Касаясь ситуации на Кавказе, считаем необходимым вновь подчеркнуть: стремление народов жить в добром соседстве, не отчуждая себя друг от друга, но храня взаимопонимание и взаимоуважение — это единственный путь, гарантирующий прочный и справедливый мир, освященный благословением Всевышнего. Мы говорим решительное «нет» силам, которые лишают людей права жить на отеческой земле, посягают на целостность, безопасность и стабильность государств, сеют ядовитые семена сепаратизма, препятствуют достижению добрых и справедливых отношений между народами. Долг религиозных деятелей — молитвой, словом и делом способствовать умиротворению конфликтов, взывать к совести людей, врачевать духовные недуги. Мы высоко оцениваем совместную деятельность в этом направлении Управления мусульман Кавказа и Русской Православной Церкви, в том числе ее Бакинско-Прикаспийской епархии. В ходе братской встречи нами впервые рассмотрен вопрос о создании постоянных форм межрелигиозного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств. Это могло бы весьма положительно повлиять не только на климат в отношениях между общинами верующих, но также на политическую и социальную обстановку на пространстве Содружества. Касаясь созыва очередной встречи религиозных лидеров Азербайджана и Армении при традиционном посредничестве Предстоятеля Русской Православной Церкви, нами приняты во внимание объективные причины, в силу которых эта встреча откладывается на неопределенное время. Выражена надежда, что до конца текущего года она осуществится. Мы высоко оцениваем деятельность президентов России и Азербайджана В.В.Путина и Г.А.Алиева, благословляя их усилия, направленные на развитие дружественных отношений между нашими народами, установление мира и стабильности на Кавказе, возрождение исконных духовных традиций. Верим, что общими усилиями религиозных, государственных и общественных лидеров, всех благонамеренных людей мы сможем приблизить торжество мира, справедливости и всеобщего благополучия. Об этом мы возносим свои молитвы Всемогущему Господу нашему и Создателю, прося, чтобы Дух Его почил над всеми людьми.

http://patriarchia.ru/db/text/24568.html

Иосиф Джугашвили. 1902 год Обретает новое качество и революционная деятельность Иосифа. С 1901 года он становится признанным лидером революционного движения в Закавказье. Под его руководством создается сеть подпольных типографий, в Баку начинает выходить первая нелегальная грузинская социал-демократическая газета «Брдзола» («Борьба») в подпольной типографии «Нина», созданной И.В. Сталиным и Л. Кецховели при финансовой помощи бакинского купца П.И. Багирова, организовываются забастовки рабочих на заводах Манташёва и Ротшильда в Батуми. Все это не могло оставаться без внимания органов правопорядка Российской империи. 21 марта 1899 года на квартире И.В. Сталина при обсерватории прошел обыск и издано распоряжение о его аресте. Ареста удалось избежать потому, что в момент обыска Иосиф не находился дома. Фактически же с 29 марта 1899 года И.В. Сталин перешел на нелегальное положение. В апреле 1902 года после организации массовых антиправительственных манифестаций в Батуми он был арестован и направлен в кутаисскую тюрьму, где заключенные под его руководством в июле 1902 года подняли бунт из-за условий содержания. Требования бунтовщиков были изложены Иосифом тюремной администрации: устроить нары в тюрьме (заключённые спали на цементном полу), предоставлять баню два раза в месяц, не обращаться грубо с заключёнными, прекратить издевательство тюремной стражи и т.д. Тюремный бунт получил широкий резонанс, и справедливые требования заключённых были удовлетворены, однако «смутьяны» были сурово наказаны. Относительно Сталина было принято решение о переводе его вновь в батумскую тюрьму. И.В. Сталин (в центре) с группой заключенных в Кутаисской тюрьме Осенью 1902 года его возвращают в батумскую тюрьму, где он снова организует бунт уже батумских заключённых, требования которых также были удовлетворены, после чего И.В. Джугашвили был отправлен в ссылку в Восточную Сибирь. Местом ссылки определено было село Новая Уда, Балаганского уезда, Иркутской губернии. Через два дня после прибытия к месту ссылки он предпринимает первую попытку побега, оказавшейся неудачной из-за плохой экипировки. В этот же период (конец декабря 1903 года) он получил письмо от В.И. Ленина , положившее начало их совместной деятельности. Сам И.В. Сталин об этом вспоминал следующее: «Впервые я познакомился с В.И. Лениным в 1903 году. Правда, это знакомство было не личное, а заочное, в порядке переписки. Но оно оставило во мне неизгладимое впечатление, которое не покидало меня за всё время моей работы в партии. Я находился тогда в Сибири в ссылке… Письмецо Ленина было сравнительно небольшое, но оно давало смелую, бесстрашную критику практики нашей партии и замечательно ясное и сжатое изложение всего плана работы партии на ближайший

http://ruskline.ru/opp/2019/10/19/stalin...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неизвестная жизнь автора этикетки к «Советскому шампанскому» 10 мин., 12.09.2022 Его творчество знакомо многим из нас с детства: ну кто не помнит шоколад «Золотой ярлык», конфеты «Вишня в шоколаде», «Садко», «Красная Шапочка»? Многие даже коллекционировали их фантики. Правда, мало кому известно, что автором их был художник Михаил Губонин. И уж совсем редки те, кто знает, что прославили его не только этикетки к шоколаду или «Советскому шампанскому», но и церковные росписи, и уникальное собрание документов о жизни Патриарха Тихона. «Писали метрами лозунги…» Миша Губонин родился летом 1907 года в селе Болшево Московского уезда. Отец его Ефим Семенович был купцом — торговал мехами. У него в роду вообще было много купцов. Чего стоит один Петр Ионович Губонин, один из основателей Бакинского нефтяного общества, успешно конкурировавшего на русском рынке с американским керосином. Но после 1917-го такое родство было уже не предметом гордости, а источником смертельной опасности. И профессию себе Миша выбрал далекую от семейных традиций — пошел учиться в Московское художественное училище, открытое в 1925 году к юбилею восстания 1905 года и названное его именем. Выдающийся советский график и модельер Вера Аралова писала о годах, проведенных там: «Наши педагоги любили нас отеческой любовью. В училище царила творческая атмосфера. Выполняли оформительские работы. Писали метрами лозунги, сами терли краски, делали подрамники. Не гнушались никакой работы. Педагоги во всем были с нами рядом». А член Академии художеств СССР Дмитрий Мочальский вспоминал: «Много было практики в области написания шрифта, создания рисунка для текстиля». Губонину эти навыки потом очень пригодились. Михаил Губонин. Фото: Архив ПСТБИ А между тем чем ближе к 1930-м годам, тем круче завинчивались идеологические гайки. Вот чем пестрели протоколы заседаний президиума художественного училища в 1929 году: «Ввиду того что [учащаяся] Пухова является дочерью бывшего фабриканта и крупного торговца, расстрелянного в Октябре, что не было указано в анкете, поданной при поступлении и заверенной жилтовариществом, и лишена избирательных прав — Пухову из числа учащихся исключить»; «Исключить Андрианова за сокрытие социального лица при поступлении в техникум — сын кулака — за участие в вылазке классового врага в техникуме, за злостные прогулы»; «Отчислить за прогулы Краснобаева — как дезертира с фронта просвещения»;«Слушали: Об антирелигиозной кампании. Работа в этой области слаба. Ячейка безбожников не работает, не втянуты преподаватели. Проведена одна лекция. Постановили: Провести ряд бесед об антирождественской кампании. Вывесить ряд лозунгов и плакатов. Провести беседу с неграмотными, сделать уголок, организовать антирелигиозный вечер с приглашением родителей».

http://foma.ru/neizvestnaja-zhizn-avtora...

Международный форум пролайферов " Служение в защиту жизни: опыт и перспективы " состоялся в Санкт-Петербурге января 2012 Он был посвящен подготовке межнациональной акции с требованием запрета абортов, которая будет приурочена к 1 июня - Дню защиты детей. Международный форум " Служение в защиту жизни: опыт и перспективы " прошел с 28 по 30 января в Санкт-Петербурге. Он был посвящен подготовке межнациональной акции с требованием запрета абортов, которая будет приурочена к 1 июня - Дню защиты детей. Во встрече приняли участие пролайферы (защитники жизни) из Белгородской, Уфимской, Алма-Атинской, Волгоградской, Ярославской и Бакинской епархий Русской Православной Церкви, а также представители антиабортных движений Москвы и Санкт-Петербурга. Большинство участников акции - российские пролайферы, поэтому ее главная цель - запрет абортов в России. Но солидарно с россиянами мероприятия намерены провести и русскоязычные жители ближнего и дальнего зарубежья, которые убеждены, что закон должен защищать право на жизнь с момента зачатия. Мероприятия пройдут с 28 мая по 3 июня в десятках городов в виде массовых уличных акций, участники которых намерены соблюдать все требования законодательства. Пикеты и митинги будут согласованы с властями. Большое внимание было уделено информационной работе: созданию и продвижению сайтов, работе со СМИ. Петербурженка Анна Быстрова поделилась опытом общения через Интернет: спасать человеческие жизни можно, отвечая на вопросы пользователей форумов и социальных сетей. В докладе врача Алексея Фокина приводились сведения о том, что доходы от абортов, как и от продажи успокаивающих средств при постабортном синдроме составляют только в США миллиарды долларов в год. В России роль антидепрессантов часто выполняет алкоголь - следовательно, в случае запрета абортов общество станет более трезвым. Один из руководителей проекта по созданию беби-боксов в Санкт-Петербурге Галина Мурзакаева подробно рассказала о проводимой работе. Наталья Пономарева посвятила доклад историям из жизни деятелей культуры и шоу-бизнеса, переживших аборт. Актрисы, певицы, балерины, избавившиеся от детей и впоследствии раскаявшиеся, находятся в центре внимания СМИ. Рассказы о них могут стать аргументами для тех, кто далек от Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=242...

Я думаю, что, помимо блестящего образования, прекрасного знания западных и восточных языков и истории, ИСАА давал нам очень широкий взгляд на мир и гибкость мышления. — В аспирантуру поступали? — Да, я собирался. Хотел писать диссертацию, продолжая тему, которую я выбрал для своей дипломной работы — «Шиитская организация «Амаль» в период гражданской войны в Ливане», сейчас, учитывая события на Ближнем Востоке, это оказалось бы очень актуальной темой. Но мне не суждено было стать аспирантом. Мне предложили послужить Родине, а от таких предложений тогда не было принято отказываться. Из глубины йеменских песков — Вас отправили на Ближний Восток? — Да. Я служил военным переводчиком в Йеменской Арабской Республике (Северном Йемене). В 1987 году меня призвали в армию в качестве военного переводчика, причем не на два года, как полагалось после университета, а на три. Был тогда такой циркуляр министра обороны маршала Соколова, согласно которому в 1987-1988 годах многих после вузов призывали на три года. — До какого звания дослужились? — Старший лейтенант. Еще полгода – и стал бы капитаном, но для этого мне пришлось бы остаться в рядах армии, а я хотел вернуться к гражданской жизни. — Это был полезный опыт или годы, вычеркнутые из жизни? — Годы армии во многом сформировали меня как самостоятельного человека, способного принимать решения и адаптироваться к любой социальной среде, не ныть, принимать ситуацию такой, какая она есть. В 23 года я оказался полностью предоставленным самому себе в совсем непривычных для себя условиях. Это была среда военных советников – офицеров. Они приехали в Йемен из разных концов СССР, от Калининграда до Владивостока. Мы, переводчики из Москвы, Ленинградского, Ереванского и Бакинского университетов были разосланы по разным йеменским частям помогать советникам обучать йеменцев обращаться с комплексами ПВО, танками, самолетами. Для советских военных коренной москвич, выпускник Московского университета, из интеллигентной семьи был, как минимум, фигурой экзотической, как максимум — иногда даже неприятной. В конечном счете, большинство моих коллег оказалось отличными людьми, и мы прекрасно нашли общий язык.

http://pravmir.ru/konstantin-eggert-ne-h...

В 1948 г. Зимин окончил Военную академию Генштаба. В 1949-1951 гг. командовал 42-й воздушной армией ПВО в Бакинском округе. В 1951-1953 гг. был главным руководителем по организации воздушной обороны государственных границ стран народной демократии. В 1950-60-е гг. командовал воздушными армиями в Центральной группе войск и Группе советских войск в Германии. В 1960-1966 гг. Зимин назначен 1-м заместителем Главнокомандующего Войсками ПВО страны. В 1966-1981 гг. он – начальник Военной командной академии ПВО. С 1981 года маршал авиации Г.В.Зимин состоял в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР, а в мае 1992 г. ушел в отставку. Доктор военных наук, профессор Зимин был награжден тремя орденами Ленина, 4 орденами Красного знамени, орденом Октябрьской Революции, многими другими российскими и иностранными орденами и медалями. Умер Г.В.Зимин в 1997 г. в Москве. В этот день в 2018 году скончался известный писатель и публицист генерал А.В.Пыльцын (1923-2018). Александр Васильевич Пыльцын родился 18 ноября 1923 года. В 1941 году закончил школу в городе Облучье Еврейской автономной области. После начала войны был призван в 2-ую Краснознамённую армию Дальневосточного фронта. Закончил в июле 1942 года 2-е Владивостокское военно-пехотное училище в Комсомольске-на-Амуре. Служил на Дальневосточном фронте, с 1943 в Южно-Уральском военном округе. С декабря 1943 года воевал в 8-ом Отдельном штрафном батальоне 1-го Белорусского фронта, прошел от Белоруссии до Берлина. Был командиром взвода и роты. Был трижды ранен. Награжден девятью орденами, в том числе: «Красного Знамени», «Отечественной войны 1 степени», «Отечественной войны 2 степени» – два, «Красной Звезды» – два; и множеством медалей, в том числе: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». После войны окончил Военную академию тыла и транспорта, служил в воздушно-десантных войсках, был заместителем начальника военного училища в Уссурийске, начальником военной кафедры в Харьковском автодорожном институте.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/29/de...

Важным образовательным центром на Северном Кавказе является Ставропольская духовная семинария. В ней училось большинство православных священнослужителей региона; и сегодня в семинарии обучаются представители не только  Ставропольской , но также Пятигорской, Владикавказской , Бакинской и других епархий. Наше сотрудничество с духовной школой имеет и другие измерения. Например, в сентябре в сотрудничестве со Ставропольской духовной семинарией, ПГЛУ и краевым министерством культуры в музыкальном училище города Минеральные Воды начали обучение по новой программе дополнительного образования в области церковной музыки и церковного искусства. Мы продолжаем разного рода дискуссии и встречи, чтобы определить стратегию развития церковного образования, особенно в условиях северокавказского региона. Чтобы церковная миссия и служение были успешнее, с будущего года в Институте государственных и конфессиональных отношений ПГЛУ на отделении исламской теологии начнут обучаться священнослужители нашей епархии. Это очень важный шаг, так как население региона составляют люди разных вероисповеданий. В Пятигорской и Черкесской епархии есть собственные учебные заведения: две гимназии (в Кисловодске и в Черкесске) и один православный детский сад. Есть несколько православных школ — муниципальных общеобразовательных учебных заведений, в которых преподаются основы православного вероучения, исторические дисциплины, связанные с историей Русской Православной Церкви. Думаю, в будущем году шаги по развитию системы образования мы продолжим открытием новых православных детских садов. Важным событием в начинающейся истории Пятигорской и Черкесской епархии стало проведение августовского педагогического совета с участием преподавателей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в муниципальных школах и завучей этих школ. Своим присутствием и активной работой нас поддержали руководители образовательных ведомств Ставропольского края и Карачаево-Черкесской Республики, на территории которых работает экспериментальная площадка по введению предмета ОРКСЭ в курс школьной программы.

http://patriarchia.ru/db/text/1750047.ht...

Продолжает раздел, посвященный исследованию личности Мухаммеда, богословско-полемическое исследование « Зависимость мнимобожественных откровений Корана от обстоятельств жизни Мухаммеда», выходившее в свое время ( 1893 г .) как девятнадцатый выпуск «Миссионерского противомусульманского сборника». Федор Антонович Смирнов (1865 – после 1917), богослов, педагог и историк, окончил  Казанскую Духовную академию. Служил инспектором татарского отделения Закавказской учительской семинарии в г. Гори Тифлисской губернии, а затем директором народных училищ Эриванской губернии и директором Закавказской учительской семинарии в г. Гори. Его перу принадлежат книги: «Мухаммед в фактах жизни и словах Корана» (Казань, 1891), «Краткая история Кавказа» (С-Пб., 1901), «Иллюстрированная русская история» (С-Пб., 1905), «Беседы по родиноведению» (Тифлис, 1908), «Иллюстрированная география Кавказа с отделом родиноведения» (С-Пб., 1912), «Записки по истории педагогики» (Тифлис, 1913) и др. В указанной работе Смирнов приводит интересные фрагменты богословской полемики внутри ислама, в частности, спор мутазилитов и ханифитов о сотворенности или несотворенности Корана: «Модар прямо заявлял, что кто считает Коран несотворенным и вечным, тот богохульник и даже еретик. Он доказывал это аргументом несколько софистическим, но трудно опровержимым для мусульманина. " В самом деле, - говорит он, если Коран вечен, то, следовательно, существует два вечных начала: Бог и Коран; но это противоречит ортодоксальному учению " » . Завершает раздел работа П.К. Жузе « Мухаммед мекканский и Мухаммед Мединский », издававшаяся в 1906 г . в Казани отдельной брошюрой. Пантелеймон Крестович Жузе (1871-1942) – магистр богословия, переводчик, сиро-араб по происхождению – учился в Московской и Казанской духовных академиях. До революции преподавал в Казанской академии (лектор французского и арабского языков). После революции преподавал в Бакинском государственном университете, а затем Азербайджанской государственном научно-исследовательском институте. Помимо выше названной он написал и издал еще несколько книг: «Положение христиан в мусульманских государствах» (Казань, 1897), «Мутазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама» (Казань, 1899), «Ислам и просвещение» (Казань, 1899), «Полный русско-арабский словарь» (Ч.1-2. Казань, 1903), «Из истории Иерусалимской Церкви» (Казань, 1910), «Мусульманская печать в России» (С-Пб., 1911), «Очерк истории Церкви на Востоке» (Казань, 1912).

http://pravoslavie.ru/2678.html

Одним из зачинщиков, агитаторов привлечения ученых к делу развития промышленности был петербургский миллионер В.А. Коркунов, вложивший средства, нажитые на винных откупах, в строительство первого нефтеперегонного завода в Баку, который, однако, приносил ему порядка 200 тысяч рублей убытков в год. Нефтепромышленник разыскал 29-летнего приват-доцента Менделеева, только что издавшего свой первый учебник «Органическая химия», и уговорил его поехать в Баку изучать нефтяные промыслы. В придачу к полному пансиону вручил ему тысячу рублей с одной только просьбой: «Либо помогите устранить убытки, либо закройте завод». О своей первой поездке на Кавказ Менделеев позднее вспоминал так: «На месте, что можно было, старался поправить и направить. И вышло так, что через год получился чистый доход более чем в 200 тыс. рублей. Приезжает ко мне тогда Коркунов и предлагает поехать править его дело в Баку, в год получать по 10 тыс. рублей, до 5% с чистого дохода, разочтенного как в этот год. Ни минуты не думая, отказался, чего, конечно, не сделал бы на моем месте ни англичанин, ни француз, ни немец…» «ОСВЕТИТЬ И СМАЗАТЬ ВСЮ РОССИЮ…» Главным поставщиком керосина, использовавшегося в осветительных приборах, для всей Европы в то время была Германия. А Россия закупала в огромном количестве американский. Его поставки в 1864 году составили 189,1 тыс. пудов, в 1869 году — 1099,5 тыс. пудов, а в 1872 году — 1790,3 тыс. пудов. В то время как, по данным таможенной конторы, из Бакинского порта с 1869 по 1872 год было вывезено только около 1200 тыс. пудов керосина. После присоединения Азербайджана к России правительство отдавало бакинские нефтяные колодцы на откупное содержание. Нефтяные колодцы переходили из рук в руки, нефть добывалась примитивным способом и поставлялась на продажу в сыром виде, а частные потуги отдельных предпринимателей наладить переработку не могли составить конкуренцию американцам. Трудно сказать, насколько предугадывал Менделеев перспективы только еще открывающегося международного рынка нефти и то положение, которое в нем может занять Россия, но со времен своей первой поездки в Баку в 1863 году делу установления нефтеперерабатывающего производства служил многие годы наравне с занятиями наукой.

http://pravmir.ru/ekonomicheskie-idei-d-...

Диакон Захария Бегдаш передал собравшимся приветствие от председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойды и выразил мнение о важности развития и укрепления межрелигиозного сотрудничества для гармонизации международных отношений. Он также передал участникам мероприятия приветствие председателя Российской ассоциации защиты религиозной свободы С.А. Мельникова. В своем выступлении, посвященном международному сотрудничеству, президент Международного Фонда духовного единства народов В.А. Алексеев отметил, что в современном мире «главный нерв глобального столкновения — борьба за ценности». Глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий в своем слове отметил хороший уровень церковно-государственных отношений в Узбекистане и в целом в центральноазиатском регионе: «Между религиозными конфессиями и власть предержащими в нашем регионе, в Среднеазиатской митрополии, среди стран Средней Азии идет очень большая работа для того, чтобы сохранить в этом регионе мир, согласие, любовь, уважение между всеми людьми религиозными конфессиями, национальностями». Временно управляющий Бакинской и Азербайджанской епархией Русской Православной Церкви и Патриаршим благочинием приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в своем выступлении отметил миротворческие усилия Русской Православной Церкви по урегулированию конфликта в Карабахе и предотвращению его перерастания в конфликт между последователями разных религий, а также осветил деятельность Церкви по поддержке православной общественности в Азербайджанской Республике и Туркменистане. Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Савватий, затрагивая тему недавнего кризиса на границе Киргизии и Таджикистана, подчеркнул важность исторического просвещения, поскольку народы Центральной Азии, исповедующие православное христианство и ислам, объединяет многовековая общая история, дающая прекрасные примеры дружбы и совместного преодоления трудностей.

http://sinfo-mp.ru/predstaviteli-russkoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010