Казалось, что и само имя Раненбургской Петропавловской обители навсегда было стёрто из людской памяти. Но промыслом Божиим монастырю было уготовано возродиться буквально из пепла, чтобы вновь собрать в своих стенах жаждущих иноческого подвига. Но в начале этого возрождения, 1 декабря 1998 г., на сходе жителей поселка Рощинский было принято решение о создании церковного прихода во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла на месте порушенной обители. С этого и началось восстановление обители, официально утверждённое решением Священного Синода РПЦ от 6 октября 2003 г., которым приход был преобразован в Петропавловский мужской монастырь. Наместником его вскоре был назначен иеромонах Тихон (Пронников), ещё с осени 2002 г. исполнявший обязанности настоятеля прихода и готовивший полноценное восстановление монашеской жизни в этом святом месте. В первые годы после возрождения большая часть усилий и средств монастыря уходила на расчистку территории и сохранившихся зданий от мусора, слоя битых кирпичей и земли. Лишь в 2007 г. начата реставрация Петропавловского собора, но ввиду почти полного его разрушения и недостатка средств восстановительные работы не окончены и поныне. В 2007–2009 гг. восстановлены святые ворота с южной стороны монастыря, а также часть монастырской ограды с угловыми башнями. Монастырь обзавёлся небольшим животноводческим хозяйством, построены дом наместника, гостиничный корпус, пекарня, баня, пилорама, гаражи для автотехники. На святом источнике под стенами обители возведена деревянная купальня, работает книжная лавка. В декабре 2005 года монастырю возвращена его главная святыня – Тихвинская икона Божией Матери, хранившаяся в советское время в Архангельской церкви с. Кривополянье. К Пасхе 2008 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II удостоил наместника Петропавловского монастыря о. Тихона сана игумена. Традицией стали праздничные богослужения в Петропавловской пустыни правящего архиерея Липецкой и Елецкой епархии – архиепископа Никона (Васина) в день святых апостолов Петра и Павла.

http://sobory.ru/article/?object=11773

А вспомните труды и лишения величайших подвижников веры и благочестия. Кто вдохновлял этих людей безбоязненно проповедовать слово Божие, терпеливо переносить за Христа Спасителя все злословия и гонения, свидетельствовать о своей вере жизнью? – Благодать Божия. Эта же благодать Божия руководила деяниями св. Отцов на Вселенских Соборах и через них запечатлела на века порядки жизни Церкви. Она же ставила и продолжает ставить в Церкви Христовой епископов, священников и диаконов, призванных быть ее органами, проводниками верующим во Спасителя. Этой благодати можем и должны приобщаться и мы с вами. Она сообщается верующим в Христа Спасителя в Его Церкви – во святых таинствах, начиная с таинства Крещения. Таинство Крещения есть умирание для жизни плотской, греховной и рождение от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Купель крещения есть баня пакибытия – нового бытия. Принимая это таинство, мы отрекаемся от греховной жизни, обязываемся отложить от себя ветхого человека и верой сочетаемся Христу, исповедуем Его и обещаемся служить Ему всю жизнь, исполнять Его св. волю. С такими обетами мы и крещаемся во имя Святой Троицы, облекаемся во Христа. В этом «облечении во Христа» и состоит сущность самого таинства Крещения, в нём – и сущность нашего христианского звания. Как облечённые во Христа, мы носим Его имя, образ, усыновляемся Отцу и обязываемся жить «не по плоти, но по духу» ( Рим. 8, 1 ). Воистину явилась спасительная благодать, явилась для того, чтобы, по слову св. ап. Павла, научить нас отвергнуть «в нынешнем веке» «нечестие и мирские похоти» жить «целомудренно, праведно и благочестиво» ( Тит. 2, 12 ). Слава и благодарение Господу за то, что Он сподобил нас стать православными христианами, чадами Божиими по благодати духовного возрождения! Будем же, дорогие отцы, братья и сёстры, дорожить этим великим нашим званием и стараться оправдать его своими делами – быть христианином не по имени только, а и по жизни! Если преступно детям по плоти огорчать своих родителей порочной жизнью, то тем более преступно чадам Божиим по благодати оскорблять Отца Небесного нарушением Его св. воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Человецы большим клянутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть ( Евр. 6:16 ). Как дерзаем мы в наших уверениях и обещаниях употреблять святое и страшное Имя Божие? Позволительно ли сие дерзновение? В каких случаях оно позволительно? Разрешение всех сих вопросов можно найти в одном апостольском изречении: всякому прекословию кончина во извещение – клятва есть, то есть клятва есть окончательное, крайнее средство удостоверения во всяком случае, когда нужно прекратить прекословие, или устранить сомнение. Таким образом, неудовлетворительность более близких и обыкновенных средств к обеспечению верности приводит к крайнему средству, к запечатлению обещаемой верности великим и страшным именем Божиим, дабы каждый чин уважал верность, как благоговеет пред Богом; дабы тот, кто вздумал бы дерзновенно коснуться своего обещания, неизбежно встретился с Именем Божиим, которое не есть только произносимый звук, но призываемая сила Божия, пронзающая души, испытующая сердца, благословляющая верных и карающая неверных . Хочет ли твоя мысль, как птица, носиться где случится, кружиться в разнообразии сует или даже опускаться на нечистоту; ты, напротив, её удерживай, связуй её крылья усиленным вниманием к предметам духовным, возвращай твой странствующий ум в сердце и давай ему благословенный труд призывания спасительного Имени Господа Иисуса в вере, любви и смирении – труд, который при верном продолжении должен обратиться и в пищу, и в покой, и в радость под осенением Святого Духа, так как, по Апостолу, никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ). Различим крещение водою и крещение Духом, как различает их Сам Иисус Христос в Своём изречении к Апостолам: Иоанн убо крестил есть водою, вы же имати креститися Духом Святым ( Деян. 1:5 ), и спросим: крещение, которого мы сподобились, есть ли только крещение водою? – Нет, без сомнения, если бы оно было только крещение водою, то почти не разнилось бы от простых очистительных омовений, употреблявшихся во времена Ветхого Завета; оно было бы обряд и не заслуживало бы наименования Таинства, которое отличительно даёт оному Церковь ; величественное Имя Отца и Сына и Святого Духа представлялось бы в Крещении странно бездейственным ; утверждать, что мы крестились во имя Святого Духа, но не крестились Духом, было бы непримиримое само в себе противоречие. Елицы во Христа крестистеся, – сказует Апостол, во Христа облекостеся ( Гал. 3:27 ). Без сомнения, сего не может сделать вода, но разве Дух. Если же крещение наше есть более, нежели крещение только водою, то нельзя не признать, что оно есть крещение водою и Духом и, по выражению Апостола, баня пакибытия (Тим. 3:5), – одним словом, возрождение. Итак, подлинно в св. крещении мы сподобились возрождения, порождени, как поясняет Апостол, не от семени истленна, но от неистленна, словом живаго Бога, и пребывающа во веки ( 1Пет. 1:23 ), – силою имени Отца, и Сына, и Святаго Духа .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Первыми почувствовали на себе силу, величие и спасительность этой благодати апостолы. Кто они были? Люди простые, слабые. Но эти люди, получив благодать Божию, покорили Христу и мудрых, и сильных, и знатных – целые народы и страны. Вслед за ними шли многочисленные исповедники и мученики, кровью которых Церковь украшается «яко багряницею и виссом» (Тропарь недели «Всех святых»). Вспомним труды и лишения величайших подвижников веры и благочестия! Кто вдохновлял этих людей безбоязненно проповедовать слово Божие, терпеливо переносить за Христа Спасителя все злословия и гонения, свидетельствовать о своей вере жизнью? – Благодать Божия. Эта же благодать Божия руководила деяниями святых отцов на Вселенских Соборах и через них запечатлела на века порядки жизни Церкви. Она же ставила и продолжает ставить в Церкви Христовой епископов, священников и диаконов, призванных быть её органами, проводниками верующим во Христа Спасителя. Этой благодати можем и должны приобщаться и мы с вами. Она сообщается верующим в Господа в Его Церкви – во святых Таинствах, начиная с Таинства Крещения. Таинство Крещения есть умирание для жизни плотской, греховной и рождение от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Купель крещения есть баня пакибытия – нового бытия. Принимая это Таинство, мы отрекаемся от греховной жизни, обязываемся отложить от себя ветхого человека и верой сочетаемся Христу, исповедуем Его и обещаемся служить Ему всю жизнь, исполнять Его святую волю. С такими обетами мы и крещаемся во имя Святой Троицы, облекаемся во Христа. В этом «облечении во Христа» и состоит сущность самого Таинства Крещения, в нём – и сущность нашего христианского звания. Как облечённые во Христа, мы носим Его имя, образ, усыновляемся Отцу и обязываемся жить не по плоти, но по духу ( Рим.8:1 ). Воистину явилась спасительная благодать, явилась для того, чтобы, по слову апостола Павла, научить нас отвергнуть в нынешнем веке... нечестие и мирские похоти жить целомудренно, праведно и благочестиво ( Тит.2:12 ). Слава и благодарение Господу за то, что Он сподобил нас стать православными христианами, чадами Божиими по благодати духовного возрождения!

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В чем же тогда состоит отличие невозрожденного грешника от христианина, возрожденного Духом в таинстве Крещения? Внимательное прочтение апостольских посланий и святоотеческих трудов позволяет сделать следующий вывод. Христианин получает в таинствах Крещения и Миропомазания свободу от тирании диавола и греха и силу для противодействия искушениям, но свобода эта не абсолютна. Плоть перестает быть определяющим началом в жизни человека, хотя и продолжает противиться духу. Грех «оставляется» в таинстве как руководящая сила, покоряющая себе всего человека, он словно бы исторгается из сердцевины человеческого духа и обретает свое место на периферии унаследованной от Адама плоти. Поэтому так важно крестить человека в младенчестве – не из страха смерти, но чтобы он уже с первых дней своей жизни возрастал в Духе. По слову прп. Макария Великого , дьявол , пленив Адама и в нем весь человеческий род, «облек грехом душу, все существо ее, и всю осквернил, всю пленил в царство свое, не оставил в ней свободным от своей власти ни одного члена ее, ни помыслов, ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру тьмы» 208 . В таинстве Крещения Бог изгоняет сатану из души человека и дает ему власть противостать нападениям темных сил, что не исключает, конечно же, удобопреклонности человеческой воли ко греху и сохранения в нем активности плотского начала. Об этом говорит блж. Диадох Фотики йский : «Мы, текущие путем священных подвигов, веруем, что «банею пакибытия» ( Тит.3:5 ) сквернообразный змий извергается из глубин ума; при всем том не дивимся, что и после Крещения опять с добрыми помыслами испытываем и худые. Ибо баня освящения хотя отъемлет скверну греха, но двойственности пожеланий наших не уничтожает и бесам воевать против нас и обольстительные слова говорить к нам не возбраняет, чтобы чего не сохранили мы, в естественном оном находясь состоянии, то хранили силой Божией, восприяв оружия правды» 209 . Смерть сохраняет свою власть над крещеным христианином потому именно, что он сохраняет способность грешить после принятия таинства, и действительно грешит. По слову блж. Феодорита Кирского , «не за прародительский, но за свой собственный грех приемлет на себя каждый определение смерти» 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Глава 78. Κεφ. οη´ 1542 τι ατ κνησις τς μετερας ψυχς, τ κατ’ εκνα στ το Θεο· τ δ σμα σπερ οκος ατς στιν О том, что самое движение нашей души есть то, что по образу Божию; тело же есть как бы дом её Мы по образу Божию 1577 , сущему в разумном движении души: ибо тело служит как бы домом её. Следовательно, так как через преступление Адама загрязнились не только черты существа души, но и тело наше подпало тлению, то посему Святое Божие Слово воплотилось, даровав нам, как Бог, посредством собственного крещения спасительную воду в возрождение; возрождаемся же через воду действием Святого и Животворящего Духа. Потому мы тотчас очищаемся душой и телом, если кто с полным расположением приступает к Богу, когда Святой Дух поселяется в нас, а грех изгоняется Им. Ибо невозможно при существовании единого и простого существа души, чтобы, как некоторые думали, соприсутствовали два лица, потому что когда божественная благодать посредством крещения в некоей беспредельной любви присоединяется к чертам сущего по образу в залог подобия, то где может поместиться лицо лукавого, особенно когда нет никакого общения света ко тьме 1578 ? Итак, мы, состязатели в священных подвигах, веруем, что многообразный змий баней нетления извергается из хранилищ ума. И не станем удивляться, почему после крещения мы вместе с хорошим опять помышляем о худом, ибо баня святыни снимает с нас нечистоту, проистекающую от греха, но двойственность хотения нашего и теперь не изменяется в нас, и даже не препятствует демонам вести брань с нами или подсказывать обольстительные слова, дабы то, чего мы не сохранили, будучи в естественном состоянии, соблюли силой Божией, взяв оружие правды. Исследования К сноске Κατ’ εκνα σμν το Θεο, τ νοερ τς ψυχς κινματι. В этом выражении бл. Диадох высказал мысль, что образ Божий отпечатлевается в разумной душе. В других местах своего аскетического трактата автор употребляет выражения, показывающие, что под «разумным движением души» разумеются следующие способности её: разумное чувство (ασϑησις νοερ, гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Курской и Рыльской епархии), в с. Большегнеушеве Рыльского р-на Курской обл. Основан решением Свящ. Синода РПЦ от 28 дек. 1998 г. при приходском храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Общий вид Казанского мон-ря в Большегнеушеве. Фотография. 2011 г. Общий вид Казанского мон-ря в Большегнеушеве. Фотография. 2011 г. В 1834 г. в с. Гнеушеве (после 1917 Большегнеушево) была возведена деревянная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. В 30-х гг. XX в. храм был разрушен, на его месте построена деревянная сельская школа. В нач. 90-х гг. XX в. началось возрождение прихода с. Большегнеушева. В 1998 г. здание школы было переоборудовано под храм и обложено кирпичом. Ок. 2000 г. по благословению настоятеля рыльского во имя свт. Николая Чудотворца мужского монастыря архим. Ипполита (Халина; † 2002) в одном из домов Большегнеушева поселились 3 мирянки, ставшие первыми насельницами обители. К нач. 2012 г. на территории К. м. находились храм в честь Казанской иконы Божией Матери с правым приделом во имя свт. Николая Чудотворца, левым - во имя прп. Иоанна Рильского, 2-этажный келейный корпус (2005-2010), трапезная, пекарня, склад, баня и жилой дом. Мон-рь окружает кирпичная ограда (2010). Среди святынь обители - икона Божией Матери «Отрада и Утешение», написанная на Афоне и переданная обители в 2010 г. в дар от монастыря Ватопед . В окрестностях К. м. имеется 2 источника: в честь иконы Рождества Пресв. Богородицы (освящен 21 сент. 1997) и в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен 21 июля 2009) с купелью. К маю 2012 г. в монастыре проживали настоятельница мон. Ипполита (Ильина) и ок. 20 насельниц. Арх.: ЦНЦ. Лит.: Определения Свящ. Синода от 28.12. 1998 г.//ЖМП. 1999. 1. С. 14; То же, от 7.05.2003 г.//Там же. 2003. 5. С. 13; Рус. мон-ри. Новомосковск; М., 2006. С. 241-243; Из истории храмов Курской епархии: Обоянский и Суджанский р-ны. Курск, 2008. С. 144; Савочкин В. Н. Самый добрый батюшка на земле: Кн. об архим. Ипполите. М., 2010. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1319836.html

В июне 1913 года к обязанностям полкового священника у иерея Алексия Кибардина прибавилось новое послушание. После полного завершения работ по Феодоровскому Государеву собору продолжилось строительство Феодоровского городка. Он создавался как уникальный архитектурный ансамбль древнерусского зодчества. При строительстве городка использовались мотивы Московской Руси, Пскова, Новгорода и Костромы 15–17 веков. Высочайшим указом Государь утвердил состав Комитета по постройке зданий при Феодоровском Государевом соборе. В него вошли: ктитор собора, полковник Д.Н. Ломан; священник Алексий Кибардин; капитан Сводного полка Н.Н. Андреев и архитектор С.С. Кречинский 26 , 27 . Невиданными темпами, почти круглосуточно, шли строительные работы. Воздвигались Ратная палата, Казачьи казармы, Офицерское собрание и железнодорожный павильон, к которому со стороны железной дороги примыкала платформа с навесом, украшенная тремя шатрами. Строились дома для причта и служащих при соборе, баня, прачечная, конюшня, гаражи, кладовые и другие подсобные помещения. Иерей Алексий Кибардин принимал самое деятельное участие в организации работ. Он же освящал места закладки будущих зданий, вновь построенные сооружения и окормлял военных строителей, руками которых созидался этот неповторимый архитектурный ансамбль в истинно русском стиле. По замыслу устроителей, собор с окружающим его городком должны были стать центром духовной жизни России. В зданиях городка, предполагалось разместить собрания древних русских икон, коллекции старинной церковной утвари, орнаментов, предметов быта и искусства. Ратная палата должна была стать музеем для хранения исторических документов, военных трофеев, литературных и графических произведений, повествующих о воинской доблести России. К лету 1914 года строительство основной части зданий и сооружений городка было завершено. Вновь воссоздаваемые памятники, собрания древних святынь, предметов культуры и исторических документов должны были способствовать сохранению национальных корней России. Создание уникального комплекса Государь связывал с возрождением идеалов Святой Руси, ибо в этом видел залог надежного, твердого единства Царя и народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Обращаясь к присутствующим, он продолжает: „Вознесите сердца! Призовем Господа Бога нашего: Всемогущий, вечный Боже, Творче всех тварей и Спаситель всех чад человеческих! Молимся Тебе, благоволи, чтобы эта вечная баня св. крещения и для этого младенца была благословлена в благодатную воду жизни и в спасительную баню возрождения во Св. Духе. Внемли Господи! И как сказал Ты нам: „просите, и дано будет вам; ищите, и обрящете; стучите и будет вам открыто”, то доставь ныне дар этому младенцу, за которого мы просим, и открой ему дверь, в которую мы стучим, дабы он получил вечное благословение этой небесной купели и восприял обещанное царство Твоея благодати чрез Иисуса Христа, Сына Твоего Господа нашего. Аминь”. (Обращаясь к присутствующим): Теперь выслушайте из Евангелия Марка слово Господа о том, что Он принимает младенцев и что мы имеем право и обязанность приводить их к Нему (читает Марк. Ю, 13–16). Такого благословения мы просим и для этого младенца, когда молимся (возложив руку на младенца, читает Отче наш). Засим произнесем исповедание нашей святой христианской веры, в которой все мы крещены и в которой должен быть крещен также и этот младенец (вместе с восприемниками читает Апостольский символ веры и затем говорит Эта святая, спасительная вера обязывает всех, крещенных в нее, отречься от диавола и всего существа его и дел, и служить и жить только для одного Бога, Триединого! Если теперь вы, христианские восприемники, желаете, чтобы находящийся здесь младенец был крещен в эту святую веру во имя Отца и Сына и Святого Духа и если вы также обещаетесь, после родителей младенца, принять на себе попечение о нем с наилучшею ревностью .дабы он был воспитан и пребывал в этой христианской вере, как исповедует ее евангелическо-лютеранская церковь , то отвечайте: Да”. Получив от восприемников утвердительный ответ, пастор продолжает: „И так, этот младенец, по повелению и обетованию нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, должен быть крещен! (Обращаясь к младенцу N. N.. я крещаю тебя во имя Отца и Сына и Святого духа! (При произнесении имени Триединого Бога пастор трижды льет горстью воду на голову крещаемого и затем говорит): Всемогущий Бог и Отец Господа нашей) Иисуса Христа, возродивший тебя водою и духом, да сохранит тебя в жизнь вечную! Господь да хранить твое вхождение и исхождение отныне и во веки” (присутствующие отвечают: „Аминь”).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кафоликон мон-ря Моштаница. XVI в. Мон-рь во имя арх. Михаила Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви. Находится на р. Моштаница, в 12 км от г. Козарска-Дубица (Республика Сербская, Босния и Герцеговина). Согласно преданию, обитель была основана в XII в., потом пришла в запустение. Возрождение М. относят к 1526 г. (а возведение храма - к 1538) или к периоду после обновления Печской Патриархии (1557). Считается, что возобновлению М. способствовал игум. Гавриил (Предоевич), брат или близкий родственник Хасан-паши Предоевича, принявшего ислам серба, к-рый сделал военную карьеру в Османской империи в 60-70-х гг. XVI в. Первое письменное упоминание о М. относится к 1579 г., когда при игум. Григории здесь был написан «Отечник» (Отачник). Вероятно, в М. действовал скрипторий: здесь в 1607 г., при игум. Серапионе, мон. Феодор переписал Евангелие, в 1635 г. иером. Гавриил - «Златоуст» ( Т. Српско рукописно од 1557. г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 153). Впосл. обитель неоднократно подвергалась нападениям, но после разрушений восстанавливалась. В 1638 г., после нападения турок, большинство монахов ушли в мон-рь Марчу , часть - в Лепавину . В 1642 г. ген. В. К. Франкопан сообщал, что в его генералитете поселились ок. 100 монахов из М. и мон-ря Рмань . Во время австро-тур. войны 1683-1699 гг. братия М. вместе с митр. Дабро-Босанским Афанасием (Любоевичем) переместилась на земли Габсбургской монархии, где, по одной из версий, обновила мон-рь Комоговина . В 1699 г. обитель была возрождена. В XVIII в. ее несколько раз поджигали турки. В 1792 г. ремонтные работы провел игум. Вениамин (Влаинич). Братия М. агитировала местное население поддержать 1-е серб. восстание, но в 1809 г. участники выступлений были репрессированы, а монахи во главе с игум. Геннадием перешли на освобожденные во время восстания серб. земли. В тот период М. покинул и Аввакум Диакон , который в 1814 г. принял мученическую кончину в Белграде и впосл. был канонизирован.

http://pravenc.ru/text/2564260.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010