Вторым фасадом, как видно из приведенной евангельской надписи, храм основан был в 1632 г. на том же месте. Те же старожилы, которые очень помнят его в последнем времени существования его, говорят о нем так: он был деревянный, небольшой, низенький. С одним престолом, о трех главах, покрыт гонтой и столь ветх, что углы опадали сами собою, во многих местах бревна от древности выдавались концами из стен; материалы впрчем были уже приуготовлены для новой церкви деревянной. В этом храме молились 150 лет, до 1783 г., когда был он закрыт и имущество его перенесено в Преображенскую церковь. Говорят, что до такой ветхости храм доведен был каким-то воспрещением строить новый и починять старый храм. Замечательно, что около того же времени перестраивалась в Котельве и другие церкви, и именно: Трех Святительская, ныне Вознесенская 1779 г., Николаевская 1779 г., Преображенская 1782 г. и Покровская 1785 г., что указывает на одинаковость обстоятельств, т.е. на какое-то воспрещение починять храмы. Не было ли это следствием того, что котелевские казаки, еще с 1710 г. поставленные в зависимость от Ахтырского полкового начальства, по делам церковным упорно хотели оставаться под ведением киевского митрополита. Известно, по крайней мере, что только в 1786 г. дела церквей Котелевских, Млинской и Деревской переданы были в Белогородскую Консисторию. В третьем фасаде церковь Троицкая заложена была в мае 1783 г. наместником, священником Иоанном Верцинским и товарищем по церкви, священником Андреем Пуковским, по благословению киевского митрополита Гавриила, вблизи первого ее места, несколько к юго-западу. При постройке были приходские священники: наместник Верцинский и Андрей Пуковский, ктиторы: Аким Коваленко, Петр Тимошенко и Кирилл Лучко. Наместник Верцинский, происходивший из дворян и имевший очень хорошее состояние, более всех жертвовал на построение храма и более других заботился о его окончании. Храм устроен был с одним престолом, о пяти главах, покрыт гонтой, снабжен новой утварью и освящен тем же наместником Верцинским 1787 года декабря 9 дня, по благословению преосвященного Феоктиста, епископа белогордского и обоянского. В 1808 году мая 21 дня в 3 часа по полудни с юго-запада нашла страшная дождевая туча, из которой последовал сильный удар в залом северного притвора, и церковь сгорела до основания. Святыня и имущество ее вынесены и в третий уже раз были перенесены в Преображенскую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=52640

1939 У Schwarmz’a S. 207; русск. перев. С. 275–276; у Migne’я Col. 1225–1226; русск. перев. творений св. Иринея. С. 529. 1941 У Migne’я Col. 1233–1234; русск. перев. (тоже VIII). С. 533: «Как кивот (Завета) внутри и снаружи был покрыт чистым золотом, так было чисто и блестяще тело Христа, внутри, будучи украшено Словом, а снаружи охраняемо ( φρουρομενον) Духом, чтобы от Обоих обнаруживалось сияние естеств». 1942 Т. II. Р. 454; ср. также: Pitra. Analecta sacra. Т. IV. Р. 26, 299. Русск. перев. С. 546 XLV): «Как поэтому 70 языков означаются числом и от рассеяния собираются воедино чрез их истолкование, так кивот (Завет) есть образ тела Христова, чистого и непорочного. Ибо как кивот был внутри и снаружи покрыт чистым золотом, так и тело Христово чисто и блестяще, внутри, будучи украшено Словом, а снаружи охраняемо Духом, чтобы от Обоих обнажалось сияние естеств». 1943 Феодорит (Haer. fabul. 1, 23) говорит также о сочинении Иринея «Против Валентина» ( Κατ Βαλεντνου), поводом, к написанию которого явилась, по нему, деятельность Флорина и Власта. Он имеет в виду здесь, однако, по-видимому, не особый труд св. отца и не Περ γδοδος, а Contra haereses, заглавие которого в такой же форме ( κατ Βαλεντνου) передается им и в других местах сочинения (ср., напр.: Haer. fabul. 1,19 и др.; см. также: Гарнак. Geschichte Litter. I, 1. S. 264). 1944 Ипполит Римский в своих «Комментариях на кн. пророка Даниила» (IV, 24,3) приводит подобный настоящему фрагменту текст, не указывая, однако, что он заимствован у Иринея. «Явившись, Спаситель от Девы принес на землю кивот, т. е. Свое тело, внутри позлащенное чистым золотом, т. е. Словом, а совне – Св. Духом» (Ed. Bonwetsch; русск. перев. творений св. Ипполита (Казанской Духовной академии). Вып. I. Казань, 1898. С. 134). Чем объясняется такое совпадение между Иринеем и Ипполитом, трудно решить. Может быть, второй заимствовал приведенный текст у первого, умолчав лишь о своем источнике. Или оба имели под руками и пользовались каким-либо третьим трудом (ср.: Гарнак. Geschichte. II, 1. S. 519–520; Барденгевер. Geschichte. Bd. I. S. 507).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Тело Господа Иисуса помазывалось и обряжалось для Погребения на том самом камне, который, как мы сейчас сказали, лежит теперь в храме Воскресения Христова прямо против входа в него. Он покрыт сверху мраморною Плитою и это потому так сделано, что когда он еще не был покрыт, иные богомольцы портили его, откалывая потихоньку частички от этой святыни, чтобы унести их с собою. Впереди камня на Стене большая картина с изображением снятия со креста Тела Спасителя. Погребение Спасителя у нас вспоминается в великую пятницу на страстной неделе за вечерней. За этою службой в наших православных церквах священники выносят из алтаря со св. престола на средину церкви плащаницу или образ лежащего во гробе Спасителя, – подобно тому, как Иосиф с Никодимом снимали со креста пречистое Тело Его, почему и поется при этом «благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями во гробе нове покрыв положи». В великую субботу за заутреней поются пред плащаницею умилительные священные песни погребальные, – это плачь Божией Матери, Иосифа и Никодима над умершим Спасителем у гроба Его и вместе – плачь всех христиан при воспоминании о смерти нашего Спасителя, которую Он принял за наши беззакония. В конце заутрени священники обносят плащаницу кругом всей церкви с погребальным пением стиха: «Святый Боже...» Это делается по примеру того, как умерший Спаситель несен был во гроб для погребения. Какая душа христианина останется бесчувственна при этих торжественных священных действиях и при пении этих святых песней! В это время словно переносишься своей душой к самому месту смерти Иисуса Христа и к Его гробу, словно сам видишь снятие Его со креста и погребение, слышишь горький плачь над Ним Его Матери и тех, кто провожает Его до могилы. Если идти от камня помазания налево, то невдалеке от него показывают богомольцам то место, на котором стояла Матерь Божия, когда снимали со креста и помазывали на камне Тело Ее Сына – Иисуса Христа и с глубокою скорбью смотрела на Него. Это место обозначено на полу мраморным кругом, над ним теплится лампада.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Геннадия, который приехал на погребение по нездоровью преосвящ. Платона (архиеп. Костромского), назначенного от Св. Синода. В тот же день (т. е. 18-го ч.) были отправлены мною четыре телеграммы одинакового содержания, имевшие целью ходатайство о дозволении, по желанию родных и близких знакомых, предать земле тело скончавшегося архипастыря у нас, в Николо-Угрешской обители. – Но в ответ я получил извещение, что определение Св. Синода уже состоялось: «где паства, да будет там и пастырь». В субботу, 18-го ч., было с вечера всенощное воскресное бдение, по окончании которого четыре архимандрита совершили соборне панихиду. В воскресенье, 19-го числа, обедню служили рано, в 6-ть часов. После панихиды, по распоряжению преосв. Геннадия, гроб был обвит шнурами и запечатан, поставлен на печальную колесницу и покрыт святительскою мантией; по углам стояли четыре диакона, двое поддерживали гроб, а двое осеняли его рипидами. От св. ворот шествие тронулось в 10-ть часов... Преосвящ. викарий, архимандриты и прочее духовенство следовали за гробом. По пути у трех церквей были литии; народ везде во множестве выходил навстречу. – Поднявшись в гору (в самом уже Ярославле), гроб сняли с колесницы, и развязав шнуры, открыли гробовую крышку; гроб был поднят священниками, поставлен на носилки и понесен на плечах. У всех церквей на пути были литии. – По всему городу, во время перенесения тела до собора, был заунывный звон. Когда приблизились к собору, был уже пятый час. – Преосвящ. Геннадий в полном облачении, губернатор и городские власти вышли на встречу, и началась панихида. На следующий день, в понедельник, 20-го числа, в соборе была литургия, которую соборне совершал Ростовского Богоявленского монастыря архимандрит Нафанаил. (Потом в продолжение дня было четыре соборных панихиды). Гроб был покрыт мантией, а сверху прекрасным покровом, из рытого бархата, присланного из Москвы одним из усерднейших почитателей покойного, почетным гражданином Лузиным. Вечером служили всенощное заупокойное бдение.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Золотые венцы же символизируются митрами, одеваемыми епископами и награжденными пресвитерами. Одна из митр сейчас, как вы видите, находится на горнем месте. “От престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих” ( Апок.4:5 ). Образом этих голосов и громов являются произносимые с горнего места слова Откровения Божия, а семь светильников горящих вы видите перед собою. Это семисвечник. Далее апостол Иоанн видел стеклянное море, символизируемое алтарной умывальницей. И четыре животных, изображаемых и на росписях, и на опахалах, называемых рипидами. Гимны же, которые они поют, вы сможете услышать тогда, когда возвратитесь в Церковь и будете участвовать в Литургии. А сейчас давайте посмотрим на главную часть алтаря — Жертвенник или Трапезу, о существовании которой в Церкви говорил еще апостол Павел ( 1Кор.10:21 ). Под небесным жертвенником находятся души мучеников ( Апок.6:9 ), под его земным образом почивают их тела — в знак единства Церкви земной и небесной. — А что означают эти покровы на жертвеннике? Ведь, насколько я помню, в Ветхозаветном храме он не покрывался. — Вы не совсем правы. Если вспомните, то главнейшая святыня храма — ковчег во время путешествий Израиля был покрыт завесами, также как и остальные святые предметы ( Числ.4:5-15 ) Православные не считают эту землю своим вечным домом, и вся их жизнь непрестанное странствование в землю обетованную, навстречу Христу, поэтому и храмы наши выгнуты на восток, и жертвенник наш покрыт покрывалами, ибо мы еще в пути. С другой стороны жертвенник — это символ гроба Христа пострадавшего, и поэтому покровы — воспоминание о погребальных ризах, оставшихся после Его воскресения ( Ин.20:6-7 ). Главной святыней алтаря в Ветхом Завете был ковчег завета. Его же видел в своем видении и Евангелист Иоанн. Такая святыня есть и у нас на трапезе. — Вон то изображение храма, стоящее на ней, имеет своей главной частью ковчег, где хранится Тело Христово — Первообраз манны ( Ин.6:49-51 ), хранившейся перед ветхозаветным ковчегом ( Исх.16:32-34 ).

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

Первоначально собор покрыт был деревом. В 1510 году был покрыт жестью купол (глава) собора, что, по всей вероятности, сделал великий князь Василий Иванович в благодарность преподобному Сергию за счастливое подчинение им в сем году (20 января) своей власти вольного Пскова, ибо по возвращении из Пскова он поставил негасимую свечу у Сергиева Когда потом была покрыта железом кровля собора – не имеем точных сведений, но или перед 1556 годом, или в этом самом году, ибо в этом году царь Иван Васильевич позолотил купол (главу) собора с его крестом, и невероятно было бы предполагать, чтобы при позолоченном куполе собора царь оставил деревянною его кровлю. Около 1720 года вся железная кровля собора была покрыта червонным листовым золотом, причем, вероятно, из старой пофронтонной она была переделана на нынешнюю четырехскатную (причем алтарные абсиды, или полукружия, сделаны были выше посредством надкладки на них, которая теперь над их карнизами, и причем теперь перед нами та загадочная для непосвященных архитектурная странность, что карнизы абсид не под самой их кровлей, но аршина на полтора ниже ее). В 1750 году позолота была возобновлена. В 1779 году стены собора с наружной стороны были росписаны под мрамор. В 1805 году кровля собора по прежнему железу покрыта медью, которая позолочена (с) особенным искусством (неизвестно в чем состоявшим) и обшита кругом подзорами из белого железа, или жести. О наружной окраске собора до 1745 года не имеем сведений. По книге планов и фасадов этого последнего года, не особенно, вероятно, давняя, не далее как Петровская окраска его – под темноватый В 1779 году она возобновлена была под тот же мрамор. В настоящее время надоконный верх остающейся открытою алтарной стены собора и простенки между дверями и окнами северной паперти покрыты священными изображениями, причем над окнами алтарной стены – так называемые клейма, или священные изображения в круглых и круглоовальных рамках (в две линии – под кровлей над карнизом, который по причине позднейшей надкладки довольно низко, и под карнизом над окнами), а в простенках между окнами паперти – изображения отдельных святых в натуральную величину, все же свободное пространство алтарной стены и папертных стен окрашено бледно-розовой

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

Сказание о черноризском чине от Ветхого и Нового Завета, из коих первый представляет прообраз иночества, а вторый являет оное самым делом Источник Содержание Толкование о пострижении монахов в малый образ от ветхого закона и ина мера Начало Нравоучение В первую меру о самоволии чернцев от Ветхого Завета В ту же меру от нового закона о чернцах От первой меры Об одеждах Аарона, о схимном образе, о стихаре, поясе, подире, ободах, ефуде, четыресоставной ризе, об омете и кидаре Смысл из сопоставления обоих законов – Христова и иерейского со схимническим образом Сказание об ангельском и монашеском образе     Сначала скажем о тех, которые еще только исходят из мира в монастырь и берут на себя ризы монашеского образа ради искуса, что имеет основание в постановлениях того и другого завета. И подлинно нужно быть в первое время под искусом. Итак, монах, внимай своему образу и житию; смотри на облекающие тебя ризы и познай себя имеющего сочетать в себе свойства двух заветов. Согласно прообразу ветхого завета, ты принес себя в жертву Богу подобно ветхозаветным агнцам, какие закалались в пустыне на пасху. Не будь же покрыт коростою – ни хром, ни слеп, ни ранен; ибо все сии, ради порока, повергаемы бывают на съедение псам и птицам; ты же принес себя сюда не чрез уродство. Тщательно остерегайся, дабы не быть здесь покоищем для бесов и не повергнуть свою душу геенским птицам если окажешься покрыт грехами, как коростою, или же хром – от приверженности к житейским вещам, или слеп, живя безплодно, заботясь только о чреве. По ветхому закону вольный обет, великий и малый, должен быть приносим Богу от чистого сердца. Да не будет порочного колебания и в твоих мыслях, дабы не услышал ты, подобно Каину: «к тебе обращение твое, ты им обладаеши» ( Быт. 4, 7 ). Ты, как свеча, волен в себе до церковных дверей, а потом не смотри, как и что из тебя сделают. Ты, как одежда, знай себя до тех пор пока не возмут тебя в руки; а потом не размышляй, если разорвут тебя и на тряпки. Имей свою волю только до вступления в монастырь; по принятии же монашеского образа всего себя отдай в послушание, не таи в сердце своем даже малого своевольства, дабы не умереть душею, услышавши, подобно Анании, Петра, говорящего тебе: «почему захотел солгать Духу Святому? – не человекам солгал, но Богу» ( Деян.5:3–4 ). Не будь нерадив к своему обету, дабы не сбылось на тебе слово Писания: «лучше бы... не познать пути правды, нежели познав уклониться от него» и проч., псу и свинье будешь ты подобиться, если не пользуешь своей души, но опять возвратишься в мир ( 2Петр. 2, 21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

По законам бульварной прессы Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 8-15 сентября. – Сретение Владимирской иконы. – Золотой крест на Афоне. – Теракты и панихиды. – Сектантский омут. – Церковь против наркомании. – Несостоявшаяся исповедь Толстого. - Усекновение главы Иоанна Предтечи. – Фальсификации и манипуляции. – Хронические болезни СМИ. – «Мирская жизнь». – Материалистические поиски души. – Святые Александр Невский и Даниил Московский. Прошлая неделя для православных верующих началась с праздника – Сретения иконы Владимирской Божией Матери. В этот день богослужение в московском Сретенском монастыре возглавил предстоятель Японской православной церкви митрополит Токийский и всея Японии Даниил (Нусиро), сообщает агентство «Регионы России» . «В престольный праздник обители ему сослужили епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), наместник монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), а также представители духовенства из Японской, Грузинской и Русской Церквей. На богослужении пел хор Сретенского монастыря, причем некоторые песнопения исполнялись по-японски... После богослужения Митрополит Даниил обратился к молящимся с проповедью, в которой подчеркнул, что «мы братья и сестры во Христе, хотя и принадлежим к разным государствам и национальностям». В этот же день агентство «Благовест-Инфо» сообщает о «русском священнике», по инициативе которого был позолочен трехметровый золотой крест на вершине Святой горы Афон». «Шестиконечный железный крест был установлен в 1882 году русскими на самой вершине Афона - на высоте 2033 метров над уровнем моря. За сто двадцать лет он весь покрылся ржавчиной». Золочение креста было осуществлено клириком Московской епархии Русской Православной Церкви протоиереем Сергием Конобасом и двумя его прихожанами - кандидатом медицинских наук Дмитрием Балалыкиным и юристом Игорем Аккуратовым. После Божественной литургии в Преображенском храме на вершине Афона «в течение четырех часов совершалось золочение креста: сначала с помощью кислоты была удалена вся ржавчина, потом крест был трижды покрыт жидким золотом и наконец - покрыт защитным слоем эпоксидного лака».

http://pravoslavie.ru/4848.html

С 1814 г. церковь приписана к Дмитриевской церкви. С 1858 г. к Иоанно-Богословской на Мишариной горе. С XIX в. встречается название «...царя константиновской слободы...», где была расположена церковь. В конце XVIII - начале XIX в. пристроен южный теплый придел во имя священномученика Власия. В 1861 г. вместо прежней совершенно обветшавшей главы (истлела чешуя, внутренние основные части её сгнили), была устроена новая «... с соблюдением прежнего вида...». В 1862 г. главный храм покрыт тесом, глава обита листовым железом, придельный храм покрыт листовым железом. Когда первоначальная, видимо, восьмискатная кровля, переделана на четырехскатную, неизвестно. Эта церковь овеяна ароматами легенд. Одна из них - про святую Анастасию. Недалеко от храма, по дороге к нему, можно увидеть остатки полукруглых стен из плит - предание гласит, что это развалины некогда стоявшей там часовни во имя св. Анастасии. Также легенда передает, что развалины эти нельзя трогать - когда-то святая явилась во сне одному слобожанину и строго-настрого запретила рушить остатки её часовни, иначе быть слободе сожженной в пожаре. Другая же легенда рассказывает о святом князе Довмонте, который как будто перенес на своих плечах в храм иконостас из некой, якобы стоявшей у Рыбницких ворот Никитской церкви. 5 мая 1936 года Псковский окрисполком принял решение о закрытии церкви. Церковь использовалась как зернохранилище, мастерские для художников, клуб спелеологов. В годы Великой Отечественной войны церковь получила частичные повреждения кровли, стен, наружной и внутренней отделки. Решением Псковского горисполкома от 8 июня 1948 года закрыто для захоронений кладбище вокруг церкви. В 1989 году организована община верующих, которая обратилась к властям о возвращении храма Церкви, 4 января 1989 года состоялось первое Богослужение. Решением Псковского горисполкома от 14 марта 1990 года церковь возвращена верующим, началось её восстановление. Первым настоятелем храма стал иерей Владимир Рубчихин, он и открывал храм. Осенью 1991 года настоятелем храма назначен иеромонах Пантелеимон (Ледин).

http://sobory.ru/article/?object=01935

С западной стороны храма находилась входная дверь и имела форму четырехугольную, верх ее заканчивался небольшим полукружием. Тождественной по форме и размеру была и дверь с северной стороны. При западной входной двери ни колонн, ни портика не было, по сторонам же ее находились два камня с надписью об основании храма. Окна в церкви были продолговатые, узкие, расширяющиеся внутрь храма, на подобие тех, которые сохранились под карнизами храма, а также в фонарях глав. Количество окон было меньшее, так как два нижних окна, соответствующих двум клиросам в храме, были вновь прорублены только в 1787 г., остальные были расширены. К числу внешних украшений храма должны быть отнесены карнизы и пилястры, по четыре с каждой стороны, сделанные не из алебастра, а выложенные из кирпича. Стены храма построены также из кирпича, причем стены только обложены им, внутри же самих стен находится щебень и неправильной формы камни. Внутренность храма сама по себе не отличается вместительностью, еще более стесняется массивными столбами. Всех столбов четыре, два из них – восточные соединены между собою массивными арками, вместе с боковою с южной стороны массивною стеною средостение, отделяющее алтарь от средней части храма. Два остальных столба находятся по середине храма. Внутренние стены храма были оштукатурены, но расписаны не были. В 1787 г. к западной стене храма с южной стороны ее был пристроен на средства прихожан придел во имя пр. Ефрема, Новоторжского чудотворца. В этом же году были пробиты два новых окна, а старые были расширены. Вновь построенный придел в этом же году был покрыт тесом, ровно как и Троицкий храм имел тесовую крышу, хотя главы храма были крыты еще черепицею. В 1811 г. эта черепица на главах, вследствие крайней ветхости, была заменена белым железом, тогда как сам храм был покрыт железом и то черным только в 1826 г. В 1867 г. был пристроен новый придел во имя св. Арсения, Тверского чудотворца, и Татианы муч. к западной стене храма, но только к северной ее половине. Придел во имя св. Арсения и Татианы муч. был построен на средства прихожан Троицкой церкви - дворян подполковника Арсения Васильевича Обухова и его сестры Татьяны Васильевны. Выстроенный прежде во имя преп. Ефрема чуд. в этом году был вновь перестроен, т. е. распространен и надстроен, а также накрыт одним общим сводом со вновь пристроенным приделом. Таким образом, эти два придела и образовали настоящий теплый храм.

http://sobory.ru/article/?object=00015

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010