В Мис. Обозр. 1905г., стр. 290–295; 1909г., стр. 889–894; Правос. Путевод. 1905г., т. II, стр. 518–524. 331 Указ императора Александра I, от 22 июля 1805г., послуживший основанием для празднования этого молоканского юбилея, в действительности был подложный (А. Высотский. Какой юбилей празднуют молокане? Мис. Обоз. 1905г., стр. 658–675. 335 См. у свящ. Е. Кесарева в соч. «Вероучение молокан по их рукопис. и печ. Руководствам», Самара, 1905г., стр. 183–192, столб.2. 336 Ливан. Раск. И острож., т. II, изд.2, Спб., 1872г., стр. 315, ср. Пав. архим. Крат. бес. с именуем. дух.хрис. М. 1884г., стр. 38. 339 А. Высот. Сек. молокан (у Кальн. Рус. сектанты, стр. 25; ср. Прав. Собес. 1858г., ч. III, стр. 51) 345 Женев.изд.вероуч.молок.у Кесар. Стр.33–49, 70–82, столб.2; ср. Прав.Соб. 1858г., ч.III, стр.53. 348 В настоящее время некоторые молокане имеют у себя молитвенные дома, напр., в с.Астраханке, Таврич. губ. (Т. Буткев. Обз. рус.сек., стр. 332). 351 Прав. Собес. 1858г., ч.III, стр. 324–327; Прав. Обоз. 1867г., т.22, стр. 326–331; Т. Буткев. Обз. рус.сек., стр. 359–360. 353 Названия эти, хотя и остались за указанными сектантами, однако не могут быть признаны точными, потому что не выражают сущности их учения; к тому же суббота празднуется и другими сектантами. 355 В Тамбовской губ. Первые называются бесшапошниками, потому что молятся без шапок, в вторые, как молящиеся в шапках – шапошниками; в Бакинской же и и Иркутской губ. первые носят название субботников, а вторые – геров, т.е. пришельцев ( М. Кальнев . Рус.сек., стр. 152; Т. Буткев. Обз.рус.сек., стр. 374–378; Маргаритов. Ист. мист. и рацион. сек., стр. 131–132). 356 «Когда в доме есть старший, говорят они, то меньшему не следует распоряжаться вместо старшего; стало быть, при существовании старого завета новый неуместен» (Домаш. Бес. 1875г., вып. XVIII, стр. 545). 357 Север. Вест., 1891г., июнь, стр. 52–59; Вест. Евр. 1881г., стр. 662; Христ. Чт. 1895г., ч.I, стр. 153; Чт. в общ. люб.духов.просв. 1889г., янв., отд. II, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Наряду с этим несколько человек из молодых членов общины (в числе которых очутился и я), противников не только союза баптистов, но и всех вышепоименованных нововведений в нашей общине, сплотившись в маленький тесный кружок, начали обсуждать, как нам быть в случае, если община согласится войти в союз. А это мы заранее предвидели, так как знали, что совет имеет большое влияние на общину, а мы успели заметить, что весь совет был склонен к тому, чтобы войти в союз. На одном совещании нашем мы решили было всячески отстаивать независимость нашей общины от союза баптистов. Осенью 1903 г. приехали в Киев представители союза баптистов: Д. Мазаев, председатель союза, и В. Иванов, пресвитер бакинской общины баптистов. Явившись в нашу общину, они предварительно выступили с горячими проповедями о необходимости и священном долге единения всех верующих во Христа и принявших своё спасение верою. Затем были назначены совещательные заседания для всех членов общины, на которых опять-таки упомянутые представители союза всячески старались убедить нашу общину войти в их союз. Состоялись два таких (в четверг и пятницу) довольно продолжительных заседания, но так как на этих заседаниях наша община не смогла прийти к единогласному соглашению, то решили назначить третье и последнее заседание, и так как суббота и воскресение принадлежали для призывных собраний, то совещательное заседание пришлось назначить на понедельник. По-видимому, члены нашего совета с представителями союза предусмотрели то, что и на третьем заседании не удастся достигнуть желательного результата, так как противники союза всячески мешали прийти всей общине к единогласному соглашению, а потому первые резко изменили свой план, и вместо совещательного заседания, назначенного на понедельник, назначили на воскресение «вечерю любви» в знак присоединения нашей общины к союзу баптистов, не испросив на это согласия у самой общины. Такое действие совета произвело на многих членов общины ошеломляющее и вместе с тем удручающее впечатление. На вопрос некоторых: как быть тем, которые не согласны войти в союз, последовал ответ со стороны представителей союза баптистов: можете идти на все четыре стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Пожаловались морозовцы было бакинскому губернатору на невозврат им хат, но из этого ровно ничего не вышло для них хорошего. Вот каковы были в 60-х годах закавказские сектанты в их истинном, не прикрашенном никакою фантазией свете. Я передал о них лишь немногое из того, что сам видел и слышал, чему был свидетелем. Поэтому и заподозрить меня не в чем» (Мисс. Обозр. 1899 г. июнь, стр. 697–700). После древних покойных старцев осталось много рукописей и целая молитвенно-заклинательная литература, рукописи, как святыня, держатся в секрете. В рукописях этих есть много «некрасивого», как в талмуде, на них и должно смотреть как на талмуд у «общих». Праздники «общие» в настоящее время содержат следующие: Рождество Христово – 3 дня. Крещение – 3 дня. Пасха, Троица по 3 дня, Вознесение, Благовещение, Преображение, Петров день, Ильин день. Есть у «общих» писанный обрядник – как службу править. Пред общественными работами в с. Николаевке у «общих» бывает трехдневный пост и «жертва», которая состоит с том, что члены общины приносят деньги, на них покупают мясо и прочую провизию, хлеб приносят из домов, таким образом приготовляют и устраивают обед, который называется «жертвою». потому что на нем могут присутствовать и посторонние, проезжающие, некоторые даже нарочно приглашаются из других сел. Подобные жертвы устраиваются очень часто и у прыгунов, причем нужно сказать, «жертвы» последних отличаются особым обилием. По окончании рабочей поры (в сентябре) у «общих» бывает жертва «благодарственная». За умерших «общие» молятся. Хоронит, венчает, имя нарекает «жертвенник», за отсутствием «жертвенника» и его помощника, могут все это исполнить «молитвенники» или «судьи». Вообще нужно сказать, что «общие» в массе своей с религиозной своей жизни в настоящее время мало чем отличаются от «постоянных» молокан. Библию они признают, как и все другие молокане. Что же касается до их «тайного евангелия», то оно держится старцами в таком секрете, что даже многим очень влиятельным членам общины приходится слышать лишь случайные о нем сообщения. Отсюда очевидно, что «тайное евангелие» не имеет важного значения для религиозно-нравственной бытовой жизни «общих», оно не проникла в умы и сердца рядовых членов секты, ни в чем житейском не воплотилось и таким образом вообще слабо отражается на всех сторонах жизни секты. Подобные тайные рукописи с разными толкованиями и преданиями древних уважаемых старцев существуют и у других сектантов, напр., у «назареев». Единственная отличительная черта у «общих» в настоящее время это – строгая организация общины: все находятся в подчинении друг другу. Здесь личность всецело поглощается обществом. Главная власть фактически находится в руках одного. Такая подчиненность имеет много хороших сторон. Здесь, напр., не приходится бегать по дворам и собирать людей на похороны или на другое дело. Прикажет «член», и соберутся сами. Точно также и бедным не приходится попрошайничать по дворам: нуждающимся надо только заявить известным лицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Стариков в обществе мормонов нет, есть только один старик – Илларион Филиппович Шевыряев, да и тот неграмотный. Это обстоятельство говорит за недавнее появление секты и за принятие молодежью учения откуда-либо совне. Так другие и объясняют происхождение секты мормонов в Ч.-Юрте. По этому более правдоподобному объяснению, дело представляется так. Был в Ч.-Юрте неизвестный, «пришлый», проживал с месяц, Исаия Савченко ходил к нему и от него научился мормонской секте. Этот неизвестный и есть, как оказалось по расследованию, некто Федор Семенов Спахов. крест. Воронежской губ., отбывший срок военной службы в г. Карсе. Спахов появился в с. Ч.-Юрте в 1900 г. Сначала чухур-юртцы приняли Спахова с большой радостью, так как он выдавал себя за молоканина, но потом узнав, после нескольких проведенных им здесь на молоканском собрании бесед, что он вовсе не молоканин, просили его всем своим обществом уйти из с. Ч.-Юрта. Спахов ушел и поселился в соседнем селе Маркове, отстоящем от Ч.-Юрта на расстоянии 2–3 верст, и отсюда стал распространять свое учение. Прожив в Маркове около года, он удалился в Ленкоранский уезд. Некоторое время Спахов проживал в с. Кусарах, Кубанского уезда, Бакинской губ., на мельнице молоканина Миная Чоботарева, находящейся на реке Кильдинке, в качестве управляющего мельницей. В то время Спахов выдавал себя местному священнику за православного, называл себя «техником», прибывшим из Воронежской губ. – места своего происхождения (рапорт священника благочинному от 20-го июня 1907 г. за 55). В конце 1905 г. и начале 1906 года Спахов посетил многие селения Шемахинского уезда, не исключая и смешанного православно-сектанского селения Альты-Агача. Воспользовавшись в то время продолжительным отсутствием священника, Спахов сильно начал было развивай свою пропаганду не только среди сектантов, но и среди православных. С этою целью он устраивал молитвенные и проповеднические собрания, торжественные шествия по улицам с пением псалмов и т. п. Когда явились лица, сильно противодействующие пропаганде Спахова, он удалился из Альты-Агача в Астраханку; так он в начале 1906 года скоропостижно умер от неизвестной причины.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

После реорганизации в К.-К. е. уменьшилось число приходских церквей и духовенства. До 1801 г. в Картли-Кахети насчитывалось 80 тыс. православных и 800 священнослужителей (т. е. по одному священнику на 100 чел.). В нач. XIX в. в составе К.-К. е. числились 40 протоиереев, 577 иереев, 82 диакона, 702 псаломщика. После реформы соотношение духовенства и прихожан в 1872 г. изменилось (один священнослужитель на 150 прихожан). В среднем годовое жалованье духовенства К.-К. е. составляло 150-300 р., пенсия - 70-90 р. ( Хуцишвили. 1987. С. 23, 26). Административное переустройство К.-К. е. в сер. XIX в. Мон-рь Самтавро в Мцхете. Общий вид. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Мон-рь Самтавро в Мцхете. Общий вид. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. В 1856-1857 гг. в К.-К. е. по аналогии с внутренним епархиальным делением РПЦ были образованы благочиннические округа, границы которых совпадали с административными. В Тифлисском окр. находилось 4 благочиния: тифлисских городских церквей (тифлисский благочинный ввиду обширности территории имел помощника), близлежащих к Тифлису церквей, Самебское, Марткопское; в Душетском окр.- 3 благочиния: Мцхетское, Квавильское, Ананурское; в Горийском - 6 благочиний: Карельское, Кавтисхевское, Руисское, Цхисское, Шиндисское, Цхинвальское; в Телавском - 3 благочиния: Сигнахское, Земо-Мачхаанское, Велисцихское; по 1 благочинию - в Ахалцихском, Кахском, Джавском и Кобском округах. Вне границ Грузии благочиния из-за немногочисленности правосл. населения охватывали большие территории: 2 находились в Эриванской губ. (Эриванское и Александропольское), по 1 - в Елизаветпольской и Бакинской губерниях и в Карсской обл. (Календарь Грузии за 1891 г. Тифлис, 1890. С. 183-184 (на груз. яз.)). По решению Святейшего Синода от 1867 г. в Тифлисе 1 или 2 раза в год проводилось церковное собрание духовенства К.-К. е., в к-ром принимали участие духовные лица, избранные в каждом приходском округе. Вопросы, выдвинутые на обсуждение, время и место проведения собрания согласовывались с экзархом. Председательствовал один из викарных епископов, назначенный экзархом. Обсуждались проблемы, связанные с положением духовных школ К.-К. е., материальным обеспечением духовных лиц и др.

http://pravenc.ru/text/1681175.html

Итак, теперь пред нами восстаёт уже фарисей – и современное общество... Как же нам судить фарисея, когда мы не имеем любви, ни к Богу, ни к ближним своим? Нет, не судите, а посмотрите вы, братия, на то, что мы не делаем и десятой части того, что делал фарисей! – Но всё-таки он был осуждён, ибо говорится, что мытарь был более оправдан. Как же страшно должно быть тем, которые не доросли даже и до фарисея, – они подавно не доросли до цели своей и до любви к Господу Спасителю. А те из нас, кто поднялись до фарисея, они, как и он, поставляют себе в заслугу, в оправдание себе, свои дела и не понимают, значит, благодати св. Духа и не знают той радости о Духе Святе, которую принёс Господь Спаситель. Итак, помните возлюбленные, что говорится в сегодняшнем евангелии; запомните, мои дорогие, что это знакомое евангелие всё ещё очень далеко от сердца нашего, ибо, если осуждается в нём фарисей, а мы ещё далеки и от фарисея, то мы совсем и не дошли до пути спасения. Ужаснёмся фарисейского одиночества, но ещё более ужаснёмся самих себя и наполним сердца свои покаянием и умилением, ибо эти только силы откроют нам двери Царствия Небесного. Даже до фарисея надо дойти, а от фарисейской добродетели до состояния мытаря нам тем, более, нужно очень, очень много потрудиться. Не будем больше осуждать фарисея, так как и он лучше нас, которые и внешним образом не работаем Господу. Но воспрянем от сна своего, покаемся, – осудим себя без всякой гордости и само-извинения и поставим целью своей жизни быть со Христом и следовать всегда за Господом Спасителем. Аминь. Епископ Андрей . „ КОЛОКОЛ « сообщает, что Бакинские магометане пожаловались местному градоначальнику на редактора Бакинской магометанской газеты „Итифак‘‘ за её антирелигиозное направление. Градоначальник по этой жалобе магометан закрыл магометанскую газету, а редактора её Юсуфа-Заде выслал из своего градоначальства. Это пример – достойный подражания – во всех подробностях. Если бы и христиане обращались всегда к своим губернаторам и просили защиты против христианской антирелигиозной литературы, то, вероятно, их просьбы были бы удовлетворены. – Ведь, русские губернаторы и градоначальники – по преимуществу из христиан?! О крещёных татарах

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Кирилл» 321 . Получив эту телеграмму, Святейший Патриарх тотчас направил архиепископу Астраханскому Митрофану телеграмму следующего содержания: «Сообщите митрополиту Кириллу, что он избран на Нижегородскую кафедру[,] но благо Церкви требует ныне пребывания его на Кавказе[.] Ожидаю его ответа[.] Патриарх Тихон[.] Лихов пер., Епархиальный Дом» 322 . Какой именно ответ был получен Святейшим Патриархом от митрополита Кирилла, нам неизвестно, но о характере этого ответа можно судить по известной нам телеграмме владыки Кирилла, где он выражает свою решимость исполнить прежнее послушание Святейшего – попытаться урегулировать церковные нестроения на Кавказе, при том, что будет рад исполнить и новое патриаршее послушание, если высшая церковная власть признает выбор нижегородцев правомерным и полезным для Русской Церкви. О характере ответа митрополита Кирилла, несомненно полученного патриархом Тихоном, мы можем догадаться и по тому решению, которое было принято патриархом и Священным Синодом в октябре 1918 года: «Не признавая возможным оставлять православное население Закавказской паствы без архипастырского руководительства и попечения, постановлено: не перемещать на Нижегородскую архиерейскую кафедру митрополита Тифлисского и Бакинского Кирилла, поручив временное управление Нижегородской епархией Преосвященному архиепископу Алеутскому Евдокиму, с освобождением от временного управления сею епархией Преосвященного Балахнинского, о чем и уведомить указами Преосвященных: митрополита Кирилла, архиепископа Евдокима и епископа Лаврентия» 323 Такое постановление было вынесено несмотря на то, что к октябрю 1918 года было известно о невозможности митрополиту Кириллу добраться до места своего назначения, то есть до Тифлиса, и следовательно, управление Кавказским экзархатом было в значительной степени номинальным, а не фактическим. Возможно, что в принятии церковной властью подобного решения свою роль сыграло иерархическое положение кафедр. Ведь Грузинская кафедра до революции была четвертой по значению и в списке российских епископских кафедр стояла гораздо выше Нижегородской.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6 Расстрелять интеллигентов! «Никакой пощады этим врагам народа, врагам социализма, врагам трудящихся. Война не на жизнь, а на смерть богатым и прихлебателям, буржуазным интеллигентам... с ними надо расправляться, при малейшем нарушении... В одном месте посадят в тюрьму... В другом - поставят их чистить сортиры. В третьем - снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами... В четвертом - расстреляют на месте... Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт...» Ленин 24-27 декабря 1917 г. (Ленин В.И. Полн. Собр. соч. Т. 35. С. 200, 201, 204. Из работы «Как организовать соревнование?») 7 Трупный запах парламентаризма! «Это ужасно! Из среды живых людей попасть в общество трупов, дышать трупным запахом... Тяжелый, скучный и нудный день в изящных помещениях Таврического дворца, который и видом своим отличается от Смольного приблизительно так, как изящный, но мертвый буржуазный парламентаризм отличается от пролетарского, простого, во многом еще беспорядочного и недоделанного, но живого и жизненного советского аппарата». Ленин 6 января 1918 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 229, 230-231. Ленинская статья «Люди с того света» о Всероссийском Учредительном Собрании - первом российском парламенте, непосредственном предшественнике Федерального Собрания РФ. Ленин разогнал парламент 5 января 1918 г., что сопровождалось расстрелом мирных демонстраций в его поддержку в Петрограде и других городах; парламентаризм в России перестал существовать до 1994 г.) 8 Сожжем Баку полностью! «...Можете ли вы вы еще передать Теру, чтобы он все приготовил для сожжения Баку полностью, в случае нашествия, и чтобы печатно объявил это в Баку». Ленин 3 июня 1918 г. (Волкогонов Д.А. Ленин. Политический портрет. Кн. I. М., 1994. С. 357; РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 109. Ленинское рукописное распоряжение председателю Бакинской ЧК С.Тер-Габриэляну; через кого передано - неизвестно.) 9 Смерть кулакам! «...Эти вампиры подбирали и подбирают себе в руки помещичьи земли, они снова и снова кабалят бедных крестьян. Беспощадная война против этих кулаков! Смерть им!»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Да и русский язык наверняка претерпел бы ощутимый урон, лиши его в одночасье всех заимствований, которые — и это чрезвычайно важно — давным-давно стали своими, родными, «обрусели». Замечательно сказано об этом у Ярослава Смелякова в стихотворении «Русский язык», которое, к слову, создавалось автором в течение двадцати одного года, с 1945 по 1966, а потому наверняка заслужило право быть опубликованным целиком на страницах этой книги: У бедной твоей колыбели, ещё еле слышно сперва, рязанские женщины пели, роняя, как жемчуг, слова. Под лампой кабацкой неяркой на стол деревянный поник у полной нетронутой чарки, как раненый сокол, ямщик. Ты шёл на разбитых копытах, в кострах староверов горел, стирался в бадьях и корытах, сверчком на печи свиристел. Ты, сидя на позднем крылечке, закату подставя лицо, забрал у Кольцова колечко, у Курбского занял кольцо. Вы, прадеды наши, в недоле, мукою запудривши лик, на мельнице русской смололи заезжий татарский язык. Вы взяли немецкого малость, хотя бы и больше могли, чтоб им не одним доставалась учёная важность земли. Ты, пахнущий прелой овчиной и дедовским острым кваском, писался и чёрной лучиной, и белым лебяжьим пером. Ты — выше цены и расценки – в году сорок первом, потом писался в немецком застенке на слабой извёстке гвоздём. Владыки и те исчезали мгновенно и наверняка, когда невзначай посягали на русскую суть языка. Вспоминаю, как ещё при первом давнем прочтении этого стиха мне так пришлось по душе сравнение языка именно с мельницей! И всё потому, что в далёком детстве моём не раз видел настоящую водяную мельницу в одном из горных районов Азербайджана, куда меня регулярно вывозили, спасая от нестерпимой бакинской жары. Её тяжёлые жернова приводила в движение быстрая горная река, в холодных и чистых струях которой стремительно мелькали порой радужные форели. Запомнил я и строго выверенные движения мельника, ссыпавшего зерно из тяжёлого мешка в большую воронку, из которой оно через отрегулированную им же заслонку попадало уже под неумолимые каменные круги, чтобы раз и навсегда превратиться в лёгкую белую муку. Интересно, как повела бы себя та мельница, если бы хозяин её высыпал зерно, разом опрокинув мешок и минуя всяческие заслонки? Неужто выдержала бы и не застопорилась? Ответ, как мне кажется, напрашивается сам собой. Но если это невозможно проделывать даже с тяжеленными каменными жерновами, то почему позволительно творить эдакое бесчинство с материей куда более изысканной и воистину одухотворённой — святым языком русским? Как это по-русски?

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

В начале нашего исторического исследования было замечено, что, под влиянием знакомства с немецким баптистским богослужением, наши штундисты на первых порах образования секты усвоили себе не только переведенный текст немецких песнопений, но и их напевы; впоследствии этими напевами сектанты наши стали петь появившиеся стихи пашковского издания, а еще позже и ими самими составленные песни. Первоначально эти напевы распространялись среди сектантов путем научения одними других, как говорят, по слуху, с голоса. Пелись песни обыкновенно таким образом, что один из более грамотных сектантов сперва громко прочитывал, очевидно, для неграмотных, несколько стихов песни, потом все их пели, затем снова читал он далее, а хор снова повторял прочитанное и т.д. до конца песни. Очень скоро сектанты стали разучивать свои песни под скрипку, для чего их регенты специально учились игре на этом инструменте; так напр., регент Любомирской общины штундистов, «диакон» И. Рак обучался по известной «школе для скрипки Берио» и овладев искусством игры, сталь ездить даже по другим губерниям Юга и Кавказа с специальной целью организации сектантских хоров. Обучение сектантов пению, конечно, значительно облегчалось при вступлении в секту людей знакомых с пением и музыкой, напр., музыкантов из отставных солдат, совратившихся регентов и певчих церковных хоров и т.п. Усвоенные по слуху напевы уже тогда начали записываться на ноты, чем достигались единство и некоторая стройность в пении сектантов. Так было до 1882 года, когда сектанты стали подумывать о печатном переложении на ноты главнейших своих песнопений, с каковой целью не раньше 1882 года ими изданы молитвенные песни, неизвестно кем переложенные на ноты для четырех голосов, напечатанные в две строки в скрипичном и басовом ключе, очевидно, для сопровождения голосов игрой на фортепиано или фисгармонии. Есть основание предположить, что первый сектантский нотный сборник молитвенных песней, так сказать, «штундовый обиход» издан заграницей; по крайней мере их миссионер, Андрей Стефанович 32 обещал мне выслать его из Болгарии. В это время сектанты для лучшей постановки хорового пения начинают учиться игре на фисгармонии, под аккомпанемент которой разучивают появившиеся нотные песнопения. Так, напр., И.К. Ермолов пишет из Андреевки, Бакинской губ., В.П. Левашеву в урочище Джебраил, Елисаветпольской губ., от 2 декабря 1893 года: «В Саратове я прожил 2 месяца. Там я заучил ноты и купил себе фисгармонию в 160 руб. и привез ее домой, здесь все восстали на меня, но услышав правильное нотное пение, стали понемногу смягчаться. Теперь я достиг желанной цели и радуюсь, что Господь помог мне в этом». 33

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010