Однако в XVII в., в отличие от XVI, антикатолический настрой не доминировал в Антиохийской Церкви. Мелькитские епископы и патриархи поддерживали дружественные отношения с латинскими миссионерами в расчете на их помощь в организации книгопечатания для арабов-христиан или получении милостыни от европейских королей. Миссионерские школы в Дамаске и Халебе (Алеппо) выпустили поколения филокатолически настроенных восточных христиан, в том числе клириков. В 1683 г. митрополит Сайды Евфимий Сайфи (1643–1723 гг., на кафедре с 1682 г.) изъявил покорность Риму. Евфимий стал главным проводником католических воззрений в Антиохийской Церкви. В 1686 г. Афанасий Даббас (1647–1724 гг., патриарх в 1685–1694 и 1720–1724 гг.), один из претендентов на патриарший престол, так же тайно принял католическое учение. Для арабов-христиан XVII в. было характерно несколько размытое конфессиональное сознание, в частности недопонимание различий восточного и западного христианства. Однако постепенно рост католического влияния в мелькитской общине стал вызывать открытое сопротивление со стороны приверженцев традиционного вероучения. Первые признаки этого противостояния можно проследить в 80-х–90-х гг. XVII в. Сильвестр Даххан, избранный около этого времени на митрополичью кафедру Бейрута, отказался принять посвящение от Афанасия Даббаса, заявляя: «Наш патриарх – франк» . Известный униатский монастырь в Шувейре был основан в начале XVIII в. группой бывших монахов Баламанда, которым пришлось покинуть этот монастырь из-за идейных расхождений с большинством братии . Это свидетельствует об антилатинских настроениях баламандского монашеского сообщества. Не случайно, одна из последних копий полемического трактата Анастасия ибн Муджаллы была создана в Баламанде в 1689 г. (Ms Balamand 181). Переписчик, несомненно, полагал, что антилатинская полемика в его дни была актуальной. Похоже, важнейшую роль в становлении сопротивления православных арабов католическому влиянию сыграли греческие иерархи Леванта. В конце XVII – начале XVIII вв. центральное место среди них занимал Досифей Нотара (1642–1707 гг.), Иерусалимский патриарх с 1669 г. Он пытался координировать борьбу с католической экспансией в общеправославном масштабе. В Дунайских княжествах – Молдавии и Валахии – патриарх основал типографии, где напечатал ряд антилатинских полемических трактатов греческих авторов. Важнейшие работы в этом жанре принадлежали Иерусалимскому патриарху Нектарию († 1676 г., на кафедре в 1661–1669 гг.), который собрал обширную подборку мнений византийских и новогреческих авторитетов касательно отношений православной и католической Церквей. Сочинение Нектария под заглавием PeritisarchistouPapa («Возражение на положение о папском первенстве») было первой книгой, напечатанной Досифеем (Яссы, 1682 г.). Он стремился распространить эти знания среди православных арабов и поощрял переводы на арабский греческой анти-латинской литературы .

http://sedmitza.ru/lib/text/9985740/

Иной раз организаторы строительных работ пытались обойти шариатские ограничения, рассчитывая на удаленность от османских административных центров или пользуясь периодами смут, когда мусульманская судебная власть была парализована. Однако такие авантюры часто плохо заканчивались для христианских иерархов и архитекторов. Можно вспомнить печальную историю попа Моисея, пытавшегося нелегально отремонтировать Сайданайский монастырь в 1640-х гг. 2011 Точно так же в 1759 г. дамасский паша бросил в тюрьму патриарха Сильвестра и его вакиля Михаила Туму, обложив их штрафом в 50 кошельков за произведенную двумя годами раньше незаконную перестройку и украшение церкви св. Киприана и Иустины 2012 . Редко выпадавшая возможность провести крупномасштабное храмовое строительство и, как следствие, нехватка соответствующего опыта у архитекторов-христиан иногда вели к трагическим последствиям. В 1767 г. новопостроенная бейрутская церковь обвалилась, похоронив под обломками 87 прихожан: она строилась в спешке, а столпы ее были «тонки и несоразмерны», как пояснил летописец. 2013 Похоже, меньше препятствий встречала перестройка архиерейских резиденций. Мелетий Карма отстроил новый митрополичий дом в Халебе, «с большими удобствами, прочной постройки, с высокими стенами. и крепкий в основаниях», как отзывался о нем Павел Алеппский. 2014 Комплекс зданий дамасской патриархии, возведенный патриархом Макарием на московские деньги в конце 1650-х гг., был столь детально и красочно описан Павлом Алеппским, что, во избежание длинных цитат, лучше отослать читателя к первоисточнику. 2015 Среди немногих примеров оригинального архитектурного творчества сирийских христиан можно назвать монастырское строительство под Триполи на рубеже XVI–XVII вв. и в первую очередь – возведение Баламандского монастыря, где остатки строений цистерианского аббатства крестоносцев были дополнены целым рядом построек XVII и XVIII вв. Изобразительное искусство В исследованиях Христианского Востока в последние десятилетия все более заметное место занимает искусствоведение, «теснящее» такие традиционные направления, как филология, теология и история. Не будучи специалистом в искусствоведческой проблематике, автор не может претендовать на сколько-нибудь глубокое освещение художественного творчества Православного Востока. Поэтому, мы представим вниманию читателя лишь беглый очерк изобразительного искусства православных сиро-палестинского региона, оставляя написание фундаментальных трудов на эту тему будущим исследователям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стоит вспомнить, что большинство монастырей, особенно в раннее Средневековье, возникало спонтанно вокруг обители какого-нибудь знаменитого подвижника. В других случаях монастыри учреждали христианские государи, представители аристократии и высшего духовенства. Дейр аль-Баламанд относится ко второму типу возникновения монастырей, что может показаться несколько странным для мусульманского государства. Однако в Северном Ливане, с его многочисленным и компактным христианским населением, подобное учреждение монастыря христианской элитой было вполне обычным делом. Характерно, что учредители Баламанда столкнулись с проблемой подбора братии для монастыря. Около этого времени в Триполи появился хури Мака-риус ад-Дейрани, родом из деревни Дарайя в Северном Ливане, до того бывший игуменом монастыря Кафтун. Как писал патриарх Макарий, «а жители его (Триполи. – К.П.) старались населить монахами Дейр аль-Фаляманд, потому что не было тогда там монахов. И когда нашли между собой этого Симеона, то весьма обрадовались ему и взяли его и поместили в Дейр аль-Фаляманд, и поселились с ним другие, и подвизался он там хорошей жизнью, и стало это причиной благоустроения того монастыря». 975 Монастырь отстраивался, был реконструирован и украшен ряд построек цистерианского периода, возводились новые строения. Наиболее подробное описание Баламандской обители принадлежит, опять же, Григоровичу-Барскому (1728 г.). Храм Успения Богородицы, по его словам, «леп и велик», вытянутых в длину пропорций, «высотой же доволен... и простаго и гладкаго строения, ни единого столпа внутрь имущ, ниже главы вверху, горбат внутрь, вне же гладок, и вне верху алтаря имат главу сверьху малу с четырьмя окнами, от них же света несть внутрь храма, но токмо лепоты ради устроенна. Есть же храм единопрестолен и внутрь иконами, свещами и кадилами упещрен». 976 Успенская церковь занимала всю северную сторону монастыря, к восточной стене примыкала меньшая церковь св. Георгия, окруженная кельями, хозяйственными постройками, в том числе винохранительницей, длинная неровная южная стена охватывала здание гостиницы для паломников, у западной стены стояли поварня, трапезная и жилые корпуса. «И верьху все суть келии, идеже обитают монахи, – описывал Григорович-Барский, – и низу посреди стены суть врат трое,... такожде и студенец к питию, в нем же вода дождевна, воды же текущей тамо несть». 977

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пять мон-рей имели статус ставропигиальных. Крупнейшими из них были Сайднайская жен. обитель (38 насельниц), Георгия Победоносца великомученика монастырь Эль-Хумайра , где проживали ок. 30 монахов, и Баламандский мон-рь Успения Пресв. Богородицы. Запустевший в годы Греческого восстания, он был возрожден уроженцем Дамаска игум. Афанасием (1830-1842), при к-ром возросли доходы с монастырских имений, была обновлена церковь, открылось уч-ще для иноков. Численность братии, жившей по киновиальным правилам, достигла 35 чел. М., однако, ревниво относился к успехам игум. Афанасия, опасаясь умножения числа образованных арабских монахов, способных в перспективе заменить на епархиальных престолах греч. архиереев. Вмешавшись в возникший в монастыре конфликт, М. отстранил Афанасия от настоятельства (1842), все его начинания были свернуты, лучшие из иноков перешли в др. обители, и мон-рь снова стал клониться к упадку. Доходы Антиохийского патриарха по состоянию на кон. 40-х гг. XIX в. составляли в российской валюте до 3 тыс. р. в год. Половина этой суммы поступала от 2 мон-рей в Валахии и Молдавии с имениями, приписанными к АПЦ (в 1830 К-польский патриарх Констанций I по просьбе М. предписал Рымникскому епископу взять на себя попечительство о принадлежавшем Антиохийскому престолу мон-ре св. Спиридона в Бухаресте). Остальные доходы давал «нурие» - сбор с подведомственных патриарху приходов. Подобным же образом епископы собирали подати в своих епархиях. Однако отчисления архиереев и мон-рей в патриаршую казну были символическими, а нек-рые из них сами нуждались в финансовой поддержке со стороны Патриархии. Монастыри жили за счет садов, пашен, оливковых рощ и водяных мельниц, большей частью сдаваемых в аренду окрестным крестьянам, а также на пожертвования от паломников. Ключевым вопросом в деле сохранения сир. правосл. традиции и противостоянии католич. пропаганде было развитие народного просвещения. Система образования в АПЦ существовала в зачаточном виде, православные учебные заведения во многом уступали римско-католическим, униатским и протестантским.

http://pravenc.ru/text/2563108.html

Об этом пишет сам Б. Мастерс: Masters B. Christians and Jews in the Ottoman Arab World... P. 84. Абдаллах Трад. Мухтасар тарих аль-асакифа. С. 35. Русский перевод: Сказание о Сирийской унии. С. 499; Михаил Брейк. Аль-Хакаик аль-вафийя. С. 157. Русский перевод: [ Михаил Брейк ад-Димашки]. Список Антиохийских патриархов. С. 443–444. Masters B. Christians and Jews in the Ottoman Arab World... P. 83–84. Там же. Панченко К. А. Митрополиты и епархии. С. 136; он же. Ближневосточное православие под османским владычеством. С. 248–249. См. примеч. 39. Панченко К. А. Митрополиты и епархии... С. 137. Там же. Аль-махтутат аль-арабийя фи… дайр Сайида аль-Баляманд. 93. Там же, 84. Известна также рукопись Типикона, вложенная в Баламандский монастырь «патриархом Неофитом» в 7190 (1681/2) г. (Там же, 98). РГАДА, ф. 52/1, 1683 г., ед. хр. 2, л. 37–56. См. о нем: Nasrallah J. Histoire du mouvement litteraire dans l’eglise melchite… P. 185–192; idem. Eutheme Saifi//Dictionnaire d’histoire et de geographie ecclesiastiques (далее – DHGE). 1967. T. 16. Col. 64–74. См. пересказ документа: Hasan Çolak. Op. cit. East. P. 91. Панченко К. А.Митрополиты и епархии... С. 137. См.: Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством. С. 203. Панченко К. А. Митрополиты и епархии... С. 130. Там же. Аналогичная ситуация отмечена в Халебе в конце XVI в., когда из-за раздоров местных христианских группировок много лет невозможно было провести выборы митрополита, и Халебскую епархию временно окормлял митрополит Мармариты ( Панченко К. А. Митрополиты и епархии... С. 131–132). См.: Науфитус Эделби. Асакифа-т ар-рум аль-маликиййин би Халяб. С. 108. Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством. С. 329–330. Даббас А., Рашв Н.Тарих ат-тиба’а аль-арабийя фи-ль-Машрик (История арабского книгопечатания в Машрике). Бейрут, 2008. С. 38. Автор ссылается на хронику Михаила Брейка, но там ничего не говорится о возведении Прокопия в архиерейский сан Досифеем. Бернацкий М. М. Досифей II Нотара//Православная энциклопедия. Т. 16. М., 2007. С. 73.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

Похоже, к концу 1670-х гг. Кирилл стал теснить Неофита даже в его «домене», на побережье. Где-то между 1675 и 1680 г. Кирилл своей властью поставил баламандского игумена Иеремию митрополитом Упомянутое ранее поставление Неофитом Бейрутского епископа (около 1678–1679 гг.) произошло в момент, когда Кирилл считался законным Патриархом и пребывал в Дамаске, а Неофит отсиживался в Ресурсы Халеба, видимо, и решили исход противостояния Патриархов. Неофит в борьбе за патриаршество нажил долгов на 20 тыс. киршей и не имел возможности их заплатить. В конечном итоге, около 1681 г. он согласился отказаться от претензий на власть в обмен на передачу ему в кормление вакантной Лаодикийской епархии и уплату всех его долгов Кириллом. В своих позднейших записках Кирилл не раз с раздражением вспоминал эту задолженность: «И пошел он (Неофит.– К. П.) в Константинополь, и стал бороться за патриаршество, и сделал столько «Примирился Патриарх Кирилл с Неофитом, и дал он митрополию Лаодикийскую Неофиту после того, как он оставил на Патриархии 40 кейсов денег [долга]… и Неофит пошел Надо полагать, сам Кирилл потратил на борьбу за престол никак не меньше. Патриарху-победителю пришлось в 1682–1683 гг. совершить поездку в грузинские земли для экстренного сбора милостыни на покрытие своих убытков. Неофит перебрался в Латакию не позже конца осени этого года, так как именно там ученик Патриарха диакон Абд аль-Масих 16 ноября 1681 г. закончил переписывать литургическую рукопись, которую заказал ему «господин Неофит ас-Сакизи, Патриарх Как видим, Неофит продолжал называть себя Антиохийским Патриархом без приставки «бывший». Свои документы он по-прежнему скреплял патриаршей печатью. Именно так оформлена его вакуфная запись на книге, пожертвованной им в Баламандский монастырь 27 апреля 1682 Похоже, это «двоевластие» побудило русское посольство дьяка Прокопия Возницына, добивавшееся у восточных Патриархов реабилитации Патриарха Никона, на всякий случай взять «прощательные» грамоты у обоих Антиохийских Первосвятителей – «прежнего Неофита Патриарха» и «Антиохийского Кирилла, нового Патриарха». Обе грамоты датируются маем 1682

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

Святой и Великий Собор не должен допустить в своём документе злоупотребление термином «единство Церкви», которое возникает из-за выражения «на общении во Святой Троице». Можно предложить поправку, которая будет обосновывать единственность Церкви на единственности Ипостаси Христа, а также единство её членов на нерушимом единстве богоначальных Ипостасей. С учётом вышеизложенных поправок, параграф 3 также требует дополнения. 3. Двусторонние диалоги Церкви с инославными. В параграфах 4-15 проект документа воспроизводит характер проведения двусторонних межхристианских диалогов. Однако в этих диалогах, несмотря на их нацеленность на единство в правой вере, были допущены богословские отклонения, о которых высказывались некоторые Православные Церкви, Святая гора Афон и выдающиеся православные богословы. Достаточно вспомнить результаты диалога с антихалкидонитами (Совместные заявления 1989, 1990 г.) и подписание православными и римо-католиками Баламандского соглашения в 1993 г., которые вызвали значимую и обоснованную критику. В рамках двусторонних диалогов также были изложены соглашения делегаций (ad referendum для Великого Собора), ещё не получившие оценки Поместных Церквей, но обнаруживающие, что они не основаны на Предании Православной Церкви. Например, признание церковного характера, апостольской веры, аутентичности таинств и апостольского преемства Римо-католической церкви (Мюнхен 1982 г., Бари 1987 г., Новый Валаам 1988 г.). Во вступлении к Мюнхенскому документу написано, что «мы совместно выражаем одну веру, которая есть продолжение веры Апостолов». Также в документе, принятом в Новом Валааме: «В обеих наших Церквях апостольское преемство является основополагающим для освящения и единства народа Божия». Кроме того, проект документа «Отношения Православной Церкви к остальному христианскому миру», подготовленный III Предсоборным Совещанием в 1986 г., содержал оценки частных двусторонних диалогов, которые были удалены из заключительных проектов документов Святого и Великого Собора. Сегодня должно признать, что ни один из этих диалогов не имеет надежды благоприятного исхода, как признают сами представители наших Церквей на них. Римо-католики не изменяют духу II Ватиканского собора, согласно которому Православная Церковь является ущербной церковью, так как она не признаёт папского примата, и проводят в жизнь новую форму унии. Англикане, лютеране и реформаты, как видно, не оставляют своих богословских и нравственных заблуждений. Антихалкидониты, после неудачного завершения богословского диалога, выразили свои монофизитские христологические взгляды с ясностью, не допускающей сомнения.

http://pravmir.ru/afonskiy-monastyir-gri...

В 2011 вандалы разграбили восстановленную писателем церковь. После этого у Белова случился инсульт. Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV (28.08.1921–05.12.2012) Родился в сирийской деревне в православной арабской семье. С ранних лет посещал богослужения и участвовал в церковной жизни. Еще в период обучения в университете в Бейруте поступил на службу в один из храмов местной епархии сначала в качестве алтарника, а через некоторое время он становится диаконом. В 1942 году был одним из организаторов православного молодежного движения, которое развивалось в Ливане и Сирии во время Второй мировой войны. Это движение придало новые жизненные силы всей Антиохийской Церкви и способствовало притоку молодежи в Церковь. В 1945 году он отправляется в Париж, где учится в Свято-Сергиевском Богословском институте. После возвращения на Ближний Восток основывает в Ливане Православную богословскую семинарию при Баламандском монастыре. В 1953 году он выступает одним из основателей Синдесмоса — Всемирного объединения православной молодежи и богословских школ. В 1961 году становится епископом, а в 1970 году Митрополитом Латакийским (Сирия). 2 июля 1979 года избран Патриархом Антиохийским. Протоиерей Герасим Иванов (17.03.1918–06.12.2012) Родился в старообрядческой семье. Отец погиб в гражданскую войну. В 1936 году поступил в изостудию ВЦСПС к известному художнику Константину Юону, ученику Серова. Учился там вместе с Иваном Вороновым, будущим архимандритом Алипием, спасшим Псково-Печерский монастырь от закрытия в годы хрущевских гонений. После войны присоединился к Православной Церкви и в 1951 году поступил в семинарию. Но до конца жизни крестился двумя перстами. Расписывал и реставрировал храмы, во время учебы в семинарии написал портрет Патриарха Алексия I. Этот портрет и сегодня висит в Духовной академии. В 1972 году рукоположен в священники. Но совмещал служение с писанием икон, картин и реставрацией. Участвовал в росписи храма Христа Спасителя. Последние годы протоиерей Герасим Иванов служил в храме великомученика Димитрия Солунского на Благуше. На момент кончины был старейшим священником Русской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/2012-poteri-goda/

Задача Церкви – убедить молодежь отказаться от идеалов общества потребления, считает Патриарх Кирилл Бейрут, 17 ноября 2011 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе встречи с представителями ливанской государственной власти и общественности в Бейруте назвал ответственной задачей Церкви убедить молодежь отказаться от идеалов потребительского общества, передаёт Синодальный информационный отдел. «Идеалы потребительского общества – это то, что было совершенно чуждо русским. Таких идеалов не было и тогда, когда Россия была империей, и когда она стала Советским Союзом, а когда она стала демократической Россией — эти идеалы стали очень сильно предлагаться ей, в первую очередь, из-за рубежа», – сказал патриарх Кирилл отвечая на вопрос о работе Церкви с детьми и молодежью. «И, конечно, многие молодые люди воспринимают это. Поэтому очень ответственная задача Церкви — найти правильный язык, который бы убеждал молодежь», - добавил он. Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что ни одного человека нельзя заставить ходить в Церковь и быть православным, а действовать можно лишь путем убеждения. «Мы присутствуем на телевидении, в Интернете, в блогах очень активно. Сегодняшний диалог очень непростой, потому что очень сильны влияния, особенно на молодежь, которые не связаны с религиозной традицией», – сказал патриарх. «Мы благодарим Бога за то, что сегодня очень большой процент молодежи является религиозным. У нас практически при всех приходах существуют воскресные школы, в Москве есть православный университет, у нас существует пять духовных академий и пятьдесят семинарий, и одновременно у нас более десяти тысяч студентов, которые учатся, чтобы стать священниками» – заключил патриарх Кирилл. Читайте также: Секуляризм ведет человечество к глубокому кризису, убежден Патриарх Кирилл Завершился официальный визит Святейшего Патриарха Кирилла в Антиохийский Патриархат Патриарх Кирилл выступил за мирный характер перемен в странах Африки и Ближнего Востока Предстоятель Русской Церкви посетил Успенский Баламандский монастырь в Ливане Патриарх Кирилл встретился с маронитским Патриархом Бешарой Бутросом ар-Раи Патриарх Кирилл называет свой визит в Сирию не политическим, а пастырским Президент Сирии Башар Асад встретился со Святейшим Патриархом Кириллом В Дамаске открылась фотовыставка, посвященная взаимоотношениям Антиохийского Патриархата и Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл встретился с Премьер-министром Сирии Аделем Сафаром Святейший Патриарх Кирилл посетил Успенский кафедральный собор Дамаска Начался официальный визит Святейшего Патриарха Кирилла в Антиохийский Патриархат 17 ноября 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/49896.html

Делегация Императорского Православного Палестинского Общества посетила Ливан и встретилась с Антиохийским Патриархом 24 октября 2013 г. 15:25 18 октября 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Ливан прибыла делегация Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). В состав делегации вошли: заместитель председателя ИППО Е.А. Агапова, руководитель Секции международного сотрудничества и культурного обмена ИППО, сопредседатель Российского комитета солидарности с народами Сирии и Ливана О.И. Фомин, главный советник Департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД России В.В. Чамов, член ИППО Н.А. Кускова и включенный в состав делегации от Русской Православной Церкви сотрудник Отдела внешних церковных связей иеромонах Стефан (Игумнов). Целью визита является расширение сотрудничества и гуманитарных связей с православными и иными религиозными общинами Ливана и оценка гуманитарной ситуации в стране в связи с большим притоком беженцев из Сирии. В аэропорту Бейрута гостей встречали Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Ливанской Республике А.С. Засыпкин и атташе по культуре российского Посольства в Ливане С.А. Воробьев, которые также приняли участие в дальнейшей программе визита. Утром 18 октября делегация из России посетила Баламандский монастырь на севере Ливана, где встретилась с его наместником епископом Каррским Гаттазом и ознакомилась с деятельностью Центра по реставрации древних рукописей. Затем состоялись официальные мероприятия в городе Амьюн, где находится центр Ливанского православного императорского общества, по приглашению которого и был организован визит российской делегации. Гости посетили святыни Амьюна, муниципалитет и среднюю школу «Москобия», находящуюся в здании, некогда построенном ИППО. В актовом зале храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца состоялся торжественный прием по случаю приезда делегации из России. Гостей приветствовали мэр города Амьюн Г. Карам и председатель Ливанского императорского палестинского общества Д. Баракат. С ответным словом к организаторам приема обратилась Е.А. Агапова.

http://patriarchia.ru/db/text/3321487.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010