Августина). Созерцая себя в своих актах и в единстве с телом, душа познаёт, что она не абсолютно вечна и не целиком временна, но есть «невременное триединое время» (см.: Nicol. Cus. Opera. Vol. 10. P. 17). Этот образ затем переносится на бесконечное и вечное бытие Бога, которое рассматривается как триединое равенство: абсолютное равенство (тождество) Отца отображает себя в Сыне, или Слове, Который есть «равенство равенства» (aequalitatis aequalitas), а связью этих двух равенств является Св. Дух (см.: Ibid. P. 31-33). Н. К. отмечает, что, поскольку речь идет о равенстве, оно может быть только одно, т. к. любое различие предполагает неравенство, поэтому в Св. Троице существует триединое равенство. Т. о., рассматривавшееся в соч. «Об ученом незнании» как личное наименование Сына понятие «равенство» в этом трактате интерпретируется как сущностное имя Бога, Который описывается как существующий в трех «Субсистенциях, или Ипостасях, равенства» (Ibid. P. 33). 17. «О начале» (De principio; крит. изд.: Nicol. Cus. Opera. 1988. Vol. 10. Fasc. 2b; рус. пер. отсутствует), трактат, предположительно адресован Бальби; завершен 9 июня 1459 г. в Риме (обзор содержания и лит-ру см.: Bormann. 2001; Handbuch Nikolaus von Kues. 2014. S. 222-226; Senger. 2017. S. 58-59). Отправной точкой рассуждений Н. К. являются обращенные к иудеям слова Иисуса Христа, засвидетельствованные в Евангелии от Иоанна: «...от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин 8. 25; в Вульгате - principium quia et loquor vobis, т. е. «начало, как и говорю вам»). Следуя мнению блж. Августина и нек-рых др. церковных писателей, Н. К. понимает этот отрывок в том смысле, что Иисус в ответ на вопрос иудеев называет Себя «началом» (principium), тем самым подчеркивая Свое единство с Отцом (в совр. библеистике такая интерпретация считается несоответствующей грамматике и смыслу оригинального греч. текста; см., напр.: Zumstein J. Das Johannesevangelium. Gött., 2016. S. 328. Not. 28). Вслед. этого основной темой трактата является философское осмысление понятия «начало» как наименования триединого Бога.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР I Сщмч. Александр I, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. Vitis pontificum. 1626) Сщмч. Александр I, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. Vitis pontificum. 1626) [Александрион I Римский] († 115 или 118, Рим), сщмч. (пам. 16 марта, пам. зап. 3 мая), епископ Рима (105 или 108 - 115 или 118). В Liber Pontificalis ему приписывается введение в канон мессы молитвы анамнесиса «Qui pridie» (лат.- Накануне Своих страданий), по др. предположениям - молитвы «Unde et memores» (Итак, Господи, вспоминая). Ко времени А. возводят также появление обычая освящения дома святой водой. Декреты и послания, приписываемые А., относятся с канонической, литургической и догматической т. зр. к более позднему периоду. Сообщения Liber Pontificalis и Acta Alexandri о мученичестве А. (отсечение головы) вместе с Евентием и Феодулом при рим. имп. Траяне или Адриане не подтверждаются св. Иринеем и Евсевием , еп. Кесарийским и основываются, возможно, на идентификации его с мч. Александром Римским (пам. 3 мая), пострадавшим вместе с Евентием и Феодулом при имп. Марке Аврелии и погребенным в Риме на Via Nomentana. По преданию, появившемуся ок. VI в., тюремщик А. (буд. св. Квирин) и его дочь (буд. св. Бальбина ) были обращены А. в христианство. Ист.: Евсевий. Церк. ист. IV 1.4; Ireneus. Adv. haer. III 3; LP. 1. P. XCI, 127; ActaSS. Maii I. 367 sq. Лит.: Allard P. Histoire des persécutions du I-IVe siècle: En 5 vol. P., 1911. Vol. 1. Р. 213 sq.; Dufourcq A. Alexandre Ier//DHGE. 1914. Vol. 2. P. 204-206; Успенский Н. Д. Анафора//БТ. 1975. Сб. 13. С. 118-124; Testini P. Archeologia cristiana. Bari, 19802. P. 249-250, 806; Задворный В. История Римских пап. М., 1995. T. 1. С. 80. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая)

http://pravenc.ru/text/64300.html

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Примерный набор предметов, которые находят в культурном слое. Примечание: Все фотографии представленные в этом фотоальбоме, сделаны в Museo Nazionale Romano (Национальный музей Рима), объединяющем 4 музейных комплекса: залы Терм Диоклетиана, палаццо Массимо, палаццо Альтемпс, крипту Бальби. Все фотографии галереи Самое популярное Сейчас в разделе 1  чел. Всего просмотров 2.7 млн. Всего записей 151 ©2024 Фоторассказы священника Константина Пархоменко к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/palomn...

составление и перевод А.А. Бурова Святые Марк и Маркеллиан, мученики римские (память 18 декабря, 18 июня) Святые Марк и Маркеллиан, братья-близнецы, диаконы, жили в Риме вместе с жёнами и детьми. Их схватили за отказ принести жертву римским богам. Они обратили ко Господу свою охрану, бежали, но вскоре вновь были схвачены, и приняли смерть в Риме. Их базилика была найдена в катакомбах римского храма святой Бальбины в 1902 году. Их почитание ограничено местными календарями в 1969 году. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако не раньше Х или даже начала XI века прибавка " filioque " была принята Римской Церковью, и тем самым Римская Церковь погрешила в самой вере, став на путь противления Евангельскому учению о Духе Святом, " Который от Отца исходит " (Ин.15,26), и утвержденному на 2-м Вселенском Соборе 8-му члену Символа Веры: " и в Духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего " ... 2. В позднейшие времена Римская Церковь ввела крещение чрез кропление и обливание и тем самым нарушила апостольское предание и церковную практику семи Вселенских Соборов, согласно с которыми крещение совершалось чрез три погружения в воде. Римский папа Пелагий называл такое крещение установлением Господним и еще в XIII веке на Западе крещение совершалось через три погружения, о чем свидетельствуют сохранившиеся в древних храмах Италии священные крещальни. По учению св. Апостола Павла: " Все мы крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть... соединены с Ним подобием смерти Его " (Рим.6,3-6), " погребены с Ним в крещении " (Кол.2,12). Погребение - это погружение в землю, а для вступающих в Церковь установлено " подобие " смерти Христа, т.е. то же " погружение " , но в воду и " наподобие " трехдневного пребывания Христа во гробе установлено " троекратное " погружение в воду. Вот почему папа Пелагий и называл крещение чрез три погружения, в воду " установлением Господним " . И Римская Церковь не раньше XIV века отвергла это " установление Господне " . 3. Более тысячи лет Церкви Восточная и Западная совершали Божественную Евхаристию на квасном хлебе. Но с XI века Римская Церковь ввела у себя употребление опресноков и тем отвергла общецерковную практику тысячи лет, положив рознь между Церквами, вопреки заветам Апостола Павла, чтобы в Церкви все было " благопристойно и чинно " (IKop.14,40). 4. С IX века Римская Церковь, вопреки всеобщей практике древних Церквей Востока и Запада, а также вопреки повелениям св. Апостола Павла (IKop.11,26-29), лишила мирян Евхаристической Чаши, преподавая им только опресноки!... Спрашивается, что же означает собою такое " причастие " мирян? По Апостолу Павлу: " Всякий раз, когда вы (т.е. коринфские христиане и, следовательно, все христиане) едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет... Да испытывает же себя человек, и пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей " (IKop.11,26-28). Нарушающий повеление Апостола Павла, принявшего это повеление от Самого Господа (IKop.11,23), " не рассуждает о Теле Господнем " ... и влечет " осуждение себе " (IKop.11,29). И, следовательно, Римская Церковь в самочинном причастии мирян преподает им не спасение, а " осуждение " !..

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/152/...

Рассматривая эсхатологические места в писаниях Нового Завета, в которых говорится о самообожествлении государственной власти, нельзя пройти мимо Второго послания к Фессалоникийцам. В этом послании, в согласии с апокалиптической традицией, кратко перечисляются признаки надвигающегося конца. К таковым признакам относится и откровение зловещей фигуры Антихриста. Правда, в послании эта фигура изображена скорее как Антибог: «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога» ( 1Сол.2:3–4 ). В настоящее время эти притязания неких безбожных сил на обожествление могут быть неприметными, но мы должны помнить, что «тайна беззакония уже в действии». Однако откровению этой «тайны» препятствует другая, удерживающая сила: «И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время» (2,6). Далее эта сила «удержания» представлена как личность «удерживающего»: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник» (2,7–8). К сожалению, Синодальный перевод текста, оставляя желать лучшего, скорее вводит читателя в заблуждение и порождает всяческие странные толкования. Феномен «удерживающего» или «удерживающей силы» в течение веков представлял собою мучительную загадку для экзегезы. В частности, начиная со II века появились «государственные» толкования «удерживающего». Первым в этом ряду толкований можно назвать св. Ипполита Римского . В своём Комментарии на пророка Даниила (IV,21,3) (примерно 203–204 г.) св. Ипполит, цитируя 2 Фесс, отождествил «удерживающего» с «четвёртым зверем» пророка Даниила ( Дан.2:7 ), каковым, по его мнению, была Римская империя. Такое «политическое» понимание «удерживающего» позже появляется в самых разных модификациях: языческая Римская империя, христианская Римская империя, Римская Церковь , Священная Римская империя германской нации, христианское государство, демократическое государство, государство как таковое, Российская империя и т.д. и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Далее ап. Иоанн видел в Откровении большого красного дракона с 7 головами и 10 рогами, а на головах его было 7 диадем. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон преследовал жену, которая родила младенца мужского пола, которому надлежало пасти все народы жезлом железным. Красный дракон хотел пожрать этого младенца, но последний был восхищен к Богу, а жена убежала в пустыню и оставалась там 1260 дней (=лет) (12:1–17). «Большой красный дракон» это языческий императорский Рим, который в лице Ирода, искал убить младенца Христа. Этот дракон был лишь орудием подлинного дракона – диавола. Красный дракон есть также папство, которое преемствовало языческому Риму, сменило его собой. Жена, пребывавшая 1260 дней (лет) в пустыне, есть «общество святых», «истинная церковь », «церковь детей Божиих». Римское папство всегда преследовало истинных детей Божиих, державшихся чистого евангельского учения. Наконец, ап. Иоанн видел в откровении «великую блудницу», с которой блудодействовали цари земные; вином блудодеянил ее упивалнсь все живущие на земле. Эта блудница сидела па звере багряном, преисполненном именами богохульными, с 7 головами и 10 рогами. Она была облечена в порфиру и багряницу, в золото и драгоценные камни, и держала в руках чашу, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её. Эта же блудница была упоена кровыо святых и кровью свидетелей Иисусовых, а на челе ее было написано: «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» ( Откр. 17:1–6 ). Великая блудница или Вавилон есть Рпм духовный, Римская церковь . Римская церковь вступила в общение с земными царями и «смешала дела государственные и дела религиозные». Это смешение началось со времени Константина Великого . Она сидела на звере багряном. Римская церковь получила и упрочпла свою власть под покровом императорского Рима. Она была облечена в порфиру и багряницу. «Красный цвет есть цвет пап и кардиналов». Она была упоена кровью святых. Папство употребляло всю свою власть для преследования «святых», державшихся чистого слова Божия. Вином блудодеяния её упивались все живущие на земле. Римская церковь ввела в заблуждение все прочие церкви, все христианство. Она мать ложных церквей. Истинная церковь не от мира сего. Она не вмешивается в государственные дела; равным образом и государство не должно вмешиваться в дела религиозные. Очевидно, самозванное христианство отпало от Бога настолько, что потеряло всякое различие между святым и несвятым.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Христос не придет, говорит, пока не будет разрушена римская империя и не придет антихрист, и Христос для того придет в такое время, чтобы низложить антихриста. Вы помните, говорит, что это самое, что теперь пишу в послании, я прежде устно передавал вам, когда был у вас, и говорил, что Христом не придет, пока пред Ним не явится антихрист. И ныне вы знаете, чтó не допускает открыться ему в свое время, т.е. вы очень хорошо знаете, какая причина того, что антихрист не приходит в настоящее время. Он не хочет прямо сказать, что римская империя будет разрушена, – та империя, которую правители ее считали вечной. Поэтому-то по Апокалипсису Иоанна на челе облеченной в порфиру блудницы написано имя богохульное, т.е. вечного Рима. Ибо если бы он прямо и смело сказал, что антихрист не придет, пока прежде не сокрушится римская империя, то в этом увидели бы справедливую причину для гонения на рождающуюся тогда церковь . Дальнейшее же: ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник – имеет такой смысл: многими злодеяниями и беззакониями, которыми нечестивейший Нерон гнет мир цезарей, предуготовляет пришествие антихриста и в Нероне отчасти исполняется то, что впоследствии сделает антихрист; пусть только уничтожится, взята будет от среды римская империя, которая держит теперь все народы, и тогда придет антихрист, источник беззакония, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих, т.е. божественным могуществом, силой своего величия, для коей повелеть значит сделать; убьет не множеством рати, не силой воинов, не помощью ангелов, но антихрист будет убит тотчас, как только придет Христос. И как тьма прогоняется проявлением солнца, так и Господь уничтожит и сокрушит его явлением (illustratione) пришествия Своего. Дела антихриста суть дела сатаны, и как во Христе была полнота божества телесно, так и в антихристе будут все силы и знамения и чудеса, но все – ложное. Ибо как божественным знамениям, производимым Моисеем, волхвы противопоставляли свои ложные знамения, и как жезл Моисея пожрал жезлы их ( Исх. 7 ); так и истина Христова пожрет ложь антихристову.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

составитель Терещенко Т. Н. ПРАВОСЛАВИЕ Господь во святом Евангелии глаголет: Если кто церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 ). Будет ли тому хорошо на Страшном Суде, кто явится там в числе язычников? Русскому православному человеку вернее и лучше рассуждать и действовать не по-немецки и не по иностранным обычаям, а согласно с правилами Православной Церкви. Апостол пишет: Один Бог; одна вера ( Еф. 4, 5–6 ), т.е. как истинный Бог Один, так и истинное вероисповедание одно, начавшееся от Иерусалима, а не от Рима. Православная Церковь во всей вселенной едина: в Иерусалиме, в Антиохии, в Александрии, в Греции и в России (прп. Амвросий, 1). Пишете, что вы римско-католического вероисповедания, но по чувствам – православная, и уже несколько лет имеете желание принять Православие, но еще не вполне уверены, угодно ли это будет Богу... На это утвердительно могу отвечать, что это весьма угодно будет Богу, во-первых, потому что в вас давно видно явное призвание свыше к присоединению к Православной Церкви, как Сам Господь говорит об этом в Евангелии: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня ( Ин. 6, 44 ). Во-вторых, потому что хотя вероисповеданий христианских и много, но истинное вероисповедание едино есть по сказанному от апостола: Один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4, 5 ). Было время, и именно в первые века христианства, Иерусалимская и Римская, то есть Восточная и Западная, Церкви составляли одно и веровали одинаково и содержали одни постановления. Но по времени, когда первая, то есть Римская, стала позволять себе некоторые уклонения и нововведения, то и произошло разделение между Восточной и Западной Церквями… мы укажем только на самые главные нововведения, из коих вы сами ясно можете понять правость и неправость Церквей. 1 . В первые века одинаково и Восточная, и Западная Церковь исповедали, что Дух Святой исходит от Отца, но по времени Римская Церковь сделала прибавление: и от Сына, вопреки словам Самого Господа: Дух истины, Который от Отца исходит ( Ин. 15, 26 ). Восточная же Православная Церковь содержит этот догмат по точному слову Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

«Симон же Петр, отвечая, сказал:Ты – Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ..: и Я тебе говорю: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано и на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Если в Слове Божием, как выяснено выше, мы не находим оснований, подтверждающих главенство ап. Петра в Церкви, с которым связывает приматство папы Римская Церковь , а, наоборот, имеем ясные утверждения, что ни сам Спаситель не хотел и, потому, не давал ап. Петру главенства, ни сам Петр не проявлял этой власти, ни Апостолы, ни Церковь не знали ее, то, очевидно, и указанное место Евангелия имеет иной смысл, чем какой дает ему Римская Церковь , иначе и невозможно обяснить присутствие в Слове Божием противоположных тому данных. Прежде выяснения действительного смысла Мф.16:15–19 мы коснемся того значения ап. Петра в отношении Церкви, которое в своей цели хочет видеть Римская Церковь , как бы вывод его из слов Спасителя ап. Петру. В зависимости от того, в какой мере связывают слова Спасителя: «Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою...» с исповеданием Петра веры во Христа, как Сына Божия, существует два понимания этих слов. Апологеты папского главенства утверждают, что Христос обещал создать Церковь на личности ап. Петра, твердого в вере. А оппоненты держатся того понимания, что Спаситель предвещал утверждение будущей Своей Церкви не на личности Петра, а на Истине, исповеданной им, на догмате о Божестве Иисуса Христа. Но как бы ни высока была по содержанию исповедуемая Истина, она не может принести для дела Христова тога плода, о котором здесь идет речь, если этот догмат не будет исповедуем, выражаем всею личностью, всем существом исповедующого его. Значит, можно полагать, что Христос, говоря о создании Своей будущей Церкви, имел в виду не одно исповедание Истины, отвлеченное от личности Петра, но и последнюю, усвоившую и исповедующую эту Истину, и в этом смысле указывает на известное значение этой личности, ап.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010