Не приведет ли это разделение к противостоянию религий и культур? На этот и другие вопросы в интервью «Литературной газете» отвечает председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. 27 2010 р. 15:39 Интервью протоиерея Всеволода Чаплина «Журналу Бакинско-Прикаспийской епархии» [Ihmepb " ю] В интервью «Журналу Бакинско-Прикаспийской епархии» протоиерей Всеволод Чаплин рассказал о деятельности возглавляемого им Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. 15 2010 р. 10:00 Епископ Зарайский Меркурий: Преподавание основ религиозных культур и светской этики — начало нового этапа церковно-государственных отношений в сфере образования [Ihmepb " ю] Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий прокомментировал ситуацию с началом преподавания в общеобразовательной школе «Основ религиозных культур и светской этики». 14 2010 р. 17:04 Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий: Забота о клире — долг архиерея [Ihmepb " ю] О возможностях создания общецерковной системы социальной поддержки духовенства и причта, приоритетных проектах деятельности Управления делами Московской Патриархии и опыте социального служения Саранской епархии в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал управляющий делами Московской Патриархии митрополит Варсонофий. 14 2010 р. 13:36 Эпоха возвращения [Ihmepb " ю] Какая судьба ждет храмы, являющиеся историческими памятниками? Что принесет готовящийся в правительстве законопроект о передаче религиозным организациям государственного и муниципального имущества? На эти и другие вопросы обозревателю «Известий» Борису Клину ответили глава Росохранкультуры А.В. Кибовский и председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. 12 2010 р. 12:51 Протоиерей Аркадий Шатов: Одна из задач отдела — предложить программы социальной деятельности, которые можно было бы реализовать в каждой епархии [Ihmepb " ю] В интервью «НГ-Религии» председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению протоиерей Аркадий Шатов рассказал о задачах и основных направлениях деятельности отдела.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Пока предложения религиозных деятелей остаются на стадии рассмотрения. Тем не менее интерес к религии в обществе есть, просто этот вопрос в Азербайджане решается в иной плоскости. Во-первых, у нас создан Международный центр мультикультурализма, который анализирует современную ситуацию в области межрелигиозного и межнационального диалогов. При высших учебных заведениях открыты кафедры мультикультурализма. В рамках учебного процесса в наши храмы приходят студенты высших учебных заведений, которые узнают о жизни Русской Православной Церкви, ее деятельности, о христианской культуре. В последнее время в храмах проводятся экскурсии для учащихся средних общеобразовательных школ. Преподаватели заранее согласовывают с нами возможность посещения, после чего мы проводим экскурсии, рассказываем о нашей жизни и отвечаем на вопросы школьников. — Как осуществляется внебогослужебная — образовательная, социальная и культурная — деятельность в храмах епархии? Есть ли подобные проекты общеепархиального масштаба? — Конечно, жизнь приходов Бакинской епархии не ограничивается только стенами храмов и одной богослужебной деятельностью. На каждом приходе проводится определенная работа социальной, образовательной и культурной направленности. Все приходы помогают малообеспеченным людям. При каждом храме организованы благотворительные столовые, в которых наряду с сотрудниками получают питание нуждающиеся. Помимо этого мы привозим горячее питание лежачим больным на дом. Ежемесячно выдаем продуктовые наборы одиноким престарелым, больным. Социальные службы приходов Бакинской епархии оказывают посильную помощь в получении утерянных документов, трудоустройстве, лечении, предоставлении юридической помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Порой приходы берут на себя и вопросы, связанные с похоронами одиноких прихожан. Большую помощь в работе социальных служб оказывают волонтеры. Что касается образовательных проектов, то при каждом храме есть детские воскресные школы, где дети изучают Закон Божий и церковное пение.

http://patriarchia.ru/db/text/5354285.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл принял участие в открытии II Бакинского саммита религиозных лидеров мира 14 ноября 2019 г. 16:09 14 ноября 2019 года в Бакинском Конгресс-центре открылся II Бакинский саммит религиозных лидеров мира. Организаторами форума, приуроченного к 70-летию председателя Управления мусульман Кавказа (УМК) Шейха-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде и 40-летию его пребывания в должности председателя УМК, выступили Управление мусульман Кавказа и государственная власть Азербайджанской Республики. Участников саммита приветствовал Президент Азербайджана Ильхам Алиев. «Эта международная встреча очень важна, и мы гордимся тем, что уже во второй раз Азербайджан принимает это грандиозное мероприятие», — подчеркнул глава государства. Он отметил, что в Азербайджане издавна поддерживается традиция конструктивных межрелигиозных контактов и диалога: «В течение столетий в нашей стране проживали представители различных этнических групп, различных религий — как единая семья, в условиях дружбы и взаимопонимания. Религиозное и национальное разнообразие — наше большое сокровище. Это способствует успешному развитию, стабильности». Ильхам Алиев высоко оценил труды Шейха-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде, подчеркнув, что он приобрел большой авторитет как внутри страны, так и за ее пределами. Президент Азербайджана вручил главе Управления мусульман Кавказа высшую награду страны — орден Гейдара Алиева. Далее прозвучало выступление председателя Управления мусульман Кавказа Шейха-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде. Со словом к гостям и участникам саммита обратился Святейший Патриарх Кирилл. Он акцентировал внимание присутствовавших на новых вызовах, вставших перед традиционными религиями. «Последние десятилетия были омрачены многочисленными конфликтами в разных точках земного шара и невиданным доселе разгулом терроризма, — констатировал Его Святейшество. — Террористы проливают кровь невинных мирных людей. Шри-Ланка, Новая Зеландия, Сирия, Ирак, Афганистан, Германия, Франция — вот далеко не полный список стран, где лишь за последние два года происходили потрясшие мир теракты».

http://patriarchia.ru/db/text/5531473.ht...

Можно соотнести и отношение нынешних украинских властей с тактикой действия большевиков в ходе этой и той ГВ. Как известно, ВФУ не церемонятся не только с попавшими к ним в плен российскими солдатами, но и со своим же гражданским населением: снося целые жилые кварталы массированными бомбардировками и не только Донецка. А вот ссылки на Ленина. Например, 3.06.1918 он телеграфировал председателю Бакинской ЧК: «Можете ли вы передать Теру (председатель Бакинской ЧК С.Тер-Габриэлян. – Авт.), чтобы он всё приготовил для сожжения Баку полностью, в случае нашествия…» (РГАСПИ. Ф.2. Оп.2. Д.109) или относительно Казани в сентябре 1918-го Троцкому в Свияжск: «Удивлён и встревожен замедлением операции…, особенно если …вы имеете полную возможность артиллерией уничтожить противника. По –моему нельзя жалеть города и откладывать дольше, ибо необходимо беспощадное истребление» (ПСС. Т.50 с.178). Схожей является и ситуация с мобилизацией: как известно, «красные» на всей подконтрольной им территории, после провала идеи формировать свои вооруженные силы из добровольцев, создали сеть военкоматов с принудительным привлечением в ряды РККА всего мужского населения, что позволило поставить под ружьё 5 млн. человек. «Белые» же, как и нынешняя Россия, предпочитали добровольцев и лишь позднее признали необходимость проведения частичной мобилизации. Ещё одна аналогия – идеологическая. Киевская хунта сразу определилась, за что она ведёт войну – врагами незалэжной Украины объявлены: агрессор – Россия, все русские, сам Русский мир, включая русский язык, культуру и прочее. Не под теми же лозунгами разрушения всего старого «мира насилия» формировалась идеология большевизма и советизма? Тогда, также, как и сейчас крушились памятники неугодным политическим и военным деятелям, объявленным «царскими сатрапами» и «прислужниками капитала», переименовывались улицы и города, менялся календарь, орфография, мифологизировалась и вычищалась (искажалась) история, а с «парохода современности» выбрасывался Пушкин и иже с ним. Следом от родных берегов отправился уже вполне реальный «философский пароход» с неугодными узурпаторам деятелями русской консервативной мысли и учёными, среди которых были известные всему миру философы: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, изобретатели и учёные с мировым именем: В.В. Зворыкин, П.А. Сорокин. Ещё раньше Россию вынуждены были оставить такие звёзды мировой величины, как: И.И. Сикорский, И.А. Бунин, Б.К. Зайцев, М.А. Цветаева, В.Ф. Ходасевич, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Ф.Ф. Шаляпин и многие другие. Сегодня на Украине происходит так же насильственная и тотальная зачистка от всего русского: кто из её носителей и сторонников «русскости» не успел убежать, подвергся репрессиям или просто был убит или показательно сожжён как в Одессе.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/16/ne...

Архив Пн Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на II Бакинском саммите религиозных лидеров 14 ноября 2019 г. 12:53 14 ноября 2019 года в столице Азербайджана Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии II Бакинского саммита религиозных лидеров. Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый господин Президент! Досточтимый Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые религиозные лидеры и гости саммита! С большой радостью прибыл в Баку по приглашению Правительства Азербайджана и дорогого брата — Шейха-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде — гостеприимного хозяина саммита. Хотел бы выразить признательность Президенту Республики Ильхаму Гейдаровичу Алиеву за всемерную поддержку этого грандиозного мероприятия. За прошедшие почти 10 лет с момента проведения в апреле 2010 года Первого Бакинского саммита мировых религиозных лидеров в сфере межрелигиозных отношений наметились новые тенденции, перед традиционными религиями встали новые вызовы. В последние годы в Баку и во многих странах мира под эгидой Азербайджана проводятся многочисленные межрелигиозные и межкультурные мероприятия, призванные сообща ответить на сложные вопросы современности. Во многом благодаря усилиям главы Управления мусульман Кавказа Азербайджан стал важной площадкой для межрелигиозного диалога глобального уровня. Последние десятилетия были омрачены многочисленными конфликтами в разных точках земного шара и невиданным доселе разгулом терроризма. Террористы проливают кровь невинных мирных людей. Шри-Ланка, Новая Зеландия, Сирия, Ирак, Афганистан, Германия, Франция — вот далеко не полный список стран, где лишь за последние два года происходили потрясшие мир теракты. Мы должны признать, что против традиционных религий идет настоящая война. Она ведется в городах и селах, в храмах и мечетях, в информационном пространстве и, что важнее всего, в умах и душах людей. Опаснее всего то, что в этой войне на передовых сражаются представители молодого поколения. Идеологи экстремистских движений используют отсутствие жизненного опыта у молодежи, ее готовность защищать свои взгляды любой ценой. Все это усугубляется очень низким уровнем осведомленности, недостатком базовых знаний не только о других религиях, но даже о своей собственной религиозной традиции.

http://patriarchia.ru/db/text/5531376.ht...

Так у баптистов дело происходит доныне. И теперь у них, положим, в Петербурге Фетлер развязно совершает крещение по не виданному в Библии чину. Крещаемым он, как и Унгер, дать Духа Божия, разумеется, не может. И выходит потому из баптистского крещения не таинство веры, а одно лицедейство – представление, шумиха. Свидетельство против самонадеянности баптистов от их же собственной жизни В одном «Протоколе заседания Бакинской баптисткой общины по делу В. А. Миронова», видного в свое время распространителя баптистского вероучения среди окружающих его православных людей, мы находим любопытные данные для определения вообще действительной стоимости религиозных верований баптистов. Миронову его единоверцы ставили в вину: «во 1–х, то, что он при приемке новыхчленов никогда не соблюдал тишины и спокойствия, в особенности когда председателем ставился вопрос: «веруешь ли, что ты спасен Христом и после смерти будешь с Ним?». Миронов этого вопроса никогда не выносил, считая его «постановлением человеческим». А председателя за такой вопрос называл лжецом, говоря: «откуда ты это знаешь?». И тем показывал, что он сам в это не верит; 2), верует против христианского учения: что крещение, по его мнению, совершается для прощения грехов и возрождение происходит только в крещении; тогда как крещение преподается возрожденному, следовательно, учение, которого держится Миронов, есть ересь; в 3–х, Миронов никогда не держит своего слова и не исполняет того, что обещает; с людьми же не рассчитывается, как следует, на что в общину поступило много жалоб»... Из приведенного начала «Протокола» бакинской общины баптистов, таким образом, следует, что они будто бы знали и других членов в том уверяли, что, когда они умрут, так «непременно будут в раю со Христом». Миронов по поводу такой самоуверенности баптистов волновался и шумел. За это его они осудили. Но мы спросим, как спрашивали в свое время Фетлера в Ростове на Дону: откуда баптисты, действительно, знают, что каждого из них ожидает после смерти? Пусть приведут нам на то хоть один решительный текст. А нам известно, что Павел Ап. запретил христианам судить самим о себе, чего кто из них достоин перед Богом. Он написал в Послании к Коринфянам: «хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; Судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор. 4:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Количество прыгунов в Закавказье в 1908 году было следующее: в Тифлисской губ. 91 человек, в Карской области – 3398, в Эриванской губ. – 1821, в Елисаветпольской губ. – 3286, в Бакинской губ. – 469. Всего – 9065. Прыгуны существуют и в других губерниях России, между прочим, в Ставропольской. Прыгунские песни распространены в Самарской губ. между мормонами основателем мормонской секты Ив. Гр. Каныгиным, некоторое время скрывавшимся в Закавказье от солдатчины. Грузинский епархиальный миссионер, священник Александр Дунаев Секта мормонов в Закавказье. Свящ. А. Дунаев I Секта мормонов в Закавказье, именно в Бакинской губ., в Шемахинском уезде, в с. Чухур-Юрт появилась в среде местных молокан в 1900 г. С. Ч.-Юрт расположено в 10 вер. на северо-запад от г. Шемахи: основано в 1843 г. и населено донскими казаками молоканами, выселенными по распоряжению властей, с молочных вод на карабахские степи Елисаветпольской губ. В 1890 г. после усиленной пропаганды штундовых миссионеров, во главе с известным В. Павловым, появились здесь и штундо-баптисты; после чего с. Ч.-Юрт стали извещать известный штундовые вожаки: Д.И. Мазаев, В.В. Иванов, Факелов и др. Посещали с. Ч.-Юрт и разные заграничные пропагандисты. Представителем мормонов в Чухур-Юрте является Исаия Леонтьевич Савченко, лет 45-ти. Сами мормоны появление своей секты в Ч.-Юрте объясняют таким образом. Отец Исаии, Леонтий Алексеевич Савченко, в 1873г. из Черноярского уезда Астраханской губ. сослан был с отцом своим Алексеем Савченко в г. Баку. Из Баку Савченко переселился в с. Ч.-Юрт. По объяснению Исаии Савченко, отец его Леонтий будто бы и принес Ч.-Юрт содержимое ныне Ч.-Юртскими мормонами учение, которое на первых порах было принято 10–12 домохозяевами в Ч.-Юрте. «От родителя часть такого толкования слышали, а потом сами стали доходить», объясняли мне братья Исаия и Григорий Савченко. Так объясняли и некоторые из молокан Ч.-Юртских. Но так утверждающих можно заподозрить в желании скрыть настоящего насадителя в Ч.-Юрте мормонской секты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Мероприятие проходило под председательством митрополита Казанского и Татарстанского Феофана и председателя Организации по культуре и исламским связям Ирана Абузара Эбрахими Торкамана. В ходе мероприятия были заслушаны доклады участников встречи, посвященные теории и практике межрелигиозного диалога, вопросам понимания справедливого и прочного мира, защиты религиозных меньшинств на Ближнем Востоке и в Северной Африке, теме академического и культурного взаимодействия. По итогам заседания было принято совместное коммюнике. Очередной раунд переговоров намечено провести в Тегеране в 2018 году. Абузар Эбрахими Торкаман и аятолла Мухаммад Али Тасхири были приняты Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Также состоялась встреча членов иранской делегации с председателем Отдела внешних церковных связей митрополитом Волоколамским Иларионом. Совместная российско-иранская комиссия по диалогу «Православие-Ислам» образована в 1997 году. Ее заседания проходили в Тегеране (в 1997, 2001, 2006, 2010 и 2014 гг.) и Москве (в 1999, 2004, 2008 и 2012 гг.). На заседаниях комиссии рассматривались, в частности, темы места и роли религии в современном мире, межцивилизационного, межкультурного и межрелигиозного диалога, прав человека, глобализации, проблемы терроризма и экстремизма, духовно-нравственного кризиса в обществе, отдельные вопросы христианского и исламского богословия и антропологии, проекты академического взаимодействия, а также положение религиозных меньшинств на Ближнем Востоке. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви на X заседании российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам», посвященном теме «Межрелигиозный диалог и сотрудничество как инструменты достижения прочного и справедливого мира».   ЖУРНАЛ 93 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, об участии в V Бакинском международном гуманитарном форуме. Справка: 29 сентября 2016 года митрополит Волоколамский Иларион по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принял участие в V Бакинском международном гуманитарном форуме, где выступил с докладом о роли межрелигиозного диалога в современном обществе, угрозах экстремизма и терроризма и путях их преодоления и профилактики.

http://patriarchia.ru/db/text/4645730.ht...

А остатки кабанчика обеспечили семью едой еще не на один день. 2001-й  был годом моего сорокапятилетия и папиного восьмидесятидвухлетия[ 2 ]; (через полтора года папа мирно кончался). Трапезу, как и в 1999 году[ 3 ],  организовали в роще вблизи нашего села.  Большая для нашей местности роща уступами лужаек спускалась к глади пруда.  Молодая зелень листьев и трав, медово-цветущие акации, ковры из разноцветных диких ирисов, васильков,  фиалок и иных луговых самоцветов, неумолкаемые трели соловьев. Постепенно открывали мы красоту нашего степного края — ведь первые годы воспринимали его лишь как прокаленное на солнце глинистое поле. Для праздника  была выбрана большая поляна над верхней частью пруда: слегка наклонная зеленая площадка, окруженная густыми зарослями деревьев и кустарника. Как и два года назад, «гвоздем программы» являлся кабанчик. На этот раз свиненыш был покрупней прошлого; кажется, один из последних в нашей свиной плеяде.  Приготовить кабанчика решили профессионально;  мой давний институтский друг Володя Савин, владелец ресторана «Колизей»,  откомандировал к  нам своего шеф-повара. Шеф-повар оказался армянином с умилительным именем Гусик[ 4 ]. Столь же умилительным Гусик был и внешне: небольшого роста, округлый, очень спокойный и улыбчивый. За пару дней работы над кабанчиком Гусик рассказал мне историю своей жизни. Они всей семьей бежали в Украину  после одного из кавказских катаклизмов: то ли Бакинской резни, то ли Карабаха, то ли Спитакской трагедии — не помню точно. Все его родственники были коренные селяне, именно сельский труд они знали и любили. Перебравшись в Украину,  решили и тут заняться сельским производством. Не учтя того, что здесь патриархальный сельский уклад давно разрушен, и искусственно перенести его из одной страны в другую невозможно. Но они попытались; подробностей я не помню, кроме одной, колоритной. Семья Гусика сразу где-то раздобыла привычный для них вид транспорта — ослика  (у нас осликов я видел только в зоопарке). Ослика снабдили  изготовленной на заказ одноосной  бричкой на высоченных колесах. Однажды Гусик ехал на бричке через заливное поле, уже замуленное и погибающее[ 5 ]. В какой-то момент он заметил, что едут они все медленней, и что ослику приходится прикладывать все больше усилий. Он посмотрел вниз: привычные к каменистым дорогам Армении узкие колеса брички продавливали все более глубокую колею.  Скоро экипаж остановился; точнее, он уже не двигался вперед, но продолжал опускаться в грунт. Минут через пятнадцать растерянный Гусик сидел на скамейке брички, лежащей днищем на земле; ослик завяз в глине всеми ногами, и тоже опустился почти по брюхо. Правда, в отличие от Гусика, ослик был совершенно спокоен. Гусик выбрался из брички и отравился пешком  домой. К темноте он вернулся с гусеничным трактором. Ослика и бричку вытащили из болота: ослик был цел, бричка ремонту не подлежала.

http://pravmir.ru/pashalnyiy-chelovek/

Семья - Уважаемый Вячеслав Леонидович, расскажите начала о своих родителях. Как вы провели детство, отрочество и юность, в каких условиях росли? - Я из семьи военнослужащего. И мама и папа были юристами. Оба закончили юрфак Бакинского университета, я и родился в Баку. Отец ушел на фронт добровольцем в 1941 году и практически всю войну воевал. Мама работала в тылу, шила мешки, которые набивали песком, чтобы защищать рубежи нашей обороны. После войны отец вернулся с фронта. Он всю свою жизнь до пенсии работал в военной юриспруденции, дослужился до звания генерала, был прокурором Северного флота. После увольнения он не оставил свою специальность. Как он говорил, пересел из одного кресла в другое - из кресла прокурора в кресло адвоката, хотя, в принципе, он и начинал после университета адвокатом, т.е. вернулся к своим корням. И был довольно успешным человеком здесь у нас в Санкт-Петербурге: почетный адвокат России, выиграл целый ряд достаточно громких процессов, имел ряд адвокатских регалий. Вообще был смелым человеком в своих суждениях, стремился всегда к истине. Он написал книжку, которая называлась «Исповедь военного прокурора», где он изложил свою жизнь, в основном, профессиональную, но там есть эпизоды, касающиеся и его семейной жизни, детства, юности и войны. На войне он встречался с известным генералом И.А. Серовым (недавно А. Хинштейн издал его обнаруженные дневники), и Серов на мнение отца относительно того, что надо оправдать одного солдата, написал, что самого следователя надо расстрелять. Один из рассказов отца так и называется: «Расстрелять. Серов». Он смелый был человек, отстаивал свои принципиальные позиции, таким он и остался в памяти своих коллег. Параллельно адвокатской деятельности он занимался педагогической деятельностью, преподавал юриспруденцию. Он очень любил студентов, и студенты его очень любили. У него были очень интересные лекции по «сократовскому методу» - лекции в форме диалога. Отец подключал к разговору студентов, ставил некие проблемы, и они эти проблемы вместе решали в аудитории. Вот такие у меня очень светлые воспоминания об отце. Он умер в 84 года. В этом году 8 февраля ему должно было исполниться 100 лет.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/26/mne_...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010