В соборе размещено 6 приделов: во имя св. праведных Иоакима и Анны, вмц. Марины, ап. Андрея Первозванного, Всемилостивого Спаса, свт. Николая Чудотворца и мц. Ирины. По преданию, в Андреевском приделе находится могила св. царицы Тамары; придел Всемилостивого Спаса служил усыпальницей мн. груз. царей; предполагается, что здесь погребены царь Баграт с супругой Еленой, цари Ростом и Симон. Богоматерь с Младенцем. Фрагмент мозаики конхи апсиды собора Рождества Пресв. Богородицы. XII в. Богоматерь с Младенцем. Фрагмент мозаики конхи апсиды собора Рождества Пресв. Богородицы. XII в. К первоначальному декору внутреннего пространства храма относится датированная XII в. мозаика конхи алтарной апсиды с ростовыми изображениями Богоматери Никопеи и предстоящих архангелов Гавриила и Михаила (нижняя часть осыпалась, в XVI в. заменена фреской). Мозаика отличается плотной, тщательной кладкой из маленьких кубиков смальты. Ее создатель, груз. мастер, в совершенстве владел принципами декоративного оформления визант. искусства. К 1125-1130 гг. относится фресковая роспись нартекса, отличающаяся высоким художественным уровнем исполнения. Сохранились изображения 7 Вселенских Соборов, «Чудо св. Евфимии на Халкидонском Соборе», «Вознесение Креста». Небольшой юго-вост. придел храма, служивший усыпальницей царя Давида VI Нарина (1247-1293), украшает роспись палеологовского стиля. Царь изображен дважды: вместе с супругой, дочерью Михаила VIII Палеолога, и как монах. В живописи юж. притвора храма сохранились фрагменты развернутой композиции «Страшный Суд», портрет царя Баграта V (1360-1393). В 20-х гг. XVI в., в период проведения восстановительных работ при царе Баграте III, были украшены росписью купол и алтарная апсида собора. К этому же хронологическому слою относятся портрет Гелатского архиеп. Мелхиседека (Сакварелидзе), помещенный в алтарной апсиде, и портреты имеретинского царя Баграта III с супругой Еленой, изображенных в композиции коронования. Парный ктиторский портрет раскрыт под росписью 2-й пол. XVI в. в сев. притворе: Христос благословляет царскую чету, а ангелы передают инсигнии власти: корону, меч, лоры, сферу с пейзажем города, отождествляемым с Нов. Иерусалимом, характер пейзажа ассоциируется с природой Имерети, а Голгофский храм - с собором Рождества Пресв. Богородицы в Г.

http://pravenc.ru/text/161963.html

Поверх этой группы святых написана композиция Вход Господень в Иерусалим, над ней — Воскресение Христово. В простенках между окнами расположены святые Феодор Тирон и Феодор Стратилат, поверх них — осеняющий омофором Спаситель с двенадцатью апостолами. По обеим сторонам от изображения головы святого Давида Строителя имеется надпись в два столбца, но читаемая построчно: «Великий, выдающийся среди царей, Строитель, вовеки да будет память о нем. Аминь. Давид». Фигуру Католикоса Евдемона сопровождает надпись: «Католикос Абхазии Евдемон»; имеют подписи и изображения рядом стоящих членов царской семьи. Южная стена посвящена Пресвятой Богородице. Здесь располагаются композиция Собор Пресвятой Богородицы, выше помещено Успение; в простенках между окнами располагаются образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, выше окон — таинственное собирание святых апостолов на облаках к одру Пресвятой Девы. В юго-западном углу сохранилось два портретных изображения принявшего постриг в Гелатском монастыре внука святой царицы Тамары царя Давида Нарина. На южной стене он изображен в монашеском одеянии, а на западной в царском облачении; оба изображения имеют аналогичные надписи: «Царь Давид, сын Русудан». На южной приапсидной стене имеется посмертное изображение Гелатского епископа Доментия (Чхетидзе), и по сторонам его головы выполнена пяти-строчная надпись: «Да будет вечная память архиерея, епископа Генатского Доментия Чхетидзе. Аминь». На арке южного патроникена расположена принадлежащая ему же длинная надпись: «Святой Креститель, будь защитником и ходатаем перед Богом мне, архиерею, епископу Генатскому Доментию Чхетидзе». На юго-западном подкупольном устое имеется надпись в четырехугольной раме на греческом языке: «Расписан Пречистой Богоматери всечтимый и святой храм помощью имеретинского царя Баграта». На северо-западном устое, на аналогичном месте и в такой же прямоугольной раме, имеется надпись на грузинской скорописи мхедрули: «Да помилует Бог царя царей Баграта»; рядом в такой же раме имелась другая надпись, от которой уцелели лишь две буквы.

http://sobory.ru/article/?object=05395

Внутри храма сложены в груды остатки колонн и капителей, некогда украшавших этот храм: капители украшены изображениями, сюжеты которых заимствованы из царства растительного и животного: здесь видны львы, терзающие ланей, совы по углам, гриф, терзающий сирену, виноградные ветви, человеческие фигуры во фригийских шапках. На южной внешней стороне уцелели на самой стене колонки и арки, украшенные изображениями человеческих лиц; с северной стороны – надпись арабскими цифрами «223»: это год построения собора, так как 223-й год от начала третьего понтийского хроникона, т. е. от 780-го года, указывает на 1003-й год (223 + 780=1003); здесь же находится архитектурное украшение в виде бараньей головы, а над северными дверями – едва заметное фресковое изображение Знамения Богоматери. На западной стене также снаружи сохранились следы изображений ангела и Баграта III-ro и следы фрескового орнамента, прикрывающего первоначальный скульптурный орнамент. По словам ученого французского путешественника Дюбуа де Монперё, постройка этого храма, который представляет собой лучший памятник Грузии, начата была грузинскими архитекторами и окончена греками, присланными для этой цели византийским императором Романом Аргиром, тестем Баграта III-ro; а потому кутаисский собор совмещает в себе все то, что есть замечательного в двух стилях – армянском и византийском. Прибавим со своей стороны, что вернее было бы видеть в этом памятнике соединение художественных черт Грузии, Византии и Персии. Грустное чувство невольно охватывает душу при виде этих печальных, но все еще величественных развалин, и припоминается известное пророчественное изречение о мерзости запустения на месте святе... Но пора нам отправиться в Гелати. В 8–9 верстах от Кутаиса к северо-востоку находится известный в истории Кавказа Гелатский, или Генатский, монастырь, получивший свое название, вероятно, от главного храма в честь Рождества Богородицы (γεναθλιακν – рождество). Если Кутаис, помимо своей древности, славится своим живописным местоположением, то Гелати значительно превосходит его в этом отношении, так что весь путь от Кутаиса до Гелати представляет целый ряд самых разнообразных и роскошных картин природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

13 и 15 июля 1651 г. митрополит представлял гостям мон-рь Гелати и его святыни, а также столицу Зап. Грузии Кутаиси и Баграта храм , сопровождая экскурсию подробными рассказами и преданиями, позже записанными Иевлевым и Толочановым. Так, о заинтересовавших гостей железных воротах Гелати З. рассказал, что они были привезены из Дербента «в те поры как ходил воевать в кизылбаскую землю Меретийской царь Давид» ( Иевлев. 1969. С. 52) - вероятно, речь идет о железных вратах 1039 г., к-рые груз. царь Димитрий I (1125-1154/55) привез в 1138 г. из Гянджи в Гелати. Осматривая кафоликон мон-ря - Успенскую ц., послы отметили серебряную икону вмч. Георгия, сделанную, по словам митрополита, из сребреников Иуды и привезенную из К-поля в Грузию в иконоборческий период; крест, в к-ром, по свидетельству З., сохранялись власы и брада страждущего на Голгофе Иисуса Христа (у Иевлева - власы Богоматери, «как терзала у себя при Распятии Господнем»), с ковчежцем, отлитым из золота волхвов, где хранился зуб Пресв. Богородицы; украшенную золотом и драгоценностями икону Пресв. Богородицы, написанную ап. Лукой, и др. крест и икону, к-рые, по словам З., прислал «в древних летах царь Констянтин, как выдал дочь свою за грузинского царя Георгия» (у Иевлева дочь названа по имени - Ирина, царь - имеретинский Давид). Также З. рассказал послам о Ризе Пресв. Богородицы, хранящейся в мон-ре Хоби и привезенной, по его словам, из К-поля в иконоборческий период. Показывая Кутаиси, З. рассказал Иевлеву историю о чуде Палеостомской иконы Пресв. Богородицы из храма Баграта (ныне хранится в Гелати), как «из Гурелей (Гурии.- Т. К.) от потопления града Палестона (г. Поти близ оз. Палеостоми.- Т. К.) на воздухе вышла и сохранила свой Пресвятый образ» ( Толочанов. 1970. С. 225-230; Иевлев. 1969. С. 51-55, 58-62). Закончив осматривать Гелати, гости «у митрополита у стола были... митрополит вставал и... Алексея Михайловича... за многолетное здоровье чашу пил» ( Иевлев. 1969. С. 58). Толочанов упоминает и царский обед 29 июля 1651 г., на котором З. сидел слева от Александра III, поднявшего 1-й тост за Алексия Михайловича, и «учал подавать чашу» за патриарха всея Руси Иосифа (1642-1652) ( Толочанов. 1970. С. 234-235).

http://pravenc.ru/text/182693.html

Барабан и купол кафоликона мон-ря Ишхани В VIII в. княжество Тао перешло под власть груз. Багратидов (Багратиони). Восстановив Ишхани и Бана из руин, Багратиони закрепили за ними церковную юрисдикцию ГПЦ ( Чеишвили. 2007. С. 113-114). Возрождение церковной жизни в Тао-Кларджети и, в частности, основание И. е. связано с деятельностью прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели) и свт. Саввы Ишхнели (в источнике - Саба, Сабан) в 30-х гг. IX в. Эти события описываются в соч. Георгия Мерчуле «Житие Григола Ханцтели» (951 г.; Hieros. Patr. 2, XI в.- Георгий Мерчуле. 1911; Он же. 1963. Т. 1. С. 248-319; Он же. 1982. С. 107-204; Он же. 1999. С. 253-324). Однажды, когда святые возвращались из К-поля, куда ездили поклониться св. местам, им «от Бога открылась прежняя слава Ишхани, святые церкви в селе при нем, и было им возвещено, что Ишхани опять обновится рукою Сабана». Также им был указан путь к заброшенной церкви, поскольку «место это было недоступно для людей того времени». Добравшись, святые «были обрадованы обретением славного места, так как в нем имелось и духовное, и телесное утешение». Прп. Григорий остался в мон-ре Хандзта , а свт. Савву благословил на возрождение храма и «дал двух учеников». В Житии также указано, что, когда святые прибыли в Тао, был убит царь Тао-Кларджети св. Ашот I Великий Куропалат. Позже при участии прп. Григория и царя Баграта I Куропалата (826-876), сына св. Ашота I, свт. Савва «Божьею волею сделался епископом в Ишхани, построенном блаженным католикосом Нерсесом, в соборной церкви и на кафедре его, которая многие годы была во вдовстве» и возобновил храм. Эти сведения позволяют уточнить, что вторично И. е. была основана после 826 г. ( Георгий Мерчуле. 1911. С. 87, 98, 105, 107; Он же. 1963. Т. 1. С. 252, 264, 265, 272, 274). Фрагмент декора базы колонны кафоликона мон-ря Ишхани Фрагмент декора базы колонны кафоликона мон-ря Ишхани Царь Баграт I содействовал развитию монашества и церковной жизни в Тао-Кларджети. По просьбе прп. Григория он жертвовал земли и средства на постройку церквей и основание монастырей. В Житии цитируется беседа свт. Саввы и царя Баграта I. Акад. Груз. АН, прот. Корнелий Кекелидзе , опираясь на сведения Мерчуле о том, что свт. Савва занимался литературно-переводческой деятельностью, отождествил ответ свт. Саввы царю с соч. «О Давиде и Голиафе» христ. историка Ипполита Римского (III в.) и, найдя мн. параллелей, сделал вывод, что, очевидно, свт. Савва в 831-842 гг. перевел это сочинение на груз. язык ( Кекелидзе. 1943. С. 296-272; Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 231-234; Он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 156, 459). Сохранился груз. перевод, оканчивающийся словами, аналогичными ответу царю свт. Саввы, и внесенный в Шатбердский сборник (X в.). В одном из колофонов переписчик Иоанн-Бераи указывает: «Труд сей переписан с подлинника Ишхани, кто будет читать, молитесь за переписчика» (Шатбердский сб. X в. 1979. С. 20, 249).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

На протяжении веков М. оставался важным религ. и адм. центром Квемо-Картли. Значение М. было настолько велико, что во 2-й пол. X в. в календарь мон. Иоанна-Зосима было внесено празднование Манглисского Креста (20 мая, отмечается до сих пор) ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 67). М. пользовался особым вниманием первых царей единой Грузии - Баграта III (978-1014), Георгия I (1014-1027) и Баграта IV (1027-1072). В 1-й пол. XI в. почти по всей Грузии были возведены храмы, по своей грандиозности превосходящие церковные здания предыдущих эпох. Именно в это время был основательно перестроен храм М. Инициаторами нового строительства стали царь Георгий I и еп. Манглисский Квирике, сведения об этом сохранились в эпиграфике кафоликона М. В лапидарной надписи на входной арке юж. портика указано имя Георгия I ( Шанидзе. 1926. С. 227-228; Барнавели. 1961. С. 8), над южной дверью - еп. Квирике (не сохр.) ( Такаишвили . 1913. С. 138). Имя строителя храма (не было прочитано) упоминалось в несохранившейся надписи над окном южного входа портика храма (копия, выполненная М. И. Броссе, хранится в РНБ: Фонд М. Броссе, коробка Р 19). В надписи также была указана дата постройки храма - 1020 г. (240 г. по груз. системе летосчисления короникон), которая подтверждается грузинскими и армянскими источниками ( Такаишвили. 1913. С. 138-139; Шанидзе. 1926. С. 235; Барнавели. 1961. С. 18-20). Та же дата была указана в надписи юж. входа (утрачена): фрагменты архивольта, содержащие группу букв, обозначающих число, были найдены в 1948 и 1954 гг. во время экспедиции Ин-та истории груз. искусства (хранятся в ГМИГ; Такаишвили. 1913. С. 138; Барнавели. 1961. С. 15-17). Т. о., становится известно, что к 1020 г. были окончены основные работы по строительству храма, прерванному, видимо, из-за начавшейся в 1021 г. войны с Византией. После заключения мирного договора в 1023 г. М. был окончательно достроен (сев.-зап. стена и зап. портик) ( Двали. 1974. С. 65-66). В сер. XIX в. груз. историк Д. Мегвинетухуцесишвили (1815-1878) на территории штаб-квартиры Карабинерного полка близ новой полковой церкви нашел камень, увезенный из М. и содержавший надпись с датой окончания строительства храма: «Слава Тебе, Господи... освятили в первый день луны, месяца февраля... в короникон 247 (1027 г.)» ( Такаишвили. 1913. С. 139; Двали. 1974. С. 39-40). Груз. палеограф Т. Барнавели группу букв вместо (в 1-й день луны) читает как (в архиерейство) ( Барнавели. 1961. С. 20-21). Архитектурный анализ храма позволяет утверждать, что этот камень принадлежал западному портику ( Двали. 1974. С. 66).

http://pravenc.ru/text/2561814.html

до Р. Х.), в фонде также представлены колхидская драхма с изображением львиной головы (V в. до Р. Х.), ставшая символом К. м., т. н. кутаисские, заратские, хонские, персатские, месхетинские клады колхидских полудрахм, статир Александра Македонского (IV в. до Р. Х.), колхидские золотые статиры (II-I вв. до Р. Х.), греч., рим., понтийские, босфорские, мидийские, парфянские монеты, а также визант. и персид. монеты раннего средневековья. Разнообразие коллекции свидетельствует об экономическом развитии древней Колхиды и активных торгово-экономических и культурных отношениях Зап. Грузии. В фонде также много монет, отчеканенных царями Грузии св. Давидом IV Строителем , Георгием III, его дочерью царицей св. Тамарой , царицей Русудан, Димитрием I (см. Дамиан-Димитрий ), Георгием IV Лашей, Давидом VI Нарином и др.; встречаются трапезундские серебряные асперы и их груз. имитации, т. н. кирманеули (, от имени кесаря Трапезунда Мануила I (1238-1263), 84 выявлены на территории храма Баграта), золотые, серебряные и медные тур. монеты. Фонд рукописей и старопечатных книг Ап. Иоанн Богослов и прп. Андрей (Критский?). Миниатюра из Гелатского служебника. XI–XII вв. (Кут. 657) Ап. Иоанн Богослов и прп. Андрей (Критский?). Миниатюра из Гелатского служебника. XI–XII вв. (Кут. 657) Фонд рукописей и старопечатных книг содержит экспонаты, хронология к-рых охватывает X-XX вв. Фонд отличается не только количеством экспонатов (67 424 ед. хр.), но и их научно-исторической ценностью. Среди 730 ед. хр. коллекции рукописей особенно интересны рукописные книги церковного и светского характера, представляющие все 3 этапа развития груз. письма: они выполнены письмом асомтаврули (V-X вв.), нусхури (IX-XIX вв.) и мхедрули (X-XIX вв.). В коллекции представлены произведения на груз., араб., греч., персид., арм. языках. Географический ареал хранимых в К. м. рукописей довольно широк: это не только мон-ри и церкви Грузии (Гелати, Моцамета, храм Баграта, Кацхи , Джручи , Табори, Сева, Челиши , Хончиори, Вани и др.), но и груз.

http://pravenc.ru/text/2462341.html

В каждом грузинском храме при богослужении звучит их голос – в словах Писания; ему будут с благоговением внимать потомки, пока небо и земля не предстанут на Страшный суд, пока в мире звучит грузинская речь… Вторым тысячелетием от Рожества Христова открылся новый цикл в истории Грузии. Тени грядущих бедствий нависли над землей, как тревожный колокольный звон. Народ, готовясь к войне, спешно возводит крепости, строит стены вокруг городов, чинит мосты и очищает рвы – так в начале XI столетия Грузия возводила духовные крепости. Первая из них – Светицховели, венец Грузинской Церкви, младший брат Цареградской Софии, рукотворный утес, возвышающийся над волнами времени и круговоротом истории. Кажется, что между Светицховели и Иерусалимским храмом Воскресения протянута золотая цепь. Вторая крепость – храм Алаверды, высящийся над Кавказом, кажется, воплотил собой полет в небеса и даровал крылья камню. Он похож на колонну, которая поддерживает лазурный небосвод. Алаверды лишен украшений; он прост, как одеяние аскета, его строгая красота похожа на лик пророка, вышедшего из пустыни. Третья крепость – это Кутаисский храм Баграта. Его орнамент и барельефы похожи на филигранную работу древних ювелиров; его стены из белого камня кажутся одеянием из виссона, которое можно пропустить через кольцо. Кажется, что храм Баграта строили трое братьев, из которых один был богослов, второй – мистик, а третий – поэт. Едва были докончены эти крепости, как на границах Грузии появился новый враг – турки-сельджуки, будто зловещий призрак смерти с косой. Они пришли, как гунны при Аттиле из Алтая и Турана на запад, в поисках земли и добычи. Турки вторгались в Грузию каждый год. Города и села стояли обезлюдевшие, как после чумы. Дома на пепелищах и развалинах, в которых долго не зажигались огни, казались черными памятниками на могилах. Незасеянные поля поросли кустарником и крапивой. Три апокалиптических всадника – война, голод и смерть с обнаженными мечами промчались по Грузии. Страна была подобна кораблю с поломанными мачтами, порванными парусами, с пробоинами в борту, в которые устремилась вода.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Митр. Варлаам был смещен с поста экзарха; 14 мая 1817 г. должность занял архиеп. Феофилакт (Русанов ; с 1 февр. 1819 митрополит; † 19 июля 1821). Согласно проекту, подписанному Александром I 28 дек. 1818 г., на территории бывш. царства Имерети и княжеств Гурии и Мегрелии должно было остаться по 1 епархии; надлежало провести секуляризацию церковного имущества и сократить численность духовенства. По данным, предоставленным Никорцминдским архиеп. Софронием (Цулукидзе) , в Имерети в это время насчитывалось 4 епархии (Кутаисская, Гелатская, Хонская, Никорцминдская (Рачинская)), 15 мон-рей и 618 действующих церквей (АКавАК. 1874. Т. 6. С. 418-419). В июне 1819 г. население Имерети восстало против резких действий архиеп. Феофилакта по проведению церковной реформы Зап. Грузии. «Церковный бунт» был жестоко подавлен, его руководители арестованы: митр. Кутаисский сщмч. Досифей (Церетели) погиб при невыясненных обстоятельствах, митр. Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе) сослан в Александров Свирский в честь Св. Троицы муж. мон-рь . Проведение описи имеретинских епархий было поручено архиеп. Никорцминдскому Софронию (Цулукидзе). По его сведениям, в 1821 г. в Имерети действовали 10 мон-рей (2 в Гелати: Успения Пресв. Богородицы и вмч. Георгия, Моцамета, Гогнис Удабно, Чалатке, Сохастери, Челиши, Велткеви, Сорисджвари, Кацхи), 2 кафедральных собора (в честь Успения Пресв. Богородицы в Кутаисе (см. Баграта храм ) и Успения Пресв. Богородицы в Гелати), 618 приходских церквей, а также насчитывалось 1808 дымов, 7022 церковных крепостных крестьянина. Годовой доход с церковной земли был оценен в 11 482 р. серебром (История груз. иерархии. 1826. С. 47-49). Церковно-адм. преобразование в Зап. Грузии было завершено при экзархе архиеп. Ионе (Василевском ; 1 окт. 1821 - 5 марта 1832; с 22 авг. 1828 митрополит). Решением имп. Александра I от 19 нояб. 1821 г. 4 имеретинские епархии были упразднены, их территории вошли в новообразованную И. е. Имеретинским архиереем был назначен архиеп. Софроний (Цулукидзе), к-рый ежегодно должен был представлять обширный отчет о проделанной работе экзарху Грузии; кафедральным собором был оставлен храм Баграта, резиденция архиепископа была размещена на т.

http://pravenc.ru/text/389493.html

Интерес представляют описания иконы оставленные русскими послами XVII века Алексеем Иевлевым и НикифоромТолочановым . В 1651году во время посещения храма Баграта (храм, возведённый в Кутаиси в правление Баграта III как главный собор его царства и освящённый в честь Успения Богородицы в 1003 году) в Кутаиси А. Иевлев касаясь находящейся в храме иконы Пресвятой Богородицы,пишет,что священник храма монах Гавриил и его сыновья Сехний и Симон рассказали следующее: «Раньше эта икона находилась в Гурии в главном храме города-крепости Палиастоми. У главного священнослужителя этого храма Силибистро было видение. (Силибистро же в свою очередь был далеким предком и родственником священнослужителя Гавриила.) Во сне явившаяся Силибистро Божья Матерь, велела ему вынести ее икону из Палиастоми и отвезти ее в город-крепость, т.к. городу крепости Палиастоми грозило погружение в воду. Главный священнослужитель не поверил сну. После первого явления Пресвятая Богородица дважды являлась Силибистро с тем же наказом. Но он и в этот раз не поверил и никому не сообщил об этом. Сам священнослужитель жил за пределами города-крепости вблизи другого храма. Но вскоре исполнилась воля Божья и город-крепость вместе с населением погрузились в воду. Икона же Пресвятой Богородицы по Божьему указу была спасена. По Божьей воле,она свободно воспарила в небеса. Когда главный священнослужитель Силбистро увидел данное чудо, низ пал перед чудодейственной иконой и слезно просил отпущения грехов и благодати. Приблизившись к чудодейственной иконе он вознес руки, и она плавно опустилась на них. После этого Пресвятая Богородица опять явилась Силибистро и приказала ему отнести икону с ее ликом в Кутаисскую город- крепость. Он повиновался приказу. С того дня по наши дни потомки главного священнослужителя Силибистро живут вблизи этой чудодейственной иконы Божией Матери.Эта икона была доставлена в Кутаисскую город- крепость во времена царя Георгия,внука царя Давида ( А.Иевлев. Отчетное описание пребывания послом в Имеретии 1650-1652 г.г. Изд.: И.Цинцадзе 1968 г. Стр. 139).

http://pravicon.com/info-685

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010