II. Тёплая каменная церковь во имя Похвалы Божией Матери. Церковь сия построена в 1695 году наместо прежней ветхой каменной же церкви, 9 иждивением старца Ефрема, что в мире был боярин князь Иван Петрович Барятинский, при архимандрите Варфоломее. В настоящее время иконостас в ней столярной работы, гладкий, в три яруса; карнизы, рамы, клейма и всё украшение резное позолочено. В 1720 и 1849 годах церковь потерпела пожары, и после них исправлена вся на монастырский кошт, а октября 28 дня 1752 года освящена преосвященным Серапионом, епископом Можайским и Волоколамским. В 1811 году трапеза, а в 1815 году купол её покрыт листовым железом при архимандрите Иосифе Величковском; алтарь же покрыт в 1824 году старанием архимандрита Павла Подлипского. В 1826–1828 годах из любви того же архимандрита Павла к благолепию храма Божия святые иконы в иконостасе и на стенах и в алтаре были расписаны лучшим письмом живописцем, переславским мещанином Егором Гусевым за самую сходную цену. В 1856 году при архимандрите Платоне Фивейском усердием купчих девиц Гладковых устроены новые резные клиросы и место настоятельское. 10 Ныне в этой церкви нет прежнего богатства и великолепия. Усердием князя Барятинского и других благотворителей все местные иконы были обложены жемчугом и серебром; паникадило, лампады и другие многие вещи были серебряные. Бывшие в сей церкви пожары истребили сии драгоценности. Так, в 1749 году сгорело 7 местных образов в серебряных ризах и венцах серебряных, позолоченных, жемчужных и с камеями, и в алтаре 9 образов в серебряных окладах. В трапезе сей церкви на правой стороне находится придел во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Придел сей устроен в 1793 году октября 24 дня для ранних литургий в зимнее время за неимением тёплых церквей в монастыре, наместо бывшей над святыми вратами церкви во имя того же угодника. При церкви Похвалы Пресвятыя Богородицы, на северной стороне настоятельских покоев, при гробе князя Барятинского, была церковь во имя преподобного Евфимия Великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

О церкви Воскресения Церковь Воскресения кругла, имеет двенадцать круглых столпов по фасаду и шесть столпов задних, мощена красиво мраморными плитами, имеет шестеро дверей. На хорах имеется шестнадцать столпов. А под хорами наверху написаны мозаикой пророки, как живые стоят. Над алтарем написан мозаикой Христос. В великом алтаре изображено мозаикой сотворение Адама. На самом верху изображено мозаикой Вознесение, на обеих половинах на двух столпах написано мозаикой Благовещение. Церковный верх не до конца сведен камнем, но только скреплен тесаным деревом по-плотницки. Так верх ничем не покрыт. Под этим самым непокрытым верхом находится гроб Господен. Гроб Господен высечен в каменной стене, наподобие небольшой пещерки, с малыми дверцами, как можно человеку влезть на коленях, склоняясь. Пещера квадратна, четыре локтя в длину и четыре в ширину. И как влезешь малыми дверцами в эту малую пещеру, то на правой стороне будет небольшая лавка, высеченная из же пещерского камня. И на той лавке лежало тело Иисуса Христа. Ныне эта лавка святая, покрыта мраморными плитами. В стороне проделаны три круглых оконца, и в эти оконцы виден святой камень, и тут поклоняются все христиане. Висят у гроба Господня пять больших лампад с маслом, и горят они непрестанно днем и ночью. Лавка же, где лежало тело Христово, в длину четыре локтя, а в ширину два локтя, вышина ее пол-локтя. Перед пещерными дверями лежит камень, в трех шагах от пещерных дверей. На этом камне ангел сидящий явился женам и принес им добрую весть о воскресений Христа. Пещерка святая обделана красивым мрамором, и около нее стоят двенадцать красивых мраморных колонок. Вверху же над пещеркой сделан красиво теремец на изящных столбах, верх его кругл, покрыт серебряными чешуями, позолоченными. Наверху этого теремца возвышается изваяние Христа, сделанное из серебра в рост человека и даже более, и это сделали франки, латиняне. Ныне под самым непокрытым верхом, у теремца искусно устроены три двери, как решето, с крестиками. И этими дверями влазят люди к гробу Господню. Что гробом Господним была пещерка, как я уже говорил, узнал от давно живущих здесь людей, хорошо знающих все эти святые места.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2354...

Ко дню освящения храма старая деревянная церковь была разобрана и убрана, а на месте двух престолов придельного и главного образовались два холмика с водружением на них металлических крестов; от оставшейся старой деревянной церкви к новому храму в ограде разделены тропинки для пешеходов и проезжий путь. Окружность церкви с восточной и южной сторон обнесена деревянным палисадником, окрашенным зеленой краской; западная же и северная стороны окружены зданиями. Настоящий каменный храм имеет характер старинных православных церквей с деталями, мотивы которых встречаются в древних византийских постройках. План базилико-образный с хорами во внутренности главной церкви; 4-х ярусная колокольня, четыре маленькие главы и один большой купол коронуют здание и придают ему скромно-красивую внешность, приятно действующую для глаза. Вышина колокольни извне от земли до креста 17 ½ саж., длина церкви 16, 4 саж., а ширина 8 ½ саж., вышина главного купола с крестом 8 саж. Купол и маленькие главы покрыты железом и окрашены синей краской, а фасад церкви оштукатурен и покрыт клеевым белым колером. Церковь имеет 3 входа: северный, южный и западный. Нижний подвальный придел во имя св. Димитрия, митрополита Ростовского, имеет высоту в алтаре 4 арш., ширину 14 ½, арш., длины до царских врат 6 ¾ арш., придела от алтаря до западной стены 10 саж. Ширина церкви 7 ½ саж. и вышина в центре 4 арш. Стены ее оштукатурены и обелены клеевым колером, а пол покрыт цементным слоем. Придел имеет только один вход наружный с южной стороны для богомольцев и восточный, внутренний из алтаря в верхнюю главную церковь. Кругом окон двенадцать. Этот придел вообще довольно низок и беден. Главный купол церкви основан на 4 колоннах из красного финляндского гранита вместо кирпичных пилонов, соединенных между собою арками и 8 кирпичными пилястрами, окрашенными под гранит красного цвета; эти пилястры поддерживают переходное давление купола на колонны, от которых и идут своды над всем зданием. В западной части церкви устроены хоры, где помещается ризница, а в передней части, около северных и южных выходных дверей, места для женщин и мужчин, огороженные решетками; весь пол сделан из каменной мозаики серого цвета. Стены храма не имеют лепных и орнаментных украшений.

http://sobory.ru/article/?object=37508

Василий Никитич, тайный советник, генерал-берг-амтмейстер, губернатор Оренбургский и Астраханский, один из учёнейших мужей своего времени, известен своею: Российскою Историею. Сын его Евграф Васильевич служил действительным статским советником; а Алексей Венедиктович 89) генерал-поручиком, Сын сего последнего, Николай Алексеевич был генерал-поручиком при Екатерине Великой; с 1797 по 1801 год находился в отставке по восшествии на престол Императора Александра Павловича принят в службу генералом от инфантерии и в день коронации, 15 сентября 1801 года, возведён в Графское Российской Империи достоинство. – Нам неизвестно, от какой именно ветви этой древней фамилии произошли следующие лица: 1) Александр Татищев, от брака с Александрою Ивановною Любучениновою имел сыновей: Александра Александровича, женатого на Анне Дмитриевне Полевой; Алексея Александровича, женатого на Екатерине Павловне Ваксель и Николая Александровича; 2) Иван Татищев имел дочь, за Николаем Алексеевичем Чарторыжским, и двух сыновей: Николая Ивановича († 1815) и Александра Ивановича (рождение 8 августа 1763 † 17 июня 1833); сей последний был генерал от инфантерии, кавалер святого Александра Невского и святого Владимира 1 степени, военным министром с 1823 по 1827 год, и возведён в Графское Российской Империи достоинство 22 августа 1826 года. Он не имел детей от брака с Варварою Александровною Буткевич († в мае 1853). Герб дворян Татищевых (Общий Российский Гербовник, часть II, 17): щит разделён горизонтально на два поля: в верхнем, красном, белое знамя с золотым древком; в нижнем, серебряном, герб Великого Княжения Смоленского: на траве стоящая, на золотом лафете, чёрная пушка, вправо обращённая, и на пушке сидит райская птица. Герб покрыт княжескою каплею и российско-княжескою шапкою. Герб графов Татищевых (Общий Российский Гербовник, часть VII, 5-й): щит разделён горизонтально на три поля: в верхнем, золотом поле, вылетающий российский двуглавый орёл; среднее и нижнее поле во всём сходны с верхним и нижнем полями дворянского герба Татищевых. На щите графская корона, а весь герб покрыт княжескою мантиею и российско-княжескою шапкою. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

О, Святая Гора Афонская! Когда будет то время, что мы на тебя будем смотреть? И когда придет то время, что мы по тебе будем ходить, и наслаждаться твоею красотою?» – Но хотя мы и приустали, но поспешали, сколько могли, чтобы пораньше, засветло, подняться на гору. И поднявшись, взошли на самый хребет. И вдруг открылось нам новое и радостное зрелище: мы увидали конец своему пути. Кругом виднелось море: по правую страну море, и по левую море, и прямо впереди море. – Конец своему пути видим, а тихого своего пристанища, Святой Горы Афонской, не видим! О сем много соболезновали. Потом спустились версты две вниз, и пришли в село Низвор. Одна жена гречанка подала нам целый теплый пшеничный хлеб, за что мы ее благодарили. В селе Низворе две церкви и епископ. Мы же взошли на гостиницу, где приняли нас с любовью. Гостинник – молодой и ласковый, и знает по-болгарски. Мы его начали спрашивать: «Где Святая Гора Афонская? Покажи нам ее, да утешим мы свою скорбь». 56. Первый раз увидали Афонскую Гору Он вывел нас на крыльцо, и показал нам многовожделенное наше пристанище, и сказал нам, показывая рукою: «Вот Святая Гора. Но теперь верха ее не видно, покрыт облаками; он осенью и зимою мало когда открывается, но всегда покрыт облаками, а летом часто его видно. А это – его перешеек». Мы спросили: «А сколько будет до перешейку, и сколько до Афону?» Он же сказал: «Ежели скоро пойдете, то завтра к вечеру дойдете до перешейка; а до верху Афона пять дней ходу». Мы же не поверили, и сказали: «Может ли это быть? До перешейку не более одного часа, а до Афону один день?» Он же сказал: «Когда пойдете, тогда узнаете». 57. Радость наша и плач Тогда мы восплакали, и пали на землю, и поклонились Святой Горе, глаголюще: «Покланяемся тебе, святоименитая Гора Афонская, Богородичен Святый доме! Покланяемся и твоей игумении и назирательнице Пресвятой Владычице, Пречистой Деве Богородице! Покланяемся твоим гражданам и жителям, великому ополчению Царицы Небесной, – святым отцам афонским! Покланяемся твоим святым лаврам, монастырям, киновиям, скитам и келиям! Покланяемся твоим камешкам, кровью и слезами и потом омоченным святыми отцами афонскими! О, блаженны очи наши, видящие тя, Святая Гора Афонская! И благословен день сей, в оньже сподобихомся тебе увидеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

При сей церкви с западной стороны пред папертию имелась прежде каменная не большая колокольня, которая в 1738 году разобрана. 7. Церковь Преподобного Сергия с трапезою построена на 34 саженях, с алтарём, трапезою и сеньми, включая и стены; а ширины 9 саженей и со стенами, наилучшею Архитектурою, снаружи расписанная на подобие шахмат, украшенная разными из камня высеченными фигурами, и при окнах колоннами резными, сделанными превосходной работой, и окруженная вокруг открытой галерею, коей в окружности до 100 саженей, и весь галереи пол покрыт чугуном. Для входа имеются два крыльца, также украшенные резными колоннами и разными фигурами. Она начата была строиться монастырским иждивением в 1686 году, по повелению Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича. А совершена строением и наружным украшением в 1692 году, и в том же году, Июля 24 дня, освящена в присутствии их Царских Величеств Государей Царей и всего их Государского дома, крайснейшим Архипастырем, Святейшим Патриархом Кир Адрианом, с коим купно на освящении были Преосвященные Митрополиты: Евфимий Сарский и Подонский. Илларион Суждальский и Юрьевский, и многие Архимандриты. Оная Церковь с алтарём, трапезою и сеньми украшена внутри и росписана превосходною живописью: в ней иконостас позлащенный и местами по серебру прикрытой голубою краскою, сделан вновь и святые иконы, кроме нижних местных образов, написаны вновь наилучшею живописною работою, а на стенах клеймы позлащены червонным золотом, а прочие штукатурныя фигуры посеребрены. Краски же положены в алтаре вердепового, в церкви голубого, в трапезе палевого, а в сенях розового цветов, которое все внутреннее украшение сделано в 1778 и 780 годах; тщанием Преосвященного Митрополита Платона. В сей Церкви и алтаре пол сделан из шлифованного мрамора. Над сею трапезою особливого примечания достойна железная кровля, сделанная искуснейшим Механическим образом. Ибо она поддерживается одним равновесием, через уменьшение у одной части через другую тяжести. Оная кровля сделана была в 1747 году, после учинившегося в Лавре в 1746 году пожара, Лаврским иждивением; а мастером при оной кровле был Артиллерийской кузнец Василий Еремеев. При сей трапезе на Южной стороне имеются: 1) приборная особливая палата, где обыкновенно братия кушают, а в великие праздничные и торжественные дни в большой трапезе. 2) Келлия для трапезаря. 3) Палата, где хранится запасная ризница. 4) Над самою Церковью в большой палате хранятся монастырские разные церковные печатные и рукописные во многом числе книги, также и всякие монастырские крепостные дела. Они все строены в одно время с трапезою. 5) Над Церковью глава и крест вызолочены червонным золотом, тщанием бываго Архимандрита Афанасия, монастырским иждивением. В прошлом 1808 году оная глава покрыта медью, так же, как на Успенском Соборе, позлащенною, яблоко поставлено медное и крест покрыт местами позлащенною медью, монастырским же иждивением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1802 г. известным киевским мастером золотых дел С.И.Стрельбицким для иконостаса были сделаны серебряные царские врата. В 1878 г. для престола церкви Варшавская фирма Фраже изготовила мельхиоровый позолоченный оклад. С севера к церкви примыкают пристройки XVIII-XIX столетий: ризница, пономарня, диаконник. Тогда же к западной стене пристроили Трапезную. В 1768 г. возводится колокольня Никольского трапезного храма. И только с востока и юга церковь сохранила свой первоначальный вид. Над первым этажом в 1861 г. был надстроен второй этаж, где разместилась больничная церковь - " Утоли мои печали " . Но это очень исказило вид сооружения. Такой церковь оставалась до немецко-фашистской оккупации Киева, во время которой она была разрушена. В 1958 г. по проекту архитектора Е.М.Пламеницкой памятник реставрирован, ему возвращены первоначальные архитектурные формы. В 1982 г. на фасаде церкви установлена бронзовая доска с барельефом прп. Агапита, на память о первом лекаре Киевской Руси. Сейчас здесь находится лекторий Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Трапезная церковь Больничного монастыря в составе Киево-Печерской лавры. Памятник архитектуры конца XVII - начала XVIII в.в. Первым упоминанием о храме считают приписку Касиана в рукописи Киево-Печерского патерика 1462 г., но она может иметь и другое толкование. Более вероятно, что деревянная церковь была основана в начале XVII в. На плане 1638 г. она изображена вытянутым сооружением, состоящим из трех частей: церкви, трапезной палаты и больницы. Церковь завершена шатровым куполом, посредине крыши фронтон ступенчатых готических очертаний. Во время реставрации выяснилось, что одна из внутренних стен существующего здания стоит на фундаменте каменной монастырской ограды XII в. Каменная церковь сооружена около 1700 г. по обычной схеме украинских трапезных - к трапезной палате с востока прилегает граненый алтарь, завершенный куполом, а с запада - притвор. После пожара 1718 г. с запада прибавили больничную палату, а с севера - граненый тамбур при входе в пономарню. Обработка фасадов характерна для " мазепинского " барокко, граненый барабан покрыт орнаментальной лепкой. Голубой купол покрыт золотыми звездами и увенчан крестом с золотым голубем на нем (символ Святого Духа).

http://sobory.ru/article/?object=09797

Взглянем теперь на опись, или лучше, картину Обоянск. монастыря, изображенную строителем Тихоном в 1788 году. Церковь однопрестольная Знамения Пресв. Богородицы и при ней колокольня – каменные, покрыты деревом, точию кровли, как на церкви, так и на колокольне обветшали и требуют вновь перекрытия. Вторая церковь Рождества Иоанна Предтечи каменная ж, покрыта деревом, точию кровля весьма обветшала и уже на алтарном приделе часть оной обвалилась, и требует вновь перекрытия. Настоятельских келий – две: в первой – один чулан, а в другой – два чулана и третий – кладовой, – деревянные, между ими сени об одной связи, покрыты дубовым тесом, как крышею, так и строением обветшали и, за ветхостью дерева к перестроению мало способны. Братских деревянных, с правой стороны, келий – две; между ими двое сенец, покрыты дубовым гонтом и покрашены красной краской, об одном портаменте, длиной 20, шириной 6 аршин; в оных кельях по два чулана, строением прочны, но крышей починки требующие. Другие братские с левой стороны, келии – три, с тремя, сенцами, об одной связи, покрыты дубовым тесом, длиной 33, шириной 7 аршин; в них по два чулана; строением прочны, но крыша на оных обветшала и требует починки. Ледник деревянный, покрыт гонтом, покрашен краской красной, длинной 7 1 /2, шириной 7 арш. с полов., строением и крышей исправен. Житня разного облаго дерева, с сушилом, покрыта дубовым тесом, длины 8 арш., ширины толикой же меры, в ней 4 закрома, как строением, так и крышей крепка и прочна. Ворота въездные в монастырь – двойные, покрыты тесом и красной краской. Ограда вокруг монастыря, с одной стороны забрана досками; с другой стороны и к низу новым плетнем, а с вышней стороны забором. Близ монастыря – конюшенный двор, огорожен вновь плетнем, на нем две избы обветшалые, между ними – сенцы разного дерева, покрыты соломою, длины 15, ширины 6 аршин. Конюшня разного облаго дерева, покрыта соломою, длины 13, шириной 10 аршин. Сарай колясочный – облаго дерева, покрыт соломою. Близ монастыря овощной огород, длиною 40, поперек 20 квадратных саженей, огорожен плетнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Трапезная ЦЕРКОВЬ тёплая во имя Благоверных и Великих Князей Бориса и Глеба, во св. крещении Романа и Давида, и Преподобных Отец Исаакия, Далмата и Фавста, строена иждивением Великого Князя Георгия Ивановича в 1617 году. В 1751 году иконостас выкрашен и вызолочен и св. иконами украшен. В 1784 году церковь эта покрыта железом и выкрашена, и сделана при ней лестница из белого камня на иждивение монастырское и доброхотнодателей. 3) Больничная ЦЕРКОВЬ во имя Алексея человека Божия с приделом Иоанна Богослова и при ней больничные КЕЛЬИ, выстроены в 1655 году по Благословению Святейшего Никона Патриарха иждивением келаря старца Иринарха при Игумене Сергии в церкви иконостас возобновлён и каменная КОЛОКОЛЬНЯ при ней сделана в 1752 году. В 1789 году церковь покрыта железом; а в 1799 году возобновлены больничные кельи. В 1801 году придел Иоанна Богослова покрыт железом, а внутри оного сделан деревянной накат и подштукатурен; устроен иконостас и царские врата резные вызолоченные. Потом и в настоящей церкви иконостас возобновлён и вызолочен на полимент червонным золотом. В первом ярусе образа написаны новые в 1804 году. Внутри той же церкви и алтаре на сводах и на стенах написаны 85 штук живописных в клеймах, на иждивение доброхотнодателей. Глава оной церкви выкрашена ярью, а кровля мумией в 1810 году. 4) ЦЕРКОВЬ на святых воротах во имя Преподобного Макария построена в 1617 году иждивением Кашинского купца Широкого Машкина. В 1752 году на церкви шатёр, по причине повреждения оного от грозы, был разобран и вновь сделан и покрыт листовым железом, а самая церковь внутри живописью украшена и освящена при Архимандрите Варлааме 121 . 1808 году оная же церковь снаружи оштукатурена и прозеленью раскрашена. Крест, яблоко и глава, также и на алтаре глава и крест вызолочены червонным золотом по гульфарьбе, крыша на церкви, алтаре и паперти выкрашена ярью на иждивение монастырское. 5) КОЛОКОЛЬНЯ сооружена в 1636 году при Игумене Ионе; на ней 16 колоколов: первый в 514 пудов вылит в 1807 году при Архимандрите Гедеоне, второй в 150 пудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

4.6.4.           Знаки ордена второй степени: 1)     Знак ордена представляет собой золотистый латинский крест с расширяющимися концами и ровными внешними сторонами, а также выпуклым рантом по краям. Ветви креста покрыты белой эмалью. В центре креста - круглый медальон с образом святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Правая рука святителя - благословляющая, в левой - Святое Евангелие. По сторонам от святого, над плечами, стилизованная надпись: у правого плеча - СВТ ÂЛЕÍЙ (Святитель Алексий), у левого - МТР. МОСК. (Митрополит Московский). Медальон выполнен в технике художественной финифти и окаймлен выпуклым рантом. Вокруг медальона располагается пояс с девизом: ТАКОВЪ НАМЪ ПОДОБАШЕ Надпись стилизованная, золотистая. В нижней части пояса помещены две позолоченные лавровые ветви, скрепленные у основания золотистой точкой. Пояс покрыт зеленой эмалью и окантован выпуклым рантом. Крест с медальоном положен на четырехконечную серебристую звезду с окантованными лучами, на диагоналях которой положены позолоченные скрещивающиеся в центре крест и архиерейский жезл. Знак посредством кольца и треугольной планки крепится к орденской ленте. На обратной стороне орден имеет номер, зарегистрированный в Наградной комиссии. Материалы: серебро с позолотой, холодная эмаль, художественная финифть. Размер знака ордена: ширина 45 мм, высота 50 мм. 2)     Звезда ордена серебристая, восьмиконечная, с окантованными лучами. В центре звезды расположен круглый медальон с рельефной золотистой монограммой " СА " (Святитель Алексий) на белом эмалевом фоне. Вокруг медальона располагается пояс с девизом: ТАКОВЪ НАМЪ ПОДОБАШЕ Надпись стилизованная, золотистая. В нижней части пояса помещены две позолоченные лавровые ветви, скрепленные у основания золотистой точкой. Пояс покрыт зеленой эмалью и окантован выпуклым рантом. На обратной стороне орден имеет номер, зарегистрированный в Наградной комиссии, и приспособление для крепления. Материалы: серебро с позолотой, холодная эмаль. Размеры звезды ордена: ширина 80 мм, высота 80 мм.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010