В Мюнхене пройдет конференция, посвященная Лицевому своду Ивана Грозного 8 декабря, 2011. Новостная служба Историки, культурологи, специалисты в области книжной миниатюры, иконографии из России, стран Европы и США поделятся опытом в исследовании Свода как центрального памятника историографии и книжного искусства времени Ивана Грозного. 8 декабря. ПРАВМИР. С 7 по 9 декабря в Баварской государственной библиотеке в Мюнхене проходит Международная научная конференция, посвященная Лицевому летописному своду Ивана Грозного, сообщает Седмица.ru Историки, культурологи, специалисты в области книжной миниатюры, иконографии из России, стран Европы и США поделятся опытом в исследовании свода как центрального памятника историографии и книжного искусства времени Ивана Грозного. До недавних пор изучением памятника занимался лишь узкий круг специалистов: исследователи в Восточной Европе, специализирующиеся в области истории Московского государства. Свод не упоминался в исследованиях, посвященных общеевропейской культуре. После публикации факсимильного издания Лицевого свода появились  новые возможности для его изучения. А приобретение факсимильного издания Баварской государственной библиотекой стало поводом для приглашения сюда специалистов из разных стран мира. В настоящее время изучение свода развивается по нескольким различным направлениям: датировка и источники Лицевого свода, анализ свода как ключевого источника времени Ивана Грозного, исследование многочисленных миниатюр, его значение в контексте общеевропейской культуры. Интересную работу проводят искусствоведы, историки и культурологи, изучающие влияние Русского Православия, архитектурных памятников, иконографии на книжную миниатюру свода. Специалисты из университета Мюнстера занимаются исследованием влияния иудейской, византийской и западноевропейской культуры на русское искусство XVI в., отразившееся в Лицевом летописном своде. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-myunxene-projdet-kon...

Лютер к этому времени уже успел высмеять эдикт в памфлете, озаглавленном «Два противоречащих друг другу императорских указа о Лютере». Он снова призывал Германию осознать важность его миссии, а князей уговаривал перестать быть ослами и мучениками Рима. Отказ близких к лютеранству князей исполнять императорский эдикт, их протекционизм по отношению к проповедникам нового учения, терпимость к беспорядкам и грабежам и невозможность выработки единой политики, которую поддерживали бы все без исключения члены рейхстага, вынудили католически настроенных князей избрать оборонительную позицию. Некоторые из них прямо заявляли: «Если мы будем настаивать на исполнении Вормсского эдикта, это приведет к гражданской войне». Гражданская война действительно назревала, поскольку средствами дипломатии становилось все труднее заполнять пропасть, разделявшую последователей Лютера и сторонников католической Церкви. Реформация уже превратилась в политическую акцию, и ее проводникам волей-неволей пришлось изъясняться на политическом жаргоне. В политике же, как известно, бывают ситуации, когда слово бессильно, и тогда в ход идет оружие. 6 июля 1524 года в вольном баварском городе Регенсбурге архиепископ Фердинанд собрал совещание, на котором кроме него самого и легата Кампеджо присутствовали герцоги Вильгельм и Людвиг Баварские, архиепископ Зальцбургский, епископы Регенсбурга и Тренто, эмиссары епископов Бамберга, Пассау, Шпейера, Фрейзинга, Констанца, Аугсбурга, Бриксена, Базеля и Страсбурга. Все эти представители южных территорий, хранившие верность католицизму, заключили договор о взаимопомощи и совместной защите католической религии, о подавлении ереси и поддержке единства Империи. Папа предложил князьям, владеющим северными территориями, присоединиться к альянсу, однако они проигнорировали это предложение, обиженные тем, что их не пригласили в Регенсбург. Не последнюю роль сыграла и боязнь оказаться «затертыми» в этой компании такими могущественными властителями, как эрцгерцог Австрийский и герцоги Баварские.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Кардинал Маркс принес извинения за баварского епископа, участвовавшего в резне во время Второй мировой войны Матиас Дефреггер, вспомогательный епископ Мюнхенской архиепископии, ранее был капитаном 114-й егерской дивизии Вермахта   МЮНХЕН. Кардинал Рейнхард Маркс в воскресенье, 9 июля 2023 года, попросил за эпизод резни в Италии во время Второй мировой войны по приказу человека, который впоследствии стал епископом в Мюнхене, сообщило информационное агентство CNA. До того, как в 1968 году Матиас Дефреггер стал вспомогательным епископом Мюнхенской и Фрайзингской архиепископии, он носил другую униформу. Будучи капитаном 114-й егерской дивизии Вермахта, он руководил мрачной главой истории. Его отряд летом 1944 года унес жизни 17 ни в чем не повинных мужчин и поджег деревню Филетто-ди-Камарда. 9 июля нынешний архиепископ Мюнхена оказался лицом к лицу с потомками тех жертв. Кардинал Маркс благодарил жителей Филетто за их «мужество в противостоянии прошлому» и за их «отказ замять историю под ковер». «Мы чувствуем, как важно не забывать», — сказал он. — «Подавление истории не поможет построить хорошее будущее». Вторая мировая война близилась к концу в Италии, когда произошла резня. Немецкий Вермахт отступал, союзники во главе с США только что вошли в Рим. Тем не менее, в небольшом поселении Филетто ди Камарда, недалеко от Аквилы, война была далека от завершения. После нападения итальянских партизан генерал-майор Ханс Бёльсен приказал провести жестокую «репрессалию». Дефреггер, как сообщается, неохотно передал приказ, который привел к казни по меньшей мере 17 невинных мужчин в возрасте от 20 до 65 лет и сожжению их деревни. Когда дым войны рассеялся, Дефреггер, родившийся в 1915 году, внук тирольского художника Франца фон Дефреггера, искал утешения в священстве. Он учился в иезуитском коллегиуме в Австрии и был рукоположен в священники в 1949 году в своем родном городе Мюнхене. Благодаря харизме и компетентности Дефреггера бывший офицер Вермахта быстро поднялся по служебной лестнице в Баварской епархии, кульминацией чего стало его назначение Папой Римским Павлом VI вспомогательным епископом.

http://sedmitza.ru/text/10276858.html

К., собеседниками к-рого являются действительно приезжавшие в 60-х гг. XV в. в Рим и общавшиеся с Н. К. германские князья: в 1-й кн.- «герцог Иоанн Баварский»; как показал Мойтен (см.: Meuthen. 1982), речь идет о Иоганне Пфальц-Мосбахском (1443-1486); во 2-й кн.- «юный герцог Баварский Альберт», т. е. Альбрехт IV (1447-1508), двоюродный брат Иоганна, с 1567 г.- герц. Баварско-Мюнхенский. В диалоге Н. К. предлагает изложение и философское обоснование фундаментальных положений космологии и антропологии. Образную основу для рассуждений Н. К. составляет «игра в шар», предполагавшая совершение игроками бросков шара особой формы на специально размеченную площадку. Траектория движения шара, перемещающегося по площадке, на которой размечены сужающиеся к центру круговые области, всегда различна и непредсказуема. Это обусловлено, во-первых, тем, что вслед. наличия в шаре смещающей центр тяжести выемки он не может двигаться по прямой линии, и, во-вторых, тем, что различные бросающие придают шару разный первоначальный импульс. Шар интерпретируется Н. К. как символ космоса, имеющего наиболее совершенную шарообразную форму; в диалоге обыгрываются и др. особенности и моменты игры в шар. В 1-й кн. диалога Н. К. формулирует учение о мире в целом, или универсуме, к-рое во всех принципиальных моментах повторяет содержание 2-й кн. соч. «Об ученом незнании», хотя имеются и нек-рые дополнения частного характера. Как и ранее, Н. К. не признает мир безоговорочно бесконечным; мир есть невидимая «максимальная округлость» без начала, конца или центра, однако он не «абсолютная округлость», а лишь ее образ. Так же двусмысленны рассуждения Н. К. о вечности мира: мир «вечен», но только потому, что он «существует благодаря причастности к вечности»; при этом мир не есть «абсолютная вечность». Отождествляя Бога с творящей вечный мир абсолютной вечностью, Н. К. признает, что Бог творит мир по воле, но при этом заявляет, что «вечность» (т. е. Бог) никогда не существует без «вечного» (т. е. мира). Все эти рассуждения, далекие от философской ясности, мотивированы желанием Н.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

На самом крайнем Западе, отличаясь от Кельтов обычаями, языком и характером, живут Вендские племена (Венды, Анты, Унилы, Менапии, Морины. Нантуаты, Верагры, Сербы). Тут была земля болот, лесов и рек, земля нерадостная и незаманчивая для Кельтов; но войны революции и борьба Вандеи со всеми силами вскипевшей Франции, доказали, как надёжно было убежище старых Славян. На Юге те же племена (Гориты, Лузаты, Руссы и пр.) в своём Пригорье (Perigord), Погорье (Bigorre), Когорье (Cahors). Кологорье (Calagorris) и Загорье (Sigurris), в своих диких твердынях Пиренейских, нашли спасение от натиска Кельтского, между тем как отступающие Иверцы охотно отдавали им бесплодные скалы и присоединялись к главной массе иверского народа, населяющего весь простор Гишпанского полуострова. Ближе к Востоку, болота Ронского устья с островами Piplas и Blascon или Lecate (Поплесее и Блескун) и снежные Альпы Савои и Пьемонта долго охраняли свободу Венетов Лигурийских, Лузиев (Lysii), Залузиев (Silysii), Залесья (Salasii), Нантуатов, Верагров и других, от насилия воинственных соседей. Долго Антиум (город Антов, нынешняя Генуя) цвёл торговлей и своебытностью народной, между тем как большая часть берегов Родана (Эридана) и беззащитная сторона западная уже перешли во власть Галлов, оставив нам только в старом имени города Арль (Thelina,дoлuha), в Виндалиуме и Виенне Аллоброгов, в реках Еридан, Скорас или Прыгун (Isère) и пр. память о прежних жителях. Точно то же скажу я обо всём хребте Альпийском, на котором Славяне – Венды Великие (Vindelici), Краинцы (Carni) и прочие противились нажиму Германии, упираясь на южную свой братию и связывая беспрерывной цепью Венетов Лигурии и Адриатики. В горы Богемские, на скаты Альп Баварских и Паннонских удалились и Боии (кажется, семья смешанная), вытесненные из Галлии чистыми Галлами. Ещё далее, через всю Хорватию и Венгрию, через всё прибережье Днепра (Бористен, Березина или лучше Берестен), по Эридану (Висле), по Танаису (Двине), Вудины, Ляхи, Залиги, Венды Великие (иначе Васци или Велетабы, вящие или величавые) и Венды Поморские держались бодро и вольно против нападения западных Германцев и восточных Скифов, находя защиту и спасение в крутизне гор или в непроходимости болот, как в наш век Симинолы Флоридские, бесполезно осаждаемые оружием, золотом, просвещением и собаками Американцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР Вестфальский мир, договор, завершивший Тридцатилетнюю войну (1618-1648); заключен 24 окт. 1648 г. Состоит из 2 мирных соглашений: Мюнстерского (между Римско-Германской империей и Францией) и Оснабрюкского договоров (между Римско-Германской империей, Швецией и протестант. гос-вами Германии). Постановления В. м. касались территориальных изменений, религ. отношений, политического устройства Римско-Германской империи. Заключению В. м. предшествовали длительные переговоры. Согласно В. м., Швеция получила от Римско-Германской империи, помимо контрибуции в 5 млн талеров, о-в Рюген, всю Зап. и часть Вост. Померании с г. Штеттином, г. Висмар, секуляризованные архиеп-ство Бремен и еп-ство Верден. Во владении Швеции оказались, т. о., важнейшие гавани Балтийского и Северного морей. В качестве герцогов Померанских швед. короли стали имперскими князьями и получили возможность вмешиваться в дела империи. Франции отошли бывш. владения Габсбургов в Эльзасе, она подтвердила свой суверенитет над лотарингскими еп-ствами Мец, Туль и Верден. Франция и Швеция, державы-победительницы, были объявлены гарантами выполнения В. м. Их союзники, герм. княжества Бранденбург, Мекленбург-Шверин, Брауншвейг-Люнебург, расширили свои территории за счет секуляризованных еп-ств и мон-рей, герцог Баварии получил В. Пфальц и титул курфюрста. Политическая система, закрепленная В. м., имела гибельные последствия для единства Римско-Германской империи: значение и власть императора были сведены до минимума. В. м. затрагивал проблемы конфессионального урегулирования в рамках Римско-Германской империи. В его основу лег закрепленный Аугсбургским религиозным миром 1555 г. видоизмененный принцип «cuius regio, eius religio» (чья власть, того и вера). Защита закона гарантировалась всем религ. меньшинствам, существовавшим на 1 янв. 1624 г. Это правило не распространялось на Австрию, Чехию и Моравию, находившихся под властью Габсбургов, а также на Баварское курфюршество: в этих землях единственной признанной религией оставался католицизм.

http://pravenc.ru/text/158270.html

Это сомнение было действительно велико при дворе Святополка; при том дворе не ожидали, чтобы Мефодий возвратился из Рима вполне оправданный и вновь утвержденный в сане архиепископа. Немецкая партия, сколько мы можем догадываться, интриговала против Мефодия при дворах Моравского герцога, Баварского короля н Римского папы: кто убежден, что в жизни нет ничего случайного, тот, конечно, поймет все значение поездки Дитмара, архиепископа Зальцбургского, в Рим, за мощами св. Винцентия, именно в 880 году, во время суда над Мефодием 374 . В 879 году Мефодий оставил свою провинцию и поехал в Рим, обвиняемый в тяжелых преступлениях против римской церкви, призываемый на суд нелестным письмом папы, сопровождаемый врагами. Год спустя, в 880 г., Мефодий возвратился к своей пастве вполне оправданный, с посланием папы к герцогу, смеем сказать, с охранною грамотою, которая должна была обеспечить ему спокойное продолжение начатого его братом святого дела просвещения. После тяжелых трудов и тяжких испытаний, после многолетней борьбы, полной обид и оскорблений, Мефодий возвращается в Моравию с надеждою мирно провести последние годы своей бурной жизни. Эти надежды не сбылись. Архиепископ Зальцбурга, епископ Пассау и епископ Нейтры – Дитмар, Энгельмар и Вихинг – были главными представителями немецкой, враждебной Мефодию партии; они не отказались от своих притязаний на церковное господство в славянских землях, они изменили теперь лишь план борьбы. Прежде они выставляли свои права давности, теперь – права силы; прежде они вели борьбу открытую, теперь – тайную, которая всегда способна унизить человека до обмана, до подлога. Сведения наши об этом периоде времени, о времени после 880 г., очень скудны; лишь в общих чертах можем мы обрисовать последние годы жизни Мефодия. В 880 году умер Баварский король Карломанн; брат умершего, Людовик II, и единственный сын его, Арнульф, предъявили притязания на королевскую корону. Начавшиеся неурядицы сблизили еще более Святополка с Арнульфом. Немецкая партия при моравском дворе увеличилась и числом сторонников, и силою влияния. Мефодий своею суровою для того времени моралью восстановил многих против себя при дворе герцога; немецкой партии было не трудно восстановить против него и самого герцога. Опираясь на силу Арнульфа 375 , немецкая партия старалась теперь добыть силою то, на что она утратила уже свои права; пользуясь своим влиянием на Святополка, баварское духовенство, при помощи Вихинга, лишило Мефодия необходимой светской помощи. Не останавливаясь ни пред какими мерами, лишь бы они вели к цели, немецкая партия скоро дошла до признания обмана и подлога лучшими средствами для борьбы за неправое дело. Об одном из таких подлогов мы узнаем из уст самого папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот причины, почему мы не встречаем Мефодия в Моравии в первые три, четыре года по возвращении его из Рима. Борьба Моравов с Немцами заставила его перенести славянскую проповедь в другую землю, более мирную, более доступную святому делу просвещения, в Паннонию. К сожалению, у нас нет известий о первых годах деятельности архиепископа Мефодия; но по немногим дошедшим до нас указаниям мы можем догадываться о тайной внутренней борьбе, которую Мефодий вел с немецким духовенством в то самое время, когда в Моравии шла война открытая, внешняя, с немецким королем. Уже давно Моравия и Паннония были причислены к Зальцбургской церковной провинции. Назначение Мефодия архиепископом мораво-паннонским, совершившееся помимо воли и без спроса Зальцбургского архиепископа, вызвало неудовольствие со стороны баварского духовенства. В 873 году Зальцбургский архиепископ протестовал против нарушения его прав и с этою целью отправил в Рим посольство, снабдив его историческим меморандумом 309 , на основании которого послы должны были ходатайствовать пред папой о восстановлении церковных прав Зальцбургской митрополии над Моравией и Паннонией. В этой исторической инструкции указаны в хронологическом порядке отношения зальцбургского стола к южно-славянским землям, начиная с конца VIII стол. и до прибытия архиепископа Мефодия: „В год от P. X. 796 император Карл назначил графа Эриха и с ним неисчислимое множество воинов, чтоб изгнать Гуннов. Эти почти не сопротивлялись и покорились императору Карлу при посредстве сказанного графа. В том же году Карл послал своего сына Пипина в землю Гуннов с большим войском; Пипин дошел до знаменитого места Гуннов, называемого Ринг, где опять все князья их подчинились Пипипу. Возвратившись оттуда, Пипин ту часть Нижней Паннонии, которая лежит близ озера Пелиссы, за рекою, которая называется Рааба, и до реки Дравы, и до того места, где Драва впадает в Дунай, всю местность, над которою Пипин имел власть, поручил до приезда своего отца императора Карла Зальцбургскому епископу Арно, с тем чтобы тот заботился о вероучении и церковнослужении населения, оставшегося от Гуннов и Славян. После того, в 803 году 310 , император Карл прибыл в Баварию и в октябре месяце постил Зальцбург. И он возобновил сказанное соизволению своего сына, в силу своей власти подтвердил оное, в присутствии многих своих верных, и определил, что таковое должно оставаться на веки нерушимым“ 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы приближаемся не только к концу отношений пап к задаче славянских первоучителей, не только к уничтожению славянской церковной провинции в Моравии, но к падению самой Моравии. Арнульф, теперь король Германии, стал снова врагом Святополка. В 892 год Моравия выдержала двойной натиск: с запада – Германцев, под предводительством самого короля, с востока – Венгров, под предводительством их диких вождей 385 . В 893 году – новое нападение Арнульфа на Моравию; в 894 году умирает Святополк. Баварцы грабят Моравию 386 и в 899 году берут в плен сына Святополка (Святополка II) и сжигают город 387 . В том же году умирает император Арнульф, враг Моравов 388 . Моймир, старший сын Святополка, становится единственным повелителем Моравии. С Моймиром воскресает опять славяно-церковная провинция в Моравии. Герцог шлет послов к папе Иоанну IX, не щадит подарков и просит посвятить архиепископа для его земли. Вихинга уже нет в живых 389 ; его влияние на моравский двор не мешает уже Моймиру обратиться к пути, указанному Кириллом и Мефодием. В ответ на запрос Моймира папа прислал в Моравию трех прелатов, которые и рукоположили одного архиепископа и трех епископов. Вместе с тем воскресают опять притязания немецкого духовенства: баварские епископы, на сейме в Рисбахе, составили протест и отправили к папе Иоанну IX, от 13-го июля 900 года, жалобу на его распоряжения 390 . В этой жалобе высказывается отношение баварского духовенства к Мораво-паннонской церковной провинции: „Великому понтифексу и всемирному папе, не только одного города, но всего мира, государю Иоанну, великолепному правителю римского престола, вашей отцовской любви смиренные сыны: Теотмар, архиепископ Зальцбургской церкви, Вильдон – Фрейзингенской, Эрхенбальд – Эйхштадтской, Захарий – Себонской, Туттон – Регенсбургской, Рихарий, епископ Пассавской церкви, равным образом весь клир и христианское население всей Норики, называемой также Бавариею, желаем спасения во Спасителе нашем, усиления всеобщего мира и вечного царствия. Декреты ваших предшественников н постановления католических отцов церкви вполне поучают нас, что мы должны апеллировать к Римскому епископу во всех затруднениях и несогласиях, касающихся нашей священнической должности, так чтобы необходимое для единодушного согласия и для сохранения порядка, не оскорблялось никаким раздором, но было бы разрешаемо им самим по его великой предусмотрительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все недоразумения, высказанные Ассеманом относительно вопроса о дозволении Адрианом богослужения на славянском языке 36 объясняются тем, что письмо Адриана II, как и Паннонское Житие, не было известно автору. Учреждение мораво-паннонского архиепископства вызвало протесты со стороны баварского духовенства, преимущественно же со стороны архиепископов Зальцбургских и епископов Пассавских. По поводу заявлений зальцбургского духовенства, из бывшей при этом переписки, сохранилось три документа: во-первых, IV. Historia convórsionis Carantanorum et de s. Methodio testimonium querulum. История эта несомненно зальцбургского происхождения; цель ее – доказать историческим путем права Зальцбургского архиепископа на Моравию (восточную часть Паннонии) и представить таким образом деятельность Мефодия как противозаконное вторжение в церковную юрисдикцию Зальцбурга. Эта история заканчивается словами: „с того времени, когда, по дарению и определение государя императора Карла, жители восточной Паннонии стали управляться Зальцбургскими первосвященниками, до настоящего времени протекло 75 лет, в течении которых ни один епископ, откуда бы он ни прибыл, не имел духовной власти в той пограничной земле, кроме Зальцбургских первосвященников, и ни один священник, пришедший из чужой земли, не дерзал более трех месяцев исполнять там свои требы, не представив епископу свой отпуск из другого диоцеза. Так это там соблюдалось, пока не появилось новое учение Мефодия философа” 37 . Обыкновенно автором этой истории называют „зальцбургского анонима” – anonymi Salisburgensis 38 . Нам кажется, что в этой истории можно уследить официальный характер ее составления. Составитель этой истории имел громадный для того времени материал под руками: он приводит выписки из актов, в настоящее время утерянных 39 ; пользуется Жизнеописанием св. Рудберта, из которого приводит отрывки не редко слово в слово, часто собственными словами 40 ; многие хроники были ему доступны 41 . На официальный характер этой истории указывает к тому же как ее содержание, так и та выдержанность, с которою чрез все сочинение проводится одна главная мысль – право Зальцбургского архиепископа на Паннонский диоцез: Пиппин пожаловал Паннонскую землю Зальцбургскому архиепископу; Карл В.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010