Где ныне царь Траян? Зато Игнатий – райский житель, Песнь Ангелов, а нам – заботливый учитель. Святитель достославный, в себе носящий Бога, Хлеб жизни испроси нам у Владыки попремногу. Тебя соборно славим мы и чествуем вовек, Игнатий архипастырь – богоносный человек. 2. Св. Даниил, архиепископ Сербский . Сын богатых и боголюбивых родителей. В юности получил хорошее воспитание. Король Милутин взял его себе ко двору, но, пламенея любовью к Богу, Даниил убежал из царских палат и принял монашество в Кончулском монастыре близ Иара. В дальнейшем был он игуменом Хиландара и много натерпелся от латинских крестоносцев, грабивших [Святую Гору]. Затем стал он епископом Баньским, потом Хумским [Холмским] и наконец архиепископом Сербским. С начала жизни и до конца дней отличался строгим подвижничеством. Имел особый дар слез. Примирил королей Драгутина и Милутина, а затем Милутина и Стефана Дечанского. Стойко боролся с латинянами, а также с богомилами. Под его надзором были воздвигнуты монастыри Бания и Дечаны. Воссоздал он и вновь построил многие храмы. Написал Генеалогию сербских королей и святителей. Неустанно служа Богу до конца жизни, мирно упокоился в ночь с 19 на 20 декабря 1338 года, в правление царя Душана. Великий иерарх, великий подвижник, великий труженик и великий патриот. Рассуждение Точно неугасимым пламенем, святые мученики были объяты Христовой любовью. Эта любовь облегчала им страдания и самую смерть делала сладкой. Вот что о священномученике Игнатии говорит святой Златоуст: «С такой легкостью сбросил он с себя тело, как некто сбрасывает с себя свою одежду». Путешествуя в Рим на смерть, Игнатий боялся только одного: как бы христиане – либо молитвами к Богу, либо каким-либо внешним способом – не удержали его от мученичества за Христа. Посему непрестанно просил он их – и письменно, и устно – не делать этого. «Простите меня, – говорил он, – я знаю, что мне полезно. Сейчас я лишь начинаю быть Христовым учеником, не желая ничего из видимого или невидимого, только бы достигнуть Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

409 О Трескавице грамота Душана: «его же дед и родитель – посетите благыми милостынями». Гласник XIII, 359. О нынешнем состоянии Григорович 137–139. 410 Летопись – «баньско злато – не обретаетьсе нигде же» (Шафарика памяти. 61). Другая летопись (ibid. 53): «св. прьвом. Хр. Стефана при граду Звечани, еже есть Баньска, идеже и светые его мощи лежать, и вьсе стени златом украси, яко же мнети се полите или позлащене быти». 411 Троношская летоп.: «во Призрену многиа церкви и больницы созда» (Гласник V, 60). Житие: «в своем престольном граде Призрене храм успения Богородицы и многия больницы (воздвиже)». Даниил у Раича II, 494: «созда церковь успения – яже глаголется епископия Призренска». 412 Дарствен. грамота кн. Милютина Грачанице напеч. в изв. акад. VII, 155–159. Король пишет: «увидав разрушение и упадок храма св. Богородицы Грачаницкого, епископии Липлянской, – создал его с основания, расписал, украсил снаружи и внутри... Вот я Стефан грешный, король Урошь второй, пишу ей хризовул. Вот люди, которых призвал епископ Игнатий... В Сухогреле, которые вписаны в хризовуле, взял и дал я св. Николаю, епископии Дебрской... Краль земель по своей милости дает, епископии ли Призренской или Липлянской». Троношская летоп.: «новую шестотрулную (с шестью куполами) на реци Грачаницы созида». Гласник V, 60. 413 Житие: «в области Кучи храм св. великом. Георгию с драгоценными утварьми». Даниил у Раича II, 494. 496, указывает ещё три храма в Скопле – Троеручицы, ц. Константина и м. Никиты, в Сераве цер. св. Георгия, в Нагоричном св. Георгия, в Студенице св. Иоакима и Анны, в Ораховице св. Георгия. Житие прибавляет ещё храм Божией премудрости в Средце. Сл. летоп. в Гласнике V, 60. X. 146. Памяти. Шафарика 2. 53. 60. 61. 70. 414 Ser biene-byzantinische Monumente – von Kanitz 1862. Гильфердинг о Грачанпце в зап. геогр. общ. XIII. 236. 237, о Сопочанском храме, который возобновляем был кн. Милютиным: «на наружной стене колокольни – замечательная картина: одни тешут камень, другие месят известь, третьи носят воду; над одним, который управляет работой, написано: «Васта»; в другом месте надпись: «агонисате» – подвизайтесь. Тут костюмы Сербского простонародья XIII стол», стр. 143. 147.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ Свт. Никодим, архиеп. Сербский. Роспись ц. вмч. Димитрия Печской Патриархии. Ок. 1345 г. Свт. Никодим, архиеп. Сербский. Роспись ц. вмч. Димитрия Печской Патриархии. Ок. 1345 г. (Ок. 1270, Рашская обл.- 12.05.1324), свт., архиеп. Сербский (пам. 11 мая, в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей - 30 авг.). Происходил из семьи неких правителей. Получил разностороннее образование. В молодом возрасте принял монашество в афонском мон-ре Хиландар . Упоминается в числе хиландарских монахов в описании тяжбы между Хиландаром и афонским мон-рем Зограф в 1290 г. После 1306 г. стал учеником хиландарского игум. Даниила (см. Даниил II , архиеп. Печский). В кон. 1311 или нач. 1312 г. стал игуменом Хиландара: впервые упоминается как игумен в афонском акте в авг. 1312 г. В 1311 или 1312 г. ездил в К-поль для примирения серб. королей - братьев Милутина и Драгутина (см. Феоктист , прп.). Как представитель Хиландара Н. упоминается в договорах от 5 авг. 1314 г. о покупке обителью виноградников. Благословил своего ученика иером. Гервасия переписать Праксапостол (Ath. Chil. 47), в реальности работу выполнил рясофор Мартиниан. Весной 1316 г. вместе со старцем из Кареи Феодулом находился в Сербии. После смерти архиеп. Сербского Саввы III , в кон. июля 1316 г., Н. и игум. Даниил были выдвинуты претендентами на кафедру Сербской архиепископии. В ожидании решения собора Н. жил в Карейской келлии. Несмотря на королевское покровительство Даниилу, Собор избрал Н. архиепископом. В источниках сохранились многочисленные упоминания о деятельности Н., к-рая носила преимущественно адм. характер. Между 1 сент. 1317 и 31 авг. 1318 г. вместе со старцем из келлии св. Саввы в Карее Н. уговорил кор. Милутина дать хрисовул, чтобы урегулировать отношения между Хиландаром и этой келлией. Н. вместе с Собором Сербской Церкви подтвердил хрисовул, данный после 12 мая 1317 г. королями Милутином и Драгутином Баньска монастырю во имя святого Стефана . В хрисовуле, данном между 12 мая 1317 и 29 окт. 1321 г., кор. Милутин и Н. утвердили иерархию епископов и игуменов главнейших сербских мон-рей. В тот же период Милутин и Н. дали хрисовул Хиландару с целью пресечь споры между работниками архиепископии и мон-ря по поводу использования пахотных земель. Между 1 сент. и 29 окт. 1321 г. Н. дал повелью, утвердив ряд обязательств Сербской архиепископии по отношению к Карейской келлии. В 1317-1318 гг. Н. составил аренгу повельи, данной кор. Милутином Карейской келлии. В 1318 г. Милутин и Н. договорились кардинально перестроить Хиландар, что определило совр. облик обители, и украсить мон-рь Жича . Участвовал в обновлении ц. во имя св. Саввы в принадлежавшем Хиландару с. Лизица и построил как свою задужбину ц. вмч. Димитрия в Пече (между 1322 и 1324). 6 янв. 1322 г. он короновал св. Стефана Дечанского .

http://pravenc.ru/text/2565552.html

Савва III вскоре после того умер. На его место, однако, по неизвестным причинам избран был не Даниил, а его ученик хиландарский игумен Никодим, Даниил же получил епархию Холмскую8. 20 октября 1320 г. скончался благочестивый сербский краль Стефан Урош II Милутин, правивший Сербией тридцать лет, расширивший ее пределы и доставивший ей большую славу. Даниил был извещен о болезни краля и присутствовал при его кончине и погребении, которое совершалось в задушбине Милутина, в Баньском монастыре св. Стефана, где Даниил ранее был епископом. На Сербский престол вступил сын Милутина, святой Стефан Урош III Дечанский9. Сейчас же после своей коронации, он вызвал и приблизил к себе епископа Даниила, которого с юных лет привык любить и ценить как мудрого советника в течение многих лет при его отце, а особенно как своего помощника и защитника в тяжелых несчастиях. Заступничеству и ходатайству Даниила Стефан Дечанский был обязан своим освобождением из заточения в Царьграде и окончательным примирением с отцом. Даниил, таким образом, стал теперь постоянным учителем, советником и помощником сербского краля. В начале правления Стефана Дечанского встретились затруднения, как внутри страны, так и извне. Нужно было новому кралю защищаться против врагов внутренних, его соперников, поднявших восстание, именно против двоюродного брата Владислава, сына краля Драгутина, и против брата родного по отцу Константина. Нужно было также охранять себя и Сербию и от врагов внешних. Болгарский царь Михаил удалил от себя жену свою Неду, сестру Стефана Дечанского, и искал сближения и союза с греками против сербов. Стефану Дечанскому приходилось и оружием защищаться и прибегать к мирным соглашениям и переговорам. Для таких переговоров не было тогда человека более способного, как епископ Даниил, обладавший разнообразным житейским опытом и необыкновенным красноречием, особенно же уменьем говорить перед царями. И вот, по просьбе и поручению краля Стефана Дечанского, Даниил выполняет с полным успехом посольство к болгарскому царю Михаилу и цареградскому царю Андронику Младшему.

http://pravicon.com/info-2146

Сербский Патриарх посетил Косово и Метохию Белград, 18 апреля 2019 г. В монастыре Высокие Дечаны      Сербский Патриарх Ириней с 12 по 16 апреля 2019 г. совершил пастырскую поездку по Косово и Метохии. Этот визит примечателен тем, что Патриарх посетил не только главные святыни Сербской Церкви, но и удаленные анклавы, города и села, где проживают сербы. Предстоятель Сербской Церкви объехал фактически все наиболее важные и значимые сейчас для сербов места и святыни на территории региона. Везде совершал богослужения, в том числе в храмах, где никогда не служил ни один сербский Патриарх, как было в небольшом сербском анклаве Ораховац, сообщает Kosmet.org . Визит Сербского Патриарха в Косовскую Митровицу      Патриарх посетил монастыри Печскую Патриархию, Высокие Дечаны, Грачаницу, Зочиште, Драганац, Соколицу, Баньску и другие, населенные пункты Косовскую Митровицу (включая унивеситет), Штрпце, Ораховац, Велику Хочу, Косовское Поморавье.      Повсюду он обращался со словами укрепления к сербам, вселял с них надежду и призывал не оставлять свой подвиг сохранения сербского наследия Косово и Метохии. Патриарх постоянно повторял, что Сербская Церковь не приемлет ни признания Косово и плана так называемого разграничения, по которому сербы должны разделиться с албанцами по сомнительным этническим границам, и должна произойти размена территорий. Представители Церкви на всех уровнях неоднократно высказывались против этих безумных планов, так же как последовательно выступают против признания независимости Косово со стороны Сербии, а также других стран. С сербской молодежью в Печской патриархии      Святейший Патриарх за время своей поездке общался не только с представителями Церкви, но особенно много посвятил времени детям и молодежи, призывая их не покидать святую сербскую землю Косово и Метохию. По словам Патриарха, сербам сегодня как никогда необходимо единство, терпение и мужество для того, чтобы сохранить свои святыни и самим остаться на Косово и Метохии. 18 апреля 2019 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/120715.html

По смерти брата св. Савва отправился на восток для поклонения св. местам, освященным стопами Спасителя. Не оставлено им ни одно место святой земли, где бы не побывал он, посетил и все пустыни иноческие. В обители Саввы освященного получил он дорогой дар – жезл освященного, хранимый поныне, по его завещанию, на   и мачьского (на Саве и при впадении Дрины в Саву). – Стефан Милютин устроил епископию «у Расии на теплых водах в Баньске», при храме св. Николая; здесь был епископом Даниил, впоследствии архиепископ. В сопочанском помяннике поминаются еще епископы: Белой церкве (белгородский), зворникский, сремский, вучетрский (заменивший баньского), новобродский, смедеревский, рудничский, пожегский, босанский, херсоговский, темишверский, врешачский. Зап. геогр. общ. XIII, 152. 153. 26) Какие это ереси оставались после Неемани, в сказании Дометиана не сказано. Поздний летописец так излагает известие Дометиана: «елици крещени во латинскую ересь вопадоша, сам молитву миру изглаголав помазует их и верним причитает. Елицы же не покаряху се, сих поволеваше цару Стефану брату со безчестием от отчьства изгнати и недаваше растити тернию во место винограда» (Гласник Х, 36). Но латиняне жили в Сербии и при Душане. Итак, не этих людей имел в виду Дометиан, когда говорил о подвиге Саввы в отношении к ересям. Вероятнее, это были остатки ариан и богомилов. 27) Об этом говорится и в русских летописях, Карамз. IV, пр. 84. 388. Сербские летоп. В Гласнике V, 38. 39. Х, 360. Афоне28). На обратном пути был он в Никее. Имп. Иоанн Ватаци принял и отпустил его с почестями в Афон. Прибыв на кафедру, совершил годичное поминовение о брате короле и утешен был нетлением тела его. Святитель старался умирить вражду, поднявшуюся между племянниками. Радослав, завлеченный дурною женщиною в худые дела, вынужден был бежать из Сербии. Святитель венчал на королевство Владислава в 1230 г. Под бдительным надзором св. Саввы цвело благочестие в Сербии. Он каждый праздничный день предлагал поучение в храме; вельможам внушал не забывать о смерти, воинам остерегаться своеволий, народу не возобновлять языческих веселий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

—158— Этот меморандум был представлен в Пештский снем, где в ответ на него была сказана мадьярская поговорка: „kása nem étel, fót nem ember“ (каша – не пища; словак – не человек). Вместе с тем Пештский снем („парламент“) распорядился, чтобы чиновники терроризовали словаков и заставили их подписать протест против меморандума. Это удалось, и политическое положение Угрии стало очень печальным для словаков. Но всё же на свято-мартинском собрании словацких патриотов зародилась „Матица словенская“ – институт необычайной важности. Этим словаки более всего обязаны епископу Стефану Мойзесу, который добился аудиенции австр. императора (в Вене 21 июля 1861 г.), плодом которой было утверждение Матицы и обещание государя внять словацкому меморандуму. Но последнее осталось без внимания, так что сам Мойзес выражался об этом предмете так: „в Вене главным двигателем политики есть страх: кто сумеет нагнать там значительную долю страха, тот и восторжествует“. Ныне словаки имеют свою Матицу, свою баньско-быстрицкую гимназию, музей; в Словенске издается 25 журналов и газет 786 (8 политических, 4 беллетристических и научных, 2 специальные, 6 католич., 2 евангелических и 1 хозяйственный), несколько сборников 787 и 25 календарей, из которых преимущественно и почерпает свои сведения словак. Словаки еще не пали духом и неустанно протестуют против притеснения и бесправия, тем не менее мадьяризация всех угорских славян, в том числе и слова- —159— ков, прогрессирует – во всех отношениях, всеми способами! 788 . Мадьяризации словаков более всего содействует римско-католическая церковь . В Словенске 6 епископов – все они, конечно, мадьяры. Духовные семинарии и монастыри также мадьярского духа и столь же шовинистичны как и все средние мадьярские школы. Преподаватели в семинариях и монастырских училищах убеждают своих воспитанников переменять свои славянские фамилии на мадьярские, доказывая нужду в этом тем, будто славянское имя составляет позорное клеймо на образованном и занимающем высокое положение человеке. Ученики богословия не упражняются в семинариях ни в проповеди, ни в катехизических беседах, ни даже в чтении евангелия на словенском языке; так что кандидат священства, получающий славянский приход, не знает по-славянски и столько, сколько знает пастух. Так заботятся словенские епископы о своих духовных овцах 789 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сербская Церковь начинает процесс против иностранных государств HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Сербская Церковь начинает процесс против иностранных государств По сообщениям ряда сербских информационных агенств, 8 декабря 2004 года в Белграде прошла конференция для журналистов, на которой епископ Рашко-Призренеский Артемий заявил, что возглавляемая им епархия Сербской Православной Церкви начала процесс в Международном суде по правам человека в Стасбурге с целью возмещения ущерба причиненного православным святыням в Косово. 8 декабря 2004 г., Белград / По сообщениям ряда сербских информационных агенств, 8 декабря 2004 года в Белграде прошла конференция для журналистов, на которой епископ Рашко-Призренеский Артемий заявил, что возглавляемая им епархия Сербской Православной Церкви начала процесс в Международном суде по правам человека в Стасбурге с целью возмещения ущерба причиненного православным святыням в Косово. Владыка Артемий сообщил, что процесс начат против Италии, Германии, Франции и Великобритании в связи с тем, что они не смогли предотвратить уничтожение сербских святынь в зонах своей ответственности в Косово и Метохии. При этом он пояснил, что США не входит в круг стран, против которых выдвинуто обвинения в силу того, что компетенция Страсбургского суда распространяется только на Европу. Тяжба начата с целью достижения правовой защиты и возмещения ущерба нанесенного Сербской Церкви и Рашко-Призренской начиная с 12 июня 1999 года. Владыка Артемий сообщил, что «епархия будет требовать в Страсбурге и компенсации ущерба за пережитой страх, душевную боль, страдания и мучения, через которые начиная с 12 июня 1999 года и до сего дня прошли все члены Сербской Православной Церкви – священство, монашество и верующий народ». Епископ Артемий Обвинительные материалы, которые будут представлены в суде, разделены на две части. Первая часть охватывает период с 12 июня 1999 года до марта 2004, а вторая – период мартовского погрома. Владыка Артемий признает, что «этот процесс не будет ни легким, ни быстрым», но считает своей обязанностью сделать все, что возможно. Он также сказал, что интересы Сербской Церкви на суде в Страсбурге будут защищать иностранные адвокаты, обладающие достаточным опытом проведения подобного рода процессов. Принимавший участие в конференции игумен монастыря Баньска иеромонах Симеон оценил предстоящий судебный процесс, как «единственный в истории международного права». Напомним, что с июня 1999 года в Косово уничтожено около 150 православных святынь. Во время погрома 17 и 18 марта 2004 года уничтожено и разромлено 36 православных церквей, монастырей и других религиозный и культурно-исторических объектов, некоторые из которых относятся к XV веку. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Монастырь Моштаница впервые упоминается в письменных источниках в 1579 году в книге «Отечник», которая сегодня хранится в Хиландаре . Сам монастырь, безусловно, более древний, но время его создания точно определить до сих пор невозможно. Одна из легенд гласит, что Моштаница была построена в 1113 году. Это подтверждается надписью на старом монастырском ключе. Утверждение, что монастырь был построен королем Драгутиным , основано на том, что он был правителем этой области. Хотя и не исключена возможность того, что Драгутин действительно построил монастырь, нет никаких свидетельств, подтверджающих это. Хорватский историк Франьо Рацки отмечал, что некогда монастырь был католическим. Это утверждение не было отвергнуто, поскольку известно, что до середины XV века эту территорию в основном населяли католики. Во всяком случае, Моштаница впервые упоминается в конце XVI века, в период османской экспансии на запад. В письмах, отправленных монахами австрийским генералам, говорится, что монастырь находится в очень тяжелом положении. Однако ранее Моштаница был достаточно богатым монастырем: братством монастыря был приобретен серебряный крест с позолотой и инкрустацией драгоценными камнями. Позднее этот крест был обнаружен в ризнице монастыря Баньска . Вскоре Моштаница была сожжена вместе с монастырем Рмань . Монастырь был перестроен в 1642 году и действовал до Венской войны, когда снова был сожжен и разрушен. В 1699 году монастырь был снова отремонтирован. Монастырь Моштаница разрушался во время каждой австрийско-турецкой войны. Так случилось и в 1716 году, после чего снова началось его восстановление. Когда сербский народ в долине реки Уна в 1786 году восстал против турецких властей, Моштаница снова оказался под прицелом врага. Пятая реконструкция монастыря последовала во время Австрийского правления в 1792 году. В 1833 году монастырь перестроили, но неизвестно сносили ли его до этого. Во время восстания Печии в 1858 г. Моштаница снова подверглась нападению, и примерно в 1863 году последовала очередная реконструкция. Сербский принц Михайло Обренович сыграл большую роль в этом обновлении. В 1875 г. опять вспыхнуло восстание и турки в снова сожгли монастырь. Спустя три года началась подготовка к его реставрации. Восстановительные работы были завершены в 1883 году. Но даже в XX век не принес монастырю мира. Во время военных действий силы НДХ снесли монастырь в 1941 году, но сразу после войны его отстроили заново.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Стефана Уроша III (Стефана Дечанского) и деспота Стефана Лазаревича. Начальная часть 1-го Жития в основном посвящена драматическим взаимоотношениям его героя с отцом, а во 2-м М. упоминается в родословце сербской династии Неманичей с определением «Баньский краль». Оба памятника получили распространение в рукописной традиции Московской Руси XVI в. Сведения из них были включены в сокращенном виде в Русский Хронограф, составленный между 1516 и 1522 гг. в Иосифовом Волоколамском мон-ре (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 395, 403-404), и перешли во все позднейшие редакции памятника XVI - 1-й четв. XVII в. (Там же. Ч. 2. С. 182, 186-188), в Никоновскую летопись, созданную в 1526-1530 гг. в окружении митр. Даниила (ПСРЛ. Т. 10. С. 48, 196-198), и в Лицевой летописный свод посл. четв. XVI в. Не позднее 2-й четв. XVI в. большие извлечения из Жития Стефана Дечанского (в т. ч. повествующие о М.) были включены в состав посмертных чудес свт. Николая Чудотворца, причем и на декабрьскую и на майскую памяти (ВМЧ. Декабрь, дни 6-17. СПб., 1904. Стб. 645-660; Иосиф. Оглавление ВМЧ. Ч. 2. Стб. 155-156). В 70-х гг. XVI в. тексты этих чудес были проиллюстрированы (в т. ч. с изображением М.) в составе лицевого жития свт. Николая (РГБ. Больш. 15), созданного в мастерских Московского Кремля. Начиная с 1640 г. тексты неоднократно издавались Московским Печатным двором в сборнике с Житием, со службами и с чудесами свт. Николая. С посл. четв. XVIII в. (старшее известное издание - Гродно, 1781) книга неск. раз издавалась старообрядцами. В Ярославле в 1644 г. сцены из Жития Стефана Дечанского с изображением М. были включены во фресковый цикл ц. Николы Надеина, а в 1673 г.- ц. Николы Мокрого ( 2007. С. 95-98). От хиландарских посольств сер. XVI в. в Москве было известно, что М. является (наряду со святыми Саввой и Симеоном Сербскими) одним из главных ктиторов этого святогорского монастыря. В 1550 г. хиландарские монахи преподнесли царю Иоанну IV Васильевичу Грозному икону М. и список службы ему ( 1965. С. 93), совр.

http://pravenc.ru/text/2563220.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010