Состоялась встреча Патриарха Алексия и председателя Высшего религиозного совета народов Кавказа Баку, 15 сентября 2005 г . Фото Ю. Клиценко Его Святейшество поздравил Шейх-уль-Ислама Аллахшукюра Паша-заде со значимым юбилеем – 25-летием пребывания на высоком и ответственном посту Шейх-уль-Ислама, духовного главы мусульман Закавказья, сообщает Седмица.Ru. Патриарх Алексий в частности сказал, что труды духовного лидера мусульман Кавказа способствовали сохранению единства мусульман и всего азербайджанского народа, а также приумножению авторитета традиционного исламского духовенства. Его Святейшество считает, что Аллахшукюр Паша-заде был и остается наиболее уважаемым мусульманским лидером на пространстве Содружества Независимых Государств, своим примером наглядно демонстрируя, что духовные управления мусульман при должном администрировании способствуют полноценному религиозному возрождению. Патриарх Московский и всея Руси Алексий высоко оценил усилия Главы мусульман Кавказа, направленные на борьбу с псевдорелигиозным экстремизмом, ставшим за последние годы серьезной угрозой безопасности наших народов, отметив, что практически все страны СНГ, население которых исповедует такие традиционные религии, как православное христианство, ислам, иудаизм и буддизм, стали сейчас объектами экспансии чуждых им религиозных объединений. Патриарх Алексий выразил обеспокоенность непрекращающимися попытками вовлечь религиозные конфессии в политическую борьбу, использовать ее в качестве щита для сомнительных социальных и экономических манипуляций. Его Святейшество считает очень важным объединение усилий духовных лидеров традиционных конфессий Содружества Независимых Государств, которое приобрело видимые формы в рамках Межрелигиозного совета СНГ, созданного весной прошлого года, и отмечает, что главным инициатором создания этой организации выступил Шейх-уль-Ислам Аллахшукюр Паша-заде. Патриарх Московский и всея Руси Алексий поблагодарил Главу мусульман Кавказа за ту поддержку, которую он оказывает Бакинской епархии Русской Православной Церкви. «Во многом благодаря активной позиции Шейх-уль-Ислама Аллахшукюра Паша-заде, православное духовенство и миряне Азербайджана имеют благодатную возможность жить полноценной духовной жизнью в соответствии с традициями своей веры. Состояние межрелигиозного диалога в Азербайджанской Республике может служить добрым примером взаимоотношений между мусульманами и христианами», – считает Патриарх Алексий.

http://pravoslavie.ru/14556.html

о бабушке моей Бадам-ханум, которая еще в младенчестве моем (так уж сложилось) заменила мне мать; она была старшей дочерью купца первой гильдии Сеид Мамеда Ахундова, вложившего весь свой капитал в приобретение нефтеносного участка земли в бакинском пригороде, экспроприированного позже большевиками; единственная в нашем роду она получила высшее образование на национальном языке, будучи великой труженицей, до последнего своего часа учила в школе малышей; которая все жалела казненного царя и время от времени перепрятывала тетрадь с переписанными ею от руки стихами “запрещенного” поэта Сергея Есенина; о деде моем Исрафиле Ибрагимове, отце моей матери, профессиональном революционере, заместителе председателя подпольной большевистской организации Закавказья, по заданию которой работал в руководстве жандармского управления края; после революции он стал народным комиссаром, возглавив в республике борьбу с бандитизмом и контрреволюцией; в сорок лет после страшных пыток и издевательств — ему живому выкололи глаза и сожгли бороду его бывшие соратники; он был казнен своей же властью и сброшен в безвестный нефтяной колодец, так что и могилы его нет; позже тою же властью он был реабилитирован и назван ею “рыцарем революции”; о его жене Любови Азимовой, моей бабушке, уроженке Смоленской губернии, выброшенной после ареста и гибели мужа с тремя маленькими дочерьми на улицу; о маме моей Назакет Ибрагимовой, ставшей матерью троих сыновей; много лет она жила со страшным клеймом дочери “врага народа”, а на закрытом процессе над палачами своего отца, еще юная, выступала от лица детей репрессированных родителей и после этого много месяцев пролежала в больнице с нервным потрясением; о моем отце Давуде, который, как и мама, побывал в шкуре сына “врага народа”; в войну, еще мальчиком, юнгой ходил на сухогрузе в Иран и тем помогал семье хоть как-то продержаться, пока не было отца и братьев, ушедших на фронт; позже он стал кадровым офицером, как и все мужчины в нашем роду, затем инженером, наделенным всевозможными талантами, ни один из которых так и не смог реализовать в полной мере; он любил читать мне книги на русском языке и первый привил мне любовь к литературе;

http://azbyka.ru/fiction/tajna-russkogo-...

Патриарх Кирилл также отметил роль председателя управления мусульман Кавказа как исламского лидера. «Вы пользуетесь большим авторитетом у стран бывшего Советского Союза и большим авторитетом России. Россия и Азербайджан тесно связаны друг с другом», — констатировал Святейший Владыка. По его словам, в Азербайджане живет самая большая русская диаспора, и русские являются важным фактором в жизни республики. «То же мы можем сказать и об азербайджанцах, которые проживают в России. Среди них есть много влиятельных людей, которые занимаются бизнесом, политикой. В России мы никогда не делим людей по национальному признаку: все граждане нашей страны имеют равные права, могут строить карьеру и в бизнесе, и в политике. Мы сознаем, что именно такое отношение к людям разных национальностей формирует уникальный образ России как многонационального государства, — засвидетельствовал Святейший Владыка, подчеркивая важную роль религии в формировании добрых отношений людей разных национальностей, живущих в России. В беседе с духовным лидером мусульман Азербайджана Патриарх Кирилл также отметил, что ярким примером добрых отношений, в том числе и государственных властей Азербайджана к православным гражданам страны является открытие в ноябре 2013 года в Баку религиозно-культурного центра Бакинско-Азербайджанской епархии. «Я бы хотел сказать о том, что наша православная епархия в Азербайджане, в том числе при Вашей поддержке, чувствует себя благополучно, — констатировал Святейший Владыка. В ходе встречи Предстоятель выразил особую озабоченность положением христиан в странах Ближнего Востока и Северной Африки. «Проблема терроризма — одна из самых больших, с которыми сегодня сталкиваются люди, и у нас с вами всегда была общая позиция в отношении борьбы с терроризмом, — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. — Сегодня мы знаем, как страдают люди на Ближнем Востоке, Северной Африке, но особому уничтожению подвергаются христианские меньшинства. Христиане исчезают с Ближнего Востока — с того места, где возникло христианство. И последствия этого исчезновения сейчас даже невозможно проанализировать. Страшно представить, что может произойти с этими государствами в результате исчезновения христианской общины, ибо ее присутствие создавало правильный баланс и придавало большое значение, в том числе и политике ближневосточных государств». По словам Его Святейшества, сегодня существует опасность, что с исчезновением христианских меньшинств будет радикализироваться, в том числе и политическая ситуация в странах Ближнего Востока.

http://75.patriarchia.ru/db/text/4696302...

В третьей главе делаются далеко не бесспорные предложения автора по некоторым вопросам нашей жизни. Конечно, читатель сам определится в достоинствах (при их наличии) и недостатках работы. Нами предпринята попытка взглянуть на будущее страны через призму прошлого и настоящего ее положения, проводя исторический вектор возможного развития. В свое оправдание автор может сказать, что работа написана искренне, что он не претендует на роль оракула, но свою точку зрения имеет... Эту книгу можно рассматривать как предварительные наброски, своеобразный препринт. В ней можно увидеть разные подходы к рассмотрению того или иного вопроса. Автор понимает необходимость подготовки фундаментальной работы, касающейся затронутых вопросов и базирующейся на современных методах исследований. Благодарю д.т.н. В.В. Бринзу за полезные советы, М.Н. Торба - редактирование. Глава I Мнений много - отечество одно Родиться русским слишком мало. Им надо быть, им надо стать. И. Северянин. Письма из разных мест... «...Многие ваши мысли, Борис Алексеевич, созвучны с моими, хотя с некоторыми не могу согласиться. Хотелось бы узнать Ваше мнение о положении русских, оставшихся за пределами России. Если наша страна и будет кем-то прирастать, то именно за их счет. Там, в бывших союзных республиках, они не растеряли свою «русскость», более чем иные россияне чтили и чтят народные обычаи, культуру, свои национальные корни. Но Москва готова раскрыть границы азиатам, а не своим людям, хотя изгоями сделала их самолично, отправляя то на освоение казахстанской целины, то на добычу бакинской нефти. Нередко иммигранты (преимущественно коренные жители южных республик), приезжая в Россию, устанавливают «тесные творческие» контакты с местной властью, которая вступает в «особые» отношения с ними. Причем происходит это на глазах у всех и весьма раздражает людей. В то же время русскоязычные или русские люди, возвращаясь на историческую родину из тех же республик, мыкаются с оформлением гражданства, регистрации и т.д. Потому что бюрократические крючки позволяют властям измываться над ними годами. По моему разумению, разговор о национальной идее, национализме несколько блекнет без конкретных предложений, как помочь русским людям, оказавшимся вне России. Пока же получается, что они там изгои и Родине тоже не нужны. Обидно до слез - это я не понаслышке знаю: моя семья когда-то получила в Амурской области статус беженца Думается, многие читатели Вашей книги, как и я, найдут немало тем для раздумий о будущем России, исторических параллелях, споров о путях выхода из тупика, для дискуссий о значимости личности в истории, а главное - о том, сколько еще десятилетий наши горе-реформаторы будут барахтаться в собственных лужицах бессилия, страха и безделья.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/19/...

 Бабушка нарожала много детей. Самым любимым и одарённым был Фазиль ( потом его именем меня назвали). Дожил он только до пяти лет. Молочница принесла молоко от коровы, заболевшей бруцеллезом.  Вторым любимым сыном был Али. Он прибавил себе возраст, чтобы уйти на фронт. В одном из боёв его контузило, когда он открыл глаза, увидел склонившегося нем ца, он понял, что попал в плен. Прошёл через страшные концлагеря и в конце концов бежал оттуда. Партизанил в Греции, Италии. А когда вернулся на Родину, его, как водится, отправили в наши сибирские Гулаги. Но он и оттуда убежал. Вспоминая те годы, он говорил, что по сравнению с сибирским лагерем фашистские были санаторием.  Его мечта была стать врачом, он даже поступил в медицинский, но вскоре его отчислили из-за того, что он был в плену. После всех этих потрясений он умер на руках у своей мамы, моей дорогой бабушки, глубоко измождённым, седым стариком, без зубов, с отбитыми внутренностями. Было ему двадцать семь лет. На дворе был 1949 год. И когда в 1953 году родился я, она отдала м не всю свою любовь.  Господь послал ей лёгкую смерть за её великие труды и за необыкновенную любовь к людям, за бескорыстие. Она нам говорила:»Вы не будете со мной мучиться, когда я состарюсь, и я не буду лежать ни одного часа, а упаду, как натрудившаяся лошадь». И действительно, необычайная труженица, лучший в городе педагог. Каждый день она писала подробный план на завтра и во время составления очередного плана с ней случился сердечный приступ и не у спели просохнуть чернила, как её не стало.  - Моя золотая бабушка, - говорит Василий, - оставила мне столько наказов, что мне хватит их на всю мою жизнь. Помню в детстве она мне приводила поговорку, пронзительность которой я понял гораздо позже. Звучит она так: «Не бойся входить в дом, где не чтут Бога, а бойся входить туда, где не почитают старших».  В нашем бакинском дворе жила необъёмная русская красавица Ксения, Ну очень калоритная. Нарожала она кучу детей. Босоногие, как Маугли, малыши носились по двору стайками. Имена всех их запомнить было невозможно, а потому всех их звали Лёшка-Мишка. И вот как-то стоит моя маленькая, щупленькая бабушка рядом с мощной казачкой Ксенией, а мимо стайкой проносятся многочисленные Лёшки-Мишки. Ксения, - говорит бабушка, - я удивляюсь, как у тебя все дети похожи»? Ксения похлопала себя по животу и сказала: «Так одна же фабрика их выпускает». Одна не одна, а был среди её детей Колька, всё время хамил матери. Вот Ксения говорит: «Коленька, сынок, ну как тебе не стыдно, я же тебя холила, лелеяла,ночей не спала, молоком своим кормила». Знаете, что он ответил матери: «Ну завела пластинку, куплю я тебе бидон молока. Хватит?»

http://radonezh.ru/analytics/v-nachale-b...

Безусловно, вопросы к деятельности руководящего состава Министерства обороны Российской Федерации, особенно к тыловым службам обеспечения, да и не только, были, есть, остаются и останутся. На фоне организованного при нашем участии с лета 2022 года сбора одному из отрядов специального назначения задавали их на страницах нашего сайта. К примеру, здесь и здесь . Со справедливой объективной критикой и историческим обзором многолетней «кадровой диверсии» Минобороны рассуждал известный в России и за ее пределами военный эксперт Владислав Шурыгин, чью точку зрения мы размещали у себя. Серьезные вопросы задавались и тыловым, «светским» лицам в чиновничьем аппарате в Москве. Более предметно их озвучил в своем открытом обращении 70-летний бизнесмен, артист и музыкант, создатель легендарной рок-группы «Земляне» Владимир Киселев. Остается на повестке дня так и не изгнанный волевым усилием губернатора Краснодарского края со своего насиженного поста без права занятия какой-либо административной должности в государственном аппарате на веки вечные глава администрации (мэр) муниципального образования город Горячий Ключ Сергей Белопольский за отказ хоронить бойцов ЧВК «Вагнер», погибших во время боевых действий в СВО, в расположенной неподалеку станице Бакинской. Как развивались события в течение первого года СВО на Украине, стоит держать в памяти . Профессиональная оценка всей спецоперации и действиям Генштаба наших вооруженных сил дана в размещенном не так давно в ВК-группе «Попечение» материале. Достоин внимания и экспертный комментарий ветерана боевых действий в Афганистане, героя Советского Союза, генерал-майора авиации в отставке, кандидата военных наук, профессора, в прошлом члена президиума Верховного Совета РСФСР, вице-президента РСФСР Александра Руцкого. Военные действия закончатся, а предательству в «высоких» креслах неизбежно даст оценку Верховный главнокомандующий, президент России Владимир Путин . Неизбежно даст ее и наш народ, правдиво и объективно. Пока же все здравые и в тылу делают все, что в их силах, чтобы приблизить миг окончательной и безоговорочной Победы над сатанистами, осевшими в Киеве на Банковой улице и их дирижерами из Великобритании и США, так называемыми англосаксами.

http://ruskline.ru/opp/2023/04/14/voinam...

Я радуюсь тому, что настало время, когда мы можем о многих вопросах рассуждать не только внутри нашей православной семьи, но и с людьми, принадлежащими к другим религиям. Мы прибыли сюда по приглашению шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде, выдающегося исламского лидера, который многое делает для того, чтобы был мир между религиями. И сегодня, и завтра, вместе со многими другими нашими братьями и сестрами, которые приехали и приедут в Баку, мы будем рассуждать о проблемах, с которыми сталкивается сегодня человеческое общество. Дай Бог, чтобы все верующие люди имели возможность совместно, в братском духе, опираясь на свои религиозные убеждения, решать те проблемы и задачи, которые стоят перед всеми нами! Я хотел бы выразить слова признательности Президенту Азербайджана Ильхаму Гейдаровичу Алиеву, нашим мусульманским братьям и сестрам за то отношение, которое сегодня азербайджанское государство и азербайджанский народ питают в отношении чад Русской Православной Церкви. Здесь мы с вами в меньшинстве, но мы защищены законом, доброй волей правителей и дружеским расположением к нам наших братьев-мусульман. Дай Бог, чтобы так было всегда и везде, чтобы межрелигиозный мир обеспечивал людям право и свободу исповедовать свою собственную веру, устрояя жизнь по своему собственному религиозному закону и одновременно пребывая в мире с окружающими. Я хотел бы также поблагодарить владыку Александра, правящего епископа Бакинского и Прикаспийского, за труды по устроению церковной жизни, за труды по воспитанию нового поколения духовенства, а также за усилия по развитию добрых отношений с представителями других религий и с представителями азербайджанского государства. На Вас очень большая ответственность, потому что Вы олицетворяете здесь русскую православную общину и отвечаете за внутреннюю жизнь нашей православной семьи, живущей здесь, в Азербайджане, и за ее отношения с окружающим миром. Дай Бог, чтобы у Вас всегда хватало, как хватает ныне, и сил душевных и телесных, и мудрости, и доброты сердечной, чтобы разумно, справедливо, сердечно строить отношения с теми, кто Вас окружает.

http://patriarchia.ru/db/text/1145580.ht...

Все эти обстоятельства полагают бесконечное различие между воскресниками, или молоканами, и субботниками, или иудействующими: у первых – искаженное учение христианское, у вторых – искаженное и неполное учение еврейское, хотя, как первые не христиане, так и вторые не евреи в прямом значении этих понятий». К этому рассуждению, имеющему свое значение и для нашего времени, сенатор-ревизор присоединяет замечание, что, по его исследованию, субботники Саратовской губернии не признавали имеющего быть пришествия Мессии, отвергали новый завет, обрезывались, хранили субботу, пели псалмы Давидовы; но синагог не имели и в исполнении обрядов отличались от жидов, которые, зная образ их молений, гнушались ими и не признавали их последователями Моисея. Секта субботников распространилась у нас, по мнению сенатора-ревизора, с открытием Библейского Общества. Главным гнездом их в Саратовской губернии нужно считать Балашевский уезд и самый город Балашов. Православных они считают упорными язычниками, а странствующих жидов принимают в дома свои, как помазанников Божиих 202 . В последнее время, отношение субботников к евреям значительно изменилось: питая по-прежнему симпатии к ним, субботники, хотя и считают себя только «пришельцами израильскими», но ставят себя выше природных евреев, ибо последние виновны в идолопоклонстве своих предков и убиении пророков, а они в этих делах не виновны и подчинились Моисееву закону по доброй воле, а не по плотскому происхождению, как природные евреи. В настоящее время, субботники разбились на множество толков. Уже 2 сентября 1862 г. Сибидарский участковый заседатель извещал протоиерея Бакинского собора, что молокане, именующие себя иудействующими, придерживаются талмуда, а признающие секту караимов, именуют себя субботниками. Сектаторы, как первой, так и второй секты имеют верования свои, согласно с иудеями, или жидами, и караимами с некоторыми изменениями в обрядах и суеверных толкованиях. В настоящее время, жидовствующих особенно много в Шемахе и в селениях: Ивановке, Геочк.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Он родился в Вологде в семье купца средней руки из Солигалича (Костромской губернии). Научившись грамоте у старообрядческих начетчиков, всю жизнь занимался самообразованием. Помогая отцу, который был сидельцем в питейных домах, приобрел опытность по винному делу и занялся винными откупами. В конце 1840-х гг. перебрался в Петербург и сблизился с министром финансов М.П. Вронченко, которому предложил реформировать откупную систему, переведя ее на комиссионерскую основу. Предложения его были одобрены, и вскоре Кокорев стал, по словам С.И. Мамонтова, «откупщицким царем». К началу 1860-х гг. состояние его доходило до 7 млн. рублей. Накопленные благодаря откупам капиталы Кокорев заставил «работать» в целом ряде других отраслей экономики: принимал активное участие в строительстве Московско-Курской железной дороги, по его инициативе была построена Уральская горнозаводская железная дорога, создано телеграфное агентство. Кокорев был одним из пионеров освоения нефтяной промышленности, которая по тем временам была делом новым и рискованным. В 1857 г. он создал в Суроканах завод по производству из нефти осветительного газа, организовал Закаспийское торговое товарищество, а затем Бакинское нефтяное общество. Когда состояние его пошатнулось, Кокорев основал в 1870 г. Волжско-Камский банк, который занимался финансированием нефтяной, мукомольной промышленности, страховых и транспортных компаний. Главная контора банка располагалась в Петербурге, 20 филиалов банк имел по всей стране. К созданию банка Кокорев привлек многих отечественных предпринимателей: A.A. и Т.С. Морозовых, Г.И. Хлудова, К.Т. Солдатенкова, С.И. Четверикова, Х.Л. Нобеля. Часть своих капиталов Кокорев вкладывал в гостиничный бизнес – в Москве на Софийской набережной была построена крупная трехэтажная гостиница («Кокоревское подворье») с великолепным видом на Кремль и комфортабельными номерами. Вместе с тем В.Л. Кокорев был известным общественным деятелем: в 1858–1859 гг. был товарищем (заместителем) московского городского головы Е.Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Как глубоко нравственно пали сектанты, как много гнусности в их культе, сообщу для иллюстрации такой факт, бывший на моих глазах в 1864 г., в Бакинской губ., Шушинском у., Ворандинском уч., в селении Карабулак, в 18 верстах от уроч. Ваюк, где тогда находился Донской казачий 8 полк, к которому я был прикомандирован. Здесь, в первый раз в жизни, пришлось мне видеть моление молокан прыгунов. Дело было вечером, при огне, единственной сальной свечке, стоявшей в углу на столике. В небольшой и по обыкновению грязной хате собралось человек 30 прыгунов мужчин и женщин, старых и молодых, – слишком уже старых и молодых не было. При встрече в хате, прыгуны друг другу низко молча кланялись, смиренно сложа руки на груди, представляя из себя как бы самых невинных агнцев. Затем следовали обычные воздыхания, от которых в тесной их молельной становилось нестерпимо душно. Прыгуны в ожидании остальных членов своей секты молча стояли тесным кружком, как загнанное стадо. На моление это я был приглашён самим начетником прыгунским – Лучкиным, вместе с товарищем моим, молодым тогда офицером В. Ф. 3. По мере скопления прыгунов, мы с товарищем несколько раз выбегали на двор, чтобы подышать свежим воздухом, так как духота стояла в хате страшная, – стоял сентябрь месяц. Как ни неприятно было нам томиться среди сектантского сообщества, тем не менее, любопытство взяло своё и мы решились остаться до самого конца, тем более, что знакомый нам молодой разухабистый парень Яшка, кажется, Колесников, что называется, служивший и вашим и нашим, и который, не смотря на свою молодость, успел уже штуки ради, как он говорил сам, закатываясь со смеху, побывать в духоборцах и субботниках, плутовски подмигнул нам – непременно оставаться до конца, говоря, что будет-де «дело под Полтавой». Яшка, втихомолку от своих, и курил с нами, и напивался вином и водкой. Начетчик прыгунов Прокофий Лучкин был лет 35 от роду, небольшого роста и вместе с тем стоял в позе визави – перед трепаком или казачком; на нём, как бы в отличие от других, была старая чёрная поярковая шляпа, так-называемая косарская, на подобие цветочного горшка к верху дном.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010