Таинство Евхаристии и мусульмане: взгляд из Византии ПРАВОСЛАВИЕ.RU АПОЛОГЕТИКА     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ТАИНСТВО ЕВХАРИСТИИ И МУСУЛЬМАНЕ: ВЗГЛЯД ИЗ ВИЗАНТИИ Иисус Христос - победитель. Надпись в часовне Баламандского монастыря. Фото: Баламандский монастырь Уже с самых первых веков христиане вынуждены были защищать Церковь от критики извне. Изначально двумя основными оппонентами христианства выступали язычество и иудаизм. Со второго века мы имеем апологии и полемические диспуты христианских авторов, адресованные к первым (св. Аристид, Афинагор, св. Феофил Антиохийский и др) и ко вторым (св. Иустин Философ, Паписк), и, в свою очередь полемику против христианства, отраженную в Талмуде и у языческих философов (Лукиан, Цельс, Корнелий Фронтон). Начиная с VII в., с момента появления ислама, христианам пришлось защищать веру перед лицом нового религиозного мировоззрения. На сирийском языке известны в этом направлении ответы эмиру православного Антиохийского патриарха Иоанна III (631-648), сочинения несториан Иакова Эдесского (†708), отвечавшего мусульманам о родословии Девы Марии, автора " Диспута против арабов " монаха Авраама из монастыря Бет Хале (ок. 725), патриарха Тимофея I (780-823), изложившего свой разговор с халифом ал-Махди, Феодора бар Коно (†792), написавшего в форме диалога учителя и ученика ответ на основные мусульманские упреки в адрес христиан, монофизита Нонна Нисибийского (†870), православного епископа Амиды Дионисия бар Солобо (†1171), который написал самый обширный противомусульманский текст на сирийском. На арабском языке самым ранним апологетическим сочинением против мусульман является " О Триединстве Бога " анонимного автора рукописи Sinai Arabic 154 (ок. 800); как выдающихся христианских полемистов против ислама следует упомянуть монофизита Абу Раита (†828), несториан Абд ал-Масиха ал-Кинди (ок. 830), чья апология христианства была частично переведена на латынь в XII в., Авраама Тивериадского, монаха Георгия (XII), православных авторов Феодора Абу Курры (†825), писавшего также на греческом и сирийском, Константина ибн Луку (X), и св. Самона Газского (XI), писавшего на греческом и на арабском.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/eu...

Сильвестр прибыл в Халеб, оттуда направился в Дамаск, потом совершил объезд подвластных епархий и, наконец, обосновался в Халебе. 1881 Историки давно отметили удивительный парадокс: самый прокатолический город Сирии охотно принял патриарха-грека, поставленного Фанаром. Тут сказалось все то же региональное соперничество двух сирийских мегаполисов: халебцы не желали подчиняться патриарху-выходцу из Дамаска, избранному дамаскинцами. 1882 Таким образом, в Антиохийском патриархате начали оформляться две параллельные иерархии – православная и униатская. Наибольших успехов пропаганда унии добилась в Халебе, а также в прибрежных и горных районах Ливана к югу от Бейрута. Григорович-Барский в 1728 г. не нашел в Сайде и окрестностях православных прихожан, за исключением немногих приезжих. По его описанию, униаты не подчинялись местному православному епископу, у них была своя иерархия, они придерживались восточных обрядов с примесью некоторых латинских элементов, служба велась на арабском и греческом языках «идеже знают, а идеже не знают токмо арапским». 1883 В горах над Сайдой находился главный центр униатской церкви – резиденция Кирилла, монастырь Дейр аль-Мухаллис. Кирилл Танос собрал там верных монахов, около 20 человек на 1728 г. Там же, в ливанских горах, находились остальные униатские монастыри, основанные на рубеже XVII–XVIII вв. – Мар Юханна в Шувейре с 15 монахами, Св. Исайи, меньших размеров, и совместный с маронитами монастырь Св. Георгия в дне пути от Бейрута. Как раз там в августе 1728 г. Григорович-Барский встретил патриарха Кирилла и написал впоследствии: «Тот многое со мной имяше прение о догматах веры, Униатов хваля, а Греков всех купно с Святейшими Патриархи еретиками именуя». 1884 Впрочем, большинство сирийских монастырей остались верны православию, включая крупнейшие – Баламандский, Сайданайский и Св. Георгия. Православные в тот момент преобладали в Бейруте, что Григорович-Барский связывал с благочестием тамошнего епископа Неофита. Несколько позже, в середине XVIII века, в Бейруте оформилась и униатская община, возглавляемая влиятельным семейством Даххан. На стороне православия оставались общины Триполи, а также Хомса и Сайданаи, откуда паства изгнала отпавших в унию епископов Антиохии, Александретты и ряда других городов. Ряд местностей был охвачен перманентной борьбой двух исповеданий. Так, В. Григорович-Барский писал о христианской общине Баальбека: «Всея там диавол свой плевел, и учинишися Униаты... половина же есть православной старой Греческой веры, и раздраша церковь святую; имут между собою во вся дни ненависть и распрю, едины других имянующе еретиками... Тамо от древле есть престол Архиерейский знаменит, обаче Архиепископ не всегда обретается тамо в нынешнее время, егда бо одолеют Православныи Униатом, тогда и архиерей тамо будет на престоле своем, егда же одолевают Униаты Православных, тогда и архиерея изгонят». 1885 Другим полем боя православия и католичества стала Акра на стыке Сирии и Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из других монастырей внутренней Сирии нельзя не упомянуть Дейр Сам‘ан, монастырь Симеона Столпника в 60 км к северо-западу от Халеба, жемчужину ранневизантийского зодчества. В османскую эпоху он был уже покинут, но, судя по всему, сохранялся в довольно хорошем состоянии. По свидетельству Павла Алеппского, халебский митрополит регулярно ездил туда на богомолье в сопровождении христиан и служил литургию в соборной церкви монастыря. 970 К этой же группе обителей Внутренней Сирии можно отнести специфическую категорию городских монастырей. Если исключить архиерейские резиденции, которые тоже нередко именовались «монастырями», в урбанистических зонах известны монастыри Мар Ильяс в Хомсе и по одному монастырю св. Георгия в Мухарраде и Кафрбейгиме. О них можно судить лишь по колофонам рукописей, которые, однако, не дают ясного представления об истории этих обителей. Манускрипты монастыря из Мухаррады относятся к концу XIX в., самая ранняя из датированных рукописей Кафрбейгима написана местным диаконом в 1805 году. 971 В монастыре Мар Ильяс аль-Хомси хранится довольно большое собрание рукописных книг (38 единиц), но неясно, когда и каким путем они туда попали. Единственная рукопись, четко обозначенная как вакф в монастырь, восходит к февралю 1613 года. 972 Это позволяет отнести существование Мар Ильяса как минимум к началу XVII века Дейр аль-Баламанд Во второй (прибрежной) группе монастырей выделяется Баламандский монастырь Успения Пресвятой Богородицы (Дейр аль-Баламанд), в трех часах пути на юго-восток от Триполи. Он стоял на развалинах цистерианского аббатства эпохи Крестовых походов. Основание православного Баламандского монастыря относят к сентябрю 1602 года 973 и связывают с именами тогдашних митрополитов Бейрута и Триполи, а также влиятельного православного шейха Сулеймана аль-Язиджи, того самого, который в 1619 г. стремился поставить на патриарший престол Кирилла Даббаса. Паша Триполи Юсуф Сайфа при посредстве своего секретаря Сулеймана аль-Язиджи санкционировал постройку монастыря и преобразовал статус окружающих земельных угодий из тимара (условного держания, выделяемого за несение военной службы) в вакф. Акты монастыря сохранили имена христианских старейшин, первых ктиторов Баламанда – шейх Абу Салих, упомянутый шейх Сулейман, нотабли деревни Фи‘а хадж Фархат и хадж Бутрус. В списке донаторов стоит и Юсуф-паша, губернатор Триполи. 974

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священники, служившие в монастырской церкви, также принимали участие в управлении монастырем. Один из них, «града Дамаска церкви Успения Пречистые Богородицы (имеется в виду Сайданайский монастырь. – К.П.) арапский поп Моисей» осенью 1644 годв приезжал в Москву для испрошения милостыни. 938 В Посольском приказе Моисей сообщил, что около 1636 года 939 «в той церкви порушились два столпа, и я... тое церковь построил, и уведали про то мое церковное строение турки и возложили на меня пени напрасно по ненависти семь сот пятьдесят рублев». 940 Моисей, видимо, пытался произвести ремонт тайно, без дорогостоящей санкции кади, но был разоблачен: «... на той пени мучали меня на правеже многое время, и я, не истерпя их великово правежу, в тех долгах заложил у бусурмен женишку и детишок своих, а что было... всяко(го) церковна(го) строения, книг и риз, и то все турки похитили». 941 Патриарх Макарий аз-За‘им перед своим отъездом из Москвы весной 1656 г. обратился к царю с челобитной о даровании ему жалованных грамот для трех сирийских монастырей – Сайданайского, Баламандского и св. Георгия Хумейр – о праве на получение в будущем милостыни из России. Таковые грамоты были даны, в том числе в монастырь Рождества Пресвятой Богородицы Сайднайя игуменье Марье с сестрами. 942 Во второй половине XVII века произошли какие-то резкие перемены в статусе Сайданайского монастыря. Пост игуменьи был упразднен, и во главе монастыря властью патриарха был поставлен иконом (настоятель) из священников Сайданайи. Именно такую ситуацию описывает в 1708 г. Ипполит Вишенский: «...в том монастыре черниц сорок, а все старии, недужнии; есть там игумен, а при нем чернцов пятнадесять». 943 Днем монахи, паломники, а также митрополит Сайданайский пребывали в монастыре, а ночевать спускались в село, «да не бывает соблазн в народе», как пояснил Григорович-Барский. 944 Священники из села поочередно служили в монастырской церкви, «прочее же послушание в церкви и монастыре инокинями творится». 945 Похоже, в этот «соблазн», о котором писал Григорович-Барский, впал английский путешественник Г. Маундрелл, сообщавший в 1697 г.: «Ныне он (монастырь. – К.П.) находится в обладании двадцати греческих монахов и сорока монахинь, которые, похоже, живут совокупно, без всякого порядка или разделения». 946 Маундрелл пробыл в Сайданайе меньше одного дня и ночевать вернулся в Дамаск, поэтому не мог составить достоверного представления о монастырских порядках. Любопытно заметить, однако, что у маронитов долгое время был известен феномен «сдвоенных» монастырей, где подвизались вместе мужчины и женщины, пока ватиканское священноначалие не положило этому конец. 947

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Колофоны баламандских рукописей содержат имена нескольких игуменов монастыря начала XVIII века. После смерти Филофея в 1707 г. монастырь возглавил хури Абд аль-Масих, упомянутый в приписках к нескольким рукописям. 1006 Его имя фигурирует также на плащанице с вышитой сценой «Положение во гроб», подаренной Баламандскому монастырю патриархом Кириллом в 1712 г., «в настоятельство хури Абд аль-Масиха ат-Тараблюси», как свидетельствует надпись по ее краю. 1007 Несомненно, это тот самый «муаллим хури Абд альМасих», о кончине которого в октябре 1716 г. сообщает одна из приписок к Библии Пимена Дамасского. 1008 Новым настоятелем стал хури Михаил ибн ‘ Акрут. 1009 При нем в монастыре прошел новый этап строительных работ, в частности, была возведена гостиница для паломников и ряд других строений, впоследствии вошедших в так называемое «патриаршее крыло». 1010 Положение Баламандского монастыря в конце 1720-х гг. подробно описал Григорович-Барский. Монахов тогда насчитывалось несколько больше 30 человек, «иногда же бяху большое число народа, утисков и даней турецких на всяк день умаляется, сего ради и чина монастырского совершенно не содержит, и в трапезе купно не ядят, но разбирают варение всяк в свою келию, чтение же и пение церковное совершенно имут». 1011 То есть киновиальный общежительный устав в монастыре не вполне соблюдался. История Дейр аль-Баламанда со второй трети XVIII века отражена в источниках хуже, чем предшествующий период. Колофон 1740 г. упоминает настоятеля хури Филофея. 1012 В одной из записей Фарах, сын Юсуфа ‘Исы из деревни ‘Афсадик (той самой, из которой происходил архимандрит Савва, спутник патриарха Макария), рассказывает о своем прибытии в монастырь в августе 1756 г., последующем принятии монашества 13 апреля (год не назван) и службе у настоятеля хури Джурджиса аль-‘Ибрани. Фарах с гордостью сообщает о своем возведении в сан диакона и потом священника митрополитами Софронием аль-Килизи и Парфением Триполийским соответственно. 1013 В приписке 1773 г. Фарах уже называет себя настоятелем Баламанда. 1014 В конце XVIII века в рядах монашеской братии появляется Кустандиус, сын видного богослова того вре-мени Ильяса Фахра; в 1788 и 1790 г. Кустандиус по заказу настоятеля Фараха переписал две книги, пожертвованные потом в монастырь. 1015 Горные монастыри над Бейрутом

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырь был тесно связан с региональной православной элитой и стал одним из важнейших культовых центров округи. Явно из рук христианских шейхов Триполи Дейр аль-Баламанд получил упомянутые Григоровичем-Барским 978 владения – сады смоковниц и виноградники. Несмотря на постоянные политические потрясения в Ливане, монастырь оставался островком относительной стабильности. Соперничающие друг с другом феодальные кланы в равной степени покровительствовали Баламанду. 979 Баламандский монастырь превратился в один из крупнейших культурных очагов православной Сирии. Его библиотека рукописных книг насчитывает почти две сотни экземпляров и уступает только патриаршему собранию рукописей. Многочисленные пометки на полях книг – «читал» или «смотрел» такой-то – свидетельствуют об их интенсивном использовании. 980 Значительная часть рукописей написана баламандскими монахами; другие пожертвованы в монастырь. География дарителей весьма обширна – помимо уроженцев Триполи с округой (Амьюн, Батрун и др.) тут встречаются выходцы из Бейрута, Дамаска, Халеба, даже Палестины. В январе 1618 г. глава триполийской православной общины шейх Сулейман ибн Джурджис аль-Язиджи поднес монастырю роскошный подарок – древнейший полный арабский текст Библии , шедевр мелькитской каллиграфии XIII века, созданный Пименом Дамасским. 981 Следующие 200 лет этот манускрипт служил баламандским монахам чем-то вроде книги записей почетных посетителей, где оставили свои автографы многие паломники и церковные иерархи, бывавшие в обители (28 датированных записей за 1618–1817 гг.). Ряд записей носит летописный характер, фиксирует события политической истории Ливана, монастырские дела, нашествие саранчи и сильные морозы. Из окрестных архиереев теснее всего были связаны с монастырем митрополиты Триполи. В Библии сохранились приписки митрополита Ювакима (февраль 1636 г.), священника Ювакима аль-Халяби, племянника тогдашнего митрополита (1671 г.), еще одного митрополита Ювакима (1679 г.), митрополита Герасима (1786 г.). 19 декабря 1671 года свое пребывание в монастыре отметил диакон Ханания, внук патриарха Макария аз-За‘има. В сентябре 1806 г. известный книжник того времени бейрутский митрополит Афанасий оставил восхищенный отзыв о работе средневекового создателя манускрипта: «Да помилует Бог копииста и переписчика, ибо переписал он эту книгу аккуратно... в сравнении с другими рукописями, и она лучше, чем все книги, написанные по-арабски... в новое время (?), и лучше, чем печатные евангелия – старое, халебское, и новое, из (монастыря) Мар Юханна аш-Шувейр, 982 и почерк ее лучше, чем у всех существующих рукописей». 983

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх Кирилл выступил за мирный характер перемен в странах Африки и Ближнего Востока Бейрут, 16 ноября 2011 г. Патриарх Кирилл на встрече с Мишелем Сулейманом Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе визита в Антиохийский Патриархат заявил о необходимости соблюдать мирный характер перемен в странах Африки и Ближнего Востока и не допускать проявлений христианофобии. «Нас очень беспокоит положение христианских общин в Египте, в Ираке, в Ливии. Радикальный рост христианофобии наблюдается и в других странах», – сказал патриарх Кирилл в ходе встречи с президентом Ливанской Республики Мишелем Сулейманом. По его словам, ливанский опыт построения смешанного общества, которое составляют представители различных общин, является интересным и актуальным и для других стран мира, вырабатывающих для себя модель гармоничного сосуществования различных общественных групп. «Для нас в высшей степени небезразлична судьба Антиохийской Церкви. Мы отождествляем себя с нею», – сказал патриарх Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что перемены в общественной жизни ряда стран должны проходить мирно, на основе общественного диалога и без вмешательства извне, при непременном уважении прав меньшинств. Патриарх Кирилл также поделился впечатлениями от завершившегося накануне визита в Сирию и выразил надежду на то, что все преобразования могут быть достигнуты путем мирного и терпеливого диалога, сообщает Синодальный информационный отдел. «Моя молитва — о том, чтобы перемены в Сирии, Египте, других странах Ближнего Востока и Северной Африки происходили мирно. Дай Бог, чтобы изменения в жизни арабских стран не повлекли за собой катастрофических событий» – сказал патриарх в заключение встречи. Читайте также: Предстоятель Русской Церкви посетил Успенский Баламандский монастырь в Ливане Патриарх Кирилл встретился с маронитским Патриархом Бешарой Бутросом ар-Раи Патриарх Кирилл называет свой визит в Сирию не политическим, а пастырским Президент Сирии Башар Асад встретился со Святейшим Патриархом Кириллом В Дамаске открылась фотовыставка, посвященная взаимоотношениям Антиохийского Патриархата и Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл встретился с Премьер-министром Сирии Аделем Сафаром Святейший Патриарх Кирилл посетил Успенский кафедральный собор Дамаска Начался официальный визит Святейшего Патриарха Кирилла в Антиохийский Патриархат Патриарх Кирилл посетит Сирию и Ливан 16 ноября 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/49878.html

Ближневосточная иконопись, как и вся культура православного Леванта, может быть разделена на две ветви – греческую и арабскую. Впрочем, разделение это более, чем условно. Только на первый взгляд может показаться правомерным вычленение каких-либо культурно-географических ареалов: Палестины с Синаем, где доминировала греческая живопись, и Сирии, региона преобладания арабских художественных традиций. На самом деле, на территории Палестины работало множество арабских живописцев и складывались целые художественные школы. Наряду с этим, к арабской (мелькитской) иконописной традиции причисляют ряд мастеров греческого происхождения, писавших иконы в Сирии для арабских церквей. Так что, казалось бы, правильнее классифицировать ближневосточное изобразительное искусство по принципу той аудитории (субкультуры), на которую была ориентирована художественная продукция: были ли это греческие монастыри и многонациональный поток паломников или же автохтонные арабо-христианские общины. Но и этот критерий кажется размытым. Известны мастера, расписывавшие церкви и в греческих монастырях, и в арабских селениях. А в этих арабских церквях мелькитские образа иной раз терялись в массе привозных икон греческого или русского письма. Иконы церквей Иерусалима, Вифлеема, Синая и других знаменитых Св. мест тоже были, в значительной части, импортные, написанные греческими мастерами Восточного Средиземноморья. Тут доминировала продукция Критской школы, главной законодательницы художественных вкусов пост византийского мира XVI – середины XVII века. Наряду с этим, были представлены и другие греческие региональные стили изобразительного искусства: так, «красивейший», по отзывам современников, иконостас Вифлеемского храма, установленный патриархом Досифеем в 1672 г. и разломанный францисканцами через 20 лет, был изготовлен хиосскими мастерами. 2016 Нынешний иконостас церкви Богородицы Баламандского монастыря был создан в Македонии в конце XVII века. 2017 Наряду с этим, греческие монахи-живописцы встречались и на территории собственно Арабского Востока. Крупным художественным центром был Синайский монастырь, где работали, главным образом, приезжие критские мастера. Синайская иконописная школа была способна на творческие новации, как, например, создание оригинального иконографического типа св. Екатерины, сидящей на троне. Эта икона, впервые выполненная в 1612 г. Иеремией Палладиусом для нового иконостаса монастыря, была в последующие десятилетия растиражирована во всех уголках восточно-христианского мира. 2018 Мелетий Хиосский (будущий антиохийский патриарх Евфимий III ас-Сакизи), славившийся как иконописец, начинал свою церковную и творческую карьеру в палестинской лавре св. Саввы. 2019

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На обратном пути из России, задержавшись в Валахии, Макарий отправил часть царских даров с обозом в Стамбул под надзором игумена Саввы. Далее произошло что-то малодостойное, потому что после этого Павел Алеппский в своей книге обрушивается на Савву с проклятиями, говорит, что после всех явленных ему милостей он «оказался сыном прелюбодеяния» (так Г.А. Муркос перевел это ругательство). «Да отплатит ему Бог и да будет Он судией между нами и им!» – писал Павел. 991 Остается предположить, что Савва присвоил сокровища и скрылся, но это совершенно нелогичное поведение для уважаемого игумена знаменитого монастыря. Что за конфликт произошел между Макарием и Саввой, мы, видимо, никогда не узнаем, но, похоже, он закончился для архимандрита плачевно. В рукописном собрании Баламандского монастыря хранится Евхологион, переписанный тем же Саввой 4 мая 1666 года. 992 В колофоне Савва называет себя «бывший настоятель Дейр аль-Фаламанда», то есть он лишился своего поста. И далее Савва сообщает, что книга была переписана им «в Бейруте, в архипастырство митрополита кир Филиппа, где пребывал писавший шесть лет и два месяца после ухода своего из монастыря». 993 Похоже, вся жизнь для него разделилась на «до» и «после», время его настоятельства и период «опалы», которому он ведет счет чуть ли не по дням. Благодаря этому, мы можем определить приблизительную дату смещения Саввы: март 1660 г., через 10 месяцев после возвращения Макария в Сирию. Патриарх не торопился сводить счеты со своими врагами, тем не менее, Макарий свои обиды не забывал. Впрочем, и как частное лицо, бывший настоятель Савва сохранял некоторое влияние в своем монастыре. В составе следующего посольства Макария в Москву (1662 г.) отправился баламандский игумен Неофит, везший среди прочего грамоту царю от архимандрита Саввы. 994 Колофоны баламандских рукописей содержат имена еще нескольких руководителей монастыря. Неофит, сменивший в 1660 г. на посту настоятеля Савву, как видим, был вскоре отправлен в Москву. Видимо, он умер на обратном пути или вскоре по возвращении, так как в источниках больше не фигурирует. В отсутствие Неофита монастырем управлял хури Ирмия из Хамы – сначала как вакиль (упоминается в этом качестве в апреле 1663 г.), потом – как полноправный игумен (фигурирует несколько раз в колофонах 1663–1675 гг.) 995 Известен Синаксарь, переписанный Ирмией в 1667 г., где он сообщает, что монастырская братия в его дни насчитывала 25 человек, и называет поименно нескольких наиболее авторитетных священников. 996 Среди них фигурирует касс Фарах, новая восходящая звезда монастыря. В том же 1667 г. Фарах оставляет запись в Библии Пимена Дамасского, где называет себя «слуга (хадим)» Дейр аль-Баламанда (1667 г.); 997 в мае 1675 г. заказывает новую рукопись – вклад в монастырь – совместно с настоятелем Ирмией, 998 а в колофонах 1680–1690 гг. именуется ар-раис («настоятель»). 999

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ходе пребывания в Ливане Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также встретился с жителями этой страны, отмеченными наградами Русской Православной Церкви, посетил Успенский Баламандский монастырь и выступил перед преподавателями и студентами Баламандского университета. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Бога за дарованную радость сослужения и братского общения Блаженнейшего Патриарха Великого Града Антиохии и всего Востока Игнатия и Предстоятеля Русской Православной Церкви. 2. Благодарить Его Блаженство за гостеприимство, проявленное по отношению к делегации Московского Патриархата. 3. Отметить важное значение состоявшихся бесед двух Предстоятелей Антиохийской и Русской Церквей. 4. Считать полезными состоявшиеся в ходе визита встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с религиозными и светскими лидерами Сирии и Ливана. 5. Выразить солидарность Русской Православной Церкви с братьями-христианами на Ближнем Востоке, переживающими ныне тревожные времена. 6. Продолжать развитие усилий в области межрелигиозного и межхристианского диалога, направленных на защиту мира и стабильности в ближневосточных странах, на предотвращение террористических угроз и дискриминации по религиозному признаку.   ЖУРНАЛ 140 СЛУШАЛИ: Доклад старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о состоявшихся торжествах, посвященных 65-летию Предстоятеля Русской Православной Церкви. Справка: 20 ноября 2011 года вся полнота Русской Православной Церкви торжественно отмечала 65-летие со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Для участия в праздновании Русскую Церковь посетили Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, а также делегации Румынской Православной Церкви во главе с митрополитом Тырговиштским Нифоном и Болгарской Православной Церкви во главе с митрополитом Видинским Дометианом.

http://patriarchia.ru/db/text/1909396.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010