Иконостас Гелатского собора – непрерывный ряд редких святынь. Вместо местных икон стоят чудотворные изображения Божией Матери: Хахульской, Ацхурской, Гелатской и др. Но замечательное хранилище всяких редкостей представляет ризница собора. В небольшой и не особенно светлой комнате стоить несколько шкафов красного дерева, со стеклянными дверями, на полках которых лежит масса различных предметов, ценностью в несколько миллионов рублей. Тут есть древние облачения (ризы, епитрахили, камилавки, набедренники, наручники и особенно туфли) патриархов, сплошь вышитые самым крупным и чистым жемчугом; корона Баграта III, вся унизанная драгоценными камнями; древние образа и эмали X в. и масса других предметов. Совершенно отдельно от других предметов сохраняется весьма редкий перстень, принадлежавший царю Давиду III. Следует также упомянуть о редких книгах, хранящихся в ризнице. Первое место между ними занимает Евангеле, писаное на пергамент в IX в. Кроме Успенского собора, в монастыре находятся еще две небольшие церкви: одна во имя Св. Георгия и другая во имя Св. Николая. Управляет архимандрит. Джручский Георгиевский монастырь в Шаропанском уезде. Необщежительный Джручский монастырь находится при деревне Мохва, в 8 в. от станции Закавказской ж. д. «Дарквети». По одним известиям он основан в V веке, a по другим основан или возобновлен в 900 году владетелем Рачинского уезда. В обители один храм во имя Св. Георгия Победоносца. Управляет архимандрит. Джуматский Архангельский монастырь в Озургетском уезде. Эта необщежительная обитель расположена в селении Джумати, в 20 в. от уздн. г. Озургеты. В ней храм освящен во имя архангелов Гаврила и Михаила. Управляет архимандрит. Драндский Успенский монастырь в Сухумском округе. На далекой окраине Россия, в Абхазии, в 17 в. от г. Сухума и в 4 в. от Черного моря, в маетности «Дранды», на плоской возвышенности расположился общежительный Успенский Драндский монастырь. В 1888 г. иноки Модест и Варлаам получили разрешение на устройство обители, а в 1886 г. уже был освящен восстановленный ими храм во имя Успения Божией Матери с приделом Св. Николая Чудотворца. в обители имеется еще церковь во имя Св. Феодосия, черниг. чудотворца. Управляет наместник сухумского епископа архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

После того преподобный начал заботиться об украшении самой церкви, в которую тогда проникла вода, так как церковь эта вначале не была покрыта свинцом, — и для того в 1050 году отплыл в Константинополь — просить пособия у императора Константина Мономаха. Мономах принял его с великой честью, ибо знал его лично и, уповая на его молитвы, очень уважал. Он спросил человека Божия о причине его прибытия, и Георгий отвечал: «Радуйся во Христе, светлейший между державными: Пресвятая Богородица, упование и прибежище богоспасаемого твоего царства, повелевает тебе, чрез меня, убогого, чтобы место постоянного Ее хваления, храм Ее в честной нашей обители Иверской, не был допущен тобою до совершенного разрушения от воды, за неимением крова в него проникающей. Повели отпустить свинец, чтобы в обновленном тобою храме могли постоянно возноситься молитвы о благополучном твоем царствовании!» Император с радостью исполнил прошение преподобного — велел отпустить ему свинец и доставить на царских кораблях. Возвратившись на Святую Гору, Георгий благолепно покрыл храм и соорудил над ним купол — в том виде, в каком красуется он доныне. Воспользовавшись своим путешествием, он испросил у императора новые хрисовулы, которыми подтверждались древние, и тем немало расширил владения монастырские — особенно же обильные пастбища для больших стад. Чрез некоторое время плавал он в Царьград и в другой раз, когда услышал о приезде туда абхазского царя Баграта III-ro и матери его Марии, со всем двором их. Обрадовались державные, увидев святого соотечественника, о котором столько наслышались, и много приобрели от него душевной пользы; со своей стороны, они осыпали щедрой милостыней обитель его и новыми хрисовулами оградили ее от обиды местных властей. Царица Мария избрала Георгия духовным отцом своим и от руки его приняла ангельский образ; при этом пожертвовала в Иверскую обитель для вечного поминовения литру золота, каковому примеру последовали и многие грузинские вельможи. В то время в Царьграде был кудесник, славившийся волхвованиями, производивший род свой от Симона волхва и умевший заговаривать хищных зверей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Собор в Мокви. Х в. Собор в Мокви. Х в. Основание тао-кларджетской архитектурной школы приходится на начальный этап переходного периода. Храмы этого региона выделяются особой масштабностью, монументальностью, вытянутыми пропорциями. Здесь активизировалось строительство мон-рей и церквей, осуществлявшееся в основном по заказу членов царской семьи: с именем Ашота Кухи связано строительство храмов в мон-рях Тбети и Хандзта (Х в.), с именем царя Сумбата - церкви в Долискане (Х в.), Давид III Куропалат возвел базилику Отхтаэклесиа (ныне на территории Турции), пархальские базилики, церковь мон-ря Хахули, кафедральный собор мон-ря Ошки. Тао-кларджетская школа сыграла особую роль как во внедрении разнообразных архитектурных типов, так и в формировании новой пространственной композиции и декоративной системы груз. храмов. К Х в. основанные на контрастах, на резком живописном эффекте строения постепенно сменялись зданиями с более мягким переходом одной формы в другую. Более сложным стал план церквей. Наряду с постройками простой композиции, поздними образцами 3-нефных базилик, таких как Отхтаэклесиа, стали возводить сложные, многоапсидные (часто 6-апсидные) храмы (в Гогиуба и Олтиси, ныне на территории Турции; Кацхи в Имерети). Большое значение придается скульптурному декору фасадов: рельефные композиции, прежде украшавшие наличники проемов, стали помещать по стенам как дополнительные декоративно-смысловые акценты. На поверхности стен храмов увеличилось количество цветовых пятен; цвет приобрел самостоятельное значение и стал одним из главных факторов художественного воздействия. Церковь Никорцминда. 1010–1014 гг. Церковь Никорцминда. 1010–1014 гг. Одним из наиболее выдающихся памятников этого периода является храм Кумурдо на Ахалкалакском плато (Джавахети) (купол и своды в зап. части не сохр.). Согласно надписи над юж. входом, он был построен в 964 г. зодчим Сакоцри при поддержке еп. Иоанна. Церковь имеет план в форме креста, юж. и сев. рукава к-рого заканчиваются каждый 2 апсидами. По сторонам алтарной апсиды - жертвенник и диаконник, при этом плоский вост. фасад разделен на 3 части треугольными нишами; такие же ниши помещены на юж. и сев. фасадах. Простые гладкие стены сложены из тесаного розоватого камня. Зап. рукав окружала галерея. В XI в. к юж. рукаву был пристроен придел. В интерьере 6 столбов образуют в плане шестиугольник; предполагается, что они поддерживали купол на 6-гранном барабане. Храм щедро украшен резьбой и рельефами (наличники окон, рельефы в нишах фасадов, парусах купола). В их числе - изображения матери Баграта III Гурандухт и ее супруга, груз. царя Гургена (или, возможно, его брата, западногруз. царя Леона).

http://pravenc.ru/text/168199.html

Сохранившиеся фрагменты надписей по палеографическим характеристикам можно отнести ко 2-й пол. XII - нач. XIII в. Они близки к надписям в храмах монастырей Удабно (2-й слой) и Бертубани в Гареджи , Тимотесубани , Кинцвиси , Павниси и др., а также к эпиграфическим материалам из Саорбиси и Тиливи ( Рчеулишвили. 1960. С. 36, 37). В одной из них упоминается некий Афридон, вероятно он является заказчиком росписи; предположение, что им может быть приказчик царицы Грузии блгв. Тамары Афридон, позволяет датировать роспись XII в. ( Джавахишвили. 1948. Т. 2. С. 248). По сторонам креста (слева 5 строк, справа 4) юж. архитрава сохранилась надпись, выполненная асомтаврули . Броссе прочел ее как «Пресвятая Матерь Божия, в Судный день будь предстательницей Естате Алпарису и чадам его, которые построили сей святой храм, аминь» ( Brosset. 1850. Vol. 2. Р. 159). Бакрадзе прочел имя как «Еликум Липарит», отождествил его с Еликумом I Орбелиани (кон. XIII в.) и на основании этого датировал церковь XIII в. ( Бакрадзе. 1875. Вып. 1. С. 71). Надпись неск. раз прочитывали по-разному (публикации в ж. «Мцкемси», газ. «Иверия» и др.). Ц. Габашвили, мнение к-рой на данный момент считается наиболее авторитетным, интерпретировала надпись как «Пресвятая Матерь Божия, в тот Страшный День будь предстательницей эриставт-эристави Липариту и чадам его, который построил святой храм сей, аминь». Вероятно, речь идет о клдекарском эриставт-эриставе Липарите III (1021-1058), сыне эристава Рати II (970-1021). О них повествуется в сборнике груз. летописей «Картлис Цховреба» : груз. царь Баграт III (975-1014), приступивший к объединению груз. земель, в 989 г., «когда наступила зима, пришел со своим войском и встал у врат (Клдекарской.- Н. М.) крепости. Как увидел это Рати, вышел ему навстречу и вымолил пощаду у абхазского царя Баграта и отдал сына своего Липарита в услужение ему и сдал крепость свою, а сам удалился в свое Аргветское поместье» (КЦ. 1955. Т. 1. С. 277-278). Окончания букв надписи украшены декоративными орнаментами, надпись по характеру и стилю приближается к эпиграфическим материалам рубежа X и XI вв. (напр., в Кумурдо, Шипиаки, Диди-Гомарети). Рельефные буквы и точки покрыты киноварью, ею же выведены кромка орнамента округлого окна вост. фасада и фон внутренней орнаментной полосы окна алтаря, что встречается в церквах Шипиаки, Дарквети, Ишхани и др.

http://pravenc.ru/text/199693.html

В XI b. подвижник преп. Иларион в Гареджийской лавре повторил подвиги древних Отцов и обладал таким обилием даров, что Церковь назвала его тем же именем, что и святителя Николая — Чудотворцем. В Х в. на Афоне просияли четыре грузинских святых — Иоанн, Гавриил, Евфимий и Георгий Святогорцы. Преп. Иоанн построил Иверскую обитель. Церковь канонизировала выдающихся правителей Грузии, много сделавших для Церкви — царя Давида Строителя, царицу Тамару, царя Ашота Куропалата, царя Димитрия Самопожертвователя, царя Луарсаба, царицу Кетевань. Последние четыре приняли мученическую кончину за Христа и за свой народ. В 1616 г. мученическую кончину от рук персов приняли 6000 иноков Давидо-Гареджийской обители, а в 1661 г. — князья Бидзина, Шалва и Элизбар. Из мучеников последнего времени грузины особенно чтут архимандрита Григория (Перадзе), рожденного в Тифлисе, учившегося в родном городе, затем в Берлине, профессора Боннского, Оксфордского, Варшавского университетов. Во время Второй мировой войны он погиб в Освенциме в газовой камере, пойдя на кончину добровольно вместо одного многодетного заключенного. Как одна из древнейших христианских Церквей Грузинская Церковь богата многими памятниками старины и святынями. Среди них наиболее известен Мцхетский собор Светицховели (Живоносный Столп). Он построен в 1010–1029 г. г на месте первой в Грузии христианской церкви IV b. в честь св. Двенадцати Апостолов над местом, где находится Хитон Господень. Все главные церковные события, в том числе интронизация Католикоса-Патриарха, происходят в этом соборе. Он также является усыпальницей Католикосов. Сионский кафедральный собор в Тбилиси во имя Успения Божией Матери получил название от Иерусалимского Сиона. Его основание было заложено еще в V b. при царе Вахтанге, но строительство окончено лишь в первой половине VII b. Среди святынь собора наибольшей известностью пользуется крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы и связанный волосами просветительницы Грузии. Храм Креста (Джвари) на горе напротив древней столицы Мцхеты был построен над крестом, поставленным здесь св. Ниной. На рубеже Х — XI в.в. возводятся грандиозные кафедральные соборы — Кутаисский, Алавердский и уже упоминавшийся Мцхетский, храм Баграта в Кутаиси.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Авторская атрибуция публикуемого нами " Мученичества Давида и Константина " , как и ряда других письменных памятников грузин домонгольского периода, не установлена. В самом произведении нет даже косвенного намека, способствующего решению этого вопроса. Памятник посвящен наиболее драматической эпохе в истории Грузии, как и Кавказа в целом,- времени арабских завоеваний с середины VII в. (после покорения халифатом Сасанидского Ирана), особенно обострившихся с конца того же столетия. Арабские завоевания указанного периода в Закавказье, бывшим одним из объектов всеобщей арабской экспансии, оставили глубокий след в жизни местных народов и надолго сохранились в народной памяти. Как свидетельствует публикуемое произведение, даже в эпоху расцвета феодального Грузинского царства память об арабах и их мероприятиях в завоеванной ими стране все еще переживалась как недавнее прошлое, в значительной степени отражала этноконфессиональную ментальность местного населения и, таким образом, не теряла общественной актуальности. По замечанию К. С. Кекелидзе, дошедшая до нас версия " Мученичества Давида и Константина " является метафрасной и создана не ранее первой половины XII в. [Кекелидзе К. С. История грузинской литературы. Т. 1. Тбилиси. 1960. С. 538 (на груз. яз.)] . На наш взгляд, эта датировка произвольна. В самом памятнике говорится, что погребенные под церковью в разрушенном арабским полководцем Мерваном ибн Мухаммадом городе тела святых Давида и Константина оставались " неведомы и скрыты до дней великого царя Баграта, и побудил его Святой Дух устроить на том пустынном и укромном месте монастырь, и возвел для поминания сих святых мучеников прекрасный храм, и сделал доступными народу тела сих святых мучеников, и упокоил их в прекрасном гробе в им же возведенном храме " . Данное свидетельство вполне вероятно и потому может служить ориентиром времени написания " Мученичества Давида и Константина " . Известно, что в 1040 г. Багратом IV (1027-1072) был возведен храм Мотцамета - " Святых свидетелей " . (Русским агиографическим термином " мученик " мы переводим древнегрузинское " мотцаме " - " свидетель " , вместе с другими формами этого слова в восточной агиографии восходящее к труднопереводимому греч. martyros. Прекрасное исследование этого термина, воспринятого в литературе восточного христианства, см.: Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2. М., 1994. С. 2-3 (репринт изд. 1907 г.).)

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

3. Св. Иоанна Предтечи первозданный; поле сего храма весь покрыть мрамором, столпы имеете также мраморные, из зеленого камня, изяществом отделки превосходящие столпы второго выше представленного храма. Всех других малых параклисов иди храмов при монастыре Иверском считается 16. 1. Во имя Святителя Николая. 2. Собор Св. Архангела. 3. Введения во храм Пресвятыя Богородицы. 4. Св. Евстафия. 5. Св. Первомученника Стефана. 6. Константина и Елены. 7. Преображения Господня. 8. Св. Иоанна Богослова. 9. Всех Святых. 10. Св. бессеребренников Дамиана и Пантелеймона. 11. Св. Великомученика Георгия. 12. Воздвижения честного и животворящего креста. 13. Св. чудотворца Спиридона. 14. Дионисия Ареопагитск ого. 15. Св. мученика Неофита. 16.Св. Модеста. В ризнице сего монастыря доныне показываются путешественникам военные доспехи князя Торникия, распространителя Иверского монастыря. Об них Барский написал следующее: “его же (Торникия) обретаются хранима в ризнице монастырской воявственная оная удивительная оружия достохвальная и достозрачная,, Путеш. его изд. 3 стр. 580. Монастырь имеете и значительную библиотеку, множество Св. мощей, грамоты от царей Российских, Грузинских и императоров Греческих, называемый Хрисовулами. Между ими замечательны две от Иоанна Кантакузена, писаные на пергаменте в 1344 году, от Сербского царя Стефана в 1306, Иоанна Палеолога Императора Греческого, данная в 1357, от Михаила Дук (1073) Ангела Комнина, Палеолога в 1200 году, от Андроника в 1184. Из них грамота пожалованная царем Грузинским заслужила особенное внимание путешественника. Хрисовуль же” пишет он, “паче всех изряднейший, со многими печатями и “с златыми главнейшими грамоты на многих совокупленных “хартиях лепо писатъ, его же чести никто не может, кроме Грузинцев, понеже весь их буквами написан бяше,, (стр. 593.) 58 Кутаиский храм, разрушенный Турками в 1691 г. И ныне представляющий одни развалины построен царем Багратом и супругою царя Баграта IV, царицею Еленою дочерью Греч. Императора. Романа Аргира в начале XI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Галерея ц. прор. Илии в Фессалонике. 1360 г. Галерея ц. прор. Илии в Фессалонике. 1360 г. С IX в. нек-рые визант. церкви имели внешние крытые Г.: храм Христа Акаталепта в К-поле (сер.- 2-я пол. IX в.) окружала с 3 сторон Г., сообщавшаяся тройными аркадами на колоннах с юж. и сев. ветвями планового креста; к ц. св. Феодора (Килисе-джами) в К-поле (XI в.) с сев. и юж. сторон примыкали Г., открывавшиеся высоким проемом в храм, а с зап. стороны соединявшиеся с нартексом. В палеологовскую эпоху внешние Г. трансформировались в полуоткрытые портики с чередованием проемов в виде аркад с тонкими полуколонками и нишами (храмы святых Пантелеимона, XII в., и Екатерины, кон. XIII в., в Фессалонике). Открытые Г. примыкали снаружи к сев. (1-я пол. XII в.) и юж. (до 1180) церквам мон-ря Пантократора (Зейрек-джами) в К-поле, к сев. фасаду храма Афендико мон-ря Вронтохион, к ц. Богородицы Пантанассы в Мистре (ок. 1430). В Закавказье внешние Г. известны уже с V в.: так, Болнисский Сион (478-493) имел открытую Г. с сев. стороны; к храмам в Текоре (V в.), Ереруйке (V в.), Двине (кон. V в.), Одзуне (VII в.) примыкали Г., сооружавшиеся с 1, 2 или 3 сторон зданий; собор Светицховели в Мцхете (1010-1029, зодчий Арсукидзе) имел открытые Г. по продольным фасадам здания (утрачены в XIX в.). Хоры в храмах Грузии появились с VII в.: в Цроми (626-634) они располагались над нартексом. В X-XI вв. такие Г. являлись обязательной частью кафедральных соборов: ц. Квелацминда в Гурджаани (VIII-IX вв.) имела И-образные в плане хоры; в соборе Баграта в Кутаиси хоры (построены в 1003) располагались с 3 сторон планового зап. рукава; в ц. св. Георгия в Алаверди (нач. XI в.) хоры находились во 2-м ярусе боковых нефов. Внешние Г., располагавшиеся выше боковых нефов, имели нек-рые базилики в Сирии, а также, по одной из версий, ц. Богородицы мон-ря Липса в К-поле (908). В церковных постройках Запада Г. появились в каролингской архитектуре: дворцовая капелла Карла Великого в Ахене (ок. 800), построенная в подражание ц. Сан-Витале в Равенне, имела Г. в верхнем ярусе. В оттоновский период Г. над боковыми нефами базилик использовали для размещения дополнительных алтарей, мест для певчих и т. д. (ц. св. Кириака в Гернроде, XI в.). Г. над боковыми нефами сооружали в романских храмах (ц. Сен-Реми в Реймсе, 1005-1045; ц. Сент-Этьен в Кале, 1065-1081); И-образную планировку имела Г. ц. Сен-Сернен в Тулузе (1096-1250). Важной особенностью романской архитектуры является «карликовая» Г. (dwarf) с аркадой, идущая вдоль стены снаружи здания, явившаяся прообразом аркатурных поясов.

http://pravenc.ru/text/161519.html

По его верхнему краю выгравирована надпись на асомтаврули: «Св. Богородица, будь заступницей перед сыном Твоим Баграту, абхазскому царю, и матери его, царице Гурандухт, жертвователям этого престола и строителям этой святой церкви». Потир - вклад царя Абхазии и Картли Баграта III (60-е гг. X в.- 1014) и царицы Гурандухт в выстроенный ими в 999 г. храм в Бедиа. У рельефной композиции - 2 смысловых центра: восседающий на троне Христос и Богородица с Младенцем; под арками аркатуры размещены 12 фигур апостолов, святых, евангелистов с груз. надписями. Потир из мон-ря Бедиа. Кон. Х — нач. XI в. (ГМИГ) Потир из мон-ря Бедиа. Кон. Х — нач. XI в. (ГМИГ) Самые ранние образцы груз. рипид относятся к сер. X в. (хранятся в Зугдидском историко-этнографическом музее, в Кутаисском краеведческом музее, в ИЭМС). В древнегруз. текстах они упоминаются как «самцеробели» (груз. мцери - насекомое), сохраняя т. о. в названии связь с первоначальным практическим назначением рипид как церковных опахал, охраняющих алтарь от насекомых. Надписи на асомтаврули с упоминанием исторических персонажей подкрепляют назначение и датировку этих предметов. Типичная для груз. рипид пятичастная форма представляет своеобразный квадрифолий, созданный крестообразным расположением 4 медальонов с кругом в центре. В канонический декор рипид X-XI вв. включены изображения ангелов, тетраморфов, серафимов. Так, центральный образ на лицевой стороне рипиды из Обуджи (Зугдидский историко-этнографический музей) - тетраморф, рядом с к-рым изображены солнце и луна, на оборотной стороне на каждом медальоне расположены самостоятельные композиции: на 3 - фигуры ангелов, на 4-м (нижнем) - фронтальная фигура стоящей Богоматери Оранты с надписью на груз. языке: «Св. Мария». На 5-частной рипиде (сер. X в., Кутаисский краеведческий музей) в 4 внешних медальонах представлены попарно фронтальные фигуры архангелов, в центральном медальоне - серафим. Изображения на обеих сторонах рипиды идентичны. В центральном и боковых медальонах ажурной рипиды (сер. X в., ИЭМС) размещены равноконечные кресты, в верхнем и нижнем медальонах - херувим и серафим. К нач. XI в. относится группа рипид, 4 из к-рых были созданы в мон-ре Зарзма (в XVI в. были перенесены из пограничной Месхети в мон-рь Шемокмеди, где хранились до 20-х гг. XX в., 3 рипиды погибли и известны по фотографиям, единственный уцелевший экземпляр находится в ГМИГ). Рельефная композиция сохранившейся рипиды построена в точном соответствии с крестообразной формой. Композиционной и сюжетной доминантой 5-частного квадрифолия является центральный медальон с изображением 2 архангелов с равноконечным крестом. В остальных медальонах - парные изображения ангелов, чьи позы, жесты и движения образуют декоративную композицию, построенную на принципах ритмичности и симметрии. В центре многофигурной композиции на оборотной стороне рипиды - серафим и символы евангелистов, в верхнем медальоне - парное изображение архангелов с посохом, увенчанным крестом.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Единством иконографической программы отличается оформление храма в Ошки. Барабан и обрамления окон декорированы небольшими рельефами с изображениями животных. На фасадах размещены высеченные в горельефе крупные ангелы, поименованные в вырезанных в камне и отмеченных красной краской надписях, прп. Симеон Столпник (выше окна зап. фасада), композиция «Деисус» с фигурами ктиторов, братьев: эристава эриставов Баграта († 966) и царя Давида III Куропалата († 1001), держащих модели храмов. Над окном юж. фасада изображен орел, «когтящий добычу». Программа, определившая декор фасада, повторена в интерьере. Она включает царские портреты с именами и титулами изображенных, «Деисус» с подписанным изображением коленопреклоненного Григола (утрачен в 2000), фигуры святых Симеона Столпника, Космы, Дамиана, Нины с указанием их имен, а также ангелов (все высечены на столбе юж. галереи). В X в. стало традиционным включать в рельефные композиции исторических лиц: ктиторов, царей и цариц, представителей знати и духовенства, а также строителей и др. мастеров, определяемых по надписям, одежде, атрибутам. Ктиторы с моделями церквей в руках предстоят Христу (рельефы уравельской Агары, Ахалцихе, колонна Ошки), Богоматери с Младенцем (Бениси, Цкаростави, Зегаани, Корого), святому (напр., вмч. Георгию, Ахашенский рельеф из Джавахети) или молитвенно воздевают руки перед Богородицей (обрамление алтарного окна церкви в Вале), перед ангелом (Орджалари), перед крестом (Кваисаджвари, Иджарети, Зеда-Тмогви). Фигуры устроителей храмов представлены держащими модели церквей (Долискана, Бредза, Шипиаки, Петобани, Цаиши); 4 мирянина, имена к-рых высечены на полях, в одинаковых позах простирают руки в молитве (Адзикви). На рельефах маленького храма в Корого, расположенного в горном регионе Грузии - Мтиулети, изображены 3 фигуры, молитвенно предстоящие кресту, к-рый можно истолковать и как план самой церкви; рельефы иллюстрируют этапы строительства храма: обработку камня, доставку его на арбе, приготовление раствора, освящение церкви и т. д. В центре композиции помещена фигура благословляющей храм Богородицы.

http://pravenc.ru/text/168199.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010