Заслуживают упоминания также имена известных румынских канонистов XIX столетия – епископа Андрея (Шагуны) , К. Попович а, болгарского канониста и богослова XX столетия К. Цанкова. 2.6. Изучение церковного права на Западе Канонистика на Западе первой выделилась из богословия в качестве самостоятельной дисциплины. Колыбелью канонической науки на католическом Западе была юридическая школа Болонского университета, сложившаяся в XI веке. Эта школа занималась комментированием и кодификацией римского права по «Корпусу» святого Юстиниана. Из-за тесной связи цивильного права с каноническим болонские юристы обратились к изучению древних канонов и папских декреталов. В XII веке в Болонье монах Грациан по образцу Юстиниановых «Институций» составил каноническую компиляцию «Concordantia discordantum canonum» (Согласование несогласованных законов), впоследствии названную кратко «Декретом». «Декрет» лёг в основу «Corpus juris canonici» (Корпуса канонического права) – официального свода католического церковного права. «Декрет» послужил болонским правоведам основой для учёной деятельности, подобной той, которую они вели в связи с «Корпусом» Юстиниана. Правоведы писали комментарии – глоссы – на каноны и декреталы, которые вносились на полях (маргиналы) или между строк (интерлинеарные глоссы) источников. По методу болонских глоссаторов разрабатывалось каноническое право и в других европейских университетах, особенно в Монпелье и Париже. Из канонистов, комментировавших «Декрет», которых принято называть декретистами, следует выделить, как самых тонких и глубоких толкователей, Роландо Бандинелли, Сикардо Кремонского, а также Иоанна Цемеке (Тевтонского) (XIII в.), автора классического труда «Glossa ordinaria», оказавшего чрезвычайное влияние не только на католическую мысль, но и на юридическую практику Католической Церкви. От декретистов следует отличать декреталистов, которые комментировали составленный в 1234 году при папе Григории XI свод папских декреталов под названием «Decretalium Gregore IX (noni)», или «Декрет Григория IX», составивший вторую часть «Corpus juris canonici» (Корпуса канонического права). К числу выдающихся декреталистов принадлежат епископ Павийский Бернард Бальби (скончался в 1213 г.), Синибальдо деи Фиески, впоследствии папа Иннокентий IV, Энрико Сузский и Иоанн Андреа (1270 – 1348 гг.), которого называли «источником и глашатаем права» (fons et tuba juris).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Из церковной истории Сократа известно 2239 , что на константинопольский собор 381 г. явилось тридцать шесть македонианских епископов – большей частью из городов геллеспонтских. Ближе определить провинции их – можно из рассмотрения списка подписей отцов означенного собора. Оказывается, что на соборе 381 г. совершенно не были представлены провинции Asia proconsularis, Lydia, Hellespontus и Insulae и весьма недостаточно Caria, Phrygia Pacatiana, и Phrygia Salutaris. Митрополиты обеих Фригий вовсе не участвовали. Вообще из массы иерархов этих двух обширных провинций 2240 на соборе выступали епископы только четырех небольших местечек, лежавших на границе с Писидией и бывших, вероятно, под влиянием своего земляка Оптима 2241 . Что касается Карии, то от нее на соборе присутствовали только Екдикий афродизийский 2242 и Леонтий кибирский. Выступление как того, так и другого легко может быть объяснено. Церковной митрополией в Карии, как известно 2243 , во времена никейского собора была Антиохия (древние Траллы). Возможно, свое преимущественное положение в церковном отношении она сохраняла также в ІV в. По крайней мере на это указывают имевшие в ней место соборы 367 и 378 года 2244 . Гражданским метрополем этой провинции в ΙV в. была Афродизия 2245 . Отсюда можно предполагать, что присоединение ее епископа к младоникейцам и выступление его на константинопольском соборе 381 г. было вызвано соперничеством городов и желанием епископа гражданского метрополя этим путем освободиться из под власти антиохийского или траллийского епископа, осуществлявшего в силу обычая митрополичью власть в пределах этой провинции. Наконец, подпись Леонтия кибирского также понятна. Города Кибира, Бубон, Бальбира и Энанда, составлявшие особый округ 2246 , со времени подчинения римлянам были соединены с провинцией Ликией 2247 и в таком положении находились до времен Диоклетиана 2248 , когда были присоединены к Карии. Понятно, связь с Ликией не могла сразу прекратиться. Отсюда можно думать, что этот округ, административно принадлежавший Карии, в то церковно-смутное время легко мог подпасть в догматическом отношении влиянию ближайших соседних провинций Писидии и Ликии, где, как мы уже видели, господствовало младоникейство. Итак, можно предположить, что явившиеся на собор константинопольский 381 года 36 епископов были из Азии, Лидии, Карии, Фригии-Пакацианы и Геллеспонта.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Но помилованный не сделал того, что от него ожидалось. Напротив, он поспешил в еврейскую синагогу, прервал там богослужение и произвел такую суматоху, что евреи прибили его и отвели к императорскому префекту Фусиану. А этот сановник, после краткого разбирательства дела, присудил обвиняемого к ссылке в Сардинию, вдобавок и за то, что он объявил себя христианином. Не знаю, когда и как из ссылки возвратился Каллист, но известно, что он в 197 г. был уже диаконом у папы Зефирина, поручившего ему надзор за христианскими кладбищами, а с 218 г. – преемник сего папы 139 . Он-то устроил новую усыпальницу для пап, в которой, как я упомянул выше, погребены были 13 римских первосвященников, и в числе их папы: Антерос, Луций, Фабиан и Евтихиан, которых имена, начертанные по-гречески, нашел тут г.Росси 140 . Сам же Каллист погребен в катакомбе Калеподия, у дороги Аврелийской 141 . Именем Каллиста называется и весь кладбищный лабиринт, намеченный мною на листе XVII. Однако в этом лабиринте, кроме папской усыпальницы, находятся и другие похоронные скровы, например, Люцины и св. папы Корнелия, с четырьмя зданиями на поверхности земли 142 , св. папы Сикста и св. Цецилии 143 , святых Евсевия, Парфения и Калокера 144 , Севера диакона, папы Маркеллина и с вв.Сотира 145 , Бальбины 146 . В скрове св. Цецилии 147 замечательны стенные изображения этой мученицы, пострадавшей в 177 г. при Марке Аврелии, и Спасителя. Икона Цецилии написана в седьмом веке, но на месте ее находился мозаический образ ее, сделанный папой Дамасом в IV веке, и она есть подобен сего образа. Золото-голубой венец сияет вокруг головы Цецилии, а она молится с поднятыми к небу руками; одежда на ней – богатая, патрицианская; туника и наглавник украшены драгоценными камнями. Под этой иконой в X веке написан на стене ниши Спаситель с книгой; сурово выражение лица Его. Из папского скрова через погребальную комнату, на потолке которой изображен Орфей, играющий на лире, и которая посему названа Орфеевской 148 , подземный ход ведет в пять комнат, так называемых Сакраменти и означенных на этом же чертеже буквами А, Б, В, Г, Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ту же точку зрения мы встречаем и в рассказе о Моисее Угрине 320 . Рассказ этот, заимствованный из не дошедшего до нас жития Антония Печерского и включенный в Киево-Печерский Патерик, восхваляет Моисея Угрина за то, что он, еще будучи мирянином, гнушался женщин и отказался жениться на красавице-вдове польке. Убеждая согласиться на брак, Моисею говорили: «кто же ли от первых и до ныне взгнушася жен разве чернец». Когда вдова старалась соблазнить Моисея, уже монаха, он отвечал ей: «всоуе троуд твои, не мни бо мя, яко безумна, или немогуща сего дела сотворити, но страха ради Божиа тебе гнушаюся, яко не чисты». Как известно, эта точка зрения не раз была осуждена Церковью. Считая женщину и брак злом, и богомилы, и киевские монахи не стеснялись разрушать семейную жизнь, совращая в монашество мужей при живых женах. В Патерике мы находим рассказ, как был завлечен в монашество сын боярина Иоанн, вопреки желанию жены, отца и матери и даже Великого Князя. И из этого рассказа видно, что автор его на самое пострижение при такой обстановке смотрел как на подвиг, достойный самой высокой похвалы, несмотря на то, что это совращение вызвало страшное горе в семье (плач жены, отца и матери, и рабов и рабынь) и едва не привело к изгнанию печерских иноков из Киева. Такой преувеличенный взгляд на значение монашества и его отношение к семейным обязанностям был осужден, как богомильское учение на фомаитском соборе 1143 года. Здесь было отвергнуто мнение епископов Климента и Леонта, что в монахи могут и должны поступать все – и мужья, несмотря на своих жен, и жены могут идти в монастырь, несмотря на своих мужей. Считая мир за зло, богомилы отрицали возможность спасения в миру. Это обличал уже Косма Пресвитер в своем слове против богомилов. В XII веке в Византии эта мысль нашла себе сторонников в лице приверженца богомильской ереси Нифонта, современника патриарха Косьмы Аттика, сочувствовавшего ему, и в лице епископов Климента Сасимского и Леонтия Бальбисского. Они утверждали, что никто из мирян не может достигнуть спасения, как бы ни был он добродетелен, если он не сделается монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Подобное изображение, но с тремя волхвами, только крайне разрушенное 16 , находится в галерее катакомб Фразона и Сатурнина; здесь особенно пострадала группа Божией Матери с Младенцем, и потому всякие суждения о стиле и времени фрески для нашей задачи совершенно бесполезны. 15. Роспись в катакомбе св. Каллиста, с «Поклонением волхвов», по рис. Garrucci, 35,2 16. Фреска катакомб Каллиста в Риме. Wilpert, 144 Несравненно более сохранилась главная группа Божией Матери с Младенцем в известной фреске катакомб Каллиста 17 , написанной в аркосолиуме одной из галерей, рядом с образом Доброго Пастыря и другой, исчезнувшей фреской. Но так как вся левая часть картины (рис. 15) была уже разрушена в древности, то Бозио оставил ее без описания. Мария сидит здесь (рис. 16) в высоком кресле, окутанная в красноватую одежду и с легким белым покрывалом на голове; на ее коленах сидит одетый в красноватую тунику Младенец, подобно Матери протягивающий правую руку волхвам. Фреска относится к IV веку. Прочие фресковые изображения «Поклонения волхвов» в катакомбах свв. Петра и Марцеллина, св. Кириаки, Каллиста, Бальбины, в музее Катании и прочее или совершенно ныне разрушены и существуют только в мало достоверных снимках, или не сохранили главной группы 18 . «Поклонение волхвов» на римских и равеннских саркофагах и на солунском амвоне Поклонение волхвов является на римских и равеннских саркофагах IV и V столетий одной из самых обычных, излюбленных тем, или передаваемых в возможно краткой схеме, или обставленных также различными подробностями. В схематическом изображении этот сюжет появляется обыкновенно на одной из угловых сторон саркофага или даже его крышки: Богоматерь сидит или на камне, на куске скалы, или даже в креслах из разряда садовой мебели, часто прямо тростниковой, очевидно, легко переносимой. Она облачена, как мать, в густое покрывало, охватывающее ее голову, и держит у себя на коленях, чаще всего обеими руками, Младенца. Младенец, с живостью ребенка, взял уже у первого из подошедших волхвов блюдо с дарами, а этот волхв указывает на звезду, стоящую над Младенцем, двум другим волхвам, несущим дары. Сзади кресла стоит Иосиф. Изображение разнообразится тем, что Младенец тянется к дарам, иногда указывает на них или на волхвов рукой. У ног Богоматери иногда представляются (рис. 17) лежащими вол и осел; иногда эта же сцена осложнена изображением Рождества, т. е. Богоматерь сидит позади яслей и к ней подходят волхвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

22 Евфимий Зигабен в Victoria de Messalianorum secta ap. Tollii, 116. Собиранием этих сказаний и разных живых молитв среди богомилов особенно известен болгарский поп Иеремия. В одном списке апокрифических книг, между прочим, сказано: «канунов много живых и молитвы составлены живые от трясовицы, Еремия попа болгарского басни», «Прав. Собеседник» 1861 г., ч. I, стр 280. 25 Напр., Леонтий Бальбийский, Климент Сасимский и др. –– Алляций, De eccl. Orien et Occiden. consen p. 637–678. 29 См. К. Истомин, «Историческое исследование о богомилах». 1865 г. Харьков, стр. 110, 111, П. Мельников, «Тайные секты». Русский Вест. 1868 г. т. 75, стр. 16–17. 32 В свое время князь Курбский жаловался: «нынешнего века мнящиеся учители больше в болгарские басни, ибо паче в бабские бредни упражняются, прочитают и похваляют, неже в великих учителей разумех наслаждаются». 37 Прав. Собеседник 1861 г., ч. 1, стр. 267. Ср. Историко-статистич. описание Смоленской губернии, стр. 36. 38 Ивановский. Руководство по истории русского раскола 1886 г. Казань, стр 117, 118. В «разглагольствии тюменского странника», составленном бегуном Василием Москвиным (в 20 годах прошлого столетия), так изображены эти два царства. В царствии Божием: 1) Бог истинный, Творец всея твари, Зиждитель, Вседержитель, Пастырь, Руководитель и всему миру Хранитель и Спаситель; 2) Дух Святый, истинный, животворящий; 3) Град небесный, Сион вышний, Иерусалим и райские обители в нем и проч. В царстве сатанином: 1) Противник Божий, антихрист, дьявол , сын погибельный, семиглавый змий, древний клеветник, судия сатанин, титан, преисподний бес; 2) Дух ложный, противный, погибельный и убивательный; 3) Великий град адский, темный вавилон и адовы темницы в нем и проч. 39 В особенности из-за так называемого месячного суда, для которого новгородский архиепископ имел право приезжать в Псков (ровно как московский митрополит в Новгород) в известные сроки, причем взимались судные пошлины с народа по делам, подлежащим церковному суду. 40 Т. е. цирюльник, занимавшийся обычной в древне Руси выстрижкой гуменца (верха головы или темени) у новопостриженных епископом чтецов или дьяков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

В кон. XII в. в Болонье магистр Бернардо Бальби (впосл. епископ Павии) составил систематизированный сборник папских декреталий и посланий «Бревиарий экстравагант» (Breviarium extravagantium; также «Compilatio Prima», или «Compilatio I»). Сборник состоял из 5 книг («Судья», «Суд», «Клирик», «Брак», «Преступление»), разбитых на титулы. В 1209-1210 гг. канонист и нотарий папской курии Петр Беневентский (Колливаччо) собрал свод из декреталий папы Иннокентия III до 1209 г. (т. н. Compilatio III). В 1210-1212 гг. появился свод канониста Иоанна Уэльского, составленный из декреталий Римских пап Климента III (1187-1191) и Целестина III (1191-1198), что дало этому своду название «Compilatio II». Ок. 1216 г. в Болонье был составлен свод «Compilatio IV» из постановлений IV Латеранского Собора (1215) (они бытовали и как отдельный свод) и декреталий Иннокентия III за 1209-1215 гг.; создание этого свода приписывается болонскому канонисту Иоанну Тевтону . В свод «Compilatio V» (1226), составителем которого считается канонист Танкред, вошли декреталии папы Гонория III (1216-1227). Эти 5 самых известных болонских декретальных сводов, имевших наибольшее значение для развития декретального права, получили название «Пять древних компиляций» (Quinque compilationes antiquae). В этот же период происходило становление жанров комментаторской лит-ры по К. п., которые были заимствованы в основном у глоссаторов рим. права. Глоссы к канонам стали формировать в отдельные сборники, а сборник глосс к определенному своду получил наименование «аппарат глосс» (apparatus glossarum); это произведение компилятивного характера, где наряду с глоссами составителя даны глоссы или цитаты из глосс других правоведов. Аппарат глосс, к-рый был признан в ун-тах и пользовался там авторитетом, становился т. н. ординарной глоссой (см. Glossa ordinaria ). Толкование, к-рое в такой глоссе давалось положениям определенного свода права, являлось действующей правовой нормой и определяло практическое применение канонических норм.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

К., было неизвестно античным философам, Н. К. вместе с тем продолжал понимать волю Бога интеллектуально и монистически, утверждая, что «свободная воля» Бога не отличается (non esse aliud) от Его разума и сущности (см.: Ibid. P. 43-44); 3) материя и форма соединяются не через «лишенность», как думал Аристотель, а через принцип связи, являющийся отображением совпадения противоположного в Боге (см.: Ibid. P. 46-49); 4) в природном мире идеи не существуют до или вне вещей, но даны в вещах, к-рые в силу этого «более истинны», чем отображающие их идеи в человеческом разуме, хотя и вторичны по отношению к идеям (или единой идее) в разуме Бога (см.: Ibid. P. 54-75); это означает, что человек может достичь высшего интеллектуального созерцания, только опираясь на низшее чувственное познание. Согласно Н. К., лишь в буд. жизни, достигнув состояния усыновления Богу, человеческий ум в едином созерцании будет предстоять перед своим первообразом, божественным умом, получая от него чистый свет знания (Ibid. P. 81-82). 16. «О равенстве» (De aequalitate; крит. изд.: Nicol. Cus. Opera. 2001. Vol. 10. Fasc. 1. P. 1-50; рус. пер. отсутствует), трактат написан для некоего Петра, предположительно - П. Бальби, и задуман как введение к собранию проповедей Н. К.; завершен между июнем и сент. 1459 г. в Риме (обзор содержания и лит-ру см.: Senger. 2017. S. 57-58, 133-134). Формальным предметом рассмотрения Н. К. являются слова из Евангелия от Иоанна: «...жизнь была свет человеков» (Ин 1. 4). Действительное содержание трактата задается 2 темами: в 1-й ч. анализируется тройственная природная познавательная деятельность души, высшим выражением которой является самопознание, подводящее человека к символическому познанию Бога; во 2-й ч. на основе принципа «равенства» (aequalitas) излагается учение о Боге как Св. Троице, к-рое затем используется для философского прочтения Пролога Евангелия от Иоанна. Согласно Н. К., применительно к человеческой душе «равенство» задается сущностным соединением в одном субъекте 3 измерений деятельности: памяти, разума и воли (эта триада восходит к рассуждениям блж.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

В XV в. по причине богословских споров, инициированных Яном Гусом и его сторонниками, а затем гуситских войн и Реформации Ж. л. в Чехии почти не развивалась. Ее возрождение стало возможным в эпоху Контрреформации в Чехии (с 1620) и было связано с деятельностью иезуитов. Новые агиографические сочинения создавались в русле барочной лит-ры. К ним принадлежит духовная лирика Адама Михны (ок. 1600 - ок. 1676), преподавателя иезуитской коллегии в Йиндржихув-Градеце, ряд канционалов к-рого посвящен святым Кириллу и Мефодию, Норберту и др. Иезуит Феликс Кадлинский (1613-1675), известный как автор цикла мистических гимнов Христу, создал новые Жития святых покровителей Чехии Вячеслава (Жизнь и слава св. Вацлава, изд. в 1699) и Людмилы (Жизнь св. Людмилы, изд. в 1702). Иезуитом Фридрихом Бриделем (1619-1680) были написаны Житие св. Иоанна Пустынника (1656), стихи о святых Вячеславе и Прокопии. Характерными чертами этих произведений являлись использование как стихотворного, так и прозаического текста, чередование словесных и муз. партий. Агиографы-иезуиты подчеркивали идеализированное католич. прошлое Чехии, когда страна, почитавшая своих святых, была могущественной и независимой. В этот период особое распространение получило почитание католич. св. Иоанна Непомука, генерального викария Пражского архиеп-ства, убитого в 1393 г. по приказу герм. кор. Венцеслава (чеш. кор. Вацлав IV). В более поздней традиции Иоанн Непомук изображался как духовник королевы, убитый за отказ выдать тайну ее исповеди. Иезуитский историк и агиограф Богуслав Бальбин составил Житие св. Иоанна Непомука (1670). Отличавшееся драматизмом и трагическим колоритом повествования, оно было отвергнуто архиепископским капитулом как исполненное лит. вымыслов и не соответствующее историческим данным, однако болландисты включили его в изд. «Acta Sanctorum». Бальбину также принадлежит соч. «Святая Богемия, или О святых Богемии, Моравии, Силезии и Лужицы» (1682), он впервые издал «Легенду Христиана». Почитание св. Иоанна Непомука возросло после его беатификации (1721) и канонизации (1729) папой Бенедиктом XIII. .

http://pravenc.ru/text/182317.html

(II в.?), мч. (пам. зап. 30 марта), пострадал в Риме. Сведения о К. содержатся в Мученичестве святых Александра, Евентия и Феодула (BHL, N 266). Согласно Мученичеству, Римский еп. Александр обратил в христианство многих сенаторов и Гермета (Ермета), префекта Рима. Когда об этом узнал имп. Траян (по др. версии, Адриан), находившийся в г. Селевкия Исаврийская, он послал в Рим комита обоих войск (comes utriusque militiae) Аврелиана. Комит велел бросить Александра в темницу, а трибуну К. поручил охранять Гермета. В Мученичестве приведен диалог Гермета и К.: трибун уговаривал префекта одуматься и вернуться к исполнению своих обязанностей, утверждая, что Александр - безумец и обманщик. К. велел наложить на Александра дополнительные оковы и утроил стражу, однако ночью ангел вывел святого из темницы и доставил в дом трибуна, где содержался Гермет. Увидев вошедшего в запертое помещение Александра, К. был поражен и решил, что имеет дело с колдовством. Но Гермет рассказал, что Александр обратил его ко Христу, воскресив его умершего сына. Тогда К. обещал принять крещение, если Александр исцелит его дочь Бальбину, страдавшую от опухоли на шее. Повелев трибуну привести дочь, Александр чудесным образом вернулся в темницу. Когда К. с дочерью пришел к святому, тот велел собрать всех заключенных преступников (среди них были и др. исповедники, пресвитеры Евентий (Эвенций) и Феодул (Теодул)) и обратил их в христианство. На болящую была возложена шейная колодка Александра, но Бальбина исцелилась только после того, как дала обет оставаться девственницей. Затем К. с дочерью приняли крещение. Узнав об этом, комит Аврелиан разгневался и приказал утопить всех заключенных, к-рые стали христианами. К. пытали, отрезав ему язык, затем отрубили руки и ноги, а тело бросили псам. Христиане забрали останки К. и похоронили на кладбище Претекстата. Далее в Мученичестве повествуется о гибели еп. Александра и его сподвижников. О Бальбине, которая после казни отца стала девой Христовой, заботилась сестра Гермета, Феодора (Passio sanctorum Alexandri Eventii et Theodoli martyrum// Mombritius B. Sanctuarium, seu Vitae Sanctorum. P., 1910. T. 1. P. 44-49, 620-621; ActaSS. Mai. T. 1. P. 371-375).

http://pravenc.ru/text/1684073.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010