деду свое искусство пользоваться молоточком; с какими слезами он проводил меня. Если бы я знал, что будет такая длительная разлука, я бы не торопился покидать тогда Вас. Трудно представить, что тот маленький мальчуган с деревянным молоточком и этот велосипедист – один и тот же Алешенька! Расти, дорогой малыш, на радость своим родителям, расти добрым, хорошим! Анатолия в октябре писала из Чернигова между прочим: «Встречаюсь иногда с Верой и Сер., удивляюсь на Алешу. Он поражает меня своей чуткостью, недетской внимательностью. Милый, славный мальчуган!» Хорошо у них там на Всеволожской! Как мне приятно читать такие впечатления от своего милого внука – Алёшеньки! Получил от Яковлевны ватное одеяло. Это было для меня полной неожиданностью. Я ее искренно, сердечно благодарю за ея заботливость и Любовь ко мне, но лучше было бы, если бы она его не присылала, при передвижениях для меня это лишняя тяжесть. Раз уже дело сделано, вещевая посылка послана и мною получено – ничего не поделаешь. Но в дальнейшем, дорогие мои, никаких вещей мне не посылайте. В чем я буду нуждаться, напишу: а то Вы меня перегрузили вещами. Пришлите: очки, если они сохранились; конвертов 2 шт. тетрадки в одну линейку и простой карандаш; ниток черных и белых по 1 кат. 30-й номер; мыло банное и туалетн. (мыльницу из пластмассы). Пасту для зубов 1 труб. Чай не присылайте, а вместо него кофе или сушен. фрукты. Многие посылают посылки без обшивки; может быть и у Вас принимают без обшивки, надо справиться – все же меньше расхода и хлопот; хотя Ваши обшивки из нового материала у меня идут в употребление. Вы спрашиваете относительно ассортимента продуктовых посылок – что пришлете, за все спасибо! Мое слабое место – желудок крепит, плохо переваривает. Значит, что для желудка хорошо, то и желательно. Мне иногда хочется консервных овощей (баклажаны, помидоры и др.), но беда в том, что посуда стеклянная, не выдержит, разобьется при пересылке. Пишу о посылках, но в то же время с горечью в сердце думаю, что уже 4 года как я нахожусь на Вашем иждивении; Очевидно воля Божия испытывает Ваше терпение и сыновнюю любовь. В каждом письме Вы спрашиваете и, очевидно, беспокоитесь о моем здоровье. Что Вам сказать о моем состоянии? Я сравнительно бодр и здоров, никаких заболеваний не было, в стационарах не бывал, но старость сказывается, ведь мне 72-й год, сказывается довольно сильно и быстро. Стараюсь не поддаваться, двигаюсь, стараюсь кое-что и делать, смотря по силам. Двигаюсь, но хожу, как дед в последние годы своей жизни. Памятую часто о смертном часе; страшит и ужасает мысль, что придется сложить свои кости в далекой стороне, а не рядом с Мамушкой и не повидавшись с Вами. Эта мысль часто приходит и угнетает меня ужасно. Но буди воля Господня! Сержуня, прошу и молю, чтобы ты исполнил свой долг. Этого желала покойная мама и об этом может быть в последний раз напоминаю и я.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. Первым настоятелем после открытия Святейший Синод назначил казначея Глинской пустыни иеромонаха Арсения (впоследствии архимандрит), предызбранного новыми владельцами Святогорского поместья, Татьяной Борисовной и Александром Михайловичем Потемкиными. В этот период своего существования, охвативший 2-ю половину XIX в. и начало XX в., святая обитель имела особое Божие благословение. Число насельников ее доходило до 700 человек, во всем она изобиловала, возросла, обстроилась прочно и красиво новыми храмами и зданиями. Вместо ветхих и полуразрушенных были заново построены следующие корпуса: иеромонашеский, просфорнический, кузнечный, экономический, казначейский и настоятельский. На южном склоне Святых Гор был устроен отдельный экономический хутор, на котором находилось монастырское хозяйство, рядом - больница с церковью и пчелиная пасека. В самой обители братья завели много полезных мастерских: столярную, слесарную, малярную, кузнечную, портную, сапожную, живописную и другие, которые приносили двоякую пользу: братия трудилась, избегая праздности, и обитель сокращала свои расходы на покупку многих вещей. В 1879 г. старанием архимандрита Германа в монастыре начала работать своя собственная фотостудия, которой заведывал основательно знающий фотографическое искусство монах Тимон. Многие виды обители, сделанные в ней в то время, сохранились до ныне и по прежнему поражают своим качеством даже опытных фотографов. Не была скудна Святогорская Пустынь и образованными монахами: иеромонахи Тихон, Иларион, Иустин и иеродиакон Ириней по указу Святейшего Синода в 1900 г. вошли в состав Иерусалимской Духовной Миссии. В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек. Много способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей всякого сословия: монастырь кормил и поил бесплатно, принимая всех, кто бы ни посещал его. Обычаи и порядки были так прекрасны, что среди местного населения ходила поговорка: " Хорошо, как в Святых Горах " . Церковное богослужение и устав были взяты из Глинской пустыни и отличались чинностью, продолжительностью служб, а братский хор славился древними напевами и отборным качеством голосов.

http://sobory.ru/article/?object=02883

митрополит Иоанн 2 удостоил Ефрема сана епископа переяславского. Слабое здоровье м. Иоанна 3 , не дозволявшее много заниматься делами, и личные высокие качества Ефрема, известные и в Константинополе, достаточны были для того, чтобы доверить блаж. Ефрему управление делами митрополии. В 1090 г. он называется в летописи митрополитом, хотя жил тогда в любимом Переяславле. 162 В 1091 г. установлено им в русской церкви празднование перенесения мощей святителя Николая. 163 Самым приятным занятием для него было строить храмы, к славе имени Божьего и в пользу душ христианских. В Переяславле построен им обширный каменный храм архангела Михаила, бывший потом кафедральным, и потом другой храм при воротах в честь ап. Андрея. Он оградил Переяславль каменной стеной, а это очень нужно было для города, открытого нападениям хищных половцев. И в отдаленном Суздале, но подведомом переяславскому князю, построены им два храма и один, в честь вм. Димитрия, снабжен селами. Нестор говорит еще, что бл. Ефрем устроил «каменное строение банное, чего дотоле не было в России». 164 По другим известиям блажен. Ефрем открыл в разных местах больницы, где безмездно пользовались больные. 165 Средства для такого числа построек и заведений могли доставить ему происхождение и служба при в. князе: но без искренней любви евангельской в сердце средства эти употреблены бы были иначе. Блаженный Ефрем за свою любовь к Господу и ближним получил от Христа дар творить чудеса при жизни и по смерти. В 1096 г. он посвятил преп. Никиту в епископа новгородского и в том же году скончался. 166 Древняя летопись называет его преблаженным, а последующие чудотворцем и святым. 167 Мощи его почивают в пещерах преподобного Антония. 168 В тот же (28) д. преставление преп. тотемского Преп. Феодосий, по фамилии Суморин, родился в Вологде. 169 Воспитанный в страхе Божьем, он и в юности отличался благочестивы настроением души. По настоянию родителей своих вступал он в брачную жизнь и имел дочь Марину: но любовь супруга и родителя не отвлекала его от любви Божьей; он усердно посещал храм Божий и во время богослужения уединялся от людей, чтобы не развлекаться ничем земным; душа его постоянно стремилась к высшему духовному совершенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

— Ну хоть по малости. — То-то и есть: Господь грех потопом омыл, а он вновь настал. — Научи меня, дедушка, — где для меня здесь полезный человек? — А как ему имя от Бога дано? — Имя ему Иоанн. — «Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн», — проговорил старик, — А как по изотчеству? — Петрович. — Ну, сам перед тобою я — Иван Петрович. Сказывай, какая твоя нужда? Тот ему рассказал, впрочем только одну первую половину, то есть о том, какой плут был барин, который ему отборное зерно продал, а о том, какое он сам плутовство сделал, — про то умолчал, да и надобности рассказывать не было, потому что старец все в молчании постиг и мягко оформил ответное слово: — Товар, значит, страховой? — Да. — И подконтрачен? — Да, подконтрачен. — Иностранцам? — Англичанам. — Ух! Это жохи! Старик зевнул, перекрестил рот, потом встал и добавил: — Приходи-ко ты ко мне, кручинная голова, на двор: о таком деле надо говорить — подумавши. Через некоторое время, как там было у них условлено, приходит купец, «кручинная голова», к Ивану Петрову, а тот его на огород, — сел с ним на банное крылечко и говорит: — Я твое дело все обдумал. Пособить тебе от твоих обязательств — действительно надо, потому что своего русского человека грешно чужанам выдать, и как тебя избавить — это есть в наших руках, но только есть у нас одна своя мирская причина, которая здесь к тому не позволяет. Купец стал упрашивать. — Сделай милость, — говорит, — я тысяч не пожалею и деньги сейчас вперед хоть Николе, хоть Спасу за образник положу. — Знаю, да взять нельзя. — Отчего? — Очень опасно. — С коих же пор ты так опаслив стал? Старик на него поглядел и с солидным достоинством заметил, что он всегда был опаслив. — Однако другим помогал. — Разумеется, помогал, когда в своем правиле и весь мир за тебя стоять будет. — А ныне разве мир против тебя стоит? — Я так думаю. — А почему? — Потому что у нас, на Куриной переправе, в прошлом году страховое судно затонуло и наши сельские на том разгрузе вволю и заработали, а если нынче опять у нас этому статься, то на Поросячьем броде люди осерчают и в донос пойдут. Там ноне пожар был, почитай все село сгорело, и им строиться надо и храм поправить. Нельзя все одним нашим предоставить благостыню, а надо и тем. А поезжай-ко ты нынче ночью туда, на Поросячий брод, да вызови из третьего двора в селе человека, Петра Иванова — вот той раб тебе все яже ко спасению твоему учредит. Да денег не пожалей — им строиться нужно.

http://azbyka.ru/fiction/svyatochnye-ras...

Термы охотно посещали, иногда по два и даже по три раза в день, а случалось, даже праздновали в бани Пасху, хотя такое излишество осуждалось Церковью, особенно аскетами. Поэтому обычно купались реже: монахи – ежемесячно или раз в два-три месяца, а известный византийский книжник XII в. Иоанн Цец не стеснялся признаться, что делает это всего лишь два или три раза в год. Другой интеллектуал начала Х в., Патриарх Николай Мистик корил за грязное лицо, но грязь на других, закрытых от взоров частях тела его не смущала. Полагалось мыться перед крещением, которое было раз в жизни, и после Причастия, которое у добропорядочных, богобоязненных ромеев происходило достаточно часто, по крайней мере, несколько раз в году. Недаром общественные термы особенно часто располагались рядом с храмами, церквами. Любые важные, тем более богоугодные, благочестивые дела не совершались без предварительного омовения. Для мужчин банное заведение было открыто весь день, а вечерами его посещали и женщины. Впрочем, представления о чистоплотности изменились уже к VII в. Горожане стали все чаще усматривать в банях не столько гигиеническое, сколько лечебное средство. Недаром при купании охотно использовали отвары ромашки, мяты, майорана, которые ухаживали за кожей. К тому же более важным, чем очищение тела, считалось очищение души, достигаемое через Святое крещение, принятие Евхаристии, Божественную литургию. Но в любом случае, привычку византийцев пользоваться купальнями можно отнести, видимо, к числу самых устойчивых. Так, среди ромейских «заблуждений», на которые в третьей четверти IX в. крещенные болгары жаловались Папе Николаю I (стоять в церкви только со скрещенными на груди руками и принимать Евхаристию только будучи подпоясанным), был назван обычай не ходить в баню по четвергам и воскресеньям и, значит, без ограничений пользоваться ей во все остальные дни. Не случайно, в XIII в., если верить письменым источникам, многочисленные бани имелись в городах Никейской империи, ставшей преемницей Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Блаженный Ефрем отправился в Константинополь изучать христианскую жизнь в примерах и памятниках его 304 . Благочестивое путешествие оказалось благодетельным не для одной души Ефрема. Блаженный принёс с собой в Россию как знание устава монашеской жизни церковного благочиния, так и достаточные познания в церковной архитектуре. По поручению преп. Феодосия, списал он в Константинополе Студийский устав и доставил его в Печерскую обитель. Это было не раньше 1063 г. 305 . Блаженный подвизался опять в Печерской обители несколько лет. Когда скончался Переяславский епископ Николай, так же, как и Ефрем, постриженец пещеры, – святой митрополит Иоанн 2-й удостоил Ефрема сана епископа Переяславского. Слабое здоровье митрополита Иоанна 3 -го, не дозволявшее много заниматься делами, и личные высокие качества Ефрема, известные и в Константинополе, достаточны были для того, чтобы доверить блаж. Ефрему управление делами митрополии. В 1090 г. он называется в летописи митрополитом, хотя жил тогда в любимом Переяславле 306 . В 1091 г. установлено им в Русской церкви празднование перенесения мощей святителя Николая 307 . Самым приятным занятием для него было строить храмы к славе имени Божия и в пользу душ христианских. В Переяславле построен им обширный каменный храм архангела Михаила, бывший потом кафедральным, и потом другой храм при воротах, в честь Апостола Андрея. Он оградил Переяславль каменной стеной, а это очень нужно было для города, открытого нападениям хищных Половцев. И в отдалённом Суздале, но подведомом Переяславскому князю, построены им два храма, и один, в честь великомученика Димитрия, снабжён сёлами. Нестор говорит ещё, что блаж. Ефрем устроил «каменное строение банное, чего дотоле не было в России» 308 . По другим известиям, блаж. Ефрем открыл в разных местах больницы, где безвозмездно пользовались больные 309 . Средства для такого числа построек и заведений могли доставить ему происхождение и служба при великом князе; но без искренней любви Евангельской в сердце средства эти употреблены были бы иначе. Блаж. Ефрем за свою любовь к Господу получил от Христа дар творить чудеса при жизни и по смерти. В 1096 году он посвятил преп. Никиту в епископа Новгородского и в том же году скончался 310 . Древняя летопись называет его преблаженным, а последующие – чудотворцем и святым 311 . Мощи его почивают в пещерах преподобного Антония 312 . † Преставление преп. Феодосия Тотемского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Что касается до счета, то под 1160 годом в летописи встречаем счет тьмами: «Много зла сотвориша половци, взяша душ боле тмы». Торговля в описываемое время была главным средством накопления богатств на Руси, ибо не встречаем более известий о выгодных походах в Грецию или на Восток, о разграблении богатых городов и народов. Умножение богатств при столкновении с более образованными народами обнаруживалось в стремлении к украшению жизни, к искусству. Искусство прежде всего служило религии: часто с подробностями рассказывает летописец о построении церквей. В конце XI века известен был охотою к постройкам митрополит Ефрем, живший в Переяславле, где сначала была митрополия; он построил в Переяславле церковь святого Михаила, украсивши ее всякою красотою, по выражению летописца; докончив эту церковь , он заложил другую на городских воротах, во имя святого Феодора, потом третью – св. Андрея, и у церкви от ворот строение банное чего не было прежде на Руси; заложил вокруг города стену каменную, одним словом, украсил город Переяславль зданиями церковными и разными другими. В 1115 году соединенные князья построили в Вышгороде каменную церковь, куда перенесли из деревянной мощи св. Бориса и Глеба, над ракою которых поставили терем серебряный. На севере как строитель и украситель церквей славился Андрей Боголюбский; главным памятником его ревности осталась здесь Богородничная церковь во Владимире Залесском, построенная в 1158 г. вся из белого камня, привезенного водою из Болгарии; новейшие исследования подтверждают известие, что церковь эта построена западными художниками, присланными Андрею от императора Фридриха 1. В этой церкви стояла знаменитая икона Богородицы, принесенная из Царя-града; в нее, по словам летописи, Андрей вковал больше тридцати гривен золота, кроме серебра, драгоценных каменьев и жемчуга. В 1194 г., при Всеволоде III, эта церковь была обновлена после большого пожара; при Всеволоде же построен во Владимире Дмитриевский собор, «дивно украшенный иконами и писанием».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Местность эта в давние времена называлась Святыми горами, потом - Святогорском, посёлком Банное, городом Славяногорском, а ныне - вновь Святогорском. Красотой Святых гор восхищались Чехов, Горький, Бунин, её запечатлел на холсте великий Репин. Кто однажды побывал в Святогорске, тому не нужно, следуя примете, бросать монету в озеро, реку или фонтан, чтобы приехать сюда ещё раз. Память об этом уникальном уголке позовёт вас когда-нибудь вернуться. Привычная для глаза донецкая степь сменяется здесь горами и лесом, а степной зной - прохладой близкой воды. На фоне лесной зелени и голубого неба чётко выделяются сооружения бывшего Святогорского монастыря и памятник Артёму. В 1980 году здесь был учреждён Славяногорский государственный историко-архитектурный заповедник. Общая площадь завповедника - 19 гектаров, охранная зона и зона охраняемого природного ланшафта занимает 59,5 гектара, зона регулирования застройки - 67,5 гектара. Ещё стоя на левом берегу Северского Донца и окидывая взглядом высокий правый, мы уже совершаем путешествие в историю. В открывшейся панораме памятники, будто нарочно, расположились, соблюдая временную последовательность. Справа на меловом утёсе возвышается белая Николаевская церковь, словно парящая над окружающим пространством. Это старейший из сохранившихся здесь памятников зодчества. Ниже, почти посередине, - более поздние сооружения Святогорского монастыря - пятиглавый каменный Успенский собор, воздвигнутый в XIX веке на месте деревянного собора XVII века, Покровская церковь и примыкающие к ним строения. А слева, на самой высокой точке - памятник советскому партийному и государственному деятелю Артёму. Итак, знакомство с монастырём необходимо начать с мелового утёса, на котором воздвигнута Николаевская церковь. Именно он хранит все тайны Святогорского монастыря и его историю, ещё не до конца исследованную. В толще кряжа в первом ярусе расположены пещерные сооружения и ходы, а на вершине его - надскальная часть Николаевской церкви и верхний паломничий павильон. В пещерах существовали и другие церкви, не сохранившиеся до наших дней. Первое упоминание об этих местах находим в 1526 году в книге немецкого посла при Московском дворе Герберштейна о Московии.

http://sobory.ru/article/?object=02883

Бывший боярин и главный домоправитель великокняжеский Ефрем мог быть человеком богатым, отсюда и его средства на сейчас помянутые постройки. Своим великим усердием к пользе общественной Ефрем должен был с одной стороны заслужить благодарность, а с другой славу. Очень может быть, что поэтому, будучи преемником митрополитов по месту, он и пользовался почётным титулом митрополита. Строенье баньное Ефремово приводит исследователей в недоумение и заставляет их делать разные предположения. Но несомненно, что под строеньем баньным нужно разуметь именно строенье банное или общественные бани и более ничего. В Константинополе, в котором некоторое время жил Ефрем, общественные бани, как известно, составляли чрезвычайно важную принадлежность общественного быта и общественного комфорта и были весьма многочисленны. Эти Константинопольские бани и захотел Ефрем перенести в Россию. Затрудняются тем, что епископ нашёл удобным заниматься таким делом, как строение бань. Но для тогдашнего времени в этом не было ничего неестественного и странного. Так как люди должны входить в храмы, особенно для принятия таинства причащения, в возможной телесной чистоте, то у христиан с очень древнего времени образовался взгляд на бани, как на нечто дополняющее церкви, как на нечто к ним прибавочное. А по этой причине с очень древнего времени вошло в обычай строить бани при самых церквах, в церковных оградах. Константин Великий построил бани при знаменитом Константинопольском храме св. апостолов 1330 (служившем, начиная с него, усыпальницей для императоров, т. е. бывшем тем же, что наш Архангельский собор), а император Феодосий Великий в одном из своих указов причисляет бани, находившиеся при церквах, в их оградах, к таким церковным зданиям, на которые распространяется право убежища 1331 . Как сейчас указанный взгляд на бани, так и самые бани при церквах продолжали в Константинополе существовать и во времена Ефрема в XI веке. Из этого ясно, что и он – епископ, построивший бани, вероятно, при своём соборном храме, сделал дело для своего времени нисколько не странное и не предосудительное, а только знаменитое 1332 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Здание прежней деревянной церкви, по указу духовного правления от 13 октября 1910 г., было перевезено в д. Бахилы, а престол с почестями, по старой русской православной традиции, был перенесен на водный источник и там при многочисленном собрании прихожан и пении псалмов сожжен, а пепел опущен в воду. В приход Покровской церкви с. Июльского, по духовным росписям за 1868 год, входили следующие селения: село Июльское, деревни и починки Новые Соломенники, Кудрино, Талый Ключ, Пустополье, Банное, Черный Ключ, Нижняя Позимь, Июльский, Молчаны, Обросы, Каменный Ключ, Сюрсин, Каратунов, Лошкари, Гольянский, Никикольский, Панчашур, Владимирский, Ново Кварсинский. Помимо того в приходе имелось большое количество старообрядцев, или как писалось в церковных документах того времени раскольников. Раскольники проживали в селе Июльское, Верхней Позими, Кудрино, Панчашур, Черное, Лошкари, Каратунов, Нижней Позими, поч. Июльском. При церкви в 1869 г. было учреждено церковноприходское попечительство. Причта по штату было положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика. Приход состоял из 20 починков (селений). В приходе села было 2 часовни: в починке Гольянском (построена в 1884 г.), и в деревне Молчаны (построена в 1899 г.). При храме была открыта в 1892 г. женская церковно - приходская школа, в которой обучалось 35 девочек. Из архива 1900 г. известны такие сведения о приходе: «Село Июльское – Покровская церковь, каменная, построена в 1907 г.; разстоянием от г. Вятки в 400 вер., от уездного города в 55 вер., от благоч. в 30 вер. Часовни деревянные: Гольянская построена в 1887 г., Молчановская построена в 1899 г., Пустопольская, построена в 1875 г., Нижне-Позимская, построена в 1885 г., Ново Кварсинская, построена в 1900 г., в починке Тихом Ключе построена в 1899 г. Причета по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика. Священник Ушнурский и диакон Полетаев имеют свои дома, а священник Помосов и псаломщики живут на частных квартирах, получая квартирное пособие: свящ. по 4 руб, псаломщики по 3 руб.

http://sobory.ru/article/?object=02843

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010