Ошибку в интерпретации событий жизни И. Н. допустил Вацлав Гайек из Либочани. В «Чешской хронике» (Kronika eská, 1541) он писал о 2 служителях католич. Церкви, утопленных по приказу короля. Один, исповедник королевы, погиб в 1383 г., другой - в 1393 г. В ХХ в. исследователи обнаружили причину ошибки: переписывая сообщение из книги декана кафедрального собора Яна из Крумлова, Гайек принял номер страницы за обозначение года. Популярность «Чешской хроники» способствовала распространению ошибки: все авторы, впосл. писавшие об И. Н., указывали неверную дату его смерти - 1383 г. Эта дата вместе с ошибочными сведениями о том, что И. Н. был каноником капитула св. Вита, указаны на сделанной в сер. XVI в. решетке у гроба. Тогда впервые мученик был назван Непомуцким. Почитание И. Н. как св. покровителя Чехии окончательно сложилось в XVI-XVII вв. В соч. «Духовное веселие Чешской короны» (1599) Г. Б. Понтанус поместил молитву в то время еще официально не канонизированному И. Н., называя его св. покровителем страны. В 1608 г. в кн. «Богемия благочестивая» (Bohemia pia) С. Ф. Виллатикус и Понтанус опубликовали стихи о святости И. Н. В 1621 г. Пражский архиеп. Ян VIII Логелиус освятил в соборе св. Вита алтарь, посвященный в т. ч. и И. Н. Мученик изображен и на рельефе св. покровителей Чехии (1630) в соборе св. Вита с надписью на нем. языке: «Исповедник». Важную роль в распространении почитания И. Н. в Чехии сыграли иезуиты, стремившиеся вытеснить повсеместное поклонение Яну Гусу . Иезуиты И. Плахий-Ферус (в 1641) и Я. И. Длуговеский (в 1668) составили Жития И. Н. на чеш. и лат. языках. Житие И. Н., написанное в 1670 г. иезуитским историком и агиографом Богуславом Бальбином, отличавшееся драматизмом и трагическим колоритом повествования, было отвергнуто архиепископским капитулом как исполненное литературных вымыслов и не соответствующее историческим данным, однако болландисты включили его в издание «Acta Sanctorum» (1680). Это Житие, опубликованное в 1725 г., было богато иллюстрировано гравюрами И. А. Пфеффеля, под влиянием к-рых складывалась позднейшая иконография И. Н. В житийных сочинениях сер. XVII в. ошибочно указывалось, что мученик погиб 16 мая; впоследствии эта дата утвердилась как дата памяти И. Н.

http://pravenc.ru/text/471399.html

Амвросия Медиоланского. Еще величественнее тема центрического здания развита в наиболее интересном архитектурном сооружении эпохи в Риме - ц. Санто-Стефано-Ротондо (60-е гг. V в.), сохранившей основные черты облика. Центральная ротонда с колоннадой, с архитравом и куполом на высоком барабане окружена обширным низким обходом, внешние аркады которого, согласно реконструкции С. Корбетта (см.: Krautheimer. 2000. P. 52-53), открывались по сторонам света в 4 повышенных компартимента, напоминающих рукава трансепта, а по диагонали - в 4 открытых атрия; атрии и компартименты были вписаны в окружность внешних стен. Только эти здания являются выдающимися достижениями архитектуры Рима V - нач. VII в., где преимущественно строились 3-нефные одноапсидные базилики, из которых лучше всего сохранилась Санта-Сабина (между 422 и 432). Базилика Сан-Джованни-а-Порта-Латина (2-я пол. V - нач. VI в.) интересна характерным для К-поля типом алтаря - с боковыми и граненой центральной апсидами ( Brandenburg. 2005. P. 220-222). Две самые поздние базилики рассматриваемого периода - Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (между 579 и 590) и Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура (между 625 и 638), построенные на месте зданий времени Константина, имеют галереи над боковыми нефами. Интерьер ц. Санта-Сабина в Риме. Между 422 и 432 гг. Интерьер ц. Санта-Сабина в Риме. Между 422 и 432 гг. В рассматриваемый период не прекращалось, а в его конце даже распространилось (видимо, в связи с истощением средств на монументальное строительство) устройство храмов в светских зданиях. Так, в V в. практически без переделок под храмы - Санта-Бальбина и Сант-Андреа-ин-Ката-Барбара (снесен в 1932) - были приспособлены обширные апсидные залы IV в. В 527 г. в зале у Форума, обновленном при Северах и разделенном в IV в. полуциркульной аркой, была устроена ц. Санти-Козма-э-Дамиано. В обширном зале с таблинумом на Форуме между 565 и 578 гг. была устроена ц. Санта-Мария-Антиква. В здании курии Юлия (303) в 630 г. была устроена ц. Сант-Адриано. Наконец, наиболее известным примером является освящение Пантеона (между 115 и 128) в 608 г.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Содержание теории политической Основная идея науки определяет её сущность; сущность науки указывает на её содержание. Содержание науки должно вполне удовлетворять её сущности. Удовлетворяя ей, содержание Теории Политической должно делиться на две отрасли исследований: догматическую и историческую. Можно назвать первую часть Теории Политической – Физиологией Государства, а вторую – Историей Государственности. Общий очерк содержания той и другой будет предметом следующих двух статей. Предполагаю останавливаться более на главных мыслях, а что касается до вопросов, кои, по моему мнению, должны быть решаемы Теорией Политической, то я буду отмечать их только, и то наиболее важные. Часть первая. Физиология Государства Предмет Физиологии Государства есть Государство, как отдельное моральное существо, живущее и действующее, без отношения к постепенности усовершенствования человечества, но под зависимостью частных обстоятельств времени и места и закона личного его усовершения, Государство в личном нормальном положении – по организму и жизненности, по самостоятельности и характеру. Эта часть круга наук Политических прежде всех других обратила на себя внимание ученых, и лучше всех других обработана. Фактическое изучение Физиологии Государства было почти всегда важнейшим предметом Истории гражданской. В последствии времени оно образовало особенную отрасль знаний, обыкновенно называемую с половины прошлого века Статистикой; есть Статистика прагматическая, есть и Статистика административная; предмет первой – внутренняя и внешняя жизнь Государств, предмет второй – благосостояние Государств. Есть эпизоды Статистические в летописях Геродота и Фукидида, есть очерки Статистические – в сочинениях Аристотеля и Ксенофонта, «Nosse rempublicam» Цицерона есть та же Статистика, книга Тацита «De moribus Germanorum» имеет в себе также много Статистического 12 ; книга Ф. Сансовина почитается древнейшей Статистикой Новой Европы 13 , Ахенвалль – отцом Новой Статистики 14 , Дюпен и Бальби с Кетле, Шубертом 15 и другими за лучших Статистов нашего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

То есть к не-христианам. То есть к христианам, причем не оглашенным, а крещеным и миропомазанным. Оглашенным, как известно, нельзя было присутствовать при всей литургии, а только на дозволенной части. И упоминание Евсевия о дверях, прямо соотносится с возгласом, сохранившемся и поныне " Двери! Двери! " , сообщающем привратникам у дверей о недопустимости дальнейшего присутствия некрещеных. За этим следуют не переведенные слова подлинника:тоитп AiweV acronoi pro ouronou toude cai pro cosmou alloi te toutou apeeiroi AiweV Aivnwn, pro pashV thV tvn oratvn upostasewV, monon cai megan despothn, cai curion epigrajomai.(npuм. переводчика). Гекатомба - единовременное принесение в жертву сотни и больше животных. Любопытное описание гекатомбы дает Юлий Капитолин (Максим и Бальбин, XI, 5-6.): " Гекатомбой называется такое жертвоприношение: устраивают в одном месте сто дерновых алтарей и перед ними происходит заклание ста свиней и ста овец. Если это жертвоприношение совершает император, то убивают сто львов, сто орлов и других подобных животных по сто штук " . Само сообщение этого автора (подтвержденное Геродианом в " Истории императорской власти после Марка " , 8, 6, 8.) говорит о таком жертвоприношении, сделанном Бальбином, что свидетельствует о живучести этого архаичного обряда. То есть своего старшего сына Константина. Имеется в виду Констанций. То есть Констант. См. Жизнь Константина, прим. 43, 44, 45 к кн. 4. Четвертый кесарь - Флавий Далмаций Старший, сводный брат Константина. Скрытое указание на знаменитое высказывание Платона: " Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино - государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, мой дорогой Главкон, государствам не избавится от зол... " (Государство, V, 473d) Выражение " по истине, один " , возможно указывает на противопоставление Евсевием Константина Марку Аврелию Антонину - языческому императору-философу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/742/...

Мне кажется, что я был счастлив в те дни, о которых вспоминаю теперь. Во всяком случае, каждая минута, которая оживает ныне передо мной, окрашена так мощно, что я наслаждаюсь и ужасаюсь поначалу, что передать прелесть и очарование тогдашней краски — невозможно.… В этот период жизни мама была весела и ласкова… Она шутит, смеется и даже шалит не только со мной, но и с подругами. Я вижу, как она умеет их рассмешить, — я радуюсь. Когда я иной раз, чтобы утешиться, мечтаю о том свете, то представляю маму именно того времени — веселую, молодую, она встречает меня в раю, чуть наклонившись, глядя вниз, как глядела на меня маленького. Я считал маму красавицей и удивлялся, что она смеется, когда я говорю ей это. Мы были необыкновенно дружны в те дни. Иной раз она называла меня Женюрочкой, что я очень любил. Я считал, что на одной фотографии я изображен именно в качестве Женюрочки. К сожалению, эта фотография пропала, и мне трудно теперь понять, почему я так думал. Когда мама была недовольна мною, то заявляла, что ее сейчас унесет ангел, — и исчезала. Я метался в страхе по комнатам — в каком страхе! Я до сих пор не люблю, когда кто-нибудь из близких, шутя, прячется от меня или теряется в магазине или в толпе. На мгновение меня ударяет тот, прежний, ужас, как будто маму опять уносит ангел. Обыкновенно мама обнаруживалась, когда я начинал громко плакать. Иной раз я сам находил ее в шкафу или за дверью, и выяснялось, что ангел уронил ее именно сюда… Отец спит после обеда. Мы с мамой рассматриваем книжку, присланную в подарок бабушкой Бальбиной Григорьевной, екатеринодарской бабушкой. Это большого формата книжка, с цветными картинками, в картонном переплете. Принес ее, кажется, студент Володя Альтшуллер, о котором я слышал, что он влюблен в мою молоденькую тетю Феню. Или услышал об этом я позже? Во всяком случае, вспомнив эту книжку, я всегда вспоминаю вежливого студента в мундире и то печальное событие, о котором я сейчас и расскажу. Итак, мы с мамой мирно рассматривали, сидя у лампы, картинки в новой книжке. Текста в книжке не было. Были изображения зверей с подписями. «А вот зебра, — говорит мама. — Или нет, это ослик». — «А какая бывает зебра?» — спрашиваю я. «Полосатая». — «А что значит полосатая?» — «Помнишь кофточку, что была на Беатрисе Яковлевне, когда у нее было распущенное сердце? Вот она и была полосатая. А вот лев, царь зверей». Пока мы беседовали, стол накрыли к вечернему чаю, подали самовар, и отец вышел из своего кабинета. Он был мрачен. Я сказал: «Вышел Лев, царь зверей». Отца звали Лев Борисович, что и было причиной злосчастного моего замечания. Я не успел после этих слов и глазом моргнуть, как взлетел на воздух. Отец схватил меня и отшлепал. С тех пор прошло примерно сорок девять лет, но я помню ужас от несоответствия мирных, даже ласковых, даже почтительных моих слов с последующим наказанием. Прощай, мирный вечер! Я рыдал, родители ссорились, самовар остывал. Неуютно, неблагополучно!

http://azbyka.ru/deti/roditelyam-kak-byt...

Антонин, до тех пор как он следовал советам своей матери, правил с умеренностью, принял Алексина – чье имя он изменил на Александра 356 – как своего сына и сделал его Цезарем. Но после того как он попал под влияние льстецов, не было никакого чрезвычайного порока и излишества, в котором он не был виноват. Его попытка заговора против Александра была сорвана солдатами, и когда он решил наказать их, они умертвили его. Александр, сын Мамеи, четырнадцать лет царствовал в меру своих способностей с великодушием, милосердием и без кровопролития; но, говорят, по причине жадности и подлости его матери, они оба были преданы смерти, а Максимин был провозглашен императором. Максимин, грубый и жестокий тиран, человек огромного роста и крайне свирепый, царствовал почти три года. Солдаты в Африке восстали и убили губернатора, человека подобного характера, назначенного Максимином, и избрали проконсула Гордиана (человека восьмидесяти лет) императором против его воли. Рим принял с радостью его избрание, лишив Максимина всех его почестей, и в то же время объявив сына проконсула, Гордиана, императором совместно с его отцом. Пока Максимин готовился к войне, Гордиан, занимавший Карфагена вместе со своим сыном, видя, что его положение отчаянное, повесился, его сын был побежден Максимином и пал на поле боя. Римляне, глубоко скорбя об их смерти, ненавидя и в то же время опасаясь Максимина, провозгласили Бальбина и Максима императорами в Риме. Солдаты устроили беспорядки и потребовали, чтобы Гордиан, внук старшего Гордиана и сын его дочери, совсем мальчишка, совместно с ними принимал участие в управлении. В то время как Максим выступил против Максимина, последний был убит своими собственными солдатами, его голова была доставлена Максиму, а оттуда в Рим. Вскоре после этого солдаты снова взбунтовались, вытащили Максима и Бальбина из дворца и, нанеся оскорбление каждому из на них, приговорили к смерти и даровали трон только одному Гордиану, которому тогда было около тринадцати лет. Здесь восьмая книга заканчивается.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

XII - нач. XIII в., к-рые имели наибольшее значение для развития Д. п. В историографии эти своды получили название «Quinque compilationes antiquae» (Пять древних компиляций). Свод Бернардо Бальби был первым из них, поэтому часто называется также «Compilatio Prima» или «Compilatio I» (Первая компиляция). В нем были собраны декреталии, не включенные Грацианом в Декрет, и новые папские послания. Предложенного Бальби деления материала на 5 книг и на более мелкие титулы придерживались все последующие составители декретальных сводов. В соответствии с содержанием 1-я кн. «Compilatio I» получила условное название «Judex» (Судья - в ней были подобраны декреталии, касавшиеся положения и должностных обязанностей ординарных и делегированных судей), 2-я - «Judicium» (Суд - процессуальное право), 3-я - «Clericus» (Клирик - распоряжение церковными бенефициями, орденское право, право таинств), 4-я - «Connubium» (Брак - брачное право), 5-я - «Crimen» (Преступление - уголовное и уголовно-процессуальное право). Вскоре после создания свода Бернард Павийский составил к нему глоссу, которая получила широкое распространение. В кон. XII - нач. XIII в. были созданы глоссы к «Compilatio I» Ричарда Английского, Петра Испанского, Алана Английского. Свод «Compilatio III» был составлен в 1209-1210 гг. канонистом и нотарием Папской курии Петром Беневентским (Колливаччо). В свод вошли декреталии, изданные папой Иннокентием III за первые 12 лет понтификата (1198-1209). Следующий значительный и признанный в ун-тах свод был составлен в 1210-1212 гг. болонским канонистом Иоанном Уэльским. Поскольку большая его часть помимо посланий Иннокентия III включала хронологически более ранние декреталии Климента III (1187-1191), Целестина III (1191-1198), этот свод получил название «Compilatio II», хотя он был создан после «Compilatio III». «Compilatio IV» называется свод, составленный ок. 1216 г. в Болонье. Он содержит постановления IV Латеранского Собора (1215) (они бытовали и как отдельный свод) и декреталии Иннокентия III за 1209-1215 гг.

http://pravenc.ru/text/171628.html

Бладодаря неусыпным трудам Вильгельма и Александра Гумбольдта, лингвистика сумела уловить единственную связь, соединяющую между собою все американские языки. Связь эта заключалась в форме спряжения глаголов, и Вильгельм Гумбольдт назвал все семейство языков, имевшее эту особенную форму языками поглощающими, связывающими (par agglutination). Это удивительное сходство спряжений особенным образом глаголов во всей Америке, говорит Мальтебрюн, подает мысль, что все эти племена произошли от одного народа – древнего обитателя Америки, (Maltebrun, р. 217). Александр Гумбольдт еще более расширил смысл этого заключения, говоря: как бы ни казался язык отделенным от прочих языков, как бы ни были различны формы и выражения различных наречий, всегда можно отыскать между ними сходство. Их взаимные отношения будут раскрываться по мере того, как будет приближаться к совершенству философия истории народов, вместе с основательным изучением языков. Между тем Вильгельм Гумбольт нашел средство разделить все 860 языков и 5 т. наречий земного шара на три главные отдела. Он заметил, что языки Старого Света – языки американские и языки островов Тихого Океана составляют три класса, совершенно отличные один от другого, с тою только особенностью что в Старом Свете встречаются обращики всех трёх отделов. Наконец, Бальби, ученый автор Этнографического Атласа, собрав драгоценные сведения при изучении этой науки, говорит: Исследования над этнографической классификацией народов, привели нас к следующему замечательному выводу: мы находим в Старом Свете, на том месте, где Моисей указывает начало роду человеческому и колыбель всех народов, те три главные отдела языков, к которым, как думает известный барон Гумбольдт, можно привести грамматические формы всех известных языков (Atlas etnographique du Globe, Pl. I). Кроме того, г. Бальби заметил еще в своих ученых исследованиях, что все языки имеют большее или меньшее сходство с еврейским; у народов диких и необразованных сходство это поразительно; оно ослабляется по мере образования народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Под влиянием фландрской живописи, искусства т. н. Сев. Возрождения, культуры юга Франции и Германии возникла монументально-декоративная живопись генуэзского сеиченто (XVII в.). В. Кастелло (1625-1659), автор станковых картин и фресок, прошел в своем творчестве путь от маньеризма до рококо. Эклектичность его манеры, на к-рую также оказало влияние творчество Ван Дейка, заметна в его первых работах («Усекновение главы Иоанна Крестителя», Кастелло Сфорцеско, Милан), однако он рано приобрел авторский стиль, к-рому свойственны безграничность пространства в построении композиции, множественность световых планов, беглая кисть, прозрачные, бесплотные мазки, размывающие контуры форм, колорит, основанный на красных и розовых, синих и желтых тонах («Избиение младенцев», Музей истории искусств, Вена; «Мадонна с Младенцем», ГМИИ; фрески капеллы виллы Саредо Пароди (ранее Гарибальди) «Коронование Мадонны со святыми Иоанном Крестителем, Иосифом и Франциском», все - 50-х гг. XVII в.). Он стал первым в Г. мастером, предвосхитившим зарождение стиля рококо («Слава Бальби», 1656, Палаццо Реале, Генуя). Наиболее известны фрески, созданные художником в Палаццо Бальби-Сенарега (совместно с квадратуристом А. Сегицци, 1657-1659) под влиянием творчества Рубенса. С 1560 г. до кон. XVII в. значительную роль в создании богато декорированных интерьеров в Г. сыграли скульпторы, лепщики, архитекторы, мастера по отливке бронзы, живописцы из семьи Карлоне. Дж. Карлоне (1584-1630) и Дж. Б. Карлоне (1603-1677) стали реформаторами фресковой живописи в стиле барокко. Композиции Дж. Карлоне со сценами из жизни Христа и Девы Марии в ц. Иль Джезу (1589-1606) подчинены структуре позднеманьеристической, упорядоченной ордерами архитектуры. Его роспись центрального нефа ц. Сантиссима-Аннунциата дель Вастато («Вознесение», «Сошествие Святого Духа», 1625-1638), композиционно напоминающая фрески Карраччи в Палаццо Фарнезе в Риме, окружена позолоченными карнизами и свидетельствует об умении создавать сложные многофигурные композиции, обогащенные натюрмортами и архитектурными фонами.

http://pravenc.ru/text/162152.html

впервые сформулировано в Декрете Грациана, куда было включено определение Иво Шартрского, согласно к-рому Д. есть «временное смягчение строгости закона по необходимости или ради пользы церковной» (Ibid. 57//PL. 161. Col. 236), а также куда было добавлено деление Д. на 2 разновидности (post factum и ante factum) без дополнительных пояснений. Позднее болонский канонист Руфин († 1191) дал определение Д. как частичного ограничения действия церковного закона ради достижения справедливости (Summa decretorum, glossa dict.- Grat. ad Can. 1, q. 73, c. 6). Декреталисты , не меняя существа понятия «Д.», развили его путем сопоставления со смежными понятиями канонического права (льгота, привилегия и др.). На основании их замечаний в декреталиях папы Римского Иннокентия IV получило закрепление различие Д. и освобождения от наказания на будущее. Уже в Декрете Грациана возобладала мысль Иво Шартрского о Д. как об акте законодательной власти, принадлежащей только папе Римскому. Позднее данную позицию отстаивали декретисты , сохранявшие за епископами полномочия давать Д. от законов, действовавших в рамках их еп-ств, а на основании делегирования или обычая - от нек-рых общецерковных законов. Указанный дуализм был причиной дискуссий среди зап. канонистов (Бернардо Бальби, еп. Павии, Петр де Блуа, Лаврентий Испанский, Иоанн Тевтонский). Особую трудность представляло юридическое обоснование полномочий епископов в сфере, объявленной прерогативой Римского папы. Аргумент о принадлежности им права предоставлять Д. в силу их сана, выдвинутый на т. н. Пистойском Соборе (1786), был отвергнут папой Пием VI (1794). В Кодексе канонического права 1917 г. (см. ст. Codex iuris canonici ) право предоставлять Д. от общецерковных законов сохранялось только за Папским престолом, за исключением случаев, когда оно особо даровалось епископам. Епископы также могли даровать такую Д. в чрезвычайных обстоятельствах, при невозможности обратиться непосредственно к Папскому престолу (CIC (1917). 81). При этом за епископами и др. лицами, имеющими ординарную юрисдикцию, признавалось право даровать Д. от действовавших в рамках их еп-ств местных (партикулярных) законов (CIC (1917). 82).

http://pravenc.ru/text/178549.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010