Вопрос: Скажите, всегда ли врач должен помогать больным врагам своим и врагам отечества своего и этично ли помогать безнадежно больным? Может быть, наша помощь безнадежно больным усугубляет их муки и страдания? Не лучше ли быстрее прекратить их страдания? В этом, может быть, и явится наша помощь им? Да, помогать надо всем. Господь Иисус Христос сказал: «Не здоровые нуждаются во враче, но больные» . И еще: посылая учеников Своих на проповедь Евангелия, Он сказал: »…И если придете в какой город, и примут вас,… исцеляйте находящихся в нем больных» ( Лк.10:8–9 ). Он не сказал (!) того-то исцеляйте, того-то не исцеляйте. Но всех, – нуждающихся во враче, надо исцелять. Любой человек несет в себе Образ Божий, который надо почитать и любить, и если человек страдает, ему надо помочь. И чем сильнее страдает больной, тем в большей помощи он нуждается. Для врача, тем более православного, любой человек, кто бы он ни был, несет в себе Образ Божий. Как может верующий человек, тем более врач, отказать в помощи страдающему больному? В Православной Руси врачебное дело всегда связывалось с верой в Бога и служением Ему. Давайте вспомним, что врачебное искусство на Руси пошло именно из центров веры – монастырей. Еще в 1091 г. переславский епископ Ефрем приказал подведомственным ему монастырям строить «строение банное и врачеве и больницы всем приходящим (подчеркнуто мною, автор) и безмездно врачевание». В этом приведенном отрывке из летописи бросаются в глаза два очень важных для наших дней момента: «всем приходящим» и «безмездно врачевание». В этом важном для нас церковном документе не сказано, что принимать надо не всех (а, ведь, это был 11 век, а крещение Руси произошло всего лишь 100 годами ранее, и не сразу все стали верующими, Русь во многом оставалась языческой). Наоборот, сказано, что принимать надо всех, а помощь оказывать бесплатно. В Типиконе, или Церковном Уставе, говорится, что монастырь должен иметь больницу и заботиться о стариках, заниматься странноприемничеством. В 46 главе I тома Типикона сказано: «Подобает игумену тшатися больным на врачество, или в монастыре живущим или странно пришедшим, в тяжких недузех скорого просящим исцеления… Елика же суть в монастыре монахи или бельцы (мирские люди) недугом одержимы будут… игумену же начасте приходити к ним, и промышляти о больных по врачевской воли, и потребная да повелевает деяти. Врачеве же всею хитростию подвигшеся, крепость и здравие страждущим да подавают. Аще ли кто странен и бездомов в гостиницу приидет, недугом одержим, от игумена и от врача да получит покой во всем. Старым же и деяния помощи не имущим, повелевает требованных насладитеся и одры тем равночистенны поставляти на покой им: от них же старец да емлет на всяк день потребная им».

http://azbyka.ru/zdorovie/grex-bolezn-is...

662 ...строенно банное камяно, сего же не бысть в Руси. – Смысл этих слов вызывает споры. П. А. Раппопорт допускает, что исследованная археологами «гражданская постройка» в Переяславле, действительно, была баней (Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв.: Каталог памятников. Л., 1982. С. 34–35). 663 ...въ своемъ манасътыри чресъ поле... – Киево-Печерский патерик объясняет эти слова: Стефан, в то время уже епископ Владимира (на Волыни), в дни перенесения мощей оказался во Влахернском монастыре на ручье Клове, недалеко от Киево-Печерского монастыря (См.: Толочко П. П. Историческа стародавнього Киïв, 1972. С. 152–158). В этом монастыре Стефан также был игуменом, о чем говорят слова «въ своемъ манасътыри». 667 ...но кони ихъ видити копыта... – Как понимать эти слова: так, что кони были невидимы, а видимы были только их копыта? Скорее говорится о том, что были видны следы от копыт невидимых коней. 669 ...с Васильемь Ростиславличемь. – Далее в И, как и в других летописях, князь именуется Васильком Ростиславичем. 670 ...от Филипова дни до мясопущь... – От кануна Рождественского поста (14 ноября) до недели мясопустной, предшествующей Великому посту. 672 ...в Переяславл лто... – Странно, что княжение Всеволода в Переяславле ограничено во всех старших списках ПВЛ одним годом. Переяславль достался Всеволоду по завещанию Ярослава и, как можно судить по тексту ПВЛ и «Поучения» Владимира Всеволодича Мономаха, Всеволод княжил там не менее двух десятилетий. 674 Продажа – денежный штраф за различные преступления. Видимо, на практике они превратились в неоправданные поборы. 675 ...къ Треполю, и приидоша ко Стугн. – Треполь располагается в устье Стугны – небольшой речки, правого притока Днепра. 676 ...б бо тогда наводнилася велми. – «Слово о полку Игореве» также сообщает, что Стугна «растрена ко усту», вобрав в себя «чужи стругы» (потоки, ручьи): следовательно, именно в это время, может быть после обильных дождей, небольшая речка, разлившись, стала для переправлявшихся через нее по обычаю вброд неожиданно опасной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крестообразные в плане храмы, увенчанные пятью главами, четыре из которых располагались по направлению частей света, строились в XVIII веке. Смешение стилей наблюдается во всех монастырских сооружениях. В 1851 году была построена Покровская церковь. Это о ней писал А. П. Чехов в своём рассказе " Перекати-поле " (1887): " Часы на святогорской колокольне, в виде предисловия, проиграли свою тихую, мелодичную музыку и вслед за этим пробили двенадцать " . Это была центральная церковь, где находились монастырские ризница и библиотека. Отсюда начинался крестный ход на святое место. В советское время здесь располагался корпус санатория им. Артёма. Была сооружена также монастырская гостинница для паломников. Это был корпус санатория, на котором установлена мемориальная доска, напоминающая о том, что в 1887 году в здешних местах побывал русский писатель Антон Павлович Чехов. Гостинница упоминается в его рассказе: " Большой монастырский двор, расположенный на берегу Донца у подножия Святой горы и огороженный, как стеною, высокими гостинными корпусами... " Гостиница попала и на полотно Репина. В мае 1880 года он вместе со своим учеником, будущим крупнейшим художником В. А. Серовым, возвращался с берегов Днепра, где собирал материалы для своей картины " Запорожцы " . И. Е. Репин направлялся в родной Чугуев, ставший для него тем же, чем стало для Пушкина Болдино. Тогда художник и побывал на Донце, написал этюд " Вид Святогорского монастыря на Донце " . На нём изображён монастырь из-за Донца, с меловыми горами на высоком берегу, с точками пещер в них. Внизу, под горой, виднеется большое здание гостиницы. К открытию в зданиях бывшей обители санатория им. Артёма, на территории сохранялись 16 сооружений бывшего Святогорского монастыря. 4 декабря 1948 года комплекс Святогорского монастыря был объявлен памятником культуры и старины. 24 июля 1963 года Николаевская церковь утверждена как памятник архитектуры XVII столетия республиканского значения и взята под охрану государства. В связи с расширением курорта Банное (название Святогорска с XIX века по 1964-й год), населённый пункт в 1964-м году получает название Славяногорск.

http://sobory.ru/article/?object=02883

В 1879 году старанием архимандрита Германа в монастыре начала работать своя собственная фотостудия, которой заведывал основательно знающий фотографическое искусство монах Тимон. Многие виды обители, сделанные в ней в то время, сохранились до ныне и по-прежнему поражают своим качеством даже опытных фотографов. Не была скудна Святогорская пустынь и образованными монахами: иеромонахи Тихон, Иларион, Иустин и иеродиакон Ириней по указу Святейшего Синода в 1900 году вошли в состав Иерусалимской Духовной Миссии. В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек. Много способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей всякого сословия: монастырь кормил и поил, не взимая платы, принимая всех, кто бы ни посещал его. Был обновлен древний храм святителя Николая в меловых пещерах, переосвященный в честь Рождества Иоанна Предтечи, а также Никольский храм на скале; обретен подземный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских ; воздвигнуты величественный Успенский собор, Покровский храм с колокольней, двухэтажный Преображенский на одной из гор, которая называлась «Фавором», скит с храмом преподобного Арсения Великого на «Святом месте», Ахтырская церковь на больничном хуторе и Спасов скит на месте крушения царского поезда в 1888 году возле станции Борки. В 1861 году, после смерти архимандрита Арсения, братией был ископан новый пещерный храм в честь преподобного Алексия, человека Божия – покровителя почившего настоятеля (имя Алексий он носил до пострижения в монашество). В XIX b. Святые Горы стали центром богомолья не только для юга России, Дона и Кавказа, но и для севера, откуда также приходило множество паломников и богомольцев, которые заходили в обитель по пути из Воронежа в Киев. Некогда запустевшая Святогорская обитель за короткий период была украшена многими царскими дарами, обогащена вкладами различных жертвователей и благотворителей и сделалась известною и славною по всей России.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Сей Ефрем там создал великолепную церковь Соборную Михайловскую и много воздвиг зданий и церквей каменных, город обнес каменной стеной и завел каменное банное строение, чего до него в России не бывало, говорит Нестор 81 . Историограф Н М. К., последуя Болтину, под именем сего банного строения разумеет крестильницу или каменное здание, где ставили купель для крещения взрослых людей, но такое каменное здание не стоило особенного замечания и в зимнее время северных стран не удобно было для крещения. Другие думали, что имя баня с польского языка значит здесь церковную главу. Но на каменных церквах главы каменные уже прежде существовали 82 . Нестор упоминает о русских банях еще со времен апостола Андрея и Великой Княгини Ольги. До Ефрема, конечно, они были деревянные. Итак, нет нужды отступать от буквального значения слов Несторова свидетельства о каменном Ефремовом банном строении. Если сии бани сделал он не общенародными, по своему попечению об общем добре, то по крайней мере для опрятности священнослужителей, готовившихся к служению. Такие бани еще со времен Константина Великого устраивались при церквях и даже в Ветхом Завете омовения жрецам были предписаны 83 . Степенная говорит причем, что Ефрем уставил еще врачей и больницы безмездно по градам и весям своей митрополии, чего де также прежде не бывало, и иногих ради благодеяний своих прият от Христа великия благодати дар, еже и чудеса творили в живот и по преставлении, а преставление его полагается в 1095 г, в коем половцы, нечаянно нашедшие на Киев, сожгли княжий дом на Берестове и весь Печерский монастырь с церковью и Кловский. 10 . НИКОЛАЙ, грек, посвящен в Константинополе патриархом Николаем во время Великого Князя Киевского Святополка Изяславича, но год посвящения его не известен. Коссов говорит только, что Николай был 1102 года. Равно и кончина его несогласно полагается. Киевский каталог относит оную к 1106 г., а Никонова летопись и Косов говорят, что в 1104 г. пришел в Киев уже преемник его. 11 . НИКИФОР, грек, родом из Суры Ликийской, в Константинополе посвященный патриархом Николаем Грамматиком во времена Великого Князя Киевского Святополка.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Рождать детей бабы вотяцкие обыкновенно ходят в баню и приглашают бабу-вотячку. По рождении бабка нарекает банное имя новорожденному, сообразуясь со временем года. Так, например, если ребенок родится во время жатвы, имя младенцу дается культок, от слова культа, что значит сноп (во время жатвы овса родившийся называет зяй); если родится вскоре после прилета пиголец, дается имя ксэдык или схдык, т.е. пиголица; если после прилета жаворонка, то новорожденный называется бодтоно, т.е. жаворонок. Иногда и не сообразуются с этим: младенца женского пола называют иногда мардзян, т.е. коралловые бусы. Есть еще имена отглагольные, например: туктай, я остановился (татарское слово с вотским окончанием). Имя с таким значением дается с тем намерением, чтобы дети остановились, перестали умирать, если они раньше умирали. Иногда имена даются чисто-татарские: Петаш, Раим, Абдолло, Искандер, Эшмат, Исэмбай. Могут быть и женские имена с татарским окончанием, например: Тутыкышь (Павлин), Туктабей и проч. Женщины носят эти имена до замужества. А мужчины носят всегда почти то имя, которое дается при крещении, однако бывают и такие случаи, что у мужчин иногда остаются банные имена, или другие какие-нибудь, самими выдуманные, христианские имена или языческие. Это бывает вот в каких случаях. Представим себе, что новорожденный обмер; тогда мать начинает кликать его по имени, какое дано при крещении. Положим, что имя младенцу Григорий; она и кричит: «Грегорей! Кытсы кошкид, Григорсед татын?!» Это значит: «Григорий! Куда ушел, – Григорий твой здесь?!» Если ребенок не оживет от того, тогда она вместо Григория начинает перебирать другие разные имена. И при каком имени ребенок оживает, с тем именем и остается навсегда. Это называется по-вотяцки: «Ним кушкон», или еще: " Лул утчян», т.е. искание имени, или иск души. Это иначе зовется урт потэм (на наречии вотяков Казанской губернии), что значит: душа вышла 499 . Молочное имя китайцев и банное вотяков соответствуют пупочному имени черемис. При рождении младенца, повивальная бабка, когда отрезывает пупок, с согласия родителей нарекает новорожденному имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

— Ладно. Когда Каё невозмутимо произнесла эту фразу, Фудзио сказал: — Вот как? Тогда решено. Когда девушка бросила в его сторону последний, удивленный взгляд, Фудзио вместо того, чтобы потянуться к ней телом, нанес ей сокрушительный удар под ложечку. Прошло довольно много времени, прежде чем Каё перестала биться в страшных конвульсиях в руках Фудзио, сжимавших ее шею. Она успокоилась, а он совсем запыхался. — Ненавижу, когда мужчинам позволяют подглядывать в салоны красоты… — пробормотал Фудзио, но понял, что это не к месту: ведь Каё не имела абсолютно никакого отношения к посетительницам салона. Он был настолько зол, что все перепутал. Счастлива она или несчастна? — лицо мертвой девушки, лежавшей на соседнем кресле, было почти неразличимо в кромешной мгле. Копать сейчас яму для погребения было нереально. От одной мысли о предстоящей работе Фудзио стало тошно. Но зачем копать? Здесь, у моря, есть много диких зарослей; они запоминают чащобы у подножия Фудзи, куда не заходят даже местные жители. Брошенное там тело обнаружат очень нескоро. И, хотя время поджимало, Фудзио постарался выбрать такое место, что подходило бы для данного случая. Для начала нужно было вернуться метров на триста назад. Он все проделывал с максимальными предосторожностями: включив передние фары один только раз, Фудзио аккуратно продвигался к цели; ведь свет от передних фар виден издалека. Кто-нибудь мог увидеть, как по склону холма, где и жилья-то нет, ползет машина, хотя, конечно, рассмотреть было бы невозможно. Вероятно, повинуясь тому же инстинктивному желанию стать невидимым, Фудзио остановил машину в небольшой ложбинке. Выйдя из машины и прислушавшись, он различил теперь слабый шум волн, хотя проехал вперед совсем немного. Затем открыл багажник и достал оттуда старое банное полотенце. Фудзио беспокоился, как бы не запачкать одежду, когда он будет вытаскивать труп из машины. Он задушил Каё, но опасался, что, когда поднимет ее тело, ему на спину выплеснется рвотная масса. Он хорошо знал здешние места. Однажды, когда ему было некуда деться, он полдня проспал тут, в зарослях на берегу. И за все время никто поблизости не появился — полное безлюдье. Помнится, проснувшись, он еще долго лежал, ощущая на сердце груз тяжких мыслей о будущем, в котором не было никаких целей, никаких желаний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=130...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Каждый памятник он подвергает критике, и к тому же критике всегда удачной; так, превосходно разобрано «Житие Константина Муромского», «Деяние собора на Мартина Армянина». В летописях он также указывает на их составные части; так, в «Повести временных лет» он очень основательно подметил одно чисто новгородское сказание; с помощью приписки на Остромировом Евангелии восстановил один год в летописи; указывает в Киевской летописи одно известие, записанное, вероятно, в Чернигове, и т.д. Не довольствуясь нашими библиотеками и архивами, ищет возможности получать нужные для него документы и из архивов заграничных: так, из Кенигсбергского архива ему доставляется много интересных бумаг, между прочим грамоты Галицких князей, о которых только из этих грамот и можно было получить некоторые сведения; так через Муравьева ищет он возможности добыть переписку пап из Ватиканского архива, и т.д. Памятники вещественные интересуют его так же, как и памятники письменные; он собирает все известия о святыне, хранимой в ризницах, о раскопках, кладах, зданиях – словом, обо всем, что сохранилось от жизни наших предков. Им помещены рисунки букв Десятинной церкви, изображение старинного рубля, буквы зырянской азбуки Стефана Пермского. Когда в наличных источниках он не находит требуемых сведений, то вступает в переписку с местными жителями и получает нужное сведение на месте. Все, что возбуждает какой-либо вопрос касательно древностей, не остается у Карамзина без исследования: какая-нибудь сомнительная дата, генеалогия того или другого князя, банное строение, старинный русский счет, весы и монеты, и т.д., и т.д. Все чужие мнения тщательно им рассматриваются и проверяются. Исследования Карамзина обыкновенно чрезвычайно точны и могут опровергаться только столь же точными исследованиями или новыми памятниками. Заметки, которые присылали к нему, он всегда вносил и всегда указывал, кто их доставил. В 5-м издании есть несколько таких заметок, найденных на полях его собственного экземпляра и написанных уже после выхода второго издания, последнего при жизни автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Список необходимых вещей: Куртка, ветровка (на случай холодной, дождливой погоды, выхода в лес); Теплые вещи: свитер или шерстяная водолазка — 1 шт, теплые носки 2 пары; Обувь закрытая 1 пара (на случай холодной погоды, выхода в лес): кроссовки или ботинки; Обувь открытая 1 пара (туфли, босоножки); Резиновые сапоги и дождевик или зонт; Брюки (брюки, джинсы); Шорты, юбки, платья, футболки; Обувь для пребывания в корпусе (тапочки, вьетнамки); Спортивный костюм или спортивные брюки; Обувь для занятия спортом (кроссовки легкие или кеды); Красивая одежда для дискотек и других творческих мероприятий; Смена белья на 5 раз (трусы, носки, футболка, майка); Комплект для сна, если ребенок дома использует пижаму. Головной убор: панама, бейсболка, бандана. Пластмассовая кружка для питьевой воды Если у ребенка есть народные костюмы, сценические костюмы, бальные платья или специальная форма для показательных спортивных выступлений – передайте их в чехле вожатому для участия Вашего ребенка в различных личных конкурсных программах. Банные принадлежности: Полотенце банное, мыло или гель для душа, мочалка, шампунь, зубная щетка, паста, расческа. Девочкам с длинными волосами – желательно фен Не забывайте положить ребенку зубную щетку, пасту и расческу. Для купания в море, бассейне или реке: Купальник или плавки — 2 шт. Шапочка для купания — 1 шт. Очки для плавания — 1 шт. (если ребенок ими пользуется) Шлепанцы (вьетнамки) — 1 шт. Все вещи, включая чемодан или сумку, желательно подписать или нашить бирки с именем и фамилией ребенка, телефоном его или телефоном родителей. Что съестное можно брать с собой: Печенье, вафли, карамель, соки в пакетиках и бутылочках не более 200–350 мл!!!, питьевую воду или газированную в пластиковых бутылках не более 0,5–1л и другие не скоропортящиеся продукты. Фрукты – в небольшом количестве, чтобы их ребенок съел за 2 дня. Продукты хранятся в специально предназначенных шкафах у вожатых в подписанных пакетах на каждого ребенка. Не давайте шоколадные конфеты и шоколад, а так же молочную продукцию: йогурты, молоко, молочные коктейли, сладкие творожки, сыр, и мясные изделия: вареную курицу, колбасу, сосиски, окорока, беконы и т.п. — на жаре все очень быстро портится.

http://azbyka.ru/deti/letnij-lager-chto-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010