В Грузии близятся к завершению торжества Светицховлоба Тбилиси, 16 октября 2007 г. Продолжается визит в Грузию Патриарха Вселенского Варфоломея I и предстоятелей шестнадцати православных Церквей-сестёр из разных стран мира. Этот визит приурочен к празднику Светицховлоба, 1400-летнему юбилею Крестового монастыря Джвари в Мцхета, известному ещё и по поэме М. Лермонтова «Мцыри», и 30-летию интронизации Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. сообщает Благовест-инфо. Блаженнейший Илия II (в миру Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили) родился в 1933 году во Владикавказе, учился в Московской духовной семинарии и академии. 23 декабря 1977 года был избран Католикосом-Патриархом всея Грузии. За время патриаршего служения Блаженнейшейшего Илии II количество действующих храмов в Грузии возросло с 49 до 800, открыты духовные учебные заведения, в том числе Тбилисская и Гелатская духовные академии. В Тбилиси возведён самый монументальный православный храм Южного Кавказа – кафедральный собор Святой Троицы. День Светицховлоба посвящён Столпу Животворящему и Хитону Господню, находящемуся, по преданию, в древней столице Грузии Мцхета. Светицховели – Патриарший собор, построенный в 1010-1029 гг. зодчим Арсукисдзе на месте первой в Грузии христианской церкви IV в. Аналогичные соборы в это же время были построены в Кахетии – Алаверди и в Кутаиси – храм Баграта. Светицховели подвергался разрушениям и был основательно реконструирован в XV-XVII вв. Священное Предание Грузинской Православной Церкви свидетельствует, что раввин Элиоз выкупил у воинов Нешвейный Хитон Господень и по возвращении в Мцхета вручил его своей сестре Сидонии. Сидония, взяв в руки эту святыню, скончалась на месте. Хитон не могли высвободить из её объятий, и первая грузинская святая была погребена вместе с ним. На могиле Сидонии выросло большое дерево, которое стало священным для жителей Мцхета, ему поклонялись как неведомому божеству. Равноапостольная Нина, принесшая Благую весть во Мцхета, провидя особую благодать сего Древа, упросила царя Мириана срубить это дерево, сделать из него четыре креста и установить эти кресты на вершинах гор по четырём сторонам тогдашнего грузинского государства.

http://pravoslavie.ru/24417.html

В летний период реставрационные работы прошли также в крае Рача, в храмах Никорцминда XI в., Мравалдзали XI в., Квирикецминда XVI-XVII вв. и Верхний Крихи X-XI вв. Землетрясение 1991 года нанесло особый урон храмам Никорцминда и Мравалдзали. На основании архивных материалов были проведены реабилитационные работы, и по окончании первого этапа специалисты гарантируют, что зимой опасность памятникам не угрожает. С будущего сезона работы будут продолжены. Разработаны проекты, согласно которым всем храмам будет возвращён первозданный вид. Идет работа над реставрацией уникальных фресок в храме Богоматери в Зарзма, основанного в эпоху раннего средневековья, но построенного в своем окончательном облике в XVI в. Этим же периодом датируются фрески, некогда обновлённые русским художником Славцевым, а на закате советской эпохи варварски изувеченные. Реставраторам удалось найти необходимые материалы в фотоархиве Славцева, благодаря которым удалось провести точное зондирование и обнаружить первозданный слой живописи. На днях заместитель министра культуры провёл мониторинг реставрационных работ в Мегрелии, женского монастыря в Хоби и монастыря 40 мучеников в Нокалакеви. Сообщается, что они будут завершены до наступления зимнего периода. Главная проблема монастыря в Хоби — серьезный урон, нанесённый осадками фрескам XII-XVII вв. В других храмах также имеется множество повреждений конструкционного характера, однако, по поступившей информации, главные трудности уже преодолены. Готовится полная опись всех заброшенных и не действующих монастырей и храмов на территории Грузии, и разрабатывается программа их реабилитации. Публикуется также список памятников, реабилитационные работы в которых уже завершены. Это — монастырский комплекс в Убиси, церковь святой Марины в Тмогви, храм Баграта в Самтависи, церковь Богородицы в Манави, церковь Иоанна Кретителя в Ахатени, Троицкий храм в Гергети, церковь Воздвижения Креста в Шиомгвиме, монастырь Галае на Кипре, мужской монастырь святого Стефана Хирсельского, церковь Фомина воскресенья в Патардзеули, церковь Богородицы и церковь Иоанна Крестителя в Хашми, церковь святого Георгия в Атени, церковь Богородицы в Вани, монастырский комплекс в Кинцвиси, церковь Архангела в Хеити, церковь Богородицы в Патара Гомарети.

http://patriarchia.ru/db/text/320934.htm...

Преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы. Роспись кафоликона. XVII в. Преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы. Роспись кафоликона. XVII в. С внутренней стороны над входом в храм в нише дверного проема помещено изображение Божией Матери с Младенцем в медальоне, с надписью на груз. и греч. языках, где сообщается о росписи времени архим. Никифора, выполненной на средства кн. Левана Дадиани. Греч. надпись неск. отличается от грузинской и содержит информацию о живописцах: «Расписан и возобновлен сей божественный храм… рукой и искусством нижайших иеромонахов Моисея, Григория, сына Неофила, и иеродиакона Герасима, сына Мины, в лето от рождества Христова 1644, месяца января 11-го дня». На притолоках - изображения прор. Соломона, свт. Петра Ивера (?) и монаха с завязанными глазами (возможно, сподвижника свт. Петра Иоанна, из Жития известно о болезни лица и глаз, которые прикрыты повязкой), на юж. прясле зап. стены - преподобных Евфимия и Георгия Святогорцев. На западной стене находились ныне утраченные росписи: над входным проемом - ростовой образ прп. Прохора Грузина, южнее двери - образы равноапостольных Константина и Елены, на сев. половине - груз. царей св. Мириана, св. Вахтанга Горгасали и Баграта IV, с именем к-рых связаны основные этапы строительства К. м. На крайних отрезках стены были изображены современники архим. Никифора - приближенные кн. Дадиани и групповой портрет братии К. м. Ктиторский портрет семьи Дадиани размещался в вост. части юж. стены храма. На зап. стене были выполнены образы равноапостольных Константина и Елены и легендарных основателей обители, а также современников архим. Никифора. Этот ряд изображений объединен идеями утверждения прав грузин на К. м. как его основателей и первых строителей и связи груз. Православия со Св. землей. В надписях, раскрытых в 1960 г., во время реставрации при участии Абашидзе, Шанидзе и Церетели, особо подчеркнута национальная принадлежность изображенных, напр., преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы были именованы как «Св. Евфимий Грузин» и «Св. Георгий Грузин».

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Кацхи. Кацхский Спасо-Вознесенский монастырь. Мацховари /// Епархия неизвестна Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1027 и 1073. Адрес: Грузия, Имеретия, Чиатурский район, с. Кацхи Координаты: 42.269376, 43.2127 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Следующая скудная информация оказалась доступной в интернете: Из описания грузинских монастырей на 1913 г., составленного С. В. Булгаковым: Кацхский Спасо-Вознесенский монастырь, 3 класса, в селе Кацхи, в Шаропанском уезде, в 50 верстах от города Кутаиси. Основан в 1027 - 1073 годах. Близ Чиатуры в с. Кацхи, сохранился купольный храм Мацховари (10 - 11 вв.) с остатками росписи. В XI веке декоративная аркатура считается уже необходимым приемом оформления фасада, что можно наблюдать по Хциси, храму Баграта в Кутаиси, Кацхи, Никорцминда, Икви, Алаверди, Самтависи. Сохранился алтарный крест XII века. А. Грабар, разрабатывая вопрос о происхождении двухэтажных церквей, находит их истоки в древнейших мартириях с открытыми алтарями над гробами мучеников. Эти здания позднее оформились в двухэтажные сооружения с погребениями внизу и часовнями на втором этаже. Среди памятников Грузии, нижняя часть которых отведена под крипты, можно назвать миниатюрную, квадратную в плане и открытую арками на четыре стороны постройку в Череми, древнейшую церковь монастыря в Некреси (третья четверть IV века), для VI—VII веков Малый храм Джвари во Мцхета, Кацхи, Зегани, Икалто — VIII век, Кабени Ксанский, Биети — IX век, Табакини, Касагина — X век и ряд других. Крипты в этих памятниках либо полностью находились под землей, но чаще для них были возведены невысокие субструкции, с использованием при этом уклона почвы для устройства входа в наиболее пониженной ее точке. Крипты устраивались под церквами зального типа (Малая церковь Джвари, Кацхи), под трехцерковными базиликами (Зегани), а также под купольными храмами (Икалто). Второй этаж представлял либо удлиненный зал, либо купольное здание («свободного креста», креста, вписанного в прямоугольник, здания с четырьмя подкупольными устоями). Личные впечатления.

http://sobory.ru/article/?object=04889

Гаенатский монастырь построен царем Давидом возобновителем (1089–1126). Там доныне показываются Дарбентские врата – трофеи побед царя Давида III, с куфическими надписями разобранный Академиком Френом; Erklärung den Arabischen inschrift des eisernen Thorflügels in kloster zu Gelathi in Imerethi mit zwei litograph. tafeln. St.-Petersbdurg 1836 III, Tom. Mémoires de L’Académie Imperiale des sciences VI Série, science historique etc. Сафарский собор находится в 7 верстах от Ахалциха. Он построен в X веке, наместниками Груз. царей в Западной Грузии, которые в последствии именовались Атэбегами. Храм замечательный Архитектурой, и удивительными произведениями Скульптуры и многими историч. воспоминаниями оставался, упраздненным с 1625 года, с того времени, как происками Сафар-Паши овладевшего Ахалцыхом жители Ахалцыха принуждены были принять Магометанство. Графе Паскевич Ерив. приобрав Грузии старое ее достояние снова открыл его службе Православной церкви (1829 г.). Зодчеству этого храма удивился ученый и славный, путешествователь по Кавказу Дюбоа. Мы ему обязаны между прочим и славным описанием его. Voyage autor du Caucase tom. II. pag. 392–299. Храм сей был первоначально освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Хахуль есть местечко в западной оконечности населения Грузин к реке Испири, пограничной с древнею Каппадокиею монастырь Божией матери, Славный в Летописях Грузинских и богатыми пожертвованиями царей быль построен Давидом Курополатом, усыновившим Баграта, который наследовал ему престол под именем IV (1069–1126). Храмовый образ Божией матери один из древнейших, богатейших и редких икон, во время смут произведенных Магометанами в Самцхе перенесен в Имеретию и находится в Гаенатском монастыре в 7 верстах от города Кутайса. Монастырь же Хахульской Божией матери и другие церкви упразднены еще в XVI веке. Остающиеся там развалины богатейшего храма доныне напоминают Христианам обращенным уже в Магометанство, но удержавшим обычаи и язык своих единокровных братьев не забытую в продолжение VII веков икону Хахульской Божией матери и веру предков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Схвавский монастырь в Рачинском уезде. Схвавский монастырь находится при селении Схвави. Он существовал уже в XVII веке. В 1872 г. приписан к Челишскому монастырю. Хопский Успенский Богородичный монастырь в Зугдидском уезде. Эта второклассная необщительная обитель расположена на левом берегу р. Хоти, в 30 в. от уезд. г. Зугдиди. Храм его освящен в честь Успения Богоматери. Управляется архимандритом. Цагерский монастырь в Лечхумском уезде. Цагерский монастырь находится в селении Цагери, на правом берегу р. Цхенисцхали. Прежде он был кафедральным епископов сванетских, а с 1884 г. приписан к Намарневскому монастырю. В храме этого монастыря хранится серебряный крест грузинского царя Георгия I (921–956) и находится гробница Григория Дадиани, скончавшегося в 1804 году. Цаишский монастырь в Зугдидском уезде. Цаишская обитель находится при р. Джуме, в селении Цаиши, недалеко от местечка Зугдиди. С 1884 г. она приписана к Намарневскому монастырю. В храме ее сохраняется крест Баграта III, царя Абхазии и Карталинии (980–1014). Челишский монастырь в Рачинском уезде. Этот второклассный общежительный монастырь находится в селении Никорцминда, в 45 в. от селения Они, являющегося главным пунктом уезда. Его храм освящен в честь Успения Богоматери. Управляется архимандритом. Шемокмедский Спасский монастырь в Озургетском уезде. Второклассный Шемокмедский необщежительный монастырь находится в селении Шемокмеди, в 5 в. от своего уездн. г. Озургети. Управляет им архимандрит. Женские обители Василиско-Златоустовский монастырь в Сухумском округе. Эта общежительная обитель находится в 12 в. от г. Сухума и в стольких же верстах от берега Черного       моря, близ селения Михайловского, на берегу р. Гумисты. Монастырь основан в 1898 году на месте, где был, по преданию, погребен Иоанн Златоуст . Здесь были развалины древнего храма. Он был восстановлен сестрами и в 1900 г. освящен во им св. Иоанна Златоуста . Возле этого храма и была в 1901 г. открыта Василиско-Златоустовская обитель. За алтарем храма стоит высеченный из камня гроб значительных размеров, извлечённый при раскопках.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Наиболее значительным среди кафедральных соборов является храм Светицховели в Мцхете, где с XII в. груз. монархи венчались на царство и находили упокоение. В отличие от 2 первых кафедралов он на протяжении веков оставался действующим и до наст. времени воспринимается как символ торжества национального духа. По преданию, собор возведен на месте захоронения хитона Господня; в его интерьере сохранились фрагменты построенных здесь и позднее разрушенных церквей: в IV в. по указанию св. равноап. Нины была возведена деревянная церковь, затем вместо нее в кон. V в., в царствование св. Вахтанга Горгасали, построили каменную 3-нефную базилику с выступающей апсидой. В 1010-1029 гг. вытянутые стены базилики включили в здание совр. храма, к-рый, несмотря на многократные разрушения и восстановления, в основном сохраняет облик XI в. Его возведение связывают с именем католикоса Мелхиседека. Надпись на вост. фасаде сохранила имя зодчего - Арсукидзе, не дожившего до завершения строительства. Имя Арсукидзе упоминается и в др. надписи, на сев. фасаде, рядом с ней находится рельефное изображение кисти руки с зажатым угольником - символом профессиональной принадлежности. Перестраивая храм, зодчий повысил средний неф, возвел купол на барабане, с помощью парусов опирающийся на столбы, ранее делившие базилику на нефы; над частями боковых нефов, примыкающих к подкупольному пространству, возвел стены боковых рукавов планового креста, угловые межрукавные ячейки. В целом по размерам Светицховели продолжал линию развития архитектуры храмов Ошки и Баграта с той разницей, что здесь только вост. рукав креста имеет апсиду, а композиция плана основного объема вписана в прямоугольник наружных стен. С запада к храму примыкают нартекс и притвор; вдоль сев. и юж. стен располагались дополнительные помещения (разобраны в XIX в.). В XV в. были переложены части сводов и стен, заново выведен купол; в XVII в. надстроена верхняя часть барабана. В декоре Светицховели преобладает разного масштаба аркатура, украшающая все поверхности внешних стен; боковые повышенные стены зап. рукава оформлены аркадами из 3 арок.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Храм монастырский выстроен, а, может быть, только перестроен в 908 г. абхазским царем Константином; стиль его – чисто греческий, симметрия частей удивительная; на стенах фрески XVII века, но это – сравнительно новая живопись: под обвалившейся штукатуркой видны более древние фрески с греческими надписями. Теперь монастырь в запустении; монахов не более 10; храм и другие постройки требуют ремонта. Во дворе выстроено прекрасное новое здание – архиерейские покои для летнего пребывания здесь епархиального епископа; дом выстроил преосвященный Григорий, бывший епископ Гурийско-Мингрельский. Наутро владыка назначил архиерейское богослужение в Древнем монастырском храме (был воскресный день). С утра с окрестных селений стал стекаться народ к богослужению; к концу литургии церковь уже не вмещала молящихся. Владыка после литургии совершил торжественный крестный ход вокруг монастыря; видимо, на население произвело это большое впечатление, так как, по словам монахов, крестные ходы здесь никогда не совершались. Затем архипастырь посетил двухклассную монастырскую школу ризницу, библиотеку, где хранятся замечательные древности: крест XVI века Баграта Куропалата, Моквинское евангелие рукописное 1300 года с замечательными миниатюрами, рукопись года, переписанная в Антиохии, миниатюрное евангелие, писанное на пергаменте от руки XVII в., редкий и особо замечательный словарь черкесского языка, писанный грузинскими буквами, древние облачения, сосуды, принадлежности архиерейского служения. Помещение ризницы сырое, неопрятное, рукописи хранятся в сундуках, не проветриваются, что при сырости помещения способствует, конечно, их гниению, описи всех этих сокровищ богословской и исторической науки не оказалось. Владыка приказал самые замечательные вещи поставить на особом столе и снять с них фотографию. На обратном пути в Ново-Сенаки было посещено селение Мартвили, Харебский монастырь и село Бандза. В селении Мартвили владыка убедился в справедливости одного донесения из Гурийско-Мингрельской епархии: в этом селении проживают 10 священников из соседних приходов; они получают жалованье, но в приход являются только по крайней необходимости. Это – величайшее зло в Закавказье, способствующее религиозному одичанию народа, вредное и в школьном отношении, потому что заведующий школой священник, не живя в приходе, только числится при школе и совершенно не руководит ею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Чамлыямак. Собор Иоанна Предтечи. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Собор. Не действует.   Престолы: Иоанна Предтечи Год постройки:приблизительно 963 - 973. Адрес: Турция, пос.Чамлыямак Координаты: 40.613942, 41.542523 Проезд:пос.Чамлыямак находится недалеко от трассы Юсуфель-Эрзурум Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Тао-Кларджети — собирательное название районов южной Грузии, образовавших средневековое княжество, соседствовавшее с древней Иберией и подчинявшееся ей. В 8 веке земля была захвачена арабами, царь оказался в багдадской тюрьме, и Грузия, как национальное государство, фактически сократилась до размеров княжества Тао-Кларджети, этой некогда окраины грузинской земли. На границе первого и второго тысячелетий царь Тао-Кларджети Давид III Великий стал одним из самых значимых правителей на Кавказе. При нем был построен один из четырех Великих Кафедралов — храм в Ошки. Чтобы представить масштаб этого строения и его значение для страны в то время, только напишу названия остальных Кафедралов, они общеизвестны: Храм Баграта в Кутаиси, Светицховели в Мцхете и Алаверди. Ошкский кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя был построен первым и получается, что в какой-то момент являлся самым большим на Кавказе. Со смертью бездетного Давида Великого фактически кончилась независимость Тао-Кларджети, сначала княжество было поглощено Византией. Область погрузилась на несколько лет в смуту. Баграт III, бывший племянником Давида (а согласно некоторым источникам и приемным сыном), царствовал в Абхазии, его отец Гурген был царем в областях к северу от Тао-Кларджети. После смерти отца Баграт получил его земли в наследство, присоединил к своим, расширив царство до границ Тао, и заявил свои права на княжество, в результате чего имела место Византийско-грузинская война (1014—1023). Война закончилась поражением, территория осталась за Византией. И была возвращена уже при Давиде Строителе и царице Тамаре, когда Византийская империя ослабла и теряла влияние. Грузины остались без одного из своих культурных и религиозных столпов, поскольку эта вроде бы окраина была центром монашеского движения, бурно развившимся в VIII-XI веках (выходцы Тао основали за рубежом — в Византии, Палестине, Сирии, — грузинские монастыри, среди них — монастырь Креста в Иерусалиме). Давид Вартумашвили. http://vartumashvili.com/hahuli Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=36416

После того преподобный начал заботиться об украшении самой церкви, в которую тогда проникла вода, так как церковь эта вначале не была покрыта свинцом, – и для того в 1050 году отплыл в Константинополь – просить пособия у императора Константина Мономаха. Мономах принял его с великой честью, ибо знал его лично и, уповая на его молитвы, очень уважал. Он спросил человека Божия о причине его прибытия, и Георгий отвечал: «Радуйся во Христе, светлейший между державными: Пресвятая Богородица, упование и прибежище богоспасаемого твоего царства, повелевает тебе, чрез меня, убогого, чтобы место постоянного Ее хваления, храм Ее в честной нашей обители Иверской, не был допущен тобою до совершенного разрушения от воды, за неимением крова в него проникающей. Повели отпустить свинец, чтобы в обновленном тобою храме могли постоянно возноситься молитвы о благополучном твоем царствовании!» Император с радостью исполнил прошение преподобного – велел отпустить ему свинец и доставить на царских кораблях. Возвратившись на Святую Гору, Георгий благолепно покрыл храм и соорудил над ним купол – в том виде, в каком красуется он доныне. Воспользовавшись своим путешествием, он испросил у императора новые хрисовулы, которыми подтверждались древние, и тем немало расширил владения монастырские – особенно же обильные пастбища для больших стад. Чрез некоторое время плавал он в Царьград и в другой раз, когда услышал о приезде туда абхазского царя Баграта III-ro и матери его Марии, со всем двором их. Обрадовались державные, увидев святого соотечественника, о котором столько наслышались, и много приобрели от него душевной пользы; со своей стороны, они осыпали щедрой милостыней обитель его и новыми хрисовулами оградили ее от обиды местных властей. Царица Мария избрала Георгия духовным отцом своим и от руки его приняла ангельский образ; при этом пожертвовала в Иверскую обитель для вечного поминовения литру золота, каковому примеру последовали и многие грузинские вельможи. В то время в Царьграде был кудесник, славившийся волхвованиями, производивший род свой от Симона волхва и умевший заговаривать хищных зверей.

http://isihazm.ru/1/?id=1826

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010