Закрыть itemscope itemtype="" > Открытое письмо братии монастыря Црна Река 23.02.2010 1779 В связи с неканоническим отстранением от управления епархией Его преосвященства Епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского господина Артемия, братия монастыря Црна Река 23 февраля 2010 года направила письмо Его Святейшеству Патриарху сербскому господину Иринею. Текст письма единогласно принят, подписан всеми присутствующими членами братии и доставлен Патриарху Иринею, непризнанному администратору епископу Атанасию и настоятелю монастыря Протосингелу Николаю. Его Святейшеству Патриарху сербскому господину Иринею Ваше Святейшество, обращаясь к Вам, как Архипастырю и человеку, своей жизнью связанному с Косово и Метохией, что вы провозгласили в своей первой патриаршьей беседе, наша братия сообщает следующее: 1. Мы признаем право Вашего Святейшества и Святого Архиерейского Синода СПЦ в соответствии с Уставом СПЦ (глава 70 пункт 20 и 35б) начать процесс установления канонической ответственности Епископа Рашско-Призренского господина Артемия. 2. Мы считаем неканоническим решение Святого Архиерейского Синода СПЦ об отстранении епископа Артемия, нашего духовного Отца, от управления Рашско-Призренской епархией, так как в соответствии с главой 111 Устава СПЦ только Святой архиерейский Собор СПЦ может «удалить от управления только по каноническому приговору или разрешен по доказанной немощи». Епископ Артемий не был канонически осужден, не была доказана его немощь и его случай не рассматривался на Святом Архиерейском Соборе СПЦ. 3. Мы отказываемся принять, как администратора Епархии Рашско-Призренской бывшего Захумско-Герцеговинского епископа господина Атанасия, так как он «во двор нашей епархии не вошел через двери (то есть по канонам и действующему Уставу СПЦ), а вошел в другом месте». Потому в наших глазах он не пастырь, а по истинным словам Господним - «вор и разбойник» (Евангелие от Иоанна 10,1). По всем мерилам Правды Божьей мы - овцы Владыки Артемия и лишь ему открываем врата и лишь его голос знаем.За чужаком не пойдем, так как не узнаем голос чужака (Евангелие от Иоанна 2-5). При всем этом, Ваше Святейшество, добавим, что монахи из нашей епархии покидают свои монастыри со слезами на глазах (случай сестер из монастыря Грачаница и иеромонаха Пимена из монастыря Баньска), что монахи и верный народ до крайней меры встревожены, напуганы и растерянны, что наши богослужения проходят в боли и стонах. Целую епархию покрыло облако печали и смятения. Ущерб в духовном плане несравнимо больше доказанных материально-финансовых нарушений, угрожает полный духовный крах с трагическими последствиям. С болью переносим и тот факт, что наш Владыка и духовный Отец под домашним арестом и исповедаться и вести духовные разговоры с ним мы можем лишь в месте его заточения.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/24/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [серб. Браничевска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ), была учреждена архиеп. Евстафием II (1292-1309) при реорганизации и разделении Сербской архиепископии на 15 епархий (упом. на 12-м месте). Главный город рим. пров. В. Мёзия Виминакий, основанный кельтами, при заселении этих земель славянами был переименован в Браничево, с IV в. стал епископской кафедрой. В 1219 г. при учреждении свт. Саввой I Сербским автокефальной Сербской архиепископии Браничево еще не входило в ее юрисдикцию. Первый известный по имени архиерей Б. е. митр. Моисей упомянут в дарственной грамоте 1318 г. кор. Милутина Баньскому мон-рю. Второй, еп. Иосиф, назван в Загребском Синодике Православия посл. четв. XIV в. и, как предполагается, занимал кафедру до учреждения в СПЦ Патриаршества в 1346 г., когда Б. е. была возведена в ранг митрополии. В 1380-1390 гг. митрополией управлял митр. Михаил, с 1416 г.- архиеп. Вениамин, к-рый, видимо, последний из архиереев занимал кафедру в ц. св. Николая в Браничеве. В 1428-1430 гг., при деспоте Георгие Бранковиче , серб. столица и кафедра Б. е. были перенесены в новопостроенный на Дунае г. Смедерево. После завоевания Сербии турками не сохранилось точных сведений об архиереях Б. е., вероятно, она была вскоре упразднена. После окончания первой мировой войны и обновления Патриаршества в СПЦ 30 авг. 1921 г. было принято решение о восстановлении Б. е. с центром в Пожареваце в границах Голубацкого, Деспотовацкого, Млавского, Моравского, Парачинского, Пожаревацкого, Рамского, Ресавского и Хомольского районов. В 1922-1930 гг. Б. е. управлял еп. Митрофан (Раич). При еп. Иоанне (Иличе), находившемся на кафедре в 1932-1934 гг., на основании нового Устава СПЦ была проведена реорганизация епархии, начал издаваться епархиальный «Браничевский вестник». Еп. Вениамин (Таушанович) , занимавший кафедру в 1934-1952 гг., вел активное строительство храмов, учредил газ. «Святосавский путь», создал епархиальный союз христ. объединений. Во время второй мировой войны Б. е. принимала священников-беженцев, в мон-рях были устроены дома-приюты. После смерти еп. Вениамина правящим архиереем Б. е. стал еп. Хризостом (Войнович ; 1952-1989), при к-ром было освящено 30 новых храмов, 85 приходских домов и 13 монастырских корпусов, особое внимание он уделял подготовке священнических кадров и развитию мон-рей. В 1989-1993 гг. Б. е. управлял еп. Савва (Андрич) , с 1994 г. на кафедре пребывает еп. Игнатий (Мидич) .

http://pravenc.ru/text/153329.html

Мужской монастырь Баньска Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Баньска (серб. Манастир построен между 1313 и 1317 годами сербским королём Милутином. Относится к Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Ансамбль монастыря. Вид сверху Кольцо царицы Феодоры, 1322 г. Фасад из разноцветного мрамора Скульптура Богородицы со Христом Монастырь Баньска с храмом Св. Стефана был построен между 1313 и 1317 гг. сербским королём Милутином как его «задужбина» (монастырь на помин души). Помимо храма, в монастыре располагались трапезная, библиотека, конак (место отдыха) и царский дворец. Сам Милутин планировал быть похороненным в этом монастыре, и после смерти его воля была исполнена. В 1389 году, после поражения сербов в битве на Косовом поле, прах короля был перенесён в Трепчу, а в 1460 году — в болгарскую Софию, где ныне и находится. Так как монастырь был царской усыпальницей, его статус был достаточно высок, монастырь был ставропигиальной Лаврой, и считался 4-м по значимости монастырём Сербии (три первых — Студеница , Монастырь Милешева и Сопочаны) . Строительством монастыря руководил тогдашний игумен Даниил, позже ставший сербским архиепископом Даниилом II . В средневековых источниках и народной памяти монастырь Баньска называется одним из самых красивых монастырей Сербии. Он был построен в рашском стиле, как и Студеница , которая, по воле Милутина, была взята за образец при постройке нового монастыря. Снаружи собор был облицован плитами голубоватого, розового и белого мрамора. Роспись в храме (плохой сохранности) была выполнена на золотом фоне, в традиционном для сербской живописи стиле XIII века. В диаконнике имеется изображение епископа, в жертвеннике — фрагмент неизвестной композиции, в медальонах на западной арке, в наосе сохранились поясные изображения епископов. Высокое качество росписи указывает на то, что исполнители были приглашены из Константинополя. Аналогичной росписью, но без золотого фона были украшены трапезная монастыря и др. постройки (сохранились незначительные фрагменты).

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Король Милутин возвращается на Косово Баньска, 22 декабря 2006 г. Святой король Милутин «Мощи святого сербского короля Милутина возвращаются из Болгарии в Сербию, и будут захоронены в монастыре Баньска в северной части Косовской Митровицы в Косово и Метохии», - сообщил представителям газеты «Вечерние новости» епископ Рашко-призренский Артемий. Информация об этом опубликована на сайте епархии www.eparhija-prizren.com В настоящее время мощи великого сербского правителя покоятся в церкви Святой Недели в Софии, где считаются одной из самых больших святынь. «Идея возвращения мощей нашего великого просвятителя, правителя и покровителя возникла уже давно, но только сейчас для этого созданы конкретные условия, - говорит владыка Артемий. - Четыре года назад я направил письмо Его Святейшеству Патриарху Павлу с предложением запросить у Болгарской Православной Церкви о возможности возвращения мощей. Это событие имело бы большое значение для нашего народа в Косово и Метохии в эти судьбоносные дни. Идея особенно окрепла два года назад, когда стал возрождаться монастырь Баньска. Два дня назад мы, наконец, получили письмо министра культуры Драгана Коядиновича, в котором нас уведомили о том, что Синод Болгарской Церкви принял решение о возвращении мощей». В Сербию мощи святого Милутина вернутся не полностью, а только их часть, потому что этот сербский король весьма почитаем и в Болгарии. Его почитание в Болгарии настолько сильно, что церковь Святой Недели (Святого Воскресения) в народе называют церковью Святого Короля. Сейчас, как сообщает корреспондент «Вечерних новостей», предстоят интенсивные переговоры сербского и болгарского Синодов о процедуре переноса и о том, какую часть реликвии следовало бы возвратить в Сербию. В Рашко-призренской епархии считают, что логично было бы возвратить мощи в монастырь Баньска, который построил сам король Милутин. В монастырской церкви его мощи покоились с его преставления в 1321 году и до нашествия турок, когда они были перенесены в Трепчу, а оттуда в 1460 году, по указанию митрополита Силуана, ради спасения от поругания, в Софию. По словам Епископа Артемия, событие должно состояться в течение следующего года и сопровождаться большими торжествами обеих Церквей. «Мы планировали возвратить мощи короля Милутина до 2010 года, а с Божьего благословения сможем сделать это раньше, - сообщил для «Новостей» владыка Артемий. - Это великая и радостная весть не только для оставшихся в Косове и Метохии сербов, но и для всего сербского народа, особенно в тот момент, когда решается статус нашего южного края. Возвращение короля домой послужит возрождению сербского народа, и мы можем только благодарить Бога за понимание Болгарской Церковью наших стремлений. Младший брат короля Драгутина, Милутин, считается одним их великих строителей и возродителей церкви. За 42 года своего правления он построил и восстановил 42 храма.

http://pravoslavie.ru/19993.html

Сербская Церковь отказалась от участия косовских властей в восстановлении монастыря Баньска Грачаница, 29 сентября 2023 г. Рашко-Призренская епархия Сербской Православной Церкви фактически отказалась от участия институтов косовских властей в устранении ущерба, нанесенного монастырю во время боевых столкновений около него 24 сентября 2023 г. Свой отказ Церковь мотивировала тем, что участие косовских структур скорее всего преследует политические интересы.      «В такой неприемлемой ситуации наша Епархия не желает мириться с вмешательством косовских институтов в жизнь нашей Церкви и взятием на себя охрану Баньского монастыря, – говорится в сообщении епархии, – Мы рассматриваем эту инициативу прежде всего как политический акт, целью которого является не только поставить религиозное и культурное наследие Сербской Православной Церкви в Косово и Метохии под политический контроль косовских институтов, но и как шаг к дальнейшей деградации наших основных религиозных прав и свобод, а также культурное присвоение наших церквей и монастырей. Рашко-Призренская епархия способна самостоятельно привлечь независимых экспертов, которые оценят ущерб, чтобы восстановить поврежденное за свои средства и средства наших благотворителей, как это было в случае с другими пострадавшими церквями и монастырями, поврежденными или полностью уничтоженными албанскими экстремистами за последние двадцать лет». Свою позицию по поводу инициативы косовских институтов и министра культуры Косово Хайрула Чеку говорящих, что министерство культуры Косово должно оценить ущерб, нанесенный монастырю, в ходе недавних вооруженных операций и заняться его устранением епархия объясняет следующим образом: «Мы считаем, что безусловно необходимо возместить нанесенный ущерб, и наша епархия уже много лет работает с помощью местных и международных благотворителей над восстановлением и защитой своей святыни – монастыря Баньска, который является одним из наиболее значимых даров Святого короля Стефанана Милютин XIV века. Мы глубоко разочарованы заявлениями министра культуры г-на Чеку, который в своих публичных заявлениях в Твиттере вновь отказался написать настоящее название нашей Церкви, умолчав, что это монастырь Сербской Православной Церкви, где регулярно проводятся службы, где живет монашеское братство и куда приходят молиться многочисленные верующие. Таким образом, не только вновь кем-то присваивается культурное наследие Сербской Православной Церкви и отрицается ее идентичность, но также оказывается, что тот факт, что монастырь был раннехристианским святилищем тысячу лет назад, важнее, чем тот факт, что он был раннехристианским святилищем тысячу лет назад. это живой монастырь, который говорит об истинном отношении институтов Косово к нашему культурному наследию.

http://pravoslavie.ru/156350.html

Архиепископ Волоколамский Иларион: «Мы должны очень бережно хранить то духовное наследие, которое получили» 3 ноября 2009 г. 15:30 Председатель Отдела внешних церковных связей   архиепископ Волоколамский Иларион , находившийся с 28 по 30 октября с визитом в Косово и Метохии, дал интервью пресс-службе Рашко-Призренской и Косовско-Метохийской епархии Сербской Православной Церкви . — Ваше Высокопреосвященство, Вы впервые на святой Косовской земле. Можете хотя бы вкратце  рассказать нам о  своих впечатлениях? — У меня очень сильные и очень яркие впечатления. И конечно, впечатления эти двоякие — и радостные, и скорбные. Радостно для меня то, что я впервые посетил Косовский край, который является колыбелью сербского христианства, увидел великие святыни: монастырь Грачаница, монастырь Дечаны, древнюю Печскую Патриархию, увидел те замечательные памятники православного искусства, которые по милости Божией уцелели. Я смог увидеть совершенно потрясающие фрески, особенно в монастыре Дечаны, которые, слава Богу, прекрасно сохранились несмотря на все исторические перипетии и трагические обстоятельства. Я познакомился с замечательными людьми, которые здесь живут, несмотря на все пережитые трудности и испытания, – с владыкой Артемием, владыкой Феодосием, сестрами монастыря Грачаница, братией монастыря Дечаны, братией монастыря Баньска, с клириками епархии, благочестивыми мирянами, которые здесь трудятся. Все это относится к радостным впечатлениям. А тяжелые и скорбные впечатления связаны с тем, что я впервые  своими глазами увидел то, о чем много читал, о чем много слышал, о чем мне даже приходилось не раз говорить публично: варварское разграбление христианского наследия этого края, которое происходило здесь в последние годы, разрушение святынь и уничтожение храмов, которое происходило вплоть до настоящего времени. Мы вместе с владыкой Артемием посетили не только сохранившиеся святыни, но и те храмы, которые разрушены, которые сейчас лежат в руинах, и те храмы, которые восстанавливаются, но еще очень далеки от того, чтобы можно было сказать, что они действительно восстановлены, и даже посетили те места, где когда-то был храм, а теперь там просто пустырь или сквер.

http://patriarchia.ru/db/text/927571.htm...

Мы должны очень бережно хранить то духовное наследие, которое получили, и никогда не стать «иванами, не помнящими родства» Источник: Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископа Волоколамского Илариона пресс-службе Рашско-Призренской и Косовско-Метохийской епархии Сербской Православной Церкви – Ваше Высокопреосвященство, Вы впервые на святой Косовской земле. Можете хотя бы вкратце рассказать нам о своих впечатлениях? – У меня очень сильные и очень яркие впечатления. И конечно, впечатления эти двоякие – и радостные, и скорбные. Радостно для меня то, что я впервые посетил Косовский край, который является колыбелью сербского христианства, увидел великие святыни: монастырь Грачаница, монастырь Дечаны, древнюю Печскую Патриархию, увидел те замечательные памятники православного искусства, которые по милости Божией уцелели. Я смог увидеть совершенно потрясающие фрески, особенно в монастыре Дечаны, которые, слава Богу, прекрасно сохранились, несмотря на все исторические перипетии и трагические обстоятельства. Я познакомился с замечательными людьми, которые здесь живут, несмотря на все пережитые трудности и испытания, – с владыкой Артемием, владыкой Феодосием, сестрами монастыря Грачаница, братией монастыря Дечаны, братией монастыря Баньска, с клириками епархии, благочестивыми мирянами, которые здесь трудятся. Все это относится к радостным впечатлениям. А тяжелые и скорбные впечатления связаны с тем, что я впервые своими глазами увидел то, о чем много читал, о чем много слышал, о чем мне даже приходилось не раз говорить публично: варварское разграбление христианского наследия этого края, которое происходило здесь в последние годы, разрушение святынь и уничтожение храмов, которое происходило вплоть до настоящего времени. Мы вместе с владыкой Артемием посетили не только сохранившиеся святыни, но и те храмы, которые разрушены, которые сейчас лежат в руинах, и те храмы, которые восстанавливаются, но еще очень далеки от того, чтобы можно было сказать, что они действительно восстановлены, и даже посетили те места, где когда-то был храм, а теперь там просто пустырь или сквер.

http://pravoslavie.ru/37873.html

Мужской монастырь Сочаница Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Сочаница (серб. Манастир Сочаница) — мужской монастырь Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Монастырь находится в северной части Косово на склонах горы Копаоник, в 3,5 км от одноименной деревни в общине Лепосавич. Содержание История [ править править код ] Согласно надписи с одного из каменных надгробий, обнаруженного рядом с монастырским храмом, известно, что в 1643 году на территории современного монастыря был действующий храм. Сама Сочаница упоминается в грамоте святого короля Стефана Уроша II Милютина от 1314 года как Сельчаница (в это время им был основан монастырь Баньска ). Современный монастырский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был построен в 1862 году на месте более древней церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Время постройки Введенской церкви неизвестно, но очевидно, что в Сочанице проходили народные собрания на Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, что подтверждает непрекращающаяся традиция, связанная с предыдущей церковью и продолжающаяся в настоящее время. Основателем Иоанно-Предтеченского храма был Чирко Терзич из деревни Брзанце. Он отправился в Стамбул просить у султана разрешения на строительство церкви. В хрониках Сочаницкой церкви говорится, что построенный храм был несколько выше, чем было одобрено турецкими властями, за что члены церковного совета получили по году тюрьмы каждый, а Чирко Терзич, как главный организатор строительств храма, был убит турками. Его похоронили у стен церкви, как он завещал при жизни. В 60-х годах XX века окрестности храма были засажены 100 000 саженцами акации и сосны, и сейчас монастырь окружен большим лесом. В 1961 году к югу от монастыря в месте Богдановац был сооружен источник, вода из которого в народе считается целебной. В 2005 году на праздник Воздвижения Креста Господня на вершине горы Соколяча над монастырем был установлен крест. «Визитной карточкой» монастыря Сочаница является алтарь, находящийся в скале. В алтаре есть вход, через который можно попасть в подземное помещение типа катакомб. Сама стена перед входом в катакомбы, которая была частью Введенской церкви, предположительно относится к XIV в. Что касается катакомб, то здесь предположения уходят еще дальше в прошлое.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Расцвет монашества способствовал духовному возрождению нашего народа HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Йован Янич Расцвет монашества способствовал духовному возрождению нашего народа Можно открыто сказать, что только благодаря сильному и стабильному монашеству и священству в Косово и Метохии, несмотря на небывалые погромы, геноцид и этнические чистки в течение прошедших 8 лет, некоторая часть сербов все-таки осталась в Косово и Метохии. Сербская Православная Церковь продолжает выполнять свою высокую миссию. В Косово и Метохии это удается благодаря многочисленному монашеству и преданному священству. Рашко-Призренская и Косовско-Метохийская епархия Сербской Православной Церкви имеет самое многочисленное монашество во всей Сербской Церкви. Она расположена на юге Сербии и охватывает Кочоыво и Метохию и Рашскую область – земли являющиеся колыбелью Сербской Церкви, сербской культуры и государственности. В последние годы, насмотря на суровые испытания, епархия переживает настоящий всплеск возрождения монашества. Епископ Рашко-Призренский Артемий и игумен монастыря Баньска Симеон ответили на вопросы журнала «Нин». За Божественной литургией в Дечанском монастыре / - Сколько сегодня в Косово и Метохии монахов и монахинь? Епископ Артемий: В Рашко-Призренской и Косовско-Метохийской епархии всего 25 монастырей. Из них семнадцать населенных, три восстанавливающихся, пять разрушенных (надеемся, и они в ближайшее время будут восстанавливаться и оживать). Из населенных монастырей тринадцать находятся в Косово и Метохии (семь мужских и пять женских), четрыре - в Рашской области (три мужских и один женский). Всего одинннадцать мужских и шесть женских действующих монастырей, в которых подвизаются 185 монахов и монахинь, из них: монахов и послушников – 131, монахинь и послушниц - 54 В Косово и Метохии всего 109 (71+38=109) А в Рашской области всего 76 (60+16=76). Есть еще ставропигиальный монастырь Печка Патриаршая, находящийся под прямым управлением Его Святейшества Патриарха Сербского Павла. В этом монастыре живут 18 монахинь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Сербская Церковь: Их цель - исчезновение Сербской Церкви и ее народа из Косово и Метохии Белград, 28 сентября 2023 г. Священный Синод Сербской Православной Церкви сделал специальное сообщение по поводу трагических событий в Косово и Метохии, приведших к человеческим жертвам. «С великой печалью в сердце мы молим Спасителя о принятии в Царство Небесное всех сербов и албанцев, погибших 24 сентября в Баньске на Косово. Выражаем глубочайшие соболезнования родственникам погибших и молимся Пресвятой Богородице утешить их», - говорится в сообщении      «Мы также призываем верующих молиться Богу за всех жертв, чтобы Бог даровал свой мир всем ради будущего и сербов и албанцев в Косово и Метохии. Мы должны знать простую евангельскую истину о том, что мы не можем молить Бога о мире только для себя, но мы также должны молиться о мире с теми, с кем мы живем, с нашими ближними. Однако с сожалением отмечаем, что многие в Приштине и мире, но, что гораздо трагичнее, и в Белграде, с разных идеологических полюсов, не выбирая средств, пытаются изобразить Сербскую Православную Церковь как участницу, и даже виновника конфликтов и трагических событий. Цель тех, кто любой ценой хочет втянуть Церковь в трагическое противостояние – исчезновение Сербской Церкви и ее верного народа из Косово и Метохии. Поэтому напоминаем вам о десятивековом непрерывном присутствии Рашка-Призренской епархии в Косово и Метохии, и прежде всего о том, что Сербская Православная Церковь со своим духовенством, монахами и верующими людьми сохранялась там во все времена, в во всех условиях, несмотря на жесточайшие гонения, страдания и мученическую смерть монахов, священников и верующих, исключительно потому, что они были православными сербами, верными кресту Христову и Косовскому завету. Напоминаем также, что Сербская Православная Церковь всегда выступала и выступает сейчас за то, чтобы разногласия в Косово и Метохии разрешались мирным путем и путем диалога, с целью мирного сосуществования сербов, албанцев и всех других народов, проживающих в этом районе.

http://pravoslavie.ru/156337.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010