Надписи его: «Крест Животворящий, прослав царя абхазов куропалата Баграта». «Святой и Животворящ Крест, помилуй Ефрема Цаишели». Письмо обеих надписей одного характера XI в. и видно, что Ефрем жил при царе Баграте, но которого из них следует видеть в надписи: Баграта ли III (980–1014) или Баграта IV (1027–1072)? Броссе предполагает. Баграта III (Voyage archéol., VII, 28), но трудно в семъ случае что-либо сказать: оба они титуловались и Куропалатами и царями абхазскими. 5 . Икона Божией Матери, 0,47 выш. и 0,35 шир. (обычный размер позднейших грузинских икон), с надписью внизу. Божия Матерь, стоя, держит Младенца на левой руке, прижимая руку к груди, внутри арки и впереди стены или пояса аркаде над балюстрадой; поверх Деисус с 2 Архангелами; по кайме 4 апостола и внизу Иоанн Златоуст и Милакия католикос. Работа иконы совершенно тождественна с большой иконой (см. 1). В надписи ее, цаишский митрополит Григорий Чикоани, упомянув о создании церкви Цаиши, по разорении ее от землетрясения, католикосом Малакиею, говорит далее, что «она, оставшись по обстоятельствам времени, без пастыря, подпала под власть светских лиц, но была из их рук исторгнута дадиани Кациею; он же, Григорий, вступив в управление цаишской кафедрой и найдя ее храм сильно пострадавшим, иконы ее обветшалыми и попорченными, все свое старание, все свои доходы употребил на восстановление его внутри и снаружи, на оковку и украшение его икон, Распятия, настоящего образа и большого выносного креста, в 1811 г., в управление Одиши, Лечхуном, Абхазиею и Сванетиею пользовавшегося высоким покровительством и благорасположением великого русского царя Александра I дадиани Леона». Упоминаемые в этой надписи дадианы: Кациа II † 1788 г., а Леван V, предпоследний владетель Мингрелии † 1840 г. (H. de la G., II, 1 livr., 648, 649). Сам митрополит Григорий Чикоани, как показывает эпитафия на его надгробном камне в Цаиши, вступил в заведывание Цаишской епархией в 1776 г. и умер 15 ноября 1823 г. (Voyage archéol., VII Rapp., 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Новости 19 октября, 2009 Президент России Дмитрий Медведев встретится с иерархами Сербской Православной Церкви Президент России Дмитрий Медведев встретится с членами Святейшего Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви во главе с митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием. Встреча состоится в ходе официального визита Президента РФ в Сербию. Дмитрий Медведев прибудет в Белград во вторник 20 октября. Визит президента РФ в Белград приурочен к 65-летию освобождения сербской столицы от фашистских захватчиков. Это первый визит […] 19 октября, 2009 19 октября ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев выступит с открытой лекцией " Современное старчество " Сегодня, 19 октября, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев выступит с открытой лекцией «Современное старчество». Отец Владимир расскажет о старцах, живших в XX веке: архимандрите Иоанне (Крестьянкине), архимандрите Серафиме (Тяпочкине), иеромонахе Павле (Троицком) и других. Начало в 19.00. Место проведения: Ленинский проспект, конференц-зал Первой градской больницы (корпус 8, этаж 3). Источник: Патриархия.ru 17 октября, 2009 ЮНЕСКО начинает мониторинг реставрационных работ в храме Баграта в Западной Грузии ЮНЕСКО начинает мониторинг реставрационных работ, которые проводятся в храме Баграта в Кутаиси (Западная Грузия). Группа мониторинга должна установить, насколько восстановительные работы соответствуют стандартам международной организации. В Кутаиси, вместе с экспертами ЮНЕСКО, будут работать представители Грузинской Патриархии и министерства культуры, спорта и охраны памятников Грузии. Храм Баграта в Кутаиси был возведен в правление Баграта III как […] 16 октября, 2009 Ученые-языковеды РАН начали работу над первым после революции словарем церковнославянского языка Над первым после Октябрьской революции словарем церковнославянского языка начали работу ученые-языковеды РАН. В качестве консультантов издания выступят сотрудники Московской Патриархии. «Предыдущий подобный словарь был выпущен еще до революции. Новый предположительно появится через год», — рассказала заместитель директора московского Института русского языка имени В.В.Виноградова РАН Мария Каленчук. При Института русского языка имени В.В.Виноградова РАН несколько дней […]

http://pravmir.ru/category/news/page/580...

Церковь во имя св. Архангелов в Мцване Квавила, Кутаиси. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя св. Архангелов в Мцване Квавила, Кутаиси. Фотография. 10-е гг. XXI в. В апр. 1922 г. сщмч. Назарий поддержал направленный на Генуэзскую конференцию меморандум католикоса-патриарха всей Грузии сщмч. Амвросия (Хелаи) , в к-ром он назвал советскую власть оккупационной и привел факты религ. репрессий. После ареста католикоса-патриарха (12 янв. 1923) под разными предлогами были арестованы и его сподвижники, в т. ч. и сщмч. Назарий. В апр. 1924 г. он был освобожден без права проживать в своей резиденции; в это же время был разрушен храм Баграта. Митрополит, остававшийся под строгим надзором, служил в деревнях. 2 авг. 1924 г. сщмч. Назарий и 8 священнослужителей освятили ц. во имя Спасителя в сел. Аджамети (ныне в муниципалитете Зестафони). Все были арестованы и помещены в кутаисскую тюрьму. Им было приписано участие в «августовской авантюре» (в Грузии готовилось антисоветское восстание, намеченное на 28 авг.). Тройкой НКВД митр. Назарий, священники Герман Джаджанидзе, Иерофей Николадзе и Симеон Мчедлидзе, диак. Виссарион Кухианидзе 27 авг. 1924 г. были приговорены к расстрелу, в ту же ночь приговор привели в исполнение (прославлены в лике святых 19 сент. 1995 - Сборник правовых актов. 1990. С. 442). Антирелиг. кампания продолжалась: районные руководители соревновались в упразднении церквей и в хищении церковного имущества. Был закрыт мон-рь Гелати, насельники изгнаны. Неск. энтузиастам удалось передать в музей нек-рые хранившиеся в мон-ре ценности и добиться признания архитектурного ансамбля Гелати памятником культуры. Храм Баграта в Кутаиси. 1003 г. Фотография. 2-я пол. ХХ в. Храм Баграта в Кутаиси. 1003 г. Фотография. 2-я пол. ХХ в. С осени 1924 г. Кутаисским архиереем стал еп. Батуми-Шемокмедский Давид (Качахидзе). Современники характеризовали его как нервного и неуравновешенного человека. Он поддерживал курс «обновления и реформ», что подразумевало укоренение в ГПЦ идей обновленчества. После кончины католикоса-патриарха сщмч. Амвросия (29 марта 1927) на IV церковном Соборе 21-27 июня был избран католикос-патриарх Христофор III (Цицкишвили) . Еп. Давид поддерживал кандидатуру местоблюстителя Патриаршего престола Христофора в период выборов католикоса-патриарха сщмч. Амвросия, в память о чем Христофор III дал ему сан митрополита и должность постоянного местоблюстителя католикоса-патриарха. Однако амбиции митр. Давида возросли: он начал критиковать деятельность католикоса-патриарха и требовать его смещения. Синод лишил Давида сана митрополита, но Христофор III перевел его с сохранением сана в Батуми-Шемокмедскую епархию, которой митр. Давид руководил до кончины (19 марта 1935). В довоенные годы К.-Г. е. управляли митр. Симеон (Челидзе; 1930-1935), католикос-патриарх Каллистрат (Цинцадзе; нояб. 1935 - июль 1937), митр. Варлаам (Махарадзе; с 7 июля 1937; арестован в нояб. того же года и умер в лагере в 1943).

http://pravenc.ru/text/2462343.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Храм Баграта. 1003 г. Фотография. 2012 г. [Груз. ] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (янв. 1927). Одна из главных епархий ГПЦ; митрополит Кутаисско-Гаенатский занимает 1-е место среди др. архиереев в Синоде ГПЦ. Кафедрой К.-Г. е. в разное время были храмы Кутаиси: собор во имя св. равноап. кн. Александра Невского (с 1919 - во имя царя Грузии св. Давида IV Строителя (Агмашенебели), разрушен в 1923), собор в честь Успения Пресв. Богородицы - т. н. Баграта храм (1923-1924), ц. во имя св. Архангелов в комплексе Мцване Квавила (груз.- Зеленый цветок), ц. во имя апостолов Петра и Павла (с 1947). С 2011 г. кафедральным собором епархии является храм Баграта. Образование епархии и ее территория После восстановления автокефалии ГПЦ (март 1917) был созван I Поместный Собор ГПЦ (сент. 1917), на к-ром был избран глава Церкви - католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили) , а также решены вопросы устройства Церкви. В числе 13 новых епархий, восстановленных в пределах территорий древних епархий, были Кутаисская и Гаенатская епархии. Ввиду недостаточной численности епископата нек-рые архиереи окормляли по 2 епархии. Так, митр. Кутаисский Антоний (Гиоргадзе) возглавил Гаенатскую епархию и неофициально именовался Кутаисско-Гаенатским. 17 сент. 1917 г. на Соборе было принято «Положение об управлении Грузинской Церковью», установлены границы новых епархий. В юрисдикцию Кутаисской епархии вошли приходы Н. Имерети (территории древних Кутаисской и Хонской епархий; Кутаисский у., ниже р. Цкалцители), кафедрой и резиденцией митр. Кутаисского стал г. Кутаиси. В состав Гаенатской епархии вошли земли В. Имерети (территория древней Гаенатской епархии; Шорапанский у., регион Окриба, выше р. Цкалцители) с кафедрой в мон-ре Гелати и резиденцией в г. Зестафони ( Анания (Джапаридзе). 2003. Т. 1. С. 342). В принятом на церковном Соборе ГПЦ 21-27 янв. 1927 г. новом «Положении об управлении Грузинской Церковью» эти епархии были объединены в К.-Г. е. с приходами в Н. Имерети и Окриба (территории Кутаисского у.) и кафедрой и резиденцией митрополита в Кутаиси (Там же. С. 369).

http://pravenc.ru/text/2462343.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Священный Синод Грузинской Православной Церкви канонизировал несколько святых 23.12.2016 Священный Синод Грузинской Православной Церкви причислил к лику святых двух грузинских царей — Баграта III и Соломона I , сообщает телекомпания патриархии «Эртсуловнеба». Баграт III родился в 978 году. Под своей властью он объединил Западную и значительную часть Восточной Грузии (Картли, Кахети и Эрети). Опираясь на дворян, Баграт боролся с крупными феодалами, выступавшими против объединения государства, а также против арабских завоевателей. При царствовании Баграта III построены церкви Никорцминда и Бедия. В Кутаиси был воздвигнут храм Баграта, один из самых больших в Грузии. Баграт III скончался в 1014 году и похоронен в Бедийском храме. День памяти учреждён 24 апреля. Царь Соломон I родился в 1735 году. На протяжении всей своей жизни он героически сражался с внешними и внутренними врагами Имеретинского царства. Его высоко оценили современники и потомки, признав выдающимся полководцем и дальновидным политиком. Супруга Соломона I, царица Марьям, называла мужа просветителем страны, а народ окрестил его спасителем Имеретинского царства. В апреле 1784 году имеретинский царь скончался. Его похоронили в Гелати. День памяти учреждён 10 апреля. Священный Синод причислил к лику святых и Католикоса-патриарха Каллистрата (Цинцадзе) , который оставался предстоятелем Грузинской церкви с 1932 по 1952 годы. Благодаря совместным действиям Католикоса-патриарха и грузинской интеллигенции от разрушения были спасены тбилисские храмы Метехи и Квашвети, а также церкви Гелатского монастыря. Католикос Каллистрат сыграл огромную роль в признании автокефалии Грузинской церкви. День памяти его учреждён 21 мая. Также Священным Синодом причислены к лику святых игуменьи монастыря Самтавроо: Нина (Амилахвари), старшая - день памяти учреждён 11 февраля, Нина (Амилахвари), младшая день памяти - 29 декабря и схиигуменья Серафимо-Знаменского скита Фамарь (Марджанова) день памяти - 10 июня. Ambioni.ge / Newsgeorgia.ge / Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 03.01.2017 22:28:20

http://drevo-info.ru/news/21769.html

Надпись имела декоративную функцию и являлась элементом убранства храма. Ее текст состоит из 2 частей: 1-я - адоративная и восславляет царя Георгия I; во 2-й, обширной части сообщается, что архиеп. Антоний (I) возобновил юж. портал храма (не сохр.) при жизни царя Георгия I. Надпись содержит ценные исторические сведения, в ней упомянут отец Георгия I царь Баграт III (полный текст, палеографическую копию, фотоснимок см.: Такаишвили. 1952. С. 27. Табл. 9, 10; Закарая. 1990. С. 26, 31. Табл. 31, 32; Djobadze. 1992. Р. 211-213). Надпись 1032 г. была высечена на юж. стене храма. Она начинается в одну строку на левой пяте навершия 2-го юж. окна, обрамляет окно и, распадаясь на 10 строк, заканчивается на правой части стены. В тексте указано, что архиеп. Антоний (I) «для возвеличивания Баграта куропалата» (царь Баграт IV) и «рукою» зодчего Иване Морчаис-дзе «обновил и завершил святой храм Божий» ( Такаишвили. 1952. С. 28-29. Табл. 11). На юж. стене под карнизом сохранились фрагменты надписи, где упоминается о пожертвовании некоего Георгия за царя Баграта IV «в отпущение грехов наших». Надпись была снята С. Саргисяном (не изд.). Тимпан сев. входа ц. Пресв. Богородицы мон-ря Ишхани Тимпан сев. входа ц. Пресв. Богородицы мон-ря Ишхани Наиболее ранняя надпись в И.- фресковая строительная, исполненная на юж. стене сев. придела асомтаврули в 27 строк (8 последних утрачены). Такаишвили датировал ее 954-955 гг. Надпись была скопирована в 1917 г. худож. М. Чиаурели. В ней сказано, что 7 сент. 917 г. (187 г. короникона) по приказу царя картвелов Адарнасе III Куропалата некий Василий (Басили) был хиротонисан во епископа Ишханского и, «прослужив этому святому храму 19 лет», скончался 26 дек. 936 г. Новый кандидат в ишхнели - Стефан (Стефане) - по приказу груз. царей Давида II Магистра (923-937), Ашота IV Куропалата (царь в 945-954), Баграта I Магистра (царь в 937-945) и Сумбата I Антипатрика (царь в 954-958) был отправлен в Трапезунд, где 1 марта 937 г. хиротонисан (Там же. С. 30-32). Церковь Пресв.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

Собор Светицховели в Мцхете. 1010–1029 гг. Собор Светицховели в Мцхете. 1010–1029 гг. План собора Светицховели в Мцхете. Храм в Ошки (ок. 961) строился как монастырский кафедрал. Несмотря на отсутствие документов, подтверждающих этот его статус, композиция плана, художественное воплощение, общий размах замысла тесно связывают храм с кафедральным строительством в Грузии. Согласно сохранившейся на стене строительной надписи, он был возведен по заказу Баграта, эристава эриставов, и Давида Магистра (впосл. царь Давид III Куропалат) из рода Багратиони. Руководил строительством еп. Григорий Ошкели. Именно здесь впервые проявилась новая художественная концепция груз. зодчества. Вместо 8-гранного барабана купола использовали цилиндрический, в к-ром прорезаны 12 окон; высокий купол над средокрестием утвержден на граненых столбах сложного профиля. Апсиды рукавов креста фланкированы 2-ярусными помещениями, вокруг зап. рукава устроены дополнительные помещения; на юге расположена арочная галерея. Снаружи церковь имеет форму свободного креста. На фасадах боковые помещения отделяются от апсид треугольными нишами. В декоре стен впервые появился принятый впосл. основной вид композиции вост. фасада, характеризующийся декоративным единством ниш и арок; по всему периметру постройки проходит ломаный карниз. Возведение храма Баграта в Кутаиси, согласно лапидарной надписи, было завершено груз. царем Багратом III в 1003 г. По сообщению летописца, при освящении храма во имя Успения Пресв. Богородицы присутствовали представители разных местностей Грузии. Торжественное празднество было устроено в знак общенационального значения первого храма, возведенного в единой Грузии (в 1691 церковь была взорвана захватившими Имерети турками; верхние части стен и перекрытия утрачены). По сравнению с собором в Ошки композиция храма Баграта упрощена: апсиды, завершающие горизонтальные рукава креста, не имеют угловых помещений, значительно расширен и зап. рукав. На 2-м ярусе боковых частей были устроены хоры. В 1-й пол. XI в. к зап. и юж. входам были пристроены богато орнаментированные притворы. Оформление первоначального объема храма и притворов различно: декор, датированный 1003 г., имеет графический характер, тогда как резьба притворов рельефная, глубокая, тяготеющая к живописности.

http://pravenc.ru/text/168199.html

А между тем бурный поток Таны несется по камням, то подмывая какую-нибудь старую башню, отважно ставшую посреди его волн, то падая шумно с утесов, там, где они дерзнули преградить ему тесный путь, или разливаясь по зеленому лугу, под навесом яворов и лип, если где-либо раздвинулось ущелье, чтобы дать место усадьбе, на каком-нибудь уединенном холме. Такова самая Атена, с тремя её церквами, бывшая некогда городом и оставившая сладкое свое имя всему ущелью. Замечательно повторение греческих названий Афин, Коринфа, Олимпа и еще других, во многих местах Грузии. Версты за две от Атен, далее во глубину ущелья, стоит на обрыве утеса, над шумным потоком, во всей поэтической красоте своей, древняя опустевшая обитель Сионская, отзывающаяся лучшими временами Грузии, когда цари её, по родственным связям с императорами, могли выписывать зодчих из Царьграда. Баграт II основал храм сей, во имя Успения Богоматери, и дал ему сладкое имя Сиона; ибо в благочестивой Грузии искони, как я уже сказал, Сионами назывались все храмы, посвященные успению Богоматери. Славная своими бедствиями царица Русудань, дочь Тамари, обновила церковь ; лице её изваяно также, как и лики Баграта и его супруги, на внешних стенах, в одеждах восточных, с другими неведомыми лицами, быть может из царского двора, ибо они представлены благоговейно стоящими, с опущенными руками. Есть и некоторые изображения из Ветхого Завета: Самсон, раздирающий львиную пасть, и из жития святых, Евстафий на ловле оленей, и несколько надписей греческих, грузинских и армянских. Один из путешественников, Дюбуа, говорит будто видел и славянскую, но я ее не заметил, потому что не был предварен. Армянская называет зодчим некоего Павла, быть может находившегося при дворе царском, ибо нет никакого сомнения, что церковь сия никогда не могла принадлежать армянам, как по внутреннему своему устройству, так и потому, что сюда не доходила их область. Вот что разобрал Дадиан, из древней грузинской надписи, сохранившейся на южной внешней стене, ближе к алтарю: «Во имя Бога, я Григорий, раб Мириана сына Тарханова, начальник Аденской крепости, воздвиг дома и города, тогда как прославил Бог Всемогущий, царя царей, Баграта, который приказал праху своему Мириану, повелителю моему, а своему вельможе, сооружать здания в селах и городах. Помощником в том Бог и счастье царя, и как пожелало царствие его, так я и воздвиг оные; помиловало нас царствие его, и щедро пожаловало дома и города, в потомственное владение, Мириану и подданным его, которые в силах были воздвигнуть сии здания. Я воздвиг дома, города и пожертвовал св. Сиону Атенскому, празднующему Богоматери, для вечного поминовения царя царей Баграта Севаста и сына его Георгия. Так равно и для поминовения Мириана праха его, а моего господина и воспитателя, учредил совершать литургию в субботу на первой неделе великого поста, в день св. Феодора, чтобы совершал оную настоятель обители и кто по нем будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В пределах Грузии оставался центр епархии - Ишхани. В 1006 г. к югу от кафоликона Ишхани, напротив юж. портала, царь Тао Гурген II († 1008), отец царя единой Грузии Баграта III (975-1014), построил малую церковь во имя Богородицы. На архитраве входа письмом асомтаврули была вырезана строительная надпись, в которой указано, что Гурген II «построил сию святую церковь во имя святой Богородицы, для моления души моей... «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс 117. 20.- Авт.). Все входящие, помяните меня в молитве. Кроникон был 226 (1006 г.- Авт.)». Такая же дата, только в арм. летоисчислении (45 г.) и исполненная арм. буквами, помещена на правой стороне надписи, напротив грузинской даты. Исследователи считают, что арм. обозначение даты - дань местному халкидонитскому арм. населению, посещавшему мон-рь. Очевидно, Гурген II построил церковь как свою усыпальницу, и, возможно, был там и похоронен. Двери кафоликона и церкви расположены друг против друга так, что во время богослужения священник легко мог перейти из главного храма в царскую молельню. Реконструкция лапидарной надписицаря Гургена II 1006 г. в тимпане ц. Пресвятой Богородицы мон-ря Ишхани, выполненная экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Реконструкция лапидарной надписицаря Гургена II 1006 г. в тимпане ц. Пресвятой Богородицы мон-ря Ишхани, выполненная экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Современником царей единой Грузии Баграта III (975-1014), Георгия I (1014-1027) и Баграта IV (1027-1072) был архиеп. Антоний (I), который в 1014-1027 гг. достроил кафоликон в Ишхани. Сведения об этом были внесены в 2 надписи, на основании которых деятельность архиеп. Антония (I) датируют нач.- 40-ми гг. XI в. В научной лит-ре архиеп. Антоний (I) отождествляется с Антоном Цагерели, фигура которого изображена на чеканной серебряной иконе прп. Симеона Чудотворца, хранившейся в с. Лагами в Сванети (ныне в ГМИГ). Из надписи на иконе становится известно, что Антоний (I), будучи епископом Цагерским, побывал в Ишхани, возродил здесь церковную жизнь, возобновил храм и пожертвовал ему икону прп. Симеона. Исследователи считают, что позже он был переведен на Ишханскую кафедру. Т. о., можно утверждать, что на Лагамской иконе прп. Симеона Столпника сохранилось портретное изображение Антония (I), когда он был еп. Цагерским, согласно датировке Г. Чубинашвили, в 20-х гг. XI в.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

22 мая. Гелати. Храм Баграта в Кутаиси. Мартвили. Убиси. Гелати . монастырь в честь Пресв. Богородицы Гелати (XII-XIII вв.), действующий мужской монастырь в честь Пресв. Богородицы. Один из крупнейших культурных центров Грузии, именуемый в исторических источниках " вторым Иерусалимом " и " иными Афинами " , основан св. царем Давидом Строителем в 1106 г. на холме, возвышающемся над долиной реки Цкал-Цитела, неподалеку от резиденции в Кутаиси (после освобождения Тбилиси от турок царский престол был перенесен туда). От монастырского комплекса сохранились кафоликон (XII в.), церкви вмч. Георгия и свт. Николая (обе XIII в.), здание Академии, трапезная, колокольня. Кафоликон, посвященный Богоматери, построен в 1106–1130 гг. На стенах роспись XII и XVI вв. В конхе апсиды мозаика XII в. – Богоматерь с Младенцем между двумя Архангелами. Фрески и мозаики в Грузии отличаются от привычных византийских огромными размерами и иными типами ликов. Стенам этой обители выпала честь принять и благоговейно сохранять останки величайшего грузинского правителя-христианина, умного, образованного и при жизни не расстававшегося с книгой Евангелия. Сегодня праздник свт. Николая и пока ребята изучали главный собор, я вскарабкалась по крутой лесенке в храм свт. Николая, битком народу, много мам с малышами. Причастен уже спели и, как это водится в сельских церквах, шла исповедь, а хор пел пасхальный тропарь и величание святителю по-грузински, по-гречески и по-славянски. Я стояла и пела...- " Гогона (т.е. девушка), иди петь с нами " . Я отказалась, мне стыдно было признаться, что я умею только по-гречески и по-славянски, а грузинского не знаю. Уже мы выходили из монастыря, как подошел послушник: " А вы откуда сами? Из Москвы? А Матронушку знаете? Мы ее тут очень почитаем. Я вот книжечку перевел с акафистом, но слышал, что еще одна вышла, так вы мне пришлите " . Храм Баграта в Кутаиси Храм Баграта в Кутаиси (X-XI вв.). Построен при царе Баграте III на высоком скалистом холме у берега реки Риони. Согласно строительной надписи, в основном, завершен к 1003 г. В плане сложный триконх с развитой восточной апсидой. Орнаменты фантастических животных. Храм сохранялся без повреждений до XVII в. и по свидетельству русских послов царя Алексея Михайловича, целиком был покрыт росписями и мозаиками. В 1691 г. взорван турками, но не до основания судя по картине Н. Чернецова (30-е годы XIX в.), выставленной в Музее искусства Грузии в Тбилиси. В настоящее время представляет собой величественную руину и в нем стоит вода.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010