Общие дела конфедерации решались на союзных собраниях. Военные силы страны составлялись из отдельных ополчений разных кантонов. Кантоны Швейцарской конфедерации делились на лесные и городские. К лесным кантонам относились Швиц, Унтервальден, Цуги, Люцерн. Лесные кантоны были отсталыми в экономическом и политическом отношении, и в XVI в. они сохраняли патриархальные пережитки. Населявшее их свободное крестьянство, которое объединялось в общины, занималось в основном примитивным скотоводством и, в незначительной степени, примитивным земледелием. Общины разлагались, и масса крестьян превращалась в малоземельных или безземельных, подвергаясь эксплуатации со стороны зажиточных общинников и землевладельческой аристократии. В лесных кантонах Швейцарии XVI в. сдерживалось развитие феодализма и сохранялись черты общинного строя. В политическом плане власть в кантонах была сосредоточена в руках земельной аристократии, эксплуатирующей крестьян и зависимое население подвластных кантонам союзных земель. Совершенно иную картину представляли собой городские кантоны Швейцарии — Цюрих, Берн, Базель и др. Там было развито хлебопашество, виноградарство, скотоводство, ремесло, торговля. Земля принадлежала феодалам. Феодалы и городской патрициат эксплуатировали зависимых крестьян и крестьян-арендаторов. В городских кантонах, также как и в лесных, долго сохранялись остатки патриархальных отношений. Но в XVI в. там наблюдается интенсивное разложение общин, и главными отраслями городской экономики становятся ремесло и торговля. В Берне и его округе находились крупнейшие в Швейцарии горнорудные и кузнечные предприятия. Базель являлся крупнейшим центром транзитной торговли. Компании базельских купцов вели торговые операции в Германии, Нидерландах, Англии, Италии. Некоторые отрасли промышленности приобретали уже новый капиталистический производственный характер. Важнейшим экономическим и торговым центром швейцарской конфедерации была Женева, имеющая особый статус: город Женева входил в состав Швейцарской конфедерации как союзная земля.

http://sedmitza.ru/lib/text/441094/

в числе первых печатных изданий. Базельское издание 1546 г., повторенное в 1570 г., до сих пор остается последним полным собранием текстов Б. (последующие издания являлись перепечатками с Базельского). Учение Философия и богословие Разнообразие жанров и задач сочинений Б. создает трудность в представлении его учения целостным и стройным: взгляды Б.-философа часто не согласуются с его взглядами как богослова. При этом он не богословствует в собственном смысле слова, а скорее пытается применить логико-философские аргументы к объяснению христ. догматов. Б. различает 3 части философии: теоретическую (speculativa), практическую (activa) и логическую (rationalis; Comm. in Porphyr. I). Теоретическая философия, в свою очередь, делится на 3 составляющие: физическую (naturalis), математическую (mathematica) и богословскую (theologica; De Trinitate. 2). Богословие, согласно Б.,- отвлеченная наука, изучающая Божественную сущность, отделенную от вещей, нематериальную и неподвижную (Ibidem). В своих исследованиях богословие опирается на умственное познание (intellectualiter), не опускается до воображения, связанного с чувственностью, но всматривается «в саму форму, которая поистине есть Форма, а не образ, та Форма, которая есть само Бытие и из которой происходит бытие» (Ibidem). Б. говорит здесь о т. н. естественном богословии, известном еще в античности. В этом смысле он не отличает богословие от философии и делает богословие составной частью последней. Но как христ. богослов Б. добавляет к этому богословие Откровения, основанное на Божественном авторитете - Свящ. Писании - и на «всеобщем [церковном] Предании», должных направлять частные богословские изыскания (De fide catholica). Б. указывает, что в богословских исследованиях необходимо соединять веру и разум (Utrum Pater.), но при этом существует некий предел, за к-рым «путь разума» не состоятелен (De Trinitate. Prooem.). Однако логика играет основную роль в богословии Б., где главными методами являются категориальный анализ, родо-видовое деление, точное определение понятий, силлогизмы (см.

http://pravenc.ru/text/153285.html

Сходные процессы наблюдались в Штирии и Каринтии, где правил Карл II Штирийский (1564-1590). Несмотря на то что он был убежденным католиком, сословия добились от него широких прав в религ. сфере, спекулируя на тур. угрозе. По Грацскому религ. соглашению (1572) штирийским дворянам предоставлялась свобода вероисповедания. С 1578 г. это соглашение было распространено на бюргерство. Уступки протестантам в Штирии вызвали беспокойство в папской курии: в Граце была создана специальная нунциатура (1580). В западноавстр. владениях эрцгерц. Фердинанда II Тирольского (1564-1595) (Тироль и Форальберг) протестантизм не получил широкого распространения, чему способствовала как близость архиеп-ства Зальцбургского, оплота католицизма в регионе, так и приверженность католич. вере местного крестьянства, представлявшего в Тироле важную политическую силу. В Чехии распространение лютеранства способствовало углублению кризиса умеренного утраквизма (признан Базельскими компактами, 1436; см. Утраквисты ) и расколу в общине чешских братьев . Фердинанд I стремился ослабить влияние протестантизма, помогая иезуитам в Чехии и возрождая Пражское архиеп-ство (1561). Максимилиан II при избрании королем обещал уважать религ. свободу чехов, однако впосл. не подтвердил Базельских компактов и права на деятельность «чешских братьев». В Венгерском королевстве первые короли из династии Г. проявляли веротерпимость, что объяснялось их уязвимыми позициями в стране, где Фердинанду I приходилось противостоять притязаниям антикороля Яноша Запойяи, а Максимилиану II - Яноша Жигмонда. Одновременно они должны были сдерживать усиливающийся натиск турок. В этих условиях Г. проявляли сдержанность в религ. вопросах, т. к. опасались, что венг. сословия могут последовать примеру Трансильвании, перейдя под покровительство Османской империи . Портрет имп. Марии Терезии. Худож. Д. Шмиделли. 1742 г. (Городская галерея, Братислава) Портрет имп. Марии Терезии. Худож. Д. Шмиделли. 1742 г. (Городская галерея, Братислава) Перелом в религ.

http://pravenc.ru/text/161215.html

690 E. Deutsch, Le Talmud, p. 51. Шесть sedarim разделены на 6З трактата, massikthöth, и 525 глав. При цитации Вавилонского Талмуда обозначают трактат (не seder), с цифрою folio, на котором находится приводимое место. Буква а или цифра 1, сопровождающая указание folio, означает recto, а буква или цифра 2 означает verso, потому что пагинация Талмуда сделана по листам, а не по страницам. Пагинация и расположение текста одинаковы в различных изданиях Вавилонского Талмуда. По отношении к Талмуду Иерусалимскому ссылаются обыкновенно на главу и параграф, а не на страницу. – Вот перечень трактатов Талмуда, чтобы можно было понять цитации, приводимые из него: I-й седер Зераим, имеет одиннадцать трактатов: 1) Беракот (благословения), девять глав; 2) Пеа (край поля), 8 глав; 3) Демай (сомневающийся), 7 глав; 4) Килаим (вещи разнородные), 9 глав; 5) Шебиит (седьмой), 10 глав; 6) Терумот (приношение), 11 глав; 7) Маассер ришон (первая десятина), 5 глав; 8) Маасер шени (вторая десятина), 5 глав; 9) Халла (пирог), 4 главы; 10) Орла (название, даваемое молодым деревьям), 3 главы; 11) Биккурим (первые плоды), 4 главы. – II-й седер (Seder) Моэд, из 12 трактатов: 1) Шаббат (суббота), 24 главы; 2) Эрубин (соединения), 10 глав; 3) Песахим (Пасха), 10 глав; 4) Шекалим (сикли), 8 глав; 5) Иома (день очищения), 8 глав; 6) Сукка (праздник Кущей), 5 глав; Иом тоб (добрый день) или Беца (яйцо), о праздниках вообще, 5 глав; Рош-гашана (начало года), 4 главы; 9) Таанит (пост), 4 главы; 10) Мегилла (свиток о дне Есфири), 4 главы; 11) Моэд катон (малые праздники), 3 главы. 12) Хагига (праздники, о жертвах, приносимых в праздники), 3 главы; – III-й седер, Нашим из семи трактатов: 1) Иебамот (жены брата), 16 глав; 2) Кетубот (обязательства, контракты), 13 глав; 3) Недарим (обеты), 11 глав; 4) Незирот (назорейство), 9 глав; 5) Coma (женщина неверная), 9 глав; 6 ) Гиттин, 9 глав; 7) Киддушин (обручение), 4 главы. – IV седер Незиким десять трактатов: 1) Баба камма (первая дверь), 10 глав; 2 ) Баба неша (средняя дверь), 10 глав; Баба батра (последняя дверь); 4) Сангедрин (Синедрион), 11 глав; Маккот (побои), 3 главы: 6 ) Шебуот (клятвы), 8 глав; 7) Эдийот (свидетельства), 8 глав; 8) Абода Зара (чужеземный культ), или Абода Елилим (культ идолов), или Абода Кокабим (культ звезд), 5 глав; находится в издании Венецианском, в издании Базельском выпущен, потому что он содержит хулы на Иисуса Христа; 9) Пирке Абот (мнения отцов), 6 глав; 10) Горайот, 6 глав.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Малеванщина в истекшем году проникла в многие новые штундовые общины не только в Киевской, но и Херсонской, и Харьковской, Екатеринославской губерниях, на Волынь. Другая часть штунды поглощалась так называемым штундо-толстовским сектантским движением, без веры во Христа Спасителя, с её социал-демократическими тенденциями и вожделениями. Движению этому в истекшем году как нельзя более благоприятствовало политиканствующее настроение духа времени. Вместе с тем в истекшем году наиболее ярко выявилось деятельное руководительство нашим народным сектантством в этом именно направлении со стороны эмигрировавших за границу интеллигентных последователей толстовской секты и агитаторов противоправительственных социал-демократических партий. Воздействие это на сектантскую массу ведётся, через главарей штундовых общин, при посредстве периодических и повременных изданий заграничных толстовцев, присылаемых в огромном количестве по адресам наших сектантов. Листки и брошюры эти почитаются сектантами, потерявшими веру во Христа, своего рода, откровениями, заменившими Библию: руководясь листками, вожаки ведут пропаганду в массе путём устной проповеди в духе наставлений своих закордонных учителей. Кроме известных уже лондонских изданий толстовца Черткова („Свободное слово“, „Свободная мысль“, „Листки свободного слова“ и др.), женевских листков Бирюкова, в истекшем году заграницей стало выходить новое ежемесячное издание русской социал-демократической партии под названием „Рассвет“. Издание это исключительно предназначено для пропаганды идей партии в духе религиозного нигилизма и политической анархии, среди русских сектантов и раскольников. Партия, считая наши сектантские общины наиболее способными и склонными к восприятию идей социализма и государственного новопорядка, стремится найти в штунде союзников, и основать себе базис для своей разрушительной работы в народе. Не оставляют в покое нашу штунду и другие заграничные трактатные миссионерские книгоиздательства, щедро присылая свою „жёлтую“ литературу в районы сектантского движения; при посредстве таких листков Базельского общества в южнорусскую штунду проникло, а ныне значительно развивается, субботство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) Первое Берлинское миссионерское общество (Berliner Missionsgesellschaft I) основано в 1824 году; в 1830 году оно открыло собственную миссионерскую семинарию, а в 1834 году отправило в южную Африку первых своих миссионеров, которые в том же году обратили в христианство 1218 язычников. В настоящее время в южной и восточной Африке оно содержит на свои средства 102 миссионерских стана, 336 миссионеров (в том числе 230 туземцев) и 170 школ, да в Китае – 38 миссионеров, расходует ежегодно до 700,000 марок (в 1884 г. – 356,349 м., а в 1900 г. – 624,400 марок). Его органом служит Berliner Missionsberichte. 4) Рейнское (Барменское) Миссионерское Общество (Rheinische Mission). Еще в 1799 году в Эльберфельде образовался небольшой кружок лиц, сочувствовавших распространению христианства среди язычников, и стал издавать журнал «Nachrichen von der Ausbrertung des Reiches lesu insbesondere unter den Heiden» («Известия о распространении царства Иисуса в особенности среди язычников»). Затем в Бармене образовалась уже община, вступившая в сношения с Базельским миссионерским обществом, а когда, в 1825 году в Бармене был открыт миссионерский институт, тогда (в 1828 году) через соединение небольших миссионерских общин Варненской, Эльберфельдской, Кельнской, Базельской, Равенсбергской и др. возникло большое Рейнское миссионерское общество. В 1829 году оно в первый раз отправило в южную Африку своих миссионеров. В настоящее время это общество содержит на свои средства: 1) в южной и юго-западной Африке 39 миссионерских станов, 46 миссионеров, 121 миссионерского помощника; 2) в Нидерландской Индии – 66 миссионерских станов, 36 миссионеров, 192 миссионерских помощника; 3) в Китае – 7 миссионерских станов в Фукуанге и других местах, 9 миссионеров, 16 миссионерских помощников; а всего – 112 миссионерских станов, 91 миссионера и 329 миссионерских помощников. На нужды миссии общество расходует до 900,000 марок в год (в 1884 г. – 336,709 марок, в 1900 году – 866,667 марок). Органом его служит: Bericht der Rheinischen Missionsgesellschaft.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Орган ее: Free Church Monthly and Mission Record. III. Немецкие миссионерские общества. 1) Братская община (Brüldergemeinde) была основана графом Цинцендорфом в 1782 году; когда в 1882 году она праздновала свой 100 летний юбилей, то оказалось, что за это время она содержала 1,201 миссионера, в настоящее время она содержит 203 миссионера (в 1884 г. – 145), более 1000 миссионерских помощников (в 1884 г – 951), 248 школ, 19 миссионерских станов – в Лабрадоре, на Аляске, в северной и средней Америке, Вест-Индии, Суринаме, южной и восточной Африке, Австралии и Гималаях, – расходует на нужды миссий ежегодно свыше миллиона (в 1900 г. – 1,023,165) марок, орган ее: Missions-blatt aus der Brüdergemeinde. 2) Евангелическое миссионерское общество в Базеле (Evangelische Missionsgesellschaft zu Basel), считаемое матерью всех последующих немецких миссионерских обществ, было основано Ф. Штейнкопфом и Хр. Блюмгардтом в 1815 году в Вюртемберге, и состояло первоначально из небольшого кружка вюртембергских пиэтистов. В то время вся деятельность его ограничивалась лишь заботою об открытой при нем миссионерской школе. Число членов этого общества и вместе с тем средства его стали быстро увеличиваться только с 1839 года, когда во главе его стал деятельный инспектор миссионерской школы Вилы Гофман. В 1844 году на средства этого общества была открыта еще одна миссионерская школа для подготовки хороших миссионеров. Вскоре после того в Базеле был устроен большой миссионерский дом. Около 1869 года были основаны миссионерское торговое общество и некоторые промысловые учреждения, – что составляет особенность базельской миссии. В настоящее время Базельское миссионерское общество на свои средства содержит 38 миссионерских станов, 178 школ, 102 миссионера и 339 миссионерских помощников в западной Африке, Китае и Индии; расходует оно ежегодно большие суммы на нужды миссии: в 1884 году – 772,824 марки, а в 1900 году – 1,300,893 марки. Орган его: Evangelischer Heidenbote и Evangelisches Missionsmagazin.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Другие кодексы. Кодекс Basilensis ( Е ) – это датируемая восьмым столетием греческая рукопись Евангелий на 318 листах. Находится в библиотеке Базельского университета в Швейцарии. Кодекс Laudianus (Е 2 или Е а ) датируется периодом с конца шестого до начала седьмого столетия. Был издан Тишендорфом в 1870 г. Рукопись Е 2 содержит Книгу Деяний на греческом языке и латыни и написана очень короткими строками – от одного до трёх слов в каждой. Это древнейшая известная рукопись, содержащая стих Деян. 8:37 . Кодекс Sangermanensis (Е 3 или Е р ) – это сделанная в девятом столетии копия D 2 на греческом языке и латыни, поэтому для текстологической критики самостоятельной ценности он не представляет. Кодекс Boreelianus ( F ) содержит Четвероевангелие, датируется девятым столетием, находится в Утрехте. Кодекс Augiensis (F2 или F p ) – это датируемая девятым столетием рукопись посланий Павла на греческом языке и латыни (с большими пропусками), однако Послание к евреям есть только на латыни. Хранится в Тринити-колледже Кембриджского университета. Кодекс Wolfii A ( G ), именуемый также кодекс Harleianus, датируется десятым столетием. Содержит четыре евангелия со многими пропусками. Кодекс Boernerianus (G 3 или G р ), датируемый девятым столетием, содержит послания Павла на греческом языке с буквальным переводом на латынь, вписанным между строк. Очевидно, некогда он включал в себя копию апокрифического «Послания к лаодикийцам». Происходит, возможно, из Ирландии. Кодекс Wolfii В ( Н ) содержит четыре Евангелия, но с многочисленными пропусками. Датируется девятым или десятым столетием и ныне хранится в Публичной библиотеке г. Гамбурга. Кодекс Mutinensis (Н 2 или Н а ) – это датируемая девятым веком копия Книги Деяний (семь глав отсутствуют), в настоящее время находится в Великогерцогской библиотеке в Мондене (Италия). Текст – византийский. Кодекс Coislinianus (Н 3 или Н р ) является важной рукописью посланий Павла, датируется шестым столетием. Известные на сегодня сорок три листа распределены между библиотеками в Париже, Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Турине и на горе Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Опыты, проделанные вне спиритизма, с целью доказать возможность внетелесного действия посредством явления физического, немногочисленны. М-р Уэджвуд свидетельствует в следующих словах об опыте подобного рода, произведённом миссис де-Морган, женой покойного проф. де-Моргана и автором книги: От материи к духу («Prom Matter to Spirit»). 1 . «Что при известных условиях внетелесная сила духа способна вызывать физические действия, это может быть доказано примером, о котором я неоднократно сдышал от миссис де-Морган. У неё лечилась магнетизмом больная девочка, у которой проявилась способность к ясновидению; она иногда проверяла эту способность тем, что посылала её во время сомнамбулического сна в различные места посмотреть и рассказать, что там делается. Однажды она пожелала, чтобы девочка пошла к себе домой. «Хорошо, – ответила она, – вот я пришла и сильно ударила в их дверь». Когда на другой день миссис де-Морган наводила справку о том, что там в данную минуту делалось, ей на это ответили, и тут же хозяйка прибавила: «какие-то озорники, сильно стукнув в дверь, удрали» («Light» 1883 г., стр. 458; сравнить «Human nature» 1877 г., стр. 264). 2 . Вот что мы находим у проф. Перти об известной ясновидящей из Преворста: «г-жа Гауфе могла заявлять себя своим знакомым ночью посредством стуков, которые раздавались как бы в воздухе, хотя глухо, но совершенно явственно. Однажды, когда она ночью постучала у Кернера (врач, специально ею занимавшийся и издавший её биографию), о чём он ей ничего не говорил, она на другой день спросила его, – не надо ли постучать опять» (Перти: «Мистические явления» 1872 г., т. II, стр. 124). 3 . Подобные же случаи встречаются и вне спиритизма и вне месмеризма. Вот что мы находим также у Перти. Швейцарец студент в Базеле так часто посещал одно из тамошних семейств, что приход его узнавали по звонку. Позднее, будучи в Берлине и захворав корью, он с тоской вспоминал о своих базельских друзьях, а в их доме, в это самое время, услыхали его звонок, так что все подивились его возвращению. Когда же отпёрли дверь, то никого не оказалось. Этот случай послужил поводом к тому, что о студенте навели справки в Берлине. (Перти, там же, стр. 125).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Отсюда, если не все, то по крайней мере большинство вакантных мест в кантонах бернском, женевском, базельском, цюрихском и некоторых других были замещены старокатолическими священниками или во всяком случае такими лицами, которые по своим убеждениям не слишком удалялись от вероисповедной системы старокатолицизма. А так как общее количество мест, занятых за отставкой римско-католических священников лицами старокатолических убеждений, было очень значительно, настолько значительно, что в одном бернском кантоне уже к декабрю 1873 года оно достигло цифры 21, то можно себе представить, какими благоприятными для старокатолицизма последствиями должны были сопровождаться все вышеуказанные обстоятельства. Вместо непрочного, более или менее двусмысленного положения, он сразу же приобретал положение настолько прочное, что ему с одной стороны не могли быть страшны никакие нападки курии, с другой – представлялась широкая свобода развивать свою агитаторскую деятельность. Главные проводники этой деятельности – занявшие места старокатолические священники – имели теперь полную возможность повсюду – и в храмах, которые после вышеуказанных событий во множестве начали переходить к старокатолическому обществу, и в школах, руководителями коих они были поставлены вместо изгнанных римско-католических священников, имели полную возможность проводить старокатолические идеи в обществе. Эта деятельность старокатолических священников стала тем более возможною для них, что около того же времени в некоторых кантонах, благодаря правительственной помощи, сделалось довольно сносным и материальное положение старокатолического духовенства: в том же 1873 году (23 апреля) напр., по представлению центрального комитета швейцарских старокатоликов, бернское правительство назначило 1000 франков на пособие отрешенным римско-католическими властями священникам и 2000 франков на учреждение ежегодных стипендий для студентов богословия из старокатоликов. Благодаря всему этому старокатолические общины в 1872–73 годах начинают расти в Швейцарии довольно быстро; в одном кантоне Ааргау к началу 1874 года образовалось девять вполне благоустроенных общин и пять союзов, затем в кантоне золотурнском – 3 общины и несколько союзов, в кантоне цюрихском одна община и два союза, в С-т-Галлене 8 союзов, в бернском кантоне 4 союза, в люцернском – 3 союза и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010