переименованному при Петре I в Придворную певческую капеллу и переведенную в Петербург.

http://patriarchia.ru/db/text/1277251.ht...

07.12.2017 Позорный мир 19 ноября по старому стилю и 2 декабря по новому в Брест-Литовск прибыла мирная делегация советского правительства. В Брест-Литовске тогда располагалась ставка германского командования на Восточном фронте и на следующий день начались переговоры с Германией о перемирии. К чему это привело и как повлияло на весь XX век? Узнаем от эксперта. 30.11.2017 Штурм Зимнего Как все это происходило? Кто защищал Зимний? И как вышло, что результатом этих дней стала кровавая баня и гражданская война? И почему, собственно, холостой выстрел с крейсера «Аврора» считается едва ли не одним из главных событий этих дней . 16.11.2017 Как Ленин начал переходить от слов к делу? 7 ноября была опубликована знаменитая статья Ленина «Советы постороннего»в газете «Правда». Именно в этой статье он говорит о том, что с восстанием не надо играть, надо идти в нем до конца. И про телефон, телеграф, железные дороги и мосты — это все тоже в этой статье. Этот текст стал фактически предвестником Октябрьской революции. Современники тех событий отмечают в своих дневниках, что в воздухе висит напряжение, «добром не кончится» и «от России ничего не останется». 09.11.2017 Лица 1917: Лев Троцкий Лев Троцкий, один из идеологов и ключевых деятелей Октябрьской революции. Это он автор термина «красный террор». Он определял его как орудие, применяемое против обреченного на гибель класса, который не хочет погибать. Что это был за человек, который взял на себя право решать, кто обречен, а кто нет? Кто он? 02.11.2017 Красный октябрь 1917. Живая история — совместный проект журнала «Фома» и радио «Вера», посвященный столетию революционных событий. В течение этого года мы будем говорить о событиях, которые имели место в России сто лет назад – в 1917 году. Попытаемся понять мотивации людей и разобраться в цепочке событий, которые привели, как писали раньше в учебниках, от Февраля к Октябрю. Слушать: Читать:… 20.10.2017 Белое движение: промахи и ошибки Очень важный вопрос Гражданской войны в России: почему же все-таки Белое движение потерпело поражение? Ведь если посмотреть на положения программ Белых правительств, то мы увидим много позитивных и интересных моментов: и крестьянская собственность на землю, и местное самоуправление, и рабочие профсоюзы, восьмичасовой рабочий день, и в перспективе даже возрождение монархии, правда, уже монархии парламентской, а не в том самодержавном виде, как она была до 1917 года. И тем не менее в войне происходит поражение.

http://foma.ru/authors/cvetkov-vasilij

В своих посланиях Павел часто сравнивает состояние, в котором христиане пребывали до обращения, с их новыми возможностями во Христе. Ст. 3 отсылает в прошлое. Перечень пороков, представленных здесь в качестве типичных для дохристианского существования, может показаться несколько преувеличенным. Но достоверно известно, что эти недостатки присущи до обращения всем христианам, а их следы дают о себе знать и после обращения. «Несмысленность» указывает на бездуховность и невежество; непокорность и заблуждение проявляются в отношениях человека с Богом, а весь уклад жизни охарактеризован как рабское подчинение похотям и удовольствиям. Чтобы почувствовать, какие разительные перемены произошли с появлением христианства, необходимо признать естественность дохристианского образа жизни. Эту неприглядную картину венчает многообразие злобы и ненависти, на фоне которых изображается Божественная любовь. В богословской декларации в ст. 4–7 Павел показывает, каким образом благодать и человеколюбие Бога нейтрализовали возрастающую ненависть мира, пребывающего в естественном состоянии. Средоточием Божественной любви является пришествие и служение Христа, но в данном контексте смысловой акцент падает на воздействие этой любви на христиан. Возможно, называя Бога Спасителем нашим, Павел противопоставляет Бога римскому императору, которому в те времена иногда давали титул «спасителя». Однако в свете 2:11–14 более вероятно предположение, что Павел целиком поглощен мыслями о христианском спасении. В ст. 5 он показывает, что источником спасения является милость Бога, а не усилия человека (дела праведности символизируют здесь соблюдение иудейского закона), что согласуется с его учением в других произведениях (особенно в Послании к Римлянам). Выражение банею возрождения и обновления Святым Духом (5) вызывает много споров, так как в нем объединены два аспекта христианского спасения. Возрождение – это вступление в новую жизнь, а обновление – это сама новая жизнь. Первое можно истолковать в связи с обращением, а второе – с дарованием Святого Духа. Многое говорит в пользу толкования возрождения в том смысле, какой придавал ему в Своем учении Иисус ( Ин. 3:5 ). По поводу толкования выражения баня возрождения мнения расходятся, поскольку не все усматривают в нем связь с обращением. Возможно, оно относится только к крещению, в таком случае оба понятия указывают на то, что совершается при крещении Святым Духом. Не исключено, что это выражение символизирует духовное очищение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Жилищем семьи служил дом, который стоял посреди двора (ауле), во дворе размещались также хозяйственные постройки: скотный двор, амбар для зерна, в домах ремесленников или богатых усадьбах рабовладельцев устраивались мастерские, в состав усадьбы входили огород и фруктовый сад, обнесенные оградой. Дома строились из дерева, сырца, кирпича и камня в зависимости от состояния семьи, у богатых людей на отделку дома употреблялся мрамор и иногда полудрагоценные минералы. Главное парадное помещение, мегарон, отделен был от двора сенями – продромосом, иногда также портиком. Дворы, со всех сторон окруженные портиками, – перистили, появляются позже, в классическую эпоху. В ионийских городах Малой Азии и на Кипре дворы мостили. Потолок мегарона поддерживали деревянные колонны, между которыми устраивался очаг, над ним располагалось защищенное от дождя отверстие для выхода дыма. Вдоль стен мегарона стояли лавки, покрытые коврами. Женская половина, в которой жили также и дети, в богатых домах устраивалась на втором этаже, иногда эти вторые этажи нависали над улицей. Внутри дома находились баня, кладовые помещения для съестных запасов. Основу питания эллинов составлял хлеб – ржаные или ячменные лепешки. Ели маслины, лук и чеснок, питались орехами, медом и фруктами – яблоками, сливами, инжиром, а также коровьим, овечьим или козьим молоком, пресным и кислым, из молока выделывали мягкий сыр, похожий на творог или брынзу. В рацион непременно входило также оливковое масло, пили вино, разбавленное водой более чем наполовину. Это делалось по разным причинам, в том числе и потому, что при изготовлении вина употреблялась сера, вкус которой надо было отбить. К тому же вода, к которой добавлялось вино, дезинфицировалась вином, и взрослые мужчины часто употребляли разбавленное вино вместо воды. Чтобы захмелеть, надо было пить много и долго – пьянству поэтому предавались за дружеским застольем – симпозиумом, совозлежанием: древние обыкновенно вкушали пищу и пили вино полулежа, располагаясь на низких сиденьях, апоклистрах, которые расставлялись «покоем», а посередине ставились маленькие столики – для еды и вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Бани, купальни, купанья и омовение Бани, купальни, купанья и омовение ( Ucx. II, 5 ). – Купания и омовения особенно часто употреблялись у восточных народов. Так как жители Востока часто ходили босые или в сандалиях, то для чистоты и освежения по возвращении с пути омывали свои ноги ( Быm. XVIII, 4 ). Ноги лиц семейства обыкновенно омывались слугами, только дочери омывали ноги своих родителей. Посему выражение: омывать ноги святых означало собою дело глубокого смирения и любви ( I Tuм. V, 10 ), каковые в высшей степени показал всем нам, как образец, Господь Спаситель, умывши ноги Своим ученикам на Тайной вечере ( Uh. XIII, 8 ). Евреи обычно омывали свои руки до локтей, прежде чем им нужно было приняться за пищу; они омывали даже свои ложа, прежде чем возлечь за трапезу. На браке в Кане Галилейской в доме пиршества находились шесть каменных водоносов, наполненных водой для омовения рук гостям при входе их на пир ( Uh. II, 6 ). Обыкновенно должность омовения рук и ног господам исполнялась слугами, как мы заметили выше, а каким образом она исполнялась, можно видеть из следующих слов IV книги Царств: Здесь Елисей, сын Сафитов, который подавал воду на руки Илии ( 4Цap.III, 11 ), так отвечал один из слуг ц. израильского на вопрос Иосафата. Тот же самый обычай даже доселе сохраняется на Востоке. Там нигде вы не увидите воды, заготовленной прежде в сосуде для омовения; но слуга льет из кувшина на руки своего господина. Обычай умывать руки пред обедом также сохраняется до настоящего времени. Слуга ходит с умывальницей вокруг стола, за которым находятся гости, и с блюдом для приема воды, стекающей с рук гостей. Омовение ног было всеобщим обычаем на Востоке. Омовение рук в некоторых случаях считалось торжественным заявлением своей невинности, как то мы видим из примера Пилата ( Mф. XXVII, 24 ). Вообще, очищение и омовение у евреев были очень обыкновенны, соединялись с религиозными предписаниями и предписывались самим законом. Внешние омовения часто в Свящ. Писании представляются образом нравственного очищения ( Nc. L, 4–9 ). Слова баня и омовение у апостолов употребляются в смысле возрождения в жизнь духовную в таинстве крещения ( Tum. III, 5 ). Омовения и купания происходили у евреев в реках ( 4Цap. V, 10 ) и в частных домашних купальнях ( II Цap. XI, 2 , Дah. XIII, 15 ). В позднейшее время у евреев, подобно грекам и римлянам, устраивались и общественные бани. Были также фермы или теплицы, близ Тивериады, для купания, считавшиеся целебными. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Выводы Трембеласа вызывают целый ряд возражений. Во-первых, священнодействиями, не являющимися " необходимыми для спасения " , могут быть не только обряды, но и некоторые таинства (священства, брака, елеосвящения). Во-вторых, у нас нет оснований устанавливать " степени " действия благодати, ибо " не мерою дает Бог Духа " (Ин 3. 34). Следует учитывать также и тот факт, что в церковной практике могут иметь место случаи, когда даже таинства (а не только обряды), причем совершенные с соблюдением всех требований и предписаний, по " степени " благодатности, окажутся, так сказать, на нулевом уровне. О таких случаях имеется целый ряд известных святоотеческих высказываний. " Должно, думаю, – пишет св. Григорий Нисский, обращать внимание и на то, что оставляют в небрежении многие из приступающих к благодати крещения, самих себя вводя в обман и почитаясь только возрожденными, а не действительно такими делаясь. ... Если баня (крещения) послужила телу, а душа не свергла с себя страстных нечистот, – напротив того, жизнь после тайнодействия сходня с жизнью до тайнодействия, то, хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таких вода остается водой, потому что в рожденном нимало не оказывается дара Святого Духа... " 35. Не менее строг в своих предостережениях, обращенных к крещаемому, и св. Кирилл Иерусалимский. " Если ты останешься в злом произволении своем, – пишет он, – то проповедующий тебе не виноват будет, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя примет, но Дух не примет " 36. Бог " испытывает душу и не повергает бисера пред свиньями, – замечает он в другом месте. – Если ты лицемеришь, то человеки крестят тебя ныне, а Дух не крестит тебя " 37. И, наконец, в-третьих, сопоставление Трембеласом " экс опере операто " с " экс опере оперантис " представляет собой схоластический прием, ошибочно разводящий два действия: первое – в таинстве – совершенное само по себе, и второе – в обряде – совершаемое " благодаря молитвам и действиям Церкви " .

http://religare.ru/2_47479_1_21.html

Ибо совершающееся в нем подобно понятиям Никодима, который, узнав от Господа, что должно родиться свыше, но не вмещая еще в уме учения о таинстве, увлекся помыслами к материнской утробе ( Ин. 3, 4 ). Поэтому если человек обратится не к Естеству несозданному, но к сродственной и, так же как сам он, служебной твари, то рождение его дольнее, а не свыше. Евангелие же говорит, что рождение спасаемых свыше ( Ин.3,3 ). Глава 40 Без чего Крещение бесполезно Но кажется мне, что это огласительное слово в сказанном доселе не заключает еще достаточного учения. Ибо должно, думаю, обращать внимание и на то, что после этого и что оставляют в небрежении многие из приступающих к благодати крещения, самих себя вводя в обман и почитаясь только возрожденными, а не действительно таковыми делаясь. Ибо возрождением совершаемое претворение нашей жизни не будет претворением, если останемся в том же состоянии, в каком и теперь. Кто пребывает в том же состоянии, о том не знаю, почему можно было бы подумать, что он сделался кем-то иным, когда не переменилось в нем ни одного из отличительных признаков. Ибо что спасительное возрождение приемлется для обновления и преложения естества нашего – это явно всякому, но человечество само по себе от крещения не приемлет изменения; ни рассудок, ни разумение, ни познавательная способность, ни другое что, собственно служащее отличительной чертой естества человеческого, не приходит в изменение, ибо изменение было бы к худшему, если бы изменилось какое-либо из этих отличительных свойств естества. Итак, если рождение свыше делается воссозданием человека, а это не допускает перемены, то должно рассмотреть, с претворением чего благодать возрождения совершенна. Явно, что с изглаждением дурных признаков в естестве нашем происходит переход в лучшее. Итак, если, по слову Пророка, измывшись в этой таинственной бане, стали мы чисты произволениями, смыв «лукавства от душ» ( Ис. 1, 16 ), то соделались лучшими и претворились в лучшее. Если же баня послужила телу, а душа не свергла с себя страстных нечистот – напротив того, жизнь по тайнодействию сходна с жизнью до тайнодействия, то, хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таких вода остается водой, потому что в рождаемом нимало не оказывается дара Святого Духа, когда не только гнусная раздражительность, страсть любостяжательности, распутные и непристойные мысли, надменность, зависть, гордыня служат поруганием Божия образа, но у него и прибытки неправды остаются, и прелюбодеянием приобретенная жена даже после этого продолжает служить его сладострастию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010