Бывший боярин и главный домоправитель великокняжеский Ефрем мог быть человеком богатым, отсюда и его средства на сейчас помянутые постройки. Своим великим усердием к пользе общественной Ефрем должен был с одной стороны заслужить благодарность, а с другой славу. Очень может быть, что поэтому, будучи преемником митрополитов по месту, он и пользовался почётным титулом митрополита. Строенье баньное Ефремово приводит исследователей в недоумение и заставляет их делать разные предположения. Но несомненно, что под строеньем баньным нужно разуметь именно строенье банное или общественные бани и более ничего. В Константинополе, в котором некоторое время жил Ефрем, общественные бани, как известно, составляли чрезвычайно важную принадлежность общественного быта и общественного комфорта и были весьма многочисленны. Эти Константинопольские бани и захотел Ефрем перенести в Россию. Затрудняются тем, что епископ нашёл удобным заниматься таким делом, как строение бань. Но для тогдашнего времени в этом не было ничего неестественного и странного. Так как люди должны входить в храмы, особенно для принятия таинства причащения, в возможной телесной чистоте, то у христиан с очень древнего времени образовался взгляд на бани, как на нечто дополняющее церкви, как на нечто к ним прибавочное. А по этой причине с очень древнего времени вошло в обычай строить бани при самых церквах, в церковных оградах. Константин Великий построил бани при знаменитом Константинопольском храме св. апостолов 1330 (служившем, начиная с него, усыпальницей для императоров, т. е. бывшем тем же, что наш Архангельский собор), а император Феодосий Великий в одном из своих указов причисляет бани, находившиеся при церквах, в их оградах, к таким церковным зданиям, на которые распространяется право убежища 1331 . Как сейчас указанный взгляд на бани, так и самые бани при церквах продолжали в Константинополе существовать и во времена Ефрема в XI веке. Из этого ясно, что и он – епископ, построивший бани, вероятно, при своём соборном храме, сделал дело для своего времени нисколько не странное и не предосудительное, а только знаменитое 1332 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Здание прежней деревянной церкви, по указу духовного правления от 13 октября 1910 г., было перевезено в д. Бахилы, а престол с почестями, по старой русской православной традиции, был перенесен на водный источник и там при многочисленном собрании прихожан и пении псалмов сожжен, а пепел опущен в воду. В приход Покровской церкви с. Июльского, по духовным росписям за 1868 год, входили следующие селения: село Июльское, деревни и починки Новые Соломенники, Кудрино, Талый Ключ, Пустополье, Банное, Черный Ключ, Нижняя Позимь, Июльский, Молчаны, Обросы, Каменный Ключ, Сюрсин, Каратунов, Лошкари, Гольянский, Никикольский, Панчашур, Владимирский, Ново Кварсинский. Помимо того в приходе имелось большое количество старообрядцев, или как писалось в церковных документах того времени раскольников. Раскольники проживали в селе Июльское, Верхней Позими, Кудрино, Панчашур, Черное, Лошкари, Каратунов, Нижней Позими, поч. Июльском. При церкви в 1869 г. было учреждено церковноприходское попечительство. Причта по штату было положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика. Приход состоял из 20 починков (селений). В приходе села было 2 часовни: в починке Гольянском (построена в 1884 г.), и в деревне Молчаны (построена в 1899 г.). При храме была открыта в 1892 г. женская церковно - приходская школа, в которой обучалось 35 девочек. Из архива 1900 г. известны такие сведения о приходе: «Село Июльское – Покровская церковь, каменная, построена в 1907 г.; разстоянием от г. Вятки в 400 вер., от уездного города в 55 вер., от благоч. в 30 вер. Часовни деревянные: Гольянская построена в 1887 г., Молчановская построена в 1899 г., Пустопольская, построена в 1875 г., Нижне-Позимская, построена в 1885 г., Ново Кварсинская, построена в 1900 г., в починке Тихом Ключе построена в 1899 г. Причета по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика. Священник Ушнурский и диакон Полетаев имеют свои дома, а священник Помосов и псаломщики живут на частных квартирах, получая квартирное пособие: свящ. по 4 руб, псаломщики по 3 руб.

http://sobory.ru/article/?object=02843

Свято-Ильинская Водлозерская пустынь учреждена решением Священного Синода Русской Православной Церкви 23 декабря 2006 года, литургическая жизнь на Ильинском погосте была восстановлена в 2003 году. В новообразованном монастыре подвизаются игумен Киприан (Грищенко), иеромонах и иеродиакон, инок и послушники. Адрес: 186154, Республика Карелия, Пудожский район, о.Малый Колгостров. Проезд : На машине из Москвы: Москва – Ярославль – Вологда – Вытегра – Пудож – Куганаволок. Общее расстояние от Москвы – 960 км, которые можно преодолеть за 12 - 14 часов. Автомобилем из Санкт-Петербурга в Куганаволок: Санкт-Петербург – Лодейное Поле – Подпорожье – Вытегра – Пудож – Куганаволок. Подробнее... Сяндемский Успенский женский монастырь [ править править код ] Сяндемская успенская пустынь (Свято-Успенский женский монастырь, в дореволюционных документах встречалось также наименование — Афанасьево-Сяндебская пустынь) — женский (с 1909 года) монастырь Русской Православной Церкви. Расположен вблизи села Сяндеба Олонецкого района Республики Карелия, у озёр Рощинское (Банное или Кюлюярви) и Сяндебское. Адрес: 186000, Республика Карелия, Олонецкий район, д.Сяндеба, Сяндемский Успенский женский монастырь. Телефон обители: 8-921-453-64-74 Электронная почта: siandema@mail.ru Подробнее... Кемский мужской монастырь Новомучеников и Исповедников Российских [ править править код ] Монастырь основан в 2000 при бывшем Благовещенском соборе в Кеми, где в советское время располагалось управление северных лагерей особого назначения. Братский корпус расположен в перестроенном здании бывшей гостиницы НКВД " Прибой " . Обитель в честь Новомучеников, основанная шестнадцать лет назад, стала уже одним из духовных центров Карелии. Насельники монастыря восстанавливают здания, ежедневно совершают уставные службы и молебны святым Новомученикам и Исповедникам Российским. В храме мироточат иконы – Спасителя, Божией Матери " Знамение " и " Неупиваемая Чаша " , Собора соловецких святых и святой блаженной Матроны Московской. Ежедневно монастырь принимает паломников, направляющихся путем новомучеников на Соловки. Начала свою работу Воскресная школа.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кар...

Можно задать вопрос: насколько эти эпизоды соответствуют тому, что нам известно о Студите? Помимо сходства в употреблении стандартных сравнений (а именно, плоти с поленом), нет больше никаких прямых аналогий; нет, в частности, и указаний на то, чтобы Студит ходил нагим по улицам или входил в женскую баню. Кроме того, ни Симеон, ни Никита не называют Студита термином σλος (юродивый). Сравнивая жизнь Студита с житиями известных юродивых, мы видим существенные различия: Студит был общежительным монахом, а те чаще жили в городах среди мирян; его почитали в монастыре и в городе как старца, к тем же и монахи и миряне относились с пренебрежением. Неизвестно ни одного случая, когда юродивый был бы старцем в полном смысле слова — духовником мирян. Нам представляется, что существует совершенно тривиальное объяснение приведенного текста из 15–го Гимна Симеона: Студит просто иногда посещал баню, будь то в монастыре или в городе, и уж конечно, не женскую, а мужскую. Как констатирует К. Манго,«представители византийского клира посещали бани столь же регулярно, как и представители любых других слоев городского общества»  . Большинство монахов, должно быть, также посещали бани, хотя, может быть, и не столь часто, как миряне и клирики: ученые указывают, что»монастырские уставы на этот счет расходятся, от посещения бани два раза в месяц до трех раз в год, но чаще всего указывается срок — раз в месяц»  . От самого Феодора Студита нам известно, что даже в его время в Студийской обители было»банное заведение с банями и прочими удобствами»  . Симеон Новый Богослов, перечисляя недвижимое имущество монастырей своего времени, упоминает и бани (λουτρ)  . Вместе с тем, в монашеских кругах посещение бань всегда рассматривалось как некое ослабление аскетической дисциплины  . Уместно здесь вспомнить два повествования из»Луга Духовного». В одном говорится, как монахи просили игумена построить в монастыре баню рядом с источником, и тот, нехотя, согласился,«снисходя к слабости братии». Как только постройка была завершена, вода в источнике иссякла, и вернулась лишь после того, как игумен дал распоряжение разрушить баню  . В другом повествовании старец Александр сокрушается о том, что»отцы наши никогда не умывали лица своего, а мы открываем общественные бани»  . Посещение бань рассматривалось как слабость, а непосещение их считалось подвигом и добродетелью  . Для ревнителей аскезы из монашеской среды достаточно было того факта, что Студит (пусть, может быть, и изредка) ходил в баню, чтобы объявить его ничуть не большим подвижником, чем другие, и отнюдь не святым. Как уже упоминалось, Студит не был ригористом в аскетических правилах, в отличие от»стандартных» святых византийской аскетической и агиографической литературы, которые обычно не спят, не едят и не моются: все это считается»снисхождением к плоти», противоречащим идеалу святости и подвижничества.

http://predanie.ru/book/84774-prepodobny...

4 .  После преемника Иоанна, Uoahha III , опечалившего собою русских, но бывшего только один год, управлял митрополией блаж. Ефрем, любимец и казначей В. Кн. Изяслава. Он явился из дворца княжеского в тесную пещеру пр. Антония «и умолял старца о милости быть ему черноризцем». Старец, наставив его душевному спасению, передал его Никону с тем, чтобы постриг его. Тот постриг и облек в монашескую одежду, назвав Ефремом. Недоволен был В. Кн. и тем, что пострижен был перед тем молодой сын боярина его, а пострижение любимца его возбудило в нем сильный гнев. Ефрем спустя недолгое время отправился в Константинополь изучать монашескую жизнь. Это благочестивое путешествие оказалось полезным не одной его душе. Ефрем принес с собою в Россию как знания устава монашеской жизни и благочиния церковного, так и достаточные познания в церковной архитектуре. Вероятно, еще Иоанном II он удостоен был звания Епископа Переяславльского. Слабое здоровье М. Uoahha III , скопца, не дозволившее много заниматься делами, и личные высокие качества Ефрема, известные и в Константинополе, достаточны были для того, чтобы доверить блаж. Ефрему управление делами митрополии. В 1090 г. он уже называется Митрополитом, хотя жил в любимом Переяславле. Он украсил сей город несколькими храмами, укрепил его каменной стеной, что столько нужно было для города, открытого нападению хищных половцев. Нестор говорит еще, что он «завел каменное строение банное, чего дотоле не было в России», была ли это крещальня ( βx πτιςρον) или купальня при храме, по недостатку сведений решить трудно. Известно только, что блаж. Ефрем украшал храмами не один Переяславль, но и отдаленный Суздаль. По известию Стен. Кн. Ефрем завел еще в разных местах больницы, где безмездно пользовались больные, и за благодеяния свои получил от Христа дар творить чудеса при жизни и после смерти. В 1096 г. он посвятил пр. Никиту в Новгородского Епископа и в том же году скончался 360 . 5 .  М. Никифор I (1104 – 1120 г.) оставил память о себе, как о пастыре просвещенном и весьма ревностном к своему долгу. 361

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

5 В степеной книге об этом написано следующим образом: « Владимир Мономах ради мужества и Греческого царя Константина Мономаха диадиму, венец и крест животворящего древа прием, и парамниду царскую и скрабийцу сердоличную, из неа же веселяшеся иногда Август Кесарь Римский, и чепь златую Аравицкого злата, и иные многие царские почести в дарех прият мужества ради своего и благочестия; и не просто рещи таковому дарованию не от человек, но Божиим судьбам неизреченным претворяще и предволяще слову Греческого царства на Российского царя. Венчан же бысть тогда в Киеве тем царским венцем в святей велицей соборней и апостольстей церкви от святейшего митрополита Неофита Ефесского, и от прочих святителей вкупе с митрополитом пришедших (Степ. I, стр. 217). 7 Год издания сего устава нам неизвестен, но подлинность его и принадлежность Владимиру Равноапостольному не подлежит никакому сомнению: в этом уверяют как содержание и язык устава, свидетельствующие о его древности и неподдельности, так и то, что и в XIII веке и позднее на Руси не сомневались в подлинности сего устава; ибо древнейший список его найден в пергаминной кормчей, писанной между 1276 и 1294 годами по повелению Новгородского князя Дмитрия Александровича и архиепископа Климента, да и вообще списки сего устава почти постоянно встречаются во всех древних Русских кормчих на ряду с другими основными законоположениями Русской церкви. 8 Вот подлинные слова устава о десятине: «летом многым минувшим создах церковь святыя Богородица, десятиньную, и дах ей десятину по всей земли Рустей, из княжения в соборную церковь , от всего княжа суда десятую векшу, а и с торгу десятую неделю, а из домов на всяко лето от всякого стада и от всякого жита чюдному спасу и чудней его матери». 19 Банное строение Ефрема Болтин и Каразмзин называют крещальней, а Евгений и Арцыбышев – купальней при храме. Последнее правильнее; действительно, Ефрем устроил при церкви баню, но собственно только для больных и трудоватых, как лучшее и обыкновенное лекарство у нашего народа. На это указывает прямо степенная книга, упоминая рядом с банею о врачах и больницах, и при том объясняя, что все это устроено для больных и трудоватых и странных, на безвозмездное врачевание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Князь Владимир положил начало организованной системе здравоохранения. По византийской традиции на Руси установилась связь церквей и монастырей с лечением. «Устав князя Владимира» относит лечца в «люди церковные, богадельные». Устав определил и правовое положение лечцов и медицинских учреждений, отнеся их к категории, подлежащей церковному суду. Сводом юридических норм Киевской Руси «Русская правда» (XI–XII вв.) утверждалось право медицинской практики. Древняя Русь знала несколько форм медицинской помощи: ремесленно-медицинская практика частного характера, медицинское попечительство и больничная помощь. Врачевание считалось почетным занятием: «Врачебное художество и в мирских, и в иноках несть отметно». Городские лекари содержали лавки для продажи лекарств. Лекарства в основном были растительного происхождения; с лечебными целями использовались десятки видов растений. С XI века по примеру Византии при монастырях в Киевской Руси стали строиться больницы. По свидетельству Никоновской летописи, в 1091 году митрополит Ефрем устроил в Переяславле «строение банное, врачеве и больницы всем безвозмездно врачевание». Среди русских святых известны имена преподобных Киево-Печерских отцов , почитаемых как безмездных целителей. Это преподобные Агапит Печерский, Прохор Чудотворец, Дамиан Целебник, Ипатий Целебник. Ложка Ложка, обнаруженная при раскопках 1909 года в усадьбе Десятинной церкви, г. Киев Первые серебряные ложки на Руси были отлиты в 998 году по приказу князя Владимира для его дружины: Владимир повелел исковать серебряные ложки, сказав так: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра». Ибо Владимир любил дружину и с нею совещался об устройстве страны и о войне, и о законах страны. Ложки тогда были с короткой ручкой и поэтому держали их в кулаке. Вскоре серебряные ложки стали использовать как предмет награды. Гречневая каша Гречневая крупа была завезена на Русь из Византии, поэтому ее и называли «гречневой» — греческой крупой. По другой версии ее изначально возделывали греческие монахи при монастырях.

http://blog.predanie.ru/article/zavety-k...

Иоанн II, Грек, посвященный в 1080 году Патриархом Евстратием Гаридом и скончавшийся в 1089 году. Его называли у нас пророком, без сомнения, потому, что он бысть, как замечает преподобный Нестор, муж хитр книгам и учению, молчалив и речист, книгами святыми утешая печальных; называли также и добрым, конечно, за то, что он был милостив к убогим и вдовицам, и ласков ко всякому, богату и убогу 9 . Иоанн III, Грек, скопец, привезенный из Константинополя от Патриарха Николая Грамматика великою княжною Анною Всеволодовною в 1089 или 90 году. Се мертвец пришёл к нам, говорили о нем Киевляне; бяше сей Митрополит некнижен, прост и просторек, заметил о нем летописец 10 . Скончался в том же году. Ефрем, Грек 11 , скопец, посвященный тем же Патриархом Николаем в 1091 году и скончавшийся в 1096 году. В краткий срок служения своего он сделал многое: соорудил в Переяславле, где и жил сам, великолепный Михайловский собор, воздвиг несколько других каменных церквей и зданий, обнес город каменною стеною и устроил каменное банное строение (вероятно, баню для священнослужителей), чего, по словам преподобного Нестора, не бывало в России; наконец уставил еще врачей и больницы безмездно по городам и весям своей митрополии, чего также прежде не бывало 12 . Николай, Грек, известный только по своей краткой трогательной речи, которою укротил он справедливый гнев Владимира Мономаха и других князей Русских, обложивших было войсками своими Киев с целью отмстить заключавшемуся в нем Святополку за вероломное ослепление князя Василька 13 . Пастырь сей прислан был от Патриарха Николая в 1097 году и скончался в 1104 или 1106 году. Никифор (1104 или 1107–1121), Грек, посвященный Патриархом Николаем Грамматиком, – пастырь мудрый и ревностнейший к своему долгу, как показывают его послания к Великому Князю Владимиру Мономаху . Никита (1122–1126), Грек, рукоположенный Патриархом Иоанном IX, погребший в Софийском соборе великого Мономаха, посреди плача земли Русской. Михаил II (1127–47), присланный из Греции тем же Патриархом и, по случаю непрестанных междоусобий наших князей, снова возвратившийся в свое отечество в 1145 году. В отсутствие его управителем Русской иерархии был Черниговский Епископ Онуфрий.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

митрополит Иоанн 2 удостоил Ефрема сана епископа переяславского. Слабое здоровье м. Иоанна 3 , не дозволявшее много заниматься делами, и личные высокие качества Ефрема, известные и в Константинополе, достаточны были для того, чтобы доверить блаж. Ефрему управление делами митрополии. В 1090 г. он называется в летописи митрополитом, хотя жил тогда в любимом Переяславле. 162 В 1091 г. установлено им в русской церкви празднование перенесения мощей святителя Николая. 163 Самым приятным занятием для него было строить храмы, к славе имени Божьего и в пользу душ христианских. В Переяславле построен им обширный каменный храм архангела Михаила, бывший потом кафедральным, и потом другой храм при воротах в честь ап. Андрея. Он оградил Переяславль каменной стеной, а это очень нужно было для города, открытого нападениям хищных половцев. И в отдаленном Суздале, но подведомом переяславскому князю, построены им два храма и один, в честь вм. Димитрия, снабжен селами. Нестор говорит еще, что бл. Ефрем устроил «каменное строение банное, чего дотоле не было в России». 164 По другим известиям блажен. Ефрем открыл в разных местах больницы, где безмездно пользовались больные. 165 Средства для такого числа построек и заведений могли доставить ему происхождение и служба при в. князе: но без искренней любви евангельской в сердце средства эти употреблены бы были иначе. Блаженный Ефрем за свою любовь к Господу и ближним получил от Христа дар творить чудеса при жизни и по смерти. В 1096 г. он посвятил преп. Никиту в епископа новгородского и в том же году скончался. 166 Древняя летопись называет его преблаженным, а последующие чудотворцем и святым. 167 Мощи его почивают в пещерах преподобного Антония. 168 В тот же (28) д. преставление преп. тотемского Преп. Феодосий, по фамилии Суморин, родился в Вологде. 169 Воспитанный в страхе Божьем, он и в юности отличался благочестивы настроением души. По настоянию родителей своих вступал он в брачную жизнь и имел дочь Марину: но любовь супруга и родителя не отвлекала его от любви Божьей; он усердно посещал храм Божий и во время богослужения уединялся от людей, чтобы не развлекаться ничем земным; душа его постоянно стремилась к высшему духовному совершенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сей Ефрем там создал великолепную церковь Соборную Михайловскую и много воздвиг зданий и церквей каменных, город обнес каменной стеной и завел каменное банное строение, чего до него в России не бывало, говорит Нестор 81 . Историограф Н М. К., последуя Болтину, под именем сего банного строения разумеет крестильницу или каменное здание, где ставили купель для крещения взрослых людей, но такое каменное здание не стоило особенного замечания и в зимнее время северных стран не удобно было для крещения. Другие думали, что имя баня с польского языка значит здесь церковную главу. Но на каменных церквах главы каменные уже прежде существовали 82 . Нестор упоминает о русских банях еще со времен апостола Андрея и Великой Княгини Ольги. До Ефрема, конечно, они были деревянные. Итак, нет нужды отступать от буквального значения слов Несторова свидетельства о каменном Ефремовом банном строении. Если сии бани сделал он не общенародными, по своему попечению об общем добре, то по крайней мере для опрятности священнослужителей, готовившихся к служению. Такие бани еще со времен Константина Великого устраивались при церквях и даже в Ветхом Завете омовения жрецам были предписаны 83 . Степенная говорит причем, что Ефрем уставил еще врачей и больницы безмездно по градам и весям своей митрополии, чего де также прежде не бывало, и иногих ради благодеяний своих прият от Христа великия благодати дар, еже и чудеса творили в живот и по преставлении, а преставление его полагается в 1095 г, в коем половцы, нечаянно нашедшие на Киев, сожгли княжий дом на Берестове и весь Печерский монастырь с церковью и Кловский. 10 . НИКОЛАЙ, грек, посвящен в Константинополе патриархом Николаем во время Великого Князя Киевского Святополка Изяславича, но год посвящения его не известен. Коссов говорит только, что Николай был 1102 года. Равно и кончина его несогласно полагается. Киевский каталог относит оную к 1106 г., а Никонова летопись и Косов говорят, что в 1104 г. пришел в Киев уже преемник его. 11 . НИКИФОР, грек, родом из Суры Ликийской, в Константинополе посвященный патриархом Николаем Грамматиком во времена Великого Князя Киевского Святополка.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010