Но в Косово и Метохии останется и будет существовать Церковь Божия. За прошедшие века она пережила многих завоевателей и прокураторов, переживет и сегодня. Полномочия и бытие Церкви Божией в Косово и Метохии измеряются веками, и в будущем также станут измеряться веками. И тогда будет восстанавливаться все то, что разрушено, как и сегодня обновляются монастыри Баньска, Джурджеви Ступови, Святых Архангелов... Но без Договоров и Соглашений УНМИК. И наконец, г-н Рикер, Вы должны знать, что на территории государства Сербия, в Косово и Метохии, нельзя проводить работы и заключать подобные Соглашения без одобрения Сербской Церкви и сербского государства. Право собственника, создателя и хранителя культурного наследия соблюдается и в Вашем государстве, почему же Вы пытаетесь оспорить его здесь, на территории государства Сербия? В свете какой исторической перспективы это следует рассматривать, г-н Рикер? Кем Вы нас представляете, подписывая Соглашение, касающееся нашего имущества и культурных ценностей, но не считая необходимым нас об этом уведомить? А мы вынуждены узнавать обо всем из газет, а от Вас лично — только спустя 2,5 месяца в случайном разговоре и при этом еще и при попытке обмана? Мое желание по восстановлению уничтоженного и оскверненного сербского культурного наследия непоколебимо и недвусмысленно. Кто бы более от меня, епископа Рашко-Призренского, желал возродить 150 разрушенных церквей и монастырей? Разве можно помыслить, что разрушение и уничтожение стольких святынь принесло бо´льшую боль какому-нибудь иностранцу, а не мне и нашим верующим? Мы все стараемся сделать все возможное для того, чтобы восстановление началось как можно быстрее. Подтверждением тому служит проводящееся под нашим руководством обновление многих монастырей в Рашко-Призренской епархии, веками находившихся в запустении (Баньска, Светых Архангелов, Джурджеви Ступови...). Тем самым мы хотим подчеркнуть, что любая помощь нашим усилиям и нашему участию в этом направлении нужна и будет принята с благодарностью, но при условии соблюдения прав собственника, создателя и хранителя культурного достояния, дошедшего до нас через века сербской истории. И еще. Вы, вероятно, не привыкли к такому искреннему и открытому способу коммуникации. Но, что поделать. Таков язык истины.

http://patriarchia.ru/db/text/292963.htm...

6) Епархия баньская. Быв в первый раз открыта и закрыта при Милутине, потом снова была открыта при Дечанском или при Душане, и упоминается в правление последнего (с титулом епископии) после 1346 г. (Гласи. XXIV, 239). По всей вероятности и во второй раз существовала также недолго; но когда именно была закрыта, остается неизвестным (знаменитая, построенная Милутином и бывшая кафедральною епископиею, баньская церковь первомуч. Стефана, см. Родосл. стр. 149 fin. sqq u летопись в Памятн. Шафар. стр. 61, вероятно, обращена была турками в мечеть, каковою она есть в настоящее время, см. Записок Географич. Общ. ХШ, 301sub fin., при самом завоевании сербского государства: а этим определяется крайний возможный предел существования и баньской епископии). 7) Епархия вучитрнская. Городок Вучитрн (волчий терн) находится на Косовом поле, к северо-западу от Приштины, на р. Ситнице (см. о нем в Записках Географич. Общ. XIII, 287). Когда была открыта и когда была закрыта епархия вучитрнская, остается неизвестным; единственное известное упоминание о ней читается в сопочанском помяннике, записи которого относятся к пространству XV – XVII столетий (ibid. стр. 152). Вероятно, она была продолжением епископии баньской и, вероятно, существовала также очень недолго. В 1766 г., в минуту уничтожения патриархата, г. Вучитрн принадлежал г собственной епархии патриарха (в брошюре Τ κατ τς ρχιεπισκοπς стр. 64, а прежде к епархии новобрдовской, Гласн. XXV, 45). 8) Епархия ужицкая. Город Ужица находится в нынешнем княжестве сербском, в югозападной его части, на р. Детине, впадающей слева в верхнюю сербскую Мораву. Позднейшая епархия ужицкая, с титулом митрополии, была продолжением древней епархии моравской или моравицкой, т. е. или была перенесена кафедра епископа из монастыря Св. Ахиллия в город Ужицу, или может быть и не была переносима, а только епархия стала называться по имени этого главного места области (что епархия ужицкая была продолжением моравской, видно из того, что и в позднейшее время митрополит ужицкий назывался ужицким и ахилльским, см. у Раича кн. XI, гл. XIV, § 15, у Шафарика Древн. II, I, 257 прим,). Перестала существовать как особая епархия или в конце XVII или в начале XVIII в. (см. следующую).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Архив Пн В Косово группа вооруженных людей ворвалась в Баньский монастырь 25 сентября 2023 г. 09:47 24 сентября 2023 года группа вооруженных людей в масках проникла в монастырь Баньска, прорвавшись на бронетехнике через запертые ворота обители, сообщили в Рашко-Призренской епархии Сербской Православной Церкви . В настоящее время в монастыре находится группа паломников из города Нови-Сад со священником и игумен Даниил с братией. Согласно опубликованной информации, «в целях безопасности братия монастыря и паломники заперлись в жилом корпусе, заперли и храм монастыря». Также сообщалось, что по двору ходили вооруженные люди в масках, время от времени были слышны выстрелы. «Епархия решительно осуждает открытое насилие, которое применяется в религиозном строении Сербской Православной Церкви, призывая все стороны как можно скорее положить конец конфликту», — отмечается в публикации епархиального сайта. Проникновение на территорию обители произошло на фоне обострения ситуации на севере Косово, где в результате вооруженного инцидента недалеко от деревни Баньска один косовский полицейский был убит и двое других получили ранения. «Это серьезный инцидент, который может иметь серьезные последствия, и поэтому очень важно сделать все возможное для сохранения мира и порядка», — говорится в заявлении Рашко-Призренской епархии. По последним данным , ситуация в Баньском монастыре в настоящее время спокойная, хотя страх в связи с происшедшими 24 сентября событиями все еще ощущается как в окрестностях, так и в самой обители. Вооруженные люди, прорвавшиеся через ворота, покинули монастырскую территорию. Перед входом в монастырь и в его дворе замечено присутствие косовской полиции и Миссии ЕС в области верховенства закона. Рашко-Призренская епархия проинформировала общественность, что в жилых помещениях обители «по-прежнему находятся настоятель с братией, а также группа паломников, среди которых — двое детей. Руководство монастыря сообщает, что пока все в порядке, в часовне монастыря совершаются регулярные службы в надежде, что эта драма как можно скорее закончится». Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6062315.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сербская Православная Церковь ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ДЕВИЧ мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия, в к-ром находится кафедра Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ДИВША жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца Сремской епархии Сербской Православной Церкви ДИОНИСИЙ (Миливоевич), бывш. еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви - см. Миливоевич Драголюб ДИОНИСИЙ Дионисий (Петрович Дамян; 1858 - 1900), митр. Рашско-Призренский Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви ДОБРИЛОВИНА жен. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви ДОБРИЧЕВО муж. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви ДОБРУН муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Дабро-Босанской епархии Сербской Православной Церкви ДОКМИР жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шабацко-Валевской епархии Сербской Православной Церкви ДРАГОВИЧ мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Далматинской епархии Сербской Православной Церкви (на территории Хорватии) ДРАЧА жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви ДУЖИ жен. мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии Сербской Православной Церкви ДУЛЕВО жен. мон-рь во имя св. первомч. Стефана Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) ЕВФИМИЯ (в миру Елена, в схиме Евпраксия; ок. 1348 - ок. 1405), мон., серб. гос. деятель, церковная писательница и вышивальщица ЕЖЕВИЦА муж. мон-рь с ц. во имя свт. Николая Чудотворца Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ЕМИЛИАН (Пиперкович Неделько; 1886 - 1970), еп. Тимокский Сербской Православной Церкви (СПЦ) в 1922-1970 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/121584_4.html

поиск:   разделы   рассылка Интервью архиепископа Илариона (Алфеева) пресс-службе Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви Источник:  Сайт епархии Рашско-Призренской и Косовско-Метохийской Во время своего визита в Косово и Метохию, архиепископ Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, дал интервью Пресс службе епархии Рашско-Призренской и Косовско-Метохийской. – Ваше Высокопреосвященство, Вы впервые на святой косовской земле. Можете ли хотя бы вкратце рассказать нам о своих впечатлениях? У меня очень сильные и очень яркие впечатления. И конечно, это двоякие впечатления – и радостные и скорбные. Радостно для меня то, что я впервые посетил косовский край, который является колыбелью сербского христианства, что я увидел великие святыни, монастырь Грачаница, монастырь Дечани, увидел древнюю Печскую Патриархию, увидел те замечательные памятники православного искусства, которые по милости Божией уцелели. Увидел совершенно потрясающие фрески, особенно в монастыре Дечани, которые, слава Богу, прекрасно сохранились, несмотря на все исторические перипетии и трагические обстоятельства этого края. Я познакомился с замечательными людьми, которые здесь живут, несмотря на все пережитые трудности и испытания – с владыкой Артемием, с владыкой Феодосием, с сестрами монастыря Грачаница, с братией монастыря Дечани, с братией монастыря Баньска, с клириками епархии, с благочестивыми мирянами, которые здесь трудятся. Все это относится к радостным впечатлениям. А тяжелые и скорбные впечатления связаны с тем, что я впервые своими глазами увидел то, о чем много читал, о чем много слышал, о чем мне даже приходилось не раз говорить публично: увидел варварское разграбление христианского наследия этого края, которое происходило здесь в последние годы, и то разрушение святынь и разрушение храмов, которые происходило вплоть до настоящего времени. Мы вместе с владыкой Артемием посетили не только сохранившиеся святыни, но и те храмы, которые разрушены, которые сейчас лежат в руинах, и те храмы, которые восстанавливаются, но еще очень далеки от того, чтобы можно было сказать, что они действительно восстановлены, и даже посетили те места, где когда-то был храм, а теперь там просто пустырь, просто разбит сквер. Когда я посещал эти места, я, конечно, думал о многом. Думал о том какой огромный негативный потенциал живет в людях, и как важно держать под контролем этот негативный потенциал и так учить людей, чтобы все хорошее в них проявлялось, а все плохое, что у них есть, постепенно исправлялось. Если дать волю злому потенциалу, если поощрять насилие, тогда свобода и вседозволенность могут привести и к человекоубийству, как это происходило здесь, и к геноциду, и к тому что один народ изгоняет другой народ, и к тому что святыни одного народа варварски попираются и разрушаются другим народом.

http://religare.ru/2_69734.html

Как мы теряли Косово Из дневников и рапортов будущего Патриарха Сербского Павла Публикуем фрагменты недавно вышедшей книги «Сообщения из распятого Косово» – сборника документов, отчетов и сообщений Патриарха Сербского Павла в годы его епископского служения в Рашско-Призренской епархии (1957–1990) Святейшему Архиерейскому Синоду. Эти документы свидетельствуют о крайне тяжелом положении сербского народа и Церкви в Косово и Метохии на протяжении многих десятилетий – с тех пор как началось массовое заселение Косова албанцами. Начало епископского служения Патриарха Павла в Рашско-Призренской епархии      Православный епископ епархии Рашско-Призренской 7 мая 1969 года Призрен За последний год принял постриг и рукоположен один студент богословского факультета, больше никого не было ни в женских, ни в мужских монастырях… Возведен в сан архимандрита настоятель монастыря Дечаны . Умерла монахиня в монастыре Девич. Внешних тягот у монастырей много. До ноябрьских демонстраций 1968 года в Приштине и других местах албанцы избили монахиню из монастыря Бинча за то, что защищала монастырские земли. Этой весной албанец жестоко избил игумению монастыря Девич, а цыган-мусульманин топором ранил послушника монастыря Дечаны в монастырском лесу. Духовник монастыря Гориоч ранен камнем, который был брошен из албанского двора и попал ему в голову. 112 17 мая 1973 года Призрен Общие недостатки и трудности Наряду с иными тяготами, которые связаны с постоянным выселением наших верующих из всех областей епархии, в прошлом году были и другие проблемы. Во многих селах епархии албанское население оскверняет наши могилы, уничтожает памятники, не говоря уже о временных деревянных крестах (Сербовац, Шиполе, Велика Хоча, Ретимлье, Оптеруша, Ораховац, Жегра и др.). В Шиполе у Косовской Митровицы молодые албанцы, распевая оскорбительные для сербов песни, разрушили 20 могил. Начало епископского служения Патриарха Павла в Рашско-Призренской епархии      Журналист, который написал об этом в «Единстве» от 27 июля 1972 года, в конце статьи напоминает, что в прошлом году 17-летний серб разрушал развалины мечети в Баньской и был осужден с формулировкой: «за то, что, несмотря на небольшой ущерб объекту, как и его непригодность, акт совершен с намерением вызвать межнациональную нетерпимость и религиозную ненависть, приговорен к году тюремного заключения». Сообщение заканчивается словами: «Будет ли вынесен такой приговор в этот раз? – справедливо спрашивают граждане». Конечно, в этот раз решение было иным.

http://pravoslavie.ru/73505.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Открытое письмо братии монастыря Црна Река 23.02.2010 1779 В связи с неканоническим отстранением от управления епархией Его преосвященства Епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского господина Артемия, братия монастыря Црна Река 23 февраля 2010 года направила письмо Его Святейшеству Патриарху сербскому господину Иринею. Текст письма единогласно принят, подписан всеми присутствующими членами братии и доставлен Патриарху Иринею, непризнанному администратору епископу Атанасию и настоятелю монастыря Протосингелу Николаю. Его Святейшеству Патриарху сербскому господину Иринею Ваше Святейшество, обращаясь к Вам, как Архипастырю и человеку, своей жизнью связанному с Косово и Метохией, что вы провозгласили в своей первой патриаршьей беседе, наша братия сообщает следующее: 1. Мы признаем право Вашего Святейшества и Святого Архиерейского Синода СПЦ в соответствии с Уставом СПЦ (глава 70 пункт 20 и 35б) начать процесс установления канонической ответственности Епископа Рашско-Призренского господина Артемия. 2. Мы считаем неканоническим решение Святого Архиерейского Синода СПЦ об отстранении епископа Артемия, нашего духовного Отца, от управления Рашско-Призренской епархией, так как в соответствии с главой 111 Устава СПЦ только Святой архиерейский Собор СПЦ может «удалить от управления только по каноническому приговору или разрешен по доказанной немощи». Епископ Артемий не был канонически осужден, не была доказана его немощь и его случай не рассматривался на Святом Архиерейском Соборе СПЦ. 3. Мы отказываемся принять, как администратора Епархии Рашско-Призренской бывшего Захумско-Герцеговинского епископа господина Атанасия, так как он «во двор нашей епархии не вошел через двери (то есть по канонам и действующему Уставу СПЦ), а вошел в другом месте». Потому в наших глазах он не пастырь, а по истинным словам Господним - «вор и разбойник» (Евангелие от Иоанна 10,1). По всем мерилам Правды Божьей мы - овцы Владыки Артемия и лишь ему открываем врата и лишь его голос знаем.За чужаком не пойдем, так как не узнаем голос чужака (Евангелие от Иоанна 2-5). При всем этом, Ваше Святейшество, добавим, что монахи из нашей епархии покидают свои монастыри со слезами на глазах (случай сестер из монастыря Грачаница и иеромонаха Пимена из монастыря Баньска), что монахи и верный народ до крайней меры встревожены, напуганы и растерянны, что наши богослужения проходят в боли и стонах. Целую епархию покрыло облако печали и смятения. Ущерб в духовном плане несравнимо больше доказанных материально-финансовых нарушений, угрожает полный духовный крах с трагическими последствиям. С болью переносим и тот факт, что наш Владыка и духовный Отец под домашним арестом и исповедаться и вести духовные разговоры с ним мы можем лишь в месте его заточения.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/24/...

Мы будем говорить здесь только о первых, а о вторых скажем особо, в отделе: православная сербская церковь в нынешней Австрийской империи. Письменных памятников, в которых перечислялись бы все сербские епархии, существовавшие в те или другие данные времена, мы не имеем от этого периода почти до самого его конца, именно до начала XVIII века. В разбросанных по разным местам и относящихся к разным временам частных записях упоминаются как существовавшие прежде начала XVIII века следующие епархии собственных или коренных сербских земель: 1) скопийская, 2) призренская, В) рашская или новопазарская, 4) новобрдовская (бывшая липлянская или грачаницкая), 5) хвостенская, 6) баньская, 7) ужицкая (бывшая моравская или моравицкая), 8) браничевская, 9) нишская, 10) белградская, 11) смедеревская, 12) прокупская и моравская (вероятно, бывшая топлицкая), 13) колоссийская (коласийская) и кратовская, 14) вучитрнская, 15) белоцерковская, 16) венчацкая и рудничская или просто рудничская, 17) петрушская, 18) ровинская, 19) герцеговинская или захолмская, 20) петровская и полугерцеговинская, 21) милешевская, 22) дебребоснийская (бывшая просто дебрьская), 23) зворничская, 24) зетская или черногорская. От XVIII века мы имеем два каталога архиерейских кафедр сербского патриархата: а) принадлежащий патриарху иерусалимскому Хризанфу 1713 г.; б) принадлежащий владыке черногорскому Василию Петровичу 1734 г. У патр. Хризанфа перечисляются следующие епархии коренных сербских земель: 1) скопийская, 2) призренская, 3) герцеговинская (’Е ρσεκου), 4) старовлашская или расская, 5) босносараевская (боснийская), 6) белградская, 7) валиевская (или валевская), 8) самоковская, 9) кюстендильская, 10) нишская, 11) шабацкая ( Σεμπεσου), 12) цетинская или черногорская (см. его Синтагматион, по венецианскому изд. 1778 г. стр. 93). У владыки Василия перечисляются епархии тех же земель: 1) боснийская, 2) герцеговинекая, 3) рашская и новопазарская, 4) ужицкая, 5) белградская, 6) нишевская, 7) косовская, 8) истибская (ищипская), 9) кюстендильская (костандинская) 10) скопийская, 11) призренская, 12) черногорская (не названная в каталоге, во подразумеваемая; см. прибавление к его Истории о Черной горы в Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1860 г. кн. 2, стр. 14): так как епархия ужицкая одна и та же с валевской, то недостает из Хризанфовых самоковской и шабацкой, и лишния против него косовская и истибская. Сколько именно было кафедр при самом уничтожении патриархата, остается неизвестным; но во всяком случае упоминаются как существовавшие в то время: 1) скопийская, 2) рашская или новопазарская, 3) белградская, 4) нишская, 5) ужицкая, 6) самоковская, 7) кюстендильская, 8) истибская, 9) боснийская, 10) герцеговинская, 11) черногорская (см. брошюру Τ κατ τς ρχιεπισκοπς стр. 58 fin. и 63, и Гласн. VII, 174 и 357; об епархии npuзpehckoй cfr huжe).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сербская Церковь в Косово и Метохии Вышеупомянутые Призрен и Липлян, присоединенные Стефаном Неманей, были в Византийской империи епархиальными центрами. Обе эти епископии сохранились и в Сербской Церкви (в н. XIV в. Липлян заменила воздвигнутая неподалеку Грачаница). В начале XIII в. к ним добавилась третья епископия с кафедрой в Хвосно (около Печи). Архиепископом Саввой была организована автокефальная Сербская Церковь, состоявшая из 10 епископий, три из которых располагались на территории Косово и Метохии. Это свидетельствует о том, что эти края в то время были густо населены православными сербами. Центр Сербской Автокефальной Архиепископии полвека находился в Спасовой Церкви в Жиче (под г. Кралево), а с 1253 года и на протяжении многих веков центр Сербской Церкви, ставшей с 1346 года Патриархией, был в Великой Церкви Христа Спасителя в Печи. Три упомянутые епархии (с захватывающей часть северного Косово Рашской епископией), существовали на этой сравнительно небольшой территории до XVIII в., когда в 1776 г. произошло насильственное упразднение турками Печской Патриархии, а Призренская епископия сохранилась до наших дней в виде нынешней Рашко-Призренской и Косовско-Метохийской епархии Сербской Православной Церкви. Это еще раз свидетельствует о том, что сербская церковная и народная жизнь на Косово и Метохии была активной и динамичной на протяжении всех средних веков и нового времени. В 1557 году, спустя сто лет после прихода турок, здесь произошло восстановление Сербской Печской Патриархии. Тогда же были восстановлены многие церкви и монастыри и построены новые. Только за первые десятилетия после обновления Патриархии их было построено более 20, и многие из них были расписаны фресками и снабжены множеством новых рукописных книг, икон, священных сосудов и другой необходимой утварью. Необходимо особенно подчеркнуть тот факт, что многие земли и села по всей Метохии, и большой части Косово, были подарены сербскими правителями и властелой в качестве метохов большим монастырям: Хиландару, Студенице, Баньской, Грачанице, Богородице Левишской, Дечанам, Святым Архангелам, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней грамоты сербских правителей, имеющие, помимо государственно-правового, особое историческое значение для Косово и Метохии. Они еще раз свидетельствуют о том, какой народ здесь жил и сколь малый процент составляло несербское население.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Мы должны очень бережно хранить то духовное наследие, которое получили, и никогда не стать «иванами, не помнящими родства» Источник: Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископа Волоколамского Илариона пресс-службе Рашско-Призренской и Косовско-Метохийской епархии Сербской Православной Церкви – Ваше Высокопреосвященство, Вы впервые на святой Косовской земле. Можете хотя бы вкратце рассказать нам о своих впечатлениях? – У меня очень сильные и очень яркие впечатления. И конечно, впечатления эти двоякие – и радостные, и скорбные. Радостно для меня то, что я впервые посетил Косовский край, который является колыбелью сербского христианства, увидел великие святыни: монастырь Грачаница, монастырь Дечаны, древнюю Печскую Патриархию, увидел те замечательные памятники православного искусства, которые по милости Божией уцелели. Я смог увидеть совершенно потрясающие фрески, особенно в монастыре Дечаны, которые, слава Богу, прекрасно сохранились, несмотря на все исторические перипетии и трагические обстоятельства. Я познакомился с замечательными людьми, которые здесь живут, несмотря на все пережитые трудности и испытания, – с владыкой Артемием, владыкой Феодосием, сестрами монастыря Грачаница, братией монастыря Дечаны, братией монастыря Баньска, с клириками епархии, благочестивыми мирянами, которые здесь трудятся. Все это относится к радостным впечатлениям. А тяжелые и скорбные впечатления связаны с тем, что я впервые своими глазами увидел то, о чем много читал, о чем много слышал, о чем мне даже приходилось не раз говорить публично: варварское разграбление христианского наследия этого края, которое происходило здесь в последние годы, разрушение святынь и уничтожение храмов, которое происходило вплоть до настоящего времени. Мы вместе с владыкой Артемием посетили не только сохранившиеся святыни, но и те храмы, которые разрушены, которые сейчас лежат в руинах, и те храмы, которые восстанавливаются, но еще очень далеки от того, чтобы можно было сказать, что они действительно восстановлены, и даже посетили те места, где когда-то был храм, а теперь там просто пустырь или сквер.

http://pravoslavie.ru/37873.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010