Гелати. Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм святого Георгия Победоносца По преданию, основан на том самом месте, где святому царю Давиду Строителю явился великомученик Георгий и указал ему место будущего храма. Никаких сведений о времени построения церкви в литературных источниках не сохранилось. Строение не имеет и первоначальных надписей. При датировке архитектуры памятника многие исследователи брали в основу изображения исторических персонажей на фресках и, неправильно определяя личность последних (так, имеретинский царь Баграт III (1510-1565), был принят ими за Баграта III, царя объединенной Грузии в XI веке) выдвигали и неправильную дату построения храма — XI век. Искусствоведческий подход к изучению памятника — анализ внутреннего пространства церкви — показывает, что по пропорциональному своему построению его нужно поставить в один ряд с группой памятников рубежа XII—XIII веков. Однако, широкое применение мотива утопленных в стену наличников вместе с некоторой сухостью их исполнения, а также характер резьбы орнаментов отводят храм от выше упомянутого периода, с достаточной достоверностью относя время его создания к середине XIII века. Вместе с тем, такие его особенности, как равномерное распределение света без акцентирования центральной подкупольной части и противопоставления ее дополнительным, несколько затемненным пространственным формам, и вход с запада, ставят этот памятник изолировано в кругу хронологически примыкающих к нему зданий и заставляют видеть здесь воздействие решений главного храма. В грамоте, данной в 1519 году имеретинским царем Багратом III и его супругой Еленой монастырю Гелати, интересна одна фраза, которая сообщает, что церковь святого Георгия «некогда была для царицы (или цариц), а теперь мы сделали ее успальницей и костницей». Т. Жордания понимает это выражение как: «для погребения только цариц», Н. Бердзенишвили считает, что церковь была построена для поминовения именно царицы Елены. Учитывая, что Русудан царствовала до 1245 года, становится возможным предположить связь между ней и назначением церкви.

http://sobory.ru/article/?object=05397

Новый расцвет культуры и искусства, следствие блистательной деятельности Давида Строителя, одержавшего решительную победу над турками в Бибгорской битве и освободившего в 1122 г. Тбилиси, приходится на XI-XII вв. Здания чаще всего сооружены по заказу крупных феодалов и членов царской фамилии, чем продиктован размах, торжественность. В первой половине XI в. фигуративная скульптура входит в декоративный убор храма. Более развитая, светлая и торжественная композиция. После XI в. дальнейшие искания прерываются, останавливаясь на типологии крестовокупольного храма. Фигурные рельефы к XIII в. прекращают существования. После монгольского нашествия в 20-х гг. XIII в. масштабы строительства резко сокращаются, но не прекращаются (Сапара, Зарзма). Дальше учащаются нашествия — монголов, затем Тамерлана, османской Турция... Строительство угасает. Грузинские храмы построены из камня, редко из кирпича (Кинцвиси, Тимотесубани). Поражает размах архитектуры и монументальной живописи — все огромное, величественное, постройки из больших кусков тесаного камня, фрески небывалых для Византии размеров. Посвящения храмов поздние из-за вынужденных после нашествий переосвящений. Стены богато украшены рельефами с изображениями заказчиков, сюжетами библейской истории. Необычную форму имеет алтарная часть — апсиды не выпуклые, как в классическом византийском или древнерусском храме, но в виде сужающихся ниш, уходящих вглубь ровной стены. Внутренняя поверхность стен зачастую оставлена без росписей, иконостас одноярусный. Пол храма покрыт надгробными плитами заказчиков, настоятелей обители. Здесь неуместно описывать в подробностях весь наш маршрут –каждый день мы смотрели по 5-8 памятников. Расскажу о самых замечательных. Кумурдо (964 г.). Храм стоит на горном плато в исторической провинции Джавахети, в 12 км от районного центра Ахалкалаки. Архитектор –Сакоцори. В плане шестиапсидная купольная церковь с западным удлиненным рукавом. Кладка тесаных камней бордо, розового, зеленоватого необычайно красочна, сохранились рельефы с изображениями матери царя Баграта III Гурандухт и ее брата абхазского царя Леона, ангелов, символов евангелистов. Церковь сильно разрушена. Храм заброшен, богослужения не совершаются.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

«Не смерть ли сих мучеников изображена на стене алтарной? – спросил я, потому что тут видны три инока и над ними человек в восточной одежде, занесший меч, – но для чего подле них олени?» «Нет, это не мученики, но блаженные отцы наши, радующиеся на небесах о мученических подвигах своих духовных чад. Тут написан великий авва Давид Гареджийский с двумя учениками Лукианом и Додо, которых питали млеком своим дикие самки оленей; а воин, занесший на них руку, – языческий обладатель сих мест Бубакар, нечаянно открывший пустынножителей в своих пределах. Но поднятая рука его засохла и исцелилась только молитвой Св. Давида; смягчился жестокий язычник и уверовал во Христа, не так, как неистовый шах Аббас, избивший столько мучеников. Будем теперь осматривать прочие церкви сей обширной лавры; вы удивитесь числу их и множеству келий, иссеченных в три или четыре яруса по отвесной скале. Ко многим уже недоступен вход, потому что обрушились лестницы, другие засыпаны землей: но вся эта западная сторона горы, обращенная к Куре, была жилищем отшельников; по крайней мере увидим то, что еще возможно». Так говоря, старец Архимандрит, несмотря на свои годы, стал бодро спускаться по обрывам скал, и мы последовали за ним вместе с наместником по таким стремнинам, где иногда не было даже места, куда бы поставить ногу. Земля беспрестанно осыпалась под нами и обрывались камни из наших рук, когда мы лепились вдоль утесов по отвесной стене их, чтобы заглядывать в устья опустевших келий или проникать в пещерные церкви, где понемногу отдыхали от трудного пути. Первая весьма тесная церковь , которая нам представилась в пещерах, была, как видно, посвящена святителю Николаю, потому что чудотворец написан на горнем месте подле иконы «Знамения Богоматери»; внутреннее устройство алтаря совершенно одинаково с верхней церковью мучеников. Потом взошли мы в более пространную пещеру, освященную в храм Благовещения; стенная живопись еще сохранилась на стенах. Лики Царя Баграта IV и Католикоса Иоанна, подносящих образ церкви святому Давиду Гареджийскому, свидетельствуют, что она была иссечена не позже XI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Патриарший собор Светицховели HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Подготовил Александр Чхартишвили Патриарший собор Светицховели Главный собор Грузинской Церкви стоит на месте захоронения Хитона Господня, который до сих пор находится в этом святом месте. Все основные церковные события Грузинской Церкви, в том числе интронизация Католикоса-Патриарха, происходят именно в этом Соборе. Церковное празднование Животворящего Столпа приходится на праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1/14 октября. Патриарший собор, построенный в 1010-29 гг. зодчим Арсукисдзе на месте первой в Грузии христианской церкви IV в. Аналогичные соборы в это же время были построены в Кахетии – Алаверди и в Кутаиси – Храм Баграта. Сцетицховели подвергался разрушениям и был основательно реконструирован в XV–XVII вв. Священное Предание Грузинской Православной Церкви свидетельствует, что раввин Элиоз (I в.) выкупил у воинов Хитон Господень и, прибыв в Мцхета, вручил его своей сестре Сидонии. Сидония, взяв в руки эту Святыню, скончалась на месте. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и она была похоронена вместе с ним. На могиле Сидонии вырос большой кедр, который стал священным для жителей Мцхета, ему поклонялись как неведомому божеству. Элементы декора фасада Когда равноапостольная Нина в IV в. принесла Благую Весть в Мцхета, дерево срубили, чтобы построить на этом месте деревянную церковь. Однако главный ствол не смогли сдвинуть с места. Через некоторое время жители Мцхета видели, как этот столп, весь блистающий светом, то поднимался вверх над своим бывшим основанием, то опускался, причем из пня истекало благовонное миро. От светоносного столпа, названного Животворящим Столпом (по-грузински Светицховели), было явлено множество чудесных исцелений. На этом месте была построена первая в Грузии церковь в честь Двенадцати апостолов Христовых, которая в XI в. была перестроена в этот величественный собор. Таким образом, главный собор Грузинской Церкви стоит на месте захоронения Хитона Господня, который до сих пор находится в этом святом месте. Все главные церковные события Грузинской Церкви, в том числе интронизация Католикоса-Патриарха, происходят именно в этом Соборе. Церковное празднование Животворящего Столпа приходится на праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1/14 октября.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

сведений о Кавказ. горцах“, вып. V, стр. 5. В 1064 году импер. Константин X женил своего сына Михаила на дочери грузинского царя Баграта IV, которую Зонара называет Μαρα ξ λανν. (М. Brosset – „Histoire de la Géorgie“. I, 329–330, S.-Peterb. 1849 г. Проф. Ю. Кулаковский – „Аланы по сведениям“... стр. 55). 85 В.В. Латышев – „Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе“, т. I, вып. 2, стр. 500, Петерб. 1896. 87 Вследствие указанного выше смешения одного Анастасия с другим в грузинской редакции Жития смешаны и места заключения их. 88 Acta Sanctorum, Jun. IV, 809. Рукоп. Тифлисского церковно-археологического музея 97, стр. 434–436, 192, л. 246 об. – 247 об., 222, стр. 375–377. Архиеп. Сергий – „Полный месяцеслов востока“, II, ч. 2, стр. 231–232, Владимир, 1901 г. 90 Проф. Ю. Кулаковский – „Где был построен импер. Юстинианом храм для Авазгов?“ в „Археол. Извест. и замет.“ за февраль 1897 г. 91 Procopius – „De bello Gothico“, IV, 3, p. 471–473, Dubois de Montpereux – „Voyage autour du Caucase, cher les Tcherkesse et les Abkhases, en Colchide, en Georgie, en Armenie et en Crimee“, 1, p. 230–231. Paris. 1839. 98 De bello Gothico, IV, 3. Bonnae. Ган – „Известия“... II, 98. Dubois de Montpereux – „Voyage autour du Caucase“, I, p. 230. Д. Бакраузе – „История Грузии“ (на груз. яз.), стр. 180, Тифл. 1889 г. 99 „Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа“, вып. X (Издание Управления Кавказского учебного округа), отд. 1, стр. I, Тифлис 1890 г. 100 См. об этом у Менандра Византийского („Византийские историки“, переведенные с греческого С. Дестунисом, С.-Петербург. 1860 г.). А. Чкония – „Историческая хрестоматия“ (грузин.), стр. 370–371. Тифлис, 1890 г. 103 Ган – „Известия“... I, 150. „Апсилы, скифское племя, соседнее с Лазами, как свидетельствует Арриан“, говорит Стефан Византийский (В.В. Латышев – „Известия древних писателей греческих и римских о Скифии и Кавказе“, т. I, вып. 1, стр. 256). 107 Этим объясняется, что позднейший схолиаст в рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Рельефные изображения имеются и в интерьере храма. В вост. паре тромпов помещены плиты с ростовыми фигурами мужчины и женщины в светской одежде (имя женщины, согласно сохр. надписи,- Гурандухт). Считается, что это изображения абх. царя Леона, упомянутого в строительной надписи храма, и его сестры Гурандухт, матери царя единой Грузии Баграта III. Расположение рельефов повторено в юж. приделе, где каменные плиты с изображениями ангелов вставлены в углы сомкнутого свода (свод впосл. рухнул, скульптуры уцелели). В алтарной апсиде сохранились фрагменты росписи. Стилистически они тяготеют к тао-кларджетской школе живописи. Ист.: Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848, avec un Atlas de 45 planches lithographiées. St.-Pb., 1851; Кумурдский храм//ЗОЛКА. 1875. Т. 1. С. 85; Такаишвили Е. Христианские памятники: Кумурдо//МАК. 1909. Вып. 12. С. 34-55. Лит.: Северов Н. П. Кумурдо//Памятники груз. архитектуры. М., 1947. Т. 1. С. 186-187; Беридзе В. К тысячелетию основания храма Кумурдо//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1964. Вып. 2. С. 25-27 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Кумурдо и Никорцминда как пример разных этапов развития бароккального стиля в груз. искусстве// Он же. Вопросы истории и искусства. Тб., 1970. Т. 1. С. 236-261; Бердзенишвили Д. Очерки ист. географии. Тб., 1985; Схиртладзе З. Композиция Успения Богоматери в церкви Кумурдо, 964 г.//Мацне (Вестник): Сер. истории, этнографии и истории искусств/АН Грузии. Тб., 1992. Вып. 2. С. 143-159 (на груз. яз.); Силогава В. Кумурдо: Эпиграфика храма. Тб., 1994 (на груз. яз.). Э. Хоштария Рубрики: Ключевые слова: АНАНУРИ средневек. крепость и город в 66 км от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге, в ущелье р. Арагви (в наст. время село Душетского р-на Грузии) ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении

http://pravenc.ru/text/2462247.html

На сев. стене кафоликона находилась еще одна обширная лапидарная надпись, возможно, относящаяся ко времени Баграта IV, но ее текст, сохранившийся фрагментарно, не изучен, и неясно, принадлежала ли надпись архиеп. Антонию (I) ( Такаишвили. 1952. С. 29). В лапидарной надписи (1032) на юж. стене кафоликона Антоний (I) упоминается уже как архиепископ. В тексте прославляются царь Баграт IV и зодчий Иване Морчаис-дзе, построивший храм. Вскоре после окончания работ по обновлению и украшению кафоликона архиеп. Антоний (I) по неизвестной причине прекратил свою деятельность. В 1033 г. на Ишханскую кафедру взошел архиеп. Иларион (II) (Масурис-дзе). Став ишхнели, архиеп. Иларион (II) в том же году пожертвовал кафоликону Ишхани Местийское Четвероевангелие (ИЭМС. Ркп. 1, 1033 г.), переписанное на его личные средства рукой «племянника Георгия, убогого Габриела». В рукописи имеются 2 колофона заказчика. Одна, сравнительно короткая, надпись гласит: «Слава Господу. Закончена книга сия Евангелие. Господи, Иисусе Христе, милостью Твоею помилуй и возвеличь душою раба твоего, заказчика этой святой книги Илариона Ишхнели, да будет аминь» (Л. 290). Второй, более обширный, колофон дошел неполностью; в нем упомянуты заказчик, переписчик, царь Баграт IV и его мать Мариам, католикос всей Грузии Иоанн V Окропири (1033-1049), а также указано, что Четвероевангелие было переписано «в лавре благословенного святого Иоанна Предтечи в Ошки... на радость и благословение жалкой души моей, на благословение душ всех моих родных, живых и умерших, на благословение брата моего Иоване и сыновей его Масура и Георгия» (Л. 309). Изучение текста колофонов выявило существенные детали: в 1-м колофоне имя Иларион Ишхнели написано на месте выскобленного текста; во 2-м колофоне в словах «епископ Ишхнели» комплекс букв (Ишх) также написан на выскобленном месте, но видны контуры начальных букв (Бан), что позволяет прочитать первоначальную надпись как (Банаели). Очевидно, архиеп. Иларион (II) до того как занял Ишханский престол, был еп. Банским и заказал Четвероевангелие, находясь на этой кафедре (Письменные памятники Сванети. 1986. Т. 1. С. 41-46).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Исидора человеком «благоразумным, ревностным к службе и заботливым о духовной пользе края». Обретя в его лице единомышленника, И. принялся за упорядочение церквей и мон-рей Грузии. И. поражали «бедность приходских церквей, упадок монастырей и разрушение древних исторических соборов… несмотря на богатые владеемые или недвижимые имения» (Там же. Т. 2. 5. С. 72; 6. С. 244). В Имеретинской епархии , по его подсчетам, было ок. 600 церквей; имущество приносило доход до 18 тыс. р.; кутаисский кафедральный собор ( Баграта храм ) был разрушен, богослужения проводились на паперти. В Гурийской епархии (см. Гурийско-Мингрельская епархия ) насчитывалось до 40 церквей, доходов хватало только на содержание епископа. В Мингрельской епархии - ок. 170 церквей; Самегрело (Мегрелия, Мингрелия), по описанию И., «состоит на ленных правах и имеет своего владетеля, потомка царей Мингрельских, от которого зависит выбор и содержание епархиального начальника. Влияние экзархов на Мингрельскую епархию ничтожно»; церкви бедны, духовенство необразованно (были священники, не умевшие ни читать, ни писать). Ведомство Осетинской духовной комиссии , по оценке И., составляли новообращенные горцы; в ведомстве насчитывалось ок. 150 церквей, существовавших за казенный счет (Там же. 5. С. 72-73). Когда попечением И. сумма доходов Экзархата достигла более 100 тыс. р. в год, появилась возможность отреставрировать кафедральные соборы, мцхетский Светицховели и тифлисский Сиони (см. Тбилисский Сиони ) а также Алавердский во имя вмч. Георгия мон-рь и собор в честь Преображения Господня в мон-ре Самтавро в Мцхете. Наружные работы в Светицховели (стоимостью 30 тыс. р.) были проведены при экзархе архиеп. Евгении. Вопрос о живописи, «обезображенной во время последнего нашествия персов» (разорение Вост. Грузии и Тбилиси иран. шахом Агой Мухаммад-ханом в 1795), решался при экзархе архиеп. Исидоре. Синодальная контора предложила уничтожить ее и расписать стены заново, однако имп. Николай I приказал «исправить и поддержать как монумент старины».

http://pravenc.ru/text/674987.html

е.: от имени 1-го царя Грузии Баграта III (978-1014) и его матери царицы Гурандухт была возведена церковь в с. За (ныне сел. Ахалсопели, муниципалитет Тетри-Цкаро) ( Такаишвили. 1913. Вып. 4. С. 139-140; КГН. 1980. Т. 1. С. 258-259), царь Грузии Георгий I (1014-1027) заново выстроил храм Манглиси, его преемник Баграт IV (1027-1072) - церкви в За, Гуния-Кала ( Такаишвили. 1913. Вып. 4. С. 10-11, 68-73) и Авранло ( Гагошидзе. 2004. С. 48-53). Неск. поколений Багваши активно строили церкви в Триалети, Зурзакети (плато Гомарети), Алгети, о чем свидетельствуют лапидарные надписи из Шепяка, Ахалкалаки, Ганахлебы, Диди-Гомарети, Даракоя и др. ( Такаишвили. 1913. Вып. 4. С. 11-13, 17-19, 53-54, 82-87, 90, 100-102; КГН. 1980. Т. 1. С. 236-248; Силогава. 2000. С. 242-244). Церкви строили и сельские жители: согласно надписи XI в. на юж. фасаде церкви Чалис-сакдари (с. Диди-Тонети, муниципалитет Тетри-Цкаро), «во имя Бога и помощью св. Квирике мы, мзавцы (жители с. За.- Авт.), построили святую сию церковь. Пожертвовали при начале постройки по однодневной пахоте и утвердили при освящении» ( Такаишвили. 1913. Вып. 4. С. 128; Силогава. 2000. С. 231). Манглели принимали деятельное участие в возведении храмов и развитии культурной жизни М. е. В процесс возобновления кафоликона Манглиси были вовлечены манглели епископы Кириак (груз.- Квирике) и Афанасий. Последний упоминается в надписи, вырезанной на вост. столпе юж. портика церкви ( Барнавели. 1961. С. 11). В 1047 и 1048 гг. в Манглиси по приказу Липарита (IV) Багваши были переписаны 2 гомилии свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея и Евангелие от Иоанна ( Силогава. 2001. С. 223-258). В приписке к рукописям (Кут. 19. Л. 551; Кут. 20. Л. 524 об.) сказано, что книга была написана при манглели Антонии (Туалаис-дзе) и «украшена переплетом рукою Николаоза, мцхетского диакона» ( Силогава. 2001. С. 265, 272). Возможно, этот архиерей и манглели Антоний, строитель ц. во имя вмч. Георгия в с. Барети (Башкой, ныне муниципалитет Цалка),- одно и то же лицо.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

Собор Николая Чудотворца (Никорцминда) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Николая Чудотворца - Никорцминда (груз. ) — собор Грузинской Православной Церкви, расположенный в грузинской исторической области Рача. Находится в 14 км к юго-западу от города Амбролаури. Внутри собора росписи датированные XVI—XVII веками. На фасадах храма богатейшая резьба по камню. Содержание История [ править править код ] Сооружен в 1010—1014 годах, во время царствования Баграта III и был отремонтирован в 1534 году царём Багратом III из Имерети. Трёхэтажная колокольня рядом с собором была построена во второй половине XIX века. Современное состояние [ править править код ] Архитектура Собор в Никорцминда представляет собой в плане крестово-купольный храм. Купол лежит на барабане, который имеет 12 окон с аркатурным поясом и декоративным архитравом. Барабан покоится на шести парусах. К подкупольному пространству примыкают пять апсид, а массивный купол лежит на полуколоннах. Алтарная апсида и примыкающий к подкупольному объёму западный рукав создают большое внутреннее пространство. Притворы с юга и запада пристроены позднее, но тоже в XI в. Интерьер украшен фресками XVII века и богатым орнаментом. Наружное очертание плана - крестообразное. Камни из которых выложены фасады гладко отёсаны. Декор Наружные украшения стен представляют собой аркатурный пояс, разнообразные резные орнаменты и многофигурные барельефные композиции — Преображения Господня, Судного дня, Воздвижения Креста Господня, фигур святых, фантастических животных - образуя продуманную изобразительную программу. Декор собора в Никорцминда — один из самых красивых среди грузинских церквей. Здесь можно увидеть соединение нескольких различных художественных стилей, что говорит о свободе выбора мотива и манеры исполнения. Собор Никорцминда представлен на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Престольные праздники [ править править код ] Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Как добраться [ править править код ] Адрес: Грузия, Рача-Лечхуми, Амбролаурский муниципалитет, п. Никорцминда Проезд: от Кутаиси через Ткибули и затем мимо озера Шаори, сразу за озером будет поселок Никорцминда Паломнику [ править править код ] Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела . Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Николая_...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010