Честный пояс, сопутствовавший в походах греческим императорам, взят был у греков болгарским царём Коломаном и в 1151 году принесён в дар Ватопедской обители на Афоне сербским князем Лазарем. В 1387 году русский митрополит Пимен видел во Влахернском храме ковчег, в котором лежали риза и пояс Пресвятой Богородицы. В настоящее же время одна значительная часть пояса находится в Ватопедском монастыре, вложенная в драгоценный ковчег, запечатанный двумя царскими печатями Аркадия и Льва Философа, и помещается в алтаре соборного храма; другая же часть его хранится в Грузии, в Зугдидской церкви, куда пожертвовал её греческий император Роман, выдавший в исходе X века дочь свою Аргиру за знаменитого царя Абхазии и Грузии, Баграта Куропалата. Аргира, получившая исцеление от этого пояса, упросила отца отпустить с нею в дальнюю страну часть его. По повелению императора Александра I выстроен каменный храм в Зугдиди (в Мингрелии), где доныне святыня хранится пред иконостасом в драгоценном киоте. На верхней части пояса, который походит на диаконский орарь, сложенный вместе, виден древний лик Богоматери; нижняя часть его совершенно ветха. Бывшая правительница Мингрелии Нина, дочь царя Георгия, при вступлении в подданство России, принесла этот чудотворный пояс в дар императору Александру I; но он, украсив пояс Богоматери драгоценными камнями, возвратил правительнице и тогда же повелел воздвигнуть каменную церковь для хранения сей святыни. Нельзя также умолчать об открытии Живоносного Источника в Балаклии, в окрестностях Константинополя. Церковный историк Никифор Каллист сообщает о нём следующие сведения. Некогда в окрестностях столицы, недалеко от земляных стен и на расстоянии одной стадии от так называемых Златых врат, было прекрасное, осенённое кипарисами и платанами место, с древних времён посвящённое Пресвятой Богородице. Посреди него находился источник, при котором благодатью Божией совершалось с давнего времени много чудес; но так как это место оставалось долгое время неустроенным, то от времени источник засорился от множества кустарников и накопившейся тины, препятствовавшей течению воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Активное церковное строительство в Кутаиси начиная с X в. было обусловлено административно-политическим статусом города. Однако из церквей, возведенных до XIX в., сохранились только храм Баграта и 2 церкви комплекса Мцване Квавила. В наст. время в Кутаиси и его пригородах действуют ок. 50 церквей. Церковь во имя св. Архангелов в Кутаиси. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Церковь во имя св. Архангелов в Кутаиси. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Историко-архитектурный комплекс Мцване Квавила расположен на одноименном мысе на левом берегу р. Риони, напротив Кутаисской крепости. В древности здесь проходила дорога к мон-рю Гелати; в XVII в. эти территории являлись родовым поместьем католикоса-патриарха Зап. Грузии Захарии (Квариани ; митрополит Гелатский в 1639-1666), построившего здесь крепость; позже было образовано село, которое во 2-й пол. XIX в. вошло в состав Кутаиса. Наиболее древняя постройка на мысе - небольшая зальная ц. во имя св. Архангелов, возведенная на высокой платформе у обрыва скалы. Сохранились фрагменты выступающей апсиды и нижние части продольных стен, а также основание свода на сев. стороне. Фасады были облицованы большими квадрами, свод выложен из чисто тесанного камня. Вход с запада; в поврежденной строительной надписи на тимпане дверного навершия указано, что церковь была выстроена в 1117 г. (камень хранится в Кутаисском историко-этнографическом музее ). На нижней платформе мыса в 1637-1639 гг. митр. Захария (Квариани) выстроил из белого тесаного камня небольшую зальную церковь, также посвященную св. Архангелам, и устроил в ней свою резиденцию. В 1860 г. церковь обновили и с запада пристроили ворота. С востока от церкви сохранилась прямоугольная башня, построенная из дробленого камня, в глухих стенах которой вырезана небольшая дверь амбразуры. Приблизительно в 30 м к востоку от церкви XII в. в 1909-1913 гг. по проекту инженера Тарасевича была построена еще одна ц. во имя св. Архангелов - крестово-купольная, с главой в виде шлема, основанной на 8-гранном барабане, и с колокольней на зап. стороне. Облицованные тесаными квадратами фасады, оформленные фронтонами, пилястрами и поясами, следуют принципам классицистической архитектуры.

http://pravenc.ru/text/2462343.html

Болнисский Сион. 478–493 гг [груз. ], кафедральный собор 478-493 гг. Болнисской и Дманисской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в г. Болниси в 70 км к юго-западу от Тбилиси, в горной долине р. Хачен. Был сооружен как кафедральный собор новообразованной Болнисской епархии при ее предстоятеле еп. Давиде. В разных источниках упоминаются посвящения во имя Пресв. Богородицы и Св. Троицы. История Б. С. может быть отчасти воссоздана по сохранившимся строительным надписям, в 3 из них упоминаются создатели церкви: еп. Давид «с причтом» (надпись на плите над алтарным окном сев. придела и на балке архитрава вост. двери на сев. фасаде), а также Парнева[с] и Азарухт, вероятно, члены причта или приходской общины (надпись на архитраве зап. входа на сев. фасаде). Возведение церкви датируется посл. четв. V в. Работы были начаты в «двадцатый год царствования персидского царя [Перо]за» и завершены через 15 лет, что разные исследователи трактуют как 462-477 гг. (Ш. Я. Амиранишвили), 473-478 гг. (Н. П. Северов) или 478-493 гг.- наиболее принятый вариант (Г. Н. Чубинашвили, В. В. Беридзе). К более позднему времени относится надпись на притолоке входа в храм из юж. портика, в к-рой упоминаются «убогий» Илья Болнисский, прот. «церкви св. Григория» (возможно, первоначальное посвящение), «мампалы» (груз. властители) Давид с сыновьями и Абул и имена монахов, из чего можно заключить, что Б. С. в тот период мог быть монастырским храмом. Маленькая зальная часовня во имя св. Григория была пристроена в VIII в. Предположительно ко времени создания мон-ря, не позднее IX-X вв., была сооружена каменная ограда. В надписи XVII в., выполненной на мхедрули на стене отдельно стоящей колокольни, упоминается Болнисский еп. Николай, сын Баграта Мухран-Батони, прибывший «для управления кормилом Сионской Божией (Матери)». При нем была совершена внутренняя роспись Б. С. (согласно Северову, роспись и ремонт здания были сделаны в царствование Ростома на средства его супруги Марии), построены алтарная преграда, аналой и киворий, сделаны богатые вклады церковной утвари (богослужебные сосуды, кресты, иконы, ризы и литургические ткани), возведен ряд построек, в т. ч. колокольня. Все работы и вклады носили поминальный характер - «во отпущение многих [грехов], прощение душ отца моего и матери моей молите».

http://pravenc.ru/text/149689.html

принимала активное участие в основании др. мон-рей Кларджетской пуст. ( Ингороква. 1954. С. 353-354). Среди монахов М. IX в. известен прп. Михаил Парехели , впосл. подвизавшийся в пещерах и основавший мон-рь Парехи ( Георгий Мерчуле. 1911. С. lz-lA, 113-114; Он же. 1963. С. 280-281). Как и др. обители Кларджети, М. пользовался особым покровительством грузинского правящего дома Багратиони, поскольку «святые те пустыни были построены ради мира и спокойствия и молитвы за... царей» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 8; Грузинские док-ты. 1982. С. 36; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. С. 33). Первые представители Багратиони, Баграт I Куропалат (826-876) и его братья Адарнасе I († 867/869) и Гуарам I Мампали († 882), «поклонились в Мидзнадзори, Цкаростави и Баретелте и в их окрестностях; там также сделали они вклады, приняли благодать от святых церквей, блаженных отцов, достойных и святых подвижников, каждой из пустынь определили ее границы» ( Георгий Мерчуле. 1911. С. lg, 109; Он же. 1963. С. 276). Правители Тао-Кларджети эриставт-эристави Гурген Великий (918-941) и царь Гурген II (994-1008) и цари единой Грузии Баграт III (1008-1014) и Георгий I (1014-1027) щедро одаривали М. лесами и угодьями. Между 1054 и 1072 гг. царь Грузии Баграт IV (1027-1072), подтвердив дарственные грамоты своих предшественников, определил границы территории М. следующим образом: «...с юга Самцкрис-цкали до ее слияния с Шавшетис-цкали и Тихарис-клде, вдоль по хребту; с запада - Ежуанта-кеди; с севера - Дидубис Хертвиси и Сакатмис-кари, вдоль по хребту, большой хребет Ерт-кари. Эти пределы, бесспорно (принадлежат.- Авт.), мидзнадзорийцам» (Решение Баграта IV по поводу тяжбы мидзнадзорийцев и опизарцев//ПГП. 1965. Т. 2. С. 8-9; Грузинские док-ты. 1982. С. 36-37; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. С. 33). В X в. при поддержке светской власти крупномасштабные строительные работы были проведены в М., Хандзте, Шатберди и Опизе ( Хоштария. 2005. С. 68); т. о. М. превратился в «громадный для этого края (Кларджети.- Авт.) храм» ( Марр.

http://pravenc.ru/text/2563170.html

Очевидно, плащаница была вкладом в Московский Успенский собор, когда князь и княгиня особенно могли ожидать себе смерти, и в церемониальных словах надписи слышится на этот раз правда; самая плащаница разделила судьбу князя и как бы подверглась опале, будучи перевезена в Смоленск. 17. Мы предпочитаем относить не к но к XVI веку грузинскую плащаницу, сохраняющуюся в ц. Покрова в Левшине, в Москве и недавно изданную 157 , как памятник грузинской древности. На кайме (голубой, шелковой) плата вышита (серебром) надпись: «Христе Боже, Гроба и Твоею благодатью помилуй и спаси отъ всякаго лукаваго душу благословеннаго патрона царя царей Баграта и супругу его царицу Елену и дтей ихъ. Аминь». Что вкладчиком быль не Баграт, царь Грузии (1027–79) и жена его Елена, дочь виз. имп. Романа Аргира, а Баграт, царь Имеретинский († 1508) и Елена, жена его, доказывается вполне нами подобранною сериею плащаниц. Не проводя сравнения вновь по пунктам, ограничимся их указанием. Христос положен на плате, вышитом звездами, на нимбе его буквы ο ων. В головах стоить Мать, в ногах Иоанн, оба в голубых хитонах и малиновых гиматиях. По обе стороны изголовья два коленопреклоненных ангела с рипидами и два серафима. По сторонам одра стоят вверху (т. е. справа) Иосиф и Никодим, а внизу две пары многоочитых херувимов в виде окрыленных колес. По углам символы Евангелистов. Поле плата темно-лиловое, усеяно звездами. Крест (по типу XVI в.) с солнцем и луною, пришелся сбоку. Плащаница шита золотом, серебром и шелками, причем лики, руки и ноги сделаны шелком палевого, телесного цвета. Рисунок слаб, или даже груб и уродлив, композиция неуклюжа и только в общих чертах вспоминает византийские оригиналы. 18. Подобная по богатству исполнения и по сложности сюжета, но уже не по художественным достоинствам, плащаница находится в Буковине в монастыре Путна, вклад 1592 года. По краям плата устроено три каймы: две орнаментальные, третья, занятая надписью, с гербом Молдавии в виде бычьей головы. Надпись гласит: Отца и сына святаго духа раб божии Могила воевода господар земли Молдавской и мати его и господарша его Елисаветъ сътвориша съ божественны аеръ ради их душевнаго и тлеснаго и ради првъзлюбленниих чядъ своих Константина воеод и госпожи Ирини и и Катерини и даде его въ нов създанм их монастири Сучавица идеже есть храм Въскресение Господа Бога нашего и Спаса Нашего Христа при Архиепископ Кир Георгие Могила митрополита Сучавскаго в лто 7100 господарства (?) его» (непонятно).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Храм в честь свв. муч. Давида и Константина (см. 2 окт.), мощи которых покоятся здесь, построен в XI в.; обновлен в 1863 г. Здесь же чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы X в. Намарневский Иоанно-Крестителев , 2 кл., в Лечхумском y., в 85 в. от г. Кутаиса. Основан в 1822 г. К нему приписан Цагерский , в с. Цагери, Лечхумского y.; здесь хранится серебряный крест Георгия, царя Грузинского (921 – 956 г.); к Намарневскому же мон. приписан Цаишский , в с. Цаиши, Зугдидского y.; здесь хранится крест царя Абхазии и Карталинии Баграта III (980–1014 г.). Челишский Успенский , 2 кл., общ., в с. Никорцминда, Рачинского y., в 60 в. от г. Кутаиса. К нему приписан Схавский мон., известный с XVII в. Женские: Мгвимский Спасский , 3 кл., общ., в Шаропанском y., в 85 в. от г. Кутаиса, близ ж.-д. ст. Чиатуры. Основан в XII в. Здесь находится древняя икона Спасителя (XI–XII в.) и двери, сделанные из цельной виноградной лозы, с резными изображениями и надписями. При мон. школа. Иркутская епархия Мужские: В. Вознесенский , 1 кл., общ., в 5 в. от г. Иркутска. Основан в 1672 г. старцем Герасимом († 20 ян. 1676 г.). В соборном храме Вознесения (постр. в 1860–1870 г.) почивают открыто в серебряной раке мощи св. Иннокентия (см. 26 нояб.). Над могилой старца Герасима устроена часовня. При мон. школа, больница и странноприимный дом. Мон. принадлежит Михаило-Архангельский скит, в 2 в. от мон., при ж.-д. ст. Иннокентиевской. Князе-Владимирский , общ., зашт., в г. Иркутске. Учрежден в 1903 г. Св.-Троицкий , 2 кл., общ., в г. Киренске Основан в 1663 г. игуменом Гермогеном, который и погребен здесь. В храме Св. Троицы находится весьма чтимый образ Нерукотворенного Спаса, принесенный Гермогеном. Мон. владеет библиотекой, в которой, между прочим, хранится до 1400 томов рукописей. Турано-Нило-Столбенская пуст., зашт., в 257 в. от г. Иркутска в 7 вер. от Туранских минеральных вод. Существует с 1845 г. Ныне приписана к архиерейскому дому. Женские: Знаменский , 2 кл., общ., в 1 в. от г. Иркутска.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЫХНЫ [Груз. , ], архитектурный комплекс Сухумо-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) (с. Лыхны, муниципалитет Гудаута, Абхазия) и двором-резиденцией абхазских князей Шервашидзе; памятник культурного наследия Грузии. История Основные исторические сведения о Л. можно почерпнуть на основе анализа архитектуры и живописи церкви, которая была построена на месте древнеязыческого капища. Село Лыхны было летней резиденцией абх. князей Шервашидзе; в средневек. источниках это место называется Зуфу, в более поздних зафиксировано тур. название Соук-су (Холодный родник). Выстроенный вблизи церкви монументальный дворец Шервашидзе представляет собой образец светской архитектуры позднего средневековья (перестроен и расширен в XIX в.). Комплекс Лыхны Комплекс Лыхны Впервые Л. описал франц. картвелолог М. И. Броссе в 1848 г., ученый опубликовал несколько груз. надписей, в т. ч. ныне не сохранившуюся надпись о появлении кометы Галлея в 1066 г., в царствование Баграта IV ( Гиоргобиани. 1976. С. 25-29). В 1821 г. в Л. был похоронен последний владетельный абх. кн. Сафар Али-бей Чачба (Георгий Шервашидзе), его останки были перенесены сюда из Сухумской крепости. В сер. XIX в. по распоряжению имп. Николая I здесь был устроен мон-рь. В 1855 г. храм был освящен в честь Успения Пресв. Богородицы. В течение веков на Лыхненской поляне (абх. Лыхнашта) близ церкви устраивали народные сходы. 26 июля 1866 г. в Абхазии вспыхнуло антиправительственное восстание, начавшееся с 7-тысячного схода на Лыхнашта. Были убиты начальник Сухумского военного отдела полковник В. Коньяр и др. представители власти и военные. Восстание было подавлено, резиденция абх. князей разрушена кутаисским ген.-губернатором Д. И. Святополк-Мирским. Слева от церкви в память о Коньяре была воздвигнута часовня. 23 нояб. 1914 г. еп. Уфимский Андрей (Ухтомский) , в 1911-1913 гг. возглавлявший Сухумо-Абхазскую епархию Грузинского Экзархата РПЦ, пожертвовал Л. икону Пресв. Богородицы «Знамение», ставшую местной святыней. Образ в чеканном окладе с эмалью на золотом фоне представляет собой копию чудотворной Серафимо-Понетаевской иконы Божией Матери «Знамение» 1879 г. Это единственная икона, содержащая надпись на абх. языке, выполненную дореволюционным письмом.

http://pravenc.ru/text/2110946.html

После кончины игумена Иверского монастыря Стефана Хартуляри преподобный Георгий был в 1044 году избран новым игуменом (трижды жребий указал на него). Попечением нового настоятеля был перестроен и укреплен соборный храм обители в честь Успения Пресвятой Богородицы и подтверждены права грузин на Иверский монастырь. С этой целью преподобный Георгий посетил Константинополь , где был принят императором Константином IX Мономахом (1042–1055) и получил от него жалованную грамоту. Вернувшись в Иверскую обитель, преподобный оставил после себя настоятелем Георгия Олтисели и отправился на Черную гору , близ Антиохии. Вероятно, он вынужден был это сделать, чтобы оправдать перед патриархом Антиохийским Феодосием III (1057-1076) братию Иверского монастыря, заподозренную греками в неправославии. Преподобному Георгию удалось справиться не только с этой задачей, но и убедить Антиохийского Первосвятителя в канонической законности автокефалии Грузинской Православной Церкви . Из Антиохии, по приглашению грузинского царя Баграта IV (1027–1072), преподобный Георгий отправился в Грузию . В Грузии он провел пять лет: учил народ словом и делом, помогал благоустроению церковной жизни и внедрял свои переводческие труды. Благодаря их высоким научным и литературным достоинствам, они были признаны Грузинской Церковью образцовыми. Заботясь о духовном просвещении страны, преподобный Георгий отобрал 80 грузинских юношей и отправился с ними на Афон , чтобы отдать их в основанное им же училище. По дороге он посетил Константинополь . Несмотря на уговоры учеников отложить посещение императора, поскольку преподобный Георгий занемог, он, будучи извещен свыше о своей предстоящей кончине, поторопился представить императору Константину Х Дуке (1059-1067) своих учеников и получил грамоту на их обучение в афонском училище . На следующий день, 29 июня 1065 года, святой Георгий мирно отошел ко Господу. Тело преподобного было с честью перевезено на Афон , прославленное на пути очевидными знамениями милости Божией. Оно год пролежало в гробе без погребения в храме Всех Святых. Когда гроб был открыт, тело святого оказалось совершенно нетленным: ни один волос не упал с его головы и бороды. Гроб святого Георгия был установлен близ раки святого Евфимия 24 мая 1066 года. С согласия католикоса-патриарха всей Грузии Иоанна IV (1110-1142) ежегодно в этот день совершалась память святого Георгия, приуроченная впоследствии к дню его блаженной кончины, и совершаемая ныне 27 июня.

http://drevo-info.ru/articles/13301.html

В VII в. на месте большой базилики, разрушенной, очевидно, во время византийско-персид. войн персидским полководцем Мермероем в 50-х гг. VI в., была выстроена новая церковь с выступающей апсидой. Эта церковь упомянута в груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» как «Кутаисский храм» (28,3×15,8 м) (КЦ. 1955. Т. 1. С. 241), фундамент части ее стен был использован в качестве фундамента храма Баграта. На основании того, что в раннехрист. эпоху в Кутаиси сооружались столь значительные храмы, часть ученых допускает возможность существования в то время епархиального центра в городе. Однако, по мнению Г. Мчедлидзе, основывающегося на отсутствии упоминания кафедры в Кутаиси в исторических источниках или преданиях, строительство большой базилики может говорить лишь о многочисленности города, в к-ром укрепилось христианство. В Кутаисском храме был похоронен Картлийский эрисмтавар (князь) Стефаноз, укрывавшийся от преследования арабов в Зап. Грузии: выявленное близ церкви малое здание квадратной формы, построенное тесаным камнем, предположительно является его гробницей. В нач. 30-х гг. VIII в. Кутаиси вместе с др. поселениями Эгриси стал жертвой карательного похода араб. полководца Марвана ибн Мухаммада (Мервана Глухого). Западногруз. (абхазский) эристав Леон II (758-798), воспользовавшись ослаблением Византии, распространил власть на Зап. Грузию, создал Эгрис-Абхазское царство со столицей в Кутаиси и принял титул царя. Кутаиси пережил очередное возрождение: были основательно обновлены фортификационная и водопроводная системы, в цитадели были выстроены украшенный арочными окнами 2-этажный кирпичный дворец и баня, перекинут мост через р. Риони, на развалинах церкви VII в. выстроена новая 3-нефная базилика, в воротах к-рой в 2009 г. было обнаружено богатое захоронение молодой женщины (до 25 лет) предположительно царского рода, сходное с могилами хазар. Могила царя Грузии св. Давида IV Строителя. Кафоликон мон-ря Гелати Могила царя Грузии св. Давида IV Строителя. Кафоликон мон-ря Гелати Новый этап строительства города начался в кон.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

Рельефное изображение орла над окном юж. фасада храма в Хахули соседствует с плоскостными орнаментальными композициями портала. Рельефы этого периода рассчитаны на восприятие издалека. Их формы обобщены, силуэты четки, фигуры схематичны, жесты условны, пропорции искажены для усиления выразительности, поверхность изображений нередко покрыта орнаментом. На рельефе храма в Тбети в Тао-Кларджети нерасчлененная моделировкой крупная фигура патрона храма значительно выступает из фона, голова в чалмообразном уборе показана в 3/4-ном повороте, пропорции вытянуты. Фигуры ктиторов высотой 143 см в композиции «Деисус» на юж. фасаде храма Ошки (X в.) выполнены в горельефе в 3/4-ном повороте, их движения и пропорции естественны, одежды графически проработаны. Развитие стиля прослеживается в рельефах собора Баграта в Кутаиси. На верхней части его юж. фасада помещены 2 муж. скульптурные головы; слегка повернутые друг к другу, они почти обособлены от поверхности стены, овальные лица трактованы схематично. Экспрессия образов вызывает ассоциацию с западноевроп. скульптурой романского стиля. Рельефы X в. содержат сцены из ВЗ и НЗ, изображения св. воинов, мучеников, местных святых и исторических лиц. Наиболее распространены истории пророков Ионы и Даниила. Центрально-симметричная композиция «Прор. Даниил во рву львином», использованная в декоре алтарных окон храмов в Бавра, Бурнашети, Хоспио, Бза (2 церкви), Азаврети, Гумбати, на архитраве портала церкви в Вале, а также в декоре фасадов (зап. фасад церкви в Табацкури, вост. фасад - в Зарзмис-Цкаро и др.), прообразовательно толковала тему Спасения. Среди сцен истории прор. Ионы наиболее распространена «Спасение прор. Ионы из чрева китова», понимаемая как прообраз смерти и Воскресения Христа, а также таинства Крещения (портал храма в Хахули, архитрав ц. Пресв. Богородицы в Гомарети, рельефы храмов в Сагамо, Кваиси и Джоисубани). Перечисленные сюжеты, дополненные второстепенными изображениями или надписями, составляли часть иконографической программы, посвященной личному спасению устроителей храмов (рельефы церквей в Кваиси и Гомарети с фигурами ктиторов, держащих модели храмов, храм в Бурнашети с молебными надписями от имени ктиторов).

http://pravenc.ru/text/168199.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010