Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Церковный суд лишил сана и монашества протосинкела Симеона (Виловского), ближайшего помощника епископа Артемия 03.06.2010 Церковный суд изверг из сана и лишил монашества протосинкела Симеона (Виловского) , ближайшего помощника почисленного в мае этого года на покой епископа Артемия (Радосавлевича) , сообщает официальный сайт Сербской Православной Церкви . Церковный суд Будимлянско-Никшичской епархии по поручению Великого церковного суда Сербской Православной Церкви на заседании 22 мая в Беране (Черногория) принял решение лишить священнического сана и монашества протосинкела Симеона (Виловского), бывшего настоятеля монастыря Баньска. Суд постановил вернуть его в число мирян с именем Деян (хотя в паспорте он сменил имя, данное при крещении, на монашеское) и отлучить его от Церкви на 3 года. Суд Будимлянско-Никшичской епархии рассмотрел обвинения, выдвинутые против протосинкела Симеона и представленные по данному делу доказательства и пришел к выводу, что обвиняемый, преследуя личные цели и личную или своих близких материальную выгоду, развил активную деятельность, грубо противоречившую церковным канонам и не совместимую с монашеским саном и церковным положением. Тем самым он подставил под сомнение репутацию Церкви и ее иерархии, а также нанес материальный урон клиру и пастве Рашско-Призренской епархии. Протосинкел Симеон обвинен по целому ряду пунктов, начиная от непослушания церковным властям, до присвоения епархиальных средств и распространения клеветы. Прещение наложено: Также в обвинении отмечено, что деятельность протосинкела Симеона стала подовом для возбуждения уголовного дела и светскими судебными инстанциями. В настоящее время Виловский находится в Салониках и ожидает решения Верховного суда Греции о своей экстрадиции по запросу властей Сербии. Представитель Церковного суда Будимлянско-Никшичской епархии прибыл в Грецию, чтобы лично передать обвинения протосинкелу Симеону, но тот отказался с ним встречаться. Таким образом он отказался и от своего права в течение 14 дней после вынесения обвинения Церковным судом представить на него свой ответ. Поэтому Судебное вече, согласно 66 статьи Правил и делопроизводства церковных судов Сербской Церкви, заключило, что обвиняемый признается в содеянном. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 19.11.2010 19:49:54

http://drevo-info.ru/news/8503.html

2. Архиерейские кафедры Мы говорили выше, что разделением страны на епархии и поставлением епископов Св. Савва начал свою архиепископскую деятельность. Всех епархий было учреждено им восемь, именно: а) в собственной Сербии с приобретениями Стефана Немани – 1) рашская или расская (существовавшая прежде), 2) хвостенская, иначе студеницкая, 3) топлицкая, 4) моравская или моравицкая, 5) дебрьская; б) в Зете или Диоклее – 1) зетская, 2) будимльская; в) в Захолмии или Холмии – одна на всю область холмская или захолмская (по степеням своего достоинства, епархии эти перечисляются в таком порядке: зетская, рашская, хвостенская, холмская, топлицкая, будимльская, дебрьская, моравицкая) 291 . Это число восьми епархий, как кажется, оставалось неизменным до Стефана Милутина Уроша II. В правление сего последнего, во-первых, открыты были новые епархии в местностях, которые прежде принадлежали сербам, таковы – липлянская или грачаницкая, звечанская или баньская и кончульская; вовторых, явились новые епархии вследствие расширения границ государства, именно – призренская, скопийская, браннчевская и мачевская. Старший брат Милутина Драгутин, как мы говорили выше, отказавшись от королевского престола, владел после того на правах венгерского вассала областью белградской, – при нем также была здесь своя особая епархия. Таким образом, в правление Милутина число всех епархий сербской архиепископии доходило до 16-ти. После Милутина при Стефане Дечанском прибавилась завоеванная у болгар новая епархия вишская, но перестали существовать две или вероятнее три из епархий прежде бывших, именно – звечанская, мачевская и – как нужно предполагать – белградская. Под, архиепископом, равно как и под патриархом, могли быть не только простые епископы, но и митрополиты (и в самой утвержденной грамоте Св. Савве на архиепископию, данной патр. Германом, сказано: «да имать (новопоставлеииый архиепископ) область над всеми грады же и землями, над митрополиты же и епископы», (у Дометиана но изд. Данич. стр. 220). Но за исключением, недолго в позднейшее время бывшего и находившегося в особом положении, епископа белградского, это последнее титло не было носимо ни одним из сербских епископов, по крайней мере до первой половины правления Милутинова включительно (cм. Monumenma Serbica Mukлoшuчa р.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В Скупщине союза общин Косово и Метохии считают, что владыка Артемий был смещен на основании «неточных и необоснованных аргументов». По мнению Скупщины, организаторами смещения косовского архипастыря являются митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович) и викарный епископ Липлянский Феодосий (Шибалич). Скупщина союза общин Косово и Метохии обвинила владыку Феодосия и монастырь Дечаны в распространении клеветы в адрес владыки Артемия. Портал Српска.Ру отмечает необычайную спешку, с которой был отстранен от своей кафедры епископ Рашко-Призренский Артемий. «На вопрос епископа Артемия после вчерашнего заседания Синода, - пишет издание, - почему процесс против него проводится с такой спешкой, в преддверие Великого Поста, который начинается 15 февраля, один из членов Синода ответил, что здесь вообще и речи нет о спешке, так как все это продолжается уже пять лет!» «Может быть, этим процессом управляют из Вашингтона, по приказам Джозефа Байдена, так же как и пять лет назад, когда из Вашингтона пришел приказ подписать Меморандум о восстановлении церквей в Косово и Метохии, а послы западных стран в Белграде уже давно упорно требуют, чтобы епископ Артемий был снят с кафедры епископа Рашско-Призренского?». Такое предположение было высказано на официальном сайте Рашко-Призренской епархии, который со вчерашнего дня заблокирован. Как известно, управление епархией Синодом было возложено на епископа Афанасия (Евтича), который начал действовать чрезвычайно активно. Уже через час после завершения заседания Святейшего Синода, на котором было решено назначить его администратором Рашско-Призренской епархии, он, как сообщил до закрытия сайт епархии, уже находился в резиденции епископа Артемия, где " начал свой деспотический пир " . Сопровождал владыку Афанасия " его верный послушник Феодосий (Шибалич) и несколько монахов из Высоких Дечан, уже известных по своему безобразному и хулиганскому поведению, когда летом 2008 года они напали на игумена монастыря Баньска Симеона, нанеся ему тяжелые травмы " . Одним из их главных защитников тогда был как раз епископ Афанасий (Евтич).

http://ruskline.ru/news_rl/2010/02/16/sk...

Расцвет монашества способствовал духовному возрождению нашего народа HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Йован Янич Расцвет монашества способствовал духовному возрождению нашего народа Можно открыто сказать, что только благодаря сильному и стабильному монашеству и священству в Косово и Метохии, несмотря на небывалые погромы, геноцид и этнические чистки в течение прошедших 8 лет, некоторая часть сербов все-таки осталась в Косово и Метохии. Сербская Православная Церковь продолжает выполнять свою высокую миссию. В Косово и Метохии это удается благодаря многочисленному монашеству и преданному священству. Рашко-Призренская и Косовско-Метохийская епархия Сербской Православной Церкви имеет самое многочисленное монашество во всей Сербской Церкви. Она расположена на юге Сербии и охватывает Кочоыво и Метохию и Рашскую область – земли являющиеся колыбелью Сербской Церкви, сербской культуры и государственности. В последние годы, насмотря на суровые испытания, епархия переживает настоящий всплеск возрождения монашества. Епископ Рашко-Призренский Артемий и игумен монастыря Баньска Симеон ответили на вопросы журнала «Нин». За Божественной литургией в Дечанском монастыре / - Сколько сегодня в Косово и Метохии монахов и монахинь? Епископ Артемий: В Рашко-Призренской и Косовско-Метохийской епархии всего 25 монастырей. Из них семнадцать населенных, три восстанавливающихся, пять разрушенных (надеемся, и они в ближайшее время будут восстанавливаться и оживать). Из населенных монастырей тринадцать находятся в Косово и Метохии (семь мужских и пять женских), четрыре - в Рашской области (три мужских и один женский). Всего одинннадцать мужских и шесть женских действующих монастырей, в которых подвизаются 185 монахов и монахинь, из них: монахов и послушников – 131, монахинь и послушниц - 54 В Косово и Метохии всего 109 (71+38=109) А в Рашской области всего 76 (60+16=76). Есть еще ставропигиальный монастырь Печка Патриаршая, находящийся под прямым управлением Его Святейшества Патриарха Сербского Павла. В этом монастыре живут 18 монахинь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ II († 16.08.1309?), свт. (пам. 16 авг.), архиеп. Сербский в 1292-1309 гг. 3 февр. 1292 г. был избран на престол Сербской архиепископии после смерти архиеп. Иакова. Скудные сведения о жизни Е. изложены в Житии архиеп. Даниила II , написанном одним из учеников последнего. Е. вел строгую подвижническую жизнь и как ревностный пастырь заботился о «вверенном ему стаде». Обновил мон-рь Жича , опустевший после «нашествия безбожного языка куманского» (т. е. татар - орды хана Ногая, выступившей в 1291 на стороне болг. удельного правителя Шишмана). При нем «многогрешный чернец Герман» из мон-ря Милешева и св. Григорий II , еп. Рашский, в мон-ре Печ написали для афонского мон-ря Хиландар т. н. Рашскую Кормчую (ГИМ. Воскр. 29-перг; РГБ. Унд. 25; см.: Записи. 1. 38, 40; 3. 5543), была расписана ц. св. Ахиллия в Арилье , где Е. был изображен на зап. стене наоса храма ( Г. Низови портрета српских епископа, архиепископа и nampujapxa у зидном сликарству, XIII-XVI в. Београд, 1979. С. 322). В период его управления в Сербской Православной Церкви (СПЦ) были учреждены Браничевская и Лимская епархии (кафедра в монастыре св. апостолов Петра и Павла на р. Лим), Ибарская епархия была преобразована в Звечанскую (см.: Косик В. И. Баньская епархия//ПЭ. Т. 4. С. 307), а из Охридской архиепископии в юрисдикцию СПЦ перешла Скопская епархия. Е. помог кор. Стефану Урошу II Милутину восстановить мирные отношения с Византией после военного конфликта нач. 90-х гг. XIII в., в 1298-1299 гг. вел переговоры с визант. посланником Феодором Метохитом , посещавшим неск. раз Сербию. В кон. окт. 1301 г., в период конфликта кор. Милутина с жителями Дубровника, Е. посетил приморье и попросил дубровчан прислать в Сербию делегацию для переговоров. При согласии кор. Милутина Е. на Соборе, созванном в Сербии, а не на Соборе хиландарского братства поставил иером. Даниила (впосл. архиепископ Сербский Даниил II) игуменом мон-ря Хиландар. Вскоре после смерти Е. был прославлен в лике святых. Житие Е. и служба ему неизвестны, сведений о его почитании на Руси нет. Лит.: Српски jepapcu. С. 215-216; С. Свети срби. Нови Сад, 2000. C. 61-62; Ucmopuja. 1. C. 151-153. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)

http://pravenc.ru/text/187469.html

- Не могу целиком согласиться с Вами, в том смысле, что именно я это сделал. Бог посылал оных, коих избирал. А я был лишь тем, кто принимал с любовью всё, что повелевал Господь. Сколько было в моих силах, направлял братию на правый чин монашеской жизни. Всё устраивалось по Промыслу Божию, а события, последовавшие в 1998-1999 гг. и позже, которые стали судными для нашего народа в Косове и Метохии, лишь это подтвердили. Конечно, большинство монашества и монастырей в Косове стали своего рода духовными центрами, стожарами, которых народ наш «держался», в которые веровал. И несмотря на все нестроения, ужасы, гонения, страдания, люди оставались на наших древних землях. В этом отношении роль монашества неоценима! А Господь сподобил косовское монашество ревности, стойкости и многочисленности. Црна Река была словно улей, который постепенно роился. И как в улье матки создают новые семьи, так и умножавшиеся братия Михайло-Архангельского монастыря на Чёрной реке пополнили все обители в Косове и Метохии, многие же возродили или основали совсем новые. Монахов было более двухсот. Пять монастырей - женские, остальные - мужские. В некоторых поначалу жили по одному-два инока, а где-то и ни одного не было! Ревностию и любовью смогли мы возродить обители и умножить число насельников. Например, в монастыре Високи Дечани, в то время, когда я стал епископом, их было четверо, а в Црной Реке - 17. Тогда мы, во-первых, обновили, омолодили братство монастыря Високи Дечани, перевели из Црной Реки девятерых монахов. И будто горная речка забурлила. Многие обители просто вернулись к жизни - Кончул, Баньска, так же и Джурджеви Ступови. Отстроен монастырь Девине Воде, Улие, Тушимлье, возрождён монастырь Драганац, где не было насельников, и т. д. То было время расцвета монашества и иноческой жизни в святой земле Косова и Метохии. Некоторые монахи, в зависимости от обстоятельств, перемещались в другие епархии или даже на другие континенты. Сейчас наши постриженики живут в Европе, Австралии, Африке, в Северной Америке.

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/18/...

Вучич с предложением согласился. А вот Курти — нет. По его словам, Брюссель «не оставил выбора» и положил на стол единственный вариант консенсуса. Отказ премьера неудивителен. Его правительство проводит на севере региона совсем другую политику. Только за последние пару недель отсюда поступили новости, свидетельствующие о фактах дискриминации в отношении сербов. Так, администрация города Косовска-Митровица, чтобы проложить новую автодорогу, решила пожертвовать сербским кладбищем. Старинный погост попросту сровняли с землей. А в Каменице группа неизвестных напала на несколько сербских школ: здания забросали камнями и повесили на них баннеры с оскорбительными высказываниями. Полиция лишь сообщила, что ищет виновных. Под удар националистов попала и Сербская Православная Церковь. В Северном Косово находится ее Рашко-Призренская епархия. Поводом стал инцидент в деревне Баньска. В конце сентября несколько десятков вооруженных боевиков забаррикадировались на территории местного монастыря. Спустя несколько часов косовская полиция взяла ситуацию под контроль. Позже премьер Курти заявил: из обители конфисковали внушительный арсенал оружия. А в распоряжении властей оказались документы, якобы свидетельствующие о планах Белграда захватить Баньску и несколько других населенных пунктов. Ответ последовал спустя месяц. Без каких-либо объяснений полиция самопровозглашенной республики 20 октября арестовала настоятеля монастыря Девина-Вода протосинкелла Фотия (Костовски). Священник — гражданин Северной Македонии — в тот день прибыл в Департамент по делам иностранцев, чтобы продлить вид на жительство. Однако в ответ получил уведомление о депортации и дальнейшем запрете на въезд в Косово. «В предоставленном ему документе были приведены статьи закона, относящиеся к " причинам национальной безопасности " , без указания какой-либо уголовной или иной ответственности, поскольку у отца Фотия проблем с законом не было», — рассказали в Рашко-Призренской епархии. После полицейские временно конфисковали у священника паспорт и мобильный телефон, обыскали автомобиль. А также не разрешили забрать из обители личные вещи. Уже через несколько часов настоятель был на границе с Македонией.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/08/pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [серб. Браничевска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ), была учреждена архиеп. Евстафием II (1292-1309) при реорганизации и разделении Сербской архиепископии на 15 епархий (упом. на 12-м месте). Главный город рим. пров. В. Мёзия Виминакий, основанный кельтами, при заселении этих земель славянами был переименован в Браничево, с IV в. стал епископской кафедрой. В 1219 г. при учреждении свт. Саввой I Сербским автокефальной Сербской архиепископии Браничево еще не входило в ее юрисдикцию. Первый известный по имени архиерей Б. е. митр. Моисей упомянут в дарственной грамоте 1318 г. кор. Милутина Баньскому мон-рю. Второй, еп. Иосиф, назван в Загребском Синодике Православия посл. четв. XIV в. и, как предполагается, занимал кафедру до учреждения в СПЦ Патриаршества в 1346 г., когда Б. е. была возведена в ранг митрополии. В 1380-1390 гг. митрополией управлял митр. Михаил, с 1416 г.- архиеп. Вениамин, к-рый, видимо, последний из архиереев занимал кафедру в ц. св. Николая в Браничеве. В 1428-1430 гг., при деспоте Георгие Бранковиче , серб. столица и кафедра Б. е. были перенесены в новопостроенный на Дунае г. Смедерево. После завоевания Сербии турками не сохранилось точных сведений об архиереях Б. е., вероятно, она была вскоре упразднена. После окончания первой мировой войны и обновления Патриаршества в СПЦ 30 авг. 1921 г. было принято решение о восстановлении Б. е. с центром в Пожареваце в границах Голубацкого, Деспотовацкого, Млавского, Моравского, Парачинского, Пожаревацкого, Рамского, Ресавского и Хомольского районов. В 1922-1930 гг. Б. е. управлял еп. Митрофан (Раич). При еп. Иоанне (Иличе), находившемся на кафедре в 1932-1934 гг., на основании нового Устава СПЦ была проведена реорганизация епархии, начал издаваться епархиальный «Браничевский вестник». Еп. Вениамин (Таушанович) , занимавший кафедру в 1934-1952 гг., вел активное строительство храмов, учредил газ. «Святосавский путь», создал епархиальный союз христ. объединений. Во время второй мировой войны Б. е. принимала священников-беженцев, в мон-рях были устроены дома-приюты. После смерти еп. Вениамина правящим архиереем Б. е. стал еп. Хризостом (Войнович ; 1952-1989), при к-ром было освящено 30 новых храмов, 85 приходских домов и 13 монастырских корпусов, особое внимание он уделял подготовке священнических кадров и развитию мон-рей. В 1989-1993 гг. Б. е. управлял еп. Савва (Андрич) , с 1994 г. на кафедре пребывает еп. Игнатий (Мидич) .

http://pravenc.ru/text/153329.html

Архиепископ Волоколамский Иларион: «Мы должны очень бережно хранить то духовное наследие, которое получили» 3 ноября 2009 г. 15:30 Председатель Отдела внешних церковных связей   архиепископ Волоколамский Иларион , находившийся с 28 по 30 октября с визитом в Косово и Метохии, дал интервью пресс-службе Рашко-Призренской и Косовско-Метохийской епархии Сербской Православной Церкви . — Ваше Высокопреосвященство, Вы впервые на святой Косовской земле. Можете хотя бы вкратце  рассказать нам о  своих впечатлениях? — У меня очень сильные и очень яркие впечатления. И конечно, впечатления эти двоякие — и радостные, и скорбные. Радостно для меня то, что я впервые посетил Косовский край, который является колыбелью сербского христианства, увидел великие святыни: монастырь Грачаница, монастырь Дечаны, древнюю Печскую Патриархию, увидел те замечательные памятники православного искусства, которые по милости Божией уцелели. Я смог увидеть совершенно потрясающие фрески, особенно в монастыре Дечаны, которые, слава Богу, прекрасно сохранились несмотря на все исторические перипетии и трагические обстоятельства. Я познакомился с замечательными людьми, которые здесь живут, несмотря на все пережитые трудности и испытания, – с владыкой Артемием, владыкой Феодосием, сестрами монастыря Грачаница, братией монастыря Дечаны, братией монастыря Баньска, с клириками епархии, благочестивыми мирянами, которые здесь трудятся. Все это относится к радостным впечатлениям. А тяжелые и скорбные впечатления связаны с тем, что я впервые  своими глазами увидел то, о чем много читал, о чем много слышал, о чем мне даже приходилось не раз говорить публично: варварское разграбление христианского наследия этого края, которое происходило здесь в последние годы, разрушение святынь и уничтожение храмов, которое происходило вплоть до настоящего времени. Мы вместе с владыкой Артемием посетили не только сохранившиеся святыни, но и те храмы, которые разрушены, которые сейчас лежат в руинах, и те храмы, которые восстанавливаются, но еще очень далеки от того, чтобы можно было сказать, что они действительно восстановлены, и даже посетили те места, где когда-то был храм, а теперь там просто пустырь или сквер.

http://patriarchia.ru/db/text/927571.htm...

Возвращением Епископа Артемия Священноначалие нашей Святой Церкви само бы отворило врата для того, чего от нас требует, т.е. возврата в монастыри, а прежде всего, всем и особенно князьям мipa сего показало, что в действительности в водимой Христом церковной политике нашей Свято-Саввской Церкви нет места никакому смягчению и изменению курса в отношении Косова и Метохии (как уже высказался Питер Фейт, и чего бы они всей душой желали, и как триумфально на своих «советах» заявляют). Но что все в соединении и единодушии и далее, Пресвятой Троицей ведомые, Отцом укрепляемые, Христом собранные и Свято-Духовски возлюбя друг друга, не только будем хранить распято-косовский удел Неба на земле, но и в вечности будем все причастниками неприступного таинства Жизни Вечной. К этому обращению монахов-беженцев присоединяемся и мы, остальные насельники монастырей Рашско-Призренской епархии, и далее пребывающие в своих монастырях в ожидании возвращения наших братьев и сестер в свои богоспасаемые обители, но, прежде всего, желая и смиренно и коленопреклоненно моля Его Святейшество и Отцов Архиереев возвратить на его кафедру и в свою Епархию безвинно изгнанного отца нашего, Епископа Артемия. Монастырь Црна Река 1. протосинкелл Николай Николич 2. иеромонах Наум Миркович 3. иеромонах Дамаскин Вацич 4. иеромонах Виссарион Шулович 5. иеромонах Ириней Ристич 6. монах Антоний Маринкович 7. монах Климент Неделькович 8. монах Рафаил Пейчич 9. монах Киприан Келевич 10. монах Иоасаф Лоич 11. монах Харитон Влаич 12. послушник Деян Стоянович 13. послушник Деян Матияшевич 14. послушник Драган Младенович 15. послушник Александар Стопа 16. послушник Йован Эрделян 17. послушник Александр Козулин 18. послушник Йован Банков 19. послушник Марко Трайкович Монастырь Баньска 1. иеромонах Агапит Бичанин 2. иеромонах Пимен Деянович 3. монах Леонтий Кантар Монастырь Сопочаны 1. иеромонах Досифей Вукосавлевич 2. иеромонах Максим Новакович 3. монах Паисий Маркович 4. послушник Оливер Джюрджев 5. послушник Деян Макич

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/a...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010