Визит Патриарха Варфоломея в Грузию: подробности Александра Никифорова HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Александра Никифорова Визит Патриарха Варфоломея в Грузию: подробности С 19 по 24 сентября 2003 года Константинопольский Патриарх Варфоломей посетил православную Грузию. Его визит был приурочен к 1000-юбилею со дня постройки драгоценной жемчужины средневекового грузинского зодчества - храма Баграта в Кутаиси. С 19 по 24 сентября 2003 года Константинопольский Патриарх Варфоломей посетил православную Грузию. Его визит был приурочен к 1000-юбилею со дня постройки драгоценной жемчужины средневекового грузинского зодчества - храма Баграта в Кутаиси. Вступив на землю Иверии, Патриарх Варфоломей поблагодарил Его Святейшего Католикоса-Патриарха Илию II, членов Священного Синода, президента господина Э.А. Шеварнадзе за приглашение посетить Грузию в эти знаменательные дни и возможность разделить с грузинским народом радость праздничных торжеств. 20 сентября в теплой и доверительной обстановке прошла встреча Патриархов – Константинопольского Варфоломея и Грузинского Илии, где предстоятели двух Православных Церквей вспомнили свои прежние диалоги, рассмотрели дальнейшие перспективы взаимодействия Церквей, обменялись памятными дарами. «Неразрывны связи, веками объединяющие Вселенский и Грузинский Патриархаты и зиждущиеся на единой и непорочной нашей православной вере. Кроме того, нас сближают и святые: прежде всего, апостол Андрей Первозванный, проповедовавший в обеих странах, чудодейственное предстательство великомученика и победоносца Георгия, в честь которого освящен всечестной храм в Вселенской Патриархии в Константинополе и которого с особым благочестием почитает боголюбивый грузинский народ, равным образом и уроженка Каппадокии Нина. Проповедь апостола Андрея и святой равноапостольной Нины являет Бога – любовь, возвещает гармоничное единство всех во Христе», - подчеркнул Патриарх Варфоломей. После этого Патриархи направились в Тбилисский государственный университет, где Патриарх Варфоломей был удостоен награды - ордена И. Джавахишвили.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Южный фасад наиболее парадный. Фронтон читается целиком. Орнаментированы все 7 окон фасада: 6 обрамлены полуциркульными резными наличниками, верхнее окно средней арки - круглым. Над средней аркой выступающей части рукава помещен высокий процветший крест с орнаментом. Южный вход имеет богатый резной 3-уровневый портал с лапидарной надписью. На плоскости стены вырезан геометрический орнамент, обходящий проем вместе с тимпаном, в к-рый включена надпись. Выступающие пилястры состоят из парных жгутов. Капители содержат пальметты, на которые опирается арка с зубчатым орнаментом и горизонтальными отворотами. Поверх проходит еще одна профилированная арка, ее опорой служат кронштейны со сложным орнаментом (Там же. Табл. 9). В нижней части 3-го окна представлен лев, борющийся с драконом, у подножия столбов - водоплавающие птицы (Там же. Табл. 4, 7, 11). Украшения северного фасада значительно уступают южному, фактически декор присутствует только на выступающей части сев. рукава (орнаментированы все 3 окна). Из 8 капителей колоннады 2 капители с волютами восходят к ионическому ордеру и явно навеяны позднеантичными или раннехристианскими образцами, остальные 6 по форме мало связаны с античной архитектурой. Богатым рельефным декором украшены капители и базы (1 м от пола) 4 столбов И., решенных попарно одинаково: восточные - многогранные, западные - сложной формы, имеют пилястры с 4 сторон и крупные валики между ними. Базы 2-частные: нижняя часть гладкая, с горизонтальными валиками, верхняя орнаментирована. В пластике капителей встречаются такие элементы, как горизонтальные валики, жгуты, фестончики, орнаменты, еловые шишки и др. Роспись Интерьер храма был украшен фресками, по всей видимости относящимися к разным периодам ( Привалова. 1996. С. 10-11). Наиболее ранний слой живописи (роспись купола), по мнению Такаишвили и Арамишвили, можно датировать 1-й пол. IX в., временем реставрации храма свт. Саввой. Роспись стен, опираясь на ктиторские надписи, они отнесли ко 2-й пол. X в. (не позднее 966). На пилястре сев. стены зап. рукава сохранились фрагменты надписи, принадлежавшей, очевидно, живописцу: «Закончил совсем... кафолическую церковь в моленье за Баграта». Исследователи предположили, что здесь был упомянут сын куропалата Адарнасе III (958-961) эристав эриставов Баграт († 966), при к-ром был возведен и расписан кафоликон Ошки; в храме остались фрагменты фресок XII в. Г. Чубинашвили и Т. Вирсаладзе опровергли эту т. зр., они писали, что поновление И. в 1032 г. было обширным и коснулось не только фасадов, но и интерьера. Очевидно, в том же году храм был украшен заново, что доказывает стиль росписи. Упомянутого в надписи Баграта они отождествляют с царем Грузии Багратом IV ( Вирсаладзе. 2007. С. 239). Н. Тьерри датировал роспись купола и барабана 2-й пол. Х в. или нач. XI в., зап. рукава - 30-ми гг. XI в., юж. и сев. рукавов - XII в. ( Thierry. 1975. Р. 86-104).

http://pravenc.ru/text/1237981.html

При строительстве базилик в Грузии появилась тенденция к укорочению их плана. В нач. VI в. были приняты 2 новых типа бескупольной архитектуры. 3-церковная базилика, представляющая собой строение, где вместо разделяющих нефы колонн использовались стены, а церкви соединялись между собой дверями, имели коробовые своды, средняя была выше и обширнее боковых (Ванати, Квемо-Болниси, VI в.). Этот тип получил распространение только в Грузии и особенно часто встречается в Кахети (Амидастури в Вачнадзиани, Зегаани, Натлисмцемели (св. Иоанна Крестителя) в Сабуе, VI-VII вв.; Вакири, VIII-IX вв.) и Абхазии (Ст. Гагра, Абаата, VI в.; Амбара, Мюссера, VIII-IX вв.). Др. тип - 2-нефная церковь, главный неф к-рой высокий и широкий и боковой - низкий и узкий (редкий архитектурный тип, но распространенный почти во всей Грузии) (Шалаури в Кахети, VI в.; Бзиана в Картли, VIII в.; Килда в Джавахети, Х в.). Для этих архитектурных типов характерны уменьшенные пропорции. Главный принцип груз. зодчества раннего периода заключался в стремлении к созданию центрического пространства. Со 2-й пол. VI в. центральнокупольный тип храма становится основным; первые постройки имеют небольшие размеры и простую структуру: крестообразный план, вост. рукав к-рого заканчивается апсидой, купол, опирающийся на выступы стен с помощью тромпов (ранние церкви мон-рей Шиомгвиме и Икалто, малая крестовая церковь в Мцхете). Строили также храмы в форме триконха (Иси, IX в., ныне на территории Турции). К этому же типу относятся памятники развитого средневековья (Ошки, Х в.; храм Баграта в Кутаиси, 1103; Алавердский кафедрал, XI в.). Тогда же появляются церкви с планом в виде тетраконха, занимавшего особое место в развитии груз. зодчества. Самый простой тип тетраконха встречается в церкви в Дзвели-Гавази (нач. VI в.), где 4 апсиды соединены куполом. В кафедральном соборе Ниноцминда композиция усложняется: к 4 апсидам добавлены закругленные соединительные пазухи. Завершающим этапом развития типа тетраконха можно считать храм Джвари в Мцхете (586/7-604), строительство к-рого относят уже к классическому периоду груз. зодчества. К 4 апсидам добавлены по углам квадратные комнаты, соединяющие их полукруглые ниши изящной формы придают композиции завершенность. Храм увенчан куполом на 8-гранном световом барабане, опирающемся на тромпы. Фасады храма 3-частные: 3-гранные снаружи апсиды возвышаются над боковыми помещениями, отделенными от основного объема неглубокими, плоскими нишами. Храм возведен на священном месте, где 1-й христ. царь св. Мириан воздвиг крест, его подножие до наст. времени сохраняется в интерьере церкви. В 545-586 гг. картлийский эристав Гуарам построил рядом с крестом небольшую церковь; храм Джвари был возведен сыном Гуарама Степанозом I и его братом Деметре Ипатосом. Их рельефные изображения, а также Адарнасе Ипатоса с сыном Степанозом II высечены на гранях вост. апсиды.

http://pravenc.ru/text/168199.html

в крепости Георгиевск дружественного договора-трактата между Россией и Картлийско-Кахетинским царством. В 1768, 1789-1790 гг. католикос-патриарх Максим II дважды побывал в России в качестве посла имеретинских царей Соломона I и Давида II . Из второго путешествия он не вернулся, скончавшись в 1795 г. в Киеве (похоронен в Киево-Печерской лавре ) и завещав своим преемникам вновь окрестить народ Абхазии и восстановить Бичвинтский храм. Тяжелые последствия вторжения иран. шаха Ага Мохаммед-хана Каджара и разорение в 1795 г. Тбилиси создали кризисное положение в стране. В 1801 г. Вост. Грузия была присоединена к России, в 1803-1864 гг. в состав Российской империи были включены земли Зап. Грузии. В 1814 г. (по другим данным в 1820 г.) А. К. был упразднен Российской империей, а Церковь в Зап. Грузии перешла в ведение Грузино-Имеретинской синодальной конторы и вошла в состав Грузинского экзархата РПЦ, к-рым и управлялась до 1917 г. Храмы и мон-ри (см. карту). Одним из крупнейших духовных центров Грузии долгое время являлся кафедральный Гелатский мон-рь (Имерети), основанный в 1106 г. св. царем Давидом IV Строителем. В ансамбль мон-ря входят неск. строений, в основном XII-XIII вв. Здесь погребены цари Грузинского царства: блгв. кн. Давид III Возобновитель , св. царь Давид IV Строитель, царь Димитрий I, царь Георгий III, св. царица Тамара, цари Имерети Баграт III, Георгий II, Александр V, Соломон I, Соломон II . На территории княжества Имерети находилось еще неск. известных груз. мон-рей и храмов: Джручский мон-рь, XI в. (Сачхерский р-н, 80 км от Кутаиси), с купольным храмом; Моцаметский мон-рь, VIII в. (Ткибульский р-н, в 5 км от Кутаиси), в к-ром покоились мощи святых мучеников Давида и Константина , князей Аргветских; мон-рь Шио-Мгвимский , XIII в. (около с. Чиатура), примечательный росписями XIII-XIV вв. и двухнефной структурой храма; Кацхский мон-рь, XI в. (Чиатурский р-н), значительный памятник груз. архитектуры с росписями XIV в.; храм Баграта в Кутаиси - Кутаисский Сиони, XI в., построенный царем Багратом III и служивший кафедрой Кутаисской епархии; Хонский кафедральный собор, IX в., и однонефный Убисский храм вмч.

http://pravenc.ru/text/62536.html

Начал он с Синаксаря, который был не полностью переведен святым Евфимием. Потом трудился над Книгой Бытия и Четвероевангелием, затем над Апостолом, Требником и, наконец, над Минеей. Спустя несколько лет он избран был настоятелем Иверской обители. Уже будучи настоятелем, преподобный собрал материалы и составил житие святого Евфимия. Построив новый храм – в честь Успения Пресвятой Богородицы, он поставил там в новой мраморной раке святые мощи Евфимия. Около него была поставлена рака с мощами святого Иоанна, отца Евфимия. В храме покоились также мощи и других грузинских подвижников. Он повесил над гробницами неугасимые лампады и святые иконы, и великой благодатью преисполнил Господь этот храм. Крышу этого храма нужно было покрыть свинцом. Не зная где его взять, Георгий, игумен обители, поехал в Константинополь и явился прямо во дворец. К нему вышел сам император Константин Мономах. – По какому случаю пришел ты к нам, человек Божий? – спросил он с радушием. – Радуйся о Христе, самодержавный государь! – отвечал Георгий. – Я, один из твоих слуг, осмеливаюсь просить тебя дать нам свинец на покрытие соборного храма Пресвятой Богородицы, чтобы он от дождей не пришел в разрушение, и да приносится в нем молитва о здравии и благополучии твоего величества и всего дома твоего. Свинец был отправлен на Афон вместе с мастерами. Кроме того, император дал Иверской обители новые грамоты на ее владения. Спустя годы святой Георгий снова побывал в Царьграде. Он с некоторой братией представился иверскому царю Баграту IV и его матери, царице Марии, которые встретили его с радостью, так как знали его еще отроком. При этом царица Мария приняла от рук блаженного иноческое пострижение и послала в Иверскую обитель богатые дары. Святого Георгия она избрала своим духовником. Царь же предложил ему епископскую кафедру в Чкондийской епархии, где в соборном храме он приготовил для себя царскую усыпальницу. Но святой сумел отклонить от себя это предложение и вернулся на Афон. Собираясь приступить к книжным трудам, он сделал несколько попыток отказаться от игуменства. Наконец ему удалось взять увольнительную грамоту от царя Баграта. Он ушел на Черную гору близ Антиохии. А около 1056 года царица-инокиня Мария попросила его, своего духовного отца, отвезти в Иерусалим пожертвования от иверского царского двора. Самой ей нельзя было ехать, так как Иерусалим находился тогда под властью сарацин, и это было опасно. Для святого Георгия это тоже было небезопасно, но он, взяв с собой двух братий, отправился в путь. Он все исполнил, а также помог иверскому иерею Прохору, строившему в Святой Земле храм в честь Животворящего Креста Господня. А потом прислал сюда и богослужебные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Зарзмский монастырь, основанный в царствование Баграта IV (1027–1072 годы), лежит в 30 верстах от города Ахалциха, вправо от реки Коблианки, в деревне Зарзма, состоящей из нескольких дворов грузин-мусульман. Местоположение монастыря, окруженного со всех сторон густым, девственным лесом, в высшей степени живописное, воздух, напоенный ароматами сосны и липы, превосходный. Самый храм монастыря, бывшего в запустении еще во времена царственного историка Вахушта, представляет из себя один из лучших памятников церковной архитектуры в Грузии и поражает зрителя своею грандиозностью и богатством резных украшений. Внутри церкви и доныне видны остатки фресок с портретами и разными надписями на грузинском языке, каковые надписи имеются также на изящной и довольно хорошо сохранившейся колокольне. Монастырь окружен полуразвалившеюся каменною оградою из разноцветного камня. До самого последнего времени Зарзмский храм был в запустении и в полуразрушенном виде, но благодаря заботам и щедрым дарам в Бозе почивающего цесаревича и великого князя Георгия Александровича он призван к новой жизни. Увидев Зарзму с его прекрасным куполом и поразившись величественным и изящным архитектурным стилем храма, Георгий Александрович повелел его реставрировать в первозданном виде и в тоже время распорядился постройкой в Абастумане церкви по образцу его же. Согласно слову покойного Наследника цесаревича, работы по реставрации древней святыни закипели, но неумолимая смерть наложила свою леденящую руку на Любимца Грузии и не дала Ему возможности взглянуть на дело рук Его. Однако же, Благочестивейшая Государыня Императрица Мария Феодоровна не дала заглохнуть святому делу её Царственного Сына и повелела продолжать работы по реставрации, не щадя средств для окончания её. Благодаря этому, Храм уже покрыт каменными плитами, исправлена облицовка его и внутри поставлены леса для обновления сохранившейся живописи. Уже близко то время, когда Зарзма, восстав из развалин милостью Георгия Александровича и Августейшей Его Родительницы, предстанет взорам во всем своем величии и красе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Юж. портал кафоликона Юж. портал кафоликона Окончание строительства кафоликона монастыря М. И. Броссе датирует 1045 г.; Д. Бакрадзе - периодом царствования Баграта III (975-1014), П. С. Уварова - рубежом XIII и XIV вв. Прав. Евфимий Такаишвили сначала датировал памятник X в., затем XI в. В. Беридзе, т. зр. которого признана наиболее авторитетной, связывает строительство храма со временем правления в Самцхе атабага Беки Мандатуртухуцеси и датирует храм и его роспись периодом до 1308 г. (Там же. С. 128-129, 136). Построенный из квадров серого и розового камня кафоликон относится к классическому для грузинской архитектуры XI-XIV вв. типу крестово-купольного храма, вписанного в прямоугольник внешних стен. Широкий подкупольный квадрат вместе со слабо развитыми рукавами, с объемной апсидой с вимой, а также с центральным зап. компартиментом создает обширное цельное пространство, отличающееся от пространства ряда др. храмов того же типа (напр., ц. св. Саввы в мон-ре Сапара , кон. XIII - нач. XIV в.) протяженностью по оси «запад-восток». Прямоугольные в плане пастофории (помещения, находящиеся по сторонам алтарной апсиды) отделены от остального пространства храма стенами; небольшие дверные проемы открываются в рукава креста, жертвенник имеет также вход в алтарь. Над зап. боковыми компартиментами, открывающимися в храм арками, устроены по традиции хоры (патронике), не имеющие здесь функционального значения. Подчеркнута мощь нерасчлененных стен, особенно в нижнем регистре, где ритм отдельно стоящих и равноудаленных друг от друга изображенных фигур объединяет внутреннее пространство (Там же. С. 93-112). Карниз опоясывает пространство храма на уровне основания конхи. Монументальность внешнего облика храма подчеркнута контрастом гладких поверхностей стен и отдельных зон графичного декора. По сравнению с церквами XII-XIII вв. в кафоликоне не много окон: по одному в алтаре и рукавах, 6 вместо 12 в куполе. На вост. фасаде исчезли традиц. треугольные ниши; основной акцент сделан на сухом по прорисовке кресте большого размера, занимающем все поле фасада над алтарным окном. По сравнению с ранними памятниками при разработке орнаментных украшений «ощущаются линейка и циркуль вместо живой руки мастера» (Там же. С. 109). С юж. стороны по всей длине к храму примыкает перекрытая цилиндрическим сводом галерея-притвор, открывающаяся наружу двойной аркой. Здесь находится один из 2 входов в храм, другой устроен в зап. стене с небольшим смещением к югу (как и в храме мон-ря Сапара). Роспись кафоликона

http://pravenc.ru/text/182627.html

В Грузии в воскресенье отмечают " Светицховлоба " Тбилиси, 13 июля 2014 г. Храм Светицховели, Мцхета.      Грузинская Православная Церковь 13 июля отмечает праздник " Светицховлоба " - День поминовения двенадцати апостолов, в честь которых возведен храм Светицховели в историческом городе Мцхета (древняя столица Грузии, недалеко от Тбилиси), сообщает сайт " Новости-Грузия " . Как сообщили в Патриархии, в связи с праздником в патриаршем храме Светицховели Божественную литургию проведет митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор Чуадзе. Помимо этого праздничные службы пройдут во всех церквях Грузии. " Светицховлоба " в Грузии отмечают два раза в год - 13 июля и 14 октября. Он считается одним из главных религиозных праздников в стране. После торжественного молебна, собирающего паломников со всей Грузии и прибывших гостей из-за рубежа, проводится массовое крещение у слияния рек Арагви и Куры, ставшее составной частью праздника " Светицховлоба " . В этот день сюда приезжают с разных концов страны люди, чтобы крестить в реке своих детей или креститься самим. Как говорят прихожане, это день поминовения двенадцати апостолов и в этот день на Грузию снисходит благословение. Светицховели - Патриарший собор, построенный в 1010-29 гг. зодчим Арсукидзе на месте первой в Грузии христианской церкви 4 века. Аналогичные соборы в это же время были построены в Кахетии - Алаверди и в Кутаиси - Храм Баграта. Сцетицховели подвергался разрушениям и был основательно реконструирован в 15-17 веках. Священное Предание Грузинской Православной Церкви свидетельствует, что раввин Элиоз (1-й век) выкупил у воинов, присвоивших себе Нешвейный Хитон Господень, и прибыв в Мцхет, вручил его своей сестре Сидонии. Сидония, взяв в руки эту Святыню, скончалась на месте. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и так она была похоронена вместе с ним. На могиле Сидонии выросло большое дерево, которое стало священным для жителей Мцхета. Равноапостольная Нина, принеся Благую Весть во Мцхета, провидя особую благодатность сего Древа, упросила царя Мириана срубить это дерево, сделать из него четыре креста и установить эти кресты на вершинах гор по четырем сторонам тогдашнего грузинского государства.

http://pravoslavie.ru/72191.html

Преображенский мужской монастырь в Тбилиси (Табори) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Табори или Таборский монастырь () - небольшой современный монастырь в Тбилиси. Его главный Преображенский храм видно почти с любой точки в центре города - и с Авлабара, и с Ортачала и с Мтацминды. Содержание История [ править править код ] История монастыря начинается в 2002 году, а вот история самого места гораздо старше. Сама гора и хребет некогда были названы Таборис-Мта ( ), что в точном переводе на русский звучит как Фаворская Гора. Это известное место около Назарета в Палестине, где произошло Преображение. В не очень известное время на этой горе была построена крепость, которая прикрывала Тбилиси со стороны юга. Она упоминается в связи с походом Баграта III на мусульманский тогда Тбилиси в 1046 году: Приступил царь Баграт к заботам. Прибрал башни над вратами (со всеми) людьми, занял крепость городскую Дариджели, обе башни Цкалкини И Табори и разместил в них своих воинов и эриставов. Лишь исанцы разрушили мост и не сдали Исани. В начале XVII века во время нашествия шаха Аббаса крпость была разрушена. Царь Ростом восстановил её. В 1723 году здесь произошло сражение между кахетинской армией и армией царя Вахтанга: Палили беспрестанно и нацелились пушкой на авлабарский мост и выстрелили в опорное бревно и сломалось бревно и свалился мост в воду. Выступил господарь кахов и стал в Сейдабаде и наладил простой мост и заняли кахи Табори и бились каждый день. Подкралось картлийское войско к Табори, взяли Табори. На рассвете напал царь Вахтанг на господаря кахов, волею божиею победил, перебили кахов, бежал господарь кахов... В тяжлые дни XVIII века крепость несколько раз занимали то турки то персы, и только в 1748 году царь Ираклий II отвоевал ее обратно. В 1795 году она опять пострадала во время нашествия Ага-Мухамад-Хана, который разрушил её почти до основания. И долго потом на Таборской горе можно было найти руины этой крепости. Говорят, что ещё в 1958 году что-то там оставалось. 7 сентября 2002 года на Таборской горе был основан Преображенский монастырь (в подчинении Мцхетско-Тбилисской епархии). Сейчас он находится все еще в стадии строительства. Завершен только основной Преображенский храм. Сейчас он своей географией напоминает храм Джвари - точно так же стоит на крутой горе над городом. Многие обращали внимание на это сходство. Престольные праздники [ править править код ] Преображение Господне - 19 августа Как добраться [ править править код ] Адрес: Kharfukhi Turn, Тбилиси, Грузия Проезд: Лучше пешком. Находится на Таборской (Фаворской) горе. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Преображенский...

Церковь вмч. Георгия. Интерьер Церковь вмч. Георгия. Интерьер Фасады церкви завершены профилированными карнизами, нек-рые окна декорированы наличниками с геометрическим орнаментом. Дверной проем украшен широким орнаментированным порталом, к к-рому с обеих сторон примыкают по 2 глухие арки, поддерживаемые полуколонками. С зап. стороны храма - портик с 3 арочными проемами, построенный предположительно в нач. XVI в. Багратом III и его супругой Еленой. Документальных источников о времени сооружения церкви не сохранилось; строение не имеет первоначальных надписей. Ряд исследователей основывали датировку на изображениях исторических персонажей в росписи храма, однако ошибочная идентификация образа имеретинского царя Баграта III (1510-1565) как царя объединенной Грузии в XI в. привела к бытованию неправильной даты построения храма. Анализ внутреннего пространства здания показал, что по пропорциональному построению храм нужно поставить в один ряд с группой памятников рубежа XII-XIII вв. (Икорта, Кватахеви, Питарети, Бетаниа, Цугругашени). Однако широкое применение в оформлении утопленных в стену наличников вместе с нек-рой сухостью их исполнения, а также характер резьбы орнаментов относят время создания храма к сер. XIII в. Вместе с тем такие его особенности, как равномерное распределение света без акцентирования центральной подкупольной части и вход с запада, изолируют этот памятник в кругу хронологически близких зданий и указывают на активное влияние облика соборной церкви. Храм был украшен росписью в кон. XVI в. по заказу католикоса Евдемона I в правление Георгия II. В декоре купола выражена идея Славы Христа, в алтарной апсиде изображены Богоматерь Никопея между апостолами Петром и Павлом, «Поклонение жертве», фигуры святых. В центральном пространстве храма представлены сцены земной жизни Христа, житийные композиции небесного покровителя церкви вмч. Георгия, изображения отдельных святых. Портреты ктитора католикоса Евдемона (Чхетидзе) и многочисленных членов царской семьи занимают нижний регистр росписи. Одновременно с росписью храма была расписана и алтарная преграда. Церковь во имя свт. Николая

http://pravenc.ru/text/161963.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010