Дорогие мои, а ведь до 1054 года не было разделения в Церкви Христовой, но была единая Вселенская Православная Соборная и Апостольская Церковь, состоящая из пяти поместных Церквей, в числе которых была и Римская Церковь. И было « Одно тело и один дух… один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех… » (Еф. 4:4—6). Но что случилось? Кто вышел и кто остался? Кто прав, кто виноват? Уклонение от истины в Западной церкви произошло еще в VII столетии, когда появилось неправое мудрование о том, что Дух Святой исходит не от Отца, а от Сына. И это мудрование — вопреки словам Самого Христа, когда Он сказал Своим ученикам: « И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины » — породив грех, выросло в ересь (Ин. 14:16). В назидание себе давайте проследим, как разрушительно действует грех, родившийся однажды. Вначале против нового умствования восстали некоторые епископы Римской Церкви, называя оное еретическим. «Кто об Отце и Сыне мыслит право, а о Духе Святом не право, тот еретик» — так определил это мудрование папа Дамас в своем окружном послании. Но страсти человеческие разъедали души последующих преемников, мирские выгоды, а наипаче гордость явились источником упорства, приведшего к восстанию на решения Собора святых отцов. Никакие убеждения Вселенской Соборной Православной Апостольской Церкви на поместную Римскую Церковь не действовали, постановления Вселенских Соборов, на которых богоносные мужи составили Божественный Символ Православной веры, были попраны. Дух злобы и лжи возобладал. Святитель Василий Великий, обличая епископов Римской церкви, писал: «Истины они не знают и знать не желают; с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь.» По заповеди апостола Павла: « Еретика после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковый развратился, и грешит, будучи самоосужден » (Тит. 3:10—11). Ересью своею отпала Римская церковь от единой Вселенской Церкви. Отвергнув православный догмат об исхождении Святого Духа от Отца, отвергли они тем самым и деяния семи Вселенских Соборов, отвергли слова Самого Господа. И, закоснев в ереси, они порождали за злом еще большее зло. Они отняли у мирян Божественную Чашу, причащая их только под видом хлеба; вместо квасного хлеба употребляют на литургии опресноки, ни во что вменяя слова апостола Павла: « Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и чашу сию пьете, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет » (1 Кор. 11:26).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

110 Разумеется, силе сверхфинансов соприсутствуют в этих центрах и все прочие виды силы и влияния, институционально и структурно оформленные: экономические, административно-ресурсные, информационные, силовые, м. б., даже оккультные и т. д. В контексте последнего предположения очень характерно, что, в отличие от дракона 12, 3, диадимами у зверя увенчаны рога, а не головы, и это может означать, что реальной властью в эпоху глобального государства будут обладать именно финансовые структуры, а не правительственные институты (ср. 18, 23). Однако при воцарении зверя возглавители этих структур передадут лжемессии то, чем они до этого ни с кем не делились: свои власть и силу и на этом условии приобретут статус официальных правителей – вассалов зверя (см. 17, 12–13).  «на головах его имена богохульные» – если говорить о Римской империи, то богохульные имена могут означать обожествление римских императоров и те титулы, которые они себе присваивали. Императоры официально именовали себя: «божественный», «сын божий», «бог», «господь» («dominus»), «спаситель мира» и др. Домициан требовал, чтобы к нему обращались «Государь наш и бог». (См. комм. на 2, 13.) Что же касается антихриста, то он будет действовать точно так же, как его римские предтечи: припишет себе Божественное достоинство, объявит себя Богочеловеком. 2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. «подобен барсу» – то есть леопарду (πρδαλις).  В Книге пророка Даниила под видом зверей изображаются языческие мировые державы: вавилонская, персидская, греческая и римская. 111 111 Согласно толкованию святого Ипполита Римского, блаженного Иеронима и др.  Первые три – под видом льва, медведя и барса, а четвертая – Римская империя – под видом зверя «страшного, ужасного, весьма сильного и отличного от всех остальных» (см. Дан. 7, 3–7). Этот последний зверь, как и зверь, описываемый святым Иоанном, имел 10 рогов. 112

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Акила и Прискилла были вынуждены покинуть Рим из-за этого эдикта ( Деян. 18:2 ) Гатри, еп. Кассиан). На Пятидесятницу проповедь ап. Петра слушали в числе других «и пришедшие из Рима» ( Деян. 2:10 ). Тогда уверовали и крестились около трех тысяч человек ( Деян. 2:41 ). Среди них могли быть и римляне (архиеп. Аверкий, Гатри). Предание римской церкви говорит, что Римская Церковь была основана ап. Петром и он долгое время управлял ею до своей смерти ок. 67 г. Однако следует признать, что к моменту написания Послания к римлянам ап. Петр в Риме не был. Ап. Павел нигде в послании не упоминает первоверховного апостола и говорит, что старается «не созидать на чужом основании» ( Рим. 15:20 ). «Предание же о том, что Римская Церковь основана святым Петром, можно объяснить тем, что первые верующие в Риме были из числа обращенных в день Пятидесятницы, которые слышали речь святого апостола Петра и, естественно, считали его своим духовным отцом. К этому присоединилось и то, что в Риме святой апостол Петр. принял мученическую кончину» (архиеп. Аверкий). Состав Римской Церкви Римскую Церковь , вероятно, составляли и христиане из иудеев и христиане из язычников. Язычники: Я многократно намеревался прийти к вам Чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов» ( Рим. 1:12 ; «языческих народов» – пер. сп. Кассиана). Иудеи: Акила и Прискилла, Мариам, сродники ап. Павла Андроник и Юния. Четкие указания на иудейскую проблему. Главный предмет его содержания (Послания к римлянам) – единственный способ спасения, как для язычника, так и для иудея, в Господе Иисусе Христе (архиеп. Аверкий). Время и место написания На основании данных самого Послания к римлянам можно с точность установить, что оно написано в Коринфе. Это видно из того, что святой Павел передает римлянам приветствие от Гаия, у которого он проживал, и от Эраста, городского казнохранителя (16:23), а из других посланий его ( 1Кор. 1:14 и 2Тим. 4:20 ) видно, что эти лица жили в Коринфе. Точно так же и Фива, с которой отправлялось послание, была Кенхрейской диакониссой, а Кенхрея была предместьем Коринфа – Коринфской пристанью со стороны Эгейского моря ( Рим. 6:1 ) (архиеп. Аверкий).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

То, что она говорит, можно передать так: «Всё, что было Иисусом из Назарета, прошло через положенные Ему перемены и исчезло. Мы – погребальные пелены, благовония и платок – принадлежим земле, и поэтому остались здесь». Печать «Гробница была опечатана в присутствии римских солдат, – комментирует профессор А.Т.Робертсон, – которые затем остались охранять этот знак римской силы и власти». «Дверь, таким образом, невозможно было открыть, не повредив печати, – пишет Д.Д.Уидон, – а это было преступлением против владельца этой печати». Когда камень откатили в сторону, печать оказалась сломанной. Тому, кто нёс за это ответственность, грозило наказание от наместника и его подчинённых. Во времена воскресения Христа не было человека, который не страшился бы повредить римскую печать. Римская стража В Евангелии от Матфея читаем: «И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был как молния, и одежда его бела как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мёртвые... Когда же они шли, то некоторые из стражи, вошедши в город, объявили первосвященникам о всём бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделавши совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали; и если слух об этом дойдёт до правителя, мы убедим его и вас от неприятности избавим. Они, взявши деньги, поступили, как научены были. И пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня» ( Матф. 28:2–4, 11–15 ). Впечатление от этого рассказа лишь усиливается, если вспомнить, кем были эти воины. Сцена, последовавшая за воскресением Иисуса, была достаточно страшной, чтобы закалённые солдаты «стали словно мёртвые» ( Матф. 28:4 ). «У них не было ни малейшего пристрастия в порученном деле, – пишет профессор Роупер. – Их цель и долг состояли лишь в том, чтобы строго следовать своим обязанностям воинов римской империи, которой они дали присягу. Римская печать на камне перед гробницей Иосифа была для них куда священнее, чем вся философия Израиля или основы его древней веры. (Они были)... достаточно хладнокровны, чтобы метать жребий по поводу одежды умирающей жертвы...»

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

«А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать» ( Дан.2:40 ). Что это за железо, которое действует по принципу «разделяй и властвуй»? Чей это принцип? Это Римская империя! Даже принципы предсказаны были пророком Даниилом. Рим во время предсказания был маленькой деревней с двумястами простенькими деревянными домами. А совершенное четкое предсказание о будущем этой деревни уже было сделано. Это будет железное царство – железные легионы Рима, которые будут сокрушать по принципу «разделяй и властвуй». Оно будет крепче всех царств. И действительно, римская власть была крепче Александра Македонского, крепче власти самого Навуходоносора, персов и мидян – это было действительно железное царство. «А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною» ( Дан.2:41–43 ). Римское железное царство – это ноги. Почему две ноги? Рим разделился на два государства – западное и восточное, видите, насколько точное предсказание! А потом рухнула, разделившись, сначала западная империя. А потом, в 1917 году, рухнула и восточная империя. Кончилось железное время. Наступило время разделенных царств, вот сейчас мы в них и живем. Эти части, наследники великих государств, наследники той великой цивилизации, сейчас называются общечеловеческим миром, и они до сих пор разделены на две части. До сих пор, несмотря на все попытки смешения, царства существуют разделенные, две ноги так и остались. Часть царства железная, часть глиняная. Люди пытаются смешать их каким-то образом, через какие-то демографические процессы, но царства не смешиваются, потому что так велел Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых. Ибо кто на небесах сравнится с Господом? Кто между сынами Божиими уподобится Господу? Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его» ( Пс.88:6–8 ). Римская поместная церковь , постепенно отступая от Православия и наконец отделившись от состава Вселенской Церкви, от апостольского, братского союза поместных Церквей, не сохранила в чистоте и древнее учение о почитании Пресвятой Богородицы, преумножив и преувеличив это почитание, вплоть до восхищения прерогатив Божиих в пользу Пресвятой Девы Марии. 3 Римская церковь учит: «Преблагословенная Дева Мария в первом мгновении Своего зачатия, по особенной благодати Всемогущего Бога и особому преимуществу ради будущих заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, была сохранена свободною от всякой скверны первородной вины» (Булла папы Пия IX-ro). Из всеобщности первородного греха является исключением один Господь Иисус Христос . И никому не дано право быть зачатым во святости. Один Господь Христос зачат от Духа Святого и Он один свят от самаго зачатия Своего. «Из всех рожденных женами, нет ни одного совершенно святого, кроме Господа Иисуса Христа, Который по особому новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения». «Один только Бог без греха. Обыкновенно все рождаемые от жены и мужа, то есть плотского союза, бывают повинны греху. Следовательно, кто не имеет греха, тот не был и зачат таким образом» (св. Амвросий Медиоланский ). Господь, приняв природу человеческую, обновил ее и воссоздал в Себе первом, очистив ее от первородного греха Адамова. Это дело Божие, дело Христово, принесшее спасение людям в обновлении в нас образа и подобия Божия. Не избрал Бог иного способа, чтобы обновить образ Божий в человеке и очистить грех человека, кроме Своего воплощения. Учение же о том, что еще до воплощения Сына Божия, в самом рождении Пресвятой Девы Ее природа приготовилась к восприятию Бога предочищением своим от первородного греха действием Духа Святого, предвосхищает спасительное дело Христово и дело самого воплощения, и умаляет значение последнего. Происходит извращение самого догмата воплощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

В истории экклезиологической мысли Д. известен тем, что одним из первых Римских епископов попытался обосновать учение о т. н. примате Римской кафедры, т. е. о том, что будто бы уникальное положение и авторитет, данные Христом ап. Петру, принадлежат и Римским епископам (папам), к-рые наследуют ему как епископу Рима (см.: Kelly. 1968. P. 419-420). Учение Д. представлено в 3-й главе «Изложения веры», где все тогдашнее церковное устройство возводится к ап. Петру: «Хотя вселенская Церковь распространена по всему миру, словно единый брачный чертог Христов, но святая Римская Церковь, [как ясно] из немалых соборных постановлений, превознесена над другими Церквами (caeteris Ecclesiis praelata est) и получила первенство (primatum) от евангельских слов Самого Господа и Спасителя нашего: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф 16. 18-19). [С Римом] также связан блаженный апостол Павел, избранный сосуд, который не в другое время, как измышляют еретики, но в то же самое, в один и тот же день принял славную смерть вместе с Петром в городе Риме,- претерпев мучение, он получил [мученический] венец при императоре Нероне. Они вместе освятили Господу Иисусу Христу эту Римскую Церковь, которую своим присутствием и досточтимым триумфом они превознесли над всеми остальными [Церквами] по всему миру. Итак, первый престол апостола Петра (prima Petri apostoli sedes) - это Римская Церковь, не имеющая «пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Еф 5. 27). Второй престол - в Александрии, освященной во имя блаженного Петра его учеником и евангелистом Марком, так как он был направлен апостолом Петром в Египет, где проповедовал слово истины и претерпел славное мученичество. Третий престол блаженнейшего апостола Петра - в досточтимой Антиохии, так как он жил в ней прежде, чем прийти в Рим, и там новый народ впервые начал называться христианами» (Explanatio fidei. 3). Из Рима, «апостольского престола» (apostolica sedes), для всех епископов исходит не только авторитет власти, но и авторитет веры: «Апостольская дисциплина требует, чтобы у всех кафолических епископов было одно исповедание; а если есть одна вера, должно быть и одно предание; а если есть одно предание, во всех Церквах должна сохраняться одна дисциплина. И хотя Церкви основаны в разных областях, но по всему миру именуется одна Церковь благодаря единству вселенской веры» (Ep. 10: Seu canones Synodi Romanorum ad Gallos episcopos. III 9).

http://pravenc.ru/text/168690.html

«И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» ( 2Фес. 2, 6, 7 ). Никон приводит толкование этого места, обращаясь к боярину Одоевскому. «Надо исследовать, кто удерживающий, и почему Павел говорит об этом неясно. «Что препятствует его появлению? Некоторые говорят, что благодать Св. Духа, другие, что Римская власть. С последними я согласен. Ибо, если бы Павел разумел Св. Духа, то и сказал бы ясно. Если бы он должен был придти, когда оскудеют дары Св. Духа, то они давно уже оскудели. Но, если он говорит о Римской власти, то он имеет основание говорить прикровенно, ибо не хотел навлекать на христиан лишних преследований. Ибо, если бы он говорил о скором ниспровержении Римской власти, то навлек бы со стороны Империи преследование на христиан, как на людей, якобы живущих и работающих на разрушение Империи. Поэтому он не говорит так ясно, хотя и упоминает определенно, что он откроется в свое должное время. Ибо «тайна нечестия уже совершается,» говорит он. Под этим он разумеет Нерона, как образ Антихриста, ибо он желал божественного себе поклонения. Ибо, если до этого времени был уже кто-либо мало отличающийся от Антихриста, и если уже был образ чудовища и тирании в роде такого, какой будет после, он об этом говорил прикровенно не из страха, но чтобы не наталкивать нас на то, чтобы мы без нужды создавали себе врагов. Так он и говорит: «Пока не будет взят удерживающий теперь, то есть, когда Римская власть будет уничтожена, он и придет, то есть, пока есть страх этой власти, никто не захочет ему подчиниться, но когда она будет разрушена, он наведет анархию и будет желать захватить себе всю власть, как человеческую, так и божескую. Ибо, как раньше была разрушена Мидийская Империя Вавилонской, Вавилонская Персидской, Персидская Македонской, а Македонская Римской, так эта последняя будет разрушена Антихристом, а он Христом 111 . Эти вещи передает нам Давид с подробным пояснением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Притча о милосердном самарянине Один еврей, законник, желая оправдать себя (так как евреи считали «ближними своими» только евреев, а всех остальных презирали), спросил Иисуса Христа: «а кто мой ближний?» Чтобы научить людей считать своим ближним всякого другого человека, кто бы он ни был, из какого бы народа ни происходил и какой бы веры ни был, а также, чтобы мы были сострадательны и милосердны ко всем людям, оказывая им посильную помощь в их нужде и несчастье, Иисус Христос ответил ему притчею. «Один еврей шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Случайно тою дорогою шел еврейский священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо. Также и левит (еврейский церковный служитель) был на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо. Затем, по той же дороге ехал самарянин. (Евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними). Самарянин, увидев израненного еврея, сжалился над ним. Он подошел к нему, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария (динарий – римская серебряная монета) и сказал: «позаботься о нем и, если издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе». После этого Иисус Христос спросил законника: «как думаешь ты, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?» Законник ответил: «оказавший ему милость, (то есть самарянин)». Тогда Иисус Христос сказал ему: «иди, и ты поступай так же». ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки ( Лк.10:29–37 ). Притча о милосердном самарянине , кроме прямого и ясного смысла – о любви ко всякому ближнему , – имеет еще, как учат святые отцы, и другой иносказательный, глубокий и таинственный смысл. Человек , идущий из Иерусалима в Иерихон, есть никто иной, как наш праотец Адам, а в лице его и все человечество. Не устояв в добре, лишившись райского блаженства, Адам и Ева вынуждены были покинуть «Иерусалим небесный» (рай) и удалиться на землю, где их сейчас же встретили бедствия и всевозможные невзгоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Скачать epub pdf Христос воскресе! Невозможно передать той радости, которая охватила апостолов, когда после трех дней мучительных переживаний они вновь увидели своего любимого Учителя – теперь светозарного Победителя смерти! Неожиданная встреча с Воскресшим окрылила их новой надеждой на то, что отныне, наконец, начнет распространяться и утверждаться Царство Божие, обещанное пророками. Они загорелись желанием всецело посвятить себя делу насаждения этого Царства правды, добра и благоденствия, и победа Христа над смертью убеждала их в непременном успехе. Но вот, в их дальнейших встречах с Воскресшим стало происходить нечто непонятное: являясь им, Он иногда принимал неузнамаемый вид, как бы испытывая их, так что только из воодушевляющего содержания Его бесед и по внутреннему чувству апостолы могли заключить, что предстоящий перед ними Незнакомец есть ни кто иной, как Сам Иисус Христос . Не понимая, почему Господь медлит со всенародным объявлением Себя Мессией-Спасителем, они, наконец, решаются спросить Его прямо: «Господи, не в сие ли время возстановляешь Ты царство Израилю?» То есть не пора ли нам начать то дело апостольства, к которому Ты нас призвал три года назад. – «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, – отвечает им Спаситель, – Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:7–8 ). То есть с этой великой миссией вы никогда не справились бы сами: вам необходима чрезвычайная благодатная помощь, которую подаст вам Дух Святой. Апостолы, как и остальные иудеи того времени, представляли себе царство Мессии в виде мощного земного государства, построенного на началах авторитета, власти, силы и материального благосостояния. Римская империя с ея военной мощью, централизованным правительством и разработанным законодательством представлялась им образцом грядущего всемирного царства. Господь же пришел для того, чтобы, во-первых, утвердить Царство Божие в сердцах людей: духовно обновить их и приблизить к Богу, т. е., чтобы грешников сделать праведными. Пока люди находятся во мраке суеверий и предразсудков, пока они являются пленниками низменных страстей и обуреваются падшими духами, о каком благоденствии может быть речь? Людям необходимо, во-первых, обратиться к Богу, познать Его закон, покаяться в своих грехах, очиститься, стать добрыми. Тогда внешния улучшения и преобразования общества начнут сами собой приходить в порядок. Фундаментом этого благотворного процесса обновления является вера, которую-то люди и утратили.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010