О свидетельстве Liber pontificalis, по которому папа Феликс I (274 г.) установил совершать евхаристию на гробах мучеников автор вовсе не упоминает. Вообще автор, имея в виду преувеличенные представления о богослужении в катакомбах некоторых католических археологов, особенно Марчи, и желая им противодействовать, очевидно сам впадает в крайность, преувеличивая как неудобства катакомб для богослужебных собраний, так и многолюдность этих собраний, откуда и получается у него вывод довольно неосновательный. Кажется это произошло отчасти и от того, что автор своеобразно понимает термин «общественное богослужение», понимая под ним богослужение, совершаемое непременно в присутствии многолюдной общины, что совершенно не верно. Когда говорится, что в катакомбах совершалось общественное богослужение, то это не значит, что при этом богослужении присутствовали все находившиеся в Риме христиане, а значит только то, что там совершалась евхаристия. Если же несомненно, что в подземных криптах совершалась евхаристия даже в III в., то этого уже достаточно, что бы призвать за этими криптами некоторое довольно важное значение для вопроса о происхождении храма вообще. Автор напрасно в слишком неблагоприятном виде выставляет здесь общие свойства плана подземных крипт. Ниже в V главе он сам описывает несколько крипт катакомб Прискиллы, весьма раннего времени (II в.) и весьма замечательных по своему плану. Об этих криптах он сам говорит там (р. 36), что «схема их оказывается соответствующей древнейшим базиликам простейшей формы, какова например, базилика св. Бальбины на целийском холме». Являющееся таким образом противоречие он старается устранить довольно голословным заявлением, что «монументы эти стоят изолированно и должны быть рассматриваемы как исключение» и что кроме того некоторые формы, находящие здесь применение, «указывают на вне лежащие прототипы». Но от этого важность их мало уменьшается. Само богослужение в катакомбах есть факт довольно исключительный, а потому естественно, что и места более или менее ясно к тому принаровленные – тоже не совеем обычное явление. Тем не менее они имеют большое значение даже в вопросе об общем прототипе христианского храма, причем не особенно важно, если принаровление их к богослужебным целям относится и к позднему сравнительно времени. Между ними мы не найдем самого прототипа, но они могут указать нам многие существенные его свойства и следов. надежный путь к его вернейшему определению. В них мы можем находить указание, так сказать, на минимум архитектонических элементов, которые необходимы для образования христианского храма, а прототип христианского храма по отношению к самому храму не есть ли необходимо и по существу самого дела тоже своего рода минимум?..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Между тем, в столице росло напряжение, в конце концов вы­лившееся в кровавые столкновения. Поводом для них послужил инцидент, возникший в результате того, что группа ветеранов из преторианской гвардии, ожидавших увольнения, безоружной вошла в помещение, где заседал сенат, чтобы послушать, о чем там говорят, полагая, что речь идет об их участи. Это вторжение встревожило сенаторов, подозревавших преторианцев в том, что они на стороне Максимина. Сенаторы набросились на ветеранов и поразили их кинжалами, а один из сенаторов, выбежав на пло­щадь, призвал народ встать на защиту сената и Рима против пре­торианцев – врагов отечества и сторонников тирана Максимина. Народ поддался на провокацию и стал вооружаться против прето­рианцев, которые укрылись в своем лагере, подвергавшемся фор­менной осаде со стороны горожан. Попытки Бальбина успокоить страсти не увенчались успехом. Вокруг лагеря происходили кро­вавые стычки. Когда римляне отрезали преторианский лагерь от водопровода, преторианцы вынуждены были произвести вылазку, и сражаясь с численно превосходившей их многократно вооружен­ной толпой, подожгли Рим, в результате многие кварталы города выгорели. В городе шли грабежи, в которых участвовали как пре­торианцы, так и их противники из числа римских пролетариев. Анархия, в которую погрузилась столица империи, сулила Максимину надежду на успех. Произведя щедрую раздачу денег легионарам, он двинул паннонскую армию на Италию. В ее составе на­ходились также вспомогательные германские отряды. Пупиен во главе легионов, готовых защищать Италию от вторжения Максимина, находился в Равенне. На соединение с уже занявшими обо­рону войсками шли 4 легиона из Верхней и Нижней Германии. На сторону сенатских императоров перешли Галльские провин­ции и Египет. Пупиен приказал свозить продовольственные запа­сы и фураж в крепости, расположенные на севере Италии и уни­чтожать то, что не удавалось забрать отрядам, выполнявшим этот приказ. Жители мест, которым предстояло стать театром военных действий, оставляя родные места, укрывались в крепостях либо бежали в горы. Когда Максимин на пути в Италию вошел в Эмону (современная Любляна), город был пуст и лишен продоволь­ственных запасов. Со снабжением армии Максимина возникли серьезные трудности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

с правой стороны - папа Целестин и епископ Марцелл» (Itineraria. 1965. P. 306; ср.: Ibid. P. 320). Начиная с Дж. Б. Де Росси большинство исследователей локализуют погребения понтификов в небольшой базилике, находившейся над катакомбами Присциллы, к-рая скорее всего была построена Сильвестром I (остатки храма обнаружены в 1890, в 1907 базилика была реконструирована; см.: De Rossi G. B. La basilica di S. Silvestro sul cimitero di Priscilla//BACr. Ser. 5. 1890. Vol. 1. N 4. P. 97-122; Marucchi O. La basilica papale del cimitero di Priscilla ritrovata ed in parte ricostruita dalla Commissione di Archeologia Sacra//NBAC. 1908. Vol. 14. N 1/2. P. 5-125; Picard. 1969. P. 736). Храм состоял из 2 миниатюрных базилик (апсида вост. базилики почти примыкала к фасаду западной). Они были построены в 1-й пол. IV в., вероятно в годы понтификата Сильвестра I (314-335), и впосл. соединены. Пол базилики занимали захоронения, вокруг храма находилось множество мавзолеев. Однако следы гробниц М. и других понтификов исследователи не смогли обнаружить. Поэтому Ф. Толотти выдвинул гипотезу, поддержанную В. Полькампом, согласно к-рой эти гробницы могли находиться под землей, в катакомбах. По мнению Толотти и Полькампа, захоронения Римских епископов находились в т. н. нимфее (кубикул g25) - просторном октагональном помещении, расположенном к северу от криптопортика и обустроенном, вероятно, на рубеже III и IV вв. Первоначально там был похоронен М. (скорее всего в гробнице d ), затем Сильвестр и другие понтифики; согласно Толотти, поблизости находились погребения Римских епископов Маркеллина и Либерия ( Tolotti. 1970. P. 252-257; Pohlkamp. 1991. S. 187-194; Idem. 2008. S. 257-268). Однако в кубикуле g25, как и в базилике Сильвестра, не удалось найти доказательств тому, что в находившихся там гробницах были похоронены епископы Рима. В отличие от большинства исследователей Аморе отстаивал гипотезу о том, что М. был погребен в катакомбах Бальбины на Ардеатинской дороге, где его поминовение совершалось 4 или 7 окт.; в базилике Сильвестра находилась гробница некоего еп.

http://pravenc.ru/text/2562318.html

Церковное право, несомненно, входит в системы как богословских, так и юридических наук. При этом существуют разные теоретические подходы к соотношению канонистики с богословием и правом: от крайних – канонистика является исключительно богословской дисциплиной (Э. Корреко) либо только юридической наукой (К. Г. Фюрст, в России – В. Бондач) до более сбалансированных – канонистика является богословской дисциплиной, применяющей юридический метод (К. Мерсдорф). Видимо, наиболее реалистичным следует считать позицию Х. Хаймерля, который считает нашу науку и богословской, и юридической одновременно, использующей при этом и богословские, и юридические методы 65 . Будучи наукой церковной, каноническое право органически связано с системой богословских дисциплин: с экзегетикой Священного Писания , с экклезиологией, с нравственным и пастырским богословием, с литургикой. В своих исторических и источниковедческих изысканиях канонисты опираются на патрологию и церковную историю. Как юридическая дисциплина церковное право входит в систему юридических наук, особенно тесно соприкасаясь с римским правом, с обычным правом славян, германцев и других христианских народов, с историей публичного и частного права, а также с ныне действующим правом тех государств, в которых есть Поместные Православные Церкви, и, наконец, с теорией права. В изучении церковно-правовых источников нельзя обойтись без вспомогательных дисциплин: археологии, дипломатики, текстологии, палеографии. Что касается системы церковного права, то в наше время безнадежно устарели как заимствованная из Институций святого Юстиниана слишком абстрактная схема, по которой право разделяется на три отдела: лица (personae), предметы (res) и действия (actiones), – так и предложенная в 12 в. епископом Павийским Бернардом Бальби предметная рубрикация: judex (судья) – учение о носителях церковной власти, judicium (суд) – о судопроизводстве, clerus (клир) – о правах и обязанностях духовенства, sponsalia (брак) и crimen (преступление) – учение о церковных преступлениях и наказаниях. В такой рубрикации нет ни внутренней связи, ни настоящей системы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И однако же вышло совсем напротив: под влиянием своего просветительного вдохновения свыше он почти за три с половиною тысячи лет до нашего времени в нескольких только словах, посвященных им для обозначения природы вещей, говорит о порядке мироздания и природе вещей с такою точностью и ясностью, что и наши теперешние ученые так не выразились бы точно и ясно в немногих словах. Удивительное согласие его повествования о мироздании с новейшими изысканиями науки и превосходство его повествования пред всеми известными теориями миробытия ясно засвидетельствованы такими великими авторитетами науки, как Бюффон, Линней, Кювье, Ампер, Ферюссак, Бальби, Манпелль, Бедан, Марсель-де-Серрез, Шамполион, Бурдон и многие другие истинно ученые люди: все они преклонялись пред величием Моисея и признавали его вдохновение от Бога. И ныне одно лишь религиозное невежество, соединенное с развращенностью сердца и предубеждением против истины, заставляет мнимо-ученых глумиться над Моисеем, подобно Вольтеру, который в своей слепой ненависти к Моисею дошел до такого, можно сказать, безумия, что осмелился сказать, будто история потопа есть лишь басня, изображающая не что иное, как «страшное бедствие, испытываемое во все времена при засухе земли, которая долгое время по лености людей оставалась без орошения», а огромные осадки морских раковин на высоких горах, и в особенности в Альпах, будто бы есть следствие того, что «бесчисленные толпы пилигримов, наполнив свои шляпы и колпаки раковинами, отправлялись через горы в Рим в путешествие и оставляли на горах эти раковины». – Да неужели, papa, Вольтер, договорился до подобных нелепостей? Ведь сказать подобные нелепости простительно только умопомешанному, но никак не ученому и не философу XVIII века. – Да, договорился, и притом еще в одном из лучших своих сочинений. А ты разве думаешь, что нынешние умники не договариваются до подобных нелепостей, силясь доказать, будто книга Бытия есть сказка, написанная для забавы младенчествовавшего тогда народа еврейского? Конечно, теперь уже никто из них не позволит себе утверждать, будто потопа не было вовсе или он не был всемирным; зато теперь новые диковинки у них в большом ходу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

До какой степени преданы были ефесяне религиозным интересам своего города, об этом мы можем судить по речи, сказанной представителями этого города пред римским сенатом в 22 году, когда поднят был вопрос о том: не ограничить ли право убежища, данное малоазийскому храму. Прежде всего, говорить Тацит, выступили ефесяне, доказывая, что не в Делосе, как думают многие, а именно у них родились Диана и Аполлон. Они говорили, что у них протекает река Кенхриус и находится роща Ортигия, где Латона, чувствуя наступление родов, оперлась на маслину, существующую еще и теперь, и родила миру этих божеств. По воле богов эта роща сделалась священной. Сам Аполлон, убив циклопа, здесь нашел защиту от гнева Юпитера. Позднее, по соизволению Геркулеса, когда он завоевал Лидию, устроен был здесь храм, права которого, ни персами, ни лакедемонянами, ни римлянами не нарушались 101 . – В городе, где так сильна была вера в божество, так укоренен был религиозный культ язычества, естественно не было недостатка и в мелких шарлатанах, которые обольщали народ, делая заклинания и чародейства и продавая амулеты. Ephesia grammata, содержащая в себе формулы ефесских заклинателей, славилась во всем мире. Астроном Бальбил, происходивший из Ефеса, об явил Нерону роковой приговор и пользовался таким уважением, что ради его Веспасиан возобновил некоторые привилегии города 102 . До какой степени население Ефеса предано было суевериям во время Нерона, об этом мы можем судить по следующему рассказу Аполлония Тианского. Когда посетила город язва, говорит он, тогда один маг привел взволнованную чернь в театр, – (где некогда толпа свирепствовала против апостола Павла), и показал ей старика, одетого в лохмотья, говоря, что он виновник язвы. Чернь схватила камни и убила привидение. Но когда снова разгребли каменья, увидели труп бешеной собаки. На месте, где был убит демон. была поставлена статуя Гераклеса Апотропея 103 . Конечно и возмущение против ап. Павла, бывшее на том же месте и почти в тоже время, не менее ясно свидетельствуете о том, до какой степени народ был предан суевериям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Церкви (см.: Gleason. 1993. P. 131-132). 15 сент. 1535 г. в Перудже, где в это время находилась папская курия, К. был официально введен в состав коллегии кардиналов. Первоначально К. был назначен кардиналом-диаконом ц. Санта-Мария-ин-Акуиро; впосл. титулярные храмы К. неск. раз менялись: с 19 сент. 1535 г. он был кардиналом-пресвитером ц. Сан-Витале, с 15 янв. 1537 г.- ц. Санта-Бальбина, с 9 нояб. 1539 г.- ц. с 15 февр. 1542 г.- ц. Санта-Прасседе (Hierarchia CMRA. Vol. 3. P. 24). В отличие от мн. светских лиц, получавших кардинальское назначение, К. пожелал быть возведенным в священный сан. В 1535 г. еп. Джованни Пьетро Караффа (впосл. папа Римский Павел IV (1555-1559)) совершил поставление К. в малые чины и церемонию острижения тонзуры ; летом 1537 г. состоялась хиротония К. во пресвитера (см.: Gleason. 1993. P. 132). В Риме К. жил в предоставленной папой резиденции; по рим. меркам того времени К. был одним из наименее состоятельных кардиналов, хотя общее число его домочадцев и прислуги достигало 40 чел. Доходы К. складывались из полагавшейся ему как кардиналу ежемесячной пенсии и выплаты от титулярного храма; кроме того, по распоряжению имп. Карла V он получал часть доходов еп-ства Памплона, однако эта пенсия выплачивалась нерегулярно. В 1536 г. К. был назначен епископом Беллуно, одного из наиболее бедных венецианских диоцезов, однако занять эту кафедру он смог лишь после подтверждения папского назначения Сенатом Венеции в мае 1537 г.; о принятии им епископской хиротонии источники не сообщают (см.: Ibid. P. 135; ср.: Hierarchia CMRA. Vol. 3. P. 131). К. управлял диоцезом через представителей и лично посетил его лишь один раз, в 1538 г. Некоторые ученые усматривают в этом непоследовательность К., который неизменно выступал против распространенной среди католич. епископов практики пользоваться доходами от еп-ства или бенефиция, не посещая его (см.: Gleason. 1993. P. 179-181). Однако даже наиболее строгие критики обычно допускали исключение для небогатых кардиналов и не считали противоречащим каноническому праву предоставление им доходов от одного еп-ства; в отличие от многих других кардиналов К.

http://pravenc.ru/text/2057148.html

– Не слушай их, когда они приходят, Энцио, – попросила я. Он попытался шутить: – Да, тебе хорошо говорить. Тебе они ничего не могут сделать. – Но если они мешают тебе, значит, они мешают и мне: нам ведь сейчас так хорошо друг с другом, – сказала я. – Да, Зеркальце, будь со мной, тогда они меня не поймают, – ответил он. Энцио к тому времени уже успел загореть и стал коричневым, как лесной орех. Это плохо сочеталось с его белокурыми волосами, да и глаза его теперь на фоне смуглой кожи стали слишком светлыми, слишком серыми. И все же он мне очень нравился. Он уже не казался таким сверхумным и таким властным, как прежде, теплое итальянское солнце как будто выпарило из него и то и другое. А часто он и вовсе был по-детски весел и беспечен, с видимым удовольствием карабкался по камням среди древних развалин и рассказывал мне о своих давнишних мальчишеских приключениях. Он радовался тому, что я тоже умела лазать по камням, и мы, в постоянном соперничестве, весело дразня и подзадоривая друг друга, совершали порой безрассуднейшие подвиги «скалолазания». Однажды я стояла на верхушке угрожающе-узкой кирпичной колонны. – Послушай, – воскликнул Энцио, – ты что же, и в самом деле, как сказала твоя бабушка, «маленькое знамя», которое водрузили там, наверху, или, может быть, ты – птица? Как ты умудрилась туда забраться? – Да, я птица! – крикнула я сверху. – И сейчас полечу! С этим словами я прыгнула вниз, прямо в его объятия. Он поймал меня с коротким возгласом ужаса, в котором я, однако, расслышала оттенок ликующей радости. На мгновение я ощутила щекой его горячее лицо, вдруг выросшее у меня перед глазами, словно румяно-золотой, созревший плод, потом мы оба звонко расхохотались. Мы так остро ощущали свою молодость друг подле друга, и это было так прекрасно! Когда солнце поднималось выше, мы отдыхали, как ящерицы, на покрытых живым зеленым ковром развалинах. Вокруг незримо курился фимиам цветов и разнотравья. Мы слышали маленькие певучие колокола древних церквей Санта Бальбина и Санта Саба, они казались нежными детскими голосами, зовущими куда-то словно во сне. Мы и сами были как дети. Мы лежали под сетью, сотканной из солнца и радужных грез. Сквозь ее трепещущие петли мы видели прекрасную, высоко взметнувшуюся линию голубых воздушных гор Альбано. Мы видели розовые деревца миндаля и мягкие фиолетовые тени глициний, разбросанных, точно невесомые букеты или венки, меж красноватых руинам. Мы видели статуи на крыше Латеранской базилики , они казались вплавленными в прозрачность эфира, словно это были не каменные изваяния, а пенящийся свет, словно это само небо расцвело там, наверху, блаженно-белым цветом, как деревья на земле…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРДИАН III [лат. Gordianus] (20.01.225, Тисдр, Сев. Африка - 11.02.244, Киркесий, Сев. Месопотамия), рим. имп. с июля 238 г. (титул: Император Цезарь Марк Антоний Гордиан Август). Сын аристократа Юния Гальбы и дочери имп. Гордиана I (159-238; на престоле 2 апр.- май 238), племянник имп. Гордиана II (191-238; на престоле 2 апр.- май 238). Г. по муж. линии возводил себя к роду Гракхов, по женской - к имп. Траяну. Гордианы славились богатством и образованностью. В б-ке Гордиана I в Риме было ок. 62 тыс. книг. В ходе политического кризиса в Римской империи Гордиан I был провозглашен императором в Тисдре и взял себе в соправители сына Гордиана II. Гордианы были признаны рим. сенатом, однако вскоре по приказу имп. Максимина Фракийца против них были мобилизованы лояльные к Максимину нумидийские легионы; Гордиан II был убит в сражении с наместником Нумидии Капеллианом, а Гордиан I покончил с собой в Карфагене при известии о гибели сына. Г. был провозглашен императором преторианской гвардией, первоначально как соправитель императоров Клодия Бальбина и Пупиена, возведенных на престол сенатом. После гибели Гордианов I и II группировка Бальбина, Пупиена и Г. должна была противостоять имп. Максимину Фракийцу, к-рый в это время вторгся в Италию из придунайских провинций, осадил Аквилею и намеревался восстановить свою власть в Риме. Вскоре в том же году были убиты солдатами сначала под Аквилеей Максимин и его сын-соправитель, а затем в Риме Пупиен и Бальбин. После их гибели Г. стал единовластным императором. Из-за юного возраста Г. так и не стал самостоятельным правителем. В 241 г. Г. назначил префектом претория выходца из всаднического сословия Гая Фурия Сабина Аквилу Тимеситея и вскоре женился на его дочери. Ключевые посты гос. управления заняли члены сенатской комиссии 20 консуляров, созданной в 238 г. против Максимина. В 240 г. в Карфагене поднял мятеж Сабиниан, но был разгромлен присланными из Италии войсками.

http://pravenc.ru/text/166199.html

Родственники членов экипажа не теряют надежды, что подлодку найдут 23 ноября. ПРАВМИР. ВМФ России поможет Аргентине в поисках пропавшей в Атлантическом океане подводной лодки. В кратчайшие сроки к побережью Аргентины самолетом военно-транспортной авиации отправят мобильную группу специалистов 328-го-го экспедиционного поисково-спасательного отряда ВМФ России. Вместе с ними будет доставлен авиатранспортабельный комплекс телеуправляемого необитаемого подводного аппарата «Пантера Плюс», сообщает РИА «Новости». Помимо этого в район проведения поисковой операции с западного побережья Африки будет перенаправлено океанографическое исследовательское судно «Янтарь» ВМФ России. Оно оборудовано двумя глубоководными аппаратами, позволяющими проводить обследования на глубине до 6 километров. Аргентинская подводная лодка  «Сан Хуан» с 44 членами экипажа на борту перестала выходить на связь 15 ноября на пути из порта Ушуайя в город Мар-дель-Плата. По словам представителя ВМС Аргентины Энрике Бальби, спасательная операция по поиску подлодки подходит к критической точке из-за возможной угрозы нехватки кислорода на борту. Родственники и знакомые экипажа подлодки надеются на их спасение и в ожидании новостей собираются у военно-морской базы в городе Мар-дель-Плата. «Что касается меня, я надеюсь», — сообщила РИА «Новости»   жена одного из моряков подлодки Фернанда Валакко. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 июня, 2022 21 февраля, 2022 28 октября, 2021 14 сентября, 2021 5 июля, 2021 21 декабря, 2019 1 августа, 2019 4 июля, 2019 3 июля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/spasateli-vmf-rossii-p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010