4) Zbirka nejdawneyšich slowniku latinsko-eskych. W Prae, 1833. (Собрание древнейших латинско-богемских словарей). Оно заключает в себе: а) отрывки древних словарей, как-то mater cerborum (IX века на латинском языке, к которому богемец Вацерад присовокупил в 1102 году богемские слова), Bohemarius (XIV века), Welessini, Nomenclator, Rozkochany, Catholicon, Bohemarius minor (XIV и след. столетий), Glossarium juridicum (извлечение из юридических актов XIII и след. столетий), б) отрывки Евангелия св. Иоанна, которое переведено ла богемский язык в X веке, а также приписки (glossemata) к Евангелиям и псалтырям. Гельмольд: См. Баумгартен. Географ баварский. Новейшее издание в славянских древностях Шафарика. Гербер: Herberi Silesiae Sacrae origines. Vratislaviae, 1821. (Начало христианства в Силезии). Герлак: Chronicon В. Gerlaci (Летопись Герлака). В сборнике Добнера. Геродот. Гинкмар: Hincmari Remnensis annales (Летописи Гинкмара реймского). В сборнике Пертца. Гнезненский архидиакон (Archidiacon gnesnensis). В сборнике Соммерсберга. Годофред Яков: Iacobi Godofredi Commentarius ad codicem Theodosianum (Толкование на кодекс Феодосия). Гозий (Hozius): De ео, num calictm laicis et uxores sacerdoribus permitti, ac divina officia vulgari lingua peragi fas sit, Dilinguae, 1560. (О том следует ли мирянам принимать св. причастие под двумя видами, а священникам жениться, как равно отправлять богослужение на отечественном языке). Гомер. Гораний Алексей (Horanyj): De sacra Corona Hungariae (О священной венгерской короне). Приведено в рассуждении Оссолинского. См. ниже. Гормайр (Hormayr): Taschenbuch für die vaterländische Geschichte, 1825. (Карманная книга отечественной истории). Горнада (Gabriel de Juxta Hornada). Так назвал себя Шварц при первом издании своего сочинения. См. ниже. Гримм Яков (Grimm): Deutsche Rechtsalterthümer, Goetthingen, 1828. (Германско-юридические древности). Далемил (Dalemil), приведенным Добровским в Mährische Legende. См. ниже. Дандоло (Dandolo). В сборнике Муратори.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Перед нами тенденция, свидетельствующая о глубоких переменах в государстве и обществе Борис Якеменко о постепенном возвращении в обиход термина «русский» в позитивном, положительном, определенном смысле 08.07.2013 1069 Время на чтение 3 минуты Известный историк, руководитель православного корпуса движения «Наши» Борис Якеменко прокомментировал в своем блоге постановление Архиерейского собора , прошедшего 2-5 февраля 2013 года, о целесообразности употребления именования «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» в связи с тем, что каноническая ответственность Русской Православной Церкви простирается на многие государства. Это суждение нашло свое отражение в пункте 30 Постановлений Освященного собора, в котором употребляется новое именование. «Решение примечательное. Перед нами отнюдь не терминологический вопрос, а тенденция, свидетельствующая о более глубоких переменах. Обращение к истории вопроса подтверждает это. О происхождении термина «Русь» ведутся горячие споры уже не первое столетие. Не касаясь этого сложного вопроса (кто интересуется подробностями, может для начала посмотреть комментарий к «De admini-strando imperio» Константина VII Багрянородного), можно отметить любопытную закономерность. От «Руси» произошел этноним «русский», ставший универсальным и очень распространенным термином на протяжении нескольких столетий от Владимира Крестителя до Петра Первого. Уже в IX веке термин «Русь» (Rus) перешел в Европу (он есть в знаменитом источнике «Баварский географ») и там утвердился. Однако, как отмечает крупнейший филолог О.Трубачев, в латинской западной книжной традиции было принято добавлять к этническим названиям окончание «ia», поэтому именно в западной книжной традиции впервые возник термин «Rusia» («Russie» «Russia» и т. д.) или «Россия», начавший проникать в XVII веке на Русь», - пишет Якеменко. Он напомнил, что слово «российский» сначала было высоким, царским словоупотреблением (слово «Россия» в «Вестях-курантах» за первую половину XVII века не употреблено ни разу, только «русский») и только в конце XVII – начале XVIII веков стало вытеснять термин «русский», точно обозначая смену исторической парадигмы и попытки европейской интеграции. И с этого момента периодическая смена «российского» «русским» и наоборот в языке стала довольно точным индикатором, отмечающим то «галломанство» России, то поиски национальной идентичности. Примечательно, что термин «российский» активно употреблялся при Петре Первом (термин «россияне» применен в надгробном слове Стефану Яворскому), о «российском» языке пишет и М.В.Ломоносов, в целом в XVIII столетии, когда была сделана наиболее яркая попытка подражать Западу, слово «русский» было почти вытеснено словом «российский», напоминает историк и общественный деятель.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/07/08/pe...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Том 1 Том 2 Том 3 Том 5 Содержание Предисловие Введение к тому 1. «Бертинские анналы» (середина IX в.) 2. Послание франкского императора Людовика II византийскому императору Василию I (871 г.) 3. «Баварский географ» («Описание городов и областей к северу от Дуная») (вторая половина IX в.) 4. «Раффельштеттенский таможенный устав» (904/6 г.) 5. Лиудпранд Кремонский. «Книга возмездия» («Антаподорис») (949 г.) 6. Грамота германского императора Оттона I об учреждении магдебургской архиепископии (968 г.) 7. Регинон Прюмский. «Хроника» с продолжением (начало X в. и после 973 г.) 8. Грамота польского князя Мéшка I папскому престолу («Dagome iudex») (около 990 г.) 9. Иоанн Диакон «Венецианская хроника» (рубеж X–XI вв.) 10. Бруно Кверфуртский. Послание к германскому королю Генриху II (1008 г.) 11. Титмар Мерзебургский. «Хроника» (1012–1018 гг.) 12. «Кведлинбургские анналы» (около 1030 г.) 13. Адемар Шабаннский. «Хроника» (около 1030 г.) 14. Петр Дамиани. «Житие блаженного Ромуальда» (около 1041/2 г.) 15. «Барийские анналы» (1040-е гг.) 16. Випон. «Деяния императора Конрада» (1040/6г.) 17. Глосса на псалтири Одольрика Реймсского («Реймсская глосса») (середина XI в.) 18. «Хильдесхаймские анналы» (1060-е гг.) 19. «Альтайхские анналы» (около 1075 г.) 20. Послания папы Григория VII к польскому князю Болеславу II и киевскому князю Изяславу Ярославичу (1075 г.) 21. Ламперт Херсфельдский. «АННАЛЫ» (1077–1078/9 гг.) 22. Адам Бременский. «Деяния гамбургских архиепископов» (1070-е гг.) 23. «Песнь об Анноне, архиепископе кёльнском» (около 1080 г.) 24. Бруно «Книга о саксонской войне». (1080-е гг.) 25. Сигеберт из Жамблу «ХРОНИКА» (1082–1112 гг.) 26. Фрутольф из Михельсберга и Эккехард из Ауры «Хроника» (рубеж XI–XII вв. и 1106–1125 гг.) 27. «Аугсбурские анналы» (начало XII в.) 28. Лев Марсикан (Остийский) «Хроника монтекассинского монастыря» (начало XII в.) 29. Галл Аноним «Хроника и деяния польских князей» (1107–1113 гг.) 30. Руперт из Дойца «Слово о святом мученике Пантелеимоне» (начало 1120-х гг.) 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Монография посвящена истории окончательного утверждения христианства на Руси усилиями св. равноап. князя Владимира. Его деятельность отразилась не только в русских, но и в европейских, византийских и ближневосточных источниках, написанных его младшими современниками. В книге рассмотрена биография св. Владимира и история христианского просвещения Руси, начиная с эпохи Константинопольского патриарха Фотия. К исследованию привлечены все возможные источники, в том числе скандинавские саги. Вокруг крещения и образа святого князя с самого начала складывались легенды, зафиксированные и в русской, и в европейской традициях. Большое внимание уделено истории сложения летописного рассказа о правлении святого князя. История св. Владимира всегда привлекала внимание исследователей, но произведения о крещении Руси и св. Владимире были изучены гораздо хуже циклов житий других русских святых. До сих пор не было издания, включающего все основные произведения о крестителе Руси. В книге собраны наиболее значимые с исторической и литературной точек зрения памятники, в том числе впервые после 1888 г. полностью опубликован текст древнейшей службы. Для всех интересующихся историей древней Руси и становлением Русской Церкви. Введение 1 Крещение Руси и принятие православия по Восточному обряду предопределило развитие культуры и историю страны от раннего Средневековья вплоть до настоящего времени. Литература, архитектура, изобразительное искусство, даже особенности городского быта и повседневные обычаи определялись христианским мироощущением. Особенностью Руси эпохи принятия христианства было положение контактной зоны. Археологические открытия прошлого века на территории России, в Северной Европе, в Подунавье и в Польше, публикации и изучение арабских исторических и географических сочинений позволили оценить ситуацию, в которой произошло крещение Руси, иначе, чем это делалось в XIX – первой половине XX в. Выяснилось, что у скандинавов, торговавших и селившихся на территории современной Европейской России, самые тесные контакты в VIII–X bb. складывались со странами Арабского халифата. 2 Принятие Волжской Болгарией ислама в начале X в. вплотную приблизило его распространение к границам Руси. В VIII в. государственной религией Хазарского каганата стал иудаизм, а полиэтничная иудейская община Киева достоверно существовала в Х в. 3 С IX в. Русь совершала набеги на Византию, а в 867 г. Константинопольский патриарх св. Фотий пишет о крещении русов. Продолжатель Феофана сообщает об основании у них епархии. О торговых связях Руси с империей франков в IX–X вв. свидетельствует Баварский географ и Раффельшеттенский таможенный устав. Княгиня Ольга, приняв крещение от Восточной Римской империи (Византии), в Западной просила епископа у императора Оттона I. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Естественно, что ученые-византийцы сразу же выступили против подобных безобразий. Проповедуя, Константин Философ так наставлял народ: «Принеси как жертву Богу хвалу и воздай Вышнему обеты и молитвы твои. Жену же юности твоей не отпусти. Если, возненавидев, ее отпустишь, не укроется нечестивая похоть твоя, говорит Господь Вседержитель, берегите дух ваш, и никто из вас да не оставит жены юности своей. И вы то, что Я возненавидел, сотворяли, так как был Бог свидетелем между тобой и женой юности твоей, которую ты оставил, что она подруга твоя и законная жена твоя. И в Евангелии Господа слышали: «Как сказано древним: не прелюбодействуй». A я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. И еще раз говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот заставляет ее творить прелюбодейство. И кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». Но местное духовенство никак не могло по достоинству оценить его усилия – их раздражало и озлобляло то, что, вторгшись на их территорию, Константин Философ позволяет себе критиковать их действия, не имея при этом высокого церковного сана. Они жаловались на него и Баварскому архиепископу, и Венецианскому митрополиту, и папе Римскому. В конце концов, после трех с половиной лет поведенных в Моравии, святые братья решают отправиться в Венецию и Рим, дабы при личной встрече объяснить свою позицию и заручиться архиерейской поддержкой. Вместе с ними в путь отправились также их ученики и помощники. Путешествие в Рим На пути в Венецию святые братья проезжали Паннонию – княжество, находившееся на югозападе нынешней Венгрии. Паннонский князь Коцел пригласил их ненадолго задержаться в его владениях, поскольку уже давно хотел ввести у себя славянское богослужение, которое было у его соседей и противников в Моравии. Он был несказанно обрадован, когда переводчики Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык прибыли в Паннонию. По просьбе князя Константин и Мефодий провели в Паннонии около года. За это время они обучили славянской грамоте и самого князя и около пятидесяти человек, выбранных им. После этого в некоторых храмах в Паннонии было введено богослужение на славянском языке. Прощаясь с наставниками, князь Коцел предлагал им любое вознаграждение, но Константин Философ просил его вместо этого отпустить домой моравских пленников, что и было исполнено.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» [ Ин.3:16 ]! «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа. Из Евангелия: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» [ Мф.3:2 ]. Идучи в храм Божий, как в Царствие Божие, прежде всего приноси Богу покаяние во грехах своих, ибо не войдет в Царствие Божие «ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» [ Откр.21:27 ]. 19 мая. Глупец и мерзавец я! Вчера вечером пил пиво баварское, потом ел ватрушку и пирог и пил молоко – за то, несмотря на прогулку до моря, ночью спал беспокойно. Я встал и молился об очищении души от блудного движения. Не надо есть и пить на ночь, особенно пиво. Никогда его не надо пить. 20 мая. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать и силу совершить непреткновенно, с дерзновением, сердечно два напутственных молебна на двух военных судах и повенчать, также с дерзновением и сердечностью, свадьбу в соборе. Как гибельно уклоняться от единства веры и богопоч- тения, видно на христианских европейских державах, особенно на Англии, которая вот уже другой раз на моей памяти стоит за изуверное магометанство против христиан; немного ее лучше и Пруссия и Австрия: христиан бьют, режут, оскверняют, а они только потешаются с магометанской державой, вместо того чтобы наказать ее или дать общую грозную ноту. Благодарю Господа за троекратное скорое избавление меня Господом в день сей от нелепой диавольской злобы на невинных людей, хотя и на виновных нелепо озлобляться и к преступлению (виновности) присоединять новое, величайшее преступление – злобу. Ибо злоба есть разрушение всего закона Божия, как любовь – исполнение закона. Слава Тебе, Господи, Свете мой, Милость моя! Литургия – таинство очищения, освящения, просвещения, обновления, возрождения, оживотворения человека для жизни вечной, таинство любви божественной, таинство возвеличения, обожения обесчещенного, униженного, погибавшего во грехах человека. «Лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» [ Мк.9:47–48 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Нам нужно стяжать единое на потребу – любовь Божию, любовь к ближнему, самоотвержение, как корень всего доброго, ибо в самолюбии корень всякого греха. Оттого Господь и требует от Своих учеников прежде всего самоотвержения: если кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною [ Мф. 16, 24 ]; таким образом – отрекись привычки угождать чреву, пить вино; привычки сердиться на домашних или нищих, гонящихся за тобой; привычки засматриваться на женские красивые лица, на многоразличную красоту сделанных руками человеческими вещей, доводящих иных людей до пристрастия; бегай пристрастия самоугодия, привыкай находить удовольствие в отвержении своей воли и в исполнении воли Божией, закона Божия. Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных [ Лк. 14, 12 – 14 ]. Вот и я теперь с Господом и Церковью творю обед не для богатых и знатных, а для незнатных, маломощных, для вас, братия мои. Да они и не пойдут, если и звать их. Итак, предложим духовную трапезу, обильную не яствами, а бессмертною благодатию Духа, не опьяняющий сосуд вина, а дающую трезвое веселие духу, восхищенному зрением Божиих Таин и судеб вечных. 14 декабря Ну уж какое лютое беспокойство мне было от детородного члена ночью! Какой зной! Какая сласть! Только крестом, коим много раз знаменовался, удержался я от блудного разлияния. Это, вероятно, от выпитого утром молока (два стакана) и от рыбы, жаренной с солью и с маслом, за обедом, да и от сладкого чаю, выпитого в значительном количестве, первый раз внакладку, а другой вприкуску. Всякое излишество вредно. Во время соборования отставного солдата в доме Савельева нога крепко левая разболелась: стоять прямо не могу – и это, думаю, и верно, от излишества в молоке и рыбоядения. Поделом! Согрешил пред Господом, что на нищего прогневался и на жену мою за пустые опасения ее и укоризны; она назвала меня сумасшедшим, а я ее сатаною, до трех раз; таким образом, воздал уничижением за уничижение, ругательством за ругательство, злом за зло, между тем как сам учу других не воздавать злом за зло, бранью за брань. Согрешил пред Господом и людьми и пред саном своим ангельским и Господним! Помилуй, Господи. Обрати, Господи, прости, исцели, Господи; на стези любви, терпения, незлобия, наставь меня, Господи. Благодарю Господа, принявшего покаяние мое в злобе моей на жену и даровавшего мне мир, свободу и простор сердечный после тесноты и смятения (я, ходя по Господской улице, внутренно каялся и молился). Был я затем у Ивана Федоровича Пальянова и пил у него пиво баварское прозрачное и чай во славу Божию и на свое здоровье.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Наталия Осипова: «Пили бы баварское? История повторяется в третий раз» 31.08.2022 13:59:28 Уникальный случай выпал на нашу долю — увидеть, что было бы, если бы деды не отвоевали нашу землю. История, как известно, не знает сослагательного наклонения, но, видимо, слишком многие ныли и мечтали о том, как " мы пили бы баварское " , если бы в 1941 году спокойно сдались Гитлеру. И история решила: а давайте, уговорили, возвращайтесь в прошлое, если уж так хотите. И все мы теперь немножечко попаданцы, хотели мы того или нет, — современники, провалившиеся в эпоху наших дедов и прадедов, в эпоху борьбы с нацизмом. Началось не вчера. Вы же помните эти скандальные опросы-забросы, целью которых было зондирование и одновременно формирование общественного мнения на тему, что " стоило сдать блокадный Ленинград, чтобы спасти тысячи жизней " . Сдаешь город врагу — спасаешь, пьешь баварское. Держишь оборону — убиваешь мирных людей, не Гитлер, а ты, сражающийся солдат. Подлая, невыносимо гнусная манипуляция, которая подменяет образ врага на доброго, участливого дядю. Немцы-то, немцы, эта культурная нация, нация Гете и Шиллера, и накормила бы, и напоила, и работу и кров дала. Простой обыватель уцелел бы. Идеальная логика предателей, прекрасно изложенная в советском сериале 70-х годов " Рожденные революцией " . Слова все те же, знакомые. " Значит, спокойно сидите по своим квартирам и ждите. Немцы никого не тронут. Вы простые люди. С вас выжимали все соки. Вы кто? Коммунист, чекист? Зачем же уходить в неизвестность, на верную смерть. Немцы придут — дадут всем работу. Немцы — это культурная нация, передовая, цивилизованная, вся история человечества связана с ними " . В фильме так говорил провокатор. Ничего нового, впрочем. Аналогичное в " Братьях Карамазовых " говорит Павел Смердяков. " В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, отца нынешнему, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки-с " .

http://radonezh.ru/2022/08/31/nataliya-o...

351 Время отправления моравского посольства в Рим определяется приблизительно тем, что оно говорило в Риме о набегах угров на Италию, обвиняя баварских немцев в подстрекательстве к тому угров. А главные вабеги угров, после первого только разведочного, бывшего осенью 898 года, относятся ко второй половине 899 и первой 890 годов. Подробные указания и соображения у Я. К. Грота, стр. 352–355. Необходимо относить отправление посольства к началу этого периода, т.е. еше к 899 году, а не к 890, ибо в первых месяцах этого года уже были в Моравии папские легаты, присланные ив Рима, вследствие моравского посольства. Взяв во внимание то, что в 899 году, и именно приблизительно к осени этого года Вихинг назначен был Арнульфом на кафедру пассавского епископа, в каком сане он, по мысли Арнульфа и собственной, мог продолжать свои притязания на иерархическую власть над Моравией, можно предполагать, что обстоятельство это повлияло на ускорение отправки моравского посольства именно к осени 899 года. 352 Письмо это с прежних изданий переиздано в подлиннике Бильбасовым (Кирилл и Мефодий, I, 149–151). Подозрение в подлинности его, высказанное одними исследователями, как Диллером, устранено другими, как Дудиком. По нашему мнению, оно достаточно устраняется уже тем, что говорит сам же Дюммлер о выдающемся в данное время значении Гаттона в правительстве и немецкой иерархия (там же, р. 494–495), которое естественно вызывало его на роль защитника интересов баварской иерархии, как интересов не только её одной, до и всей немецкой иерархии, как интересов не только церковных, но и политических. Время написания письма определяется тем, что оно писано довольно скоро по избрании на престол сына Арнульфа Людовика, которое происходило в начале февраля 990 года, следовательно, в одном из весенних месяцев этого года, но во всяком случае ранее письма баварских епископов, о котором ниже. Замечании Бильбасова (там же, стр. 37) о более раннем составлении письма Гаттона в сравнении с письмом баварских епископов может быть восполнено тем что в письме Гаттона Италия представляется еще воюемою уграми, тогда как в письме епископов уже освободившеюся от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Итак, бойцы на переднем крае или во вражеском тылу уничтожают допрошенных языков, если не могут доставлять тех в свой тыл. В тылу тоже не церемонятся с определёнными категориями пленных, например, снайперами, огнемётчиками или " охотниками " на гражданских и раненых. Однако, здесь на лицо дознание и суд, только по простой процедуре. Могут ли в числе больных и врачей находиться военные преступники? Конечно могут, но в захваченном Севастополе немцы просто без разбирательств истребили временно беззащитных. Это и есть знаменитая традиция западных варваров. Марина, Киев 24 июня 2019, 15:41 А у некоторых наших подлецов красной линией проходит агитация дня скорби, вместо Победы, " знову " вместо гордости и благодарности за ПОБЕДУ. Мертвые души. АлександрГ. 23 июня 2019, 20:59 Татьяна23 июня 2019, 10:58 В тезисе про то как пили бы баварское есть и еще вопросы. Чтобы пить баварское нужно было сдаться. И из этой же серии совершенно подлая мысль, что если бы сдались, то меньше было бы пролито крови. А чего они тогда наших пленных пивом не поили и вместо этого их в печах сжигали? И отчего они тогда выметали из наших сел и городов все подряд? А с какой стати мы должны были кому бы то ни было сдаваться? Не хотите крови лить так не приходите к нам с оружием. Не лезьте к нам. И вообще, вы нас спросили, нам ваше баварское вообще нравится? Но есть и еще вопрос. А они не хотят нам сдаться? Пельмени гарантируем. Не обманем. Макаров 23 июня 2019, 20:36 Андрей 23 июня 2019, 11:56 Уважаемые комментаторы, не надо говорить про гуманизм в условиях боевых действий... немцы, по своему обыкновению, их просто расстреляли. Это старое, так и не изменившееся за тысячи лет германское зверство, чего же более то? Вы вроде как оправдываете немецкие зверства " условиями боевых действий " ? А когда они расстреливали детей на глазах у родителей, или пытали маму на глазах малолетнего сына, который от увиденного сошёл с ума? А забор крови у детей в концлагерях, а истерзанные тела молодогвардейцев, а сожжённые деревни Беларуси -- какие тут по-Вашему " условия боевых действий " , чтобы ими можно было обосновать это " германское зверство " ? " По обыкновению " ? Не стыдно?

http://pravoslavie.ru/121994.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010