112. Баня Видим, что люди, войдя в баню, омываются от скверн и пороков телесных и выходят из бани чистыми и одетыми в белую рубашку. Так и христиане, войдя в баню святого крещения, омываются от скверн греховных, очищаются и освящаются, и одеваются пресветлой и драгоценной одеждой правды Христовой, как порфирой царской, и делаются сынами Небесного Царя и наследниками небесного царствия, и выходят оттуда чистыми, святыми, праведными, как говорит им утешительно апостол: Омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). Поэтому святое крещение называется апостолом банею возрождения ( Тит. 3:5 ). Потому что в св. крещении вновь рождаемся, и, погибшие, спасаемся и обновляемся, и очищаемся и омываемся, и делаемся новой тварью во Христе ( 2Кор. 5:17 ). Отсюда видим, христианин, как велико человеколюбие Божие к нам. Человека, грехами оскверненного и врага своего, такой благодати, милости и чести удостаивает! Благословен Бог, благоволивый так! Слава благости Его! Слава человеколюбию Его! Эту благодать и милость заслужил нам Единородный Сын Божий, подает нам даром Небесный Отец, совершает Дух Святой. Слава Триипостасному Богу! Христиане, которые к миру и греху любовью обращаются и беззаконничают (о таковых сказано выше, под номером 3), все то святое и великое Божественное сокровище теряют. Потому с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи ( 2Петр. 2:22 ). Они подобны тем людям, которые, войдя в баню и омывшись, самовольно входят в грязь и мараются. Так и они, омывшись святым крещением и забыв великую эту милость Божию, им оказанную, самовольно сквернам греховным предаются, и все более и более ими сквернятся. Сам рассуди, человек, какая польза для таких от святого крещения? Воистину, никакой. Поэтому бывает, что такие христиане нравами бывают хуже язычников и мусульман. Так как многие язычники по естественному закону такими грехами гнушаются, на которые развращенные христиане бесстрашно дерзают. Не видна у образованных язычников такая неправда, хищение, ограбление, насилие, хитрость, лесть, лукавство, ненасытное сребролюбие, мерзкая нечистота, как в развращенных христианах видится. А многие уже до того дошли, что грехов явных, законом Божиим запрещенных, за грехи не считают.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Духом, которого излил на нас обильно через Иисуса Христа Спасителя Нашего» ( Тит.3:3–6 ). В приведённом месте из послания к Титу Ап. Павел говорить о том же, о чём он писал и к Римлянам. Как и там, он рисует здесь самыми яркими чертами состояние подзаконных людей; как и там, он утверждает невозможность для них оправдания от дел закона. Но орудием оправдания или спасения в посл. к Титу он называет не крещение, а «баню возрождения» (Ср. Еф.5:26 ), – что, очевидно, одно и тоже, и по самому словосочетанию своему напоминает известное учение Иисуса Христа, о возрождении в новую жизнь водой и Духом ( Ин.3:5 ; Ср. 1Кор.6:9–11 ). В противоположность этому, ни в каком случае нельзя думать, – как думают молокане, – будто Ап. Павел под словом «крещение» или «баня возрождения» разумел «веру». Апостол никогда не отождествляет этих слов. Напротив, в посл. к Ефесянам он резко различает их. «Один Господь, одна вера, одно крещение», говорит он ( Еф.4:6 ). И в 16 гл. Деяний повествуется, что, на вопрос темничного стража: «что мне делать, чтобы спастись?» – Ап. Павел и Варнава сказали: «веруй в Господа Иисуса Христа и спасёшься ты и весь дом твой» (–ст. 30–31). Но в 33 ст. той же главы Деяний прибавлено, что темничный страж «немедленно крестился сам и все домашние его». Значит, Павел и Варнава, вместе с верой во Христа, требовали от темничного стража и крещения; иначе он не стал бы креститься, а тем более – немедленно, для чего ему ночью ( Деян.16:33 ) пришлось выходить из дома (ср. ст. 33–34). Куда? – Конечно, к ближайшей воде (ср. Деян.8:29–39,19:1–7 ). Итак, что же? Апостол Павел противоречит себе, когда утверждает, что для нашего оправдания нужна то вера, то «баня возрождения» или крещение водой? Или для нас важно только посл. к Римлянам, а посл. к Титу уже не должно иметь силы? – Но в отношении Апостолов, как труб Духа Святого, нельзя говорить, что одно произведение их боговдохновенно, а другое нет: всё, что ни написано ими, – написано по озарению свыше; а потому уже саму мысль о неравенстве посланий Апостольских надобно считать еретической, противной и букве Писания ( 2Тим.3:16 ср. 2Пет.1:21 ), и здравому смыслу. Точно также невозможно допустить и самопротиворечия в Слове Божием, тем более у одного Св. Писателя и в одном и том же послании. Это значило бы хулить Духа Св., наставлявшего Апостолов на всякую истину ( Ин.16:13 ). Поэтому остаётся признать, что всё в Свящ. Писании непреложно и достойно нашей беспрекословной веры. А если так, значит, и Ап. Павел говорит одну истину, когда учит, что для начала нашего оправдания нужны вера и крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В какой форме совершался самый акт крещения водою, – сказать об этом с решительностью нельзя. С вероятностью только можно предполагать, согласно с Августи, что апостольская практика не знала позднейшего обряда окропления или обливания (ritus adspersionis), а употребляла погружение (ritus immersionis). Последний обряд, как самая естественная и непосредственная форма телесного омовения, был во всеобщем употреблении у языческих народов. Купанье в реках и источниках было делом самым обыкновенным, как мы уже видели. Как совершалось крещение Иоанново, мы не заем; но весьма вероятно, что оно состояло именно в погружении в воды Иордана. Если сопоставить замечание евангелистов о крещении И. Христа, что Он крестившись вышел из воды и замечание книги Деяний о евнухе и Филиппе, что они оба сошли в воду и Филипп крестил его, – не остается никакого сомнения, что промежуток времени между входом в воду и выходом из воды в том и другом случае занимал именно обряд погружения, так как обливание или окропление могло быть совершено и вне реки на берегу. Еще более характерное название, наглядно выражающее форму акта крещения – название банею (λουτρν lavacrum). В послании к Ефесянам говорится о церкви, что Христос предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова 57 . Еще выразительнее говорится в послании к Титу: Он (Бог) спас нас….. по своей милости банею возрождения (λουτρν παλιγγενεβας) 58 . Нет нужды говорить, что здесь разумеется не простая обыкновенная баня в языческом смысле, а священное действие христианской церкви, чрез которое совершается внутреннее благодатное очищение. Но нам кажется, что Апостол не без намерения употребил эти названия. Он хотел противопоставить крещение баням языческим, имевшим религиозное значение, как напр. баня Палады Palladis) или купанье в реках Инда и Ганга и пр., и чрез это сопоставление повидимому аналогичных явлений наглядно представить сущность христианского крещения, его различие и превосходство над всякого рода религиозными омовениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Апостол в послании к Титу (3, 3. 5) сперва говорит, что и мы, т. е. которые теперь чувствуем себя благоустроенными по духу, быхом иногда – ποτ – некогда –не- смысленны, не покорливы и пр. потом прибавляет: не от дел праведных, ихже сотворихом .мы, но по своей Его милости спасе нас банею пани бытия ( δα λ τρ πλιγγε– νεσας) и обновления Духом святым. Здесь аа) крещение представляется под образом омовения бани; бб) баня возрождения представляется не как только знамение возрождения, но она сама называется банею возрождающею и ее действие иначе называется обновлением; вв) такое действие ее поставляется в зависимости от силы Духа Св., а не от дел праведных. Наконец гг) поскольку апостол представляет состояние благодатно – возродившегося в бане крещения в виде совершенно противоположном состоянию невозрожденного сею банею: то указывая в крещении водном тайнодействующую благодатную силу, действию сей силы усвояет как ослабление наклонности ко греху, дотоле располагавшей человека к разным греховным помыслам и делам, так и сообщение крещающемуся нового начала жизни духовной. Таким образом откровенное учение о таинственной силе христианского крещения состоит в следующем: а) в крещении прощаются крещающемуся за веру во Христа все грехи и он получает права сына Божия, и след. прощается и вина наследственного греха; б) действием крещения силы духа обновляются, и след. ослабляется и действие наследственной порчи. Откровение нигде не говорит, что крещением совершенно уничтожается наследственная порча, напротив и возрожденный говорит: аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем ( 1Иоан. 1, 8 ). § 237. По учению церкви В таком же виде тайные действия крещения изображаются у отцов церкви и в общем учении церкви. Отцы церкви называли крещение λ τρον μν η ον – таинственною банею 231 , λ τρον σοτριον – банею спасительною 232 , auacrum salutare – очищением спасительным 233 , благодатью сыноположения 234 , νδορ της ζως -водою жизни 235 , λ τρον παλιγγε νεσα – банею возрождения 236 , νακαινσμ х. ναγεννσεως αιτα – виною обновления и перерождения 237 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В этой же могиле рядом с царем погребали предварительно задушенных одну из царских наложниц, виночерпия, повара, конюха, телохранителя, вестника, а также коней и первенцев иных домашних животных. Там же полагали золотые чаши. Так покойника снабжали насущно необходимым для пристойной царю загробной жизни, которую представляли, вероятно, по далеко идущей аналогии с земной жизнью. Затем могилу засыпали, и над ней сооружали высокий курган в виде настоящего холма. Через год совершали поминки усопшего царя. И этот обряд, как его описывает Геродот, поражает воображение своей мрачной, поистине инфернальной пышностью. Из царских слуг – а это были не рабы, каковых скифские цари не держали вовсе, но свободные слуги, подобные дружинникам, или отрокам русских князей, выбирали 50 самых усердных, приводили также 50 самых красивых коней. Тех и других умерщвляли удушением. Затем тела задушенных очищали, наполняли отрубями и зашивали. «Потом, – повествует Геродот, – на двух деревянных стойках укрепляют половину колесного обода выпуклостью вниз, а другую половину – на двух других столбах. Таким образом они вколачивают много деревянных стоек и ободьев, затем, проткнув лошадей толстыми кольями во всю длину туловища до самой шеи, поднимают на ободья. …Передние и задние ноги коней свешиваются вниз, не достигая до земли. Потом коням надевают уздечки с удилами… Всех 50 удавленных юношей сажают на коней следующим образом: в тело каждого втыкают вдоль спинного хребта прямой кол до самой шеи. Торчащий из тела нижний конец кола вставляют в отверстие, просверленное в другом коле, проткнутом сквозь туловище коня. Поставив вокруг могилы таких всадников, скифы уходят» (Геродот, цит. изд., с. 205). После погребения скифы совершали очищение в войлочной юрте, где устраивалась сухая баня, своего рода сауна, для этого они насыпали на раскаленные докрасна камни семена конопли. Такой баней, очевидно, пользовались и в иных случаях, и, как пишет Геродот, от конопляных семян, «поднимается такой сильный дым и пар (уточняя, добавим – наркотического свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Резюмируя характеристики образа жизни скифов, почерпнутые из «Истории» Геродота и естественно-исторического труда VI века до Р. Х., который приписывался Гиппократу, М. И. Ростовцев писал: «Медленно передвигающийся кочевой табор, телеги-юрты, в которых живут, готовят пищу, нянчат детей женщины и куда для еды и на ночь приходят мужчины, стада баранов, овец, быков и коров, главным же образом лошадей, мужчины все время на конях, в степи, у стад и табунов или на охоте за зайцами или хищным… зверьем, женщины постоянно в юрте и на телеге. Мясная пища, кумыс, как главный напиток, изредка сухая баня, нелюбовь к воде и мытью» (Ростовцев, цит. изд., с. 47–48). Геродот рассказал о своеобразном скифском способе приготовления пищи, связанном с жертвоприношениями богам: «Жертвенное животное ставят со связанными передними ногами. Приносящий жертву, стоя сзади, тянет за конец веревки и затем повергает жертву на землю. Во время падения животного жрец взывает к богу, которому приносит жертву. Затем он набрасывает петлю на шею животного и поворотом палки, всунутой в петлю, душит его… Ободрав шкуру жертвенного животного, они очищают кости от мяса и затем бросают в котлы… Заложив мясо в котлы, поджигают кости жертв и на них производят варку. Если же у них нет такого котла, тогда все мясо кладут в желудки животных, подливают воды и снизу поджигают кости… Таким образом, бык сам себя варит, как и другие жертвенные животные» (Геродот, цит. изд., с. 201– 202). Скифы, как рассказывает Геродот, приносили в жертву не только животных, но и людей: «Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека… Головы пленников сначала окропляют вином, и жертвы закалываются над сосудом. Затем несут кровь на верх кучи хвороста и окропляют ею меч» (Геродот, цит. изд., с. 202) – железный меч водружался на постаменте из хвороста для поклонения – и такие кумиры, по словам Геродота, устраивались в каждой скифской области в честь Ареса. Воинские обычаи скифов отличались поразительной свирепостью с элементами каннибализма, а воинские нравы – редким бесстрашием: «Когда скиф убивает первого врага, он пьет его кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

На Балканах прошли концерты Московского Синодального хора Белград, 17 сентября 2010 г. 16 сентября 2010 года концертом в Белграде завершилось триумфальное турне Московского Синодального хора по странам бывшей Югославии. Это событие стало частью программы Дней русской духовной культуры на Балканах, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Концерты хора прошли в городах: Баня-Лука (Республика Сербская), Загреб (Хорватия), Скопье (Македония), Белград (Сербия). Везде выступления российских певчих вызывали большой интерес и встречали восторженный прием у публики. Зрители благодарили участников хорового коллектива, отмечая, что русское церковное пение, основанное и выросшее на общей для нас Православной вере, открывает им духовную глубину русского народа, является зримым подтверждением  возрождения и духовного подъема в России. Концерты Московского Синодального хора в рамках Дней русской культуры на Балканах, прошедшие под знаком человеческого взаимопонимания, мира и духовного единения, стали ярким событием в современной культурной жизни этих стран. Синодальный хор, один из старейших профессиональных хоров России, был создан в Москве в 1721 году. Основой Синодального хора послужил хор Патриарших певчих дьяков, возникший в конце XVI века. Первоначально в состав Патриаршего хора входили только певцы-мужчины духовного звания. До середины XVII века пение было одноголосным, позже хор начал исполнять многоголосные партитуры, в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты). С упразднением патриаршества в 1700 году певчие стали именоваться «соборными» и были прикреплены к Успенскому собору Кремля. После учреждения Святейшего Синода в 1721 году они были переведены в его ведомство и стали называться синодальными. На протяжении XVII-XVIII веков патриаршие певчие и в дальнейшем Синодальный хор по уровню и мастерству исполнения соперничали и как бы составляли «московскую» параллель хору государевых певчих дьяков, переименованному при Петре I в Придворную певческую капеллу и переведенную в Петербург.

http://pravoslavie.ru/39202.html

Если (как мы видели в приводимых выше изречениях св. отцов) это решение было искренне и всецело проникало душу крещаемого, тогда у него больше надежды на сохранение полученной благодати, его возрождение, так сказать, прочнее. Если же он принял крещение только для видимости, по посторонним побуждениям, „если баня, как говорит св. Григорий Нисский , послужила только телу; а душа не свергла в себя страстных нечистот, напротив, жизнь по тайнодействии сходна с жизнью до тайнодействия; то, хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таковых вода останется водою» 394 . „Человек, говорит преосв. Феофан, „в котором действием Божественной благодати в крещении ила покаянии, запечатлена пламенная ревность к Богоугождению или неуклонному хождению в воле Божьей, который, следовательно, жаждет воли Божьей, – такой человек тотчас и действует, как скоро сознает обязательство, несмотря ни на какие препятствия. Посему, если бы сия ревность никогда не охладевала и не воспящалась, а, если бы с другой стороны, – нравственное чувство всегда обладало таким совершенством, чтобы живо и верно осязало силу обязательства действий и было так чувствительно к воле Божьей, чтобы в нем отражались самые малые следы ее: то сими двумя силами можно бы заменить все наставления в нравственности и все руководства к благочестию, так как это и было у некоторых подвижников. Но так как и ревность на самом деле бывает у человека в разных степенях повышения и понижения, и нравственное чувство, по своим природным свойствам, у одного бывает живо и возбудительно, у другого тупо и медленно, у одного более привычно к одним, у другого к другим делам, иногда бывает верно, иногда не верно (ибо есть и ложный нравственный вкус), и вообще человек в сердце своем встречает всякую неровность и неправоту (почему молится: дух прав обнови), по коей оно или незаконно чувствительно к одному, или незаконно холодно к другому: – то во многих случаях ему надлежит необходимость силою как бы налагать на себя обязательство и внедрить сие чувство и сердце» 395 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Явно, что с изглаждением дурных признаков в естестве нашем происходит переход в лучшее. Итак, если, по слову Пророка, измывшись в этой таинственной бане, стали мы чисты произволениями, смыв лукавства от душ (Ис. 1:16), то соделались лучшими и претворились в лучшее. Если же баня послужила телу, а душа не свергла с себя страстных нечистот — напротив того, жизнь по тайнодействию сходна с жизнью до тайнодействия, то, хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таких вода остается водой, потому что в рождаемом нимало не оказывается дара Святого Духа, когда не только гнусная раздражительность, страсть любостяжательности, распутные и непристойные мысли, надменность, зависть, гордыня служат поруганием Божия образа, но у него и прибытки неправды остаются, и прелюбодеянием приобретенная жена даже после этого продолжает служить его сладострастию. Если это и подобное этому одинаково бывает и прежде и после крещения в жизни крестившегося, то нельзя определить, что в нем изменено, видя его тем же, чем был он прежде. Обиженный, оклеветанный, лишенный собственности не усматривают на себе никакой перемены в сказанном. Не слышат и от него Закхеевых слов: «Аще кого ним обидел, возвращу четверицею» (Лк. 19:8). Что говорили о нем до крещения, то же самое говорят и теперь; теми же называют именами — корыстолюбцем, падким на чужое, радующимся человеческой беде. Итак, кто остается таким же, каким был, и потом разглашает о перемене в нем на лучшее, произведенной крещением, тот да слышит Павлове слово: «Аще кто мнит себе быти что, ничтоже сый, умом летит себе» (Гал. 6:6), ибо, чтобы тебе «быти что», надобно сделаться этим. «Елицы прияша Его», говорит о возрожденных Евангелие, «даде им область чадом Божиим быти» (Ин. 1:12). А кто сделался чьим–либо чадом, тот конечно, однороден с родившим. Поэтому если принял ты Бога, сделался чадом Божиим, покажи произволением, что и в тебе Бог, покажи в себе Родившего. По каким признакам познаем Бога, теми же признаками и сделавшемуся сыном Божиим надлежит доказать близость свою с Богом.

http://predanie.ru/book/68911-tvoreniya/

Благодаря особому ладу пропорций, оригинальной композиции масс, тонко исполненным архитектурным деталям и декору собор является выдающимся произведением архитектуры украинского барокко XVII в. Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г., перевод с украинского Вознесенский собор крещатый, девятидольный, однобаневый. Западное плечо удлиненное, прямоугольное в плане, остальные – граненые. Помещения между ними квадратные в плане, двухэтажные. Композицию усложняют два цилиндрических объема вдоль западного плеча, все компартименты равновысокие, подведенные под единый карниз. Рамена (плечи) увенчаны трехдольными фронтонами изысканных барочных очертаний, помещения между раменами – палаточными крышами. Над крестовокупольным пересечением возвышается двухъярусная барочная баня на высоком восьмигранном подбанниках. Декор экстерьера сдержанный; формы собора акцентированы краеугольными лопатками. Окна, расположенные в два яруса, имеют полуциркульные и лучковые перемычки, обрамлены наличниками и увенчаны прямыми, треугольными и лучковыми сандриками. Мужские грани рамен декорированы горельефной лепниной с преобладанием растительных мотивов. Остальные граней декорированы нишами, в том числе в форме квадрифолия, и солярными знаками. Для интерьера памятника характерна контаминация глубинно-осевого и центрического принципов организации пространства. Рамена объемного креста образуют единое пространство, открытое к зениту бани. Западное плечо перекрыто цилиндрическим сводом, другие – цилиндрическими сводами, переходящими в сомкнутые. Помещения, находящиеся между раменами, открываются в центральное пространство трехъярусными аркадами. Вознесенский собор является неповторимым памятником переходного этапа от украинского Возрождения к барокко. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского. Комментарии и обсуждение Не действует. В настоящее время в соборе размещена диорама " Битва за Днепр " . 23 января 2005. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=01407

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010