Никакого «монастыря» или, противоположно тому, «смутного желания выйти в господа», указываемых Рачинским в своих «Заметках», в инородческом образовательном движении, созданном Н.И. Ильминским , решительно не было; не вышло в нем ничего сходного с художником Н.П. Богдановым-Бельским 393 , но, наоборот, все инородцы, получившие высшее образование, ушли в своей жизни в то же инородчество, а не на сторону. Татевская школа была основана первою ее учительницею Варварою Александровною Рачинской сейчас же после 19 февраля 1861 года. Позднейший ее учитель, Сергей Александрович, отдал школе свои силы после выхода своего из Московского университета вследствие известной борьбы молодого со старым. 394 Обстановка школы в барской усадьбе, ученики из детей бывших крепостных, учитель-профессор из местных помещиков и, наконец, денежные средства совершенно не соответствовали татарской школе на выезде из Казани с учениками, не знавшими крепостного права, с учителем-крестьянином и с делом, начатым прямо без гроша. Общее у этих школ – великая любовь к свету и ближнему – дала общую же им неудержимую, твердую службу на благо людей. В Татевской школе было более художества, в казанской – миссионерства. В Татевской школе работал большой человек с чудной душой, не думавший о будущем 395 , работавший сам до самозабвения и со всею силою своей любви, опытности, знаний и средств. В казанской школе, бывшей сердцем целой системы «школ-отраслей», посылавшей первых своих восторженных, хотя и мало ученых учителей, «сам» «Никола-бабай», не уступавший Рачинскому в любви к людям, в уме и самопожертвовании, работал только для будущего в своем деле; он не давал уроков, не жил в школе, а только руководил делом издали и не был тот артист-учитель, каким, несомненно, был с головы до ног художник Рачинский. Оба эти удивительные народолюбца – оба идеалисты – были совершенно различны между собой. Они сторонились немного друг друга, и, хотя высоко чтили друг друга, но не встретились ни разу. Вот несколько строк Рачинского ко мне, посланных в Казань, куда я ездил проститься и похоронить Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда же через месяц президент Путин подписал соответствующие поручения, а ещё через месяц начались массированные проверки школ республики прокуратурой, в руководстве региона и парламенте начались истерики, включая президента Минниханова, который публично намекнул, что могут «неправильно» пройти выборы президента России, ведь они держатся на школах. Фаттахова послали в Москву «решать вопрос с федералами». Он тогда всё ждал приёма федерального министра образования – чуть ли не на коврике перед кабинетом, но ничего там не высидел, хотя перед Госсоветом блефовал, что якобы «договорился». И был потом под конец 2017 года уволен из министров с формальной формулировкой «в связи с переходом на другую работу», но в обществе-то все знали, что из-за татарского языка. С одной стороны, что «не отстоял позиции татарского языка перед Москвой», а с другой – за то, что фактически подставил региональное руководство перед федералами и лично Путиным. Местные же националы лепили из опального Энгеля Фаттахова мученика, героя, в интернете появился даже светлоликий «Ангель», хотя оригинал весьма темнокож. Но Фаттахов в жалости не нуждался, совсем вскоре он вернулся главой своего Актанышского района, где комфортно продолжает политику татаризации и де русификации до сих пор. И, вот, вишенка на торте в конце статьи, точнее, две. Вишенка первая: Актанышский район – родина главного сельхозмеханика республики – Минтимера Шаймиева, который, как мы говорили, до сих пор – неотъемлемая часть им же сформированной за последние десятки лет команды региональной власти, её лидер-аксакал. Вишенка вторая: назначение Фаттахова министром образования, который чуть не довёл республику до реального межнационального конфликта, было инициировано именно Шаймиевым. Отсюда и такая уверенность Фаттахова в собственной непотопляемости, ведь и нынешний глава региона Минниханов даже только из уважения к Бабаю («бабай» - тат. «дедушка», ласковое внутреннее прозвище М.Ш. Шаймиева – М.Щ.) его в обиду не даст и всегда прикроет.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/14/...

– В таком случае ваш закон обижает бедных: они не в состоянии приносить жертвы, поэтому могут лишаться большой награды; бедные люди не могут также, по бедности, исполнять хадж, т. е. сходить в Мекку, и опять могут лишиться награды; они не могут иметь чистой рубашки, не могут иногда долгое время молиться Богу, поэтому лишатся награды за исполнение молитвы. Ваш закон очень хорош для богатых, а бедным людям его держать нельзя: награды нечем почти заслужить. Бедные и милостыни подавать не могут. Ваш закон несправедлив: хорош только для богатых. Высказавши это Бик-Мухаммеду и его товарищам, я ждал от них ответа, но ответа никакого не последовало. 18-го числа октября, 1881 г., я отправился из села Чипчугов, проехал село Бирюли, деревню Собакино, село Высокую Гору, деревню Киндерли, и благополучно прибыл в Казань. Слава Богу! Япей Бабай 1 Не лишне заметить, что в Елабужском и Сарапульском уезде Вятской губернии есть татарская деревня Сослоуши. Народ там живет хорошо. Главная причина –питейного дома к себе не пускают. Хотели было силой, писарь верховодил, мирового улещал, чтобы кабак к ним татарам посадить беспременно; ну, бунт вышел. Сказывают, двух Мухамметов в Сибирь сослали, а кабака все-же у них и поселе нет. (См. Русская Речь, 1881 г. Сентябрь. Стр. 7. «Урал»). 3 Основатель Ислама, Мухаммед получил, будто бы, от самого Бога предписание, чтобы арабы ежедневно совершали по крайней мере 50 молитв. И только для бедного, трудом живущего народа, сделано исключение, – именно такие люди должны совершать пять молитв ежедневно. Дервиши ислама произносят сподряд по 33, по 66 и 99 раз имя Божие, следя за правильностью счета по шарикам четок. У дервишей встречаются четки с очень большими камнями, на которые они становятся на колени, пока не переберут всего ряда камней, чрез что причиняют себе весьма чувствительную боль. (См. Душеполезное чтение. 1883 г. август. «Рассказы из истории аскетизма». Стр. 378. Там же об употреблении четок у христиан, стр. 380–382). 6 У крещеных татар в передней стороне дома устрояются, как и мухаммедан, так называемые нары, широкая возвышения, четверти на 3 от пола, в роде лавок для сидения в домах русских.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

И к утешению моему я убедился, что действительно осталось живое предание особенно о милостности в Бозе почившего и о его ласковости в следующих отзывах. «Да-да, наша-та слыхал яво... Бульна – хорош он была тот-та большей мулла, иные называли – большой ахун, или даже муфтей Русский. Добра бульна был, акча 82 давал наша, голодный и бараньчук и бабай 83 сама бирал рука яво. Бульна-бульна хороша добра был... будта родна наша какой... и наша-то бульна любил яво...». Изъяснять чем-либо еще всю несомненную действительность этих и подобных данных более чем излишне; вникающие в суть и истину излагаемого, сами скорее готовы сказать: что еще требует свидетельств?! Свидетельство потребно и уместно здесь разве только то, какое видели мы в собственных словах виновника этих фактов самого жизнеописуемого, – потребно для того, чтобы признать и восчувствовать эти факты в том значении и духе, в каком он сам выразился в письме к преосв. Кириллу. Повторим еще для вящей памяти и назидания себе эти строки писания: «К утешению моему вседушевному скажу Вам, что при великом множестве нищих (по причине неурожая и голода), все именем Христовым питаются благотворением и общением верных. У самых Чувашей и Черемисов чувство человеколюбия раскрывается ощутительно. И Татары толпами ходят и просят у Русских милостыни ради Христа и получают. И сие есть уже знамение благости Господней, призывающей к истине и спасению не познавших еще пути к ним. Дай Бог, чтобы чувство человеколюбия возвышалось до чувства благочестия и им освящалось. Сего-то еще мало приметно в очах наших. Очи Господни видят вся». В этих словах письма, сопоставленных с сейчас сказанными сведениями, кто не узнает, прежде всего, именно в лице самого писавшего то чувство человеколюбия, которое воистину возвышалось до чувства христианского благочестия и им освящалось... А самые последние слова: «Очи Господни видят вся», – что иное значат и свидетельствуют о писавшем как не то, что он первый сам творил эти дела человеколюбия в раздаянии милостыни именно так, что шуйца не ведала что творила десница, и чтобы все это видели Очи Господни, а он сам уразумевал то, что свидетельствовал как в этом письме, так и в письме к родственнику при извещении его о голоде 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

А вот и нет! «Яндекс» сообщает, что как минимум один шахтёр из Новокузнецка (брутальный сибиряк) и один – из Воркуты (суровый северянин) уже попробовали себя в мужском стриптизе. Дело пошло… И политолог Ростислав Ищенко, всегда позиционировавший себя как патриот, советует и донецким шахтёрам не теряться и подаваться… нет, зачем в стриптизёры? Для начала – в бармены. Вокруг Мариуполя будет создана курортная зона… В Ленинграде жил такой поэт – Евгений Вензель. У него были строки: «Ты хочешь знать, сбылось иль не сбылось? Сбылось. Да так, что лучше бы не сбыться». 18 октября 2023 г на Запорожском направлении погиб Александр Можаев, позывной Бабай. Легенда Славянска, моложавый бородач с проседью, не сходивший с экранов в четырнадцатом году. Его лицо стало символом сопротивления. Почему я сейчас подумал об этом? В глубоком тылу Ну вот и всё. Я удаляюсь от линии фронта. Теперь – только легче, мягче и глаже… Позади Таганрог. Я остановился там накануне вечером. И даже был в гостях. И первый раз после Донецка услышал вопрос «ну как там сейчас». Вопрос, который сразу возвращает в реальность: ты уже не ТАМ! …Выйдя «из гостей» в центре Таганрога безмятежным курортным вечером, я упёрся взглядом в красивое здание через дорогу. Кафе «Чехов-сад»… Надо же, иногда и современная архитектура бывает... и может… когда захочет! А теперь – хорошо знакомое мне шоссе Таганрог – Ростов мимо Самбекских высот… вдруг стало совершенно незнакомым! Сплошные дорожные работы, техника, толкотня… Через несколько дней я узн аю, что это – не просто ремонт или реконструкция. Это – создание новой федеральной трассы, типа тех же «Дона» или «Невы», по которым проляжет сейчас мой путь. Только эта трасса пройдёт через «новые территории» от Ростова до Крыма и будет называться… «Новороссия»! Может быть, я сентиментален. Но от этого факта, от этого сухого наименования объекта – федеральная трасса «Новороссия» – меня пробирает мороз по коже. И хочется плакать. Вспомните, вспомните их всех – и Моторолу, и Гиви, и Мозгового, и Медведя, насмерть вставшего на Саур-Могиле, и тысячи, тысячи ИХ – наших ровесников, соотечественников, братьев, которые жизнью заплатили за то, чтобы просто – стал этот объект: федеральная трасса «Новороссия»… сухо и буднично, как будто и был всегда. Вспомните горящий Дом профсоюзов в Одессе. Вспомните кровь на орденах ветеранов в Мариуполе на День Победы . Вспомните холодный, липкий ужас Минского предательства и долгие годы отчаяния… вспомните донецкую Аллею Ангелов с именами убитых детей… и всё-таки она есть, эта трасса! И есть это слово. Теперь уже – навсегда.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/22/...

После выхода книги " Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х " в электронном виде ей заинтересовалась прокуратура Татарстана, проверяя текст на предмет пропаганды  идеологии АУЕ Но таковую не нашла. После этого на " жареную " тему обратили внимание киношники, а именно – команда Жоры Крыжовникова, режиссёра комедии " Горько " , фильмов " новые " , " Самый лучший день " и других довольно невзыскательных картин. РОБЕРТ ГАРАЕВ. СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ ПИСАТЕЛЯ В FACEBOOK Ведёт проект, оцениваемый в 100 млн рублей, компания " Тумач Продакшн " , а в Татарстане ей помогает дирекция " Время кино " , ранее отснявшая провокационную картину " Зулейха открывает глаза " по роману Гузель Яхиной. Как писали местные издания, " финансовую помощь оказали некоторые республиканские VIP’ы " . При этом в Сети – например, на Telegram-kahaлe " Бабай позвонит " сообщается, что " инициаторами экранизации и главными спонсорами сериала " Слово пацана " ... являются бандиты, которые отсидели полагающиеся им сроки, вышли на свободу и теперь пытаются романтизировать своё прошлое " . Надо заметить, что нынешние отечественные кинодеятели кино снимают в большинстве своём весьма посредственное, но вот пре-продакшном научились заниматься хорошо. Имея под этим в виду скандальную шумиху, рекламирующую фильмы ещё с первых дней съёмок. Так, с большой помпой в Казани и Набережных Челнах продюсерами был объявлен кастинг на участие в " Слове пацана " местных подростков, которые откликнулись с таким " огоньком " , что мероприятие местными властями было отменено. И это инициировало, с одной стороны, нездоровый интерес к проекту, а с другой – его критику. Или гопник, или Милохин Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Татарстан  Ирина Волынец пошла ва-банк, попросив прокурора республики  Илдуса Нафикова проверить сериал " на предмет вовлечения несовершеннолетних в контент, наносящий вред их психическому и нравственному здоровью " . Особенно насторожил омбудсмена, по её словам, ажиотаж, который вызвал кастинг среди молодёжи на роли гопников:

http://ruskline.ru/opp/2022/02/23/bandit...

« . Дело в том, что они почему-то пытаются меня сделать противником татарского языка, а речь шла о вандализме, который случился в одном из районов Татарстана, где на кладбище спилили крест. И, когда мы об этом заговорили, мои слова просто вырвали из контекста и сказали о том, что это все неправда и в РТ таких проблем нет. Я написал, что нет, правда и национальное самосознание действительно просыпается. Потому что я слышу много татарской речи, когда люди между собой в общении говорят на татарском языке на улицах Казани, чего 15 лет назад не замечал. Это говорит о том, что национальное самосознание у людей просыпается. Но, к сожалению, таким пользуются иногда националисты, которые призывают к сепаратизму даже. А это, как вы понимаете, я, как гражданин России, принимать не хочу и не буду. Что касается всей инсинуации относительно татарского языка… Ну это все вранье. Это просто выдернуто из контекста. Специально раздувается ситуация», – комментирует публичный скандал лауреат Тукаевской премии Михаил Панджавидзе, театральный режиссер, раннее работавший с театром оперы и балета им. Мусы Джалиля РТ. На «десерт» предлагаю послушать проникновенно прочтённое стихотворение Лабиба Лерона - «Обращаюсь к вам…». Автор, выросший в Актанышском районе в селе Олы Имэн, – заслуженный деятель искусств республики. Стихотворение, прозвучавшее в эфире национального радио «Китап», вирусно распространяется в том числе среди деятелей культуры. Ниже даю его вольный перевод для того, чтобы вы могли дать собственную оценку направленности подобных произведений национальной культуры, которые, безусловно, каждый день, капля за каплей, формируют межнациональные взаимоотношения. К вам обращаюсь, национальные коршуны! К вам обращаюсь, татарские тупицы! К вам обращаюсь, племя без языка и религии! К вам обращаюсь, татарские манкурты (здесь – татарин, не помнящий своих корней)! К тебе обращаюсь, Даватика, бабай! К тебе обращаюсь, Даваника, эби (бабушка)! К тебе обращаюсь, Папа-папуль, эти (папа)! К тебе обращаюсь, Мама-мамуль, эни (мама)!

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/28/...

Сагра глазами епархии и «Города без наркотиков» О конфликте в поселке Сагра: Евгений Ройзман, Евгений Маленкин и отвественный за тюремное служение Екатеринбургской епархии священник Алексий Елисеев. 11 июля, 2011 О конфликте в поселке Сагра: Евгений Ройзман, Евгений Маленкин и отвественный за тюремное служение Екатеринбургской епархии священник Алексий Елисеев. Сагра – это небольшой посёлок, расположенный в административных границах города-спутника Екатеринбурга Верхняя Пышма, в 25-ти километрах от областного центра. Официально численность населения составляет всего 188 человек (1), половина домов принадлежит дачникам. Поселок был мирный и спокойный. По словам главы Исетской администраци и Сергея Хоронжина, даже пьяница в деревне был всего один, по прозвищу Бабай, и тот – абсолютно безобидный человек (2). Сагра «Замечательный» сосед По словам местных жителей , что всё началось, когда в Сагре появились цыган Сергей Краснопёров с сестрой Валентиной Лебедевой, которая вскоре после заселения принялась торговать героином (3). Их дом был на окраине села, на улице Нагорной, а потому наркоманы, чтобы дойти да «точки», вынуждены были весьма нетрезвой походкой шествовать через всю деревню , одним своим видом пугая местных жителей (4). Однако одним только героиновым бизнесом Краснопёров не ограничился. Вскоре у него появились работники, которые, по словам местных жителей, не раз уже попадались на кражах в местном магазине «Лариса» и на огородах (5). Не удивительно поэтому, что когда 29 июня ограбили дом Сергея Зубарева, единственными «подозреваемыми» стал новый сосед и его, как выражаются местные, «бегунки». – Я приехал на дачу, а там выбиты окна, вытащен электроинструмент, холодильник, унесли сковородки, еду, – перечисляет Сергей Зубарев (6). После кражи терпение деревенских жителей лопнуло, и они вначале вынудили барыгу съехать на железнодорожную станцию, а потом и вообще уехать из деревни. Накануне бегства цыган попытался запугать жителей: по словам очевидцев, к нему приехали демонстративно вооруженные ножами люди, однако на деревенских мужчин это не произвело впечатления (7).

http://pravmir.ru/sagra-komu-vygodno/

Но всего важнее как он каялся? Слёзы текли у него ручьём и сам он в этом сокрушении, крестясь, чистосердечно каялся в своих прегрешениях. После же принятия св. Таин, осенив истово себя крестным знамением сказал: «Слава Богу! Я ведь чувствую теперь, что мне легче. Если жизнь моя ещё протянется, не откажись бабай (отец) ещё приехать и понапутствовать меня». В утешение я ему сказал, что по его усердной молитве Всесильный Господь может дать ему не только облегчение, но и совершенное выздоровление. Убеждение Аларских инородцев относительно напутствования больных, что орот-лама-русский священник направляет душу больного на тот свет, почему и священника нужно приглашать уже к безнадёжно больным, в последнее время, под влиянием бесед миссионера и фактов выздоровления опасных больных, по приобщении их Св. Тайнами, изменяется, и нужно надеяться, что напутствование будет совершаться своевременно. Тот же миссионер свидетельствует об особенном благоговении новокрещёных к христианской святыне иконам. «При посещении с животворящим крестом крещёного в 1891 году, помощника старосты 6 рода Басанова, меня поразило отсутствие св. икон, которые он после крещения поставил с особенным благоговением на устроенную им «божницу». Невольно у меня явилось подозрение, что ламы, постоянно разъезжающие по улусам, совратили его в ламаизм. Пропели мы с псаломщиком тропарь и кондак. Басанов и вся его семья благоговейно приложились к животворящему кресту. Поздоровались. Что же, говорю я, обращаясь к хозяину дома Басанову, Николай Петрович , иконы-то убрал? Пред чем же ты возносишь свои молитвы ко Господу? Да и для чего нужно их убирать? Были мои вопросы. «Убрал я их, ответил тот, а убрал их потому, что избушка у меня, сам видишь, маленькая, малахань (маленькая печь, в которую вмазывается чугунный котёл для приготовления пищи) дымит и мне стало жаль св. иконы, что они коптятся. Я поставил их в шкаф и вот где они у меня стоят». При этом он открыл стеклянные дверки шкафа, где стояли св. иконы. «Вот, продолжал Басанов, построю я отдельный новый дом, туда их перенесу, да и вас, батюшка, попрошу отслужить молебен.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

«Бабай чувствовал нарастающее всемирное зло по людям, по томлению их мысли, по содроганию их тихих сердец, все более скупо берегущих свое счастье, свое семейство и свою родную землю — все, что будет скоро удалено от них и страдать отдельно в бедствии… До войны зло было далеко и скрытно, а теперь настала пора уничтожить его вблизи, в жизни, чтобы люди больше не боялись жить на свете, чтобы они не томились больше в разлуке с родными, не горевали от разорения своих дворов, не мучились голодом и увечьем, — чтоб отошла от них тоска, непосильная для человеческого сердца». Так размышляет герой рассказа «Крестьянин Ягафар», а его жена произносит знаменательные слова: «…на войне сила тратится, а в деревне она рождается». В рассказе «Дед-солдат» говорится не только о мужестве, мудрости и находчивости старого крестьянина, воевавшего еще в турецкую кампанию и уничтожившего теперь с гиперболической, сказочной помощью внука Алеши (обыкновенной тяпкой тот разрушает целую плотину) немецкий танк, но точно так же, как в «Божьем дереве», возникает тема восстановления мирного лада и мирной жизни после войны. «Мы после войны все вместе опять соберемся…» — обращается Алеша к жителям подводного царства, председателем сельсовета которого он себя назначает и которое вынужденно приносит в жертву победе. «Железная старуха» напрямую с военными действиями не связана, но эта философская притча о жизни и смерти навеяна войной, и ее герой, мальчик Егор (Георгий-победоносец) силой духа побеждает смерть. Мотив победы над смертью звучит в «Рассказе о мертвом старике». Старый крестьянин Тишка остается на родной земле после захвата ее фашистами и, получив вражескую пулю в грудь, не умирает («Тратятся враги зря на меня»), но продолжает воевать с немцами в родной деревне, в «зоне мертвого старика», поражая и чужих и своих неистребимой силой жизни: «Смерти остерегайся и нипочем не помирай! Солдат не должен помирать, он должен победить, чтобы жить после войны, а то для кого тогда же жизнь?» Эти рассказы с их сюжетной сказочностью и определенной мерой условности могли показаться наивными, простыми и даже неправдоподобными («выдуманные… с нарочитой инфантильностью повествования», — заметил внутренний рецензент Е.

http://azbyka.ru/fiction/andrej-platonov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010