У владыки черногорского Василия один, именно белградский, называется митрополитом, а все остальные неопределенно архиереями. 299 В записи 1657 г. митрополит коласийский Михаил называет себя митрополитом коласийским, кратовским, щипьским и радомирским. В записи 1653 г. тот же митрополит называет себя баньским, кратовским и щипским (Ученых Записок II Отд. Акад. Наук кн. II, вып. 2, стр. 105 и 108). 300 Что такое турецкое название города – Кюстендил или Гюстендил, объясняется сербским его названием Костандин (см. в каталоге владыки Василия), т. е. оно есть испорченное из Константин, как Кюстендже (на Черном море) из Констанции. Единственный Константин, по имени которого город мог быть назван, есть именно сейчас помяну тый воевода; турки так назвали его, по всей вероятности, потому, что в правление этого воеводы подчинили его своей власти (у Гaммepa ibid.; подобным образом Молдавию они назвали Богданией потому, что она признала их власть в правление воеводы по имени Богдана). 301 В половине XVII в. епархия истибская присоединена была к епархии коласийской (см. предыдущую припись). 302 Что автор жития во всяком случае есть не Дометиан, которому оно несправедливо усвояется надписанием, что он по всей вероятности есть именно Феодор, это видно из следующих слов автора о себе: «сих ради и аз вашему повелению отеческому повинувся ныне хвалимаго всеблаженаго Саввы житие.... в повесть предлагаю слышащи(м), не от слышания токмо сиа прием, но от честных его ученик, иже с ним спостник и странчьствиа спутник и хожениа струдник, иже яко пребогатое ськровище или причастие отче иже по них онаго стаду писанием оставите» (разумеется, очевидно, Дoмemuah) ibid. л. 2 об. – По всей вероятности, это именно житие Саввы принесено было святогорским старцем Исаиею в Россию вел. кн. Василию Ивановичу в 1517 году, Царск. стр. 50, cfr Kapaмзuha по изд. Эйнерлинга т. VII, прим. 379. – В рукописях вслед за этим житием помещается еще «месяца февруариа в 13 день похвала святых и преподобных отец наших Симеона и Саввы, учители серпьскою», нач.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

- Какое имущество возвращено монастырям Косова и Метохии и как Церковь может использовать это имущество? Еписком Артемий: Ничто. Монастырю Дечаны в 1997 году из почти 800 гектаров, отнятых коммунистическими властями после Второй Мировой войны, дано в аренду, но не возвращено, 20 гектаров. Сегодняшние временные косовские албанские институции (Община Дечаны) оспаривают право собственности монастыря и на эту землю. Все остальное (более 500 гектаров), что было отнято у Церкви по-прежнему еще не является церковной собственностью. Но и то небольшая собственность, что оставлена церквям и монастырям, практически не используется из-за опасной ситуации, сложившейся в Косово и Метохии за последние 8 лет. Это относится не только к имуществу самой церкви, но к имуществу сербских домашних хозяйств, которое в большинстве своем узурпировано, а та земля, что имеется у народа, не может обрабатываться, так как многие убийства и преступления против сербов происходят именно во время обрабатывания земли, начиная с массового убийства крестьян в Старо Грацко 23 июля 1999 года и до сегодняшнего времени. - Сколько монахов, получивших монашеский постриг в Рашко-Призренской епархии оживляют монашеские обители в других епархиях Сербской Православной Церкви? Епископ Артемий: Наши монахи рассеяны по всему миру от Австралии, Африки до Северной Америки. Они есть и в Иерусалиме, и на Святой Горе, и во многих епархиях на территории Сербии (Нишской, Сремской, Жичской, Браничевской...). Где-то самостоятельно руководят монастырями, где-то служат как духовники и священнослужители. И везде свою жизнь и труд, свой монашеский опыт, полученный в наших монастырях в Косово и Метохии, используют во славу Божию и на духовную пользу нашего народа. Мы ими гордимся и благодарим Бога. Монастырь Баньска в Косово возведен в 1316 году святым королем Милутином. Величественный монастырь был одним из наиболее известных и больших монастырей в средневековой Сербии. Его разрушили турки и, позднее, на остатках церкви построили мечеть. Восстановление монастыря началось в 2004 году, и сразу же после нового открытия он стал духовным центром для сербов в Косово и Метохии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

32. Принцип исторического моделирования и болгарская история//Славяноведение, 2000, 1, 0, 2 а. л. 33. Молодая Россия в эмиграции//Славяноведение, 2000, 4, 1, 2 а. л. 34. Организация Александра Казем-Бека//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 2000. М., 2001, 1 а. л. 35.  Искусство русских изографов на балканских землях XVIII-XX вв.//Славянский альманах, М., 2001, 0, 6 а. л. 36.  К истории русской религиозной живописи на Балканах//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 2001, М., 2001, 1 а. л. 37.   «Молодая Россия» (к вопросу о русском фашизме)//Славяноведение, 2002, 4, 1,3 а. л. 38.  Опыт истории страны, которой не было (Сербия в 1918-1941 гг.)//Славяноведение, 2002, 5. 1,5 а. л. Также размещена в Интернете. Сайт «Русский архипелаг» www.archipelag.ru/text/343.htm 39.  Младороссы: наброски к портрету в зеркале эпохи//Славянский альманах, М., 2002, 2 а. л. 40.  Государство у Константина Леонтьева (Восток, Россия и славянство)//Трибуна свободной русской мысли. 2002, 3, 1 а. л. 41.  Балканы: один тезис Йозефа Геббельса и одиннадцать моих//Сборник в память В. Г. Карасева. Югославская история в новое и новейшее время. М., 2002, 0,2 а. л. 42.  Русская Сербия//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 2002. М., 2002, 1 а. л. Также размещена в Интернете. Также опубликована в «Русской газете в Болгарии» в 3 ч., 36-38. София, 15, 22, 29 сентября 2005 г. 43-51. Баньская, Банялукская, Бачская епархии, Белградская митрополия, Белградско-Карловацкая митрополия, Белградская Патриаршая библиотека, Благовещенский церковный собор, монастырь Боджани, Болгарская Православная Церковь (в соавторстве)//Православная энциклопедия. Т. IV-V, М., 2002, 1 а. л. 52.Среди единоверных братьев (Русская церковь в Югославии 1920-1940-е гг.)//Родина. М.,  2003, 10, 0, 5 а. л. 53.Русская церковь в Болгарии//Славяноведение. 2003, 6, 0, 5 а. л.

http://bogoslov.ru/person/792994

Епископ Рашко-Призренский Артемий третий в этом году совершит визит в США в рамках переговоров о будущем Косово и Метохии Грачаница, 18 сентября 2006 г. Епископ Рашко-Призренский Артемий в рамках переговоров о будущем Косово и Метохии планирует третий в этом году визит в США, в ходе которого вновь будет поднят вопрос о сохранении суверенитета Сербии и ее территориальной целостности, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на Пресс-службу Рашко-Призренской епархии. В поездке Его Преосвященство будут сопровождать председатель Сербского национального собрания Косово и Метохии г-н Драган Велич, проф. д-р Миролюб Евтич и игумен монастыря Баньска Симеон. Миссия, которая будет длиться около десяти дней, начнется 20 сентября. Ее целью будет поддержка интенсивных дипломатических действий сербской стороны в Вашингтоне, направленных на недопущение такого решения о будущем статусе края, которое несло бы в себе идею его независимости. Особые усилия будут направлены на то, чтобы дать соответствующую информацию влиятельным кругам американского общества, объяснив им опасность, которая грозит не только региону Балкан, но и всему западному миру в том случае, если решение в пользу независимости будет окончательным. Епископ Артемий намерен объяснить, что радикальные элементы ислама — ваххабиты, которые составляют основу террористической деятельности Аль Каиды, — используют территорию Косово и Метохии для своей деятельности в Европе. Независимое Косово стало бы триумфом исламизма на Балканах и создало бы базой для развития исламского терроризма, который являет собой угрозу западному миру. Владыка Артемий полагает, что необходимо объединить усилия христианского мира и сохранить Косово и Метохию в составе Сербии, сохранить присущий этой территории тысячелетний христианский облик, и тем самым, делая ставку на сильную Сербию, сохранить мир на Балканах. 18 сентября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18512.html

Мужской монастырь Сочаница Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Сочаница (серб. Манастир Сочаница) — мужской монастырь Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Монастырь находится в северной части Косово на склонах горы Копаоник, в 3,5 км от одноименной деревни в общине Лепосавич. Содержание История [ править править код ] Согласно надписи с одного из каменных надгробий, обнаруженного рядом с монастырским храмом, известно, что в 1643 году на территории современного монастыря был действующий храм. Сама Сочаница упоминается в грамоте святого короля Стефана Уроша II Милютина от 1314 года как Сельчаница (в это время им был основан монастырь Баньска ). Современный монастырский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был построен в 1862 году на месте более древней церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Время постройки Введенской церкви неизвестно, но очевидно, что в Сочанице проходили народные собрания на Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, что подтверждает непрекращающаяся традиция, связанная с предыдущей церковью и продолжающаяся в настоящее время. Основателем Иоанно-Предтеченского храма был Чирко Терзич из деревни Брзанце. Он отправился в Стамбул просить у султана разрешения на строительство церкви. В хрониках Сочаницкой церкви говорится, что построенный храм был несколько выше, чем было одобрено турецкими властями, за что члены церковного совета получили по году тюрьмы каждый, а Чирко Терзич, как главный организатор строительств храма, был убит турками. Его похоронили у стен церкви, как он завещал при жизни. В 60-х годах XX века окрестности храма были засажены 100 000 саженцами акации и сосны, и сейчас монастырь окружен большим лесом. В 1961 году к югу от монастыря в месте Богдановац был сооружен источник, вода из которого в народе считается целебной. В 2005 году на праздник Воздвижения Креста Господня на вершине горы Соколяча над монастырем был установлен крест. «Визитной карточкой» монастыря Сочаница является алтарь, находящийся в скале. В алтаре есть вход, через который можно попасть в подземное помещение типа катакомб. Сама стена перед входом в катакомбы, которая была частью Введенской церкви, предположительно относится к XIV в. Что касается катакомб, то здесь предположения уходят еще дальше в прошлое.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Патриарх и император согласились исполнить просьбу Саввы и склонили его самого принять сан сербского архиепископа. Савва рукоположен был в сан архиепископа (1222 г.) в Никее патриархом Германом и получил грамоту, которою утверждена была самостоятельность сербской церкви. Впрочем, и после этого хотя сербские архиепископы избираемы были сербами, но окончательно утверждаемы были константинопольскими патриархами 106 . Архиепископ Савва, прибыв на родину, учредил 12 сербских епархий. Это были: рашская или рассказ – в Расе, нынешнем новом Пазаре, с кафедрою при храме апостолов Петра и Павла, хвостенецкая или студеницкая в Студепице, в местности г. Печи, с кафедрою в монастыре Божией Матери; топмцкая с кафедрою при Никольском храме, моравская или моравищкая, дьбрская в Дьбре, нынешнем Дабаре или Добри, в Герцеговине, зетская или диоклийская в Черногории с кафедрою при храме св. архангела Михаила, будимлъская в Чудимле на Мараче (ныне село Будиново или Будимов в Черногории), захлумская (в Герцеговине), призренская, грачаницкая (в Старой Сербии), броничевская, и белградская. Из них расская, браничевская и диоклейская существовали еще до св. Саввы. На все эти кафедры Савва поставил своих учеников. Впоследствии число епархий увеличивалось. Так например при Савве III (Д-1316 г.) открыты были епархии кончулъская и баньская или звечанская, при Никодиме (1317 – 1325 г.) скоплъская, липлянская, мачвенская и градацкая. При Душане считалось 20 епархий 107 . Сербский король Стефан Душан, без всяких предварительных сношений с великою Константинопольскою церковию, созвал (1346 г.) в г. Скопие собор, на котором, кроме сербских святителей и сановников, присутствовал и болгарский (терновский) патриарх. Здесь сербский архиепископ Иоанникий провозглашен был патриархом, независимым от Константинополя, а сам Душан «ромейским кесарем, Христолюбивым царем македонским». – Таким образом образовался независимый – ипекский патриархат сербский. Греческий император Андроник, узнав об этом распоряжении Душана, созвал собор, на котором присутствовали четыре восточных патриарха с многочисленным духовенством и греческими сановниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Священный Синод Сербской Церкви выступил с заявлением о ситуации в Косове 28.09.2023 27 сентября 2023 года Священный Синод Сербской Православной Церкви выступил с заявлением относительно напряженной ситуации в Косове , сообщает сайт СПЦ. Синодалы выразили глубочайшие соболезнования родственникам погибших 24 сентября в Баньске сербов и албанцев. Призвав верующих к молитве о мире между сербами и албанцами в Косове и Метохии, Синод с сожалением отметил, что «многие в Приштине и мире и, что гораздо трагичнее, в Белграде с разных идеологических полюсов, не выбирая средств, пытаются изобразить Сербскую Православную Церковь как участницу, даже виновника конфликтов и трагических событий». В Синоде считают, что «цель тех, кто любой ценой хочет втянуть Церковь в трагические конфликты, – исчезновение Сербской Церкви и ее верного народа из Косова и Метохии». «Поэтому напоминаем вам о десятивековом непрерывном присутствии Рашко-Призренской епархии в Косове и Метохии и прежде всего о том, что Сербская Православная Церковь со своим духовенством, монахами и верующими людьми сохранялась там во все времена, во всех условиях, несмотря на жесточайшие гонения, страдания и мученическую смерть монахов, священников и верующих, и все это исключительно потому, что они были православными сербами, верными Кресту Христову и Косовскому завету», – говорится в документе. В Синоде напомнили, что «Церковь всегда выступала и выступает за то, чтобы разногласия в Косове и Метохии разрешались мирным путем и путем диалога, с целью мирного сосуществования сербов, албанцев и всех других народов, проживающих в этом районе». «Сербская Православная Церковь, особенно великим державам, неоднократно указывала на крайне опасную политику властей Приштины, единственной целью которой является полное изгнание сербского народа и создание этнически албанского Косова», – считают в СПЦ.

http://drevo-info.ru/news/29362.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии агиографов АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ [мирское имя Георгий Флоренций] (538/9 - 593/4), св. (пам. зап. 17 нояб.), еп. Турон, зап. церковный писатель, историк, агиограф ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ДЕЛЕЭ Ипполит (1859 - 1941), бельг. ученый-агиолог, историк Церкви, монах-иезуит, член об-ва болландистов ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я пол. XIV в.- после 1443), иером., агиограф, прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ЗИНОВИЙ (кон. XV в. (?) - 1571/72 (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Отенский, инок Отенского муж. мон-ря близ Новгорода, богослов-полемист, агиограф ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ [Ворагинский, из Ворагина] (ок. 1226 или 1230 - 1298), архиеп. Генуэзский, блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), доминиканец, агиограф, церковный историк ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф

http://pravenc.ru/rubrics/122306.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАУПАРЕ [Наупара], жен. монастырь в честь Рождества Пресв. Богородицы Крушевацкой епархии Сербской Православной Церкви. Находится в 13 км от г. Крушеваца, в одноименном селе на берегу р. Расина, на склоне горного массива Ястребац. О происхождении названия Наупаре существует неск. легенд. Возможно, оно происходит от выражения «новые деньги» (серб. «нови пари»), к-рые чеканили в существовавшем некогда поблизости пос. Саса. Другая легенда повествует о том, что, готовясь к битве с османами, серб. кн. Лазарь († 1389) велел закопать все богатства под местной ц. мц. Параскевы (Петки), чтобы после боя (Косовский бой, 1389), когда «на уме будут только деньги» (серб. «на уме буду паре»), раздать их воинам. Согласно 3-й легенде, кн. Лазарь брал камень из этих мест для строительства мон-ря Лазарица (храм св. Стефана) в своем г. Крушеваце и направил сына Стефана (см. Стефан Лазаревич ; † 1427) познакомиться с мастерами. Стефану так понравилось место, что часть камней он оставил для возведения своего мон-ря. Узнав об этом, отец спросил его, что он задумал (серб. «на ум пало»), впосл. этот оборот дал название селу и обители. Разозлившись, князь проклял это место, в котором якобы медведи рождаются, а сын назвал Лазарицу местом, где спариваются тур. кони. Когда Лазарь освящал Лазарицу, сын позвал его в Н.; ослепленная светом от храма лошадь под князем оступилась - с этим связывают название местечка Уступ близ с. Горни-Степош. Кафоликон мон-ря Наупаре. 1377–1382, 1835 гг. Кафоликон мон-ря Наупаре. 1377–1382, 1835 гг. Впервые «двор в Наупаре с церковью» письменно упоминается в Повелье от 2 марта 1382 г., в которой кн. Лазарь вместе с патриархом Спиридоном утвердил список владений новооснованного монастыря Дренча ( С. Законски споменици српских држава века. Београд, 1912. С. 761-764). Поэтому возведение храма в Н. датируют периодом с 1377 (год строительства Лазарицы) по 1382 г. В силу того, что ктиторами Дренчи были хиландарский мон. Дорофей и его сын иером. Даниил, буд. Сербский патриарх Даниил III Баньский (1390/91 - не позже 1400), возникла гипотеза, предполагавшая, что Н. тоже была основана ими и поначалу являлась родовым аристократическим городищем с приходским храмом.

http://pravenc.ru/text/2564760.html

Д. поселился в Карее, в келье св. Саввы Сербского, но вскоре кор. Милутин направил его с дипломатической миссией к своему брату кор. Стефану Драгутину (см. Феоктист , прп.), в г. Дебрц в Среме, по словам Д., «ради неких дел» (возможно, для примирения враждовавших в тот период родственников). Д. успешно выполнил миссию и был щедро одарен Драгутином и его супругой Кателиной. По возвращении он был избран епископом Баньской епархии , но согласился управлять епархией при условии, что ему будет разрешено жить на Афоне. В периоды пребывания на Афоне был тесно связан с рус. мон-рем вмч. Пантелеимона (большинство насельников к-рого в то время были сербами), имел там духовного отца. Присутствовал у смертного одра кор. Елены и участвовал в ее погребении (1314). Вернувшись на Афон, Д. жил в хиландарском пирге, собирался совершить паломничество в Св. землю, но отказался от планов из-за нового вызова в Сербию. Кор. Милутин планировал возвести Д. на архиепископский престол, но его не поддержал церковный Собор. Предстоятелем Сербской Церкви, вероятно по рекомендации Д., был избран игум. Хиландара Никодим. В 1317 г. Д. был назначен на Хумскую епархию . Регулярно посещал Афон. Напутствовал кор. Милутина при его кончине и очень сокрушался о смерти любимого господина. Для сына кор. Милутина, Стефана Дечанского , Д. стал духовником, учителем и советником. Еще ранее он помог Стефану вернуться из ссылки в К-поле и примириться с отцом. Взойдя на престол, кор. Стефан направил Д. с дипломатической миссией к болг. и визант. правителям. После смерти в 1324 г. архиеп. Никодима Д. вновь был приглашен в Сербию. 14 сент. 1324 г. кор. Стефан созвал всесербский Собор, который избрал Д. архиепископом всех сербских и приморских земель. В 1331 г. во время конфликта кор. Стефана с сыном Душаном (см. Стефан Душан ) принял сторону последнего и позже короновал его. Особую заботу Д. проявлял о строительстве церквей. В 1328 г. в Пече он воздвиг ц. Богородицы Одигитрии, объединив ее внешним притвором с храмами св. Апостолов и св. Димитрия в единый комплекс т. н. Печской Патриархии. В описании этого строительства отмечается, что Д. «все здание это в уме измерил от начала и до конца и определил, какова ему будет высота, какова длина и какова ширина». Он, вероятно, составил иконографическую программу настенных росписей комплекса, в т. ч. композиции «Лоза Неманина». Со 2-й четв. XIV в. этот своего рода изобразительный аналог соч. Д. «Жития святых королей и архиепископов сербских» получил распространение в стенописях серб. храмов (первый из известных образцов представлен в росписях собора в Пече, выполненных между 1324 и 1337 по заказу Д.).

http://pravenc.ru/text/171272.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010