Кутаиси. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Собор Баграта. Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:между приблизительно 975 и 1003. Адрес: Грузия, край Имеретия, г. Кутаиси, ул. Баграти Координаты: 42.277223, 42.704255 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Богоматери в Кутаиси (Баграти) (XI век) Сооружение собора Баграти, названного в честь Баграта III, первого короля объединенной Грузии, началось в конце X века и завершилось в первых годах XI-oro. Он был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Собор не дожил до наших дней, но его руины до сих пор сохранились в центре Кутаиси. Они находятся на холме Укимериони и являются культурным памятником города. Храм царя Баграта был особым местом, где оказалась сосредоточена вся интеллектуальная жизнь наших предков, а кроме того, в нём отмечались все великие события того времени, и там же можно было найти защиту от врага. Вообще собор имел не только духовное предназначение, но рассматривается также как символ объединённого грузинского народа. Согласно записи сделанной на северной стене храма " Когда этот пол был положен, был " хроникон " 223 " (1003 г.) Один из лучших образцов поздней средневековой архитектуры, Баграти, отличается изысканными, гармоничными пропорциями, изящными разновидностями декора и обширным внутренним пространством. Собор Баграти, это крестоообразное здание с куполом, опирающееся на четыре мощных столба, и его восточная, южная и северная ветви, заканчиваются полукруглыми апсидами. Его западный трансепт использовался для размещения хора. Вазы и капители были покрыты лепными украшениями, стены и пол - украшены мозаиками, фрагменты которых ещё видны. В южном вестибюле можно также проследить случайные фрагменты фрески Пресвятой Богородицы. С 1952 года проводится восстановление Собора и его научное исследование. В 1994 году в Кутаиси был основан фонд возрождения Багратского Собора. К настоящему моменту фонд всё ещё активно функционирует в заданном направлении. В наше время как и в прошлые времена прихожане собирались в Багратском Соборе на все большие религиозные праздники. Когда мы говорим о исторических и художественных ценностях этого памятника, невозможно не сослаться на событие связанное с Баграти. 16-летний Давид Строитель был там коронован 900 лет назад. Кто бы мог тогда подумать, что этот молодой человек способен объединить Грузию. Это причина, по которой Багратский Собор стал привлекательным и дорогим молитвенным местом для всей Грузии.

http://sobory.ru/article/?object=04718

Г. Чеишвили Кафоликон Архитектура Ц. во имя св. Иоанна Предтечи - крестово-купольный храм типа триконх (42×28 м, высота 33 м), один из наиболее крупных и богато украшенных храмов своего времени на христ. Востоке. Церковь стоит на выровненной платформе, возведена из желтого песчаника на растворе; купол покрыт черепицей. Храм имеет 3 апсиды; удлиненный зап. неф разделен на 5 неравных частей, в западной устроены хоры (подобные встречаются в Отхтаэклесиа и Пархали) ( Djobadze. 1992. Р. 165, 185). Купол опирается на свободно стоящие массивные пилоны сложной формы. Переход от квадрата основания к куполу выполнен с помощью парусов с тромпами. В груз. архитектуре традиция возведения купола на опорах восходит к храму типа вписанного креста Цроми (VII в.) ( Чубинашвили. 1969). Зодчий О., объединив 2 архитектурных типа (триконх и свободный крест), создал обширное пространство, характерное как для кафедральной архитектуры ( Алавердский собор в честь Воздвижения Креста Господня , Баграта храм ), так и для монастырских церквей, и заложил основу новой традиции в архитектуре. После О. царь Давид III и таойские Чордванели (прп. Иоанн-Торникий, прп. Евфимий Святогорец , отец прп. Евфимия прп. Иоанн Святогорец ) основали на Афоне груз. Иверский монастырь (980) с близким по архитектуре кафоликоном, созданным, вероятно, по примеру О. Есть мнение, что это строение послужило образцом для остальных церквей Афона - также триконхов ( Castelfranchi. 1986). По обе стороны каждого рукава устроены 2-этажные комнаты: северная имеет вход в жертвенник; в южной, по мнению Г. Гагошидзе, была устроена гробница эристава эриставов Баграта ( Гагошидзе. 2003. С. 35; Skhirtladze. 2010/2011. P. 108-110). К зап. рукаву прилегают 2 удлиненных помещения: северное - темная комната, где, по предположению В. Джобадзе, хранили вино для Евхаристии (при расчистных работах в 2018 были обнаружены 3 квеври). В храм ведут 4 входа: 2 южных и по одному в центре западного и северного рукавов. Множество окон помещены в стенах нефа и в барабане.

http://pravenc.ru/text/2581783.html

Композиция плана церкви Кумурдо близка к структуре храма Никорцминда (1010-1014, Рача, Зап. Грузия): 5 апсид и 6-й прямой зап. рукав открываются в 6-угольное центральное пространство храма; по сторонам вост. апсиды - жертвенник и диаконник, сообщающиеся с юго-вост. и северо-вост. апсидами. Зап. рукава заканчиваются 2 прямоугольными помещениями с полукруглыми нишами апсид. Внутренний план не выявлен во внешних формах храма, близкого к типу свободного креста. С запада и юга к зданию примыкают притворы. Никорцминда - самый богатый орнаментальным декором и сюжетными рельефами храм Грузии. Фасады, барабаны куполов, притворы украшены аркатурой, поясами и наличниками с геометрическим орнаментом, в к-рый включены изображения фантастических животных, сюжетными рельефами. В Х в. в Кахети были построены 2 небольшие, но значительные по художественной ценности церкви в Кветере, 4-апсидная, отличающаяся простотой, совершенством и изяществом форм, и в Бочорме, 6-апсидная (пострадала от взрыва в 1920), внутренние стены к-рой покрыты росписями XII в. В переходный период и в Х в. интенсивно развивалось гражданское строительство, в значительной степени представленное дворцами епископов. К этому времени относятся руины дворцов в Некреси, Череми, Ванте и Вачнадзиани (Кахети): 2-этажные здания вытянутой формы, с широкими и высокими арочными окнами; на 1-м этаже находились помещения хозяйственного назначения, на 2-м - жилые помещения: зал и анфилада маленьких комнат. Собор в мон-ре Ошки. Ок. 961 г. Собор в мон-ре Ошки. Ок. 961 г. В эпоху церковного и политического объединения Грузии (рубеж X и XI вв.) особое значение приобрело строительство кафедральных соборов (в Ошки в Тао-Кларджети, храм Баграта в Кутаиси, Светицховели в Картли и Алаверди в Кахети), воспринимавшихся как символы духовной силы и единства нации. Эти соборы, возведенные в 4 основных регионах Грузии, свидетельствуют о новом художественном мышлении: увеличились размеры зданий, более вытянутые пропорции приобрели барабаны куполов, окончательно сложилась новая декоративная система фасадов, отличающаяся динамичным ритмом арок и высокой техникой резьбы. Церкви схожи по структуре и масштабам: массивные крестово-купольные здания с вытянутым зап. рукавом. Храмы Ошки, Баграта и Алаверди представляют собой триконхи, где 3 рукава креста, кроме западного, заканчиваются апсидами.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Тогда начал заботиться преподобный об украшении самой церкви, в которую проникала вода, так как она не была покрыта вначале свинцом. Сам он отплыл в Константинополь в 1050 году, просить помощи у Императора Константина Мономаха. С великою честью принял его Мономах, ибо знал его лично и много уважал, уповая на его молитвы. Он спросил человека Божия, о причине его пришествия и Георгий отвечал: «радуйся во Христе, светлейший между державными; повелевает тебе, чрез меня убогого, пресвятая Богородица, упование и прибежище твоего богоспасаемого царства, чтобы место постоянного ее хваления, храм ее в честной нашей обители Иверской, не был тобою допущен до совершенного разрушения, от воды в него проникающей за неимением крова. Повели отпустить свинец, чтобы могли постоянно возноситься молитвы в обновленном тобой храме, о благополучном твоем царствовании». С радостью исполнил Император прошение преподобного, и велел отпустить ему свинец с царских кораблей. Георгий, возвратясь на святую гору, благолепно покрыл храм и соорудил над ним купол в том виде, в каком еще доселе красуется, Воспользовавшись своим путешествием, он испросил у Императора новые хрисовулы, подтверждавшие древние, и тем не мало расширил владения монастырские, особенно же места пастбищные для обильных стад. Георгий вторично отплыл в Царьград, когда услышал о приезде туда Абхазского Царя Баграта III и его матери Марии, со всем двором их. Обрадовались державные, увидев святого соотечественника, о котором столько слышали, и много приобрели от него душевной пользы; со своей стороны, они осыпали щедрою милостынею его обитель и оградили ее новыми хрисовулами, от обиды местных властей. Царица Мария избрала духовным отцом своим Георгия и приняла от руки его ангельский образ; она пожертвовала в обитель Иверскую литру золота для вечного поминовения; ее примеру последовали многие другие вельможи Грузинские. Был в то время в Царьграде кудесник, славившийся волхованиями, который производил род свой от Симона волхва и умел заговаривать хищных зверей. Император Мономах и Царь Баграт дивились его обаяниям; но блаженный Георгий, скорбя духом о таком обольщении христианских Царей, знамением крестным уничтожил всю силу обаяний кудесника и тем возбудил к себе такую доверенность Царя Баграта, что он всеми силами старался привлечь его в свое отечество. Баграт предложил ему первенствовавшую епархию своего царства Чхондидскую, так названную от того дуба, близ которого проповедал просветитель Грузии, первозванный Апостол; но смиренно отклонил от себя сан святительский труженик Афонский, и поспешил возвратиться в свою лавру, где с любовью приняла его братия; вскоре опять оказал он силу свою над духами нечистыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   После того преподобный начал заботиться об украшении самой церкви, в которую тогда проникла вода, так как церковь эта вначале не была покрыта свинцом, - и для того в 1050 году отплыл в Константинополь - просить пособия у императора Константина Мономаха. Мономах принял его с великой честью, ибо знал его лично и, уповая на его молитвы, очень уважал. Он спросил человека Божия о причине его прибытия, и Георгий отвечал: «Радуйся во Христе, светлейший между державными: Пресвятая Богородица, упование и прибежище богоспасаемого твоего царства, повелевает тебе, чрез меня, убогого, чтобы место постоянного Ее хваления, храм Ее в честной нашей обители Иверской, не был допущен тобою до совершенного разрушения от воды, за неимением крова в него проникающей. Повели отпустить свинец, чтобы в обновленном тобою храме могли постоянно возноситься молитвы о благополучном твоем царствовании!» Император с радостью исполнил прошение преподобного - велел отпустить ему свинец и доставить на царских кораблях.    Возвратившись на Святую Гору, Георгий благолепно покрыл храм и соорудил над ним купол - в том виде, в каком красуется он доныне. Воспользовавшись своим путешествием, он испросил у императора новые хрисовулы, которыми подтверждались древние, и тем немало расширил владения монастырские - особенно же обильные пастбища для больших стад. Чрез некоторое время плавал он в Царьград и в другой раз, когда услышал о приезде туда абхазского царя Баграта III-ro и матери его Марии, со всем двором их. Обрадовались державные, увидев святого соотечественника, о котором столько наслышались, и много приобрели от него душевной пользы; со своей стороны, они осыпали щедрой милостыней обитель его и новыми хрисовулами оградили ее от обиды местных властей. Царица Мария избрала Георгия духовным отцом своим и от руки его приняла ангельский образ; при этом пожертвовала в Иверскую обитель для вечного поминовения литру золота, каковому примеру последовали и многие грузинские вельможи. В то время в Царьграде был кудесник, славившийся волхвованиями, производивший род свой от Симона волхва и умевший заговаривать хищных зверей. Император Мономах и царь Баграт дивились обаяниям его, но блаженный Георгий, скорбя духом о таком обольщении христианских царей, крестным знамением уничтожил всю силу обаяний кудесника и тем возбудил к себе столь великую доверенность царя Баграта, что он всеми силами старался перезвать Григория в свое отечество. Баграт предложил ему первую епархию своего царства - чхондидскую, получившую имя от того дуба, близ которого проповедовал просветитель Грузии, первозванный Апостол, но афонский труженик смиренно отклонил сан святительский и поспешил возвратиться в свою лавру, где с любовью приняла его братия. Вскоре после сего он снова явил свою силу над духами нечистыми.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Храм Баграта. Кутаиси. До 1003 г. Вид с юго-востока Храм Баграта. Кутаиси. До 1003 г. Вид с юго-востока Католикос Абхазии именовался «наместником святого Андрея Первозванного» или «сидящим на троне св. Андрея» как преемник проповедовавшего на Черноморском побережье апостола. Как свидетельствуют источники, в период вхождения территории Абхазии в состав Одишского княжества (до 30-х гг. XVII в.) католикос владел селениями и земельными наделами в районе Бичвинтского храма, в то время как сам Одиши подчинялся царю Имерети. В XVII в., когда граница между Одиши и Абхазией проходила по р. Келасури, большинство своих владений Абхазский католикос имел в Одиши. В XVIII в., после того как граница между упомянутыми княжествами переместилась южнее р. Ингури, католикос потерял земли по правому берегу Ингури. Первое упоминание имени Западногрузинского католикоса относится ко 2-й пол. XIII в.- в рукописях груз. мон-ря на Синае и в надписи Бедийского храма назван Абхазский католикос Николай (Николоз). По именам известны следующие Абхазские католикосы: Николоз (приблизительно 2-я пол. XIII в.), Арсений (1390), Даниил (приблизительно кон. XIV в.), Иоаким (70-е гг. XV в.), Стефан (1490-1516), Малахия I (Абашидзе; 30-е гг. XVI в.), Евдемон I (Чхетидзе;1557-1578), Евфимий I (Сакварелидзе;1578-1616), Малахия II (Гуриели; 1616-1639), Григорий I (1639), Максим I (Мачутасдзе; 1639-1657), Захария (Квариани;1657-1660), Симеон I (Чхетидзе; 1660-1666), Евдемон II (Сакварелидзе; 1666-1669), Евфимий II (Сакварелидзе; 1669-1673), Давид (Немсадзе; 1673-1696), Григорий II (Лордкипанидзе; 1696-1742), Виссарион (Эристави; 1742-1769), Герман (Цулукидзе; 2-я пол. XVIII в.), Иосиф (Багратиони; 1769-1776), Максим II (Абашидзе; 1776-1795), Досифей (Церетели; 1795-1814, Местоблюститель). Территория В XIII в. А. К. включал в себя территорию всей Зап. Грузии: его сев. граница проходила по Кавказскому хребту, естественной зап. границей являлось Чёрное м., на востоке территории А. К. ограничивал Лихский (Сурамский) хребет, на юге и юго-западе - Месхетский хребет и р.

http://pravenc.ru/text/62536.html

город Кутатиси заселили татарами и... они занимают крепость, и молы молятся над большой церковью и монастырем...». Церковь при крепости была переделана в мечеть. В 1698 г., после безуспешной осады Кутаисской крепости царем Имерети Арчилом II (1661-1698, с перерывами), тур. гарнизон взорвал храм Баграта, купол и свод храма были разрушены. Кутаиси. Вид на Мцване Квавила. Фотография В. Барканова. 1870 г. Кутаиси. Вид на Мцване Квавила. Фотография В. Барканова. 1870 г. В царствование Соломона I (1752-1784) ситуация улучшилась: на церковном Соборе 1759 г. он восстановил К. е. ( Какабадзе. 1913. С. 3-6), вернул ей отнятые феодалами земли и собственность, даровал новые владения (ПГП. 1965. Т. 2. С. 428-433), поставил во главе ее энергичных и пользовавшихся авторитетом митрополитов Максима II ( Абашидзе ; 1759-1781; в 1776-1795 католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский)) и сщмч. Досифея ( Церетели ; 1781-1820), к-рые наряду с церковной деятельностью активно участвовали в политической жизни страны. Митр. Максим неск. раз был послом в России - в 1768-1769 гг. его направил царь Соломон I, в 1784 г.- царь Давид I (1784-1789). Из 2-го путешествия кутатели Максим, в то время уже католикос-патриарх, не вернулся и скончался в Киеве в 1795 г. В его отсутствие обязанности католикоса-патриарха Зап. Грузии исполнял сщмч. Досифей. В 1770 г. груз. войска под рук. Соломона I и российский экспедиционный корпус под рук. ген. Г. К. Г. Тотлебена освободили Кутаиси. Кутаисская крепость и вместе с ней Верхний город потеряли стратегическое значение и функцию царской резиденции, на его развалинах появились деревянные дома обычных граждан. Нем. путешественник И. А. Гюльденштедт в авг. 1772 г. писал, что в Кутаиси в это время было 10 храмов: на правом берегу р. Риони - храм Баграта, церковь, расположенная в цитадели, остатки 2 церквей - с севера и запада от ограды цитадели (по предположению историков, это церкви во имя вмч. Георгия и свт. Николая); на левом берегу - 6 известняковых церквей на расстоянии 400 шагов друг от друга ( Гюльденштедт.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

«И прежде предрекли о тебе, нетленная, лики пророков: Давид назвал тебя кивотом чистоты, Соломон вместилищем, Исаия облаком, родительницею Эмануила; я же, веруя сему приступил к украшению святого твоего образа, дабы мне удостоиться стать одесную Сына твоего, подобно пророкам. Я всего севера и Абхазии католикос Евдемон Чхетисдзе, оковал и украсил сей образ пресвятые Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии с Сыном; самый образ золотом и драгоценными камнями, и жемчугом светло украсил, а поле и дверцы серебром, и поставил в храме Пицундской Божией Матери, для моления и всегдашнего поминовения, прощения и утешения грешной моей души и оставления грехов моих, аминь. Христе! помилуй душу Мамии Дадиана, и будь покровителем его во веки и сына его Дадиана Леона прославь Господи в сей и другой жизни, аминь. Окован и окончен сей образ хроникона 256, от сотворения мира в 7406 году, от РХ 1568, индикта 11-го». Другая икона, столь же драгоценная, есть верный список с Пицундской, с теми же ликами святых. На втором серебряном её окладе изображены апостолы, Предтеча, Златоуст и Николай чудотворец, а на складнях благовещение; тут же и лики царей Георгия и Тамары, богато ее украсивших в начале XVII века. На горнем месте тесного алтаря написаны знамение Богоматери, два верховные апостола и что весьма странно три отрока Вавилонских. На стенах фрески гораздо лучшей кисти нежели в соборе; они не уступят живописи Сионского в Атенском ущелье. Царь Баграт и супруга его Елена, с сыном, особенно замечательны; лице Баграта выражает мужественную красоту. Напротив его неизвестные царь и царица, вероятно Георгий и Русудань, и еще царевич Александр, бывший впоследствии царем, и Теймураз сын Баграта. Трудно различить и привести в летописный порядок сие родословие в лицах, полустертых на стенах храма. Владетель Абхазии, с особенным благоговением, приложился к иконе Пицундской Божией матери, сему древнему достоянию его народа, и просил меня списать для него надпись с задней доски. «Если когда-либо, говорил он мне, восстановится опять опустевший храм Пицунды и туда возвратят нашу священную икону, то я могу вас уверить, что все мои подданные обратятся к христианству, ибо они до сих пор уважают святое место, даже и магометане. Самая вера начала упадать в наших пределах с тех пор только, как унесли оттуда Пицундскую Божию матерь». Такие слова, в устах владетельного князя Абхазии, были весьма замечательны и достойны внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

На нем броня чешуйчатая изящной работы, с наручниками и поножами, во вкусе рыцарских вооружений; мантия поверх брони; одною рукою он держит копье, другою опирается на кованый щит. Спаситель с ангелами изображен над его главою, в серебряном поле. По надписи видно, что великолепный оклад пожертвован царем Георгием, сыном Баграта Куропалата, в лучшую эпоху искусства. Еще одна надпись свидетельствует о вторичном украшении иконы: «Велика слава Господа, который дал нам силу достойно служить ему; но ты, для твоего владыки, в каждый из трехсот шестидесяти пяти дней, непрестанно мучился и, в воздаяние за сии мучения, толико кратным же числом чудес одарен, о верный служитель св. Троицы, глава мучеников св. Георгий Хонский! С надеждою к тебе прибегаю, я властитель Леван Дадиан, чтобы ты не удалил милости твоей, в сей жизни, от меня и от супруги моей: сохрани и даруй мне победу». К сему большому образу прислонена малая икона Божией матери, так называемая Анчисхатская, вероятно потому что перенесена была из Тифлисского собора сего имени. Тут же и выносный крест царя Баграта, с ликами Господа и святых, выкованный из серебра при архиепископе Захарии, как видно из надписи. Есть еще одна небольшая икона св. Георгия на коне, в иконостас, драгоценная по-своему украшению из крупной бирюзы. Она была пожертвована великим Леваном Дадианом, по случаю его победы над соединенными силами царей Имеретинского и Кахетинского, при замке Багдаде близ Кутаиса. Так гласит громкая надпись на задней доске: «Седьмикратно непобедимый великомученик св. Георгий Хопский и Анчисхатский! пожертвовали и поставили в храм твоем, образ сей, мы, Государь Дадиан Леван, в то время, когда сражались в Багдад, против царя Георгия и Кахетинского властителя, и силою твоею мы победили: самого царя взяли в плен и всех имеретинских и кахетинских вельмож, а никоторые ушли: царь же кахетинский был Теймураз и при нем его дети. В тоже время взяли мы город Чхари и всех жителей перевели в Зугдид. Построили и украсили город Ругский.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

X в., когда Кутаиси стал столицей объединенных царем Багратом III груз. гос-в. В этот же период был образован Абхазский Католикосат, последовал процесс перемещения древних церковных центров. Царь Баграт III перенес кафедру из Зиганеви в Бедиа, из Родополя - в Кутаиси. Подразумевалось полное правовое наследование: новой епархии передавались территория, приходы, паства, земли, пожертвованные церквам и мон-рям, и др. имущество (святыни, церковная утварь, ценности). Значение К. е. усиливало и то, что Кутаиси на протяжении длительного времени (до 1122) был столицей объединенной Грузии и не потерял своего политического, экономического и культурного значения и после переноса столицы в Тбилиси, став столицей Зап. Грузии, позднее - царства Имерети. При возведении груз. монарха на царство венец на чело царя возлагал кутатели (История и восхваление венценосцев. 2008. С. 255). В 1003 г. был возведен храм Баграта, освящение к-рого царь Баграт III отметил «великим и беспримерным уложением»: были приглашены «все ближние цари и католикосы», архиереи, настоятели всех мон-рей и все вельможи «из Верхних и Нижних земель» Грузии и из соседних гос-в (Летопись Картли. 1982. С. 61). С расцветом и подъемом царства развивалась и К. е.: строились новые церкви, мон-ри, возводились архитектурные комплексы, напр. построенный царем св. Давидом IV Строителем (1089-1125) в окрестностях Кутаиси и ставший царской усыпальницей комплекс Гелати , в к-ром действовала Гелатская академия (подробнее см.: «Академия и богословская школа в Гелати», разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). Первым Кутаисским архиепископом был Антоний (80-90-е гг. X - нач. XI в.). В датируемой нач. XI в. надписи на известняковой плите в церкви в с. Годогани (к востоку от Кутаиси) указано, что он принимал участие в строительстве и перекрытии храма Баграта и др. церквей. Вторым кутатели считается архиеп. Самуил (Чорчанели), упоминаемый в Книге агап (поминальных записей) груз. Иверского монастыря на Афоне ( Метревели.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010