Банное. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь Покрова Божией Матери Карта и ближайшие объекты Существовавшая ранее церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Банном первоначально была деревянная и построена в 1878 г.; 16 сентября сгорела. В 1879 г. был устроен молитвенный дом, деревянный, на каменном фундаменте, а в 1881 г. 24 августа разрешено построить новую церковь. Земли 33 дес., прихожан 680 душ. К ежегодному окладу от прихожан 700 руб. доплачиваются причту и церкви; церковь эта оставлена самостоятельною, но деньги неисправно выплачиваются причту. В приходе село и хутора: Высокое, Землянский и Ломовой. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Банное была возведена в конце девятнадцатого века. К сожалению, имена строителей и благотворителей до нашего времени не дошли, все записи были утрачены и в настоящий момент не найдены. Основной объем устроен в форме четверика с выступающим центральным входом и центрическим барабаном, на котором установлен луковичный купол с кованым крестом. Трапезная имеет довольно внушительные размеры, впрочем как и сама церковь, и располагается по правую сторону от центрального входа. Колокольня при церкви трехъярусная, в настоящее время утрачен купол, который имел луковичную форму. Наружняя отделка имеет минимальное количество кладочного декора и представлена лишь стелочными обрамлениями оконных проемов. Сохранились оригинальные кованые решетки ручной работы с замысловатым рисунком. На сегодняшний день в церкви идут восстановительные работы силами местных жителей и благотворителей - уже отреставрированы основной объем, установлен новый купол, покрыта крыша трапезной. Богослужения проходят регулярно. http://www.2rf.ru/rest/5898#descr Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09134

1141 Полн. собр. р. лет. 1. 89 (228). Банное строение мы не колеблемся, вслед за митрополитом Евгением (Опис. Киево-Соф. собор. 72–73 (115)), понимать в буквальном смысле, не видя никакого побуждения отступать от него. Бани, без сомнения, у нас были и прежде митрополита Ефрема, но были ли бани каменные, а главное, были ли бани безмездные, устроенные при безмездных больницах для всего народа, как объясняют это позднейшие летописи (П. собр. р. лет. 9.116 (228))? Мнение же Болтина и Карамзина (2. Прим. 160 (148)), будто под банным строением надобно разуметь крестильницу (ралпсгфюу), издревле устроявшуюся при церквах, нам кажется очень искусственным и не имеющим никакого основания. Спрашиваем: 1) не странно ли, что наш летописец простое греческое название baptisterion – крещальня вздумал заменить другим, переносным и обоюдным названием – «банное строение»? 2) Откуда известно, что у нас до митрополита Ефрема не устроялись при некоторых церквах крещальни? Напротив, не без основания допускают, что она была при киевском Софийском соборе, устроенном по образцу византийского, имевшего при себе крещальню, и даже указывают доныне сохранившуюся древнюю пристройку к киевскому собору, которая видна на правой стороне его и внутри имеет (совершенно сообразно с назначением крещальни) фресковые изображения: к востоку – крещения Христова, а к южной стороне – 40 мучеников, в Севастийском озере стоящих и крестившихся в нем огненным Крещением (Опис. Киево-Соф. собора по обновлении его в 1843–1853 гг. Киев, 1854. С. 12 (115)). 1142 Никон, лет. 1. 192 (241); 2. 11, 17 (в П. собр. р. лет. 9. 116, 125, 128 (228)); Степ. кн. 1. 229 (156). На создание Ефремом церкви в Суздале есть намек и в древней летописи (1. 108, 189 (228)). О городе Милитине означенные летописи именно выражаются: «Такоже и в Милитине в своем граде устрой и по иным своим градом митропольским», и тем заставляют предполагать, что Милитин существовал в России, как и другие города, принадлежавшие русскому митрополиту. Не был ли этот Милитин то же, что Малотин, упоминаемый неподалеку от Переяславля (П. собр. р. лет. 1. 134 (228))? А некоторые подумали, будто означенные летописи говорят здесь о городе Милитине, находившемся в Малой Армении (Карамз. 2. Прим. 160 (148)), и заключили, будто митрополит Ефрем родился в этом армянском городе и был грек, хотя в летописях нет о том ни слова (Опис. Киево-Соф. соб. 72 (115)).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Удивляет здесь то, что власти, невзирая на разруху и непреодоленную послевоенную бедность, даже нищету народа, нашли-таки возможность выделить на капитальную перестройку Успенского храма огромные по тем временам средства. И собор стал «театром». Вот содержание этого печального документа, найденного в стене: «Письмо 1954 года. Октябрь м-ц. Лепные изделия, изготовленные местными мастерами-лепщиками для театра, уроженцами поселка Банное, Славянского района Сталинской области: 1. Лазуренко Михаил Гаврилович. 2. Лазуренко Александр Гаврилович. 3. Лазуренко Гавриил Андреевич. 4. Коломиченко Иван Трофимович. 5. Лазуренко Михаил Алексеевич. 6. Наливайко Анна Ивановна. Установлена лепка штукатурами, местными, поселка Банное и села Богородичное: 1. Горбасенко Антон Митрофанович. 2. Гонтаренко Федор Власович. 3. Гусак Трофим Остапович. 4. Власенко Леонид Конович. 5. Резниченко Александр Данилович. 6. Невара Петр. Театр восстановлен после разрушения во время войны 1941-1945 годов. Театр сделан из бывшего собора Святогорского монастыря. Начальник стройучастка – Дегтев Григорий Ефремович, десятник – Вольвак Григорий Петрович, инжененр от Ц. Д. Отдыха по приемке работ – Чудинов Виктор Николаевич. Центральный Дом Отдыха имени Артема. 1954 год». Участники, очевидцы этих благих трудов отмечали, что в те далекие уже времена, освобождая главный храм обители от поругания, они ощущали на себе особую помощь Божию, которая укрепляла их благодатью и вдохновляла на совершение святого дела. Несмотря на переутомление, недосыпание, нередко катастрофические условия работы, когда густая бетонная пыль, окрашивая в сизо-молочный цвет сам воздух, въедалась в газа и легкие бескорыстных тружеников, разодранные до крови водянки на руках – многим в ту пору не хватало защитных строительных перчаток, а также платков, помогавших отфильтровывать для дыхания воздух, – несмотря на бытовые трудности и неудобства с душевыми, ночлегом, питанием, медицинской помощью – несмотря на все это, какая-то чистая, окрыляющая радость и искренняя, горячая любовь к Божиему храму присутствовала тогда в сердцах восстановителей собора.

http://sobory.ru/article/?object=02883

5 В степеной книге об этом написано следующим образом: « Владимир Мономах ради мужества и Греческого царя Константина Мономаха диадиму, венец и крест животворящего древа прием, и парамниду царскую и скрабийцу сердоличную, из неа же веселяшеся иногда Август Кесарь Римский, и чепь златую Аравицкого злата, и иные многие царские почести в дарех прият мужества ради своего и благочестия; и не просто рещи таковому дарованию не от человек, но Божиим судьбам неизреченным претворяще и предволяще слову Греческого царства на Российского царя. Венчан же бысть тогда в Киеве тем царским венцем в святей велицей соборней и апостольстей церкви от святейшего митрополита Неофита Ефесского, и от прочих святителей вкупе с митрополитом пришедших (Степ. I, стр. 217). 7 Год издания сего устава нам неизвестен, но подлинность его и принадлежность Владимиру Равноапостольному не подлежит никакому сомнению: в этом уверяют как содержание и язык устава, свидетельствующие о его древности и неподдельности, так и то, что и в XIII веке и позднее на Руси не сомневались в подлинности сего устава; ибо древнейший список его найден в пергаминной кормчей, писанной между 1276 и 1294 годами по повелению Новгородского князя Дмитрия Александровича и архиепископа Климента, да и вообще списки сего устава почти постоянно встречаются во всех древних Русских кормчих на ряду с другими основными законоположениями Русской церкви. 8 Вот подлинные слова устава о десятине: «летом многым минувшим создах церковь святыя Богородица, десятиньную, и дах ей десятину по всей земли Рустей, из княжения в соборную церковь , от всего княжа суда десятую векшу, а и с торгу десятую неделю, а из домов на всяко лето от всякого стада и от всякого жита чюдному спасу и чудней его матери». 19 Банное строение Ефрема Болтин и Каразмзин называют крещальней, а Евгений и Арцыбышев – купальней при храме. Последнее правильнее; действительно, Ефрем устроил при церкви баню, но собственно только для больных и трудоватых, как лучшее и обыкновенное лекарство у нашего народа. На это указывает прямо степенная книга, упоминая рядом с банею о врачах и больницах, и при том объясняя, что все это устроено для больных и трудоватых и странных, на безвозмездное врачевание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Преподобный Ефрем, не желая навлекать на обитель княжеской немилости, отправился к тому времени странствовать по святым местам. Посетив святую гору Афон, он поселился в одном из константинопольских монастырей. Здесь святой Ефрем по просьбе преподобного Феодосия († 1074; память 3/16 мая и 14/27 августа) списал Студийский устав и переслал его в Киев. Получив устав, преподобный Феодосий ввел его в Киево-Печерской обители. По возвращении из путешествия по святым местам прп. Ефрем оставался в монастыре очень недолго. После 1072 года преподобный Ефрем был поставлен епископом в Переяславль и носил титул митрополита. Хиротонисан он был в Киеве при митрополите Киевском Иоанне (1073–1089). Приняв святительский сан, св. Ефрем с особенным усердием начал устроить в своей епархии церкви Божии, и в этом добром деле Бог помогал ему. Он украсил Переяславль многими прекрасными церквами и гражданскими зданиями, по греческому образцу возвел вокруг города каменные стены. Среди прочих, по свидетельству современников, особенно выделялись церковь Архистратига Михаила, надвратные церкви святого великомученика Феодора и святого апостола Андрея Первозванного. Прп. Нестор Летописец († ок. 1114; память 27 октября/9 ноября) пишет: «Заложи (Ефрем) банное строение, сего же не бысть прежде в Руси и град бе заложи камен от церкви святаго Феодора». Прп. Нестор под словом «город» разумеет здесь ограду церковную, а банным строением называет особенное здание, где ставили купель для взрослых людей. Святитель Ефрем первый начал строить крестильницы при церквах. Такие здания, до того времени неизвестные в России, действительно бывали при древних церквах христианских (например, в Софийской Цареградской) и назывались баптистирион. Слово «баня» и в Новом Завете употребляется в смысле крещения («баня пакибытия»). Прп. Ефрем завел больницы, где даром лечили бедных. Но все эти прекрасные здания были разрушены и уничтожены во время татарского нашествия. Сей святитель, как пишут, уставил торжествовать 9 мая перенесение мощей святителя Николая из Ликии в итальянский город Бар; ему же приписывается «Сказание» и «Похвальное слово Николаю Чудотворцу». В августе 1091 (1092) года святой Ефрем участвовал в перенесении святых нетленных мощей прп. Феодосия Печерского. Добродетельную жизнь свою святой Ефрем окончил мирной блаженной кончиной в 1096 году (по другим источникам, в 1098 г. или в 1105 г.). Честные мощи его были положены в созданной им церкви, а впоследствии перенесены и погребены в Антониевых пещерах Киево-Печерского монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

к) 1654 г. окольничий Федор Бутурлин положил вкладом образ Пресвятой Богородицы с Ростовскими чудотворцами, обложенный венцами и , и другой образ Пресвятой Богородицы Одигитрии с таковым же окладом, и, кроме того, двоеличной камки на сосуды покровы с золотыми крестами. л) 1785 г. генерал-майор Петр Мартьянов приложил три образа в киоте деревянном: из них два двунадесяти Апостолов, а третий Вознесения Господня, с двумя ликами св. Иоанна милостивого и св. Иоанна воина, в серебряных окладах, с венками чеканными. м) 1826 г. июня 21 дня, 1-го ранга Алексей Сарычев пожаловал в церковь преподобных две хоругви на голубой французской тафте, обложенные кругом бахромою с золотыми на концах кистями; на одной хоругви изображение знамения Пресвятой Богородицы, а на обороте ее св. Иоанн Предтеча и Симеон Богоприимец; на другой св. мученики: Гурий, Самон и Авив, а на обороте – Зосима, Савватий Соловецкие, Вассиан и Иона Пертоминские чудотворцы. н) Того же года Архангельский купец Афанасий Плотников приложил во храме преподобных угодников два серебряных сосуда, внутри золоченые, весом 43 золотника. Угодья монастыря До штатов было за монастырем 25 душ крестьян. Когда и кем пожалованы неизвестно. В 1800 году дано монастырю земли: 1) Пахотной, именуемой Банное поле, находящееся близ монастыря, 4 десятины 1400 квадр. сажен. 2) Сенокосной в разных местах, а именно: а) в наволок две десятины 528 квадр. сажен. б) при Каменном ручье 11 десятин 1600 квадр. сажен. в) неудобной одна десятина 165 квадр. сажен. г) в Ягодном и Островской 11 десятин 1242 сажени. д) неудобной одна десят. 2100 квадр. сажен, расстоянием от монастыря в 10 верстах. Сверх сего, монастырь имеет следующие угодья: четыре тони рыбных и звериных на Унском берегу, кои состоят на оброке, так же озеро с истоком для ловли на рыбы, за губою на Лудской стороне, называемое Ратоминским, и при нем сенные покосы, расстоянием от монастыря в 20 верстах. Довольствие монастырь получает и от домашнего хозяйства, хотя и малого, состоящего из рассадки огородных овощей и скотоводства. Лошадей с нужными для хлебопашества инструментами содержится в нем две-три, а рогатого скота штук до десяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Иоанн II, Грек, посвященный в 1080 году Патриархом Евстратием Гаридом и скончавшийся в 1089 году. Его называли у нас пророком, без сомнения, потому, что он бысть, как замечает преподобный Нестор, муж хитр книгам и учению, молчалив и речист, книгами святыми утешая печальных; называли также и добрым, конечно, за то, что он был милостив к убогим и вдовицам, и ласков ко всякому, богату и убогу 9 . Иоанн III, Грек, скопец, привезенный из Константинополя от Патриарха Николая Грамматика великою княжною Анною Всеволодовною в 1089 или 90 году. Се мертвец пришёл к нам, говорили о нем Киевляне; бяше сей Митрополит некнижен, прост и просторек, заметил о нем летописец 10 . Скончался в том же году. Ефрем, Грек 11 , скопец, посвященный тем же Патриархом Николаем в 1091 году и скончавшийся в 1096 году. В краткий срок служения своего он сделал многое: соорудил в Переяславле, где и жил сам, великолепный Михайловский собор, воздвиг несколько других каменных церквей и зданий, обнес город каменною стеною и устроил каменное банное строение (вероятно, баню для священнослужителей), чего, по словам преподобного Нестора, не бывало в России; наконец уставил еще врачей и больницы безмездно по городам и весям своей митрополии, чего также прежде не бывало 12 . Николай, Грек, известный только по своей краткой трогательной речи, которою укротил он справедливый гнев Владимира Мономаха и других князей Русских, обложивших было войсками своими Киев с целью отмстить заключавшемуся в нем Святополку за вероломное ослепление князя Василька 13 . Пастырь сей прислан был от Патриарха Николая в 1097 году и скончался в 1104 или 1106 году. Никифор (1104 или 1107–1121), Грек, посвященный Патриархом Николаем Грамматиком, – пастырь мудрый и ревностнейший к своему долгу, как показывают его послания к Великому Князю Владимиру Мономаху . Никита (1122–1126), Грек, рукоположенный Патриархом Иоанном IX, погребший в Софийском соборе великого Мономаха, посреди плача земли Русской. Михаил II (1127–47), присланный из Греции тем же Патриархом и, по случаю непрестанных междоусобий наших князей, снова возвратившийся в свое отечество в 1145 году. В отсутствие его управителем Русской иерархии был Черниговский Епископ Онуфрий.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

4 .  После преемника Иоанна, Uoahha III , опечалившего собою русских, но бывшего только один год, управлял митрополией блаж. Ефрем, любимец и казначей В. Кн. Изяслава. Он явился из дворца княжеского в тесную пещеру пр. Антония «и умолял старца о милости быть ему черноризцем». Старец, наставив его душевному спасению, передал его Никону с тем, чтобы постриг его. Тот постриг и облек в монашескую одежду, назвав Ефремом. Недоволен был В. Кн. и тем, что пострижен был перед тем молодой сын боярина его, а пострижение любимца его возбудило в нем сильный гнев. Ефрем спустя недолгое время отправился в Константинополь изучать монашескую жизнь. Это благочестивое путешествие оказалось полезным не одной его душе. Ефрем принес с собою в Россию как знания устава монашеской жизни и благочиния церковного, так и достаточные познания в церковной архитектуре. Вероятно, еще Иоанном II он удостоен был звания Епископа Переяславльского. Слабое здоровье М. Uoahha III , скопца, не дозволившее много заниматься делами, и личные высокие качества Ефрема, известные и в Константинополе, достаточны были для того, чтобы доверить блаж. Ефрему управление делами митрополии. В 1090 г. он уже называется Митрополитом, хотя жил в любимом Переяславле. Он украсил сей город несколькими храмами, укрепил его каменной стеной, что столько нужно было для города, открытого нападению хищных половцев. Нестор говорит еще, что он «завел каменное строение банное, чего дотоле не было в России», была ли это крещальня ( βx πτιςρον) или купальня при храме, по недостатку сведений решить трудно. Известно только, что блаж. Ефрем украшал храмами не один Переяславль, но и отдаленный Суздаль. По известию Стен. Кн. Ефрем завел еще в разных местах больницы, где безмездно пользовались больные, и за благодеяния свои получил от Христа дар творить чудеса при жизни и после смерти. В 1096 г. он посвятил пр. Никиту в Новгородского Епископа и в том же году скончался 360 . 5 .  М. Никифор I (1104 – 1120 г.) оставил память о себе, как о пастыре просвещенном и весьма ревностном к своему долгу. 361

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По крытой галерее, по подземным ходам, которые будут описаны ниже, по черным норам, где до сих пор, кажется, пахнет схимниками и слышится звон их железных вериг, выбрались мы, наконец, на самые вершины меловых скал Святогорских. Я видел Соловецкие острова — с Анзерской горы, Заволжье — с откоса в Нижнем, панораму Урала — с Растеса, Заднепровье — с Киево-Печерских высот, волшебные равнины Аварии и Кой-су, целое море Балкан — с орлиного гнезда на св. Николае, счастливые долины Гирловского султанства — с Дервиш-горы, — но если бы теперь мне еще раз пришлось полюбоваться на эту громадную картину с меловых скал Святогорских, я, несомненно, многое забыл бы ради нее. Горизонт без предела. Словно на ладони, все на восемьдесят верст вперед. Внизу, под самыми ногами, извивается серебряная чешуя Донца. Берег опушен точно садами… Налево, на гористом берегу, хмурятся темные сосны; внизу, в долине, нежная весенняя зелень, совсем пуховая, окутала черноплены, дубы, ясень, липы и клены. Точно мягкие зеленые облака приникли там и дремлют на этой красивой глади. Налево, на скате, золотятся кровли села Богородичного; прямо — прелестная просека к церкви села Студенок. Еще ближе в ту же сторону желтеет село Банное. Далеко, далеко, из-за лесу, лиловый дымок подымается; там лесопильный завод обители. Направо — леса за лесами, одни смутнее других; кажется, что неопределеннее очерков и представить себе нельзя, а всмотришься, за ними мерещатся еще более туманные. А там, на краю неба, синева погуще — опять леса, но их уже только чувствуешь, но не видишь… Ближе к нам песчаная отложина берега, сверкающая как золото, и множество озерков, словно серебряные и голубые щиты, разбросанные по равнине. Все это остатки недавнего разлива. Под самыми ногами — весь монастырь. Голова кружится, когда смотришь с этой высоты. Колокольни снизу точно тянутся к тебе, точно хотят подняться до этих меловых скал. Лодочка на реке. Муравей-рыболов топорщится там. Направо, далеко-далеко, белая вилла Потемкиной чуть прорезывается на зеленом скате.

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-gory/

деду свое искусство пользоваться молоточком; с какими слезами он проводил меня. Если бы я знал, что будет такая длительная разлука, я бы не торопился покидать тогда Вас. Трудно представить, что тот маленький мальчуган с деревянным молоточком и этот велосипедист – один и тот же Алешенька! Расти, дорогой малыш, на радость своим родителям, расти добрым, хорошим! Анатолия в октябре писала из Чернигова между прочим: «Встречаюсь иногда с Верой и Сер., удивляюсь на Алешу. Он поражает меня своей чуткостью, недетской внимательностью. Милый, славный мальчуган!» Хорошо у них там на Всеволожской! Как мне приятно читать такие впечатления от своего милого внука – Алёшеньки! Получил от Яковлевны ватное одеяло. Это было для меня полной неожиданностью. Я ее искренно, сердечно благодарю за ея заботливость и Любовь ко мне, но лучше было бы, если бы она его не присылала, при передвижениях для меня это лишняя тяжесть. Раз уже дело сделано, вещевая посылка послана и мною получено – ничего не поделаешь. Но в дальнейшем, дорогие мои, никаких вещей мне не посылайте. В чем я буду нуждаться, напишу: а то Вы меня перегрузили вещами. Пришлите: очки, если они сохранились; конвертов 2 шт. тетрадки в одну линейку и простой карандаш; ниток черных и белых по 1 кат. 30-й номер; мыло банное и туалетн. (мыльницу из пластмассы). Пасту для зубов 1 труб. Чай не присылайте, а вместо него кофе или сушен. фрукты. Многие посылают посылки без обшивки; может быть и у Вас принимают без обшивки, надо справиться – все же меньше расхода и хлопот; хотя Ваши обшивки из нового материала у меня идут в употребление. Вы спрашиваете относительно ассортимента продуктовых посылок – что пришлете, за все спасибо! Мое слабое место – желудок крепит, плохо переваривает. Значит, что для желудка хорошо, то и желательно. Мне иногда хочется консервных овощей (баклажаны, помидоры и др.), но беда в том, что посуда стеклянная, не выдержит, разобьется при пересылке. Пишу о посылках, но в то же время с горечью в сердце думаю, что уже 4 года как я нахожусь на Вашем иждивении; Очевидно воля Божия испытывает Ваше терпение и сыновнюю любовь. В каждом письме Вы спрашиваете и, очевидно, беспокоитесь о моем здоровье. Что Вам сказать о моем состоянии? Я сравнительно бодр и здоров, никаких заболеваний не было, в стационарах не бывал, но старость сказывается, ведь мне 72-й год, сказывается довольно сильно и быстро. Стараюсь не поддаваться, двигаюсь, стараюсь кое-что и делать, смотря по силам. Двигаюсь, но хожу, как дед в последние годы своей жизни. Памятую часто о смертном часе; страшит и ужасает мысль, что придется сложить свои кости в далекой стороне, а не рядом с Мамушкой и не повидавшись с Вами. Эта мысль часто приходит и угнетает меня ужасно. Но буди воля Господня! Сержуня, прошу и молю, чтобы ты исполнил свой долг. Этого желала покойная мама и об этом может быть в последний раз напоминаю и я.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010