Пример Давида, обличенного в грехе пророком Нафаном, показывает, при каких условиях возможно помилование грешника. Давид был помилован не после того лишь, как перестал грешить, но когда предался усиленному труду покаяния и претерпел много наказаний (2 Царст. XII,5 и дал.). Если Давиду, с кротостью принявшему обличение пр. Нафана, разрешение от греха не дано было без усиленных трудов, то о других грешниках нечего и говорить. Существующее название монашеской схимы «обетом покаяния» также показывает, что сама по себе схима не может подать разрешение от грехов. Дать обещание не значит еще исполнить его. А кто не исполнил обещания, но только намеревается исполнить, может ли тот получить награду, которой не заслужил? – Отсюда выходит, что монашеский обет не приносит пользы, если он не исполняется на самом деле. Предположим, что пред нами стоит юноша, одетый в доспехи тяжеловооруженного воина. Он обещает своему владыке идти на врагов, вступить в бой, выдержать удары, перенести раны, презреть саму жизнь, не устрашиться смерти. Он обещает, но в исполнение свое обещание не приводит. Как думаешь, будет ему признателен государь? Примет его с почетом? Наградит высшим чином? Удостоит царских даров? – Отнюдь нет. Награду государь выдаст с удовольствием тому, кто действительно работал и осуществил то, что пообещал. Итак, пусть нас, малодеятельных, не прельщает облачение в схиму потому только, что схима есть, как говорят, второе крещение. Одна только божественная баня возрождения (крещение) может обновить человека. Схима не в состоянии этого сделать, не будучи ни вторым крещением, ни преобразованием, ни возведением в то первое состояние, доступ к которому мы напрасно стали бы искать в схиме. Только стенаниями и слезами заживляются рубцы душевных ран. Без этих стенаний и слез монашеское одеяние не исцелит раны и язвы душевные, которые произошли от греха! По моему мнению, монашеское одеяние священно и даже очень. Оно есть путь к спасению и обет покаяния; оно служит символом умерщвления страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Это же со мной было И как понять, как кто-то следит за нами, да так следит, что всё-всё о нас знает и всё-всё копит? Вот наугад: в подробностях вспоминается, как мы с писателем Владимиром Чивилихиным говорим о древне-русском племени вятичей, говорим, сидя в последних рядах на партсобрании в Малом зале Дома писателей. Всё освещено памятью: портьера, ряды кресел, выступающие, президиум. И разговор, как мы собираемся пойти на раскопы поселений вятичей. Как раз там, где Поклонная гора. Тут же подробная история возрождения Триумфальной арки, труды Владимира Солоухина. А вот и он, опоздал на собрание, отказывается выступать, а вот и его село Олепино, разговоры с ним, поездки, вот его отпевание в храме Христа Спасителя, вот и его могила. Или юность, едем на санях в дальние деревни с концертом. Знаем, нас ждут, нам рады. Или воскресники, или субботники. Вдруг баня на берегу озера и прыжки в вырубленную для этого прорубь. И ощущение ожога и радость обновления. Тут же выстраиваются в ряд и проходят чередой бани Вятки, Урала, Сибири, Монголии. Отдельно Крещенские купели. Далеко за минус двадцать. Слёзы, замерзающие на щеках. Помогаю батюшке служить водосвятный молебен на Богоявление. Десятки раз поём: «Во Иордане крещаюся Тебе Боже, Троическое явися поклонение…». Весь околел. Трясусь от страха при одной мысли, что надо погружаться в ледяную Иордань, надеюсь, что батюшка не благословит. Как же не благословит, вот уже крестит, чувствительно пристукивает крестом по голове: «Благословляю. Непременно!» И раздеваюсь, еле расстёгивая окоченевшими пальцами оледеневшие пуговицы, иду к проруби, умираю от страха, крещусь и погружаюсь троекратно. Выхожу, будто не в мороз, а в жару. Счастье воскрешения к жизни. А Святоземельские купели: Силоамская, Вифезда, весь Иордан, море с тремя названиями: Тивериадское, Генисаретское, Галилейское, источник в Иерихоне, гора царя Ирода, заросли терновника, из которого сделали терновый венец измученному Иисусу Христу. Служба Лазаревой субботы, Вход Господень в Иерусалим, пальмовые ветви, люди, люди, давка, торопливость, радость. Это же я иду вместе со всеми, теми, кто видел Христа. И я вижу, и мне это дано. А скоро страшная Страстная Пятница, день Распятия. Солнце померкло, церковная завеса разодралась надвое, камни расселись, земля подвигнулась. Сошествие во ад, выведение на свет Божий праведников, страшная суббота. Богооставленность. «Да умолчит ныне всякая плоть».

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/11/...

Женский монастырь Баня Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Баня (серб. Манастир основан в XII-XIII веках великим жупаном Сербской Рашки Стефаном Неманей и относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Этот монастырь следует отличать от монашеской обители с таким же названием в сербском городе Прибой. Содержание История [ править править код ] Расположенный на берегу Рисанского залива черногорский монастырь Баня своим необычным названием обязан находившимся здесь в античную эпоху римским баням. В настоящее время от них осталось одно лишь воспоминание − давным-давно они были полностью разрушены сильным землетрясением. Появление монастыря относится к XII-XIII векам. Считается, что он является задужбиной великого жупана Стефана Немани ( св. Симеона Мироточивого ), который посвятил этот монастырь св. вмч. Георгию Победоносцу. Впоследствии его сын Стефан Первовенчанный присоединил этот монастырь к своей задужбине − монастырю Михольска Превлака . В письменных исторических источниках монастырь Баня впервые упоминается в 1602 году. С момента своего существования до сегодняшнего дня монастырь Баня пережил множество разрушений во время войн и стихийных бедствий, но всегда восстанавливался, как и был возрожден однажды после разрушения турками в 1654 году. В начале XVIII века, а точнее в 1702 г., архимандрит Петр Кордич из Рисана решил возродить монастырь Баня, построив на остатках средневековой церкви сначала часовню, а потом и новый храм в честь Святого Георгия. Строительство храма велось с 1718 по 1720 гг. при участии архимандрита Афанасия Хиландарца и хиландарских монахов, а также жителей Рисана, о чем сообщается в памятной грамоте, которая находится в алтаре монастырской церкви. В 1720 году в день памяти св. вмч. Георгия было совершено освящение церкви и отслужена первая Божественная литургия. Интересно, что алтарь церкви был построен на месте часовни, возведенной в 1702 году архимандритом Петром Кордичем. Согласно прошению от 4 апреля 1718 года жители Рисана назначили архимандрита Афанасия Хиландарца игуменом монастыря Баня. В 1729 году им была проведена масштабная реконструкция монастыря, средства на которую пожертвовали зажиточные моряки Рисана.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Тит.3:5 : «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом». Опять используется слово «баня». Ясно написано, что Христос спас нас (Свою Церковь ) банею (купелью) возрождения; иначе говоря – Он спас нас крещением возрождения ! Отцы и учителя Церкви первых веков банею возрождения всегда называют именно Крещение. И очень важно также, что Крещение называется «банею возрождения », что подтверждает учение Церкви о том, что человек возрождается в Крещении. Протестанты же спорят с очевиднейшим, и смеют утверждать, что человек спасается и возрождается не крещением, а только верой. И важно заметить, что здесь соблюдена такая же последовательность, как и в Деян.2:38 и других местах Нового Завета: сначала баня возрождения (крещение), а затем обновление Святым Духом (получение дара Духа Святого). У протестантов же всё наоборот (впрочем, только в учении – на деле у них совсем нет ни Крещения, ни Духа Святого). Ин. 3:5 . Христос говорит Никодиму: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царствие Божие». Здесь в очередной раз мы видим ту же самую последовательность в спасении: сначала рождение от воды (крещение), а затем рождение от Духа (получение Духа Святого). Таким образом, вполне понятно, что Таинство Крещения совершенно необходимо для возрождения, для вхождения в Царствие Божие, для получения Духа Святого, и в итоге – для спасения. Протестанты же, сделав главою угла своей веры лютеровское, выхваченное из библейского контекста, учение об оправдании одной лишь верой, противятся очевидному и силятся доказать, что под рождением от воды Христос имел в виду не Крещение, а рождение от слова Божьего 475 , которое Христос здесь образно назвал водою. Но такое толкование несостоятельно по нескольким причинам. Во-первых , в ДХУ нам преподавали 8 правил герменевтики, а используя их, нельзя признать таковое толкование. Ведь первое из них гласит, что Писание написано ясно, и что при толковании Библии всегда нужно искать самое простое значение текста. Ясное же и простейшее понимание слов «рождение от воды» есть крещение, а не рождение от слова Божьего. Непредвзятый читатель, знакомый с Новым Заветом, но не знакомый с православно-протестантской полемикой по вопросу крещения, скорее всего понял бы под рождением от воды не что иное, как крещение, так как слово «вода» наводит на мысль о крещении куда скорее, чем на мысль о слове Божием. Протестанты же толкуют эти слова предвзято, подгоняя понимание Библии под свои догматы. Они не своё учение согласовывают с Библией, а библейское учение пытаются согласовать со своим, с реформаторским. Потому и спорят с очевидным.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Григорий Богослов крещение называет „банею возрождения“, поскольку он говорит: „как Христос, податель сего дара (т. е. крещения), так и самый дар называется многими и различными именами: – называется даром, крещением, помазанием, освящением, одеждою нетления, банею возрождения ( λουτρν παλιγγενεσας), – банею, как очищением“ 1062 . У Григория Нисского крещение именуется причиною возрождения и обновления. „Крещение“ говорит он, „есть очищение грехов, отпущение прегрешений, причина обновления и возрождения“ ( νακαινισμο κα ναγεννσεως αιτα) 1063 . Отсюда Евсевий называет оглашенных „еще не удостоившимися возрождения банею“. ( τος μηδπω τς δι λουτρο παλιγγενεσας ξιωμνους) 1064 . Из сказанного само собою следует, что несправедливы те толкователи, которые слово „баня“ – λουτρν – принимают не за символ крещения, а за образ излияния даров Св. Духа 1065 . Но если разуметь под „банею“ сообщение даров Св. Духа, то для чего дальнейшие слова: „Егоже излия на нас обилно, где говорится об этом излиянии? Скажут, – для объяснения образного выражения „баня“. Но баня и излияние даров Св. Духа суть, очевидно, понятия различные, и одно не может быть заменено другим или служить объяснением другого. Баня может служить только символом очищения, но никак не символом обильного излияния даров Св. Духа, да и в св. Писании и у отцов Церкви нигде не встречается символического изображения излияния Духа под образом бани. Несправедливы также и те, которые под „банею“ разумеют учение Иисуса Христа, которым Дух Св. возрождает и обновляет верующих 1066 ; ибо в св. Писании нет такого места, где бы символом „баня“ обозначалось христианское учение. Итак, под „банею“ разумеется крещение. Возрождение и обновление в крещении, как сказано, производится Духом Св. Но не один только Дух Св. возрождает и обновляет крещаемого; в деле возрождения и обновления участвуют и другие Лица Св. Троицы, – Бог Отец тем, что ниспосылает Духа Св. на крещаемого, Сын Божий Иисус Христос тем, что становится Посредником ниспослания Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

На новом месте монахи продолжали заниматься сельским хозяйством, в том числе животноводством. Под хлев приспособили большой и прочный каменный сарай. Кроме того, здесь были еще деревянные сараи и амбары. На берегу, почти у самой воды, стояла просторная постройка, в которой была устроена баня. С вечера здесь начинали нагревать большую печь, и к утру баня была готова. Казалось, что в Новом Валааме хорошо приспособились к продолжению монашеской жизни. Но расцвета подвижничества в Папинниеми не произошло. Отцы и братия были уже далеко не молоды, а без новоначальных старение насельников обители и сокращение численности братии становилось все ощутимее. По окончании Второй мировой войны у иноков возникло желание вернуться на Старый Валаам. Вначале, сразу после войны, изменившееся положение Русской Православной Церкви позволяло на это надеяться. Но отец Иоанн относился к таким устремлениям сдержанно. Он писал тогда: «Все наше братство – богадельня; всей братии сто двадцать семь человек: от семидесяти лет до восьмидесяти четырех – семьдесят один инок, а от шестидесяти лет до семидесяти – сорок девять иноков. Ниже шестидесяти годов – семь человек. Некоторые иноки очень стремятся туда, но большинство, напротив, не хотят. Я вообще уклоняюсь от всяких разговоров, ведь по-нашему не будет, всецело надо расположиться на волю Божию. Много замышляет в сердце своем человек, но состоится только определенное Господом, говорит Святое Писание». Когда Русская Православная Церковь была вынуждена отказаться от планов возрождения монастыря на Валааме, о переезде постепенно забыли. Вопрос был поднят заново в пятидесятые годы, но уже несколько в ином ключе. Престол в алтаре в старой церкви Келлия старца Схиигумен Иоанн жил в угловой комнате на втором этаже одного из братских корпусов, ближайшего к лесу. В Новом Валааме не было возможности обеспечить отшельников отдельным тихим помещением, как это было на Старом Валааме. Схимники жили в тесных «казармах» вместе с другими братиями. Обиталищем монахов служил двухэтажный деревянный дом, который и сейчас стоит на том же месте, правда, используется теперь по другому назначению. Через все здание проходит коридор со множеством дверей, ведущих в маленькие комнатки. Это и были монашеские келлии. В то время теснота была такая, что часть скарба приходилось хранить в коридоре. Около каждой двери стояла вешалка для верхней одежды. Под длинными рясами на полу стояли картонные коробки с разными необходимыми вещами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Церковь – столп и утверждение сербского народа HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Церковь – столп и утверждение сербского народа Церковь – это столп и утверждение сербского народа на этих территориях. Когда политика не могла сохранить народ и его самобытность, тогда это сделала Церковь. Это она делала и в наше время и будет делать в будущем. Поэтому Православная Церковь в Республике Сербской свободна и пользуется уважением общества. В мае 2005 года закончилось восстановление крупнейшей святыни сербского народа в долине реки Неретвы – монастыря Житомислич, который в июне 1992 года был сожжен, а затем взорван хорватскими формированиями. По случаю этого торжественного события, произошедшего в мае 2005 года, корреспондент газеты Сербской Патриархии «Православие» встретился с президентом Республики Сербской (Босния и Герцеговина) господином Драганом Чавичем и задал ему несколько вопросов. Монастырь Житомислич / - Господин Президент, какое значение для Республики Сербской и сербского народа в Боснии и Герцеговине, в особенности в долине реки Неретвы, имеет воскрешение Житомислича и восстановление этой древней святыни? - Пожалуй, лучше всего это можно проиллюстрировать словами Преосвященного владыки Афанасия (Евтича) из его обращения ко всем присутствующим на торжественном собрании в Житомисличе. За плечами у нас разрушение человека, а последствием разрушения человека стало разрушение религиозных объектов, таким образом, и разрушение Житомислича. Сегодня мы возрождаем Житомислич и возрождаем человека. Возрождение Житомислича – лучшее свидетельство для людей, живущих в долине Герцеговины, что Церковь здесь. И что, несмотря на всю Голгофу, продолжавшуюся здесь достаточно долго, сейчас создаются условия для того, чтобы люди вернулись к своим очагам и снова здесь жили. - Вы знаете, в Баня-Луке коммунисты разрушили единственный соборный храм. Тогда это был храм Святой Троицы. Шестьдесят три года спустя, в прошлом году, в Баня-Луке мы совершили первое архиерейское богослужение – Божественную литургию.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Но в интерьере неожиданно поражают цельность и гармония составных частей. Мастер прекрасно учитывает законы оптического восприятия пространства и потому открывает вид на среднее помещение, но не на все сразу, а частями. Это достигается тем, что внизу сделано три небольших, а на уровне хоров одно широкое арочное отверстие. Через них в поле зрения попадают то освещенная баня, то затемненные части боковых помещений вокруг подбанного пространства, то массивные пилоны или ажурная резьба иконостаса. Зритель не видит всего интерьера, и поэтому создается ощущение его необъятности. Когда входишь в центральное помещение, сразу же овладевает вниманием восьмигранная баня, озаряемая снопами света; как зонтик, распятая на широких треугольных парусах, она свободно парит в вышине. Массивность пилонов и стен облегчена богато крепированными спаренными пилястрами и украшениями в парусах, над окнами и порталами, оригинальной формы лепленными орнаментами, картушами и барельефами. В стиле орнаментов так же есть точки соприкосновения с украшениями Козелецкой церкви. Ахтырские маляры по эстетическим взглядам были близки к строителям и тяготели к строгим традициям Ренессанса, которые они своеобразно переплавляли с барочными. Например, автор наместных икон из Николаевской церкви сочетал пышный золотой орнаментированный фон со строгими овалами лиц, написанных целиком в стиле Возрождения. Против главного входа поставили высокую трехъярусную колокольню, построенную в 1774 г. В плане каждый ярус круглый, с четырьмя портиками в первом, восемью двухколонными – во втором и четырьмя – в последнем. Благодаря этому, столб колокольни сильно расчленен как по горизонтали, так и по вертикали, что создает веселую светотеневую игру и придает силуэту большой динамичности. Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: Мистецтво, 1968 г., перевод с украинского Комплекс состоит из трёх разновременных памятников: Покровского собора 1753–1768 г.г., Введенской церкви-колокольни - 1784 г. и церкви Рождества Христова - 1825 г. Все они каменные, оштукатуренные и побеленные. Комплекс расположен в историческом центре по оси главной улицы. Собор является градостроительной доминантой общегородского значения.

http://sobory.ru/article/?object=53370

Не вызывает сомнения, что это должен быть наш совместный проект, поскольку нам такой храм и Центр нужен не меньше, чем сербам. Во-первых, лучшего памятника семье Романовых, которая была покровителем и защитником православных народов, не придумаешь. Нашим гражданам это поможет вернуться к традициям русского православия: проявлять заботу о других православных народах. Давайте вспомним. Небольшое, только что освободившееся от 300-летнего монгольского ига русское княжество заявило о себе как приемнике Византии, т.е. добровольно взяло на себя бремя заботы о других православных народах. Именно после этого Господу было угодно, чтобы Русь приросла огромными землями с фантастическими природными богатствами. Богатейшая территория, которой владеет Россия, это не игра случая и не результат захватнической политики, а дар свыше русскому народу за его самопожертвование ради общего благоденствия. Если мы начнем это понимать и перестанем уподобляться туземцам, обменившим драгоценные камни на блестящие европейские безделушки, если часть денег, распихиваемых по офшорам, пойдет на укрепление православия и повышения престижа России, это будет означать возвращение на богоугодный путь наших предков. В таком случае храм Центр в Баня-Луке станет подлинным символом возрождения Россия, ее возвращения на Балканы. Одновременно это будет новый шаг в развитии народной дипломатии, основанной на православии. Тот факт, что речь идет о небольшой республике, не должен смущать. В случае если русско-сербская церковь будет возведена, она станет заметным явлением во всем православном мире. Главное, что боснийские сербы больше всех заслужили право на такой храм. По поводу возможных замечаний в том духе, что сейчас не время для таких проектов, поскольку страна переживает непростой период, можно напомнить один эпизод из нашей истории. В середине 19 века после поражения в Крымской войне Россия оказалась в куда более сложном положении. Трудно представить себе, что кто-то тогда мог вспомнить о Боснии. Тем не менее, весть о том, что турки в Сараево впервые за несколько столетий разрешили строительство православной церкви, нашла широкий отклик в российском обществе. Деньги собирались по все стране. Наибольший взнос сделала царская семья. Так, что сами Романовы нам указали: ситуации неподходящей для строительства храмов не существует.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/29/...

Потом настоятель храма - архимандрит Иларион говорит молящимся о судьбе Церкви, о любви к Отечеству. Просто и емко звучат слова. В сердце сходит тишина и благодать. Все присутствующие на молебне с благоговением прикладываются к Святыням Крестного хода и Святыням храма. После молебна в церкви совершается Крестный ход вокруг храма. Затем огромное количество людей идет Крестным ходом по центральной улице села Бронница. " Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! " Крестный ход, к которому присоединяются люди, стоящие по пути его следования, проходит мимо завода фарфоровых изделий " Возрождение " (основан в 1966 г. на базе небольшого литейного цеха завода " Пролетарий " ). " Возрождение " изготовляет кобальтовую, так называемую " синюю " посуду, а " Пролетарий " - столовую фарфоровую. Взгляд крестоходцев невольно задерживается на искусно расписанных изделиях с подглазурной и надглазурной росписью, которые выставлены на продажу местными умельцами. Особенно хороши большие блюда с новгородскими всадниками-богатырями. Дальше наш путь лежит в поселок Крестцы. До свидания, озеро Ильмень, гостеприимный Приильменский край! Напоследок хочется перечислить монастыри, которые находились на территории Приильменья: Благовещенский (на озере Мячино) Пантелеимонов Юрьев Богородицкий Перынский монастырь Николо-Лядский Кириллов Ситецкий Нередицкий Шилов Сковородский Коломецкий Николо-Липенский Ковалевский Волотовский Николо-Островский Савво-Вишерский Понедельский Мостищский Сутоцкий Спасо-Верендовский Клопский Ефремо-Перекомский Пустошский Взвадский Сохранился: Юрьев монастырь, на месте Богородицкого Перынского монастыря находится Рождество-Богордицкий Перынский скит. Восстанавливаются: Михаило-Клопский монастырь; поставлена часовня на месте Ефремо-Перекомского монастыря. Вси Святии Земли Новгородской, простите нас! На фото: 1. 08.05 крестный ход прибыл в монастырь преподобного Михаила Клопского. В монастыре был отслужен молебен с помазанием святым елеем у мощей преподобного Михаила. Монастырь поразил природной красотой и величественной тишиной (фото 9) Мы потрудились на монастырских послушаниях после которых нас ожидала баня. После бани особо приятно было одеть новые русские рубашки которые вручили участникам крестного хода.

http://ruskline.ru/analitika/2008/05/17/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010